ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 657.633.5 JEL М49
Агеева Ольга Андреевна
д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация е-mail: [email protected]
Матыцына Юлия Дмитриевна
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: julial9971 @mail. ru
Olga A. Ageeva
Dr. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia е-mail: [email protected]
Yulia D. Matytsyna
Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: julial9971 @mail. ru
DOI 10.26425/1816-4277-2021-2-86-94
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА МИКРОУРОВНЕ
Аннотация. Внутренний контроль является неотъемлемой частью экономической безопасности организации. Цель исследования заключается в определении инструментов внутреннего контроля, позволяющих обеспечить и поддерживать достаточный уровень экономической безопасности предприятия. Предметом выступает система внутреннего контроля, с помощью которой происходит выявление внешних и внутренних угроз экономической безопасности хозяйствующего субъекта на микроуровне. Методология исследования базируется на сборе и обобщении фактов, относящихся к исследуемому предмету, формировании гипотезы о предмете исследования - системе внутреннего контроля - и выработке общего представления о путях преодоления существующих угроз. В результате сделан вывод об эффективности применения системы внутреннего контроля на предприятии с целью обеспечения его экономической безопасности. Ключевые слова: внутренний контроль, система внутреннего контроля, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, управление рисками, контрольные процедуры, служба внутреннего контроля, хозяйствующий субъект
Для цитирования: Агеева О.А., Матыцына Ю.Д. Внутренний контроль как инструмент обеспечения экономической безопасности организации на микроуровне//Вестник университета. 2021. № 2. С. 86-94.
INTERNAL CONTROL AS A TOOL OF SUPPORT ECONOMIC SECURITY OF THE ORGANIZATION AT THE MICRO LEVEL
Abstract. Internal control is an integral part of an organization s economic security. The purpose of the study is to determine the internal control tools that allow you to ensure and maintain a sufficient level of economic security of the enterprise. The subject is the internal control system, which is used to identify external and internal threats to the economic security of an economic entity at the micro level. The research methodology is based on the collection and generalization of facts related to the subject under study, the formation of a hypothesis about the subject of research - the Internal Control System (ICS) - and the development of a general idea of ways to overcome existing threats. As a result, the authors made a conclusion about the effectiveness of the internal control system in the enterprise in order to ensure its economic security. Keywords: internal control, internal control system, economic security, threats to economic security, risk management, control procedures, internal control service, business entity
For citation: Ageeva O.A., Matytsyna Yu.D. (2021) Internal control as a tool of support economic security of the organization at the micro level. Vestnik universiteta, no. 2, pp. 86-94. DOI: 10.26425/1816-42772021-2-86-94
© Агеева О.А., Матыцына Ю.Д., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Ageeva O.A., Matytsyna Yu.D., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Введение
Стабильное функционирование предприятия в современных условиях развития экономики может быть достигнуто, прежде всего, путем обеспечения его экономической безопасности. Важнейшим звеном, позволяющим обеспечить экономическую безопасность на уровне предприятия, является система внутреннего контроля. Внутренний контроль представляет собой не только одну из основных функций управления, но и эффективный инструмент обеспечения экономической безопасности предприятия путем регулярной проверки и мониторинга реальности, законности и эффективности фактов хозяйственной жизни экономического субъекта. Вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
Целью исследования является определение понятийной категории «экономическая безопасность», выявление и оценка позволяющих повысить и поддерживать экономическую безопасность инструментов в системе внутреннего контроля, а также определение направлений совершенствования отдельных элементов внутреннего контроля с целью обеспечения экономической безопасности предприятия.
Единого определения понятия «экономическая безопасность» на сегодняшний день не существует. Не определено анализируемое понятие и в российском законодательстве.
В контексте данной статьи определим понятийную категорию «экономическая безопасность» на микроуровне, то есть на уровне предприятия. Под экономической безопасностью хозяйствующего субъекта далее будем понимать позволяющее достичь поставленных целей состояние защищенности его имущественного комплекса, бизнес-процессов, экономических интересов и иных ресурсов от внутренних и внешних угроз, возникающих в изменяющихся экономических условиях и при форс-мажорных обстоятельствах. В 2020 г. форс-мажорным обстоятельством для всего мира стала пандемия СОУГО-19.
