Водоснабжение - одна из важнейших задач первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
Виноградов С. Д.
Видимо, нет необходимости напоминать об исключительном значении воды как одного из важнейших компонентов первоочередного жизнеобеспечения человека, оказавшегося в чрезвычайной ситуации. Вместе с тем и в обычных условиях дела с водоснабжением городов и других поселений обстоят далеко не благополучно, а в ряде регионов эти вопросы вызывают серьезную напряженность в жизни общества.
Причин такого положения немало. В первую очередь это загрязненность открытых водоемов различного характера. Как показал анализ, воды практически всех рек Европейской части России непригодны для хозяйственно-питьевых нужд без очистки, а многие из них не поддаются обработке традиционными методами и средствами. Несмотря на то, что Россия занимает второе место в мире по запасам пресной воды, все более ощущается ее недостаток, особенно в коммунально-энергетическом хозяйстве крупных городов. Естественная природная среда не обеспечивает самоочистки воды. Президент Российской Федерации В.В. Путин на совещании по вопросам водного хозяйства в Ростовской области летом 2003 года назвал стабильное и качественное водоснабжение главной проблемой XXI века не только в России, но и во всем мире.
Роль и значение воды в современном хозяйстве постоянно возрастает, в тоже время ее запасы сокращаются: снижается количество и объемы естественных и искусственных водоемов; зарастают и мелеют озера, пруды; заиливаются русла рек, каналов, засыхают болота; тают и сходят в виде грязевых селевых потоков ледники; понижается уровень подземных вод и их все труднее поднять на поверхность земли. Много воды безвозвратно теряется при добыче нефти и других полезных ископаемых.
Значительны потери воды в результате утечек во время ее транспортировки в водоводах и разводящих трубопроводах. Характерно, что большинство систем водоснабжения и теплоснабжения городов и поселков возведены практически в одно время (40-50 лет назад). Из-за отсутствия своевременного и надлежащего ремонта и технического обслуживания они также одновременно и в массовом порядке выходят из строя, приводя к замерзанию зданий, сооружений и даже целых жилых кварталов городов и поселков. Особенно частыми и социально-значимыми стали аварии на теплосетях в отопительный период в последние годы в Республике Саха (Якутия), Камчатской, Сахалинской и других областях. В Приморском крае, например, уже ряд лет не прекращается чрезвычайная ситуация, вызывающая серьезные социальные последствия. Необходимые запасы воды не были созданы и засушливым летом 2003 года. Г ород Владивосток с миллионным населением оказался на скудных нормах водопотребления. Нависла угроза даже теплоснабжению города, снабжению его электроэнергией. Исполнительные власти края и города намерены ликвидировать «водяную катастрофу» путем переброски водоводами воды из водозаборных сооружений на подземных и открытых водоисточниках, строительство которых было прервано в предыдущие годы, а также строительства новых водохранилищ и опреснения морской воды. Только одному краю эта задача вряд ли по плечу.
Задачи снабжения населения водой серьезно осложняются в условиях чрезвычайных ситуаций почти всех типов и видов: массовых природных, лесных и торфяных пожаров, землетрясений, разливов нефти и нефтепродуктов, радиационного, химического и биологического заражения, террористических актов, опасных гидрогеологических явлений, разрушений гидротехнических сооружений.
Парадоксально, что в условиях катастрофических затоплений, гидродинамических аварий и наводнений при огромном избытке воды в первую очередь нарушается водоснабжение объектов первоочередного жизнеобеспечения и снабжение населения
питьевой водой. При таких авариях прежде всего выходят из строя водозаборы, очистные сооружения, затапливаются аварийные колодцы. Местность, как правило, загрязнена химикатами, биологически опасными веществами, нефтепродуктами. Этот вывод был подтвержден на опытно-исследовательском учении на Сурском водохранилище в Пензенской области в марте 1996 года, проведенном по замыслу МЧС России под руководством С.К. Шойгу. В рекомендациях по результатам учения требовалось особо обращать внимание на вопросы безопасности водоснабжения в зонах возможного катастрофического затопления.
Выполнение задач водоснабжения городов тесно связано с электроснабжением. Отключения электроснабжения по различным причинам имели место в последнее время не только на территории России, но и в США, Западной Европе, на морских побережьях. В таких чрезвычайных ситуациях в первую очередь выходят из строя системы водоснабжения, а в итоге - страдает население. Только в октябре 2003 года ураганы неоднократно выводили из строя энергосистемы в Москве и Московской области, Нижегородской, Рязанской и других областях. Без снабжения электроэнергией, а следовательно, и без воды, оставалось до 20 млн. человек.
