Научная статья на тему 'Внутренний туризм как фактор развития туристической индустрии Республики Казахстан и Российской Федерации'

Внутренний туризм как фактор развития туристической индустрии Республики Казахстан и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2031
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВВП / ДОЛЯ ТУРИЗМА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ниязбекова Шакизада Утеулиевна, Курманкулова Нуржамал Жумагазовна, Мусиров Галым

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как развитие внутреннего туризма в Республике Казахстан активно развивалось еще при Советском Союзе, а в Российской Федерации внутренний туризм активно заработал с 1996 года, он определен является одним из приоритетных видов туристской деятельности. Туристическая индустрия, являясь одной из наиболее динамично развивающихся форм услуг населению, позволяет получать стабильную прибыль при относительно невысоких вложениях. Сегодня, в целях развития внутреннего туризма Республики Казахстан в стране разработана государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года, которая предусматривает комплекс мер по развитию инфраструктуры, обеспечения безопасности туристов, формирования туристского имиджа Казахстана, совершенствования статистики в туризме и другие меры. В России разработаны два документа стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года и концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». Внутренний туризм это такой же огромный рынок услуг, который может развивать именно малый и средний бизнес Республики Казахстан и Российской Федерации с помощью разработанных и поддерживающих программ местных органов власти. Отметим, что в Казахстане и России сфера туризма достаточно стабильна и успешна. За последние годы, несмотря на незначительные спады, наметились тенденции к росту не только посещения страны иностранными туристами, но и к увеличению числа отдыхающих населением, предпочитающих зарубежным курортам отечественные. В настоящее время на долю внутреннего туризма приходится около 1,5 % ВВП России, хотя потенциал его развития высок. В туристической индустрии есть несколько проблем, тормозящих ее развитие, в их числе низкое качество транспортной, жилищной и прочей сопутствующей инфраструктуры. Росту интереса к отдыху в Казахстане и России способствует и экономическая ситуация (отдыхать в национальных валютах стало выгодно), а также наблюдается патриотический настрой. Внутренний туризм РК и РФ необходимо развивать с интересными бизнес проектами и продуманными тактикой и стратегией. В туристической индустрии необходимы конкретные цели, измеряемые цифрами. Так, в Казахстане разработана в 2016 году Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан методика по формированию показателей статистики туризма, которая ведет учет и анализ данных в туристической индустрии, а Центральный Банк Российской Федерации разработал и утвердил «Методику формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами». Всем известно, что обширная территория Республики Казахстан (9 место в Азии) и Российской Федерации (1 место в Европе), климат и природа неописуема. Для сравнения, доля туризма в мировом ВВП у Республики Казахстан менее 1 %, у Российской Федерации около 1,5 %, у Египта 11,3 %, у Греции и Испании более 15 %. Результатом статьи является то, что рассматриваемый внутренний туризм это часть емкого понятия современного туризм и является его значимым элементом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ниязбекова Шакизада Утеулиевна, Курманкулова Нуржамал Жумагазовна, Мусиров Галым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренний туризм как фактор развития туристической индустрии Республики Казахстан и Российской Федерации»

УДК 338.48

Ниязбекова Шакизада Утеулиевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры финансов и кредита,

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

г. Москва, Российская Федерация.

Курманкулова Нуржамал Жумагазовна,

кандидат экономических наук, ассоциированный профессор,

заведующая кафедрой менеджмента и туризма,

АО «Казахский университет технологии и бизнеса»,

г. Нур-Султан, Республика Казахстан.

Мусиров Галым,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры экономики и бизнеса, Учреждение «Актюбинский университет имени С. Баишева», г. Актобе, Республика Казахстан.

Niyazbekova Shakizada Uteulievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Department of Finance and Credit,

Moscow Vitte University,

Moscow, Russian Federation.

Kurmankulova Nurzhamal Zhumagazovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Management and Tourism,

Kazakh University of Technology and Business,

Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan.

Musirov Galym,

Ph.D. in Economics,

Senior Lecturer of the Department of Economics and Business, S. Baishev Aktobe University, Aktobe, Republic of Kazakhstan.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

INNER TOURISM ASA FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF TOURIST INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTANAND THE RUSSIAN FEDERATION

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как развитие внутреннего туризма в Республике Казахстан активно развивалось еще при Советском Союзе, а в Российской Федерации внутренний туризм активно заработал с 1996 года, он определен является одним из приоритетных видов туристской деятельности.

