Научная статья на тему 'Внутриполитическое положение Китая к началу «культурной революции» в отечественной историографии'

Внутриполитическое положение Китая к началу «культурной революции» в отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
604
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутриполитическое положение Китая к началу «культурной революции» в отечественной историографии»

убеждена, что не было на свете человека лучше, чем мой отец. И не переубедить их всех никогда и ничем»1.

Помимо положительных оценок, Светлана дает отцу и отрицательные характеристики. Он относился к людям предвзято и если он выбрасывал кого-либо, давно знакомого ему из своего сердца, если он переводил в своей душе этого человека в разряд «врагов», то невозможно было заводить с ним разговор об этом человеке. Сделать «обратный перевод» он был не в состоянии1 2.

«Двадцать писем к другу», которые представила в свое время людям Светлана Аллилуева, отчасти раскрывают нам жизнь И.В. Сталина, его отношения с родными и близкими. Несмотря на положительные отзывы об отце, Светлана кидается из крайности в крайность в словах и выражениях, она пишет, что несмотря на свою любовь к ней, отец был плохим и невнимательным к родным, так как все его существо было посвящено другому, - политике, борьбе, -поэтому чужие люди всегда были для него важнее и значительнее близких. Светлана испытывала к отцу противоречивые и трудные чувства, она ломала себе голову и пыталась понять отца, но не понимала. Она любила его, но страшилась и осуждала... Светлана призналась в своей книге, что отца судить у нее нет права. Мы все ответственны за все. И строг, и справедлив лишь суд истории. Он и разберется - кто был герой во имя Добра, а кто - во имя тщеславия и суеты.

Е. А. Мурзина

Внутриполитическое положение Китая к началу «культурной революции» в отечественной историографии

Процессы происходящие в Китае вызывают повышенный интерес со стороны общественности. К таким событиям относится «культурная революция».

В начале 60-х гг. политическая борьба в КПК развернулась с новой силой. Главная характерная черта этого периода - расширение фронта этой борьбы. Напряженная борьба шла по вопросам, связанным с осуществлением экономической политики. Оболванивание и запугивание народа, главным образом молодежи, шельмование честных партийных и административных работников, предание забвению традиций китайского революционного движе-

1 Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи / сост. М.А. Лобанов. М.: Эксмо, 2002. С. 530.

2 Аллилуева С.И.Двадцать писем к другу. М.: Известия, 1990. С. 48.

53

ния, охаивание всего лучшего в китайской литературе и искусстве, прославление Мао Цзедуна и его идей, постановка во главу угла великоханьского шовинизма, нагнетание военного психоза - вот с таким далеко не полным багажом вступил Китай в 1966 г., ставший началом трагедии в его истории1.

Еще 1962 г. на X пленуме ЦК КПК Мао «забил тревогу», открыто заявив, что в стране «существует опасность реставрации капитализма» и, поэтому «надо повышать бдительность»1 2.

В ответ на это председатель КНР Лю Шаоци выступил с критикой проводимого Мао курса. Однако сторонники Лю Шаоци не получили поддержки пленума. На стороне Мао был министр обороны Линь Бяо, который полностью поддерживал «абсолютный авторитет» и «идеи» Мао». После выступления Линь Бяо исход борьбы на пленуме был предопределен. Победа Мао и его сторонников на X Пленуме серьезно подорвала позиции Лю Шаоци.

В мае 1963 г. Мао снова «забил тревогу», заявив, что забвение классовой борьбы может привести к тому, что через несколько лет «во всей стране неизбежно произойдет контрреволюционная рес-таврация»3. Имена Лю Шаоци и его сторонников пока еще прямо не назывались. Что давало маоистам постепенно настраивать массы в выгодном для себя направлении.

