Научная статья на тему 'Внутренний и въездной туризм в РФ: кластерная региональная модель управления'

Внутренний и въездной туризм в РФ: кластерная региональная модель управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРА / TOURISM AND RECREATION CLUSTER / TOURISM / CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагорная М. С., Шевцова В. В.

В статье рассматривается туристско-рекреационный кластер как эффективный механизм развития внутреннего и въездного туризма, анализируется передовой отечественный опыт создания и деятельности ТРК, выделяются положительные эффекты и риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нагорная М. С., Шевцова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC AND INBOUND TOURISM IN RUSSIA: CLUSTER MODEL OF REGIONAL MANAGEMENT

The article considers the tourism and recreation cluster as an effective mechanism for the development of domestic and inbound tourism, analyzes the best domestic experience in the creation and operation of the shopping Mall, and highlights the positive effects and risks.

Текст научной работы на тему «Внутренний и въездной туризм в РФ: кластерная региональная модель управления»

УДК 379.85 ББК 65.43

ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ В РФ: КЛАСТЕРНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Нагорная М.С., к.и.н., Южно-Уральский институт управления и экономики

e-mail: marya.nagornaya@mail.ru Шевцова В.В., Южно-Уральский институт управления и экономики e-mail: 24_vichka98@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается туристско-рекреационный кластер как эффективный механизм развития внутреннего и въездного туризма, анализируется передовой отечественный опыт создания и деятельности ТРК, выделяются положительные эффекты и риски.

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, туризм, культура, федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»

Сфера туризма признана «экономическим феноменом столетия», являясь одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, гостиничный бизнес, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др., выступая своеобразным катализатором социально-экономического развития как отдельных регионов, так и государства в целом. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографический, природно-географический, социально-экономический, исторический, религиозный и политико-правовой. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

В современном мире туризм представляет собой один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики. В совместном открытом письме Всемирной туристской организации (UNWTO) и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) главам государств и правительств обращается внимание на важность туризма и путешествий как движущей силы экономического роста и развития государств. Несмотря на то, что вклад туризма в ВВП составляет от 3% до 5% во всем мире, туризм обеспечивает от 7% до 8% всех рабочих мест, и на его долю приходится до 30% мирового экспорта услуг1. Эксперты WTTC провели исследование по вкладу туризма в экономику государств: самым «туризмозависимым» направлением в мире являются Мальдивы: здесь доля туристической отрасли в ВПП страны по итогам 2017 г. составила 39,6%. Для сравнения: вклад туризма в ВВП Великобритании оценивается в 3,7%, в США этот показатель еще ниже - 2,6%. Россия входит в ТОП-10 низко зависимых от туризма стран с седьмым местом, пропустив «вперед» только Конго, Папуа Новую Гвинею, Узбекистан, Молдову, Суринам и Габон.

Согласно последнему исследованию UNWTO 2017 г. характеризовался резким увеличением расходов на туризм в России после нескольких лет снижения этих трат. Общий вклад туризма в ВВП России в 2017 г. составил 4,4 трлн руб. (4,8% от общего объема ВВП), по прогнозам, к 2028 г. он должен достигнуть 6 трлн руб. (5,7%)2. Внутренний туристический поток с 2012 по 2017 гг. в России увеличился на 63%, с 35 до 55 млн поездок3. Относительно доли России в международном туристском потоке следует отметить, что с

января по июнь 2018 г. число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию составил 10920,64 тыс.4, в 2015 г. - 26852 тыс., 2016 г. - 24571тыс., 2017 г. - 24390 тыс.5

Действенным механизмом развития сферы туризма является создание туристско-рекреационных кластеров (далее - ТРК). В настоящее время термин «кластер» является одним из наиболее часто употребляемых при обсуждении перспектив развития отечественной экономики, кластерный подход рассматривается в качестве одной из парадигм формирования экономической политики на государственном и региональном уровнях. Сейчас в законодательстве отсутствует определение понятия «туристический кластер». Поэтому планируется внести изменения в Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и включить в него определения понятий «туристический кластер» и «управляющая компания туристического кластера». Под туристическим кластером предлагается понимать совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных на основании решения Правительства РФ и расположенных на территории одного или нескольких участков субъектов РФ и муниципальных образований, а под управляющей компанией туристического кластера -юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению Правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными особыми экономическими зонами, входящими в туристический кластер6.

