Научная статья на тему 'Водитель как значимый элемент криминалистической характеристики при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта'

Водитель как значимый элемент криминалистической характеристики при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / CRIMINALISTICS / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / TRAFFIC ACCIDENTS / ВОДИТЕЛЬ / DRIVER / ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ СОВЕРШИВШИХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / CHARACTERISTICS OF PERSONS WHO COMMITTED ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гапонова В. Н., Ващенко Б. М.

В статье на основе анализа литературных источников, материалов практики деятельности органов внутренних дел и судебной практики рассматривается водитель как значимый элемент криминалистической характеристики преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, определяется роль криминалистической характеристики такого элемента в раскрытии и расследовании данного вида преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гапонова В. Н., Ващенко Б. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRIVER AS A SIGNIFICANT ELEMENT OF FORENSIC CHARACTERISTICS IN INVESTIGATION OF CRIMES AGAINST TRAFFIC SAFETY AND TRANSPORT OPERATION

The article considers the driver as an important element of the forensic characterization of crimes against traffic safety and transport operation based on the analysis of literary sources, materials of the practice of law enforcement bodies activities and judicial practice. The role of the forensic characteristics of such an element in the detection and investigation of this type of crime is determined.

Текст научной работы на тему «Водитель как значимый элемент криминалистической характеристики при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта»

УДК 343.98

В. Н. Гапонова Б. М. Ващенко

ВОДИТЕЛЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Аннотация. В статье на основе анализа литературных источников, материалов практики деятельности органов внутренних дел и судебной практики рассматривается водитель как значимый элемент криминалистической характеристики преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, определяется роль криминалистической характеристики такого элемента в раскрытии и расследовании данного вида преступлений.

Ключевые слова: криминалистика, дорожно-транспортное происшествие, водитель, характеристика лиц совершивших дорожно-транспортное происшествие.

V. N. Gaponova B. M. Vashenko

DRIVER AS A SIGNIFICANT ELEMENT OF FORENSIC CHARACTERISTICS IN INVESTIGATION OF CRIMES AGAINST TRAFFIC SAFETY AND TRANSPORT OPERATION

Abstract. The article considers the driver as an important element of the forensic characterization of crimes against traffic safety and transport operation based on the analysis of literary sources, materials of the practice of law enforcement bodies activities and judicial practice. The role of the forensic characteristics of such an element in the detection and investigation of this type of crime is determined.

Keywords: criminalistics, traffic accidents, driver, characteristics of persons who committed road traffic accidents.

На сегодняшний день нередко возникают дорожно-транспортные происшествия, в результате которых причиняется тяжкий вред его участникам, нередко со смертельным исходом.

Лишь за 2017 г. на территории нашей страны зафиксировано порядка 126 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых были зарегист-

рированы пострадавшие и погибшие. Число погибших в ДТП в России в 2018 г. составляет более 16 тыс. человек.

При этом следует учесть, что в целом автомобильных аварий стало существенно меньше, чем в прошлом году. В то же время суммарное количество погибших возросло достаточно существенно — на 16,6 тыс. человек.

Основными причинами гибели людей в ДТП, согласно официальной статистике, являются низкое качество дорожного полотна и вождение в состоянии опьянения — алкогольного или иного.

Как справедливо указывают Т. С. Волчецкая, Н. А. Ренер, Е. А. Попов, в связи с тем, что структура дорожного полотна в настоящее время плохо приспособлена к потребностям современных автомобилей, ущерб от дорожно-транспортных происшествий остаётся весьма ощутимым, вместе с тем число неисправных автомобилей на фоне экономического кризиса растёт из-за невозможности приобрести нужные запасные части, а это способствует росту числа серьёзных аварий, в результате которых гибнут люди [1, с. 69].

Вышеуказанные причины дорожно-транспортных происшествий находятся в тесной взаимосвязи с характеристикой личности водителя транспортного средства, виновного в совершении преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Неоднократное нарушение правил дорожного движения, в том числе из-за изменения психофизического состояния, возможно рассматривать как устойчивый аспект преступного поведения [1, с. 69]. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что значительная часть дорожно-транспортных происшествий с причинением тяжкого вреда здоровью или смерти часто происходит в нормальных дорожных условиях, с хорошей видимостью, с технически исправным автомобилем. Другим словом, при совершении таких преступлений влияние объективных факторов минимально.

Изучение свойств участников дорожно-транспортного происшествия позволило сделать вывод о том, что субъект по данному виду уголовных дел специфический.

Как указывает Е. П. Ищенко, имеют место быть психологические особенности, которые «предрасполагают к аварийности», не являясь фатальными [2, с. 13]. Факты повторения дорожно-транспортных происшествий у некоторых водителей позволяют говорить о том, что водитель транспортного средства допускает отклонения и нарушает правила дорожного движения, которые часто приводят к дорожно-транспортным происшествиям, по той причине, что его участие в процессе движения определяется и реализуется целой совокупностью функций, процессов, характеристик, которые подчиняются многим психологическим закономерностям.

В юридической литературе выделяют различные типы личности лиц, которые совершают преступления, связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта. Рассмотрим некоторые из них.

