DOI: 10.12737/article_58e6133799b604.58489912
Ткаченко Ю.А., канд. экон. наук, доц. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Вяткина Е. О., канд. экон. наук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФИЛИАЛАХ
СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА
tkach_y@mail.ru
Строительные ВУЗы, организующие и реализующие на практике образовательный процесс, как правило, имеют в своей структуре филиалы, которые осуществляют набор и организуют обучение непосредственно в регионе, где находится филиал, т.е. на местах. В связи с этим, по нашему мнению, процесс обучения в филиалах должен так же проходить процедуру внутреннего контроля образовательного процесса, т.к. является ключевым звеном в организации обучения и посредником между обучающимися и куратором курса. В статье авторы обосновали необходимость проведения внутреннего контроля образовательного процесса в филиалах высшего учебного заведения. Выделили основные этапы и формы контроля, учитывая специфику указанного образовательного процесса и удаленность филиалов от высшего учебного заведения.
Ключевые слова: образовательный процесс, филиал высшего учебного заведения, внутренний контроль, строительство._
Введение. Вспомогательную функцию куратора курса структурного подразделения удаленного образования в филиалах выполняет сотрудник филиала, т.е. представитель. В функционал представителя филиала входят следующие основные задачи:
• организация приемной комиссии (агитация абитуриентов, организация и проведение вступительных испытаний, заключение договоров, формирование личных дел);
• организация образовательного процесса (помощь обучающимся, выполнение функций по организации и проведению вебинаров);
• документация (прием заявлений от обучающихся, формирования отчетов по оплате за обучение и иных затребованных документов);
• иные функции, возлагаемые на представителя по распоряжению руководителя образовательного учреждения [1, 2].
Анализ существующей практики организации образовательного процесса показал, что кроме представителя, который организует работу с обучающимися и куратором структурного подразделения, в филиале должны находиться сотрудники, отвечающие за техническую оснащенность удаленности образовательного процесса.
Представитель должен взаимодействовать с куратором, который находится в структурном подразделении головного ВУЗа, и совместно выполнять функции по организации обучения, используя для этого современные информационные и коммуникационных технологии (электронная почта, 8куре).
В связи с тем, что организация образовательного процесса для обучающихся филиалов напрямую зависит от деятельности сотрудников филиала, проведение внутреннего контроля в филиале является обязательным для системы обучения в целом.
При организации проведения внутреннего контроля образовательного процесса необходимо четко обозначить механизм взаимодействия отдела внутреннего контроля с руководством ВУЗа и структурными подразделениями, ответственных за работу филиалов [3].
Анализ показал, что проведение внутреннего контроля образовательного процесса в филиалах, особенно строительного направления, можно разделить на основные этапы:
а) Квалификационные требования к:
1. Сотрудникам филиалов, курирующих обучающихся;
2. Сотрудникам, осуществляющих контроль за техническим оснащением образовательного процесса.
б) Техническая оснащенность и функционирование информационных технологий (компьютеры, специализированные программы) [4,
5];
в) документация, представляемая в структурное подразделение ВУЗа;
г) организация удаленного образовательного процесса.
Внутренний контроль образовательного процесса в филиалах строительного ВУЗа можно разделить на два вида:
1. Выездная проверка - сотрудник отдела внутреннего контроля, согласно плану внутрен-
ней проверки, выезжает в филиал, проводит проверку согласно утвержденному плану на предмет ведения документов, работы со студентами филиала, оснащенность техникой и программным обеспечением образовательного процесса, ведения документации представителями филиала и соблюдения должностных инструкций [6, 10].
2. Проверка информации, представляемой из филиала (проводится в головном ВУЗе) - сотрудник отдела внутреннего контроля осуществляет проверку документов, работы сотрудников и иной информации, полученной из
Формы внутреннего контроля ос
филиала в структурное подразделение ВУЗа, осуществляющем обучение.
Основные этапы и формы проведения внутреннего контроля [7, 8, 9], представленные в таблице 1, помогут контролерам спланировать работу на год, в т.ч. время командировок, закупку билетов, планирование расходов на поездки, подготовку специализированных документов для поездок, предварительную проверку в виде опроса представителей и сотрудников головного ВУЗа, относящиеся к удаленному образовательному процессу.
