Научная статья на тему 'Внутренние взаимосвязи в системе региональных экономических интересов'

Внутренние взаимосвязи в системе региональных экономических интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов А. А.

The article looks at the elements of the system of regional economic interests in their dynamics and internal interrelation. The differentiation of the interests depending on political, social and economic indicating factors is analyzed. There is an opportunity to monitor the interests of the regional socio economic "cells" with the purpose of their rational combination and coordination. An objectively developing algorithm of such coordination is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal interrelations in the system of regional economic interests

The article looks at the elements of the system of regional economic interests in their dynamics and internal interrelation. The differentiation of the interests depending on political, social and economic indicating factors is analyzed. There is an opportunity to monitor the interests of the regional socio economic "cells" with the purpose of their rational combination and coordination. An objectively developing algorithm of such coordination is revealed.

Текст научной работы на тему «Внутренние взаимосвязи в системе региональных экономических интересов»

УДК 338:91

ВНУТРЕННИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

© А.А. Козлов

Kozlov А.А. Internal interrelations in the system of regional economic interests. The article looks at the elements of the system of regional economic interests in their dynamics and internal interrelation. The differentiation of the interests depending on political, social and economic indicating factors is analyzed. There is an opportunity to monitor the interests of the regional socio economic “cells” with the purpose of their rational combination and coordination. An objectively developing algorithm of such coordination is revealed.

Конкретная социальная, политическая, экономическая ситуация в рамках страны или региона создает условия для возникновения специфических экономических интересов, сменяющих друг друга. Так в условиях социально-экономической стабильности (например, эпоха «застоя») население заинтересовано накапливать денежные средства, вкладывая их в сберегательные банки (сберкассы); в период «взрывов» инфляции проявляется заинтересованность вкладывать средства в приобретение товаров долгосрочного пользования, в том числе недвижимости. Экономическая конъюнктура подталкивает население хранить деньги в отечественной или какой-либо иностранной валюте. Меняется престижность различных профессий и сфер деятельности, что изменяет профессиональные устремления (интересы) людей. Особенности среды трансформируют и экономические интересы. Но наряду с этим можно утверждать, что специфика взаимодействия системы экономических интересов с внешней средой состоит в преобразовании среды с целью расширения возможностей реализации интересов. В соответствии с этим и происходит развитие самих социально-экономических систем, трансформация и смена общественно-экономи-ческих формаций.

Наибольшую остроту проблема дифференциации представлений о системе интересов (в том числе региональных) приобретает в периоды глубоких общественных сдвигов, которые могут быть охарактеризованы как революционные. Одним из важнейших, конституирующих признаков революционной ситуации является отсутствие консенсуса по вопросу базовых ценностей общественно-экономического развития между основными наиболее влиятельными социальными группами. Именно ввиду отсутствия консенсуса при осознании частью общества необходимости радикальных изменений самих основ организации и функционирования общественной жизни революционная эпоха становится не только временем коренных сдвигов, но и временем болезненных социальных потрясений. Здесь практически неприменим обычный механизм согласования интересов, а необходимо политическое действие, означающее принятие решения в пользу одной из противоборствующих сторон.

Имеются различные подходы к формулированию критериев для выделения имеющих место в современ-

ном российском обществе интересов различных социально-экономических групп (ячеек), а равно и характеристики последних с точки зрения предмета их деятельности и возможностей воздействовать на реальные хозяйственные и политические процессы, на принятие тех или иных решений.

Совокупность региональных (и других) экономических интересов, без сомнения, представляет собой достаточно противоречивую систему. Всегда можно выделить базовый, ключевой экономический интерес как общества в целом, так и любых его ячеек, в том числе и территориальных, который изменяется, эволюционирует в значительной степени формально. Мы имеем в виду стремление к удовлетворению своих материальных устремлений, желаний, которое может удовлетворяться путем получения различными способами денежных средств (например, прибыли) либо путем непосредственного получения самих материальных благ. К явлениям этого же порядка, вероятно, следует отнести также получение гуманитарной и других видов материальной помощи. Стремление к богатству, какие бы формы оно не принимало, для любых субъектов -величина практически постоянная и, по своей сути, не изменяется во времени. Только уйдя от базового экономического интереса в сферу интересов как побудительный мотив конкретных действий для получения того или иного экономического результата (в т.ч. материального блага), мы начинаем наблюдать их изменчивость во времени путем эволюционных процессов или революционных скачков, их общественную и пространственную дифференциацию. По отношению к базовому интересу всю совокупность экономических интересов можно назвать надстроечными.