Зарубежный опыт создания и функционирования туристских кластеров заслуживает внимания, обобщения и творческого применения в российских условиях. Можно выделить туристические кластеры в рамках целых государств (Камбоджа, Шотландия, Сингапур), специализированные туристические кластеры уже внутри самой страны (винодельни и гастрономия Франции, Испании, Греции), туристические кластеры внутри региона (Сардиния, Каталония), отдельного города (Барселона), а также сформированные вокруг уникального туристического объекта (биосферный заповедник в Сан-Паулу, долина бабочек на Родосе). В последние пять лет стали популярны различные туристические кластеры, сформированные на основе маркетинговых направляющих: спортивный туризм (Альпы), шопинг-туризм (Милан, Андорра), бизнес-туризм (Люксембург), конгрессный туризм (Римини), учебный туризм (Уэльс). На международном уровне примерами успешных туристических кластеров могут служить следующие: кластеры Средиземного и Адриатического морей, Карибского бассейна; Объединенные Арабские Эмираты; горнолыжная индустрия Альпийского региона.

На современном этапе развития отечественной туристской отрасли кластерный подход начал активно применяться с десятых гг. XXI в., проанализируем наиболее яркие и перспективные направления деятельности по кластеризации региональных индустрий туризма в субъектах РФ.

Развитием туризма в РФ занимается специально созданное федеральное агентство Ростуризм, подведомственное Министерству экономического развития РФ. Руководитель Федерального агентства по туризму О.П. Сафонов отметил, что важным условием развития туризма в России является «повышение эффективности законодательного регулирования отрасли»7. Основополагающими нормативно-правовыми актами, регулирующими развитие туристической отрасли являются Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред. от 18.04.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»8, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 № 2246-р9, Постановление Правительства Российской Федерации от 2.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»10 (далее - ФЦП 2011-2018), Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)"»11 и др.

Объем финансирования ФЦП на 2011-2018 гг. в ценах соответствующих лет составляет 120,7 млрд руб., также финансирование развития туристической отрасли частично заложено в государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг.12 - 847 млрд руб. На развитие ТРК в ФЦП 2011-2018 заложено средств федерального бюджета - 26,7 млрд руб. (22,1%), из них: капитальные вложения - 24,5 млрд руб.; прочие нужды - 2,2 млрд руб.; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 8,4 млрд руб. (7%); за счет средств внебюджетных источников -85,6 млрд руб. (70,9%). В ФЦП 2019-2025 гг. предельный (прогнозный) объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 235,68 млрд рублей.

На сегодняшний день в РФ в рамках ФЦП 2011-2018 реализованы и/или реализуются 63 проекта по созданию туристско-рекреационных кластеров. Нами была составлена авторская таблица «Туристско-рекреационные кластеры России» по следующим графам:

- Субъект РФ

- ТРК

- Сроки реализации

- Финансирование/софинансирование (млн руб)

- Цель ТРК

- Прогнозируемые результаты

- Примечания

Проанализировав собранные данные, мы можем сделать следующие выводы: из 85 субъектов РФ, ТРК созданы/создаются в 41 регионе, к сожалению, ряд регионов не смотря на культурно-исторические и природные условия не включились в программу создания ТРК, к «аутсайдерам» относятся Республики Башкортостан, Карачаево-Черкесская, Карелия, Крым, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Удмуртская, Хакасия, Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Мурманская, Омская, Ростовская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тверская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области. На наш взгляд, развитие ТРК - это эффективный механизм развития регионов, возможность получить целевые средства из федерального бюджета и привлечь к развитию экономики, социальной и культурной сферы субъекта РФ, частных инвесторов в рамках государственно-частного партнёрства. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволяет активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

