Научная статья на тему 'Водосбережение - одно из направлений выполнения закона Об энергосбережении'

Водосбережение - одно из направлений выполнения закона Об энергосбережении Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1154
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ / ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ / ВОДОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВОДОСЧЕТЧИКИ / ПРИБОРЫ УЧЕТА / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНАЯ ВОДОРАЗБОРНАЯ АРМАТУРА / WATER CONSUMPTION / WATER SAVING / WATER SAVING MEASURES / WATER METERS / METERS / ENERGY SAVING / EFFICIENT WATER-DISPENSING FITTINGS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макотрина Людмила Викторовна, Лазарева Софья Олеговна

Изложены вопросы экономии и эффективного использования ресурсов водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и местными нормативами градостроительного проектирования г. Иркутска. Удельные показатели водопотребления могут быть пересмотрены по мере внедрения водосберегающих технологий. Приведены данные социологического опроса населения по проблеме энергосбережения, а также порядок и условия установки приборов для учёта расхода воды и методы снижения расхода воды, в том числе за счет применения водосберегающей арматуры с улучшенными регулирующими и расходными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER SAVING AS ONE OF THE IMPLEMENTATIONS OF THE LAW ON ENERGY SAVING

The article reports the issues of economy and efficient use of water resources in accordance with the Federal law of the Russian Federation № 261 On energy saving and improvement of energy efficiency and local regulations of town-planning design of the city of Irkutsk. Specific readings of water consumption may be revised as water saving technologies are introduced. The article provides data of the sociological survey of the population on the problem of energy saving; order and conditions of the installation of water meters; methods to reduce water consumption, including water saving through the use of water-saving fittings with improved regulatory and discharge performances.

Текст научной работы на тему «Водосбережение - одно из направлений выполнения закона Об энергосбережении»

УДК 628,17

ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ

Л.В.Макотрина1, С.О.Лазарева2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Изложены вопросы экономии и эффективного использования ресурсов водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и местными нормативами градостроительного проектирования г. Иркутска. Удельные показатели водопотребления могут быть пересмотрены по мере внедрения водосберегающих технологий. Приведены данные социологического опроса населения по проблеме энергосбережения, а также порядок и условия установки приборов для учёта расхода воды и методы снижения расхода воды, в том числе за счет применения водосберегающей арматуры с улучшенными регулирующими и расходными характеристиками. Табл.1. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: водопотребление; водосбережение; водосберегающие мероприятия; водосчетчики; приборы учета; энергосбережение; эффективная водоразборная арматура.

WATER SAVING AS ONE OF THE IMPLEMENTATIONS OF THE LAW ON ENERGY SAVING L.V. Makotrina, S.O. Lazareva

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article reports the issues of economy and efficient use of water resources in accordance with the Federal law of the Russian Federation № 261 "On energy saving and improvement of energy efficiency" and local regulations of town -planning design of the city of Irkutsk. Specific readings of water consumption may be revised as water saving technologies are introduced. The article provides data of the sociological survey of the population on the problem of energy saving; order and conditions of the installation of water meters; methods to reduce water consumption, includi ng water saving through the use of water-saving fittings with improved regulatory and discharge performances. 1 table. 10 sources.

Key words: water consumption; water saving; water saving measures; water meters; meters; energy saving; efficient water-dispensing fittings.

В современных условиях, когда, несмотря на имеющиеся сложности различного характера, продолжается строительство жилых зданий с комфортными условиями, проводятся мероприятия по благоустройству и озеленению городов, непрерывно возрастает общий объем расхода воды на хозяйственно-бытовые нужды. Если в 1977 г. среднее удельное водопотребление населением в городских населенных пунктах страны составляло 240 л/(сут.чел), то в 2003 г. оно составило 443 л/(сут.чел) [6]. Следует отметить, что в других странах нормой суточного водопотребления считается 150-200 л/(сут.чел) при условии его контроля.

Увеличение водопотребления населением обусловлено не только улучшением комфортности жилища, но и значительными потерями воды. Это связано прежде всего с тем, что 56% жилых строений находятся в неудовлетворительном и ветхом состоянии, что относится и к системам жизнеобеспечения (водоснабжение холодное и горячее, отопление, водоотведе-ние).

