Научная статья на тему 'ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ЗА ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1917-1920 ГОДАХ'

ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ЗА ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1917-1920 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / СОВНАРКОМ СССР / СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ / ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ / ПОЛИТБЮРО ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (БОЛЬШЕВИКОВ) / СЕКРЕТАРИАТ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА РСДРП(Б) - РКП(Б)-ВКП(Б) / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ / ДЕКРЕТ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / БОРЬБА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каллин Игорь Владимирович

В статье рассмотрена деятельность трех политических институтов (Совет народных комиссаров, Политбюро, Секретариат ЦК) Советского государства с точки зрения их первенства на политическом поприще в момент начального формирования нового однопартийного государства. В результате различных преобразований ко концу 1920-х гг. особую роль во властных структурах начинает играть Секретариат ЦК ВКП(б). Взаимоотношения членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК ВКП(б) начинают постепенно зависеть от позиции Генерального секретаря И.В. Сталина (с 1922 г.). Он начинает приобретать функции судьи в различных спорных ситуациях, которые периодически возникали между противоположными по идеологическим принципам объединениями вышеуказанного государственного органа по принятию решений, трансформируется и характер исходящих документов, которые фигурируют в деловой переписке Секретариата Центрального комитета большевистской партии, приобретает особое значение фактор неформальной системы принятия ключевых решений. В итоге таких преобразований в постановлениях Политического бюро фиксируется только часть одобренных решений, в свою очередь предварительная работа по их претворению в жизнь в основном вообще нигде не учитывается. Секретариат большевистской партии в самом начале своего существования вообще задумывался как абсолютно технический орган, своего рода бюро секретарей-машинисток, которые подготавливали бы на бумаге печатные тексты постановлений Политбюро ЦК ВКП(б). Секретариат ЦК никак не подразумевал под собой орган принятия экономических, хозяй­ственных, производственных, кадровых, а тем более политических, решений. Возвышение этого незамысловатого органа над другими государственными и партийными органами - это во многом заслуга И.В. Сталина, который сумел перенаправить потоки документации Советского государства через своё ведомство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Каллин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRA-PARTY STRUGGLE OF THE POLITICAL ELITE FOR AUTHORITATIVE POWERS IN THE SOVIET STATE IN 1917-1920

The article examines the activities of three political institutions (the Council of People’s Commissars, the Politburo, the Secretariat of the Central Committee) of the Soviet state from the point of view of their superiority in the political arena at the time of the initial formation of a new one-party state. As a result of various transformations by the end of the 1920s, the Secretariat of the Central Committee of the All-Union Communist Party of the Bolsheviks began to play a special role in the power structures. The relationship between the members and candidates for membership of the Politburo of the Central Committee of the AUCP(b) gradually begins to depend on the position of the General Secretary I.V. Stalin (since 1922). He begins to acquire the functions of a judge in various disputable situations that periodically arose between the opposing ideological associations of the above-mentioned state decision-making body, the nature of outgoing documents that appear in the business correspondence of the Secretariat of the Central Committee of the Bolshevik Party is also transformed, and the factor of the informal system of making key decisions acquires a particular importance. As a result of such transformations, only a part of the approved decisions is recorded in the resolutions of the Political Bureau, while the preliminary work on their implementation is generally not taken into account anywhere. The Secretariat of the Bolshevik Party at the very beginning of its existence was generally conceived as an absolutely technical body, a kind of bureau of typists-secretaries, who would prepare on paper the printed texts of the decisions made by the Politburo of the Central Committee of the AUCP(b). The Secretariat of the Central Committee in no way meant a body for making economic, administrative, industrial, personnel, and no less political decisions. Elevation of this unsophisticated organ above other state and party organs is largely due to I.V. Stalin, who managed to redirect the documentation flow of the Soviet state through his department.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ЗА ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1917-1920 ГОДАХ»

РСН: 10.47026/1810-1909-2021-2-105-111

УДК 94:[329(470)КП:316.482.3] ББК Т3(2)612-542

И.В. КАЛЛИН

ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ЗА ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1917-1920 ГОДАХ

Ключевые слова: Коммунистическая партия, Совнарком СССР, Совет труда и обороны, Всесоюзный центральный исполнительный комитет, Политбюро Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), Секретариат Центрального комитета РСДРП(б) - РКП(б)-ВКП(б), Советское государство, Генеральный секретарь, декрет, постановление, борьба, политическая элита.