Перейдем к анализу важнейшего инструмента, позволяющего обеспечить экономическую безопасность на уровне предприятия, каким является система внутреннего контроля (далее - СВК). Под СВК будем понимать контрольные процедуры, которые применяются в рамках предприятия как средства, позволяющие предотвратить, выявить и исправить ошибки, искажающие учетную информацию, обеспечить реальность и сохранность активов, своевременно сформировать и представить руководству предприятия бухгалтерскую, налоговую и управленческую отчетность, устранить неблагоприятные тенденции динамики экономических показателей, снизить все финансовые и хозяйственные риски и, как результат, повысить обоснованность принимаемых руководством управленческих решений.
Литературный обзор
С вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - закон № 402-ФЗ) роль внутреннего контроля на уровне экономического субъекта существенно повысилась, поскольку статья 19 указанного закона возлагает на экономический субъект обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля за фактами его хозяйственной деятельности. То есть функция организации внутреннего контроля превратилась из права, как это определено в предыдущем бухгалтерском законе, в обязанность [2].
В связи с введенной вышеуказанным законом обязанностью ведения внутреннего контроля, руководителю экономического субъекта следует разработать и утвердить положение по внутреннему контролю в соответствии с масштабами деятельности предприятия, особенностями организационной структуры управления, спецификой его деятельности. В частности, внутренний контроль может быть организован как перекрестный, когда один сотрудник бухгалтерской службы контролирует другого, или - дополнительный, когда функции контролера возложены на главного бухгалтера.
В закон № 402-ФЗ также введены дополнения требования в статьи 9 и 10, предусматривающие запрет на принятие к бухгалтерскому учету первичных документов, которыми оформлены не имевшие места хозяйственные операции, включая операции, приводящие к образованию мнимых и притворных объектов в регистрах бухгалтерского учета. Также введен запрет на регистрацию указанных выше хозяйственных операций [2].
Некоторые требования к системе внутреннего контроля содержатся также в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. В частности, согласно пункту 6 статьи 32 и статьи 47 указанного закона, если в числе собственников предприятия с организационно-правовой
формой общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) более 15 участников, то следует в обязательном порядке избрать на собрании собственников ревизора и ревизионную комиссию. В случае, если собственников (участников) ООО меньше 15 человек, такие предприятия имеют право предусмотреть в уставе должность ревизора и порядок его работы. [1].
Добавим также требование о том, что если экономический субъект не располагает штатом внутренних аудиторов или ревизоров, то за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности отвечает как руководитель, так и главный бухгалтер. Указанное требование позволяет обеспечить более надежную защиту документов внутреннего контроля от подделок и фальсификаций, что повышает экономическую безопасность экономического субъекта.
Понятие «внутренний контроль и его элементы» также упоминается в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 07-04-15/57289, к которому прилагается информационный документ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [3].
Следовательно, внутренний контроль, выступая в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности предприятия, позволяет своевременно выявлять и устранять ошибки до того, как они приведут к искажению бухгалтерской отчетности и, как следствие, будут препятствовать достижению целей, стоящих перед экономическим субъектом.
Теория и методы
Внутренний контроль является непрерывным процессом, интегрируемым в систему управления как одна из основных функций для решения задач, направленных на обеспечение экономической безопасности.
Главный объект внутреннего контроля на предприятии - это система принятия решений по управлению корпоративным капиталом [8].
В системе внутреннего контроля выделяют его этапы, методы, процедуры, элементы. В таблице 1 представлено предлагаемое авторами соотношение между отдельными этапами, методами и процедурами внутреннего контроля.