Туристическая индустрия, являясь одной из наиболее динамично развивающихся форм услуг населению, позволяет получать стабильную прибыль при относительно невысоких вложениях.

Сегодня, в целях развития внутреннего туризма Республики Казахстан в стране разработана государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года, которая предусматривает комплекс мер по развитию инфраструктуры, обеспечения безопасности туристов, формирования туристского имиджа Казахстана, совершенствования статистики в туризме и другие меры. В России разработаны два документа стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года и концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)».

Внутренний туризм — это такой же огромный рынок услуг, который может развивать именно малый и средний бизнес Республики Казахстан и Российской Федерации с помощью разработанных и поддерживающих программ местных органов власти.

Отметим, что в Казахстане и России сфера туризма достаточно стабильна и успешна. За последние го ды, несмотря на незначительные спады, наметились тенденции к росту не только посещения страны иностранными туристами, но и к увеличению числа отдыхающих населением, предпочитающих зарубежным курортам отечественные. В настоящее время на долю внутреннего туризма приходится около 1,5 % ВВП России, хотя потенциал его развития высок. В туристической индустрии есть несколько проблем, тормозящих ее развитие, в их числе — низкое качество транспортной, жилищной и прочей сопутствующей инфраструктуры. Росту интереса к отдыху в Казахстане и России способствует и экономическая ситуация (отдыхать в национальных валютах стало выгодно), а также наблюдается патриотический настрой.

141

Внутренний туризм РК и РФ необходимо развивать с интересными бизнес проектами и продуманными тактикой и стратегией. В туристической индустрии необходимы конкретные цели, измеряемые цифрами. Так, в Казахстане разработана в 2016 году Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан методика по формированию показателей статистики туризма, которая ведет учет и анализ данных в туристической индустрии, а Центральный Банк Российской Федерации разработал и утвердил «Методику формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами».

Всем известно, что обширная территория Республики Казахстан (9 место в Азии) и Российской Федерации (1 место в Европе), климат и природа неописуема. Для сравнения, доля туризма в мировом ВВП у Республики Казахстан — менее 1 %, у Российской Федерации — около 1,5 %, у Египта — 11,3 %, у Греции и Испании — более 15 %.

Результатом статьи является то, что рассматриваемый внутренний туризм—это часть емкого понятия современного туризм и является его значимым элементом.

Ключевые слова: внутренний туризм, ВВП, доля туризма, национальный туризм, туристическая индустрия

The relevance of the chosen topic does not cause doubts, since the development of domestic tourism in the Republic of Kazakhstan has been actively developing under the Soviet Union, and in the Russian Federation, domestic tourism has been actively earned since 1996, it is determined to be one of the priority types of tourism activities.

The tourist industry, being one of the most dynamically developing forms of services to the population, makes it possible to obtain a stable income with relatively low investments.

Today, in order to develop domestic tourism of the Republic of Kazakhstan, the country has developed a state program for the development of the tourism industry of the Republic of Kazakhstan until 2025, which provides for a set of measures to develop the infrastructure, ensure the safety of tourists, create a tourist image of Kazakhstan, improve statistics in tourism and other measures. Two documents have been developed in Russia — the strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2020 and the concept of the federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)».

Domestic tourism is an equally huge market for services that the small and medium business of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation can develop with the help of developed and supporting programs of local authorities.

Note that in Kazakhstan and Russia, the tourism sector is quite stable and successful. In recent years, despite minor recessions, there has been a tendency for growth not only for foreign tourists visiting the country, but also for an increase in the number of holiday-makers who prefer domestic ones to foreign resorts. Currently, domestic tourism accounts for about 1.5 % of Russia's GDP, although its potential for development is high. There are several problems in the tourism industry that hinder its development, including the low quality of transport, housing and other related infrastructure. The economic situation also contributes to the growth of interest in recreation in Kazakhstan and Russia (it became profitable to rest in national currencies), and patriotism is also observed.

Domestic tourism of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation should be developed with specific business projects and thoughtful tactics and strategies. In the tourism industry, specific targets are needed, measured in numbers. Thus, in Kazakhstan, developed in 2016 by the Committee on Statistics of the Ministry of National Economy оf the Republic of Kazakhstan methodology for the formation of indicators of tourism statistics, which keeps records and analysis of data in the tourism industry, and the Central Bank of the Russian Federation has developed and approved the «Methodology for the formation of statistics of foreign trade of the Russian Federation services».

