Научная статья на тему 'Военная безопасность в Арктической зоне Российской Федерации и реализация защиты плавучих атомных теплоэлектростанций на трассе Северного морского пути'

Военная безопасность в Арктической зоне Российской Федерации и реализация защиты плавучих атомных теплоэлектростанций на трассе Северного морского пути Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1098
936
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ / ЗАЩИТА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ УГРОЗЫ / ARCTIC ZONE OF THE RF / NORTHERN SEA ROUTE / MILITARY SECURITY / SAFETY OF NUCLEAR POWER FACILITIES / SPECIALLY PROTECTED OBJECTS / PROTECTION OF PROTECTED FACILITIES / TERRORIST AND OTHER THREATS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Иванов Георгий Викторович

Результаты анализа показывают, что в Арктическом регионе наблюдается постоянное расширение зоны военной активности арктических государств, что вызывает определенную озабоченность России. С учетом последних международных реалий следует ожидать различных сценариев развития событий обеспечения национальных интересов различных стран. Освоение Северного морского пути невозможно без надежной защиты северных рубежей РФ. Результаты анализа специалистов РАН показывают, что наиболее успешным проектом может быть установка плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС). Такие проекты наиболее эффективны и не единичны. Объекты атомной энергетики требуют надежного обеспечения и защиты в военном отношении от различных посягательств. Решение комплекса данных проблем будет способствовать успешной реализации стратегии развития Арктической зоны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military security in Russian Arctic and protection of floating nuclear power plants along the Northern Sea Route

The results of the analysis have shown that the Arctic region is characterized by a continuous expansion of the military activity zone of the Arctic states causing definite concern in Russia. Development of the Northern Sea Route is impossible without reliable protect of northern borders of the Russian Federation. The researches have shown that the most successful projects may be installation of floating nuclear power plants. Such projects can be considered as the most effective and not unique. The nuclear facilities require reliable support and protection in the military sense of various attacks. The decision of the whole complex of

Текст научной работы на тему «Военная безопасность в Арктической зоне Российской Федерации и реализация защиты плавучих атомных теплоэлектростанций на трассе Северного морского пути»

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 483-489

УДК 621.311.2-182.3:338.245.4 (985)

Г.В. Иванов

Военная безопасность в Арктической зоне Российской Федерации и реализация защиты плавучих атомных теплоэлектростанций на трассе Северного морского пути

G.V. Ivanov

Military security in Russian Arctic and protection of floating nuclear power plants along the Northern Sea Route

Аннотация. Результаты анализа показывают, что в Арктическом регионе наблюдается постоянное расширение зоны военной активности арктических государств, что вызывает определенную озабоченность России. С учетом последних международных реалий следует ожидать различных сценариев развития событий обеспечения национальных интересов различных стран. Освоение Северного морского пути невозможно без надежной защиты северных рубежей РФ. Результаты анализа специалистов РАН показывают, что наиболее успешным проектом может быть установка плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС). Такие проекты наиболее эффективны и не единичны. Объекты атомной энергетики требуют надежного обеспечения и защиты в военном отношении от различных посягательств. Решение комплекса данных проблем будет способствовать успешной реализации стратегии развития Арктической зоны РФ.

Abstract. The results of the analysis have shown that the Arctic region is characterized by a continuous expansion of the military activity zone of the Arctic states causing definite concern in Russia. Development of the Northern Sea Route is impossible without reliable protect of northern borders of the Russian Federation. The researches have shown that the most successful projects may be installation of floating nuclear power plants. Such projects can be considered as the most effective and not unique. The nuclear facilities require reliable support and protection in the military sense of various attacks. The decision of the whole complex of these problems can contribute to successful implementation of the strategy for the Russian Arctic development.

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, Северный морской путь, обеспечение военной безопасности, безопасность объектов атомной энергетики, особо охраняемые объекты, защита особо охраняемых объектов, террористические и иные угрозы Key words: Arctic zone of the RF, Northern Sea Route, military security, safety of nuclear power facilities, specially protected objects, protection of protected facilities, terrorist and other threats

1. Введение

Современная военно-стратегическая обстановка в Арктическом регионе характеризуется постепенным расширением зоны военной активности приарктических государств.

