Научная статья на тему 'Водные ресурсы России и плата за их использование'

Водные ресурсы России и плата за их использование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕНАЛОГОВАЯ ПЛАТА / ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ / ЛИЦЕНЗИЯ / ВОДНЫЙ КОДЕКС / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / РЕНТНЫЙ ПОДХОД / WATER RESOURCES / NONTAX PAYMENT / OBJECTS OF TAXATION / LICENCE / WATER CODE / TAX CODE / WATER OBJECTS / RENT APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яруллин Рауль Рафаэлович

В статье рассматриваются механизмы исчисления и взимания платежей за водные ресурсы в России. Автором приводятся различные оценки ресурсов для взимания водных платежей. Рассматривается опыт взимания водных платежей и в некоторых развитых зарубежных государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER RESOURCES IN RUSSIA AND PAYMENT FOR THEIR USE

The paper deals with the mechanisms of payments calculation and charge for water resources use in Russia. Different resources estimations for water use payments charges are suggested by the author. The experience of water payments charges in some developed foreign countries is also considered.

Текст научной работы на тему «Водные ресурсы России и плата за их использование»

Водные ресурсы России и плата за их использование

Р.Р. Ярулин, д.э.н., профессор, Башкирский ГАУ

Вода занимает особое место среди природных ресурсов нашей планеты. Это один из неотъемлемых элементов жизни, предназначенный для поддержания жизненных потребностей человека, животного и растительного мира; производственно-хозяйственных нужд (мытьё, охлаждение оборудования и материалов, полив растений); гидротранспортировки и перевозки грузов на судах; обеспечения специфических технологических процессов (например, выработки электроэнергии).

Именно поэтому важное значение приобретает рациональное использование имеющихся водных ресурсов, проведение комплексных мероприятий, направленных на улучшение состояния водного хозяйства в каждой стране. Однако их проведение в немалой степени является затратным делом, изымая из оборота определённую часть бюджетных средств. Одним из способов возмещения затрат, а также мерой по стимулированию рационального водопользования является налогообложение, в частности водный налог.

Правовое регулирование водного налогообложения в Российской Федерации осуществляется

согласно главе 25.2 Налогового кодекса РФ [1], а также Водному кодексу РФ [2]. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами с 2007 г. в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата.

Однако при определённых условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату, но только по разным водным объектам. Например, организация в текущем году пользуется двумя водными объектами. По первому у неё есть действующая лицензия, выданная до 1 января 2007 года. До истечения срока действия или аннулирования лицензии организация уплачивает в отношении этого объекта водный налог. По второму объекту срок лицензии закончился. Организация в установленном порядке заключает договор водопользования. В отношении данного объекта в соответствии со статьей 20 Водного кодекса перечисляется неналоговая плата.

Можно сделать вывод, что водный налог постепенно (пока не истекут сроки действия ранее выданных лицензий на водопользование) будет вытеснен неналоговой платой. Речь идет исключительно о той части налога, которая взимается

за пользование поверхностными водными объектами. Что касается подземных водных объектов, то после вступления в силу Водного кодекса (с 1 января 2007 г.) нормативная база взимания налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании части 3 статьи 9 Водного кодекса право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Механизм водного налогообложения предусматривает следующие положения [1]. Налогоплательщиками водного налога признаются юридические и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Налоговые ставки водного налога устанавливаются раздельно по бассейнам рек, озер, морей, а также по экономическим районам в размерах, предусмотренных НК РФ.

Водный налог уплачивается по местонахождению объекта. В то же время в главе 25.2 НК РФ не оговаривается порядок уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов РФ. В данном случае следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом, поэтому уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования.

Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, могут быть определены параметры объекта налогообложения соответствующего субъекта РФ. Этот договор водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов.

Стоит отметить, что водный налог имеет федеральный статус. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 182 107 03000011000110.

Неналоговая плата за пользование водными ресурсами России взимается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование [2]. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в собственности муниципальных образований, порядок расчёта и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В отношении водного налогообложения предусматривается включение платы за пользование водными ресурсами в экологические сборы.

Но некоторые государства используют свои методы регулирования подобных платежей [4].

