УДК 327;325
Внутриполитическая ситуация в Германии в условиях миграционного кризиса
Александр НАДЕЖДИН
Особенности современных миграционных процессов
Современные миграционные процессы затрагивают практически все страны планеты. Пропасть между благополучными и процветающими странами Европы и Северной Америки и находящимися в бедственном положении многочисленными районами Азии и Африки продолжает увеличиваться, а современные средства передвижения и открытость некоторых границ внутри международных союзов, например таких как Европейский союз, делают миграцию всё более доступной. Масштабная миграция влечёт ряд проблем, негативно влияющих на привычный уклад жизни общества. Неупорядоченная и бесконтроль-
ная миграция является одной из угроз международной безопасности и отдельных национальных государств. Она несёт в себе деструктивный характер, порождает криминогенные и террористические угрозы, даёт импульс к усилению ксенофобии, межэтнической и религиозной напряжённости, что на практике приводит к столкновению между принимающим социумом и мигрантами.
Международная миграция развивается во многом как реакция на продолжающиеся демографические сдвиги в населении мира. В результате старения нации развитые страны вынуждены решать надвига-
НАДЕЖДИН Александр Евгеньевич - третий секретарь (Третий Европейский департамент МИД России). Е-тай: [email protected]
Ключевые слова: ЕС, миграционный кризис, национальная безопасность, земельные и федеральные выборы, «Альтернатива для Германии».
юшуюся проблему растущего дефицита рабочей силы, а развивающиеся страны не способны обеспечить рабочими местами всех граждан трудоспособного возраста. Для нынешних миграционных процессов характерными являются следующие особенности.
Первая - экономическая миграция и эмиграция квалифицированных рабочих и специалистов одновременно вносит вклад в экономическое развитие стран-реципиентов, оказывая негативное влияние на уровень развития стран исхода мигрантов, в которых наблюдается отток рабочей силы. Нетрудоустроенные мигранты создают дополнительную нагрузку на финансовую и социальную систему государства-реципиента.
Вторая - увеличение численности нелегальных мигрантов приводит к криминализации общества-реципиента. Весьма показательными являются, например, события новогодней ночи в Кёльне.
Третья - несмотря на некоторое сокращение потока мигрантов и возвращение из стран-реципиентов обратно, в целом наблюдается общее увеличение числа иноэтнич-ных жителей в составе населения принимающих стран. Общества превращаются в поликонфессиональные и полиэтничные, понятие титульной и странообразующей нации нивелируется, что ставит под угрозу социальное единство и внутреннюю стабильность.
Если рассмотреть миграционные потоки в страны Евросоюза, то им присущи следующие качественные характеристики:
- в целом возраст мигрантов ниже, чем у местных граждан;
- по тендерному принципу - большинство из них лица мужского пола репродуктивного возраста;
- по локации - мигранты концентрируются в крупных городах, где существует возможность трудоустройства, малое число проживает в сельской местности;
- средний профессиональный уровень мигрантов ниже уровня местного населения.
Подобное развитие ситуации рано или поздно приведёт, а в некоторых случаях уже привело к определённому выплеску недовольства проводимой центральной властью политикой (феномен общественного движения «ПЕГИДА» и его сторонников в Германии и за её пределами, рост популярности партий правого толка, демонстрации в Бельгии, Венгрии, Франции, Чехии).
Четвёртая - исламский фактор и его производные, который представляется в качестве угрозы национальной и международной безопасности. В структуре миграционных процессов наблюдается тенденция к выбору места проживания, исходя из этнического и конфессионального признака. В целом в западноевропейских столицах (Берлин, Брюссель, Лондон, Париж и др.) уже существуют районы, заселённые преимущественно мигрантами-мусульманами. Подобная сегрегация может стать базой для формирования угроз национальной безопасности, таких как, например, «диаспоральный терроризм».
Современные трансформации мирового сообщества можно описать как движение от послевоенных национальных государств, которые стремились укрепить свой экономический потенциал, сохранив при этом этническую однородность, к го-
сударствам нового формата с внутренним разнообразием и информатизацией. На государственном уров-
не миграция воспринимается как явная угроза ранее существовавшему укладу жизни [1].