Для того чтобы объективно оценивать резервы экономии и эффективного использования ресурсов в системе без ущемления потребителя и ухудшения качества коммунальных услуг, необходимо из привычного понятия «водопотребление» выделить понятие «потребность в воде». «Водопотребление», определяемое делением общего количества воды, поданного системой, на число потребителей, характеризует технический уровень системы, а не степень удовлетворения потребителя. «Потребность в воде» должна характеризовать оптимальное количество воды, которое обеспечивает питьевую санитарно-гигиеническую, хозяйственную потребность человека в современной благоустроенной квартире. Учитывая технически обусловленные (минимальные) потери воды, социальную потребность можно принять в размере 140 л/(сут.чел).

В местных нормативах градостроительного проектирования г. Иркутска от 23.06.2008 г. [2] приведены удельные показатели водопотребления, рассчитанные по действующим нормам с учетом расположения г. Иркутска в первой строительно-климатической зоне, и

1Макотрина Людмила Викторовна, кандидат химических наук, доцент кафедры водоснабжения, водоотведения и рационального использования водных ресурсов Института архитектуры и строительства, тел.: (3952) 405140, e-mail:[email protected] Makotrina Luydmila, Candidate of Chemistry, Associate Professor of the Department of Water Supply, Drainage and Ecology of Water Resources of the Institute of Architecture and Construction, tel.: (3952) 405140, e-mail: [email protected]

2Лазарева Софья Олеговна, студентка, тел.: 89526139505, e-mail: [email protected] Lazareva Sofya, Student, tel.: 89526139505, e-mail: [email protected]

удельные показатели водопотребления при использовании водосберегающих технологий (таблица).

Удельные показатели водопотребления могут быть пересмотрены по мере внедрения водосберегающих технологий, позволяющих определить полезное водопотребление и сокращающиеся потери путем учета и анализа водопотребления.

закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии со статьей 13 указанного закона «Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых

Расход воды по категориям потребителей

Расчетная величина удельного водопотребления

Категория потребителей на 1 постоянного жителя г. Иркутска, л/чел.сут.

по действующим нормативам при внедрении водосберегающих технологий

1. Жилые здания 250 150(10)

2. Административные и общественные здания 15 10(2)

3. Предприятия торговли и общественного питания 55 35(30)

4. Предприятия бытового и коммунального обслу- 40 25(20)

живания, в т.ч. гостиницы

5. Учреждения здравоохранения 22 15(5)

6. Учреждения образования 10 10(1)

7. Спортивные учреждения 23 15(2)

8. Учреждения культуры и искусства 3,0 3,0(1)

9. Прочие неучтенные расходы (международные центры, временное население и др.) 24,0 15,0(3)

Общий расход воды 442 278(74)

Примечания: 1. В скобках - удельное водопотребление питьевого качества. - 2. Удельное водопотребление по различным категориям потребителей, отнесенное к количеству жителей по нормам обеспечения населения указанными категориями потребителей.

В качестве водосберегающих мероприятий следует использовать:

- организацию учета горячего и холодного водопотребления у каждого индивидуального потребителя;

- поддержание гарантированного напора в магистральных сетях (с учетом компенсации гидравлических потерь при изменении нагрузок от минимума до максимума в пределах 10-15 м у каждого потребителя);

- при необходимости - устройство автоматизированных повысительных насосных станций у каждого потребителя с частотно-регулируемым электроприводом;

- установку индивидуальных автоматизированных пунктов приготовления и распределения системы горячего водоснабжения.

Рекомендуется с целью уменьшения затрат на обработку и приготовление воды питьевого качества, а также существенного сокращения ее потребления произвести постепенный переход на водоснабжение водой хозяйственно-бытового качества с установкой у каждого потребителя устройств доочистки воды до питьевого качества. Такие устройства следует проектировать для новых жилых и общественных зданий повышенной комфортности с раздельными системами питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Государственной думой РФ с целью повышения в нашей стране энерго- и ресурсосбережения был принят 11 ноября 2009 года Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Целью настоящего Федерального

энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы»:

• Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

• Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

• До 1 января 2011 года должны быть завершены мероприятия по оснащению зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной или муниципальной, частной собственности, приборами учета. А также должен быть осуществлен ввод в эксплуатацию установленных приборов учета.

• До 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры)приборами учета.

• Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Собственники приборов учета

используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

• С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией (или их передачу в сети инженерно-технического обеспечения), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

• Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы.

• Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Для того чтобы узнать отношение потребителей воды (жильцов) к федеральному закону, установке водосчетчиков и проблеме водосбережения в целом, был проведен социологический опрос населения.

1. Вы слышали о вышедшем в свет новом федеральном законе №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» ?

a) Да - 34%.

b) Нет - 38%.

c) Что-то слышал(а), но не вдавался(лась) в подробности - 28%.