Выявляемые различными авторами региональные экономические интересы, как нам представляется, также могут быть отнесены к надстроечным, поскольку они динамичны и могут эволюционировать. Существует первичный региональный интерес, состоящий в самой возможности реализации на каждой конкретной территории конституционно гарантированных прав и свобод, равно как и в наличии для этого всех необходимых местных предпосылок и условий. Однако понятно, что это также надстроечный, сопутствующих базовому интерес, нацеленный не столько на аккумуляцию различных материальных благ в регионе, а на их

рациональное использование и распределение в интересах всего общества.

К наиболее значимым параметрам, индикаторам региональных интересов (в т. ч. экономических) названные авторы относят, например, наличие региональных бюджетно-финансовых и других экономических источников регулирования ситуации; наличие соответствующего природно-ресурсного и экологического потенциала; соответствие уровня и образа жизни населения, его отдельных слоев и групп государственным или местным стандартам, а также ряд других. Данные показатели региональных интересов, конечно, могут изменяться в зависимости от множества условий, в которых они зарождаются и эволюционируют. Так стандарты жизненного уровня (уровня потребления) в различные эпохи претерпевают существенную трансформацию, то же можно сказать и о других показателях. Этим они отличаются от базового регионального интереса -стремления к региональному богатству всеми доступными средствами, аккумуляции материальных благ в рамках региона в целом.

Рассматривая диалектику системы региональных экономических интересов, следует подчеркнуть ряд важных положений. Применительно к базовому интересу не всегда применима такая характеристика, как направленность его развития, то есть прогрессивность или регрессивность. Стремление к обогащению без учета способов его достижения лежит вне этих понятий. По отношению же к составным элементам всей системы региональных экономических интересов вышеназванный подход вполне уместен. Поступательный характер эволюции системы экономических интересов, в том числе и на региональном уровне, не является единственным вариантом ее исторического пути. Эволюция имеет и обратный ход, может замедлиться, дойти до стадии застоя или регресса. Обратное движение происходит, когда система теряет какие-либо важные свойства. В этом случае система возвращается в состояние, которое было до возникновения данного свойства. В периоды революций нечто подобное происходило в России. Попытка отменить деньги отбросила экономику военного коммунизма к отношениям примитивных натуральных обменов, а реформы 90-х гг. привели к появлению «дикого» капитализма образца первой половины XIX в. Эволюция имеет поступательный характер, когда эмерджентные свойства системы развиваются и совершенствуются. Тенденции поступательного движения преобладали, когда государство (СССР) проводило политику в интересах развития народного хозяйства, высшей школы, культуры, науки, технологического обновления отраслей народного хозяйства.

Поступательное, позитивное, объективное направление системы взаимодействия интересов общества соответствует общему региональному и общему национальному интересу. Прогрессивность интересов -это их слияние, адаптация друг к другу интересов всех общественных ячеек в рамках социально-экономических региональных систем. Такая идеальная модель в реальности вряд ли достижима, но приближению к ней может способствовать доминирование общественного характера собственности на средства производства.

Следует признать, что совокупность экономических интересов в современной России лежит в основном в

плоскости экономической свободы и защиты частного интереса, а следовательно, не совпадает с пониманием общих национальных интересов. Возникает дифференцирование групп интересов по принадлежности к формам собственности, причем преимущественно реализуются экономические интересы прослойки власть имущих, превращающихся в плутократию. Существует мнение, что речь следует вести не о выделении и формулировании позиций разнообразных общественных страт как таковых, а о позициях и интересах политически влиятельных социально-экономических группировок, поскольку их позиции оказывают определяющее влияние на принятие всех решений на государственном уровне. По нашему мнению, данные группировки должны полностью контролироваться обществом, чтобы они не имели возможности «выпячивать» свои интересы, тянуть на себя «экономическое одеяло».