Европейский миграционный кризис и политические трансформации в Германии
Миграционный кризис 20152016 гг. внёс существенные изменения в устоявшиеся механизмы миграционных и интеграционных процессов. Это явление серьёзно затронуло как Германию и её внутреннюю политику, так и весь Европейский союз, обострив разногласия между сторонниками и противниками так называемой «транснациональной» Европы. Существуют две группы - евроутописты, отстаивающие либеральную Европу «без границ», противостоят так называемым еврореалистам, выступающим за сохранение внутренних границ и национальных государств [2]. Подтверждением наличия сложностей может стать заключённое весной текущего года соглашение Европейского союза и Турции по вопросу беженцев [3].
В результате длительных и сложных переговоров о вариантах ограничения миграционных пото-
ков верх взяла предложенная А. Меркель, которая является сторонником «открытой Европы», инициатива о взаимодействии с Турцией, согласившейся принять обратно мигрантов, нелегально прибывших в Грецию. В свою очередь ЕС обязывается за каждого депортированного принять одного беженца из турецких лагерей на законных основаниях.
Отдельно проговаривается вопрос о финансовой помощи турецкой стороне в размере 3 млрд евро в краткосрочной перспективе и ещё дополнительно 3 млрд евро до 2018 г. на содержание нелегальных мигрантов, а также возобновление переговоров о безвизовом режиме и вступлении Турции в Европейский союз.
Хотя изначально речь шла о предложении только закрыть «балканский маршрут» транзита мигрантов, которое ранее было выработано на уровне министров иностранных дел ЕС.
Если соглашение окажется эффективным, то это будет означать, что Германия оставляет за собой право решающего голоса в вопросах миграционной политики на между-
1 Hintereder P. de. Flucht und Migration // Magazin Deutschland. Auswaertiges Amt, 2015.
2 Geopolitical dimension of the Merkel plan // URL: http://www.eurocontinent.eu/2016/03/ the-geopolitical-dimension-of-the-merkel-plan-and-the-migration-weapon-struggle-between-two-rival-models-of-europe/
3 EU-Turkey-Statement // URL: http://www.consilium.europa.eu/de/press/press-releases/2016/03/18-eu-turkey-statement/; Маталаева Ф. Секьюритизация международной миграции в Европе // Обозреватель-Observer. 2017. № 2; СурмаИ. В. Актуальные вопросы правового регулирования транзитной миграции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / nota bene. 2012. № 1; Он же. Соглашения о реадмиссии в контексте современных миграционных процессов в Европе и России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / nota bene. 2011. № 4.
народном уровне [4], продолжает обеспечивать свою экономику рабочей силой, а Европейский союз сможет установить контроль над легальными миграционными потоками, введя квоты по странам.
Инициативу Германии, провозгласившую политику «открытых дверей для всех», неохотно поддерживают в других европейских столицах. Переломить жёсткую позицию Венгрии, Польши и стран Балтики немцам трудно.
В частности, премьер-министр Венгрии В. Ор-бан является одним из противников введения квот на приём мигрантов странами Европейского союза.
Аналогичного мнения придерживаются руководители Словакии и Чехии.
В Польше готовы принимать только реально нуждающихся в помощи беженцев, а не ищущих лучшей жизни людей или потенциальных террористов.
В этой связи видится перспектива сохранения текущего положения дел, при котором, как и ранее, акцент будет сделан на жёсткую риторику и заявления без конкретных действий. Возможно, Германия будет пытаться оказывать политическое и экономическое давление на других членов Европейского союза.
Начавшийся летом 2015 г. рост миграционных потоков в европейские страны и связанные с этим глубокие экономические и социальные проблемы, а также вышедшие на передний план проблемы общеевропейской и национальной безопасности, в том числе возросшая террористическая угроза, потребовали от лидеров государств начать пересмотр политики в данной сфере [5].
В частности, упомянутый кризис серьёзно затронул Германию, которая приняла более 1 млн выходцев с Ближнего Востока и из Северной Африки. Как итог, немецкое общество-реципиент столкнулось с различными трудностями, а эффективность внутренней политики в вопросе приёма и интеграции беженцев, которая считалась сбалансированной и продуманной, была поставлена под сомнение [6].
В этой связи целесообразно выделить приоритетные аспекты в области миграционной политики Германии, которые с учётом новых реалий нуждаются в определённой корректировке:
- в экономической сфере - существенный пересмотр категории граждан, которые претендуют на получение социального пособия Харц IV (Hartz IV) *, возможно сокращение размера пособия, упразднение от-
4 Das Zuwanderungsgesetz (Gesetz zur Steuerung und Begrenzung der Zuwanderung und zur Regelung des Aufenthalts und der Integration von Unionsbuergern und Auslaendern (2005 г.) // URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/15/013/1501365.pdf
5 Васильев В. И. Миграция как благо и обуза для Германии // Международная жизнь. 2016. № 3.
