Научная статья на тему 'Водное транспортное средство как маркер социальной идентичности (на примере исследования потребления Саратовской области)'

Водное транспортное средство как маркер социальной идентичности (на примере исследования потребления Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
79
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОДНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КАТЕР / ЯХТ-КЛУБ / SOCIAL IDENTITY / WATER MOBILITY / A BOAT / A YACHT CLUB

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бубнова Л. К., Черняева Т. И.

Представлено исследование публикуемой информации о водных транспортных средствах в СМИ. Также подробно изучен рынок катеров на территории Саратовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бубнова Л. К., Черняева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER CRAFT AS A MARKER OF SOCIAL IDENTITY (IN THE TERMS OF CONSUMPTION RESEARCH OF THE SARATOV REGION)

The paper presents a research of published information about water transport in mass media. Also boat market in the Saratov region is studied.

Текст научной работы на тему «Водное транспортное средство как маркер социальной идентичности (на примере исследования потребления Саратовской области)»

УДК 316.34

Л.К. Бубнова, Т.И. Черняева

ВОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО КАК МАРКЕР СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Представлено исследование публикуемой информации о водных транспортных средствах в СМИ. Также подробно изучен рынок катеров на территории Саратовской области.

Социальная идентичность, водная мобильность, катер, яхт-клуб L.K. Bubnova, T.I. Chernyaeva

WATER CRAFT AS A MARKER OF SOCIAL IDENTITY (IN THE TERMS OF CONSUMPTION RESEARCH OF THE SARATOV REGION)

The paper presents a research of published information about water transport in mass media. Also boat market in the Saratov region is studied.

Social identity, water mobility, a boat, a yacht club

Социологический интерес к потреблению и российским консюмеристским практикам неизбежно предполагает обращение к концептам идентичности и вещи, в которой эта идентичность может быть репрезентирована. Исследование вещей вскрывает глубинные связи человека и культуры, поскольку вещи выступают особыми коммуникативными посредниками, медиа, идентифицирующими культурную и социальную принадлежность владельца, облегчающими поиск и взаимодействие с соответствующими культурными агентами. Как пишет О.В. Сергееева, медиа «встраиваемы» в повседневную жизнь человека, и это «встраивание» есть социокультурный процесс: вещи наделяются смыслом, а человек под влиянием новой вещи переосмысляет свои действия [1]. Благодаря вещам производство новых контекстов и смыслов идентичности смещается с институциального уровня на уровень индивидуального производства и потребления, неотделимых от расширяющихся технических и технологических возможностей.

Среди индикаторов, подтверждающих принадлежность того или иного человека определенной социальной группе, можно выделить следующие: стиль и качество одежды, тип парфюма и обуви, модель автомобиля, манера поведения. Одним из новых индикаторов идентичности личности становится водная мобильность. Благодаря этому возрастает социальное значение личного водного транспорта, к которому можно отнести катер, лодку и яхту. В результате появившейся возможности приобретения личного транспортного средства (в том числе водного), очевидным является изменение системы идентификаций.

В связи с этим легко определяется усиление акцента на средствах водной транспортной мобильности. Данный факт выражается в увеличении публикуемой информации в средствах массовой коммуникации. Причем необходимо отметить, что возрастает число не только рекламной информации о продаже катеров, статей о производстве новых моделей, но и информационных новостей, в той или иной степени связанных с водным транспортным средством. По нашему мнению, предмет социальной идентичности становится все более актуальным в настоящее время, что особенно касается 232

такого региона Российской Федерации как Саратовская область с ее богатейшим водным пространством. Благодаря этому можно говорить о том, что с 2005 года происходит увеличение числа информационных сообщений о катерах, что обусловливает увеличение продаж средств водной транспортной мобильности в нашем регионе.

В поисковой системе Google мы проанализировали 500 ссылок на интернет-сайты, в которых упоминается термин «катер». По нашему запросу было получено около 3010000 результатов. Благодаря проведенному контент-анализу полученные ссылки были классифицированы по следующим темам:

• Продажа катеров (частные объявления и рекламная информация о новых катерах)

• Информация новостного характера

• Объявления об аренде катера

• Научно-познавательные статьи

• История

• Обучающие сайты

• Чаты

• Страхование

Доля каждой из выделенных тем наглядно представлена на диаграмме (рис. 1).

Благодаря проведенному контент-анализу можно сделать определенные выводы о том, что с увеличением публикуемой информации о катерах в средствах массовой коммуникации происходит рост информированности потенциальной аудитории о рассматриваемом транспортном средстве. Таким образом, уровень насыщения информацией о водных транспортных средствах в интернет-сети можно оценить как высокий. Это подтверждается продолжающимся ростом числа покупок катеров потенциальными покупателями.

йР е кл а м н ы е о бъяв ле ния

ВИ нф ор маци я но во стного хар акте ра

□Объявления об аренде катера

НН аучно - познав ате ль ные статьи

“И стор и я

НО б учаю щи е сай ты

В Ч а т ы

□ С т рахо ва ние

Рис. 1. Классификация информации о термине «катер» в сети Интернет

Вышеприведенная информация находит подтверждение в росте продаж средств водной мобильности. Это относится к крупнейшему поставщику катеров в Саратовской области - магазину «Л.», начавшему свою деятельность по продаже катеров в 2005 года. Во второй сезон число продаж катеров увеличилось в 4 раза. В 2007 году по отношению к 2006 году рост составил 12%, в 2008 году по отношению к 2007 году - 50%, а в 2009 году по отношению к 2008 наметилось падение на 50%. Ситуацию в 2009 году мы связываем с нестабильным финансовым положением в мире. Приведенный ниже график наглядно показывает объем покупок катеров на протяжении 2005-2009 годов.