В статье рассмотрена деятельность трех политических институтов (Совет народных комиссаров, Политбюро, Секретариат ЦК) Советского государства с точки зрения их первенства на политическом поприще в момент начального формирования нового однопартийного государства. В результате различных преобразований ко концу 1920-х гг. особую роль во властных структурах начинает играть Секретариат ЦК ВКП(б). Взаимоотношения членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК ВКП(б) начинают постепенно зависеть от позиции Генерального секретаря И.В. Сталина (с 1922 г.). Он начинает приобретать функции судьи в различных спорных ситуациях, которые периодически возникали между противоположными по идеологическим принципам объединениями вышеуказанного государственного органа по принятию решений, трансформируется и характер исходящих документов, которые фигурируют в деловой переписке Секретариата Центрального комитета большевистской партии, приобретает особое значение фактор неформальной системы принятия ключевых решений. В итоге таких преобразований в постановлениях Политического бюро фиксируется только часть одобренных решений, в свою очередь предварительная работа по их претворению в жизнь в основном вообще нигде не учитывается. Секретариат большевистской партии в самом начале своего существования вообще задумывался как абсолютно технический орган, своего рода бюро секретарей-машинисток, которые подготавливали бы на бумаге печатные тексты постановлений Политбюро ЦК ВКП(б). Секретариат ЦК никак не подразумевал под собой орган принятия экономических, хозяйственных, производственных, кадровых, а тем более политических, решений. Возвышение этого незамысловатого органа над другими государственными и партийными органами - это во многом заслуга И.В. Сталина, который сумел перенаправить потоки документации Советского государства через своё ведомство.

В 1991 г. потерпела крах вторая мировая супердержава - СССР. С падением Советского Союза произошли коренные изменения в сознании советских людей, общества в целом. Коммунистическая идеология, рупором которой на протяжении около 73 лет выступала советская страна, сохранилась в видоизмененном виде разве что на Кубе, КНДР, Китае и, возможно, фрагментарно в других странах. Почему это случилось с коммунистической идеологией в нашей стране? Ответить на этот вопрос предстоит в нашем исследовании ввиду того, что обращение к непосредственным и реальным эпизодам нашей истории приобретает особую значимость для процесса строительства культурной и социальной идентичности государства и оказывает непосредственное влияние на всё соотношение политических позиций, предпочтений и исторических аспектов в данный момент. Главной задачей и целью для исторической науки в наши дни является объективное освещение событий минувшего. Поэтому ностальгические настроения, характерные для периода СССР и после развала и краха его идеологии в лице КПСС, на протяжении длительного времени являются предметом анализа исследователей разных

сфер гуманитарных наук. В последние годы мы являемся свидетелями государственного и общественного проекта, который предполагает возрождение дореволюционного прошлого, и даже постсоветского прошлого, участниками, очевидцами произошедших событий в качестве положительной и отрицательной идентификации. В нашем исследовании будет рассмотрена деятельность трех политических институтов (СНК, Политбюро, Секретариат ЦК) Советского государства с точки зрения их первенства на политическом поприще в момент начального формирования нового однопартийного государства.

Секретариат - (франц. эео^апа!) - отдел государственного управления, общественной, научной или какой-либо другой организации, выполняющей работу организационно-исполнительного характера (Секретариат ООН, Секретариат Совета безопасности). Секретариат большевистской партии подразумевал под собой орган по оперативному управлению, создаваемый в порядке, установленном Уставом партии, который был сформирован пленумом Центрального комитета с целью непосредственного руководства текущей деятельностью, ключевой задачей которого являлась организация проверки исполнения поручений партии, включая подбор и расстановку кадров. Впервые образован после VI съезда РСДРП (б) 19(б) августа 1917 г. [1. С. 396].

