Научная статья на тему 'Вода в пространстве кампуса университета. Формирование "среды контакта"'

Вода в пространстве кампуса университета. Формирование "среды контакта" Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КАМПУСА / ВОДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДЫ / "СРЕДА КОНТАКТА" / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ / СУБЪЕКТНОЕ ОСВОЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / АРХИТЕКТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВНЕШНИЕ ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савачевская В.В., Сысоева Ю.А., Бирюкова Е.Е., Басманова Л.Н.

В данной статье рассматриваются вопросы связанные с архитектурным решением пространства кампуса университета и использовании в его создании воды как одного из элементов пространственной организации архитектурного окружения. Водные элементы среды, с точки рения авторов настоящего исследования, являются одной из значащих частей архитектурного пространства. Они создают «среду контакта», то есть особую выразительную форму архитектурного пространства, которая допускает возможность чувственного освоения архитектурного окружения, создает условия для активного взаимодействия человека и архитектурного окружения, восприятия элементов архитектурного пространства в диалогическом контексте. Благодаря присутствию водных элементов архитектурное пространство университетского кампуса получает черты уникальности, активного субъектного освоения, возможности формирования новой архитектурной реальности, основанной на вовлечении внешних природных форм в сферу антропной активности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Савачевская В.В., Сысоева Ю.А., Бирюкова Е.Е., Басманова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вода в пространстве кампуса университета. Формирование "среды контакта"»

Вода в пространстве кампуса университета. Формирование «среды контакта»

Савачевская Вероника Витальевна

студент, кафедра «Архитектура», Владимирский Государственный Университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, savachevskaya3110@mail.ru

Сысоева Юлия Алексеевна

Студент, кафедра «Архитектура», Владимирский Государственный Университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, sysoeva.1996@inbox.ru

Бирюкова Елена Евгеньевна

кандидат философских наук, заведующая кафедрой «Архитектура», Владимирский Государственный Университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, arh_vlgu@mail.ru

Басманова Людмила Николаевна

старший преподаватель кафедры «Архитектура», Владимирский Государственный Университет имени А. Гр. и Н. Г. Столетовых, amauroto@yandex.ru

В данной статье рассматриваются вопросы связанные с архитектурным решением пространства кампуса университета и использовании в его создании воды как одного из элементов пространственной организации архитектурного окружения. Водные элементы среды, с точки рения авторов настоящего исследования, являются одной из значащих частей архитектурного пространства. Они создают «среду контакта», то есть особую выразительную форму архитектурного пространства, которая допускает возможность чувственного освоения архитектурного окружения, создает условия для активного взаимодействия человека и архитектурного окружения, восприятия элементов архитектурного пространства в диалогическом контексте. Благодаря присутствию водных элементов архитектурное пространство университетского кампуса получает черты уникальности, активного субъектного освоения, возможности формирования новой архитектурной реальности, основанной на вовлечении внешних природных форм в сферу антропной активности человека.

Ключевые слова: ландшафтная архитектура, архитектурное решение университетского кампуса, вода как элемент пространственной организации, водные элементы среды, «среда контакта», диалогический контекст восприятия архитектурного окружения, субъектное освоение архитектурной среды, архитектурная реальность, внешние природные формы

На сегодняшний день люди не часто задумываются о значении водоемов в городской среде. Еще меньше придается значение освоению природного окружения в среде таких специфических архитектурных образований как среда университетских городков и кампусов. Но не смотря на это человеку интуитивно приятно отдыхать и любоваться водной гладью. Почему так происходит? Для чего необходимы водоемы в городе? Каким образом водоемы взаимодействуют с людьми? Есть ли у парка и кампуса своя специфика формирования таких пространств?