Таблица 1
Соотношение этапов, методов и процедур внутреннего контроля
Этап Метод Процедуры
Предварительный Проверка правильности оформления первичных документов Правильность отражения записей хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета; проверка оформления первичных учетных документов; соответствие оформления первичных документов законодательству Российской Федерации
Разграничение полномочий и обязанностей персонала Закрепление за сотрудниками определенного круга обязанностей; проведение периодической ротации персонала; постановка конкретных целей перед работником
Текущий Сверка данных Например, сопоставление данных счетов-фактур с контрагентами
Контроль фактического наличия и состояния объектов Инвентаризация; ограничение доступа к определенным объектам; обеспечение физической охраны объектов
Информационная безопасность и компьютерная обработка информации Предоставление доступа только определенной категории сотрудников к информационным системам, базам данных, справочникам, процедурам восстановления и удаления данных; проверка полноты и правильности заполнения реквизитов документов; автоматическая сверка данных
Окончание табл. 1
Этап Метод Процедуры
Последующий Санкционирование и надзор правильности выполнения сделок и операций Проверка авторизации и легитимности совершения сделок; контроль за соблюдением условий и сроков исполнения договоров и контрактов
Мониторинг Отслеживание и оценка процессов финансово-хозяйственной деятельности организации
Составлено авторами по материалам исследования
Как правило, внутренний контроль начинается с проверки правомерности и целесообразности финансовых операций, в случае необходимости, исключаются «мнимые» и «притворные» объекты учета. Далее проводятся регламентированные внутренними правилами экономического субъекта контрольные процедуры, результаты которых учитываются при принятии управленческих решений. На заключительном этапе анализируются последствия принятых решений, а также предлагаются меры по совершенствованию финансового состояния и повышению экономической безопасности организации.
СВК в сфере бухгалтерского учета и отчетности определим как основанный на соблюдении требований законодательства процесс, обеспечивающий достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также позволяющий предотвратить различные ошибки и нарушения в хозяйственной деятельности субъекта.
При построении указанной выше СВК, на наш взгляд, необходимо последовательно пройти основные этапы, приведенные на рисунке 1.
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Этапы формирования СВК экономического субъекта
На первом этапе проводится выявление и ранжирование направлений контроля, это - основополагающий шаг при формировании СВК, поскольку проведение контрольных процедур одновременно по всем направлениям потребует больших затрат, которые могут оказаться неоправданными и экономически невыгодным для хозяйствующего субъекта. В большинстве случаев СВК применяется на производстве, в бухгалтерии, отделах сбыта, то есть в таких отделах, которые напрямую влияют на формирование отчетности и на поток денежных и товарных единиц.
На втором и третьем этапах руководитель хозяйствующего субъекта выбирает состав ответственных лиц (или одно лицо), отвечающих за организацию внутреннего контроля. В состав указанных лиц должны входить надежные сотрудники, которые имеют опыт и знания бизнес-процессов. Рабочая группа, отвечающая за внутренний контроль экономического субъекта, занимается разработкой политики внутреннего контроля, создает методики, описывает процедуры, составляет календарный график, который включает в себя планируемые мероприятия, а также определяет направления, по которым будет проводиться внутренний контроль.
Поскольку, как было отмечено выше, закон № 402-ФЗ требует обязательного установления внутреннего контроля в экономическом субъекте, то каждая организация должна иметь утвержденный руководителем
специальный локальный акт, в котором установлено, кем должен осуществляться внутренний контроль (специалистом/отделом) в рамках определенной организации, так как статья 19 закона № 402-ФЗ не содержит данной информации [2]. Плюс в нем должен быть представлен полный перечень проводимых мероприятий по внутреннему контролю фактов хозяйственной жизни.
При этом названный выше локальный акт должен коррелировать со спецификой и масштабами деятельности организации и соответствовать особенностям организационной структуры экономического субъекта, а также учитывать нормы законодательства, регулирующего деятельность различных форм собственности. Как было отмечено выше, если в обществе с ограниченной ответственностью численность участников в котором превышает 15 человек, то в нем необходимо создать ревизионную комиссию [1].
Как правило, обеспечением внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах занимается служба внутреннего контроля, функционал которой включает в себя предварительную проверку правомерности и обоснованности финансовых операций, текущее исполнение фактов хозяйственной жизни и выявление ошибок, а затем последующий контроль [5].
На четвертом этапе проводится исследование рисков, угроз, конкурентной среды. Основная задача данного этапа состоит в том, чтобы выявить, зафиксировать и исправить ошибки и нарушения до того момента, когда они могут отрицательно повлиять на хозяйственную деятельность экономического субъекта, и в результате не позволят достичь поставленную перед субъектом стратегическую цель [7].
Под угрозами экономической безопасности экономического субъекта понимается совокупность условий и факторов, либо опасных событий, явлений или действий, создающих прямую или косвенную возможность нанесения вреда (ущерба) имущественному комплексу и бизнес-процессам, экономическим интересам предприятия, а также используемым им ресурсам [4].