Если рассматривать процесс становления, расцвета и упадка советской державы, то можно выявить, что он непосредственно связан с работой большевистского ядра социал-демократической партии, которая на протяжении почти трех четвертей прошлого века конструировала коммунистическое общество крупнейшего в мире государства. Все цели, которые достигались в результате общественного прогресса на огромной территории с многомиллионным населением, были сформированы на основе социального консенсуса между различными слоями общества. Исходя из этого можно определить, что тщательное исследование трансформации центра принятия решений в Советском государстве позволяет выявить причины, истоки и сущность этого процесса, произошедшего в самом начале формирования этого государства [3. С. 57-60].

С приходом к власти большевиков в октябре 1917 г. высшим исполнительным органом власти в Российской Советской Республике был установлен Совет Народных Комиссаров. Руководство этим органом принял на себя В.И. Ленин. Первоначально при формировании новой республики роль партийных органов власти вообще отсутствовала. Все основные декреты нового правительства - Декрет о мире, Декрет о земле, - были сформулированы решениями Совета Народных Комиссаров. Не случайно В.И. Ленин возглавил СНК в 1917 г., так как на тот момент и до самой его смерти в 1924 г. СНК был центром принятия всех политических и хозяйственных решений РСФСР, а затем (с 1922 г.) и СССР [4. С. 37; 5. С. 165-208].

Слово «декрет» происходит от латинского decretum, что означает - постановление. В капиталистических странах тех времен под ним подразумевался законодательный акт, который подписывался главой государства или же правительства. В Советском Союзе после революции до принятия Конституции в 1936 г. под декретами имели в виду акты, изданные высшими органами государственной власти с целью оперативного управления [9. С. 370].

Всероссийский центральный исполнительный комитет являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом политического устройства Российской Советской Республики на протяжении периода времени с 1917 по 1937 г. Настоящий орган был учрежден Всероссийским

съездом Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, деятельность этой организации осуществлялась в периоды между очередными съездами. До момента создания Союза республик включал членов от Украины и Белоруссии, которые избирались на республиканских съездах Советов депутатов. Руководителем этого органа был Я.М. Свердлов, который вступил в эту должность 8 ноября 1917 г., М.И. Калинин возглавил ВЦИК 30 марта 1919 г. В состав ВЦИК на II Всероссийском съезде вошли большевики и левые эсеры. Председателем ВЦИК 25 октября (7 ноября) был избран Л.Б. Каменев. Большинство современных историков считают, что первым главой Советского государства де-юре был Л.Б. Каменев, хотя первый состав ВЦИК после I Всероссийского съезда Советов 3(16) июня 1917 г. возглавлял один из лидеров меньшевиков Н.С. Чхеидзе [9. С. 253].

Закон о мире, в свою очередь, был один из первых декретов новообразованного государства, подписан В.И. Лениным в качестве председателя СНК, его принятие прошло в ночь с 26 по 27 октября по старому стилю (с 8 по 9 ноября) 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов депутатов. Текст этого документа говорил о социалистических принципах международной политики, которые подразумевали мирное сотрудничество государств и призвали участников Первой мировой войны к проведению переговоров о справедливом и демократическом мире [9. С. 370]. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов открылся 3(16) июня 1917 г. В.И. Ленин неоднократно выступал на съезде с докладами [6. С. 62; С. 9. С. 370; 2. С. 136-138].