К 1964 г. движение за «социалистическое воспитание» перестало походить на культурно-просветительскую кампанию. Очень скоро оно приобрело чисто политический характер. Новый смысл движение «за социалистическое воспитание» приобрело с подключением к нему Народно-освободительной армии Китая, с требованием «учиться стилю работы НОАК». В начале этого этапа кампании Мао заявил: «Все наши экономические отрасли промышленности, сельского хозяйства, торговли должны изучать методы НОАК, должны организовать и усиливать политическую работу».

В мае 1965 г. началась чистка армии. Ее маоисты поручили вести Линь Бяо, который давно мечтал устранить целый ряд своих противников в армии, выступавших, за усиление профессиональной подготовки, лучшее техническое оснащение и модернизацию вооружения, отводя второстепенное место изучению «идей Мао». Главным соперником Линь Бяо в армии был начальник Генштаба Ло Жуйцин, работавший до 1959 г. на посту министра общественной безопасности КНР.

1 Яковлев М.И. Китай 60-х годов (из записок очевидца). М., 1979. С. 86.

2 Усов В.Н. КНР: От «большого скачка» к «культурной революции» // Информационный бюллетень Ран. Институт Дальнего Востока. М. 1998. Ч. 1. № 4. С. 134.

3 Там же. С. 8.

54

С помощью Мао Линь Бяо удалось оклеветать и устранить Ло Жуйцина. Затем была этого осуществлена «пролетаризация» вооруженных сил - отмена всех званий и знаков отличия в армии под предлогом дальнейшего укрепления связей командиров с солдатской массой. Такая мера не способствовала улучшению профессиональной подготовки в армии, но была выгодна маоистам, поскольку убирала последние препятствия для Мао1.

В октябре 1965 г. Мао на совещании ЦК КПК потребовал усилить идеологическое наступление на «буржуазные элементы». Однако вплоть до мая 1966г. никто по имени назван не был. Маоисты в тот период все же опасались открытой борьбы со своими противниками и ждали более удобного момента.

К середине 60-х гг. в Китае сложилась неблагоприятная экономическая и общественно-политическая ситуация. Курс «трех красных знамен», взятый на вооружение в 1956 г., не привел к ожидаемому успеху, напротив, показал всю свою несостоятельность. Политика «большого скачка», которая предполагала вывести Китай из экономического кризиса и поставить его на одну доску с экономически развитыми государствами, потерпела катастрофу. Но Мао не был склонен признавать свои ошибки. С 60-х гг. принимается новый курс реформ по выходу страны из экономического кризиса. Первоначально китайские руководители предполагали, что тяжелые последствия «большого скачка» удастся устранить за два года (1961-1962), но эти расчеты оказались нереальными. На деле «урегулирование» официально продолжалось до конца 1965 г. и захватило большую часть 1966 г.1 2

За курс «урегулирования» ответственность нес уже не сам Мао, а Председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай, Лю Шаоци и Дэн Сяопин, который продолжал оставаться генеральным секретарем ЦК КПК3.

Что же касается Лю Шаоци, то он, как известно, стал Председателем КНР вместо ушедшего с этого поста Мао. Этот период не отличается особой популярностью в китайской истории, так как результаты оказались негативны. Неэффективные реформы, несколько неурожайных лет привели страну на грань экономического краха. В некоторых провинциях обстановка становилась все более угрожающей. Люди находились на грани голода. Именно в этот мо-

1

' Попов А.П. Политические системы и политические режимы в Китае XX века. М. 2006. С. 107.

2 Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы. М., 1997. С. 427.

3 Там же. С. 428.

55

мент Мао повел себя, как настоящий диктатор, взяв курс на «культурную революцию»1.

Разногласия в руководстве КПК по проблемам внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достиг большой остроты к концу 1965 г. Мао и его сторонники выступили за возвращение к нормам социально-экономической политики периода войны. А в 1957 г. Мао выдвинул идею о классовой борьбе в социалистическом обществе, а после 10-го пленума ЦК КПК 8-го созыва (1962 г.) он продолжил пропагандировать и навязывать стране мысль, об «обострении классовой борьбы», выдвинул положение «о продолжении революции при диктатуре пролетариата». Появился и тезис, что часть членов КПК встала на путь «ревизионизма». Причем с самого начала борьба с «ревизионизмом» внутри страны стала неразрывно связываться с борьбой против «международного ревизионизма».