Особенно велик объем разрушений в результате землетрясений с высокой балльностью (нарушается герметичность водоводов и теплопроводов, разрушения внутридо-мовых разводящих сетей при этом носят массовый характер). Только в Республике Алтай в сентябре 2003 года было разрушено более 2000 домов, а в 800 домах потребовался ремонт. С учетом этого землетрясения в г. Новосибирске и ряде других городов Сибири увеличили нормативную сейсмичность до 3-5 баллов.
В сложном положении летом 2003 г. оказалось население г. Калининграда. Воды морского канала и устья реки Преголя, где расположены основные водозаборы, оказались засоленными нагонными морскими волнами.
В республиках и краях юга России в полной мере испытали летом 2002 и 2003 годов катастрофические наводнения, селевые потоки, сходы ледников, снежных лавин, камнепадов. Потребовался огромный объем неотложных аварийно-восстановительных работ на сетях водоснабжения, дополнительный расход коагулянта, песка, хлора. В зонах чрезвычайных ситуаций вводились строгие санитарные режимы и жесткие графики водопользования.
Засушливое лето 2002 года. в средней полосе России затруднило тушение многочисленных лесных и торфяных пожаров в Московской, Тверской, Владимирской областях, в краях и областях Сибири и Дальнего Востока. Поэтому, в целях пожарной безопасности были приняты превентивные меры, в том числе строительство дополнительных водоемов, особенно в районах торфоразработки.
Трудности с водоснабжением возникали не раз по причине разлива нефти. (Усин-ский район Республики Коми, 1996 г.; города Поволжья, 2003 г. и др., бассейн реки Печора с ее рыбными ресурсами). Угроза загрязнения фенолом возникала в системах водопровода ряда районов г. Уфы; продуктами ракетного топлива отработавшей ступени баллистической ракеты, упавшей в 80-х годах прошлого столетия в бассейн р. Северной Двины, на которой базируется водоснабжение г. Архангельска.
Большую угрозу системам водоснабжения представляют аварии на инженерных гидротехнических сооружениях, техническое состояние которых вызывает большую тревогу. Около 600 таких сооружений признаны опасными для дальнейшего использования. При определенных обстоятельствах эти плотины (дамбы) могут не выдержать экстремального напора воды и рухнуть. По данным обследования 2003 года, около 18 тыс. гидросооружений водохозяйственного комплекса юга страны находятся под надзором пяти федеральных министерств и ведомств. Более 10 лет у водохозяйственного комплекса нет единого хозяина, многие из сооружений бесхозны, а это чревато большими бедствиями.
Однако ни с чем не сравнимые катастрофические последствия влекут за собой радиационные аварии (авария на ЧАЭС в 1986 году, на ПО «Маяк» в Челябинской области в 1957 году), химические и биологические аварии. Риск таких аварий существует всегда реально, особенно в связи с подверженностью систем водоснабжения террористическим актам как на территории Росси, так и за ее пределами.
Необходимо учитывать также и то, что системы и источники водоснабжения, как никакие другие системы, подвержены различного рода загрязнениям, особенно химического и биологического характера. Вода в природе контактирует с атмосферой и почвой, где концентрируются вредные выбросы потенциально опасных производств, с воздухом, являющимся одним из путей передачи радиационного и химического заражения, загрязнения и таких инфекций как грипп, туберкулез, дифтерия, скарлатина, корь и др.
Из изложенного видно, что практически каждая из известных и имевших место на территории России чрезвычайных ситуаций тем или иным образом негативно влияет на работу систем водоснабжения городов и населенных пунктов, а следовательно затрудняют снабжение объектов первоочередного жизнеобеспечения и пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях.
Как известно, наибольшую гарантию безопасности снабжения водой обеспечивают системы, базирующиеся на подземных водах. До определенных пределов такие решения удовлетворяли потребностям производства и населения. Вместе с тем неконтролируемое, а порой и хищническое использование подземных вод, понизили их запасы, уровни залегания и качество воды. К тому же это становится причиной обмеления рек, осушения болот и торфяников, опустынивания земель, что усиливает социальноэкономический ущерб от аварий, катастроф и опасных природных явлений.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что вода уже в наше время становится важнейшим стратегическим ресурсом, а в недалеком будущем за ее обладание возможны конфликтные ситуации, в которые может быть вовлечена Россия или отдельные ее регионы.
В каждой конкретной чрезвычайной ситуации мероприятия первоочередного обеспечения водоснабжения зависят от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов.
Эти мероприятия на муниципальном уровне, непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации (очаге поражения) включают:
определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-птьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
оборудование недостающих пунктов забора, очистки, раздачи воды в передвижную тару;
организацию подвоза недостающего количества воды наличным транспортом и в расфасовке, а также подачу ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;
использование простейших способов добычи и очистки воды, в том числе и самим населением;
введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
защиту систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивных и других видов загрязнений и химического заражения;
подготовку, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
организацию восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственнопитьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.
