Научная статья на тему 'Внутришкольная система оценки деятельности учителя'

Внутришкольная система оценки деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ ШКОЛЫ / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ESTIMATION OF ACTIVITY OF THE TEACHER / PROFESSIONAL ACHIEVEMENT OF THE TEACHER / PROFESSIONAL RESULT / INFORMATION REPORT OF SCHOOL / INTRA SCHOOL SYSTEM OF AN ASSESSMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потемкина Т.В.

В статье рассматриваются вопросы оценивания профессиональной деятельности учителя: цели оценивания, подходы к формированию оценочных баз, профессиональные результаты, профессиональные достижения. Автор анализирует применяемую в практике современных школ критериальную систему оценивания профессиональной компетентности учителей, определяет перспективы и механизмы разработки внутришкольной системы оценки деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRASCHOOL SYSTEM OF AN ASSESSMENT OF TEACHERS ACTIVITY

In article questions of estimation of professional activity of the teacher are considered: the estimation purposes, approaches to formation of estimated bases, professional results, professional achievements. The author analyzes criteria system of estimation of professional competence of teachers applied in practice of modern schools, defines prospects and mechanisms of development of intra school system of an assessment of activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «Внутришкольная система оценки деятельности учителя»

УДК 37.08

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Потемкина Т.В., к.п.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. E-mail: potemkinatv@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы оценивания профессиональной деятельности учителя: цели оценивания, подходы к формированию оценочных баз, профессиональные результаты, профессиональные достижения. Автор анализирует применяемую в практике современных школ критериальную систему оценивания профессиональной компетентности учителей, определяет перспективы и механизмы разработки внутришкольной системы оценки деятельности учителя. Ключевые слова: оценивание деятельности учителя, профессиональное достижение учителя, профессиональный результат, информационный отчет школы, внутришкольная система оценки профессиональной деятельности учителя.

INTRASCHOOL SYSTEM OF AN ASSESSMENT OF TEACHERS ACTIVITY

Potyomkina T.V., PhD., Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: potemkinatv@mail.ru

Summary: in article questions of estimation of professional activity of the teacher are considered: the estimation purposes, approaches to formation of estimated bases, professional results, professional achievements. The author analyzes criteria system of estimation of professional competence of teachers applied in practice of modern schools, defines prospects and mechanisms of development of intra school system of an assessment of activity of the teacher.

Keywords: estimation of activity of the teacher, professional achievement of the teacher, professional result, information report of school, intra school system of an assessment of professional activity of the teacher.

Интерес к оценке деятельности учителя продиктован происходящими в школе изменениями, связанными с введением новой системы оплаты труда, разработкой новых походов к управлению учреждением образования, развитием системы оценки качества школьного образования и т.д.

Прежде всего необходимо определить, с какой целью оценивается деятельности учителя?

Итак, во-первых, оценка деятельности учителя может осуществляться в целях создания и поддержания имиджа (статуса) учреждения образования. Очевидно, что

уровень профессиональной компетентности учителя во многом определяет качество образовательного процесса школы, а, следовательно, напрямую влияет на её имидж, формирует общественное мнение, определяет место школы на рынке образовательных услуг.

Целью оценивания в этом случае является выявление профессиональных достижений учителей, оценка результатов их деятельности, которые могут служить созданию положительного имиджа школы.

В центре внимания находятся главным образом те профессиональные результаты, профессиональные достижения учителя, которые имеют не только личностную для него значимость, но и напрямую связаны с теми социальными эффектами, которые могут быть получены (или уже имеются) в связи с его профессиональной деятельностью.

К результатам деятельности учителя относят учебные достижения школьников. Очевидно, что по представленным достижениям легко узнать, какие школьные предметы обеспечены качественным преподаванием, что опосредованно позволяет определить уровень профессионализма учителей. Причем речь может идти не только о достижениях учащихся в предметных олимпиадах, но и о любой социально значимой деятельности школьников, получившей общественное одобрение, признание и повлиявшей на изменение образовательной среды школы.

По мнению исследователей, «критерий оценки результата профессиональной деятельности учителя - это те признаки, на основании которых устанавливается мера достижения учителем целей своей профессиональной деятельности» [3, с.45].

В связи с этим результат деятельности учителя может быть соотнесен с любой его деятельностью, имеющей цели воспитания и обучения детей. К такой деятельности может быть отнесено создание и руководство детскими объединениями, детскими творческими коллективами, внедрение в практику школ опыта различных молодежных волонтерский движений, организация и проведение мероприятий, имеющих значение для развития социокультурной среды поселка, города, региона и т.д. .

Как правило, данная информация представлена в публичных отчетах, информационных докладах школы. Вместе с тем проведенный анализ данных форм отчетности школ говорит о том, что отбор и предъявление результатов труда учителя

чаще всего фокусируется исключительно на предметных олимпиадах и результатах сдачи ЕГЭ. Такое однобокое представление о достижениях школы напрямую связано с недооценкой результатов деятельности педагогического коллектива в целом и отдельного учителя в частности, что порождает практику «поиска признания на стороне», когда учитель, сталкиваясь с игнорированием или недопониманием значимости своей работы, пытается найти поддержку во внешкольной среде.