6 Kambouri T. Deutschland. Im Blaulicht. Notruf einer Polizistin. Berlin-München: Piper, 2015.
* Харц IV (Hartz IV) - пособие по безработице для граждан Германии и мигрантов, выплачиваемое государством. Величина варьируется, зависит от возрастного, семейного и социального статуса, максимально 404 евро.
дельных групп реципиентов (иностранцев);
- в политике безопасности и контроля за пересечением государственной границы - установление системы жёсткого досмотра на внутренних границах страны (закрытие государственной границы нарушает одну из четырёх свобод ЕС). Также необходимо усиление безопасности границ со странами, которые не входят в Европейский союз.
Например, согласно статистике федеральной полиции, количество беженцев, которые нелегально пытаются въехать из Швейцарии, увеличилось (июнь 2016 г. - 503 чел., июнь 2015 г. - 320).
Этот вариант служит альтернативой «балканскому маршруту»;
- во внутренней политике - ведение мониторинга мигрантов; возможно создание единой базы данных мигрантов, которые пересекают границу Германии. Это упрощает ведение количественного и качественного учёта иностранцев на своей территории (целесообразность данной меры подтвердили события прошлого года, когда фактически осуществлялся приём всех иностранцев с минимальным пакетом документов и облегчёнными бюрократическими процедурами);
- для профилактики противоправных действий, декриминализации, снижения террористической угрозы в обществе необходимо увеличение полицейского присутствия на улицах городов и мобильных патрульных групп; дополнительное оснащение мест скопления людей системами видеонаблюдения;
- ужесточение визового режима для стран - не членов Европейского союза. Определённым шагом можно
считать планомерное введение обязательной процедуры дактилоскопии для иностранцев, подающих документы на получение германской визы.
Также важно отметить, что с учётом сложившейся ситуации вокруг миграционных процессов рейтинг власти Германии и доверие граждан к руководству государства имеют тенденцию к планомерному снижению. Весьма наглядно это проявилось в начале 2016 г.
Определённый негатив у граждан вызывают непосредственно действия самой А. Меркель, с которой принято ассоциировать всю сложившуюся в Европе в целом и Германии в частности ситуацию вокруг миграционного вопроса. Она становится объектом нападок со стороны оппозиционных СМИ и общественности, её обвиняют в безволии, слабости, трусости и политической недальновидности, называют «канцлером беженцев». А. Меркель в целом настаивает на приверженности своему политическому курсу и в какой-то степени, несмотря на критику даже своих однопартийцев из рядов Христианско-демократического со-юза/Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), абсолютно уверена в безальтернативности своих решений. Как раз подобные действия и в определённой степени «потеря чувства реальности» дают возможность выдвинуться на авансцену германской политики новым лидерам, а позднее демократическим путём осуществить переход к новой политической конфигурации в государстве.
В конце 2015 г. - начале 2016 г. ввиду невнятной реакции и непоследовательных действий по урегули-
рованию сложившей ситуации руководства страны не только в германском обществе, но и в политическом истеблишменте образовался раскол, в частности, внутри правящей коалиции ХДС/ХСС и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). По данным социологических опросов, в 2016 г. рейтинг популярности А. Меркель серьёзно снизился [7].
Несогласие с проводимой политикой «открытых дверей для каждого, прибывшего по приглашению канцлера» неоднократно выражали вице-канцлер, лидер социал-демократов З. Габриэль, премьер-министр Баварии Х. Зеехофер и другие официальные лица. В немецкоязычных СМИ баварского лидера называли «главным критиком Меркель» [8]. По его мнению, на уровне земель необходимо введение так называемой максимальной верхней границы по приёму беженцев. При этом стоит
отметить, что на своём посту Х. Зее-хофер стремится в первую очередь отстаивать интересы Баварии и её жителей, являясь серьёзным регионально-ориентированным политическим деятелем. Перспектива его выхода на федеральный уровень в качестве потенциального кандидата на пост канцлера или одного из членов кабинета министров в настоящий момент не просматривается.
Несмотря на попытки власти вернуть утраченное доверие сограждан, в Германии нет внутренней стабильности и единства в обществе, что находит подтверждение не только в сомнительных митингах или стихийных шествиях различных групп и объединений (например, «ПЕГИДА» и аналогичные общественные движения), но и в общепризнанных демократических и легитимных процессах - в результатах выборов в органы местной законодательной власти.