Состав факторов, влияющих на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта представлен на рисунке 2.
Источник: [9]
Рис. 2. Состав факторов, влияющих на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта
Центральным звеном в предлагаемой авторами схеме выступает служба внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, основные функции которой состоят в выявлении негативных внешних и внутренних угроз. Анализируемая служба занимается проверкой правильности формирования информационного массива данных, который позволяет отслеживать и фильтровать информацию, предоставляемую подразделениями предприятия, а также способствует достижению поставленных управленческих целей и задач в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
При исследовании рисков, на наш взгляд, необходимо делать акцент на те, которые могут существенно повлиять на финансовые показатели, либо исказить финансовую отчетность. Идентификации рисков помогает метод экстраполяции информации о прошлых негативных событиях (мошенничестве, утечке корпоративной информации, ошибок и искажений в финансовой отчетности), частоте их повторяемости и сумме причиненного ущерба.
Оценка и ранжирование рисков происходит на основе построения матрицы (карты) рисков внутреннего контроля, так как это является наиболее наглядным способом. Вероятность наступления и размер ущерба имеют пятибалльную шкалу. Далее на пересечении ячеек ставится оценка взаимного влияния факторов (путем умножения значений графы и столбца): чем выше оценка, тем больше вероятность наступления данного события и серьезнее размер потенциального ущерба. Низкий уровень риска находится в пределах среднего размера и средней вероятности наступления, далее расположен средний риск (4-12 баллов), высокий риск начинается с 15 баллов. Пример матрицы рисков представлен в таблице 2.
Таблица 2
Матрица (карта) рисков внутреннего контроля
Вероятность наступления
Размер ущерба Очень низкая (1) Низкая (2) Средняя (3) Высокая (4) Очень высокая (5)
Незначительный (1) 1 2 3 4 5
Низкий (2) 2 4 6 8 10
Средний (3) 3 6 9 12 15
Высокий (4) 4 8 12 16 20
Критический (5) 5 10 15 20 25
Составлено авторами по материалам исследования
На основе приведенной в таблице 2 карты рисков рассмотрим в качестве примера налоговый фактор риска, который по проведенной нами оценке имеет высокую значимость (4) и высокий размер потенциального ущерба (4), итоговое значение составляет 16, следовательно, он входит в группу высокого риска для экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Далее специалистами службы внутреннего контроля разрабатываются контрольные процедуры, принимаются управленческие решения, а также назначаются исполнители. Главное преимущество анализируемой службы, на наш взгляд, заключатся в ее оперативном реагировании и постоянном наблюдении за совершением финансовых операций. При диагностике экономической безопасности служба внутреннего контроля определяет наиболее важные риски и угрозы внутренней и внешней среды организации [10].
Рассмотрим, как осуществляется исследование конкурентной среды. Изучение конкурентов происходит по следующим основным параметрам бизнес-разведки:
- сравнение финансовых показателей хозяйствующего субъекта с показателями конкурентных организаций по определенной отрасли;
- мониторинг ценовой политики конкурентных организаций;
- подготовка ассортимента продукции и разработка ее продвижения на рынок.
Указанные направления анализа конкурентной среды позволяют специалистам СВК выявить направления расширения рынков сбыта, применение системы скидок, устранение недостатков в рекламной политике, а также выявления резервов для повышения эффективности деятельности экономического субъекта в целом.
На пятом этапе проводится мониторинг за текущей деятельностью хозяйствующего субъекта. Мониторинг является основной процедурой внутреннего контроля и предполагает оперативное выявление участков, наиболее подверженных воздействию потенциальных рисков, а также позволяет определить текущий уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Шестой этап является заключительным и представляет собой этап, на котором достигается поставленная перед СВК цель, поскольку данный этап включает анализ положения дел организации, координация ее деятельности и контроль за успешным функционированием всех подразделений хозяйствующего субъекта, вследствие которого происходит своевременное выявление факторов, негативно сказывающихся на финансовых результатах деятельности.
Процедуры СВК в части обеспечения экономической безопасности должны быть нацелены не столько на осуществление бизнес-процессов, сколько на защиту сведений о стратегии и тактике, механизмах их реализации, источниках финансирования, партнерских связях и др.