200

150

100

50 0

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Динамика продаж средств водной мобильности на территории Саратовской области

Безусловно, самым важным катализатором увеличения роли водного транспортного средства стала реклама. Среди основных мотивов, позиционируемых рекламой, можно выделить известность, современность, совершенство, практичность, непревзойденные технические характеристики, безопасность и т.д. Мотив свободы прослеживается в потребностях всех покупателей катеров. «Яхта, катер преображают человека. Например, многие покупают яхту для престижа. Мода на лодки, безусловно, существует - появляются новые «примочки», технические новшества, какие-то изыски в дизайне. Некоторые клиенты в погоне за модой меняют катера по два раза в год. Почти как автомобили или мобильные телефоны». Вышеприведенное мнение представителя компании по продаже катеров, лодок, лодочных моторов «Л.» Романова Антона подтверждает гипотезу о том, что владение яхтой придает жизни новую степень свободы [2].

Для изучения рынка катеров Саратовской области нами был выбран известный яхт-клуб «Л.». Данный яхт-клуб начал свою работу в сентябре 2006 года. Все члены яхт-клуба заключают договоры с руководством срок на 1 год, оплачивают арендную плату, получают личные пластиковые пропуски с фотографией. На территории яхт-клуба его члены могут воспользоваться следующими услугами: спуск на воду и подъем катера на сушу, мойка катера, заправка топливом. Ежегодно количество катеров постоянно увеличивается. В апреле 2009 года территория яхт-клуба была расширена для возможности хранения большего числа водных транспортных средств. Представленная диаграмма наглядно показывает динамику роста числа катеров в мае - на начало плавательного сезона каждого года с 2007 по 2010.

400 350 300 250

♦ Число катеров в яхт-

« »л .. 200

клубе "Л."

______________________I 150

100 50 0

Рис. 3. Динамика количества катеров в яхт-клубе «Л.»

На 10 мая 2010 г. в яхт-клубе зарегистрированы 352 единицы водных транспортных средств, к которым относятся катера импортного и российского производства, гидроциклы, снегоходы и лодки ПВХ. Лидирующее место по количеству занимает марка катера Bayliner -56 единиц, на второй позиции Stingray - 44 единицы, на третьем месте катера саратовского производства Crosswind - 21 единиц. Из общего количества катеров 82 относятся к категории 234

российского производства. Соотношение катеров импортного производства можно представить в виде диаграммы (рис.4).

и отечественного

□Количество катеров иностранного производства

□Количество катеров российского производства

Рис. 4. Соотношение катеров импортного и российского производства в яхт-клубе «Л.»

Ценовая политика стоимости катеров позволяет выделить: экономичную группу «плавсредств» от $5000 до $15 000, средний класс - от $15 000 до $100 000 и единицы категории «люкс» - свыше $100000. Долю каждой группы, представленной в

рассматриваемом яхт-клубе, можно увидеть в схематичной диаграмме (рис. 5).

Экономичная Средний класс Категория

группа ($5000- ($15000-100000) Люкс (свыше

15000) $100000)

Рис. 5. Классификация катеров яхт-клуба «Л.» по ценовому признаку

Если говорить о социальном портрете современного потребителя, то это, как правило, представитель менеджмента среднего или высшего звена, которому необходимо избавиться от каждодневной суеты, побыть в тишине.

В последнее время катер становится не просто роскошью, а стилем жизни,

увлечением на всю жизнь. Время, проведенное за штурвалом катера, остается в памяти

человека навсегда. Отдельные члены общества начинают выбирать катера не только для рыбалки и прогулок, катер становится средством, которое может помочь избавиться от земного притяжения и делать всё, что является возможным для ярких индивидуальностей. Вместе с тем река и катер дают возможность почувствовать себя в отпуске, не уезжая из города. Также моторный катер - это не только средство передвижения по воде. Это и показатель статуса владельца, и свобода распоряжения собственным временем, и свобода самовыражения. Рефлексивное осознание этого факта становится основой практик личного брендинга в общем контексте товарной рефлексивности [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеева О.В. Повседневность новых медиа. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. 202 с.

2. Сообщество // Сарафан. Саратов, июль-август 2008. С.34.

3. Wee L. and Brooks A. Personal Branding and the Commodification of Reflexivity //

Cultural Sociology, March 2010. vol. 4, №1. p. 45-62.

Бубнова Лилия Константиновна -

аспирант кафедры «Менеджмент туристического бизнеса» Саратовского государственного технического

Bubnova Lilia Konstantinovna -

post-graduate student of the department “Management of tourist business”, Saratov State Technical University

университета

Черняева Татьяна Ивановна -

доктор социологических наук, заведующая кафедрой социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина

Статья поступила в редакцию 19.05.11, принята к опубликованию 30.05.11

Chernyaeva Tatiana Ivanovna -

Doctor of Social Sciences, Head of the Department of Social Communications of the Volga Academy of Public Service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.