Научная статья на тему '«Во времени живя…»'

«Во времени живя…» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ПРОЦЕССЫ / ПРОСТРАНСТВО / КОСМОС / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ / TIME / PROCESS / SPACE / COSMOS / SOCIAL RELATIONSHIPS / INTERTEXTUALITY / AN INTERDISCIPLINARY SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тынянова Ольга Николаевна

Обзор содержания второго номера журнала «Пространство и Время» за 2012 г. дан в контексте представлений о тождестве времени и процессов отечественного геолога и палеоботаника эволюциониста С.В. Мейена (типы времени различны и определяются таксономией природных объектов, классификация времени совпадает с классификацией процессов, так как время атрибут, а не просто некий параметр объектов, сами процессы отождествляются со временем), а также о возможности описания времени в терминах пространства по Г. Спенсеру («время измеряется единицами пространства») и отечественному философу и биоморфологу В.Я. Бровару («время измеряется отношениями»). В этом смысле представленные в выпуске статьи иллюстрирует тезис о единстве мира при наличии в нем различных времен (различных природных и социальных процессов). Особое внимание уделяется осуществляемому на страницах журнала междисциплинарному синтезу, в том числе тем публикациям, которые посвящены категории «космос» как в ее фундаментальном естественнонаучном понимании и связанными с ним социально-политическими аспектами, так и в широком философском смысле, как противостоящего хаосу гармоничного эстетического одухотворенного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«By Living in the Time…»1

The author gives an overview of the content of "Space and Time" new issue in the context of ideas about identity of time and processes by Russian geologist, paleobotanist and evolutionist S. Meyen, as well as view of H. Spencer and the Russian philosopher and biomorphologist V. Brovar of the possibility of describing time in terms of space. Thus, Meyen suggested that different types of time are determined by the taxonomy of natural objects, that's why the classification of time coincides with the classification of processes, since time is an attribute and not just some parameter of objects, and processes themselves are identified with the time. In this sense, the content of issue illustrates the thesis of the unity of the world, which in this case there are different times (different natural and social processes). The author pays particular attention to interdisciplinary synthesis, including those publications which are devoted to the category of "cosmos", both in its fundamental natural and wide philosophical senses.

Текст научной работы на тему ««Во времени живя…»»

ОТ РЕДАКТОРА

«ВО ВРЕМЕНИ ЖИВЯ...»

"Ж-"^ о времени живя, мы времени не знаем. Тем самым мы самих себя не по-у / И-^ нимаем», - эти слова блистательного немецкого поэта XVII века W Щ Я П. Флеминга, оказавшиеся на рубеже ХХ-ХХІ веков неожиданно актуальными для представителей как естественных, так и гуманитарных наук, с полным основанием можно было бы считать эпиграфом к очередному номеру журнала «Пространство и Время» - так же, как и высказывание выдающегося отечественного геолога и палеоботаника эволюциониста С.В. Мейена: «Если мы начинаем вводить (что необходимо) разные типы времени в соответствии с таксономией природных объектов, то речь должна идти и о разных временах... Классификация времени совпадает с классификацией процессов, так как время - атрибут, а не просто некий параметр объектов. Атрибутивный характер времени труднее всего дается людям. Отсюда и возражения против биологического времени (то же с пространством). Надо сильно перестроить свое мышление, чтобы понять, что мы не проецируем процессы на некое абстрактное физическое время, а сами процессы отождествляем с временем»1.

И не случайно новый номер открывается статьей академиков РАН Г.В. Добровольского и Е.П. Челышева «Сохраняя великое наследие: к 20-летию со дня учреждения Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия», ибо память - память культуры и природы - есть самая надежная защита от того, что в русском языке именуется страшным словом «безвременье», а постижение культурных и природных процессов в их диалектическом единстве (культурно-природный синтез») и передача этой синтетической картины мира будущим поколениям и есть воплощение той связи времен, которую сегодня как никогда следует уберечь от распадения. Весьма примечательным в этом смысле оказывается значительное количество публикаций, посвященных образовательным процессам, истории отечественного просвещения и столь острым ныне проблемам современного образовательного пространства России («У истоков отечественного Просвещения. Часть 2. Фёдор Михайлович Ртищев и его «Братство» в Андреевском монастыре» академика РАН Е.П. Челышева, «Организация учащегося народа: В.И. Вернадский об образовании и просвещении» доктора геологоминералогических наук Г.Б. Наумова, «Пространство и время науки об обучении» члена-корреспондента Российской академии образования И.И. Логвинова, «Педагогические аспекты категории “время”» доктора педагогических наук Я.С. Турбовского, «Экологическая культура и ее формирование у будущих специалистов» доктора педагогических наук В.А. Ермоленко и Н.В. Морозовой, «Пространство современной риторической культуры и риторизация культуры» доктора философских наук Ч.Б. Далецкого).