Страны Арктического региона (США, Норвегия, Канада и Дания) стремятся в кратчайшие сроки зарезервировать за собой право на расширение зон национальной юрисдикции за счет континентального шельфа и островов акватории Северного Ледовитого океана и приступили к разработке и практической реализации концепций обеспечения своих интересов в регионе. При этом постоянное военное присутствие в Арктике и возможность защиты государственных интересов средствами вооруженной борьбы рассматривается ими как составная часть их общей политики обеспечения национальной безопасности. Особое влияние на формирование арктической группировки ВМФ оказывает процесс разграничения морского пространства Арктики, который принимает все более жесткий характер после заключения Договора 2010 г. о разграничении спорного района Баренцева моря с Норвегией (Козьменко, Щеголькова, 2010; Козьменко и др., 2014).

К проведению арктических исследований привлекаются надводные корабли и подводные лодки, корабли и суда береговой охраны, военная авиация, а также другие подразделения вооруженных сил заинтересованных стран - это позволяет совместить решение задач по освоению Арктики с демонстрацией национального флага.

Перспективное развитие военно-политической обстановки в Арктике будет характеризоваться углублением региональных интеграционных процессов, дальнейшим сближением скандинавских и прибалтийских стран с США, ведущими западноевропейскими государствами и организациями, прежде всего в рамках НАТО и Европейского союза, и активизацией усилий Запада по созданию благоприятных условий для освоения ресурсов Арктики, в том числе в ущерб экономическим интересам России, т .е. не

483

Иванов Г.В. Военная безопасность в Арктической зоне...

принимая во внимание геополитические и экономические тенденции регионального присутствия России в Арктике (Козьменко, 2011).

В этом плане наиболее опасными представляются 2020-2025 гг., когда прогнозируется обвальное сокращение добычи нефти и газа в традиционных районах, а возникшие при этом острые противоречия в борьбе за ресурсы Арктики могут перерасти в военные действия.

Активизировалась деятельность ряда восточноазиатских государств по расширению своего влияния в Арктике в ущерб интересам РФ. С целью отстаивания общих интересов по обеспечению доступа к ресурсам Арктики, а также права свободного использования северных морских путей в 2004 г. создан и функционирует так называемый "Азиатский форум полярных исследований" (КНР, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия).

Таким образом, военная активность приарктических государств в Арктике создает условия по формированию угроз национальной безопасности России в Арктическом регионе, и прежде всего - в сфере обеспечения военной безопасности.

2. Основные направления реализации системы национальной безопасности в РФ

Возможными угрозами национальной безопасности РФ являются:

- стремление приарктических государств и других стран НАТО к усилению своего военного присутствия в Арктике, планируемое в связи с этим оборудование передовых пунктов базирования для защиты морских коммуникаций, а также развертывание систем освещения надводной и воздушной обстановки в Арктическом регионе;

- рост боевых возможностей группировок коалиционных и национальных ВС (ВМС) США и НАТО;

- развитие систем ПРО морского базирования и раннего предупреждения;

- рост активности спецслужб иностранных государств по ведению разведывательной деятельности в Арктике и на приграничной территории РФ;

- развертывание и присутствие в Арктике в мирное время группировки ВМС НАТО, включающей надводные корабли, подводные лодки и авиацию ВМС стран-участниц блока: Бельгии, Великобритании, Дании, Канады, Нидерландов, Норвегии, США, Франции и Германии;

- проведение многонациональных военных учений и смещение районов боевой подготовки в арктическую зону;

- увеличение военной спутниковой группировки США, нацеленной на Арктику;

- стремление норвежского руководства изменить статус архипелага Шпицберген как демилитаризованной зоны, сократить и в перспективе полностью вытеснить РФ с архипелага;

- противодействие рыбопромысловой деятельности РФ в Норвежской экономической зоне путем ужесточения требований к рыболовным судам в районах промысла и неправомерных действий по отношению к ним со стороны норвежских властей;

- стремление ряда иностранных государств (США, Норвегии, Японии и Канады) придать Северному морскому пути статус международной транспортной магистрали.

Таким образом, действия приарктических и других государств по наращиванию своего экономического и военного присутствия в Арктике объективно требуют от РФ принятия адекватных мер, направленных на поддержание паритета и создание благоприятных условий для реализации и защиты национальных интересов РФ в этом важном регионе.

В целом современная военно-стратегическая обстановка в Арктике характеризуется как стабильная, контролируемая и прогнозируемая на среднесрочную перспективу.