Вода вдохновляет нас. Нам нравится слышать ее звучание, вдыхать ее аромат, играть в ней [9], совершать около нее прогулки. Очень велико положительное эмоциональное влияние воды на человека. А одна из форм воды - это водоемы, озера, пруды, реки, каналы, каскады, фонтаны, искусственные водоемы и прочее. В таком виде, и это мы видим уже на том основании, что используются специфические архитектурные термины, обозначающие качественные и функциональные характеристики водных объектов как элементов архитектурного окружения человека, вода является освоенным человеком элементом архитектурного пространства, качественные характеристики которого обозначены. И, следовательно, может быть рассмотрена как элемент пространственной организации архитектурного окружения человека. Выше указанные формы воды как части пространственной организации архитектурного окружения, а именно перечисленные водоемы, озера, пруды, реки, каналы, каскады, фонтаны, искусственные водоемы, как элементы наиболее часто взаимодействует с человеком в городской среде, например, парках, скверах, набережных, кампусах (табл. 1). Такие водные объекты наиболее правильно было бы называть «водными элементами среды», чтобы подчеркнуть их особый архитектурный статус и возможности воздействия на архитектурное пространство в целом.

Кампус - это университетский (институтский, студенческий) городок. На данном участке люди,

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 2

М О

о

см

см

о!

о ш т

X

<

т О X X

имеющие непосредственное отношения к данной территории, свободно передвигаются с разными целями. Соответственно и присутствие водного объекта на территории университетского кампуса, его роль как водного элемента среды будет достаточно многообразна. На кампусе расположено множество зон, в том числе и водная гладь. Можно смело утверждать, что благодаря особым свойством территории учебного заведения, а именно такой территорией является университетский кампус, ее особым задачам существенно разнообразятся и аспекты взаимодействия человека и водного элемента архитектурной среды. Выявленные точки и аспекты взаимодействия приведены ниже в форме таблицы.

Таблица 1

Сравнительный анализ благоустройства водной глади в

Дикий водоем (имитации естественной природы) Водоем в структуре города Водоем в структуре кампуса

Близкий кон- Создание сре- Создание сре- Создание сре-

такт человека ды для дли- ды для кратко- ды для кратко-

с водой [3] тельного от- временного временного

дыха (набе- (транзитные (транзитные

режные, про- переходные переходные

гулки среди пути) и дли- пути) и дли-

зелени у воды, тельного от- тельного отды-

площадки для дыха (набе- ха (площадки

отдыха с наи- режные, про- для активного

более вырази- гулки среди и пассивного

тельными и зелени у воды, отдыха, для

живописными площадки для научной и об-

панорамами, отдыха с наи- разовательной

площадки для более вырази- деятельности)

активного и тельными и

пассивного живописными

отдыха) панорамами)

Благоустрой- Создание: Создание: Создание:

ство [4] - площадок - пешеходных - площадок для

для активного аллей; - транс- активного и

и пассивного портных дорог; пассивного

отдыха для отдыха;

разных воз- - озеленение; - площадок для

растных групп; - освещение; научной дея-

- пешеходных - прокладка тельности;

аллей; подземных - площадок для

- озеленение; коммуникаций; проведения

- освещение; - устройство студенческих

- дренажной и защитных мероприятий;

пивневой сис- дренажных - пешеходных

тем; сооружений. аллей;

- видовых то- - озеленение;

чек на пано- - освещение;

рамы окру- - дренажной и

жающей тер- ливневой сис-

ритории; тем;

Функции [5] - градообра- - градообра- - рекреацион-

зующая; зующая; ная;

-рекреацион- - эстетическая; - эстетическая;

ная; -рекреацион- - спортивная;

- эстетическая; ная; - оздорови-

- созерцатель- - источник во- тельная.

ная; доснабжения; - научная;

- спортивная; - промысловая; - образова-

- оздорови- - хозяйственные тельная.

тельная. и транспортные нужды.