Everyone knows that the vast territory of the Republic of Kazakhstan (9th place in Asia) and the Russian Federation (1st place in Europe), the climate and nature is indescribable. For comparison, the share of tourism in world GDP is less than 1% for the Republic of Kazakhstan, about 1.5% for the Russian Federation, 11.3% for Egypt, and more than 15% for Greece and Spain.

The result of this article is that the domestic tourism in question is a part of the comprehensive concept of modern tourism and is its significant element.

Keywords: domestic tourism, GDP, tourism share, national tourism, tourism industry.

ВВЕДЕНИЕ

Внутренний туризм стран является частью национального туризма, который представляет собой совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, то есть обслуживание туристов из числа жителей своего государства.

Внутренний туризм в Казахстане и России характеризуется большими сезонными колебаниями, это зависит не только от влияния климатических условий, но и с низким уровнем развития туристской индустрии. В перспективе два дружных государства — Республика Казахстан и Российская Федерация активно создают новые места отдыха, пляжи, курорты, работающие круглый год, причем на территории курортов развивают разные виды туризма, такие как лечебный туризм, медицинский туризм и другие.

Касательно Республики Казахстан, то пристальное внимание уделено сегодня озеру Алаколь, Балхаш, Капчагай, Тенгиз, комплекс озер в Боровом, небольшая часть побережья Аральского моря, Кен-дерли в Мангистауской области, пляжам Манила, Нур Плаза и Достар, горный курорт Алма-Арасан, термальный источник Сары-Агаш, мечеть Нур-Астана, синагога Бейт Рахель Хабад Любавич, Свято-Вознесенский собор, Президентский центр культуры, здание цирка, памятник Астана-Байтерек, Римско-Католическая церковь, Чарынский каньон, ущелья Саура и Карабулак, плато Устюрт и разноцветные горы Актау, достойно посещения озеро Каинды, во время образования которого часть деревьев оказалась под водой, заповедники Казахстана: старейший в стране «Аксу-Джабаглы», близкий к Южной столице «Алма-Атинский», «Алакольский» с системой озер, «Устюртский» на месте Шелкового пути и «Кургальджинский» (птичий рай).

142

Что касается внутреннего туризма в Российской Федерации, то большое внимание государства и инвесторов, сосредоточено на таких регионах, которые имеют право на создание особых экономических зон туристического типа — это Краснодарский край, Ставропольский край, Калининградская область, Иркутская область, Республика Бурятия, Алтайский край и Республика Крым.

Туристическая индустрия взаимодействует практически со всеми отраслями экономики страны, к этой сфере относятся: средства размещения туристов, транспорт, объекты питания, развлекательные и спортивные учреждения, туристские фирмы и туроператоры. Следовательно, развивать туристическую индустрию необходимо по всей стране и в отдельных ее уголках, регионах. Это позволяет государствам увеличивать валовой региональный продукт (ВРП) и налоговые поступления, повышать занятость населения, привлекать инвестиции, стимулировать развитие небольших городов, районов, областей, деревень.

Результатом развития внутреннего туризма в Казахстане и России является повышение уровня жизни населения, сохранение традиций, достопримечательностей, исторического наследия, решение производственных и экологических проблем. Для того чтобы данные задачи претворялись в жизнь, и разрабатываются различные долгосрочные стратегии развития туризма, изучаются опыты стран, ре-ализовываются республиканские, федеральные, региональные и местные целевые программы его развития. Региональные программы призваны учитывать специфику места (республики, края, города федерального значения, автономная область, автономные округа), его слабые и сильные стороны, угрозы и возможности.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель исследования заключается в изучении внутреннего туризма Российской Федерации и Республики Казахстан. Так, показатель туристической подвижности населения Казахстана — один из самых низких в мире. Подавляющая часть туристских фирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Казахстан. Причем в основном туристы посещают Алматы и Нур Султан.