На страницах нового номера различные аспекты актуальной сегодня проблемы культурного и природного синтеза представлены работами академика Российской академии художеств Д.О. Швидковского («Культура раннего английского пейзажного парка»), докторов физико-математических наук А.Г. Г амбурцева и А.М. Тарко («Общие и особенные черты динамики процессов в природе и обществе»), а также упомянутой выше статьей члена-корреспондента РАО И.И. Логвинова. Да и в целом само содержание номера есть своего рода опыт культурноприродного синтеза, во-первых, в рамках смыслового наполнения категории времени, объединяющего на журнальных полосах процессы природные («Г енезис крупнейшего в мире уран-золотого месторождения Витватерсранд (Ю. Африка)» академика РАН А.А. Маракушева с соавторами - кандидатами геолого-минералогических наук Л.И. Гла-зовской, Н.А. Панеях и доктором биологических наук С.А. Маракушевым; «Время и эволюция» выдающегося отечественного математика А.М. Молчанова (1927-2011) - статья, подготовленная к печати доктором технических наук И.В. Флоринским и опубликованная с любезного разрешения Д.А. Молчановой; «Системные свойства геологической среды. Структура временных потоков и критические рубежи в эволюции геосистем» доктора геологоминералогических наук Ю.Г. Кутинова и кандидата геолого-минералогических наук З.Б. Чистовой) и процессы социокультурные и социально-политические («Временной фактор права» доктора юридических наук К.Е. Сигалова, «Эволюция и реализация социальной политики Европейского Союза» кандидата исторических наук В.И. Газетова и кандидата педагогических наук В.И. Хоменко; «Молодёжная политика в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи» кандидата социологических наук С.О. Елишева; «О генезисе политической сферы “мира ислама”» доктора философских наук Г.П. Г ерейханова, «Древняя Армения и эллинистический мир» кандидата физико-математических наук, специалиста в области природных и социальных катастроф С.Г. Геворкяна). При этом работы и естественнонаучного, и гуманитарного блока в равной мере свидетельствуют как о правоте А.Я. Гуревича («Какова была история “на самом деле”, нам знать не дано, реконструируя историю, мы её конструируем»2), так и о недостижимости идеала, обозначенного Ф. Броделем - ухода от нарратива, - даже в естественной истории (особенно если вспомнить слова Н.М. Карамзина: «Время это лишь последовательность наших мыслей», - и тезис У. Эко о том, «что во всех книгах говорится о других книгах, что всякая история пересказывает

1 Мейен С.В. Из размышлений о времени, историзме и познании прошлого. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chronos.msu.rU/RREPORTS/meyen_razmyshlenia.htm#sdfootnotelsym

Meien S.V. Iz razmyshlenii o vremeni, istorizme i poznanii proshlogo. URL: http://www.chronos.msu.rU/RREPORTS/meyen_razmyshlenia.htm#sdfootnote1sym

2 Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. С. 15.

Gurevich A.Ya. (1993). Istoricheskii sintez i Shkola «Annalov». Indrik. Moskva. P. 15.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 2(8)/2012

историю уже рассказанную»1, и даже экспериментатор-естественник, предлагающий новую парадигму для интерпретации результатов собственных наблюдений, не освобождается от интертекстуальности).

Во-вторых, на страницах номера читатель получает возможность по-новому открыть для себя категорию «космос» - и в ее фундаментальном естественнонаучном понимании и связанными с ним социально-политическими аспектами («Космическое продолжение глобальных процессов» академика Академии наук Республики Молдова А.Д. Урсула и «Современные тенденции международной борьбы за околоземное космическое пространство» аспиранта кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Каширина), и в широком философском смысле, как противостоящего хаосу гармоничного эстетического одухотворенного пространства. Таковы и упомянутая выше статья Д.О. Швидковского, и диалог докторов философских наук С.А. Нижникова и А.А. Лагунова («Фил и Соф: диалоги о вечном и преходящем. Размышления о вере и неверии»). В свете размышлений авторов последней работы об онтологической невозможности атеизма весьма любопытно мнение В.А. Губайловского: «Представим себе ... радикальный атеистический мир. Оказывается, в нем никакое рациональное познание невозможно, потому что нечего познавать. В нем нет тех самых законов природы, которыми занимается наука. Принятие "космической религии" - обязательная предпосылка любого научного познания. Сначала мы должны быть уверены в том, что мир рационально познаваем, а уже только потом мы можем попытаться его познать. .чтобы развить математический анализ - основной инструмент современной физики, - потребовалось принятие актуальной бесконечности. А вот для ее обоснования необходимо было исходить из аксиомы единого Бо-га-творца. Что становится совершенно ясно, если проследить становление этой базисной идеи от Николая Кузанско-го до Галилея, Ньютона и Лейбница. (См., например: Гайденко Пиама. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000). Рационализм - основа современного научного знания - имеет своим источником, конечно, не атеизм, а средневековую теологию, которая в свою очередь восходит к неоплатоникам и их интерпретациям, сделанным бл. Августином и Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Именно в школе схоластической логики учились все перечисленные выше ученые»2. Так (заметим в скобках) оказываются космосом и сама наука, и ее история, равно как и в целом история человеческого разума - и даже собственно интертекстуальность.