Как видно на основе проведенного анализа именно на территории университетских кампусов формируется особая «среда контакта» человека и воды, в качестве которой выступает водный элемент архитектурной среды. Эта «среда контакта» обладает особыми выразительными свойствами. Благодаря ей, возникает ощущения, что вода выступает по отношению к человеку не как пассивный объект, а как полноправный участник диалогического взаимодействия, то есть она как элемент архитектурного окружения обладает качествами выразительности, возможности внешнего проявления определенных существенных для человека смыслов и поэтому не может им рассматриваться просто как пассивная средовая форма.

Расположение водных объектов вносит своеобразный акцент в ландшафтную организацию территории в структуре кампуса. Вносит элемент настроения, отношения, заинтересованности, чувственного освоения, что может быть обозначено как эстетические свойства. Водные и озелененные пространства являются эстетическим местом отдыха студентов, выполняют оздоровительную функцию, так как являются источником свежего воздуха. Правильное использование территории позволяет создать систему озелененных и водных пространств, что способствует образованию цельных архитектурно-выразительных водных ансамблей кампуса. Такие архитектурные формы направлены на активное взаимодействие человека и его архитектурного окружения водными элементами архитектурной среды. Взаимодействие может осуществляться как визуальное, активно кинестезическое, связанное с перемещением человека и его двигательной активностью, акустическое, посредством звуков живого водного окружения, тактильное, связанное с непосредственным тактильным контактом человека и водного объекта, одоративного, выступающего при контакте с водными запахами. Благодаря этому возникает ощущение прямого взаимодействия человека с архитектурным объектом, которое практически неосуществимо в такой же полной мере при контакте с другими элементами архитектурного окружения, где присутствует элемент отстраненности человека в акте восприятия и осознания изначальной неодушевленности архитектурного объекта.

Разбивка территории водных объектов на отдельные участки способствует приданию им разнообразия, подчеркивая наиболее интересные природные достоинства. Тем самым они создают черты уникальности конкретного архитектурного пространства.

Водное зеркало в структуре города служит рекреационным объектом, предметом эстетики пространства или функциональным объектом. Но в составе кампуса у него может появляется

дополнительные функции. Соответственно эти дополнительные функции обеспечивают возможность более тесного контакта человека и воды и, как следствие, активное освоение субъектом архитектурного пространства, своеобразную антропную активность, стремление вступить в контакт с архитектурным окружением.

То есть территорию кампуса с водным объектом можно использовать одновременно в качестве:

Развлекательной зоны

Создана инфраструктура для проведения студенческих мероприятий: разнообразные концерты, спортивные соревнования, субботники, арт и эко фестивали.

Научно-исследовательской зоны

Данный участок живой природы будут изучать студенты, проводить практику у биологов и экологов. Что бы они изучали, ставили опыты, брали анализы, вели наблюденья за водоемами, то есть это место для экспериментов.

Дикой зоны

Создание фрагментов нетронутой природы внутри городского ландшафта. Сохранение природной экосистемы интегрированной в территорию кампуса, с ее неповторимой экосистемой флоры и фауны. Тем самым развиваем уважение к природе, как у подрастающего поколения, так и у взрослых людей. Таким образом внешняя природная форма выступает как элемент новой архитектурной реальности, реальности диалогичной и субъектино-активной.

Зоны отдыха

Данная среда будет архитектурно выразительна, красива, безопасна, привлекательна, экологически полноценна и приятна человеку для полноценного отдыха.

Соответственно водное пространство в кампусе — это не только рекреация, эстетика, это еще и возможность обеспечения экологического воспитания и проведение экспериментов. На территории кампуса контакт с водой более близкий чем на территории города. Специфика данного контакта с водой является более близкое взаимодействие с водой.

Исходя из этого можно определить каким образом можно реализовать все выше перечисленные функции. Реализовать их можно с помощью архитектурных форм.

Примеры архитектурных форм, взаимодействующих с водной гладью:

а) Спуски к воде ступени-лавочка

Концепция парка имени Урицкого. г. Казань.

Архитектурного бюро ЕуоШНоп (рис. 1) [2].

