УДК 330.15-032.2+330.16
Водные ресурсы в системе экономических отношений
В.Б. Колупаева
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Рассмотрена специфика использования относительно воспроизводимых водных ресурсов в современных экономических условиях. Проанализирована существующая законодательная база Российской Федерации, формирующая основные принципы платности водопользования. Определено, что значительный объем потерь помимо сферы производства наблюдается в водо-проводно-канализационном комплексе, вследствие изношенности водохозяйственного оборудования.
This paper concentrates on the peculiarities of water consumtion, the legal base of the Russian Federation which forms the main principles of payment for water supply. A significant volume of losses in the waterpipe-sewer complex is caused by industrial use and the deterioration of water equipment.
В процесс общественного производства вовлечены разные виды ресурсов (трудовые, материальные, природные). Особая роль отводится ресурсам природного происхождения. Все природные блага обычно подразделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые, исчерпаемые и неисчерпаемые. Однако в современных условиях в связи с возрастающим влиянием техносферы на окружающую среду воспроизводимость и неичерпаемость отдельных видов природных ресурсов приобретают относительный характер.
Специфическое место в системе экономических отношений занимают вопросы использования относительно неисчерпаемых водных ресурсов. Вода представляет собой ресурс многоцелевого назначения, служит средством удовлетворения как первичных (физиологических), так и вторичных потребностей (рекреация) и является факторным компонентом производства благ, потребность в которых выражена отдельными социальными группами или обществом в целом.
Ресурсы воды воспроизводимы, но их воспроизводимость относительна. Известно множество примеров, когда в результате антропогенного воздействия водные источники иссякали, качество пресной воды ухудшалось настолько, что она становилась непригодной для питья даже после обработки с помощью обычных технологий водоподготовки [1, с. 625].
До недавнего времени советские экономисты, опираясь на работы классиков экономической теории, полагали, что многие ресурсы, созданные природой (в том числе и водные), в отличие от других продуктов, обработанных или созданных трудом человека, обладают нулевой экономической оценкой. Поэтому отношения по распределению и потреблению воды в районах с достаточной водно-ресурсной базой нахо-
дились вне экономического механизма. По мере роста объемов водопотребления и дефицита воды в большинстве регионов возникла необходимость в экономических инструментах регулирования использования ограниченных водных ресурсов и распределения их между потребителями.
Необходимо отметить, что в процессе водопо-требления действует отрицательный эффект масштаба: по мере увеличения объемов водопотребления и следующего за этим сокращения доступных водных объектов растут издержки на освоение и эксплуатацию более затратных водных массивов. Таким образом, каждая следующая полученная единица водного ресурса обходится все дороже.
В сложившихся условиях представляется целесообразным пересмотр экономических механизмов регулирования водопотребления. В частности при оценке водных ресурсов недостаточно внимания уделено издержкам по сохранению качества водной среды с целью обеспечения ее пригодности для использования не только в производственной деятельности, но и в хозяйственно-бытовой деятельности. Учет таких издержек несомненно приведет к повышению тарифов на водопотребление и водоотведение. Однако вода не является только товаром в его истинном понимании, это общественное благо и каждый вне зависимости от уровня платежеспособности должен иметь право на доступ к ней. Согласно Общему комментарию к Конвенции о правах человека водоснабжение каждого человека должно быть достаточным и регулярным для ежедневных индивидуальных потребностей. Достаточное количество воды обычно должно соответствовать примерно 50 л в день на 1 человека или минимальному существенному уровню (примерно 20 л), если государство не сможет доказать, что обеспече-
140
Экономические науки
ние достаточного количества воды невозможно при его максимально имеющихся ресурсах и международной помощи.
Существуют две основные схемы взыскания платы за водопользование. Первая схема основана на государственном регулировании размеров платы, все платежи за использование водных ресурсов направляются в государственный бюджет, где накапливаются для последующего финансирования содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений. Данный механизм характерен для России, Австралии, стран Азии и африканского континента.
Вторая схема основана на корпоративном управлении использования и охраны водных ресурсов посредством образования бассейновых объединений водопользователей. Плата за пользование водой направляется на содержание и финансирование деятельности объединения. Аккумулированные в госбюджете налоговые поступления от бассейновых объединений направляются для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователей. Такая схема характерна для стран Западной Европы, США и Канады.
Анализ применения первой схемы взимания платы за водопользование рассмотрен на примере нашей страны. В России действует методика платности водопользования, элементы которой были введены и реализованы Водным кодексом 1995 г. и Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» (1998 г.), установившими максимальные и минимальные ставки платы за пользование водными объектами, за забор и сброс воды, за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включала: плату за пользование водными объектами (водный налог); плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Плата за пользование водным объектом (водный налог) шла в бюджет, а плата на восстановление и охрану водных объектов - в целевые экологические фонды. В 2001 г. все платежи, связанные с водопользованием, приравнялись к водному налогу и стали составным элементом доходной части Государственного бюджета [2]. Внесенные изменения в законодательную базу привели к растворению платежей за пользование водными объектами в общей массе налоговых поступлений, что привело к оттоку средств из водного сектора и нецелевому использованию водных платежей.
Водный кодекс Российской Федерации 2007 г. оставил без изменений специфику формирования водного налога, также в нем не отражены вопросы
воспроизводства водных ресурсов, контроля за их использованием и другие меры по увеличению эффективности использования данного природного блага.
Выявленные несовершенства законодательной базы и механизмов платности водопотребления приводят к неэффективному, нерациональному использованию водных ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном комплексе.