2. Собираетесь ли вы устанавливать водо-счетчики?

a) Нет, мне больше нравится такой вид расчета - 18%.

b) Если ко мне домой организация, устанавливающая счетчики, придет сама, то установлю, - 62%.

c) Да, когда будет время и средства для их установки - 12%.

с1) У меня дома уже установлены водосчетчики -

8%.

3. На ваш взгляд, требуется бороться за сбережение воды и энергии?

a) В нашем регионе нет - 22%.

b) Ради будущего наших детей, да - 68%.

c) Мне все равно, на наш век хватит и энергии, и воды - 10%.

4. Установка приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии - это эффективный метод стимуляции бережного расхода ресурсов?

a) Да - 56%.

b) Нет - 14%.

c) Это зависит от материальных возможностей каждого потребителя в отдельности - 30%.

Как видно из результатов опроса, только третья часть опрошенных слышала о законе. Большинство потребителей воды готовы устанавливать счетчики, но только в том случае, если организация, устанавливающая счетчики, предложит свои услуги сама. Людей пугает волокита при установке счетчиков, лишние хлопоты, затрата времени на хождение по инстанциям и, конечно, затрата средств. Многих людей не волнует проблема бережного отношения к ресурсам вообще и водным ресурсам в частности.

Как и в любом из законов, в вышеназванном ФЗ № 261 есть много недосказанного и неучтенного. У жителей нашей страны с выходом в свет этого закона появилось много новых вопросов, касающихся сферы коммунального хозяйства. Рассмотрим основные из них:

1. За чей счет будут устанавливаться счетчики?

2. Какая ответственность ждет тех, кто не установит их вовремя?

3. Что делать, если дом очень старой постройки, трубы в 80% квартир старые, т.е. для того чтобы осуществить установку счетчиков, необходимо поменять трубы, разрушив при этом ванную комнату и кухню. Кто в этом случае оплатит трубы, кафель и работы по демонтажу и последующему ремонту? Что делать в таком случае пенсионерам?

4. Что делать жителям муниципальных квартир? В них проживают пенсионеры, которым не по карману покупка дорогостоящих счетчиков.

5. А если рассмотреть такой случай, что все граждане (большая часть) Иркутска поставили счетчики в домах и в своих квартирах. Не послужит ли это поводом для повышения тарифов? Ведь потеря воды и тепла от производителя до потребителя все равно будет и кто-то же должен ее оплачивать?

6. И последний вопрос - качество услуг. В соответствии со СНиПом 2.04.01.- 85* горячая вода, поступающая в квартиру, должна быть определенной температуры (50-600С). Многие жители нашего города знакомы с проблемой: для того, чтобы из крана пошла горячая вода необходимо слить некоторое количество чуть теплой. А в некоторых районах включают холодную воду только для приготовления пищи. Температура так называемой горячей воды не требует параллельного включения холодной, а вечерами вообще течет из крана еле теплая. А счетчик при этом работает и работает.

Изучив ФЗ №261 и мнение заместителя председателя комитета по ЖКХ администрации Иркутска Е.А. Сурановой, представленного на одной из официальных интернет-конференций г. Иркутска, попытаемся ответить на эти вопросы.

Почти все мы приватизировали свои квартиры. Мы хозяева своих домов. Все инженерные коммуникации в доме являются собственностью жильцов. И нужно понимать, что никто не оплатит ни вам, ни мне ремонт нашей собственности. И чем раньше мы озадачимся заменой или ремонтом труб, тем лучше. Принуждать нас ставить счетчики воды в квартире, конечно же, никто не будет. А вот, что касается общедомовых приборов учета, то в этом вопросе закон предельно ясен:

к 1 января 2012 года они должны быть установлены в каждом доме (исключение составляют жилые дома, потребление тепловой энергии в которых не превышает 0,2 Гкал/ч). Опять же, согласно закону, при установке приборов учета до 1 января 2012 года собственники имеют право и возможность установить общедомовые приборы учета с рассрочкой платежа, а вот после этой даты такой возможности уже не будет - общедомовые приборы учета будут устанавливать ресурсоснабжающие организации (МУП «Водоканал» и Иркутская теплосбытовая компания), а собственники должны будут оплатить понесенные этими организациями расходы.