Связывает же два «космические» контекста остающаяся и сегодня загадочной поистине космическая фигура К.Э. Циолковского («К.Э. Циолковский как ученый и философ» доктора философских наук В.К. Батурина).

Между тем с философским осмыслением космоса как упорядоченного, гармонично организованного и единого целого на страницах нового номера журнала возникает и еще один ракурс темы времени - на сей раз как категории, описываемой в терминах пространства, - от Г. Спенсера с его «время измеряется единицами пространства»3 до отечественного философа и биоморфолога В.Я. Бровара, полагавшего, что «время измеряется отношениями»4. Таковы не только «Социальные действия, взаимодействия и отношения» доктора экономических наук А.Б. Докторовича, «Преэмптивная война как технология ресурсного передела мира» доктора политических наук Н.А. Комлевой, а также упомянутые выше статьи доктора философских наук Ч.Б. Далецкого и А.А. Каширина - время, измеряемое социальными отношениями, предстает в читательских откликах на явления и процессы, традиционно называемые «приметами» все того же времени («Вызволение из опалы. Послесловие к многосерийному фильму “Жуков”» доктора исторических наук В.И. Дашичева, «По законам смутного времени. Реплика по поводу одного интервью» доктора педагогических наук С.С. Оганесяна, «Размышление над удивительной информацией “о геологических, экологических и политических аспектах хранения и захоронения ядерных материалов”» кандидата геологических наук Б.Н. Голубова). И чем, как не своеобразным подтверждением парадоксального на первый взгляд тезиса В.Я. Бровара о разновременности «однокачественных» (однопорядковых) объектов (имеющих разные судьбы и, тем самым, пребывающих в разных временах) и одновременности «разнокачественных» (разнопорядковых) объектов (при сведении формирующих новый объект со своим временем)5 оказываются статьи доктора геолого-минералогических наук В.Л. Сывороткина («О геологической позиции Эль-Ниньо» и «Перламутровые облака над Москвой. Озоновый слой и погодные аномалии весны 2012 г.» - последняя в рубрике «Климат-контроль»), а также доктора истории А.В. Рачинского из парижского Института Восточных Языков и Цивилизаций (INALCO) и кандидата геологоминералогических наук А.Е. Федорова («Сходные черты в русской и индийской традиционных архитектурах»).

Читатель, открывающий этот номер, спустя некоторое время перевернет его очередную страницу - каким станет он по прочтении заинтересовавших его статей? в каком времени будет он жить? Возможно, он окажется более внимательным к тому, что называют потоком времени и его приметами. Возможно, он сам станет созидателем новых отношений и участником новых процессов и - тем самым - творцом нового времени. «Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует» (А. Камю).

О.Н. Тынянова,

главный редактор

1 Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. СПб.: «СИМПОЗИУМ», 1998. С. 608.

Eko U. (1998). Zametki na polyakh «Imeni rozy».Imya rozy. «SIMPOZIUM». Sankt-Peterburg. P. 608.

2 Губайловский В.А. Попавший в Сеть. 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit.lib.ru/g/gubajlowskij_w_a/text_0070.shtml

Gubailovskii V.A. (2006). Popavshii v Set'. URL: http://lit.lib.ru/g/gubajlowskij_w_a/text_0070.shtml

3 Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Т. 2. Классификация наук // Библиотека «Полки букиниста». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// society.polbu.ru/spenser_experiencesii/ch01_iii.html

Spenser G. Opyty nauchnye, politicheskie i filosofskie. T. 2. Klassifikatsiya nauk. Biblioteka «Polki bukinista». URL: http:// society.polbu.ru/spenser_experiencesii/ch01_iii.html

4 Бровар В.Я. Теория научного знания. М.: Научно-издат. объединение «Квартет», 1996. С. 297.

Brovar V.Ya. (1996). Teoriya nauchnogo znaniya. Nauchno-izdat. ob"edinenie «Kvartet». Moskva. P. 297.

5 Бровар В.Я. Указ. соч.

Brovar V.Ya. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.