В трудах С.А. Быстрова [6], О.З. Имангожиной, А.Е. Жансагимовой [8], С.Ю. Гатауллиной, И.Ю. Кушнаревой [7] рассматриваются вопросы туристической индустрии, проблемы развития внутреннего туризма, комплексные подходы по обеспечению широкого развития казахстанского и российского внутреннего туризма и др. Все это обуславливает необходимость дальнейших исследований данной проблемы. РЕЗУЛЬТАТЫ

Несмотря на то, что индустрии внутреннего туризма уделяется все большее внимание как со стороны правительства на всех уровнях, так и со стороны предпринимателей, потенциальных инвесторов и все большего количества населения стран, показатели внутреннего туризма двух стран относительно низкие.

Рассмотрим внутренний туризм, который является наиболее важным сектором экономики страны. Так, почти на 20 % в прошлом году выросла доля внутреннего туризма. Отдыхать на родине предпочли свыше 5,5 млн казахстанцев. Помогла программа «Рухани Жангыру». Реконструкция городищ Туркестан, Отырар, Культобе и Сауран, развитие существующих музеев-заповедников, а также создание новых — «Ботай» в Северо-Казахстанской области и «Бозок» в Астане — всё это уже привлекает туристов [9].

Весьма эффективным способом привлечения наибольшей части потенциальных туристов на новые маршруты является совмещение нескольких видов туризма, в частности деловой, познавательный, сельский, агротуризм, зеленый, горный, лечебный, детский и др.

Развитие внутреннего туризма в стране дает эффект, где выгоду получают государство и туристы.

Развитие медицинского туризма в Казахстане и России даст дополнительный стимул для развития отрасли здравоохранения, так как развитие этого направления заставляет медицину стран развиваться быстрыми темпами, способствовать улучшению здоровья населения стран, способствовать развитию внутреннего туризма, нивелированию сезонности в туризме, обеспечит более длительное пребывание туристов и т. д.

Рассмотрев туристический потенциал Республики Казахстан и Российской Федерации, можно с уверенностью сказать, что он огромен, многие составляющие которого либо не используются вовсе, либо используются не эффективно. Так, плюсы внутреннего туризма для туриста и для государства представлены в таблице 1.

Кроме плюсов для туристов, серьезным препятствием для развития внутреннего туризма являются высокие, постоянно растущие транспортные тарифы. В Республике Казахстан действуют казахстанские и российские авиакомпании в целях развития внутреннего туризма (табл. 2).

В настоящее время внутренние авиарейсы выполняются казахстанскими авиакомпаниями — по 53 внутренним маршрутам, с количеством более 600 рейсов в неделю. География полетов налажена со

143

Таблица 1. Плюсы внутреннего туризма для государства и туристов *

№ + для государства + для туристов

1 Доля вклада туризма в ВВП страны, поскольку во внутреннем туризме денежный капитал полностью оседает в стране Повышение культурного уровня населения и мировоззрения. Познание истории, культурных особенностей страны

2 Формирование патриотизма жителей Экономия денежных средств и экономия времени

3 Развитие туристской индустрии и инфраструктуры, направленное на туристские потоки и улучшение уровня жизни населения Знание родного языка

4 Создание новых рабочих мест Заграничный паспорт нг нужен. Безвизовый режим

5 Увеличение занятости населения Определенная степень безопасности

* Разработано по изученным материалам

Таблица2. Казахстанские и российские авиакомпании *

Казахстанские

Бек Эйр Жетысу авиа Жезказган Эйр Казах Эйр

Южное небо FlyArystan Скат (Scat) Эйр Астана

Российские

Аэрофлот Уральские авиалинии ЮТЭйр Сибирь

Аврора Азимут АЛРОСа Ангара

Вологодское авиапредприятие Газпром Авиа ИжАвиа Глобус

ИрАэро iFly (Ай флай) Комиавиатр анс Костромское авиапредприятие

КрасАвиа НордАвиа NordStar («НордСтар») Оренбуржье

Победа Pegas Fly (Пегас Флай) Полярные Авиалинии Red Wings (Ред Вингс)

Royal Flight «РусЛайн» (RusLine) Северсталь S 7 Airlines

Smartavia (Смартавиа) «СиЛА» (Сибирская Легкая авиация) Турухан ХабАвиа

«ЮВТ Аэро» (UVT Aero) Якутия Ямал 2-й Архангельский авиаотряд

* Разработано по изученным материалам [11]

всех регионов Казахстана к таким крупным городам как Нур Султан и Алматы, имеет место слабая связь между остальными регионами Казахстана, что препятствует развитию внутреннего туризма в целом. К примеру, туристам из Западного Казахстана весьма проблематично за короткое время авиатранспортом посетить Восточный Казахстан, а из Северного в Южный Казахстан [9].