Результаты выборов в региональные парламенты как индикатор изменения внутриполитической ситуации
в Германии
В качестве примера постепенного изменения политического ландшафта в Германии можно расценить результаты выборов в земельные ландтаги Баден-Вюртемберга (БВ), Рейнланд-Пфальца (РП) и Сак-
сонии-Ангальт (СА) в марте текущего года [9].
В данных землях коалиция ХДС/ХСС потерпела поражение, показав более низкие по сравнению с 2011 г. результаты.
7 Zwei Drittel wollen Merkel nicht weiter als Kanzlerin // URL: http://www.welt.de/politik/ deutscMand/article155234006/Zwei-Drittel-wollen-Merkel-mcht-weiter-als-Kanzlerin.html
8 Aufbegehren gegen Seehofer // URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/ article155961726/Aufbegehren-gegen-Seehofer-Streuselkuchen-bei-Merkel.html
9 Die Ergebnisse. Wahlen-2016 // URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/ wahlen-2016-die-ergebnisse-der-landtagswahlen-im-ueberblick-a-1082093.html: Зуборе-ва М. Базовые установки Белой книги ФРГ и «погрешность» политических решений // Обозреватель-Observer. 2017. № 2.
В Саксонии-Ангальт коалиции удалось занять первое место с незначительным перевесом.
Серьёзного успеха на выборах добилась новая, созданная в 2013 г. выходцами из ХДС, партия «Альтернатива для Германии» (АдГ). Она стала второй силой в ландтаге Саксонии-Ангальт (в БВ и РП данная партия преодолела 5-процентный барьер и уверенно прошла в местные парламенты).
Таким образом, АдГ на тот период делегировала своих представителей в 9 из 16 германских ландтагов. Канцлер охарактеризовала подобные результаты как временные и заявила о своём намерении следовать ранее избранному политическому курсу в вопросе миграционной политики.
Называть АдГ только силой, которая «поймала волну» народного протеста и лишь аккумулирует недовольных миграционной ситуацией в Германии, было бы не совсем корректно. Партийная программа, представленная в апреле 2016 г., носит комплексный характер. В ней предлагаются решения основных проблем, с которыми сталкивается Германия и её граждане. В частности, партия выступает не только за ужесточение миграционного законодательства и возврат пограничного контроля, но и предлагает внести изменения в налоговое законодательство для большей социальной справедливости. В программе предложены варианты решения экономических проблем за счёт пересмотра немецкой политики гарантий по долговым обязательствам для спасения экономик других стран, в случае крайней необходимости выход из еврозоны
и возврат к немецкой марке. Важно отметить, что совершённые беженцами резонансные преступления в баварских городах Ансбах и Вюрцбург (лето 2016 г.) выгодны для сторонников АдГ, что подтвердилось ростом численности её потенциальных избирателей [10]. Если подобные акты насилия будут повторяться и мигранты останутся основной темой, то давление на федеральное правительство и лично на А. Меркель может только усилиться.
Хотя до федеральных выборов ещё почти полгода, уже сейчас возможно попытаться спрогнозировать разные варианты итогов голосования на федеральном уровне в условиях миграционного кризиса.
Кроме того, важным событием можно считать состоявшиеся в сентябре прошлого года выборы в ландтаг земли Мекленбург-Передняя Померания. По их итогам 1-е место заняли представители СДПГ, 2-е - АдГ, 3-е - ХДС, что можно расценить как серьёзное поражение политического курса А. Мер-кель [11].
Последовавшие затем выборы в сенат Берлина подтвердили высокий электоральный потенциал АдГ в столице. Несмотря на 5-е место (14,2%), отставание от победителя в лице СДПГ (21,6%) и занявшей 2-е место ХДС (17,6%) является не столь критичным. При этом в отдельных районах Берлина (Мар-цан, Хеллерсдорф, Трептов-Кеппеник) за АдГ проголосовало более половины избирателей.
Серьёзным испытанием для германского общества и правящей политической элиты ФРГ стала трагедия в декабре прошлого года, когда в результате наезда на посетителей
10 Facebook-Profil/ // URL: https://de-de.facebook.com/Dr.Frauke.Petry/
11 In der neuen AFD-Fraktion sitzen auch rechte Hardliner // URL: https://beta.welt.de/politik/ deutschland/article157961586/In-der-neuen-AfD-Fraktion-sitzen-auch-rechte-Hardliner.html
рождественской ярмарки в Берлине грузового автомобиля под управлением сторонника «Исламского государства» *, беженца из Туниса Аниса Амри, погибли 12 чел. Органы германского правопорядка квалифицировали это преступление как теракт.