Закон о земле - один из первоначальных декретов новой власти большевиков - был сформулирован В.И. Лениным, его принятие осуществилось в ночь с 26 по 27 октября по старому стилю (с 8 по 9 ноября) 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Данный нормативный акт представлял собой общекрестьянский наказ о земле, который был составлен на основании 242 наказов местного масштаба. По этому документу имеющиеся помещичьи, царские, церковные, монастырские наделы конфисковывались в пользу государства вместе с инвентарем и постройками и передавались Крестьянским комитетам и Советам для последующего перераспределения между крестьянскими домохозяйствами. Сельхозпроизводители получили более 150 млн десятин земли, произошло освобождение от уплаты прежним владельцам ежегодно 700 млн руб. золотом в качестве арендной платы и долгов на сумму в 3 млрд руб. Таким образом, Декрет учитывал крестьянские требования и подразумевал в своём тексте передачу частной собственности на земельные наделы в руки государства, огосударствление всех помещичьих владений. Можно констатировать, что в основу Декрета о земле была положена программа решения аграрного вопроса, принятая эсеровской партией [9. С. 370; 2. С. 133-135].

Наряду с существованием СНК в 1917 г. были Политическое бюро ЦК и Секретариат ЦК. Но роль данных ведомств сводилась к минимуму. Самое первое упоминание о Политбюро ЦК РСДРП(б) под руководством В.И. Ленина относится к 10(23) октября 1917 г., т.е. до октябрьского переворота.

Политбюро ЦК большевистской партии сформировывалось Центральным комитетом для ежедневного принятия партийных решений в промежуток времени между очередными пленумами ЦК. Первое упоминание об этом органе относится к 10(23) октября 1917 г., где его основная функция заключается в подготовке политического переворота и руководства вооруженным вос-

станием. В качестве постоянно действующего органа оно стало функционировать с 1919 г. (в 1952-1966 гг. Политбюро переименовывалось в Президиум ЦК КПСС). На заседаниях Политбюро оформлялись постановления по наиболее важным политическим, хозяйственным и внутрипартийным вопросам, значительную часть которых готовил для обсуждения Секретариат ЦК Сталина [9. С. 1026].

Основная цель формирования Политбюро партии заключалась в политическом руководстве вооружённым восстанием 1917 г., начало которого было намечено ЦК на 25 октября (7 ноября), т.е. никакими хозяйственными, экономическими, производственными вопросами этот коллегиальный руководящий орган партии не занимался. В первый состав новообразованного органа вошли: А.С. Бубнов, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин, Г.Я. Сокольников, И.В. Сталин и Л. Д. Троцкий. С 29 ноября 1917 г. Политбюро существовало в качестве Бюро ЦК РСДРП(б) без уточнения «политическое», а с 8 марта 1918 г. его название упоминалось как Бюро ЦК РКП(б) в связи с изменением уставного определения партии на новое. Состав этого бюро был сокращен до участия в нем В.И. Ленина, Я.М. Свердлова, И.В. Сталина и Л.Д. Троцкого. В дополнение к ним в состав Бюро ЦК РКП(б) входили Г.Я Сокольников (с 8 марта по 29 июля 1918 г. и с 11 по 25 марта 1919 г.) и Е.Д. Стасова (с 11 по 25 марта 1919 г.). Политбюро ЦК РКП (б) (с дополнением «политическое») как перманентно действующий партийный орган было образовано в марте 1919 г. на VIII съезде РКП(б). В декабре 1925 г. произошло переименование Политбюро ЦК РКП(б) на Политбюро Цк ВКП(б) в связи с изменением названия партии на XIV съезде партии [6. 131-136; 7. С. 144-153; 9. С. 1026].

Из бумаг высших государственных и партийных органов власти особого внимания заслуживает документация Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б), являвшегося неформальной, но официально признанной верховной властью в Советском государстве. Общий характер этих бумаг (повестки дня заседаний Политбюро и их протоколы, постановления Политбюро, доступные для исследователей подготовительные материалы к протоколам Политбюро и его комиссий) дают нам отчетливое представление о том, что в период с 1922 г. по 1925 г. происходит значительный перекос в системе принятия решений в Советском государстве. Постановления исполнительной власти начинают проходить через сито Политбюро. Это было связано с болезнью первого лица государства В.И. Ленина. Ввиду того, что он не мог присутствовать на заседаниях СНК, его сподвижники сформировали коллегиальный орган в лице Политбюро, которое принимало решения любого характера исходя из наличия большинства голосов по тому или иному вопросу. Таким образом, в период между 1922 и 1925 гг. происходит смещение центра принятия решений в СССР из СНК в Политбюро ЦК РКП(б).