В этой связи существует необходимость развития внутренних авиаперевозок между регионами страны, в том числе путем субсидирования авиамаршрутов. В 2018 году выделены субсидии на следующие авиамаршруты на сумму 1,8 млрд К2Т [7, 8].

Немаловажным во внутреннем туризме является развитие региональной авиации. Казахстан, обладая обширной территорией, а также неразвитостью автомобильных дорог местного значения, в том числе межобластных, не может обеспечить постоянную связь туристских дестинаций с крупными городами республики, тем самым в настоящее время отсутствует необходимая туристская доступность и вследствие чего привлекательность казахстанских зон отдыха. Решение данной проблемы видится в развитии регулярных и (или) сезонных авиамаршрутов между ключевыми туристскими дестинациями и крупными городами, областными центрами. В целях развития внутреннего туризма и улучшения транспортной доступности курортной зоны в Баянаульском районе Павлодарской области ведется реконструкция взлетно-посадочной полосы. Объемы внутреннего туризма растут медленно (1,5-2 % в год), а

144

основная часть туристов Республики Казахстан и Российской Федерации ориентирована на отдых за рубежом.

Перечислим проблемы туристской индустрии двух государств, выделим: отсутствие реальной поддержки от государства, низкий уровень заинтересованности властей в развитии туристического потенциала региона и дефицит квалифицированных кадров. Так, в Казахстане за последние годы были выделены огромные средства на подготовку кадров по специальности «Туризм», однако выпускники университетов не работают после окончания.

Туристскому бизнесу мешают административные барьеры, среди которых особо выделили высокий уровень налогообложения. На втором месте — тарифы, которые становятся тяжелым бременем для туристских фирм, а на третьем — изнуряющие проверки контролирующих органов.

Проблемы внутреннего туризма Республики Казахстан (табл. 3).

ТаблицаЗ. Проблемы внутреннего туризма *

№ Проблемы внутреннего туризма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Неразвитость социальной инфраструктуры, в первую очередь плохое качество автомобильных дорог

2 Низкое качество объектов туристского размещения или недостаточное их число

3 Отсутствие гостиниц (отелей, гостевых домов) в местах интересных для туристов

4 Несоответствие цены и качества туристских услуг. Удаленность и тяжелая доступность объектов

5 Недостаточное предложение качественного и разнообразного питания в пути

6 Высокие тарифы на транспортные услуги и неудовлетворительное состояние транспортных средств

7 Неблагоприятные погодные условия

8 Недостаточно оборудованы природные объекты (отсутствие мест для привалов и др.)

9 Изношенный материальный фонд гостиниц (старые диваны, кровати и т.д.)

10 Проблема со связью в отдаленных местах

11 Отсутствие стимулирования со стороны государства

12 Неразвитость законодательной базы в области внутреннего туризма

13 Недостаток специалистов различных уровней, работающих на объектах туристского размещения и показа (инструктор, экскурсовод, сотрудник отеля, баз отдыха, агенты, менеджеры и др.)

14 Низкая заработная плата работников в сфере внутреннего туризма

15 Незнание иностранного языка

16 Высокие цены на авиаперелёты внутри страны

17 Отсутствие железнодорожных билетов. Нехватка вагонов

18 Отсутствие кондиционеров в автобусах

19 Недостаточное количество придорожных кафе, гостиниц, стоянок, информационных указателей, низкий уровень сервиса и высокие цены за услуги

20 Недостаточное использование современных технологий

21 Нехватка туристских автобусов и их сильный износ

22 Недостаток квалифицированных гидов и экскурсоводов со знанием различных иностранных языков

* Разработано по изученным материалам

Одним из сдерживающих факторов отдыха в Казахстане для внутренних туристов является соотношение «цена — качество». На туристском рынке казахстанских и российских туристских услуг зачастую присутствует неадекватно завышенная цена, необеспеченная достаточным уровнем сервиса, что «отпугивает» население от отдыха внутри страны и стимулирует отток туристов за границу Стереотип «лучше немного доплатить и полететь отдыхать в Турцию или Египет с системой «все включено» укоренился в сознании граждан. Усугубляет данный факт сложность логистики до отечественных туристских объектов. Качество автомобильных дорог вкупе с дороговизной авиабилетов и дефицитом железнодорожных билетов в пиковые сезоны останавливает желание многих посетить жемчужины Казахстана — Алаколь, Балхаш, Баянаул или Каспий.