Рисунок 1. Туристско-рекреационные кластеры России

13

Анализируя карту на предмет расположения туристических кластеров, мы видим, что в ряде субъектов РФ реализуется сразу несколько проектов создания ТРК, например, в Адыгее этопарк «Джэнэт» и «Ворота Лаго-Наки», в Марий Эл - «Волгыдо» и «Царь-град», в Алтайском крае - «Барнаул - горнозаводской город», «Белокуриха», «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА», но наличие «белых пятен» на карте, на наш взгляд, серьёзно осложняет создание единых туристических маршрутов, например, для автомобильного туризма.

В силу специфики регионов при анализе данных прослеживается определенная направленность: например, Бурятия специализируется на автотуризме (автотуристские кластеры «Байкальский», «Кяхта», «Тункинская долина»), Дагестан - на пляжном (ТРК «Золотые пески» и «Золотые дюны») и оздоровительном туризме (ТРК «Бальнеологическая туристская база «Живой родник», «Оздоровительный комплекс «Алмаг»).

По срокам реализации в основном все ТРК укладываются в рамки ФЦП 2011-2018. Из 63 кластеров краткосрочных проектов - 13, долгосрочных - 50, но необходимо учитывать, что статистические данные представлены в рамках отчетности регионов Федеральному агентству по использованию средств государственного бюджета. Анализируя, сайты регионов мы видим, что большинство субъектов РФ планирует продолжать развитие и модернизацию своих ТРК и в дальнейшем, привлекая средства частных инвесторов и выделяя финансы из регионального и муниципального бюджетов.

Анализируя общее финансирование проектов создания ТРК, мы видим, что в среднем стоимость проекта составляет более 2-х млрд руб, есть проекты-«малыши»: ТРК «Северная мозаика» в Саха (Якутия) и ТРК «Насон-город» в Вологодской области- стоимость программ составляет 294,0 млн руб, есть достаточно глобальные: ТРК «АМУР» в Амурской области - общая стоимость реализации 20,2 млрд руб. и ТРК «Жигулевская жемчужина» в Самарской области - общая стоимость реализации 167,19 млн руб. По последним двум ТРК мы видим, что «львиную» долю средств составляют внебюджетные источники, например, «Амур» - 88% внебюджетных средств, «Жигулевская жемчужина» - 83% внебюджетных средств.

Основная форма реализации всех ТРК это новое строительство зданий, сооружений, обеспечивающей инфраструктуры, исключением являются Забайкальский край (ТРК «Нерчинск исторический»), Архангельская область (ТРК «Беломорский» и «Котлас-Сольвычегодск») и др., в них сочетаются строительство новых зданий и реставрация/реконструкция культурно-исторических объектов. Несмотря на немногочисленность данных проектов мы считаем необходимым проанализировать более подробно один из них, т. к., на наш взгляд, положительный опыт реставрации памятников

историко-культурного наследия и создания на их базе ТРК позволит не только сохранить уникальные объекты, но и привлечь туристов и финансовые потоки в регион.

ТРК «Финно-угорский этнокультурный парк» в республике Коми создан в «Девственных лесах Коми» - первом российском объекте, включенном в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Село Ыб и окрестности (этнотуризм, природный туризм):

Рисунок 2. Финно-угорский этнокультурный парк

Опираясь на уникальные природные и историко-культурные ресурсы: пласт глин с фрагментами скелетов ихтиозавров и плезиозавров юрского периода, знаменитый источник Двенадцати Апостолов, природно-лечебный Можжевеловый пруд, памятник национальной истории, культуры и археологии сакрального, исторического Коми села Ыб - самое старое поселение Республики Коми, городище 14 века, могильники 5-6 вв., а также богатую мифологию и фольклор финно-угорского народа Коми и русских старообрядцев в рамках ТРК сформирована гостевая этнодеревня «Парма», включающая в себя аутентичные избы и хозяйственные постройки из разных районов Республики Коми, шесть подворий сельских поселений - грездов.