Например, во Франции воду всегда считали услугой, за которую надо платить. Управление водными ресурсами там построено на бассейновом принципе, то есть все водные ресурсы страны объединены в несколько бассейнов. Каждый управляется своим водным агентством (это — исполнительный орган). Каждое реализует решения, принятые административными советами, которые включают представителей органов местного самоуправления, министерств и пользователей. Такая система позволяет путём постоянных консультаций сохранить баланс между интересами избранных представителей, водопользователей и государственных ведомств. При такой системе существуют и региональные структуры по охране окружающей среды, которые работают с водными агентствами.

В Испании большая часть водных ресурсов является государственной собственностью, и за их использование взимается плата (за водозабор, за загрязнение, за общественное пользование). Водоёмы в Испании находятся как в общественном, так и в частном владении. В последнем случае — если они находятся на территории собственности в пределах владения. Специальными правилами на собственность накладываются обременения в интересах общества или отдельных лиц. Так, владелец участка, по которому протекают воды, не может выполнять работы, препятствующие протеканию реки, а также загрязняющие или ухудшающие качество вод. Берега (по протяжённости береговой линии как минимум три метра), даже если они находятся в частной собственности, должны быть доступны для третьих лиц: чаще всего для навигации, рыбной ловли и спасательных работ.

В Италии, согласно Гражданскому кодексу, водные источники, ручьи, как и деревья, соединённые с землей, являются объектами недвижимости. Водное законодательство США регулируется законами отдельных штатов. В некоторых из них действует принцип старшинства по времени права водопользования. Поэтому промышленные предприятия часто выкупают права на водные объекты у фермеров.

Зачастую в странах, где существует право частной собственности на водные объекты, сохраняется возможность остальных членов общества пользоваться ими. В экономической науке исследуются различные подходы к экономической оценке природных ресурсов и установлению размеров платы за пользование ими [3]. Эти подходы можно разбить на следующие группы: затратный, результативный, рентный, воспроизводственный, монопольно-ведомственный подходы.

Затратный подход. Здесь оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их

добычу, освоение или пользование. Основным недостатком данного подхода является, как правило, несовпадение стоимости (себестоимости) ресурса и его потребительской стоимости. Например, ресурс лучшего качества и расположенный в более удобном для освоения месте получит меньшую стоимость, поскольку затраты (себестоимость) на его освоение будут ниже. В то же время потребительская стоимость этого ресурса может быть выше, чем даже у более «плохого», (то есть с более высокой себестоимостью) ресурса. Это обстоятельство делает непременным затратный подход для стимулирования рационального природопользования.

Результативный подход. Здесь экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Экономическая оценка определяется денежным выражением (стоимостью) первичной продукции, полученной от эксплуатации природного ресурса. Это — разница между полученным доходом и текущими затратами. Но с точки зрения рационального природопользования данный подход не реализует потенциальные результаты, необходимые при перспективном планировании природопользования.

Рентный подход. Экономическая оценка природного ресурса при данном подходе равна величине приносимой им дифференциальной ренты при оптимальном режиме его эксплуатации. Величина этой ренты обычно определяется с помощью двухэтапной процедуры оптимизационных расчётов. На первом этапе определяются замыкающие (общественно необходимые) затраты на продукты, получаемые при эксплуатации природного ресурса. На втором этапе осуществляются расчёты экономической оценки природного ресурса.

К положительным моментам рентного подхода можно отнести:

1) при рентных оценках лучший ресурс, то есть ресурс, использование которого даёт относительно большой доход при одинаковых затратах, получает большую экономическую оценку;

2) затраты на освоение ресурса ориентированы на некоторый средний уровень, поэтому их оценка более объективна;

3) рентные оценки учитывают факт ограниченности природного ресурса;

4) рентные платежи обосновывают необходимость разделения собственника природного ресурса и пользователя природного ресурса.

Недостатки данного подхода следующие:

1) плата за ресурсы должна вноситься всеми природопользователями, которые эти ресурсы используют. Однако плата за ресурсы на основе ренты не делает её общей, т.к. рента образуется лишь в средних и лучших условиях. «Худшие» природопользователи ренты не платят, т.к. она у них не образуется;

2) плата за ресурсы в размере всей дифференциальной ренты не оправдана, т.к. в этом случае она может взиматься, будучи обусловленной не только качеством и местоположением водных ресурсов, но и связанной с более эффективным использованием капитала и ресурса.