145

Изменение внешнеэкономической ситуации стимулирует увеличение туристского потока, однако туристская отрасль недостаточно готова обеспечить требуемое количество полноценных туристских продуктов, соответствующих международным стандартам качества.

В казахстанской туристской индустрии внедрено новое мобильное приложение для туристов, так в городе Талдыкорган работает приложение «Тарихи жол» (Дороги истории), в нем собрана информация об основных историко-культурных памятниках области, а также отелях, ресторанах и торгово-развлекательных комплексах. В приложении имеется несколько опций: улучшение восприятия информации с помощью дополненной реальности, аудио-рассказ, видеоролики в формате виртуальной реальности (360 градусов). Работает система на пяти языках — казахском, русском, английском, турецком и китайском [6, 10].

В Российской Федерации приложений много (Б1а-Б1а-Саг, Травелинка.ру и др.). Однако приложений по развитию внутреннего туризма, которые смогли бы в полной мере обеспечить посетителей страны, а также внутренних туристов всей необходимой информацией, нет. В настоящее время туроператоры предлагают практически одинаковые турпакеты (посещение наиболее известных достопримечательностей). Вместе с тем, необходимо расширять спектр предложений и повышать информационную доступность с помощью более креативных, инновационных решений, что позволяет увеличить число повторных поездок и посещений.

Основным фактором повышения туристического потенциала страны и привлечения туристов, является качественное и всестороннее продвижение туристических объектов и продуктов. Управление продвижением туристических объектов на международном уровне и страновым брендингом осуществляется АО «НК «KazakhTourism». Проведем SWOT-анализ состояния развития туристской отрасли Республики Казахстан (табл. 4).

Таблица 4. SWOT-анализ состояния развития туристской индустрии Республики Казахстан *

Сильные стороны Слабые стороны

• Привлекательный климат, богатый и живописный природный потенциал, богатое культурное наследие. • Разнообразие флоры и фауны, уникальные ландшафты и пейзажи горных местностей. Возможности для занятия активными видами отдыха: экологический, спортивный и этнический туризм. • Не развитость туристической и транспортной инфраструктуры. • Невысокий уровень сервиса. • Слабый уровень подготовки кадров. • Высокие цены на авиабилеты.

Возможности Угрозы

• Создание конкурентоспособной туристской инфр аструктуры. • Обеспечение занятости населения. • Развитие внутреннего туризма • Возможность утери имеющихся объектов и ресурсов, в случае непринятия охранных мер. Ограниченные финансовые возможности поддержки сферы внутреннего туризма, дефицит собственных средств и инвестиционных ресурсов. • Отсутствие опыта в туристической индустрии, несоответствие качества и уровня обслуживания

* Разработано по изученным материалам [6, 7, 8, 14"

В Российской Федерации разработаны методы расчетов показателей при проведении выборочного обследования туристов. Интенсивность прибытий определяется как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Интенсивность прибытий оценивается в процентах (в расчете на 100 чел. населения принимающей страны). По регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения [12].

На рисунке 1 представлен внутренний и въездной туризм Российской Федерации.

На представленном рисунке видно, что внутренний туризм в 2018 году увеличился на 18 процентов.

Практика показывает, что Республика Казахстан и Российская Федерация заинтересованы в развитии внутреннего туризма, так как он обеспечивает поступления в казну государства доход, аккумулирует средства внутри государства и способствует развитию инфраструктуры туризма [7, 8, 14]. ВЫВОДЫ

В целях дальнейшего развития внутреннего туризма необходимо:

• обеспечить соответствующий уровень менеджмента (повышение квалификации кадров, обмен опыта);

146

За последние два года туристский рынок России серьезно изменился: на фоне снижения числа турпоездок зэ рубеж стал расти внутренний и въездной туризм.

Согласие информации ЮНВЮ Российская Федерация впервые вошла в десятку наиболее часто посещаемых туристами государств

Поданным Росстэтз, за 2015 год

!и.Пн. ПОД

= 43;

ч/20% 1

= о / ИЛИ. = Оч-згод

Выездные турпоездки

50 О гзд

Ф18% I

\

Внутренний туризм

/

А

15%

Прогнозируемый рост количества совершенны)! путешествий по России по итогам 2016 года

7= Л1*! ЧПК

™ ¿- / О «ГОД

А6% I

Въездной ~~ туризм

\

Рис. 1. Внутренний и въездной туризм Российской Федерации за 2016 год (Разработано по изученным материалам [4, 14])

• обеспечить развитие инфраструктуры туристских объектов;

• содействовать формированию туристского имиджа;

• организовывать проведение краевых, областных, межрегиональных туристских семинаров, ярмарок, слетов, выставок и др.