Российская Федерация обладает достаточным военным потенциалом для обеспечения военной безопасности в Арктике, способна развивать и наращивать его адекватно возникающим угрозам.

В целях обеспечения контроля за обстановкой в Арктике, своевременного выявления, предупреждения и предотвращения военных угроз в Арктике Министерством обороны России выполняется комплекс мероприятий, направленных на наращивание возможностей системы разведки и береговой системы наблюдения, а также развитие системы базирования ВМФ и ВВС в Арктической зоне РФ.

В рамках участия в стратегическом сдерживании для обеспечения военной безопасности РФ проводятся мероприятия по поддержанию в установленной степени боевой готовности сил (войск) Северного и Тихоокеанского флотов.

Выполняются задачи боевой службы, военно-морского присутствия в арктических районах, где экономическая деятельность РФ требует надежной защиты военными методами, в том числе в проблемных районах промышленного рыболовства, прилегающих к архипелагу Шпицберген, на трассе Северного морского пути, в районах Штокмановского и Приразломного нефтегазовых месторождений в Баренцевом море.

484

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 483-489

Приоритетными направлениями деятельности Минобороны России на арктическом направлении являются:

- создание группировки войск (сил) общего назначения для защиты национальных интересов РФ в Арктике;

- восстановление военной инфраструктуры в арктическом регионе;

- создание и развитие системы освещения обстановки в Арктике:

- обоснование внешних границ континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане;

- выполнение международных обязательств по проведению гидрографических работ и поддержанию на современном уровне навигационных морских карт Арктического региона.

В 2013 г. деятельность Министерства обороны РФ осуществлялась в соответствии с Планом мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу (далее - План).

В интересах укрепления стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства в Арктике, развития и укрепления дружественных отношений с приарктическими странами состоялись следующие мероприятия:

- переговоры Министра обороны РФ с министрами обороны стран-членов Арктического совета Норвегии (февраль 2013 г.) и Швеции (июль 2013 г.);

- начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ 11-12 июня 2013 г. принял участие во второй ежегодной конференции начальников генеральных штабов (штабов обороны) вооруженных сил государств-членов Арктического совета в г. Иллулиссате (Гренландия), в сентябре 2013 г. провел переговоры с главнокомандующим вооруженными силами Швеции;

- главнокомандующий ВМФ осуществил рабочие поездки в США (июль 2013 г.) и Финляндию (сентябрь 2013 г.);

- проведены российско-американские военно-морские штабные переговоры (ноябрь 2013 г.), штабные переговоры с делегациями вооруженных сил Финляндии (март 2013 г.), Швеции (май 2013 г.), Канады (ноябрь 2013 г.).

Повышение боевых возможностей группировок сил (войск) общего назначения ВС РФ, дислоцированных в Арктической зоне РФ, осуществляется в рамках государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения на период до 2020 г.

Спланировано строительство новых эсминцев ледового класса и "кораблей прибрежной зоны" для обеспечения безопасности морской экономической деятельности преимущественно при добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе. На Северном флоте также будут вводиться в эксплуатацию специализированные поисково-спасательные суда и использоваться совместно с МЧС России.

Планируется переоснащение соединений и частей морской пехоты современными образцами вооружения и военной техники, в том числе для действий в сложных климатических условиях Заполярья.

Продолжается реализация мероприятий федеральной целевой программы "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (2007-2015 гг.)".

Минобороны России проведена подготовительная работа по реализации, начиная с 2014 г., мероприятий по дальнейшему развитию военной инфраструктуры и группировок войск (сил) в Арктике.

Военное присутствие сил Военно-Морского Флота в Арктике осуществлялось в соответствии с планом стратегического сдерживания ВС РФ, в рамках которого в 2013 г. силами Северного флота выполнен ряд походов отрядов боевых кораблей в Арктику, самолетами дальней авиации ВВС выполнено более 20 вылетов на боевое патрулирование в Арктике, проведены учебно-боевые пуски баллистических ракет.