Решать проблемы водоснабжения в масштабе субъекта Российской Федерации (региона) целесообразно в увязке с мероприятиями по предупреждению других чрезвычайных ситуаций в масштабе водного бассейна или ряда бассейнов в целом.
В первую очередь необходимо:
вести, а где это нарушено, возобновить мониторинг водной среды; поддерживать необходимые запасы воды в водохранилищах, регулировать их во время паводков и в летний межень;
организовать контроль качества и экономии воды на всех уровнях; иметь возможность переброски воды из одного водного бассейна в другой; поддерживать запасы подземных вод на уровне необходимого резерва, не допускать их нецелевого использования и загрязнения;
создать условия заинтересованности собственников и населения в экономии хозяйственно-питьевой воды;
практиковать и совершенствовать современные методы очистки воды: озонирование, мембранное фильтрование, использование современных технологий и материалов для дезодорации воды (удаления запахов);
развивать методы опреснения морской воды;
практиковать оборотное водоснабжение, замкнутые циклы водоснабжения в энергетике и на производстве;
исключить бесконтрольный сброс фекальных и зараженных вод в открытые водоемы без очистки и обеззараживания;
обеспечить водоснабжение в чрезвычайных ситуациях в герметичной таре. Наибольшее внимание должно быть уделено безопасности водоснабжения территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне. Основные требования в этом направлении предусмотрены инженерно-техническими мероприятиями гражданской обороны, изложенными в соответствующих строительных нормах.
Так, проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности по гражданской обороне должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках воды, один из которых должен быть подземным.
При невозможности обеспечения питания системы водоснабжения от двух независимых источников допускается снабжение водой из одного источника с устройством двух групп головных сооружений, одна из которых должна располагаться за пределами зоны возможных разрушений.
Суммарная мощность головных сооружений рассчитывается по нормам мирного времени. В случае выхода из строя одной группы головных сооружений мощность оставшихся сооружений должна обеспечивать подачу воды по аварийному режиму на производственно-технические нужды предприятий, а также на хозяйственно-питьевые нужды, исходя из численности населения мирного времени.
Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения оборудуются резервуары в целях создания в них не менее 3-х -суточного запаса питьевой воды по норме не менее 30 л в сутки на одного человека для численности населения мирного времени с применением средств консервации воды для продления сроков ее хранения.
В приграничной зоне и в зоне возможного радиоактивного загрязнения резервуары питьевой воды должны быть оборудованы фильтрами- поглотителями для очистки воздуха от радиоактивных веществ и капельно-жидких отравляющих веществ и располагаться, как правило, за пределами зон возможных разрушений. Резервуары питьевой воды должны оборудоваться также герметическими (защитно-герметическими) люками и приспособлениями для раздачи воды в передвижную тару.
Водоснабжение защитных сооружений предусматривается от наружной или внутренней сети, проектируемой по условиям эксплуатации помещений в мирное время. Кроме того, в убежищах предусматривается запас питьевой воды в емкостях из расчета 3 л/сут на каждого укрываемого, в противорадиационных укрытиях - 2л/сут на одного укрываемого из расчета пребывания укрывшихся в защитных сооружениях в течение двух суток.
В загородной зоне суммарная проектная емкость сооружений, обеспечивающих водой население и сельскохозяйственное производство, предусматривается из расчета 25 литров в сутки на одного человека и для сельскохозяйственных животных - по нормам, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации.
Водоснабжение населения в ходе эвакомероприятий, на сборных эвакуационных пунктах, эвакоприемных пунктах, в пунктах привалов и отдыха осуществляется из существующих водозаборных скважин, используемых для водоснабжения городов, поселений, полива сельскохозяйственных угодий, которые оборудуются приспособлениями, позволяющими подавать воду на хозяйственно-питьевые нужды путем разлива в передвижную тару. Скважины с дебетом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями. При этом оголовки артезианских скважин и шахтные колодцы в зонах возможного разрушения и загрязнения должны быть защищены и герметизированы.
Пожарные гидранты, а также задвижки для отключения поврежденных участков водопровода на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, располагаются, как правило, вне зоны возможного образования завалов - это обеспечивает тушение и локализацию пожаров на маршрутах ввода сил ликвидации чрезвычайной ситуации в очаг поражения или зону чрезвычайной ситуации, ведения неотложных аварийно-спасательных работ, всего комплекса мероприятий противопожарной защиты населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации.
Обеспечение водой пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения, как и других видов жизнеобеспечения, осуществляется на основе заблаговременно разработанных планов и принятых решений. Оперативное планирование водоснабжения предусматривается в составе планов гражданской обороны и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во всех звеньях РСЧС. Непосредственно мероприятия и работы в зоне бедствия осуществляются аварийно-техническими службами по планам действий этих служб.