Все прекрасно понимают, что для некоторых групп населения установка водосчетчика - довольно расточительное мероприятие. Но, к сожалению, в законе прописано, что каждый собственник квартир должен ставить его на свои средства. Сумма, которая выплачивается на установку, вскоре окупается - коммунальные платежи за воду становятся меньше, вы будете платить только за то количество, которое вы потребляете. Если же вы откажитесь исполнять закон и не поставите прибор, то вступят в силу методы экономического стимулирования - тот норматив оплаты за воду, который сейчас существует, будет увеличиваться. Иными словами, платить вы будете намного больше. И рано или поздно приборы вам придется все-таки поставить.

Счетчики прибора учета холодной и горячей воды необходимо ставить, как правило, на каждый ввод в квартиру. Стоимость одного прибора составляет примерно 800-1000 рублей, установка - 500-600 рублей. Приобрести водосчетчики можно в любом сантехническом магазине. В квартире необходимо установить как минимум два прибора - на холодную и горячую воду. Однако в зависимости от типа дома и внутренней разводки количество приборов может быть и больше. Установить их могут как сотрудники специализированных организаций, так и специалисты управляющей компании, обслуживающей ваш дом. После установки счётчиков вам должны быть переданы договор, лицензия, сертификат соответствия и паспорта на каждый счётчик. Чтобы показания счетчиков принимались к оплате, обязательно составляется акт о вводе в эксплуатацию приборов учёта, который подписывают собственник квартиры, представители управляющей компании или ТСЖ, а также специалист компании, производящей монтаж. Затем вы заключаете договор с управляющей компанией о порядке оплаты за холодную и горячую воду. Процедура снятия показаний приборов такая же, как процедура снятия показаний с электросчётчика.

Межпроверочный интервал, установленный Госстандартом РФ, составляет для приборов учета холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета горячей воды - не менее 4 лет. Поверка нужна, потому что на точность показаний счетчиков влияет достаточное количество факторов - от жесткости воды до общего состояния труб в доме. Например, отверстие счетчика может забиться солями, из-за этого он будет вращаться быстрее при том же расходе воды, соот-

ветственно показания его будут завышенными. В эксплуатирующих организациях говорят, что счетчик действительно проще поменять, чем поверить. Судите сами. При установке или переустановке счетчика вы платите только за сам счетчик, его установку и пломбировку. В случае же поверки вам нужно вызвать специалистов, которые снимут пломбу и произведут демонтаж счетчика, на место снятого счетчика нужно поставить часть трубы (ее тоже нужно купить), после этого отвезти счетчик на поверку. Пока счетчик находится на поверке, плата за расход воды будет рассчитываться исходя из общих нормативов. Когда счетчик пройдет поверку, а это может занять несколько недель, вам нужно будет заплатить за нее, забрать счетчик, опять вызвать на дом слесаря, который поставит счетчик, и специалиста, который произведет его пломбировку.

В квартирах, принадлежащих муниципалитету, установка приборов учета должна производиться за счет средств муниципалитета. В настоящее время определяются соответствующие механизмы.

Результаты оснащения жилых квартир счетчиками холодной и горячей воды показывают, что для основной массы жителей оплата за воду по приборам учета выгодна, потому что при установке приборов учета появляется экономическая заинтересованность для потребителя рационально использовать холодную и горячую воду. Фактическое потребление, зафиксированное приборами, гораздо меньше нормы. Объясняется это следующими причинами:

• жители бережнее расходуют холодную и горячую воду;

• в летний период многие жители большую часть времени проводят за городом и практически не пользуются водой;

• количество проживающих и реально пользующихся холодной и горячей водой меньше, чем число прописанных жителей в данных квартирах.

Для того чтобы каждый житель в отдельности мог бережнее расходовать воду, в последнее время предлагается огромное множество различных вариантов снижения расхода питьевой воды. Рассмотрим наиболее распространенные технические мероприятия по экономии воды:

1. Использование надежной водоразборной арматуры, уменьшающей утечки воды (арматура с керамическими уплотнениями, с седлами из нержавеющей стали, клапанами из высококачественной резины и синтетических уплотнителей и т.д.), обеспечивает надежную работу без утечек воды и сокращает водопотребление на 3-10%.

2. Применение смесителей с одной рукояткой, термостатических смесителей, полуавтоматической и автоматической арматуры, снижающих непроизводительные расходы воды (время приготовления смеси горячей и холодной воды) - срок окупаемости 2 года.

3. Установка водоразборной арматуры с инфракрасными датчиками также значительно сокращает время приготовления смеси и продолжительность «холостого хода» (срок окупаемости 2 года).