б) На изгибах деревянного настила пейзажный сад на воде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция благоустройства рекреационной зоны «Лесная» (рис. 2). В ЗАТО Заречный, Пензенская область. Авторы: Консорциум ООО

«КАТАРСИС Архитектси ООО «Архитектурная мастерская - ТРИ» (Санкт-Петербург) [10].

Рис. 1. Концепция парка имени Урицкого. г. Казань.

Рис. 2. Концепция благоустройства рекреационной зоны «Лесная» в ЗАТО Заречный, Пензенская область.

в) Каскад водных прудов (рис. 3). Концепция благоустройства озера Кабан «Эластичная лента - бессмертные сокровища Казани», г. Казань. Автор: китайская компания «Туренскейп» [1].

х

X

о

го А с.

X

го т

о

Рис. 3. Концепция благоустройства озера Кабан «Эластичная лента - бессмертные сокровища Казани»

г) Кинотеатр под открытым небом

ю 2

М О

о

СЧ

О Ш

m х

<

m о х

X

Проект открытой площадки для Репинской администрации (рис. 4), г. Санкт - Петербург, дата старта проекта 15.06.2017 г. Авторы: архитектурное бюро «Дело» [6].

Рис. 4. Проект открытой площадки. Кинотеатр.

д) Плавучие платформы Плавучий деревянный «остров» площадью 20 квадратных метров (рис. 5). Проект общественного пространства для Копенгагена, Дания. Авторы: Австралийский архитектор Маршалл Блечер и Магнус Маарбьерг из датской дизайнерской студии Рокэ^ [8].

Рис. 5. Проект плавучего деревянного острова.

е) Искусственные плавающие льдины в городе Энсхеде (рис. 6), Нидерланды. Авторы: дизайнерское бюро БаП еп Со. Реализован в 2005 г [7].

С помощью определенной организации пространства и архитектурных форм можно выделить множество зон, которые пересекаются между собой и создают неповторимое место взаимодействия водной глади с человеком на территории кампуса. Возникает неповторимая экотек-тоника, пространство наполненное смыслами новой архитектурной реальности, в отношении которой человек не покорят ее, не изменяет принципиально, а выступает как равноправный партнер диалога. Возможно именно такой принцип активного взаимодействия с природной средой и даст возможность преобразования пространства наших городов на совершенно новых принципах диалогического контакта с природным окружением.

Литература

Сайт: Журнал КЗН. Собака.ги. Садово-парковое и ландшафтное строительство от мастерской ландшафта «Светло-зеленое» [Электронный ресурс] // http://www.sobaka.ru/kzn/city/city/79045 / (Дата обращения: 27.10.18)

Сайт: Казанский репортер. Статья: Соучаствующее проектирование по-казански [Электронный ресурс] // https://kazanreporter.ru/post/826_souchastvuyusch ee_proektirovanie_po-kazanski / (Дата обращения: 27.10.18)

Сайт: Ландшафтная архитектура и зеленое строительство [Электронный ресурс] / http://landscape.totalarch.com/node/25 / (Дата обращения: 01.11.2018)

Сайт: Независимые строительные экспертизы [Электронный ресурс] / https://centerekspert.ru/types/4/20.html?base=4&ne ws=20&norec / (Дата обращения: 01.11.2018)

Сайт: Эколог [Электронный ресурс] / http://ekolog.org/books/42/7_1.htm / (Дата обращения: 01.11.2018)

Сайт: Blog Fiesta [Электронный ресурс] / https://www.fiesta.city/spb/news/kinoteatr-pod-otkrytym-nebom-mozhet-poyavitsya-v-repino / (Дата обращения: 01.11.2018)

Сайт: Р.ЖУРНАЛ [Электронный ресурс] / http://www.djournal.com.ua/?p=2652 / (Дата обращения: 01.11.2018)

Сайт: IGNANT [Электронный ресурс] / https://www.ignant.com/2018/03/28/copenhagen-harbors-floating-islands / (Дата обращения: 01.11.2018)

Сайт: MYBOOK. Ближе к воде. Удивительные факты о том, как вода может изменить вашу жизнь. Уоллес Николс [Электронный ресурс] / https://re.mybook.ru/author/uolles-nikols/blizhe-k-vode-udivitelnye-fakty-o-tom-kak-voda-moz/read/?page=5. / (Дата обращения: 21.10.18)

Рис. 6. Искусственные плавающие льдины.