Интересен опыт исследования, проведенного в конце июня 2020 г. специалистами PricewaterhouseCoopers «Управление функцией внутреннего контроля», целью которого было изучение оценки рисков, контрольной среды, процедур, а также тому, как участники опроса работают в дальнейшем с выявленными недостатками. Респондентами выступили представители российских организаций и филиалов иностранных компаний из множества отраслей с различным количеством сотрудников и объемом выручки [11].
Оценка зрелости СВК определялась согласно методологии COBIT («Задачи управления для информационных и смежных технологий») международной ассоциации ISACA (Information Systems Audit and Control Association). Согласно данной методологии, существует пять уровней зрелости СВК (табл. 3) [11].
Таблица 3
Оценка зрелости уровня СВК респондентами PricewaterhouseCoopers
Уровень СВК Характеристика Оценка, %
Начальный Отсутствие контрольных процедур и их формализации 15
Неформальный Частичная формализация процессов СВК, выполнение отдельных контрольных процедур 23
Формализованный Контрольная деятельность стандартизирована 34
Управляемый Внедрение автоматизации в тестирование контрольных процедуры и мониторинг 26
Совершенствуемый Полная автоматизация контрольных процедур, а также их регулярная оптимизация в соответствии с мировыми стандартами 2
Источник: [11]
В результате опроса был сделан вывод о том, что наибольшее число респондентов оценили уровень зрелости СВК в организациях как формализованный (34 %) и управляемый (26 %), что говорит о возможности своевременного выявления ошибок и отклонений, а также частичной автоматизации контрольных процедур.
Кроме того, 61 % опрошенных представителей компаний подтвердили, что в их организации разработана матрица рисков и контрольных процедур, из них 48 % ежегодно обновляют их.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что СВК призвана содействовать улучшению финансовых, производственных, кадровых, технико-технологических ресурсов хозяйствующего субъекта. Для успешного функционирования организации инструментарий СВК должен быть тесно связан с системой мотивации, которая основывается на анализе «план/факт», а также стимулирует трудовую деятельность персонала организации и позволяет улучшить экономические показатели предприятия [6].
Основные результаты
Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время наиболее распространенными угрозами в организации СВК для российских организаций являются:
- увеличение бюрократизации контроля на малых и средних предприятиях;
- сосредоточение внутреннего контроля только на защите активов и игнорирование других объектов контроля;
- конфликт интересов между отделами хозяйствующего субъекта;
- низкий уровень самоконтроля работников;
- отсутствие финансовой возможности для создания службы внутреннего контроля.
Основными причинами, которые привели к данным несовершенствам в работе организации СВК, является человеческий фактор, ошибки в работе информационных систем, отсутствие мотивации сотрудников и регламентации четкой системы контрольных процедур.
В связи с этим можно предложить следующие меры по поддержанию экономической безопасности организации:
- усиление контроля за сохранностью документации, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность и иную корпоративную информацию;
- сокращение материальных и финансовых потерь, предотвращение мошеннических действий (краж, присвоения, растраты имущества и других);
- четкое разделение функций между центрами ответственности и субъектами контроля;
- регулярное представление отчетов службой внутреннего контроля руководству хозяйствующего субъекта;
- постоянный анализ и сбор информации о конкурентной среде;
- создание системы мотивации и стимулирования сотрудников.
Осуществление на практике предлагаемых нами мероприятий будет способствовать гибкости, мобильности и повышению экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
Выводы
Таким образом, можно констатировать, что направленный на совершенствование финансово-хозяйственной деятельности внутренний контроль является ключевым инструментом, позволяющим обеспечить и поддерживать на достаточном уровне экономическую безопасность хозяйствующих субъектов. СВК обеспечивает возможность устранения угроз экономической безопасности, разрабатывает меры, которые позволяют усилить контроль за персоналом предприятия и исполнением их должностных полномочий, регулярно анализировать финансовое состояние организации, производить мониторинг фирм-конкурентов, следить за легитимностью договорной деятельности хозяйствующего субъекта, а также обеспечивает развитие организации в текущий момент и в будущем, что и является основной целью экономической безопасности хозяйствующего субъекта в целом.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения: 21.12.2020).