Рисунок 3. Гостевая этнодеревня «Парма»

В ТРК органично включён Серафимовский женский монастырь.

Рисунок 4. Серафимовский женский монастырь с. Ыб

Анализируя ожидаемые результаты создания ТРК, мы видим, что проекты носят долгосрочный эффект, например, «Финно-угорский этнокультурный парк», позволит к 2025 г. создать 1500 новых рабочих мест, увеличить приток посетителей в республику на 300 тыс. человек, а объем туристских услуг на территории региона на 1050 млн руб. в год, объем услуг в смежных секторах - на 140 млн руб. в год, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от оказания туристских услуг до 50 млн руб.

Сфера туризма - это достаточно рискованный сектор экономики, прибыль от создания ТРК носит отложенный характер. Анализируя собранные нами данные, мы видим достаточно длительный срок окупаемости созданных объектов, однако мультипликативный эффект, на наш взгляд, перевешивает все риски. Например, в Чеченской республике ТРК «Кезеной-Ам» позволит увеличить ежегодный туристский поток в 5 раз, объем туристских услуг на 844,98 млн руб. (с 117 млн руб. в 2012 г. до 961,98 млн руб. в 2018 г.), объем услуг гостиниц на 304,2 млн руб. (с 14,5 млн руб. в 2012 г. до 318,70 млн руб. в 2018 г.), создать множество новых рабочих мест. В Оренбургской области за счет реализации проекта ТРК «Соленые озера» турпоток увеличится в 1,7 раза - с 225 тыс. до 380 тыс. человек в год, объем туристских услуг на 507,6 млн руб. (с 210 млн руб. в 2012 г. до 717,6 млн руб. в 2018 г.), объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 2402,9 млн руб. (с 420 млн руб. в 2012 г. до 2 822,9 млн руб. в 2018 г.), количество дополнительных созданных рабочих мест до 1600.

При анализе данных мы столкнулись с трудностями - большинство регионов при заполнении заявок и отчетных документов используют общие фразы «создание в регионе современной туристской инфраструктуры, расширение возможностей рекреационного туризма, повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке», зачастую не раскрывающие специфики собственных ТРК.

Кластерный подход позволяет развивать различные виды туризма. Анализируя статистические данные, мы видим, что большинство ТРК специализируется на лечебно-оздоровительном, деловом, спортивном, круизном и культурно-познавательном туризме. Основываясь на данных социологических исследований, мы считаем, что востребованными будут и остальные виды туризма: сельский, событийный, гастрономический, экологический и образовательный и в рамках реализации ФЦП 2019-2025 будут созданы специализированные ТРК различных направлений, отражающие запросы населения. В ближайшее время, например, жителям и гостям России предложат религиозный туризм, соглашение о сотрудничестве в вопросах развития религиозного и паломнического туризма подписано Ростуризмом с Патриаршим советом по культуре14.

Таким образом, мы видим, что ТРК - эффективный механизм развития внутреннего и въездного туризма в РФ, обладающий синергетическим эффектом системного развития как конкретного региона, так и России в целом на основе получения кластерных эффектов в экономике и социальной сферах.

Создание и деятельность ТРК, на наш взгляд, позволяет:

- создать условия для ускоренного развития отрасли туризма в регионе, сформировать современный комплекс объектов туристской инфраструктуры в регионах, удовлетворяющих потребностям российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, увеличить турпоток;

- наиболее полно реализовать уникальный туристский потенциал территорий, имиджевое продвижение субъектов РФ;

- привлечь в сферу туризма значительные инвестиции;

- создать множество новых рабочих мест;

- увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней;

- реставрировать и расширить потенциал объектов культурно-исторического наследия, находящихся под угрозой исчезновения, вовлечь их в хозяйственный оборот, сделать точкой роста развития региона, активизировав вокруг них развитие малого и среднего бизнеса;

- повысить эффективность работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулировать инновации.