Сайт: TEHNE.com. Итоги конкурса концепций благоустройства рекреационной зоны «Лесная» в ЗАТО Заречный, Пензенская область [Электронный ресурс] / http://tehne.com/node/6365 / (Дата обращения: 27.10.18)

Water in the space of campus university. Organization of

the contact environment Savachevskaya V.V., Sysoeva Ju.A., Biryukova E.E., Basmanova L.N.

Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and

Nicholas G. Stoletovs This article discusses issues related to the architectural solution of the campus space of the university and the use of water in its creation as one of the elements of the spatial organization of the architectural environment. Water elements of the environment, from the point of view of the authors of this study, are one of the most significant parts of the architectural space. They create a "contact environment", that is, a special expressive form of architectural space, which allows the possibility of sensory mastering of the architectural environment, creates conditions for the active interaction of a person and the architectural environment, perception of elements of the architectural space in a dialogical context. Due to the presence of water elements, the architectural space of the university campus receives the features of uniqueness, active subject development, the possibility of forming a new architectural reality based on the involvement of external natural forms in the sphere of human anthropic activity.

Keywords: landscape architecture, university campus architectural solution, water as an element of spatial organization, water environment elements, "contact environment", dialogical context of perception of an architectural environment, subject development of an architectural environment, architectural reality, external natural forms

References

1. Website: KZN magazine. Dog.ru. Landscape gardening and

landscape construction from the workshop of the landscape "Light green" [Electronic resource] // http://www.sobaka.ru/kzn/city/city/79045 / (Appeal date: 10/27/18)

2. Website: Kazan reporter. Article: Participant design in Kazan

[Electronic resource] //

https://kazanreporter.ru/post/826_souchastvuyuschee_proek tirovanie_po-kazanski / (Contact date: 10.27.18)

3. Website: Landscape architecture and green building [Electronic resource] / http://landscape.totalarch.com/node/25 / (Revised: 01.11.2018)

4. Website: Independent construction expertise [Electronic resource] / https://centerekspert.ru/types/4/20.html?base=4&news=20& norec / (Appeal date: 11/01/2018)

5. Website: Ecologist [Electronic resource] / http://ekolog.org/books/42/7_1.htm / (Appeal date: 11/01/2018)

6. Website: Blog Fiesta [Electronic resource] / https://www.fiesta.city/spb/news/kinoteatr-pod-otkrytym-nebom-mozhet-poyavitsya-v-repino / (Contact date: 01.11.2018)

7. Website: D.ZhURNAL [Electronic resource] / http://www.djournal.com.ua/?p=2652 / (Appeal date: 11/01/2018)

8. Website: IGNANT [Electronic resource] / https://www.ignant.com/2018/03/28/copenhagen-harbors-floating-islands / (Appeal date: 11/01/2018)

9. Website: MYBOOK. Closer to the water. Amazing facts about

how water can change your life. Wallace Nichols [Electronic resource] / https://re.mybook.ru/author/uolles-nikols/blizhe-k-vode-udivitelnye-fakty-o-tom-kak-voda-moz/read/?page=5. / (Date of circulation: 10/21/18)

10. Website: TEHNE.com. Results of the contest for improvement concepts of the Lesnaya recreation zone in the closed city of Zarechny, Penza Region [Electronic resource] / http://tehne.com/node/6365 / (Treatment date: 10/27/18)

X X О го А С.

X

го m

о

ю 2

М О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.