4. Установка смывных бачков рационального объема (4-6 л), двойного смыва (3 и 6 л) - срок окупаемости 1,3 месяца.

5. Снижение избыточного давления в системах холодного и горячего водоснабжения путем использования водонапорных баков, регуляторов давления, расхода, зонирования сети, регулируемого привода насосов, диафрагмирования подводок, установки аэрирующих насадок, струевыпрямителей, рассекателей струи, повышающих комфорт водопользования при снижении максимального расхода воды до 3 л/мин (окупаются за 6,3 месяца).

6. Замена душевых насадок с расходом 20 л/мин на насадки с регуляторами расхода, обеспечивающими хороший распыл воды при расходе 9 л/мин (окупаются за 5 дней).

7. Стабилизация качества и температуры воды, что снизит бесполезные сливы воды низкого качества.

8. Применение оборотных и последовательных систем водоснабжения на предприятиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Использование дождевых вод для технических целей.

Применение эффективной водоразборной арматуры - важнейший фактор водосбережения. Расходование холодной и горячей воды в жилых зданиях включает полезный расход, который можно считать действительной потребностью в воде, и её потери. Одним из видов потерь воды является непроизводительный расход во время водоразбора при повышенном давлении из-за снижения регулирующих свойств арматуры.

Многолетние систематические наблюдения показали, что большую часть суток внутренние водопроводы жилых зданий работают при давлении на вводе, значительно превышающем проектное и достигающем иногда 0,95-1,2МПа. Однако даже при минимальном давлении, которое наблюдается только в период наибольшего водопотребления на верхних этажах здания, водоразборная арматура работает в гидравлических условиях, близких к расчетным. В остальные часы текущего водоразбора расход воды через арматуру достигает 0,35-0,5 л/с, особенно на первых этажах многоэтажных зданий, при нормативном значении 0,12-0,25 л/с.

Снижение непроизводительных расходов воды может быть достигнуто за счет применения водосбе-регающей арматуры с улучшенными регулирующими и расходными характеристиками.

Чтобы определить эффективность водосберега-ющих устройств, предназначенных для водоразборной арматуры, в Российском университете дружбы народов проведены стендовые испытания туалетного крана для ванной типа КТН15Д. Исследовались расходные и регулирующие характеристики арматуры с различными типами вентильных головок, запорных эле-

ментов, а также с регуляторами расхода воды и без них. Регулятор расхода воды представляет собой эластичную диафрагму из эластополимера с изменяющимся проходным сечением в зависимости от давления воды.

При исследовании определяли расход воды при полностью открытом кране и различных ступенчато-изменяющихся давлениях, а также при разной степени открывания крана и фиксированных давлениях 0,05, 0,1-0,8 МПа с шагом 0,1 МПа.

Регулятор расхода воды помогает:

• уменьшить расход воды в душе и кране до четырех раз;

• установить постоянный напор воды, независимо от давления в водонапорной сети;

• обеспечить удобный поток воды без разбрызгивания и ударов;

• понизить шум воды в смесителях.

Согласно ГОСТ 19681-94 п. 4.5 (Межгосударственный стандарт. Арматура санитарно-техническая водоразборная) расход воды в смесителях должен быть не меньше 12 л/мин. А для того чтобы комфортно помыть руки, достаточно 6 л/мин.

Монтаж регуляторов не требует отсоединения арматуры от водопроводной сети. Они устанавливаются вместо существующих аэраторов или струевыпрямителей. Если излив арматуры не имеет резьбы для аэратора или струевыпрямителя, то устанавливается регулятор, укомплектованный специальным переходным патрубком. Выпуск регуляторов организован в России в кооперации с зарубежными фирмами. Анализ показывает, что наибольший водосберегающий эффект достигается при установке регулятора расхода воды на изливе в комплекте с шайбовым керамическим запорным элементом вентильной головки.

Анализ результатов измерений расхода воды при полностью открытом кране показал, что при большом давлении регулятор расхода воды обеспечивает большее снижение расхода, чем керамический запорный элемент. Это имеет значение особенно для нижних этажей многоэтажных зданий. Кроме того, стоимость регулятора расхода воды на 50-70% ниже стоимости пары вентильных головок с керамическими запорными элементами, что может оказать существенное влияние на выбор потребителем водосберегаю-щего устройства.

Но для эффективного водосбережения мало предусматривать только водосберегающую арматуру. Не стоит забывать об устранении причин, вызывающих перерасход воды в жилищном фонде городов, аварийное состояние коммуникаций, вследствие чего происходят большие потери.