Анализ источниковой базы показывает, что в первой половине 1920-х гг. происходит подмена решений исполнительной власти властью партийной в лице Политбюро как органа оперативного управления партией между пленумами Центрального Комитета. Если тщательно изучать исторические документы, то можно выявить факт о неформальном характере партийной власти и о верховенстве партии, ЦК и Политбюро в системе принятия решений. Все другие ветви государственной власти - исполнительная (СНК), законодательная (ВЦИК, ЦИК СССР), судебная (Верховный суд, Верховный трибунал) - за 1922-1925 гг. начинают приобретать роль подшефных ведомств

и однообразно руководствуются обязательными к исполнению директивами из Политбюро. Особый интерес представляет вопрос о механизме подготовки этих постановлений Политбюро, связанный с конкретной проблемой выработки окончательного решения в 1922-1925 гг. по тому или иному вопросу. С момента болезни В.И. Ленина решения на Политбюро вырабатывались тройкой в составе Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и И.В. Сталина. Ведущую роль в этом союзе играл Г.Е. Зиновьев. Данный партиец осуществлял руководство заседаниями Политбюро ЦК большевистской партии в 1922-1925 гг. Роль И.В. Сталина и Секретариата ЦК заключалась лишь в бумажной работе и подборе кадров. Последняя функция Секретариата ЦК впоследствии стала ключевой и позволила сформировать составы делегатов на партийные съезды из членов партии, которые поддерживали линию И.В. Сталина на съездах партии и пленумах ЦК. В.И. Ленин считал, что самыми выдающимися партийными деятелями на тот период являлись И.В. Сталин и Л.Д. Троцкий. Приведем строки из письма В.И. Ленина, в котором он беспокоится о будущем партии и характеризует второго вождя революции. В этом документе Ленин говорит, что Троцкий, пожалуй, самый способный человек в избранном ЦК, в то же время характеризует его как отличающегося самоуверенностью и чрезмерным увлечением сугубо административной стороной дела. Он пишет, что эти два качества выдающегося вождя в тогдашнем ЦК способны ненароком привести к расколу в партийных рядах [4. С. 9-10]. Изначально Г.Е. Зиновьев планировал, что И.В. Сталин будет подбирать кадры, ориентируясь на его с Л.Б. Каменевым предпочтения. В результате получилось так, что к партийному съезду 1925 г. И.В. Сталину удалось сформировать большинство и избрать состав Центрального Комитета, в котором оказалось значительное количество его сторонников. А новообразованный состав ЦК сформировал и новое Политбюро ЦК [4. С. 9-10; 10. С. 631-656].

Таким образом, идет постепенное преобразование государственного и партийного аппарата, в результате которого совокупность различных мнений и подходов к делу группы членов партии при коллегиальной разработке решений трансформируется в единоличную и некритикуемую волю фракции генерального секретаря.

Постепенно с трансформацией состава Политбюро ЦК ко второй половине 1920-х и особенно в 1930-е гг. привилегированное положение в высших государственных и партийных структурах начинает занимать Секретариат ЦК Коммунистической партии. Взаимоотношения членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК ВКП(б) начинают постепенно зависеть от позиции Генерального секретаря И.В. Сталина (с 1922 г.). Генеральный секретарь всё больше приобретает полномочия судьи в решении конфликтных ситуаций среди участников данного партийного органа советской власти, трансформируется и характер документов, которые приходят из Секретариата ЦК ВКП(б), приобретает большее значение порядок неформального принятия решений, в результате чего в протоколах Политбюро фиксируются не все принимаемые решения, а начальная работа по их подготовке часто вообще нигде не фигурирует.