Заявление А. Меркель без определённых выводов и чётких разъяснений причин произошедшего, которое было сделано вскоре после данного преступления, спровоцировало в обществе новый этап полемики о миграционной проблематике. Стоит отметить, что однопартийцы сплотились вокруг своего лидера, указав на недопустимость обвинений А. Меркель и проводимого ею политического курса в гибели сограждан.
Своего рода «победителем» в подобных условиях стала партия АдГ, которая по результатам социологического опроса третьей декады декабря набрала 15,5% (годовой максимум плюс 2,5% по сравнению с предыдущими показателями), ХДС, напротив, потеряла 1,5% и получила 31,5% голосов, без изменений остались только позиции партий «Зелёные» и «Левые» [12].
В подобной внутриполитической ситуации до определённого момента вопрос о целесообразности и желании А. Меркель баллотироваться на пост федерального канцлера осенью 2017 г. длительное время оставался открытым. Сама канцлер отказывалась от официальных комментариев на этот счёт. В частности, в ходе большой пресс-конференции
(июль 2016 г.) она официально заявила, что говорить о выдвижении в четвёртый раз подряд на пост председателя кабинета министров пока преждевременно. Несмотря на подобные высказывания в СМИ, её кандидатура на пост федерального канцлера была одобрена большинством делегатов партийного съезда ХДС/ХСС (февраль 2017 г.).
Основным конкурентом действующему канцлеру на выборах в бундестаг можно назвать бывшего председателя Европейского парламента, председателя СДПГ М. Шульца. После ухода З. Габриэля с поста председателя данной партии на должность федерального министра иностранных дел Германии подобную перестановку вполне возможно было допустить (формально кандидатура М. Шульца на пост федерального канцлера была единогласно одобрена делегатами партийного съезда СДПГ в марте 2017 г.).
Очевидно, что германский политический ландшафт нуждается в появлении новых имён и лиц, которые потенциально могли бы внести изменения в политический курс. Вероятно, по этой причине СДПГ выдвинула на должность главы кабинета министров достаточно нового для германских избирателей политика, деятельность которого преимущественно связана с Европарламентом, а не ассоциируется только с принятием каких-либо непопулярных законопроектов в бундестаге. В СМИ
12 Umfrage: AFD gewinntnach Berliner Anschlag 2,5Prozent // URL: http://www.epochtimes. de/politik/deutschland/umfrage-afd-gewinnt-nach-berliner-anschlag-25-prozentpunkte-jahreshoch-a2007690.html
* Деятельность «Исламского государства» законодательно запрещена на территории Российской Федерации.
даже появился новый термин - «эффект Шульца». Затрагивая миграционную проблематику, в случае победы на федеральных выборах, кандидат от СДПГ планирует:
- усилить контроль над внешними границами Евросоюза;
- способствовать стабилизации ситуации в Сирии и Северной Африке;
- в рамках ЕС активнее продвигать систему квотирования беженцев, а в случае несогласия отдельных стран-участниц участвовать в её реализации - сократить их финансовую поддержку.
Прошедшие в конце марта 2017 г. выборы в ландтаг земли Саар не смогли подтвердить действенный характер «эффекта Шульца».
Победу одержали представители ХДС (40,7%), 2-е место - СДПГ (29,6%), 3-е место - «Левые» (12,9%), 4-е место - АдГ (6,2%).
Генеральной репетицией выборов в бундестаг можно считать земельные выборы, прошедшие в конце мая 2017 г. в Шлезвиг-Гольштейне и самом густонаселённом регионе Северный Рейн-Вестфалия. Их результаты дают более точную конфигурацию расклада сил на федеральном уровне. Утверждения немецких и международных экспертов о кризисе традиционных партий и укреплении позиций новых сил, в частности АдГ, продолжают находить своё подтверждение на практике [13].
Очевидно, что непопулярные и неэффективные действия нынешнего руководства страны в урегулировании миграционного кризиса предопределяют формирование новых политических сил, которые в своих программных заявлениях предлагают не только типичные для демократического и либерального общества методы решения ситуации (выстраивание равноправного диалога, толерантность, принятие иной культурной идентичности), но и достаточно жёсткие (закрытие границ Германии, частичный/полный запрет на приём беженцев, принудительная депортация правонарушителей из числа иностранцев). Примечательно, что они мобилизуют не только про-тестный электорат, но и привлекают на свою сторону тех, кто ранее являлся достаточно пассивным и аполитичным.