Таблица 1
ных этапов обучения в филиалах
Основные этапы внутреннего контроля в филиале Форма проверки Плановое время проверки Примечание
Квалификационные требования к сотрудникам Выездная Раз в год, перед началом учебного процесса Курсы повышения квалификации можно проводить в головном ВУЗе
Техническая оснащенность образовательного процесса Выездная Перед началом семестра (2 раза в год) Возможна проверка методом тестирования из головного ВУЗа
Документация по образовательному процессу представляемая филиалами На месте В течение года, согласно плану проверки структурного подразделения -
Организация образовательного процесса Выездная На месте В течение образовательного процесса Форма проверки зависит от этапа образовательного процесса
При этом план проведения внутреннего контроля филиала составляется перед началом учебного года и согласовывается с Ректором ВУЗа, руководителем управления по региональному развитию, руководителем филиала, руководителем структурного подразделения осуществляющего обучение по филиалам (декан, директор).
Перед проведением проверки, контролер собирает информацию с управления регионального развития и структурного подразделения по филиалам [11, 12].
Указанные подразделения представляют по требованию контролера запрашиваемую информацию в установленный срок.
Контролер анализирует полученную информацию, после чего составляет план внутренней проверки, представленный в таблице 2, и утверждает форму его выполнения - выездная или на месте, о чем информирует Ректора ВУЗа и директора филиала.
По результатам проверки внутренний контролер пишет заключение и рекомендации по деятельности филиала, которое представляет руководству ВУЗа [13].
На основании полученных результатов принимаются корректирующие мероприятия, которые должны провести ответственные структурные подразделения и филиал.
Можно сделать вывод, что основная часть работы по организации образовательного процесса в филиале лежит на представителе филиала, это означает, что уровень его квалификации напрямую влияет на качество образовательного процесса.
Из этого следует, что контрольные процедуры по квалификационным требованиям сотрудников филиала должны выполняться в первую очередь [15].
Рекомендуется проводить повышение квалификации сотрудников не реже раза в год перед началом учебного года. Повышение квалификации можно выполнять путем сбора представителей в головном ВУЗе и/или по средствам дистанционных курсов.
В программе повышения квалификации должны участвовать сотрудники ответственных структурных подразделений, специалисты в области образовательных технологий, технический персонал ВУЗа, и по необходимости приглашенные специалисты в области методического сопровождения обучения [14].
При этом сотрудники филиалов должны иметь такую же высокую квалификацию и знания в области образовательных технологий, как и работник в головном ВУЗе, в первую очередь, это связано с тем, что работа в филиалах напрямую влияет на качество представляемого образования в целом.
Таблица 2
План проведения внутренней проверки этапов образовательного процесса в филиалах
Объект Предмет проверки Форма проверки Контрольные Ответственный
проверки процедуры сотрудник
1 этап - Приемная комиссия
Организация - Документация (экза- Выездная Опрос, сопоставле- Ответственный сек-
вступительных менационные листы, ние документов с ретарь приемной ко-
испытаний протоколы); - Техническая работа компьютеров для прохождения вступительных испытаний образцами, наблюдение миссии в филиале
Заключение Формы договоров Выездная Сопоставление за- Ответственный сек-
договоров ключаемых договоров с образцами ретарь приемной комиссии в филиале
Формирование - Прием документов по - Выездная; Сопоставление до- Представитель
личных дел перечню; - На месте, по факту кументов с образ- филиала
- Проверка подлинно- представления лич- цами
сти документов; ных дел в структур-
- Проверка правильно- ное подразделение
сти заполнения доку- по филиалам
ментов
2 этап - образовательный процесс
Документация - Заявления и иные до- Выездная - Проверка наличия Представитель
кументы студентов; - Копии приказов по документов; - Сопоставления по филиала
работе ВУЗа; наличию докумен-
- Копии приказов о тов
движении контингента
обучающихся;
- Иные документы из
структурного подраз-
деления по континген-
ту обучающихся
Работа со сту- - Своевременная по- На месте (по сред- - Ознакомление с Представитель
дентами мощь обучающимся; -Информационная полнота сайта филиала - Форма общения с обучающимися (электронная почта и иное); - Открытость информации для обучающихся ствам Интернет) сайтом; - Обращение к представителю филиала филиал
Работа с кура- - Запрашиваемые до- На месте (по факту Ознакомление с Представитель
тором струк- кументы для организа- проверки структур- документами по филиала;
турного под- ции учебного процесса ного подразделения) запросу от куратора Куратор курса;
разделения по (отчет об оплате, отчет Директор филиала
работе с фили- о посещаемости веби-
алам наров); - Своевременное представление информации кураторам
Работа с руко- - Отчетность за работу; На месте (по факту Ознакомление с Представитель
водителем - Представление отче- проверки структур- документами по филиала
структурного тов по работе с обуча- ного подразделения) запросу от руково-
подразделе- ющимися дителя
ния/управлени
я регионально-
го развития
3 этап - Государственная итоговая аттестация (ГИА)
Работа с выпускниками - Контроль за предоставлением справок с места практики обучающимися; - Контроль за предоставлением заявлений с выбором тем в срок; - Контроль за соблюдением выполнения плана выпускной работы На месте (по факту проверки структурного подразделения) Ознакомление с документами по запросу Представитель филиала
Организация студентов на ГИА - Работа с обучающимися по организации сдачи ГИА; - Запрос документов с головного ВУЗа; - Приезд в головной ВУЗ с целью вспомогательной функции (по необходимости) Выездная На месте Ознакомление с документами по запросу; Наблюдение Представитель филиала
4 этап - архив
Сдача личных дел в архив Представления документов в головной ВУЗ по запросу специалистов На месте Проверка документов по факту Представитель филиала
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вяткина Е.О. Система внутреннего контроля образовательного процесса в системе дистанционного обучения /Е.О. Вяткина// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Том 7. № 1 (2015) Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/48PVN 115.pdf
2. Вяткина Е.О. Регламентация проведения внутреннего контроля образовательного процесса в системе дистанционного обучения // «Евразийский союз ученых» Ежемесячный научный журнал. 2015. № 1(18)/2015. Ч. 3. С. 123-125.