Он считал, что в партию, правительство, армию и круги деятелей культуры проникло большое число представителей буржуазии и «контрреволюционных ревизионистов». Только начав «великую культурную пролетарскую революцию», можно отвоевать власть, узурпированную «лицами, обладающими властью в партии и идущими капиталистическим путем». «Культурная революция», задуманная развязанная Мао в 1966 г. нацелена устранить из руководящих постов органов партии всех несогласных с его политикой, прежде всего, сторонников VIII съезда КПК (первой сессии), навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций «казарменного коммунизма», ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства в партии, Мао поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии, часто не обсуждал с последними принимаемых им от имени партии решений1 2.

На протяжении 1965 г. Мао в обстановке секретности осуществлял подготовку к началу открытой борьбы со своими соперниками. К этому времени оппоненты пользовались большим влиянием в центральных органах партии благодаря позициям, занимаемым Лю Шаоци (Председатель КНР, заместитель председателя ЦК КПК) и Дэн Сяопином (Генеральный секретарь ЦК КПК). Они контролировали систему пропаганды, опираясь на заведующего отделом пропаганды ЦК КПК Лу Динъи, включая и центральное партийное издание страны, газету «Жэньминь жибао». Их поддерживали такие

1 Косюков Ю.Л. Зигзаги «культурной революции» // Пекинский дневник. М. 1968. С. 47.

2 Делюсин Л. «Культурная революция»: тридцать лет спустя // Вестн. на-учн. информ. М. 1997. № 5. С. 67.

56

армейские деятели как маршал Чжу Дэ и начальник генерального штаба НОАК Ло Жуйцин1.

В разворачивающейся борьбе Мао мог рассчитывать на свой непререкаемый авторитет харизматического лидера Китая, основателя КНР, на преданность таких руководителей КПК, как Чэнь Бода, Кан Шэн, лояльность Линь Бяо. Тем не менее его позиции в центральных органах партии, авторитет в обществе ослабли в результате провала «скачка». Таким образом, грядущие междоусобные столкновения являлись не только средством утверждения в стране его представлений об облике «китайского коммунизма», но и были борьбой за ускользающую власть1 2.

Сложное внутриполитическое положение Китая перед культурной революцией в результате борьбы Мао со своими оппонентами поставило КНР на грань катастрофы.

О. В. Благая, А. С. Филатова Роль Старой Ладоги в становлении русской государственности

Государственность - термин, который в политической литературе употребляется как синоним государства вообще, государства того или иного исторического типа, а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа.

Старая Ладога, ныне небольшой поселок Волховского района Ленинградской области, играла важную роль в истории нашей Родины. В летописях Ладога упоминается как один из первых городов, с ней связано множество событий, происходивших в период образования древнерусского государства. Находясь на берегу реки Волхов, который входил в систему таких водных путей, как «из Варяг в Греки» и «из Варяг в Арабы», Ладога занимала исключительное положение в политической и экономической жизни северо-западной Руси. С севера на юг везли оружие, меха, янтарь, воск, лес, мёд, а в обратном направлении различные пряности, книги, хлеб, вино, дорогие ткани, стеклянные и ювелирные изделия. Важнейшей частью торговых путей был Волхов, который соединял два озера: Ладогу и Ильмень. Однако передвижение по Волхову затруднялось множеством порогов, в результате возле самых сложных из них в VIII в. возникло поселение, которое сейчас имеет название Старая Ладога.

1 Делюсин Л. Общество и государство в Китае // Общество и государство в Китае. М., 1981. С. 251.

2 Там же. С. 251.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.