Библиографический список

1. ГОСТ 19681-94. Межгосударственный стандарт. Арматура санитарно-техническая водоразборная / Минстрой России. М., 1994.

2. МНГПИ-1.13.01-08. Местные нормативы градостроительного проектирования г. Иркутска / ЗАО «НИиПИ эколо-

гии города». Иркутск: Администрация г. Иркутска, 2008. 247с. 3. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации/ Государственная дума: ФЗ № 261. М., 2009.

4. http://www.stroyinform.ru 8. http://www.valverus.info

5. http://www.is.svitonline.com 9. http://www.bioflame.ru/regulyator-rashoda-vody

6. http://www.abok.ru 10. http://www.irk.ru

7. http://www.kreec.ru

УДК 712.25 (571.53)

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА СЛОЖНОМ РЕЛЬЕФЕ В г. ИРКУТСКЕ

А

К.А.Черепанов1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены наиболее острые проблемы, связанные с развитием сложного рельефа и сформированных на нем жилых образований, даны общие принципы их решения. Описаны также основные проблемы, связанные с созданием и развитием вдоль берегов малых и крупных рек (влияющих на развитие сложного рельефа) и на сложном рельефе рекреационных функций в г. Иркутске. Ил. 2. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: сложный рельеф; реки; жилая застройка; зеленые насаждения; рекреационные территории.

MAJOR PROBLEMS TO FORM URBAN ENVIRONMENT ON IRKUTSK COMPLEX RELIEF K.A. Cherepanov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the most acute problems associated with the development of complex relief and residential structures formed on it. The general principles for solving these problems are given. The main problems associated with the creation and development of recreational functions in Irkutsk along the banks of small and large rivers (affecting the development of complex relief) and on the complex relief are described as well. 2 figures. 9 sources.

Key words: complex relief; rivers; residential buildings; green plantations; recreational areas.

В большинстве городов, которые в той или иной степени расположены на сложном рельефе, имеются свои преимущества и недостатки, которые проявлялись в ходе развития этих городов. Большинство территорий с относительно пологим рельефом в ходе формирования данных городов были в большинстве случаев преобразованы для нужд человека: проложены инженерные и транспортные коммуникации, имеется жилая и промышленная застройка. Порою в подобной ситуации не учитывался сложившийся ландшафт, в т.ч. расположенные в нем зеленые массивы или реки и ручьи.

С развитием городов происходит освоение все новых и новых территорий и постепенно возникает потребность в новых неосвоенных территориях, к которым относится и сложный рельеф. Так, в последнее время склоны в г. Иркутске все чаще стали застраивать жилыми комплексами и общественными зданиями. Также из-за непосредственной близости к жилым образованиям склоны постепенно стали напоминать стихийные места отдыха и свалки бытового и строительного мусора. По этой причине сложный рельеф, не использующийся непосредственно для нужд горожан, медленно превращается в непригодные для дальнейшего использования и требующие определенного, иногда достаточно большого преобразования территории. Подобное отношение не приемлемо в условиях постоянно развивающегося города.

К сожалению, происходит и так, что некоторые из жилых образований, появившихся в последние несколько лет, не учитывают сложившийся рельеф, полностью или частично преобразовывая его до неузнаваемости: заасфальтированные или забетонированные дороги, практически однообразная застройка, минимальное количество зеленых насаждений, недостаточное количество хозяйственных и прочих площадок, необходимых для полноценного проживания людей, минимальные разрывы между зданиями и сооружениями. Все это не способствует полноценному развитию самого микрорайона в частности и города в целом. Преобразование рельефа до неузнаваемости происходит по той причине, что склоны сложного рельефа являются определенным препятствием для инженерных коммуникаций и застройки: порою удобнее создать одну или несколько террас, чем подстраиваться под существующую ландшафтную ситуацию, создавая на крутом рельефе более оптимальные и рациональные решения, наносящие минимальный урон окружающей среде и не слишком сильно меняющие сложившейся ландшафт.

Для комфортного проживания людей в жилых образованиях, расположенных на сложном рельефе, необходимо учитывать ориентацию по сторонам света и наиболее крутые и неблагоприятно ориентированные, затененные формы рельефа, расположенные вблизи глубоких оврагов, неустойчивые склоны и т.д.,

1 Черепанов Константин Андреевич, аспирант, тел.: 89149222396, e-mail: [email protected] Cherepanov Konstantin, Postgraduate, tel.: 89149222396, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.