Одним из показателей эффективности использования водных ресурсов может считаться водоемкость продукции, рассчитываемая как отношение объема забираемой отраслью воды к объему произведенной отраслью продукции. Водоемкость производимой продукции зависит от применяемой технологии, степени внедрения водосберегающих мероприятий, например, оборотного водоснабжения. При расчете и анализе величин водоемкости могут быть использованы показатели удельного потребления свежей, оборотной и суммарной (свежей и оборотной) воды на одну денежную единицу произведенной продукции в рамках отрасли, на один рубль произведенного валового регионального продукта в рамках региона и на рубль произведенного валового внутреннего продукта в рамках страны.
В России помимо промышленности и сельского хозяйства избыточность использования и значительный объем потерь воды характерны и для жилищно-коммунального хозяйства. Не в последнюю очередь это связано с необходимостью модернизации систем водоснабжения и водоотведения.
Система водоснабжения населения в России представлена в виде естественной монополии, причем монополии, работающей недостаточно эффективно: изношенные водохозяйственные сети и оборудование ведут к значительным потерям свежей и очищенной воды. Согласно данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) физический износ коммунальных сетей водопровода в среднем по стране составляет 65,3%, водопроводных насосных станций - 65,1%, очистных сооружений водопровода - 53,9%. На восстановление объектов требуется 649 млрд рублей. В 2007 году на эти цели было выделено за счет всех источников 14,4 млрд рублей, а в 2008 г. планируется выделить - 70,7 млрд рублей. В указанные суммы включались расходы на модернизацию объектов тепло- и энергоснабжения, то есть реальное финансирование водопроводных и канализационных сетей намного меньше. В то же время на восстановление к 2010 г. только ветхих водопроводных объектов до нормативных значений ежегодно требуется 55,1 млрд рублей [3].
Сложившаяся ситуация требует вливания сторонних средств в сектор водоснабжения, что решается с
помощью привлечения частного сектора на рынок воды. Возможно несколько вариантов вхождения на рынок воды частного сектора: приватизация водоснабжения; государственно-частное партнерство в форме концессии, аренды, аутсортинга и т.д. Уже сейчас в 18 регионах РФ частные компании действуют в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях эффективности использования водных ресурсов, создания конкурентной среды необходимо сочетание рыночных и централизованных механизмов регулирования процессов водопользования. Использование лишь рыночных механизмов в случае приватизации водоснабжения ассоциирует воду с обычным товаром повседневного спроса и стирает специфику воссоздания и сохранения качества водных бассейнов в перспективе. Как показывает мировая практика (опыт Боливии, Аргентины), частные компании нередко в целях получения прибыли сознательно искажают информацию о качестве пресной воды, не проводят необходимые меры по очистке вод, необоснованно взвинчивают тарифы, что приводит к ущемлению интересов наименее защищенных слоев населения.
Роль государственных структур должна заключаться в контроле над объемами и качеством предоставляемых водных ресурсов и схем тарификации услуг водоснабжения и водоотведения (установления предельных тарифов).
В России пока недостаточно накоплен опыт формирования государственно-частного партнерства в водной сфере, имеющего своей целью восстановление водопроводно-канализационного комплекса, связанного со значительными капиталовложениями.
За основу контрактной системы может быть взята схема ВООТ (ЬшИ-о^'п-орега1е-1га^ег - строить-владеть-эксплуатировать-передавать), предусматривающая сооружение объектов инженерной инфраструктуры с возмещением расходов инвестора в течение длительного срока эксплуатации за счет реализации производимой предприятием продукции или услуг. Согласно этой модели частная фирма на собственные и привлеченные средства строит объект, а после оговоренного срока эксплуатации передает его в собственность муниципалитету. Срок эксплуатации обычно составляет 10-30 лет. За этот период инвестиционной компании возмещаются все расходы,
связанные со строительством нового объекта и обеспечивается прибыль. Принципы действия данной модели были реализованы при строительстве Юго-Западной водопроводной станции в г. Москве [4, с. 18].
Возможен и иной вариант модернизации систем водоснабжения и водоотведения - получение кредитных средств на восстановление водопроводно-канали-зационного хозяйства. Однако это связано с рядом трудностей, в частности, инициаторами-заемщиками в основном выступают муниципальные системы водоснабжения, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не имеют собственной финансовой базы для возврата кредитных средств, поэтому предоставляемые кредиты имеют высокую процентную ставку с целью компенсировать большой риск.
Таким образом, действующая система водопользования не носит ресурсосберегающий характер, что в дальнейшем может привести к неблагоприятным последствиям. Требуется введение новых механизмов платности водопользования, действующая законодательная база нуждается в уточнениях и дополнениях в сфере принципов рационального использования водных ресурсов. Одним из инструментов водосберегаю-щей политики может стать постоянный учет величин водоемкости продукции промышленности и сельского хозяйства при действии высоких нормативов платы за чрезмерный забор воды. Существующие проблемы в системах водоснабжения и водоотведения, в частности изношенность оборудования, ведущая к значительным потерям чистой и очищенной воды, могут быть решены путем модернизации системы на основе заключения государственно-частных соглашений при надлежащем государственном контроле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилов-Данильян, В.И. Дефицит пресной воды и мировой рынок / В.И. Данилов-Данильян // Водные ресурсы. - 2005. - Т. 32, № 5. - С. 625-633.
2. КонсультантПлюс: Высшая школа [Электронный ресурс]: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов. - Вып. 8 к осеннему семестру 2007 г.
3. Официальный сайт Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gosstroy.gov.ru.
4. Западная формула с российским акцентом // ВОДАMaga-2те. - 2007. - № 1. - С. 18-19.