Данное противоречие должно терять свою остроту по мере отхода от первоначальной стадии развития капитализма и становления цивилизованного гражданского общества. Всемерное распространение (реанимация) в обществе и воплощение в жизнь идей социальной справедливости (по аналогии с некоторыми европейскими странами - Финляндией, Швецией и др.) позволит приводить реальные интересы общества в соответствие с интересами отдельных общественноэкономических субъектов. Правда, здесь заключено главное противоречие, ставящее под вопрос достижения гармонии интересов. Дело в том, что базовый экономический интерес индивидуумов и групп, о котором было сказано выше, чаще направлен на достижение собственного материального благосостояния, в котором отсутствует верхняя, количественная планка. Для достижения общего интереса всегда должен быть как-то, каким-то образом органичен экономический интерес личностей, семей, общественных групп (финансовых групп, владельцев компании и т.д.).

Экономические интересы как система стимулов к действию могут трансформироваться или зарождаться в определенных циклах социально-экономического развития регионов. Эти циклы могут иметь различные временные, а также количественные параметры. Циклом можно считать и время существования определенной общественно-экономической формации, и промежуток времени, имеющий любую продолжительность, но характеризующийся определенными особенностями государственной и региональной экономической и социальной политики. В условиях полного доминирования государственного сектора экономики реальные экономические интересы удовлетворяются целенаправленно и зависят в основном от центральных властных структур. Возможности собственных действий по их реализации у любых ячеек - невелики. В современном цикле российского регионального развития наблюдается сочетание местного и центрального влияния на реализацию интересов. Дело центра - помощь дотационным, проблемным регионам, осуществление общегосударственных экономических проектов в рамках субъектов Федерации. Достижение регионального экономического благополучия все больше становится прерогативой местных властей и хозяйственников. Конечно, регион все-таки не феодальное поместье, чьи экономические интересы - предмет заботы только его обитателей.

Вопросы согласования экономических интересов в широком смысле, прямо и опосредованно, связаны с их развитием и весьма актуальны. Имеется расхождение между интересами, образующими специфический экономический интерес отдельного индивида и целого коллектива, - объективная реальность общественного развития. Важным элементом, ядром диалектики является признание внутренней противоречивости вещей.

Согласование противоречивых экономических интересов необходимо для решения задачи распределения ресурсов и доходов между индивидуумами, другими субъектами социально-экономических систем, а также государством. В этой связи соблазнительно признать интересы личности в качестве «самоцели функционирования экономики» и отдать человеку приоритет в распределении. Но один человек является предпринимателем, другой - рабочим, третий - ученым, а кто-то преступником. Общество состоит их множества социальных групп, а внутри каждой существует своя дифференциация интересов. За рубежом экономические интересы личности часто относят к сфере нравственности и морали, так как категории этики находят применение для распределения «по справедливости».

Это не снимает значимости исследования соотношения индивидуальных и общественных интересов. Предприниматель, например, заинтересован в своей максимальной прибыли, но одновременно он достаточно часто заинтересован в стимулировании труда наемных работников. Общество должно быть заинтересовано в достаточной оплате труда ученого, а также в сокращении такого источника дохода, как преступления. Как только мы начинаем учитывать при формировании дохода индивидуума доходы других лиц, интересы человека становятся неотделимыми от общественных.

К личным интересам человека относятся не только формирующиеся в сфере его частной жизни. Человек действует и в качестве гражданина государства, члена той или иной общности, коллектива, так что у него объективно возникают интересы, совпадающие с интересами, которые считают для себя общими данное государство, данная нация или общественная группа, данный коллектив.

Практически экономический интерес всегда зарождался и зарождается как личный, но совокупность личных трансформируется в общественные, в интересы различных ячеек социально-экономических систем. Совпадение интересов личности и общественных институтов приводит к появлению региональных системообразующих интересов. Так интересами человека и общественных субъектов следует признать:

1) Удовлетворение потребности в продовольствии и предметах личного потребления.

2) Обеспечение топливом и энергией.

3) Строительство и производство средств производства.

4) Перемещение в пространстве.

5) Защита от нападений, использование силы для перераспределения ресурсов.

6) Сохранение здоровья, экологического и генетического фонда.

7) Приобретение и накопление знаний, передача информации последующим поколениям и обмен информацией мeждv членами общества и общественными образованиями.