Недальновидность со стороны руководства школы зачастую приводит к оттоку кадров, выхолащиванию творческого потенциала школы, что напрямую влияет на развитие школы как социального института.

Во-вторых, процесс оценивания работы учителя является одним из обязательных компонентов в проектировании развития школы, выступает в качестве этапа стратегического планирования.

В качестве особенностей данной модели оценки деятельности учителя можно выделить формирование внутришкольного экспертного сообщества, способного определить потенциал каждого учителя, выявить существующие явные и скрытые возможности педагога, определить условия, при которых данные возможности могут быть реализованы, и соотнести возможные результаты деятельности учителя в выявленном направлении с перспективой развития школы как образовательной системы.

Очевидно, существует определенная сложность в проведении такого рода оценки. В результате исследования, нацеленного на выявления инновационного потенциала учителей (Краснов С. И., Каменский Р.Г.), было установлено, что процесс анализа инновационного потенциала учителя связан со значительными усилиями со стороны экспертов, поскольку предусматривает несколько этапов оценки и требует от эксперта компетентности в вопросах развития образовательных систем.

Так, в рамках данного исследования при оценке потенциала педагогов в направлении возможной реализации ими инновационной деятельности было предложено проводить так называемую «гуманитарную экспертизу», которая нацелена на выявление, во-первых, у учителя «инновационных замыслов» [2, с.49], во-вторых, на определение существующих представлений у учителя о путях реализации данных замыслов.

Надо также сказать, что обязательным компонентом такой экспертизы является оценка возможных рисков, изменений, к которым приведут предлагаемые учителем новые профессиональные решения и подходы к построению образовательного процесса и воспитательной работы в школе.

Таким образом, оценивание профессиональной деятельности учителя определяется условиями (целями, задачами, организационной структурой, возможностями и т.д.) учреждения. Это значит, что деятельность учителя рассматривается в контексте развития деятельности учреждения.

В-третьих, оценка деятельности учителя является процедурой, которая определяет материальное вознаграждение, зарплату учителя. В этом случае важной составляющей процесса оценивания является выявление и материальная оценка результатов труда учителя.

Известно, что в профессиональной деятельности учителя сложен как анализ процесса, так и выявление его результата.

Так, проблема измерений результатов деятельности учителя напрямую связана с вопросами структуры деятельности. При определении структуры принято использовать понятие профессионально-педагогическая компетентность, которая, по мнению педагогов и психологов, включает в себя ценностное самоопределение в отношении педагогической деятельности, компетентность в области преподаваемого предмета, а также его методическую и психологическую компетентность (Маркова А.К, Митина Л.М. и др.). Как видим, объем понятия достаточно широк, вместе с тем при определении качества работы учителя каждая составляющая должна быть подвергнута оценке.

К примеру, в качестве результата профессиональной деятельности учителя возможно рассмотрение и нового профессионального умения, которым овладел учитель, и учебные достижения учащихся, которые напрямую зависят от деятельности учителя, и освоение новой профессиональной функции (исследователя, тьютора, менеджера и т.д.). Все представленные результаты могут быть в целом отнесены к профессиональным достижениям.

Профессиональное достижение учителя можно определить «одновременно как процесс решения им задач профессиональной деятельности и как прибавка, прирост к результатам решения этих задач на предшествующих этапах» [1, с.9].

Проблема причисления результата профессиональной деятельности учителя к профессиональному достижению состоит в сложности вычленении и адекватной оценке компонента «прироста» к результатам профессиональной деятельности.

В процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» была апробирована одна из систем оценки деятельности учителя, ориентированная на результаты его работы, которая основана на критериальном подходе. Данная система предполагает рассмотрение результата деятельности учителя в преломлении к определенным, заданным в конкретный период развития образовательной системы школы, критериям.

Надо сказать, что данная система оценивания деятельности учителя нашла активное применение в практике современной школы в связи с внедрением новой системы оплаты труда учителя.

К преимуществам используемой в настоящее время критериальной системы оценивания результатов деятельности учителя относят

• расширение системы измерителей, что позволяет рассматривать результаты деятельности учителей с разных позиций и дает возможность каждому учителю представлять результаты в тех формах, которые учителя для себя находит наиболее возможными, целесообразными;

• совершенствование системы оценки результатов деятельности учителя в связи с соотнесением результатов с видам деятельности (видами профессиональной компетентности);

• возможность варьировать систему оценочных показателей критерия, определяя тем самым формирующиеся приоритеты в системе образования и руководствуясь целью совершенствования системы преподавания, воспитания и т.п.

Итак, в заключение следует сказать, что процедура оценивания деятельности учителя играет важную роль не только в профессиональной жизни учителя, но и в целом может влиять на развитие всей образовательной системы школы.

Список литературы

1. Волков В.Н. Оценивание профессиональных достижений учителей руководителем образовательного учреждения: Автореферат дис.канд.пед.наук. - СПб, 2001, 22с.

2. Краснов С.И., Каменский Р.Г. гуманитарная экспертиза деятельности образовательных учреждений// Педагогика. - 2011. - №1. - с.48-56.

3. Кузьмина Н.Е. Научно-практические основания исследования гуманитарного качества профессиональной деятельности учителя: дис ... канд. пед. наук. - СПб., 1998, 165с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.