Финансирование региональных ТРК из государственного бюджета позволяет оказать содействие субъектам РФ в разработке и продвижении туристских брендов России, регионов и отдельных туристских продуктов, сформировать имидж России как страны, благоприятной для туризма, привлечь в экономику и социальную сферу значительные частные инвестиции. Реализация проектов, на наш взгляд, несомненно окажет мультипликативный эффект для целого ряда отраслей экономики субъектов РФ, выступит локомотивом для социально-экономического развития России в целом.

Примечания

1UNWTO/WTTC Open Letter on Travel and // TourismWorldTourismOrganization // [Электронный ресурс] - URL: http:// openletter.unwto.org (дата обращения 7.10.2018)

2 Опубликованы рейтинг и антирейтинг стран мира// Ассоциация Туроператоров // [Электронный ресурс] -URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/42788.html (дата обращения 14.10.2018)

3Годовой отчет - 2017 // Министерство культуры Российской Федерации // [Электронный ресурс] - URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/ (дата обращения 5.10.2018)

4 Въезд - выезд 2018 (утвержденные Росстатом) // Ростуризм // [Электронный ресурс] -URL:https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (дата обращения 20.10.2018) 5Россия в цифрах // Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641 (дата обращения 7.10.2018)

6 Экономика и жизнь. У туристических кластеров появится определение // Национальный центр государственно-частного партнерства // [Электронный ресурс] - URL: http://pppcenter.ru/29/novosti/events/u-turisticheskikh-klasterov-poyavitsya-opredelenie-ehkonomika-i-zhizn.html (дата обращения 15.10.2018)

7 Ростуризм: вклад туризма в ВВП РФ // Информационное агентство «ТАСС» // [Электронный ресурс] - URL: tass.ru/ekonomika/5011061 (дата обращения 11.10.2018)

8 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации // Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 [Электронный ресурс] - URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=296147&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.3499901116588038#03288082119404061 (дата обращения 14.10.2018)

9 Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года //Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р (ред. от 26.10.2016) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164146/ (дата обращения 14.10.2018)

10 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» // Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/5c35948bc6a4cab25917 e88b3c476c0110f7194b/ (дата обращения 13.10.2018)

11 Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» // Распоряжения Правительства РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=29444#06479436523578572 (дата обращения 14.10.2018)

12 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 ГОДЫ [Электронный ресурс] - URL: https://www.russiatourism.rU/content/2/section/26/detail/27/ (дата обращения 14.10.2018)

13 Регионы России - карта туристических кластеров // Туристские кластеры России [Электронный ресурс] -URL: https ://yandex.ru/maps/?um=gv42Fl3KCkA4KkPE0ardbj irbwFgweU&l=map&mode=usermaps&ll=81.695338% 2C52.967612&z=3 (дата обращения 12.10.2018)

14Соглашение между Ростуризмом и РПЦ // Информационное агенство REGNUM [Электронный ресурс] - URL: https://regnum.ru/news/economy/2363153.html (дата обращения 23.10.2018)

DOMESTIC AND INBOUND TOURISM IN RUSSIA: CLUSTER MODEL OF REGIONAL MANAGEMENT

Nagornaya M.S., South-Ural Institute of Management and Economics,

e-mail: marya.nagornaya@mail.ru Shevtsova V.V., South-Ural Institute of Management and Economics, e-mail: 24_yichka98@mail.ru

Abstract

The article considers the tourism and recreation cluster as an effective mechanism for the development of domestic and inbound tourism, analyzes the best domestic experience in the creation and operation of the shopping Mall, and highlights the positive effects and risks.

Keywords: tourism and recreation cluster, tourism, culture, Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018) "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.