8) Управление.

Подобный набор интересов можно считать исходным для человека, с чем следует согласиться. Каждая из этих потребностей выступает в качестве частного интереса, которые вместе объединены базовым экономическим интересом, то есть для их удовлетворения необходимы материальные блага в различном (в том числе и финансовом) выражении. Перечисленные интересы, эволюционируя, порождают целый блок функциональных национально-государственных и региональных интересов, связанных с личностными, но более опосредованно. В сфере этих интересов - формирование, сохранение и развитие эмерджентных свойств и институтов. К их числу относятся:

а) генерирование условий (в т. ч. нововведений) для удовлетворения потребностей, перечисленных выше (1-8);

б) совершенствование государственного и административного регионального устройства;

в) протекционистская политика по отношению к региональной экономике;

г) технологическое обновление хозяйственного механизма, создание новых отраслей;

д) развитие таких институтов, как денежная система; рынки; планирование; учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и других.

Создание любых общественных образований, в конечном счете, служит реализации тех или иных исходных интересов человека. Согласование общественных, коллективных и личных интересов, достижение их равновесия (в т. ч. и в рамках региона) выступает не как поиск их унификации, а как сложный диалектический процесс нахождения одновекторности их реализации, достижения определенной гармонии, равновесия между всеми элементами системы. Это позволяет утверждать, что экономические интересы динамичны, находятся в движении, а их взаимосвязь отличается диалектичностью.

Для управления развитием и разрешением экономических противоречий необходимо раскрывать противоречия экономических интересов и изыскивать пути их развития и создания условий для беспрепятственного сочетания. Но практика показывает, что достижение единства региональных интересов практически трудноосуществимо в условиях современной России, но именно в этой плоскости лежит проблема разрешения экономических противоречий, присущих данному периоду развития социально-экономической системы.

Экономистами ставится вопрос о создании новых моделей взаимодействия частного, личного интереса и интереса коллективного, общественного, государственного. Но они основываются, как правило, на признании равных прав всех субъектов в сфере социально-экономических отношений, в том числе и всех региональных социально-экономических ячеек. Социальная справедливость, равенство прав всех (от гражданина до государства) - идея не новая, но нигде пока полностью не осуществленная. Но, без сомнения, в основу всех российских моделей согласования интересов должен быть положен принцип усиления экономической роли государства.

Механизм согласования интересов в рамках регио-на зависит от динамики и циклично-тенстических осо* бенностей их развития. В условиях цивилизованного

рынка западного типа объективно складывающийся алгоритм последовательного согласования интересов, в принципе, выглядит, как нам представляется, следующим образом:

1. Возникновение личного интереса (совокупности отдельных личных интересов).

2. Формирование систем личных интересов в рамках семейных (родственных) групп.

3. Переход личностно-семейных интересов в новое качество - утверждение четко выраженных интересов отдельных социально-экономических ячеек (в рамках региона).

4. Формирование общей системы согласованных региональных экономических интересов (совокупного регионального интереса) как совокупности интересов всех социально-экономических ячеек региона.

В современной России, в принципе, алгоритм остается тем же, но его реальная реализация осложнена. Транзитарность экономики, вернее, порождаемая ею специфика экономических и социальных отношений может препятствовать осуществлению подобного согласования интересов, т. е. данный алгоритм не осуще-

ствляется или осуществляется хаотично. Это является следствием остающегося несовершенства экономической и общественной систем в современной России. Сделанная в государстве «ставка» на чисто рыночные механизмы в экономике, экономическую свободу, ущемленная экономическая роль государственных институтов, «наложенные» на коррумпированность и возможность злоупотреблений в управленческом аппарате, часто ведут к «выпячиванию» личностных, корыстных интересов на всех уровнях. Соответственно, гипертрофированную, не согласованную с другими общественными группами форму могут приобретать и экономические интересы немногочисленных групп и слоев населения, занимающих высокое положение во властных и экономических структурах страны и регионов. Реванш государства как непосредственно в экономике, так и в социально-экономической политике является на современном этапе единственным способом согласования и защиты экономических интересов региона и государства в целом.

Поступила в редакцию 2 сентября 2006 г.

»

ф"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.