Воспроизводственный подход. Совокупность средообразующих (как возобновляемых, так и невозобновляемых) природных ресурсов на определённой территории и состояние окружающей природной среды, приближенное к естественному уровню, принимаются за некоторый стандарт.

Тогда использование определённой территории какого-либо природного ресурса подразумевает его восстановление в прежнем количестве и качестве для возобновляемых ресурсов, а для невозобновляемых — компенсацию с учётом неухудшения принятого стандарта качества окружающей природной среды в данном месте. Экономическая оценка (стоимость) природного ресурса в этом случае определяется как совокупность затрат, которые необходимы для воспроизводства или компенсации потерь ресурса на рассматриваемой территории.

Такой подход предполагает обязательную эксплуатацию природного ресурса. Областью применения данного подхода являются сырьевые регионы, где в результате экстенсивного использования природных ресурсов их резервы практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к катастрофическому.

Монопольно-ведомственный подход. Этот подход является разновидностью затратного подхода и вызван политической и экономической ситуацией 1990-х г. в России. Особенность данного подхода состоит в том, чтобы размер платежей за пользование природными ресурсами соответствовал потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных и региональных служб, которые осуществляют распорядительные функции в области природных ресурсов и охраны окружающей среды. Такой подход не способствует рациональному использованию природных ресурсов вследствие своей субъективности и искусственности. Здесь плата подразделена на 2 вида:

1) плата за право пользования природными ресурсами;

2) плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов, которая призвана компенсировать затраты специальных ведомств, осуществляющих деятельность по воспроизводству и охране отдельных природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы имеют двойственную роль [5].

С одной стороны, уровень платежей за природные ресурсы должен тесно коррелировать с рыночными ценами на ресурс и реагировать на

изменение конъюнктуры рынка, то есть подчиняться закону спроса и предложения, или соответствовать кадастровым оценкам ресурсов.

С другой стороны, платежи за пользование природными ресурсами должны служить эффективным рычагом управления и способствовать целям ресурсосбережения и охраны окружающей среды. То есть на рыночном уровне установление размера платы должно учитывать экологические и экономические результаты использования природных ресурсов в соответствующих регионах. Это обстоятельство должно в значительной мере влиять на конъюнктуру рынка в отношении определенного ресурса.

Таким образом, в платежах за ресурсы необходимо предусмотреть две составляющие платы.

Первая — плата за право пользования природными ресурсами. Она не несет в себе ресурсосберегающей или другой подобной функции. Эта плата полностью определяется спросом и предложением на определенный ресурс на конкретной территории. Такая плата может и должна изыматься в виде одной из следующих форм (в России в настоящее время применяются первые две):

— прямой налог за пользование природным ресурсом;

— плата за лицензию (договор), дающую право на определённый вид природопользования;

— средняя плата за определённый вид природопользования.

Вторая составляющая платежей за природные ресурсы — плата за воспроизводство (компенсацию) природного ресурса. Эта плата (она пока практически не учитывается) должна зависеть от средообразующей роли данного ресурса и определяться затратами на поддержание нормативного или заданного уровня качества окружающей среды, а также учитывать установленные

для данного региона динамику и приоритеты его развития.

Формирование и использование средств от платы за воспроизводство природных ресурсов должны зависеть от значимости каждого вида ресурса для федерального, регионального и местного уровней управления и величины возможных затрат на их воспроизводство. Поэтому для реализации такого подхода на основе экономического и экологического критериев должны быть определены перечни природных ресурсов и природных объектов, затраты на воспроизводство которых будут нести и соответственно распоряжаться ими федеральные, региональные и местные власти.

Таким образом, существует объективная необходимость в совершенствовании существующей системы платежей за пользование водными ресурсами. Необходимо, чтобы она учитывала обе составляющие — плату за право пользования и плату за воспроизводство (компенсацию) водных ресурсов. Как таковую, форму можно предложить использование прямого водного налога. Но при этом ставки при его расчёте должны быть обоснованными на основе кадастра водных ресурсов, построенного, в свою очередь, на основе рентных платежей.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 05.08.2000 г. №117-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от

30.12.2008): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009г) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от

23.07.2008).

3. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на/ Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. 224 с.

4. Экономика природопользования/под ред. К.В. Папенова. М.: Издательство Московского университета, 2006. 928 с.

5. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов / под ред. В.Н.Глушковой. М.: Московский лицей, 2004. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.