Отряд кораблей Северного флота в составе 3 боевых кораблей и 7 судов обеспечения в августе -сентябре 2013 г. осуществил переход из ОПБ Североморск к Новосибирским островам, пройдя расстояние 2 000 миль, из них 400 миль - в сопровождении четырех атомных ледоколов Росатомфлота ("Ямал", "Вайгач", "50 лет Победы" и "Таймыр") через районы со сложной ледовой обстановкой; произвел высадку взвода морской пехоты на необорудованное побережье о. Котельный (Новосибирские острова), доставку имущества, необходимого для восстановления аэродрома. В сентябре-октябре 2013 г. аэродром Темп на острове Котельный был восстановлен и подготовлен к приему самолетов типа Ан-72 и Ан-26.

Морская авиация Северного флота приступила к проведению патрулирования в Арктике на постоянной основе.

После многолетнего перерыва в сентябре 2013 г. проведены гидрографические исследования условий плавания в районе архипелага Земля Франца-Иосифа. В ходе ее проведения был открыт пролив,

485

Иванов Г.В. Военная безопасность в Арктической зоне...

разделяющий остров Нортбрук на две части, получены сведения для корректуры навигационных карт и пособий для плавания.

Корабли ВМФ осуществили визиты и деловые заходы в порты приарктических государств Норвегии, Швеции, США. Главную военно-морскую базу Северного флота Североморск в мае 2013 г. с деловым заходом посетил корабль военно-морских сил Норвегии.

С участием авиации и кораблей ВМФ проведены двух- и многосторонние международные учения "Помор-2013", "Баренц-2013", "ФРУКУС", на которых отрабатывались вопросы поиска и спасания на море, взаимного обмена информацией об обстановке на море, противодействие террористической и пиратской деятельности, совместного реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике.

Пограничная безопасность РФ в Арктике обеспечена и развивается в соответствии с Комплексным планом обеспечения пограничной безопасности в Арктическом регионе. Продолжается создание современной береговой инфраструктуры, оснащение пограничных органов корабельным составом.

ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализует комплекс мер по укреплению пограничной безопасности в Арктическом регионе в рамках разработанного Комплексного плана обеспечения пограничной безопасности в Арктическом регионе (2010-2020 гг.).

Сформирована система береговой охраны для комплексного решения задач обеспечения интересов и безопасности РФ в арктических водах и на побережье. Пограничную безопасность в Арктической зоне РФ обеспечивают 7 пограничных органов, созданных по административнотерриториальному принципу.

Ежегодно осуществляется патрулирование акваторий арктических морей, рыболовной зоны архипелага Шпицберген пограничными сторожевыми кораблями и авиацией ФСБ России. Подразделениями пограничных органов обеспечивается суверенитет и присутствие Российской Федерации на наиболее удаленных территориях Арктики (острова архипелагов Земля Франца-Иосифа и Северная Земля).

На маршрутах наиболее активного судоходства по трассам Северного морского пути и в районах промышленной деятельности пограничной службой наращиваются усилия по осуществлению радиолокационного и радиотехнического наблюдения. В целях решения задач по обеспечению морской безопасности, безопасности нефтегазодобывающих комплексов, транспортных коммуникаций, морских ресурсов и экологии организована работа по созданию межведомственных региональных информационно-координационных центров в городах Мурманск и Петропавловск-Камчатский. Деятельность центров будет направлена на оптимизацию межведомственного информационного взаимодействия заинтересованных федеральных органов экспертной власти в целях осуществления комплексного контроля за надводной обстановкой в морских пространствах.

Расширяется межведомственное взаимодействие в регионе. На основании межведомственных соглашений организован доступ пограничных органов к информационным ресурсам

автоматизированных информационных систем и систем мониторинга взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти: российского сегмента Системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии, глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением судов "Виктория" Минтранса России, отраслевой автоматизированной системы мониторинга водных биологических ресурсов Росрыболовства, Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и других систем. Организована работа по подключению пограничных органов к комплексной интегрированной информационной системе мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (КИИС "МоРе").

Продолжается работа по созданию пограничного сегмента системы освещения надводной обстановки в морских пространствах Арктической зоны РФ. На базе современных информационных технологий и развернутых ведомственных систем мониторинга реализуются меры по созданию автоматизированной системы технического контроля надводной обстановки (АСТК). В 2013 г. такая система развернута в Баренцевом и Белом морях.