Секретариат большевистской партии в самом начале задумывался как абсолютно технический орган, своего рода бюро секретарей-машинисток, которые подготавливали бы на бумаге печатные тексты постановлений Политбюро ЦК ВКП(б). Секретариат ЦК никак не подразумевал под собой орган принятия экономических, хозяйственных, производственных, кадровых, а тем

более политических, решений. Возвышение этого органа над другими государственными и партийными органами - это во многом заслуга И.В. Сталина, который сумел перенаправить потоки документации Советского государства через своё ведомство. Анализируя деятельность советских государственных и партийных органов за 1917-1920-е гг., можно сделать вывод о том, что происходила перманентная политическая борьба различных партийных и государственных ведомств за первенство в принятии политических решений на государственном уровне. Даже в самом названии «секретариат» заложен его первоначальный смысл как технического органа при партийном ареопаге. Возвышение Секретариата ЦК ВКП(б) над другими партийными и государственными органами происходит с 1922 по 1929 г. Как только И.В. Сталин был выдвинут на пост Генерального секретаря ЦК РКП(б), в понедельник 3 апреля 1922 г. началось его восхождение на политический олимп. Сила и политические возможности И.В. Сталина были обусловлены наличием в его руках бланков постановлений Политбюро ЦК. Политбюро партии, выдав Генеральному секретарю карт-бланш на формирование повестки дня Политбюро, позволило Сталину формировать ее так, чтобы включать в нее только те вопросы, которые были выгодны Секретариату ЦК исходя из конъюнктуры политических решений. Самыми ключевыми вопросами повестки дня Политбюро ЦК ВКП(б), как ни парадоксально, являлись кадровые перестановки. Благодаря кадровым передвижениям И.В Сталину удалось сконцентрировать на ключевых постах в государственных и партийных органах руководителей, которые были лояльны проводимому им курсу и которые признавали его политический авторитет и первенство в принятии решений.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. М.: БСЭ, 1955. Т. 38. 665 с.

2. Декреты Советской власти. М.: Политиздат, 1957. Т. 1. 625 с.

3. Зеленов М.В., Крылова А.В., Пивоваров Н.Ю. Бюро Секретариата ЦК РКП(б) 19211924 гг.: структура, кадры, функции // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Сер. Управление в социальных системах, коммуникативные технологии. 2016. № 2. С. 57-60.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М.: Политиздат, 1970. Т. 3. 552 с.

5. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Полн. собр. соч. Т. 36. С. 165-208.

6. Ленинской «Правде» - 70 лет. М.: Правда, 1982. 264 с.

7. Назаров О.Г. Организационно-кадровая деятельность Секретариата ЦК РКП(б) в период между Х и Х1 Съездами РКП(б) // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 4(31). С. 144-153.

8. Рид Джон. Десять дней, которые потрясли мир / предисл. В.И. Ленина и Н.К. Крупской. М.: Госполитиздат, 1957. 352 с.

9. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1982. 1500 с.

10. Чернев А.Д. О роли и функциях правящей партии в системе Советского государственного управления // Безопасность Евразии. 2003. № 1. С. 631-656.

КАЛЛИН ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

Igor V. KALLIN

INTRA-PARTY STRUGGLE OF THE POLITICAL ELITE FOR AUTHORITATIVE POWERS IN THE SOVIET STATE IN 1917-1920

Key words: the Communist Party, Sovnarkom (Council of People's Commissars) of the USSR, Council of Labor and Defense, All-Union Central Executive Committee, Politburo of the Central Committee of the All-Union Communist Party (Bolsheviks), Secretariat of the

Central Committee of the RSDLP(b) - RCP(b)-AUCP(b), the Soviet state, the General Secretary, decree, resolution, struggle, political elite.