В случае неспособности власти восстановить доверие избирателей и снять социальную напряжённость германское общество рискует существенно поляризироваться и радикализироваться, что может стать серьёзной угрозой существующей системе национальной безопасности.
Библиография • References
Васильев В. И. Миграция как благо и обуза для Германии // Международная жизнь. 2016. № 3. C. 57-70.
[Vasil'ev V. I. Migracija kak blago i obuza dlja Germanii // Mezhdunarodnaja zhizn'. 2016. № 3. C. 57-70]
13 AFD-Erfolg in Meckelenburg-Vorpommern // URL: http://www.stern.de/politik/andreas-petzold/afd-erfolg-in-mecklenburg-vorpommern - realitaetsverlust-als-neue-volkskrankheit-7041682. html
Зуборева М. Базовые установки Белой книги ФРГ и «погрешность» политических решений // Обозреватель-Observer. 2017. № 2. C. 35-44. [Zuboreva M. Bazovye ustanovki Beloj knigi FRG i «pogreshnost'» politicheskih
reshenij // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 2. C. 35-44] Маталаева Ф. Секьюритизация международной миграции в Европе //
Обозреватель-Observer. 2017. № 2. C. 45-57. [Matalaeva F. Sek'juritizacija mezhdunarodnoj migracii v Evrope // Obozrevatel'-
Observer. 2017. № 2. C. 45-57] Сурма И. В. Актуальные вопросы правового регулирования транзитной миграции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / nota bene. 2012. № 1. С. 127-131. [Surma I. V. Aktual'nye voprosy pravovogo regulirovanija tranzitnoj migracii // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija / nota bene. 2012. № 1. S. 127-131]
Сурма И. В. Соглашения о реадмиссии в контексте современных миграционных процессов в Европе и России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / nota bene. 2011. № 4. C. 146-151. [Surma I. V. Soglashenija o readmissii v kontekste sovremennyh migracionnyh processov v Evrope i Rossii // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija / nota bene. 2011. № 4. C. 146-151] AFD-Erfolg in Meckelenburg-Vorpommern // URL: http://www.stern.de/politik/ andreas-petzold/afd-erfolg-in-mecklenburg-vorpommern - realitaetsverlust-als-neue-volkskrankheit-7041682.html Aufbegehren gegen Seehofer // URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/ article155961726/Aufbegehren-gegen-Seehofer-Streuselkuchen-bei-Merkel. html
Das Zuwanderungsgesetz (Gesetz zur Steuerung und Begrenzung der Zuwanderung und zur Regelung des Aufenthalts und der Integration von Unionsbuergern und Auslaendern (2005 г.) // URL: http://dip21.bundestag. de/dip21/btd/15/013/1501365.pdf Die Ergebnisse. Wahlen-2016 // URL: http://www.spiegel.de/politik/ deutschland/wahlen-2016-die-ergebnisse-der-landtagswahlen-im-ueberblick-a-1082093.html
EU-Turkey-Statement // URL: http://www.consilium.europa.eu/de/press/press-
releases/2016/03/18-eu-turkey-statement/ Facebook-Profil/ // URL: https://de-de.facebook.com/Dr.Frauke.Petry/ Geopolitical dimension of the Merkel plan // URL: http://www.eurocontinent.eu/ 2016/03/the-geopolitical-dimension-of-the-merkel-plan-and-the-migration-weapon-struggle-between-two-rival-models-of-europe/ In der neuen AFD-Fraktion sitzen auch rechte Hardliner // URL: https://beta. welt.de/politik/deutschland/article157961586/In-der-neuen-AfD-Fraktion-sitzen-auch-rechte-Hardliner.html Kambouri T. Deutschland. Im Blaulicht. Notruf einer Polizistin. Berlin-München:
Piper, 2015. - 221 S. Umfrage: AFD gewinntnach Berliner Anschlag 2,5Prozent // URL: http://www. epochtimes.de/politik/deutschland/umfrage-afd-gewinnt-nach-berliner-anschlag-25-prozentpunkte-jahreshoch-a2007690.html Zwei Drittel wollen Merkel nicht weiter als Kanzlerin // URL: http://www.welt. de/politik/deutschland/article155234006/Zwei-Drittel-wollen-Merkel-nicht-weiter-als-Kanzlerin.html