Проводятся работы по расширению функциональных возможностей АСТК путем интеграции в нее корабельного состава, средств пассивной локации и информации дистанционного зондирования Земли. Проводится работа по развертыванию автоматизированных систем технического контроля надводной обстановки. В прошедшем году такая система развернута на трассе Северного морского пути в Баренцевом море. В рамках этой работы были автоматизированы и сведены в единую систему ряд постов технического наблюдения пограничных органов Мурманской и Архангельской областей. В

486

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 483-489

ближайшей перспективе планируется развернуть АСТК на всем протяжении Северного морского пути. В основу создаваемой системы заложены принципы освещения и контроля обстановки с использованием информации от современных автоматизированных постов технического контроля надводной обстановки, беспилотных летательных аппаратов, а также от автоматизированных систем взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти РФ. Серьезным успехом в работе по созданию АСТК можно считать интеграцию в нее корабельного состава пограничных органов. Этот шаг позволяет значительно расширить границы зон покрытия АСТК.

Активно ведется работа по оснащению пограничных органов региона самыми современными вооружениями и техническими средствами. Планируется завершение в 2014 г. строительства первого пограничного сторожевого корабля ледового класса для охраны исключительной экономической зоны континентального шельфа в Арктике.

Разработаны автоматизированные посты технического наблюдения (АПТН) для автоматического (без участия личного состава) ведения круглосуточного контроля надводной обстановки в зоне ответственности подразделений береговой охраны. Они позволят автоматически обнаруживать надводные цели, сопровождать и распознавать их в любых погодных условиях и времени суток, а также выдавать информацию в автоматизированную систему технического контроля ведомства. В состав в зависимости от комплектации могут входить новейшие радиолокационные станции, оптоэлектронное и тепловизионное оборудование, средства связи и передачи данных, а также автономные источники электропитания. Присутствие людей на АПТН не предусматривается. Управление такими постами осуществляется из мест постоянной дислокации подразделений береговой охраны дистанционно. Туда же поступает вся информация об обнаруженных целях и данные от датчиков по обеспечению собственной безопасности.

В целом предоставленные законодательством РФ пограничным органам полномочия позволяют эффективно осуществлять защиту и охрану государственной границы РФ в Арктике, а также защиту экономических и иных законных интересов РФ на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и за их пределами (Иванов, 2014).

Исходя из подробного анализа оценки военной и пограничной безопасности в Арктической зоне РФ, необходимо отметить, что особую заботу и озабоченность составляют особо охраняемые объекты (как в настоящее время, так и в перспективе). К таким объектам следует отнести плавучую атомную теплоэлектростанцию, которую спланировано установить в г. Певек Чукотского автономного округа.

Опыт строительства и экономическая эффективность проекта вполне могут быть использованы другими субъектами федерации, входящими в Арктическую зону РФ и имеющими заинтересованность в развитии своих территорий и СМП.

В обобщенном виде генеральный план ПАТЭС представлен на рис. 1.

В настоящее время произведена государственная экологическая экспертиза плавучей атомной теплоэлектростанции на базе плавучего энергоблока проекта 20870 с реакторными установками КЛТ-40С, где получены положительные заключения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 сентября 2011 г. (приказ № 696).

Основные технические характеристики показаны на рис. 2.

Основные параметры безопасности ПЭБ представлены на рис. 3.

Концепция обеспечения безопасности РУ:

1. Концепция безопасности реакторной установки КЛТ-40С основана на современных принципах глубокоэшелонированной защиты в сочетании с развитыми свойствами самозащищенности реакторной установки и широким применением пассивных систем.

2. Свойства внутренней самозащищенности направлены на самоограничение энерговыведения и самоглушение реактора, ограничение давления и температуры теплоносителя первого контура, скорости разогрева, масштабов разгерметизации первого контура и темпа истечения, масштабов повреждения топлива, сохранения целостности корпуса реактора в тяжелых авариях и формируют облик "пассивного реактора", устойчивого к всевозможным возмущениям.

3. Проект реакторной установки КЛТ-40С разработан в рамках выполнения отечественных законов, норм и правил в области судовой атомной энергетики, принципов безопасности, выработанных мировым сообществом и отраженных в рекомендациях МАГ АТЭ.

487

Иванов Г.В. Военная безопасность в Арктической зоне...