3. Ткаченко Ю.А. Документирование внутреннего контроля // Белгородский экономический вестник. 2014. № 4 (76). С. 192-202.
4. Хахонова Н.Н., Плахотя Т.В. Принципы построения системы внутреннего контроля в образовательных учреждениях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. № 2. С. 130-138.
5. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000. 320 с.
6. Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (организация, методики, практика). М.: Альянс Пресс, 2006. 132 с.
7. Слабинская И.А., Ткаченко Ю.А. Формирование системы внутреннего контроля российских компаний в условиях мирового экономического кризиса // Белгородский экономический вестник. 2009. № 2 (54). С. 58-67.
8. Слабинский Д.В. Способы выявления мошенничества и их диагностика // Белгородский экономический вестник. 2010. №2 (58). С. 71-74.
9. Ткаченко Ю.А., Сухорученко Е.А. Специализированные подразделения системы внутреннего контроля // Белгородский экономический вестник. 2014. № 1 (73). С. 108-111.
10. Ткаченко Ю.А. Документирование внутреннего контроля // Белгородский экономический вестник. 2014. № 4 (76). С. 192-202.
11.Чижова Л.П., Слабинская И.А., Ткаченко Ю.А. Учет расходов на содержание службы внутреннего контроля // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 3. С. 64-67.
12.Ткаченко Ю.А., Курило Е.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Белгородский экономический вестник. 2016. № 3 (83). С. 62-66.
13.Ткаченко Ю.А., Шевченко М.В. Компла-енс-контроль как ключевой фактор в управлении экономическим субъектом // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 2. С. 196-199.
14.Slabinskaya I.A., Tkachenko Y.A., Benderskaya O.B., Slabinskiy D.V., 2014. Internal controls organization: a methodology approach. World Applied Sciences JournalT. 30, 10:1205-1207.
15.Irina A. Slabinskaya, Iuliia A. Tkachenko, Denis V. Slabinskiy and Aleksandr A. Mitrokhin,
2015. Approaches to the Performance of Economic Management, 9: 1136-1140. Agent Internal Control. International Business
Tkachenko Yu.A., Vyatkina E.O.
INTERNAL CONTROL OF EDUCATIONAL PROCESS IN BRANCHES OF CONSTRUCTION HIGHER EDUCATION INSTITUTION
The construction academy organizing and realizing in practice educational process, as a rule, have branches which recruit in the structure and will organize training of students directly in the region where there is a branch, i.e. on places. In this regard, in our opinion, process of training in branches has to undergo also the procedure of internal control of educational process since is a key link in the organization of training and the intermediary between the student and the curator of a course. In article authors have proved need of carrying out internal control of educational process for branches of a higher educational institution. Have allocated the main stages and forms of control, considering specifics of the specified educational process and remoteness of branches from a higher educational institution.
Key words: educational process, branch of a higher educational institution, internal control, construction.
Ткаченко Юлия Александровна, кандидат экономических наук, доцент. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Адрес: Россия, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46. E-mail: tkach_y@mail.ru
Вяткина Екатерина Олеговна, кандидат экономических наук, заместитель директора заочного и открытого образования.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Адрес: Россия, Москва, Ленинградский проспект, д. 64 E-mail: Evyatkina@yandex.ru