The article examines the activities of three political institutions (the Council of People's Commissars, the Politburo, the Secretariat of the Central Committee) of the Soviet state from the point of view of their superiority in the political arena at the time of the initial formation of a new one-party state. As a result of various transformations by the end of the 1920s, the Secretariat of the Central Committee of the All-Union Communist Party of the Bolsheviks began to play a special role in the power structures. The relationship between the members and candidates for membership of the Politburo of the Central Committee of the AUCP(b) gradually begins to depend on the position of the General Secretary I.V. Stalin (since 1922). He begins to acquire the functions of a judge in various disputable situations that periodically arose between the opposing ideological associations of the above-mentioned state decision-making body, the nature of outgoing documents that appear in the business correspondence of the Secretariat of the Central Committee of the Bolshevik Party is also transformed, and the factor of the informal system of making key decisions acquires a particular importance. As a result of such transformations, only a part of the approved decisions is recorded in the resolutions of the Political Bureau, while the preliminary work on their implementation is generally not taken into account anywhere. The Secretariat of the Bolshevik Party at the very beginning of its existence was generally conceived as an absolutely technical body, a kind of bureau of typists-secretaries, who would prepare on paper the printed texts of the decisions made by the Politburo of the Central Committee of the AUCP(b). The Secretariat of the Central Committee in no way meant a body for making economic, administrative, industrial, personnel, and no less political decisions. Elevation of this unsophisticated organ above other state and party organs is largely due to I.V. Stalin, who managed to redirect the documentation flow of the Soviet state through his department.

References

1. Bol'shaya Sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet encyclopedia]. Moscow, 1955, vol. 38,

665 p.

2. Dekrety Sovetskoy vlasti [Decrees of the Soviet power]. Moscow, Politizdat Publ., 1957, vol. 1,

625 p.

3. Zelenov M. V., Krylova A.V., Pivovarov N.Yu. Byuro Sekretariata TSK RKP(b) 1921-1924 gg.: struktura, kadry, funktsii [Bureau of the Secretariat of the Central Committee of the Russian Communist party of bolshevics 1921-1924: structure, personnel, functions]. Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. Ser. Upravlenie v sotsial'nykh sistemakh, kommunikativnye tekhnologii, 2016, no. 2, pp. 57-60.

4. KPSS v rezolyutsiyakh I resheniyakx s'ezdov, konferentsiy i plenumov TSK (1898-1986) [CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee (1898-1986)]. Moscow, Politizdat Publ., 1970, vol. 3 (1924-1927), 552 p.

5. Lenin V.I. Ocherednye zadachi Covetskoy vlasti [The Next tasks of the Soviet government]. In: Poln.sobr. soch. T. 36 [Full composition of writings. Vol. 36], pp. 165-208.

6. Leninskoy "Pravde" - 70 let [Leninskaya "Pravda" - 70 years]. Moscow, Pravda Publ., 1982,

264 p.

7. Nazarov O.G. Organizastionno-kadrovaya deyatelnoct' Cekretariata TSK RKP(b) v period mezhdu X i XI c 'ezdami RKP(b) [Organizational and personnel activities of the Secretariat of the Central Committee of the RCP (b) in the period between the X and XI Congresses of the RCP(b)]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2012, no. 4(31), pp. 144-153.

8. Reed John. Decyat' dney, kotorye potryasli mir [Ten days that shook the world]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1957, 352 p.

9. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Soviet encyclopedia]. Moscow, 1982, 1500 p.

10. Chernev A.D. O roli i funktsiyah pravyachshey partii v sisteme Sovetskogo gosudarstven-nogo upravleniya [On the role and functions of the ruling party in the system of Soviet state administration]. Bezopasnost' Evrazii, 2003, no. 1, pp. 631-656.

IGOR V. KALLIN - Post-Graduate Student, Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

Формат цитирования: Каллин И.В. Внутрипартийная борьба политической элиты за властные полномочия в Советском государстве в 1917-1920 годах // Вестник Чувашского университета. - 2021. - № 2. - С. 105-111. 001: 10.47026/1810-1909-2021-2-105-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.