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 21.12.2020).
3. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_156407/ (дата обращения: 21.12.2020).
4. Беловицкий, К. Б., Николаев, В. Г. Экономическая безопасность: учебное пособие. - М.: Научный консультант, 2017. - 286 с.
5. Бондарчук, Н. В., Матыцына, Ю. Д. Контроль и анализ финансового состояния как обеспечение экономической безопасности предприятия // Роль бухгалтерского учета, контроля и аудита в обеспечении экономической безопасности России: сборник научных трудов. Выпуск 10 / отв. ред.: Т. А. Сигунова. - М.: Научный консультант, 2019. - С. 21-26.
6. Колесов, Е. С. Внутренний контроль эффективности в системе экономической безопасности // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 2 (32). - С. 187-192.
7. Крыцина, А. М. Развитие внутреннего контроля как элемента экономической безопасности коммерческого предприятия // Крымский научный вестник. - 2017. - № 2-3 (14-15). - С. 46-56.
8. Рабаданова, Ж. Б. Методы корпоративного финансового контроля // Актуальные вопросы современной экономики. -2017. - № 4. - С. 153-156.
9. Свиридова, Л. А., Литвинова, О. А., Решетова, В. В. Внутренний контроль как инструментарий экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей IX Международной научно-практической конференции, г. Пенза, 15 января 2018 г. В 4-х частях. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 198-201.
10. Сенчагов, В. К. [и др.]. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России: монография / под ред. В. К. Сенчагова. - М.: Анкил, 2019. - 137 а
11. Управление функцией внутреннего контроля: исследование // PwC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/collection/pwc-upravleniye-funktsiey-vnutrennego-kontrolya.pdf (дата обращения: 21.12.2020).
References
1. Federal Law No. 14-FZ, dated on February 8, 1998 "On Limited Liability Companies", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (accessed 21.12.2020). (In Russian).
2. Federal Law No. 402-FZ, dated on December 6, 2011 "On Accounting", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (accessed 21.12.2020). (In Russian).
3. Information of the Ministry of Finance of Russia No. PZ-11/2013 "Organization and Implementation by an Economic Entity of Internal Control of the Facts of Economic Life, Accounting and Preparation of Accounting (Financial) Statements", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/ (accessed 21.12.2020). (In Russian).
4. Belovitskii K. B., Nikolaev V G. Economic security: textbook, Moscow, Nauchnyi konsuFtant, 2017, 286 р. (In Russian).
5. Bondarchuk N. V., Matytsyna Yu. D. Control and analysis of the financial condition as ensuring the economic security of the enterprise, The Role of Accounting, Control and Audit in Ensuring the Economic Security of Russia: Collection of Scientific Papers, Issue 10, executive editor T. A. Sigunova, Moscow, Nauchnyi konsuFtant, 2019, pр. 21-26. (In Russian).
6. Kolesov E.S. Internal efficiency control in the economic security system, Innovative Development of Economy Journal, 2016, no. 2 (32), pр. 187-192. (In Russian).
7. Krytsina A. M. Development of internal control as an element of economic security of a commercial enterprise, The Crimean Scientific Bulletin, 2017, no. 2-3 (14-15), pр. 46-56. (In Russian).
8. Rabadanova Zh. B. Corporate financial control methods, Topical Issues of the Modern Economy, 2017, no. 4, pр. 153-156. (In Russian).
9. Sviridova L. A., Litvinova O. A., Reshetova V V. Internal control as a toolkit for the economic security of an economic entity,
Fundamental and Applied Scientific Research: Topical Issues, Achievements and Innovations: Collection of Articles of the IX International Scientific and Practical Conference, Penza, January 15, 2018, In 4 parts, Penza, MTsNS "Nauka i Prosveshchenie", 2018, pр. 198-201. (In Russian).
10. Senchagov V. K. [et al.] Innovative transformations as an imperative for sustainable development and economic security of Russia: monograph, edited by V. K. Senchagov, Moscow, Ankil, 2019, 137 р. (In Russian).
11. Managing internal control functions: study, PwC. Available at: https//www.pwc.ru/ru/publications/collection/pwc-upravleni-ye-funktsiey-vnutrennego-kontrolya.pdf (accessed 21.12.2020). (In Russian).