1. Водители, которые не могут правильно и быстро оценить критическую дорожную ситуацию, принять логичное решение, для того чтобы минимизировать наступление негативных последствий. К такой категории относятся водители с небольшим опытом вождения, с запоздалым восприятием окружающей обстановки.

2. Водители, которые самонадеянно и самоуверенно относятся к последствиям, которые могут возникнуть, что не даёт принять правильное решение для выхода из ситуации с наименьшими потерями. Наряду с самоуверенностью в характере таких водителей нередко проявляется агрессивность, неуравновешенность. Такая категория водителей создаёт аварийную обстановку и способствуют дорожно-транспортным происшествиям разного вида.

3. Водители, у которых возникли временные психофизиологические отклонения. Такими отклонениями могут быть состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения, физиологическое утомление, болезнь и т. д.

4. Водители, чьей отличительной особенностью является легко-мысленное поведение, связанное с малосформированным навыком предвидения наступления возможных последствий их действий, а также недостаточное чувство осторожности или его отсутствие. Данные лица не могут собраться внутренне, не сознают всей ответственности и серьёзности вождения транспортного средства [3, с. 83].

Нарушение правил дорожного движения и совершение дорожно-транспортных происшествий повторяется у одних и тех же водителей транспортных средств, при наличии психологических особенностей, которые располагают к аварийной обстановке и совершению дорожно-транспортного происшествия. Совершение повторных ДТП водителями при относительно благополучной окружающей обстановке позволяет сделать вывод о том, что водитель совершает отклонение от правильной езды, которая ведёт к совершению дорожно-транспортного происшествия, зависит от изменений его психофизиологического состояния. Совершение водителем разнообразных отклонений от правильной езды в процессе движения, которые нередко приводят к совершению дорожно-транспортных происшествий, обусловливается совокупностью процессов, функций, характеристик, состояний, свойств, которые подчиняются психологическим закономерностям.

Нервная система людей (и водителей, в частности) делится на «устойчивый» и «слабый» типы. Водители с «устойчивой» нервной системой предрасположены к тому, чтобы допускать развитие дорожно-транспортной ситуации до критической стадии и поискам возможности выхода из неё, в то время как «слабые» имеют тенденцию предотвращать её возникновение. Различия в индивидуальном поведении водителей в зависимости от типа нервной системы проявляются в критической ситуации.

В процессе расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо выяснить, имеется ли у водителя право на управление транспортным средством. Если имеется, то важно определить водительский стаж.

Характеризуя личность водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, считаем необходимым указать, что возрастной критерий не играет определяющей роли. С возрастом реакция лица, которое управляет транспортным средством на возникновение аварийно-опасной ситуации на дороге, увеличивается, но не сам возраст определяет совершение дорожно-транспортных происшествий, а стаж (опыт) вождения транспортным средством. Данное обстоятельство обусловлено тем, что наличие опыта вождения позволяет лицу, управляющему транспортным средством, вовремя и адекватно оценить возникшую дорожную обстановку, что позволит своевременно избежать последствий дорожно-транспортного происшествия.

В процессе расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо выяснить, привлекался ли водитель транспортного средства к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Особенное внимание необходимо уделить тому, находился ли водитель в момент совершения дорожно-транспортного происшествия в состоянии алкогольного или иного опьянения. Данное обстоятельство необходимо выяснить, поскольку между психофизиологическими особенностями водителя и возникновением дорожно-транспортного происшествия имеется определённая взаимосвязь. Наиболее распространёнными причинами дорожно-транспортных происшествий являются несоблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, неправильный выбор дистанции. Такие нарушения водитель нередко допускает в состоянии алкогольного или иного опьянения, что приводит к негативным последствиям, возникшим в результате дорожно-транспортного происшествия. Если водитель находится в состоянии такого опьянения, то следует применить к нему тактические приёмы в виде освидетельствования. Если лицо отказывается проходить освидетельствование, то необходимо это зафиксировать. В протоколе нужно указать причины и найти понятых по уголовному делу.

Таким образом, между возникновением ДТП и устойчивыми психологическими особенностями водителя (остротой зрения, временем реакции, сенсорными, сенсомоторными, познавательными и поведенческими характеристиками водителя) несомненно существует взаимозависимость. Характеристика личности водителя, по вине которого совершено дорожно-транспортное происшествие, повлёкшее тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего, определяется главным образом его опытом и навыками управления транспортным средством, психофизиологическим состоянием, а также наличием алкогольного или иного опьянения у такого лица.

Список использованной литературы

1. Волчецкая Т. С., Ренер Н. А., Попов Е. А. Региональные особенности криминалистической характеристики ДТП (по материалам ГИБДД Калининградской области) // Вестн. Балт. федер. ун-та им. И. Канта. Сер.: Гуманит. и обществ. науки. — 2015. — № 9. — С. 68—75.

2. Бачиева А. В., Бозиев Т. О. Задания по криминалистике и практические рекомендации по их выполнению (практикум) для студентов заочной формы обучения. — Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ. — 2014. — Т. 2. — С. 13.

3. Лейнова О. С. Проблемы участия понятых в следственных действиях после внесения изменений в УПК РФ // Вестн. С.-Петерб. ун-та М-ва внутр. дел России. — 2013. — № 3 (59). — С. 82—84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.