Таким образом, развитие внутреннего туризма показывает со стороны государства значимость и становится более осмысленной, является сложным явлением, развитие которого зависит от совокупности множества факторов, начиная от стабильности в мире и заканчивая самосознанием отдельного гражданина страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Список государств и зависимых территорий по площади [Электронный ресурс] // Википедия. — Режим доступа: т^Мре&а.о^/шЫ/Стсок_государств_и_зависимых_территорий_по_площади (дата обращения: 01.05.2019).

2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года №941-р) [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации. — Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/ (дата обращения: 01.05.2019).

3. Государственные программы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. — Режим доступа: mks.gov.kz/rus/deyatelnost/gos_programmy/ (дата обращения: 01.05.2019).

4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». [Электронный ресурс] — Режим доступа: static.government.ru/media/files/FoFftF1dhGs4GZzE BPQtLCFVtBl2hHQD.pdf (дата обращения: 01.05.2019).

5. Методика по формированию показателей статистики туризма: Приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от «16» сентября 2016 года №№212. [Электронный ресурс] — Режим доступа: adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014345 (дата обращения: 30.04.2019).

6. Быстров С.А. Внутренний туризм как стратегически важное направления развитие туристского рынка РФ / С.А. Быстров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 15. — С. 966-970.

7. Гатауллина С.Ю. Внутренний туризм как фактор социально-экономического развития региона (на примере Приморского края) / С.Ю. Гатауллина, И.Ю. Кушнарева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2015. — Том 7, № 6. — Режим доступа: naukovedenie.ru/PDF/39EVN615.pdf (дата обращения: 30.04.2019).

8. Имангожина, О.З. Концепция применения информационных технологий в развитии финансовой системы и туризма / О.З. Имангожина, Г. А. Мауина, А.Е. Жансагимова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12-5. — С. 785-788.

9. Доля внутреннего туризма в Казахстане увеличились на 20 % [Электронный ресурс] // 24 канал. — Режим доступа: 24.kz/ru/news/economyc/item/252328-dolya-vnutrennego-turizma-v-kazakhstane-uvelichilas-na-20 (дата обращения: 30.04.2019).

10. Презентовано новое мобильное приложение для туристов «Тарихи жол» [Электронный ресурс] // 24 канал. — Режим доступа: 24.kz/ru/news/social/item/264315-prezentovano-novoe-mobilnoe-prilozhenie-dlya-turistov-tarikhi-zhol (дата обращения: 30.04.2019).

147

11. Список авиакомпаний России [Электронный ресурс] — Режим доступа: avianity.ru/aviakompanii/rossii/ (дата обращения: 30.04.2019).

12. Методика формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами [Электронный ресурс]

// Центральный Банк Российской Федерации. — Режим доступа: www.cbr.ru/press/PR/?file=29032019_134804if2019-03-

29T13_47_43.htm (дата обращения: 30.04.2019).

13. Кирильчук H.A. Повышение привлекательности районов Республики Крым в сфере туризма / H.A. Кирильчук, О.Г. Блажевич // Финансы хозяйствующих субъектов: современные проблемы и пути их решения: сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов по материалам Межкафедрального научно-практического семинара. — Симферополь: Ф^ОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2017. — С. 99-101.

14. Правила въезда в Россию для иностранных граждан [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.russiatourism.ru/contents/turistam/informatsiya-dlya-vezzhayushchikh-v-rossiyu/vizovyy-rezhim1/pravila-vezda-v-rossiyu-dlya-inostrannykh-grazhdan/ (дата обращения: 24.04.2019).

SPISOK LITERATURY

1. Spisok gosudarstv i zavisimykh territoriy po ploshchadi [Elektronnyy resurs] // Vikipediya. — Rezhim dostupa: ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_gosudarstv_i_zavisimykh_territoriy_po_ploshchadi (data obrashcheniya: 01.05.2019).

2. Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii v period do 2020 goda (utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31 maya 2014 goda №941-r) [Elektronnyy resurs] // Federal'noye agentstvo po turizmu Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: https://www.russiatourism.ru/contents/ otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/ (data obrashcheniya: 01.05.2019).

3. Gosudarstvennyye programmy [Elektronnyy resurs] / Ofitsial'nyy sayt Ministerstva kul'tury i sporta Respubliki Kazakhstan. — Rezhim dostupa: mks.gov.kz/rus/deyatelnost/gos_programmy/ (data obrashcheniya: 01.05.2019).

4. Kontseptsiya federal'noy tselevoy programmy «Razvitiye vnutrennego i v'yezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2019-2025 gody)». [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: static.government.ru/media/files/FoFftF1dhGs4GZzEBPQ tLCFVtBl2hHQD.pdf (data obrashcheniya: 01.05.2019).

5. Metodika po formirovaniyu pokazateley statistiki turizma: Prikaz Predsedatelya Komiteta po statistike Ministerstva natsional'noy ekonomiki Respubliki Kazakhstan ot «1б» sentyabrya 201б goda №212. [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: adilet.zan.kz/rus/docs/V 1 б00014345 (data obrashcheniya: 30.04.2019).

6. Bystrov S.A. Vnutrenniy turizm kak strategicheski vazhnoye napravleniya razvitiye turistskogo rynka RF / S.A. Bystrov // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2017. — T. 15. — S. 9бб-970.

7. Gataullina S.Yu. Vnutrenniy turizm kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere Primorskogo kraya) / S.Yu. Gataullina, I.Yu. Kushnareva // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIYe». — 2015. — Tom 7, № б. — Rezhim dostupa: naukovedenie.ru/PDF^EV^^.pdf (data obrashcheniya: 30.04.2019).

8. Imangozhina, O.Z. Kontseptsiya primeneniya informatsionnykh tekhnologiy v razvitii finansovoy sistemy i turizma / O.Z. Imangozhina, G.A. Mauina, A.Ye. Zhansagimova // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. — 2015. — № 12-5. — S. 785-788

9. Dolya vnutrennego turizma v Kazakhstane uvelichilis' na 20 % [Elektronnyy resurs] // 24 kanal. — Rezhim dostupa: 24.kz/ru/news/economyc/item/252328-dolya-vnutrennego-turizma-v-kazakhstane-uvelichilas-na-20 (data obrashcheniya: 30.04.2019).

10. Prezentovano novoye mobil'noye prilozheniye dlya turistov «Tarikhi zhol» [Elektronnyy resurs] // 24 kanal. — Rezhim dostupa: 24.kz/ru/news/social/item/2б4315-prezentovano-novoe-mobilnoe-prilozhenie-dlya-turistov-tarikhi-zhol (data obrashcheniya: 30.04.2019)

11. Spisok aviakompaniy Rossii [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: avianity.ru/aviakompanii/rossii/ (data obrashcheniya: 30.04.2019).

12. Metodika formirovaniya statistiki vneshney torgovli Rossiyskoy Federatsii uslugami [Elektronnyy resurs] // Tsentral'nyy Bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/press/PR/?file=29032019_134804if2019-03-29T13_47_43.htm (data obrashcheniya: 30.04.2019).

13. Kiril'chuk N.A. Povysheniye privlekatel'nosti rayonov Respubliki Krym v sfere turizma / N.A. Kiril'chuk, O.G. Blazhevich // Finansy khozyaystvuyushchikh sub'yektov: sovremennyye problemy i puti ikh resheniya: sbornik trudov prepodavateley, aspirantov, magistrantov, studentov po materialam Mezhkafedral'nogo nauchno-prakticheskogo seminara. — Simferopol': FGAOU VO «Krymskiy federal'nyy universitet imeni V.I. Vernadskogo», 2017. — S. 99-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Pravila vyezda v Rossiyu dlya inostrannykh grazhdan [Elektronnyy resurs] // Federal'noye agentstvo po turizmu Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: www.russiatourism.ru/ contents/turistam/informatsiya-dlya-vezzhayushchikh-v-rossiyu/vizovyy-rezhim1/pravila-vezda-v-rossiyu-dlya-inostrannykh-grazhdan/ (data obrashcheniya: 24.04.2019).

Статья поступила в редакцию 10 июня 2019 года Статья одобрена к печати 23 октября 2019 года

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.