Рис. 1. Генеральный план ПАТЭС

Плавучий энергетический блок (П'ЭБ)

ядерная установка, исполненная в виде судна стоечного типа

Длина, м 140

Ширина, м 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высота борта, м 10

Осадка, м 5,6

Водоизмещение, т 21 000

ft

[лощадь земельного участка, га Площадь акватории, га

до 14.1 X до 2,0

На береговой площадке располагаются:

- тепловой пункт;

- трансформаторная подстанция и

закрытые распределительное устройства ПО и 35 кВ; '

- административные здания;

- комплекс физической защиты._________

Параметр, характеристики Размер- ность Значение Суммар- ное

значение

Тепловая мощность реакторных установок МВт 2 х 150 300

Максимальная электрическая

мощность в конденсационном МВт 2 х 38,5 77

режиме

Мощность потребителей собственных нужд МВт 2x3,75 7,5

Номинальный теплофикационный режим:

- Электрическая мощность МВт 2x35 70

- Теплофикационная мощность Гкал/ч 2x25 50

Режим максимальной теплофикации:

- Электрическая мощность МВт 2x22 44

- Теплофикационная мощность Гкал/ч 2 х 73,4 146,8

Экономически обоснованная выработка тепла и

электроэнергии

- Электроэнергии млн.кВтч 435

- Тепловой энергии тыс. Гкал 438

Всего персонал ПАТЭС,

в т..ч.: 304

- работающая вахта чел 131

- проживающих в г. Певек 42

- отдыхающая вахта 131

6

Рис. 2. Основные технические характеристики проекта

488

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 483-489

Рис. 3. Обеспечение безопасности ПЭБ

3. Выводы

1. Вопросы обеспечения военной безопасности плавучих атомных теплоэлектростанций продолжают оставаться в центре внимания силовых ведомств, т.к. кроме технических вопросов безопасности следует учитывать вопросы защиты от террористических и иных угроз объектов подобного уровня важности для развития Арктической зоны РФ.

2. Решение всего комплекса вопросов безопасности будет способствовать развитию Арктической зоны РФ в соответствии с основными положениями стратегии развития этого региона.

Литература

Иванов Г.В. Сфера военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, прилегающей в Арктической зоне Российской Федерации. Ежегодный доклад (2013) Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Председателе Совета Федерации. М., Совет Федерации, с. 133-138, 2014.

Козьменко С.Ю. Региональное присутствие России в Арктике: геополитические и экономические тенденции. Арктика и Север, № 3, с. 15-26, 2011.

Козьменко С.Ю., Селин В.С., Щеголькова А.А. Особенности разграничения морского пространства Арктики. Морской сборник, № 5, с. 41-44, 2014.

Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Морская политика и экономическое присутствие России в Арктике: отзвуки противостояния. Морской сборник, № 12, с. 22-30, 2010.

References

Ivanov G.V. Sfera voennoy bezopasnosti, zaschity i ohrany gosudarstvennoy granitsy Rossiyskoy Federatsii, prilegayuschey v Arkticheskoy zone Rossiyskoy Federatsii [Sphere of military security, defense and protection of the state border of the Russian Federation, adjacent to the RF Arctic zone]. Ezhegodnyi doklad (2013) Ekspertnogo soveta po Arktike i Antarktike pri Predsedatele Soveta Federatsii. M., Sovet Federatsii, p. 133-138, 2014.

Koz’menko S.Yu. Regionalnoe prisutstvie Rossii v Arktike: geopoliticheskie i ekonomicheskie tendentsii [Regional presence of Russia in the Arctic: Geopolitical and economic trends]. Arktika i Sever, N 3, p. 15-26, 2011.

Koz’menko S.Yu., Selin V.S., Schegolkova A.A. Osobennosti razgranicheniya morskogo prostranstva Arktiki [Features of maritime delimitation in the Arctic]. Morskoy sbornik, N 5, p. 41-44, 2014.

Koz’menko S.Yu., Schegolkova A.A. Morskaya politika i ekonomicheskoe prisutstvie Rossii v Arktike: otzvuki protivostoyaniya [Maritime policy and economic presence of Russia in the Arctic: Echoes of confrontation]. Morskoy sbornik, N 12, p. 22-30, 2010.

Информация об авторе

Иванов Георгий Викторович - Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил России, д-р воен. наук, капитан 1 ранга

Ivanov G.V. - Military Academy of the General Staff of the Russian Armed Forces, Dr of Milit. Sci.

489

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.