Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / реализация / общество / социальные отношения / рефлексия / культура / деятельность / identity / realization / society / social relations / reflexion / culture / action

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егор Константинович Юрченко

Проведен анализ внутренних и внешних факторов, которые влияют на идентичность субъекта. Внутренние факторы формируют представление субъекта, внешние факторы задают условия соответствия субъекта и окружающей действительности. Данное взаимодействие может приводить к комплексным осложнениям в реализации идентичности. Выделены условия реализации идентичности, нарушение которых приводит к нереализованной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Егор Константинович Юрченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF IDENTITY FORMATION AND REALIZATION

This study is focused on analyzing the dependence of identity on internal and external factors and emphasizing the conditions of its realization. In this article, I delve into the understanding of identity formation and outline the conditions that affect the realization of identity through the consideration of existing theoretical positions in the field of identity. In this regard, the understanding of identity, the dependence of its formation and functioning on internal and external factors is specified. The scientific novelty of this study consists in clarifying the influence of external and internal factors on the construction and functioning of identity and highlighting the possibility of false definition of the subject’s identity. The complex system and dynamics of interaction include many components that can affect the realization of identity. The realization of identity includes the consistent formation of the subject’s representation of oneself and the actualization of this representation, which is related to the expectations and requirements of the social space and the real regularities of the subject’s existence in the world. Topical theoretical positions on the formation and functioning of identity touch upon the problem of the impact of internal (personal) and external (social) factors. The internal factors of identity construction and realization include genetic and neurobiological features, values, motivational sphere, needs, moral responsibility, experience, skills and abilities, internal structure and dynamics of the psyche, and meaning. External factors include culture, social environment, education, social institutions, political movements, macro-social processes, and social relations. Globalization and virtualization put an additional burden on the preservation of identity. This article identifies the conditions of identity realization: possession of certain qualities and characteristics; reading of these qualities with minimization of distortions; inclusion in social relations and acceptance of the impact of external factors; actualization of identity in action; acceptance of identity by “others”. From violations of the conditions of formation of identity can be formed a corresponding type of unrealized identity: untenable, substituted, latent, residual, confrontational, false-recognized. The basis for the fulfillment of the conditions of identity realization is the absence of conflict between internal and external factors that determine the subject’s identity.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.

№ 79. С. 181-198.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 79. pp. 189-198.

Научная статья УДК 1:304.2

doi: 10.17223/1998863Х/79/17

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ

Егор Константинович Юрченко

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия,

yurch96@gmail. com

Аннотация. Проведен анализ внутренних и внешних факторов, которые влияют на идентичность субъекта. Внутренние факторы формируют представление субъекта, внешние факторы задают условия соответствия субъекта и окружающей действительности. Данное взаимодействие может приводить к комплексным осложнениям в реализации идентичности. Выделены условия реализации идентичности, нарушение которых приводит к нереализованной идентичности.

Ключевые слова: идентичность, реализация, общество, социальные отношения, рефлексия, культура, деятельность

Для цитирования: Юрченко Е.К. Внутренние и внешние условия формирования и реализации идентичности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 79. С. 189-198. doi: 10.17223/1998863Х/79/17

Original article

INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF IDENTITY FORMATION

AND REALIZATION

Egor K. Yurchenko

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation, [email protected]

Abstract: This study is focused on analyzing the dependence of identity on internal and external factors and emphasizing the conditions of its realization. In this article, I delve into the understanding of identity formation and outline the conditions that affect the realization of identity through the consideration of existing theoretical positions in the field of identity. In this regard, the understanding of identity, the dependence of its formation and functioning on internal and external factors is specified. The scientific novelty of this study consists in clarifying the influence of external and internal factors on the construction and functioning of identity and highlighting the possibility of false definition of the subject's identity. The complex system and dynamics of interaction include many components that can affect the realization of identity. The realization of identity includes the consistent formation of the subject's representation of oneself and the actualization of this representation, which is related to the expectations and requirements of the social space and the real regularities of the subject's existence in the world. Topical theoretical positions on the formation and functioning of identity touch upon the problem of the impact of internal (personal) and external (social) factors. The internal factors of identity construction and realization include genetic and neurobiological features, values, motivational sphere, needs, moral responsibility, experience, skills and abilities, internal structure and dynamics of the psyche, and meaning. External factors include culture, social environment, education, social institutions, political movements, macro-social processes, and social relations. Globalization and virtualization put an additional burden on the preservation of identity. This article identifies the conditions of identity realization: possession of certain qualities and

© Е.К. Юрченко, 2024

characteristics; reading of these qualities with minimization of distortions; inclusion in social relations and acceptance of the impact of external factors; actualization of identity in action; acceptance of identity by "others". From violations of the conditions of formation of identity can be formed a corresponding type of unrealized identity: untenable, substituted, latent, residual, confrontational, false-recognized. The basis for the fulfillment of the conditions of identity realization is the absence of conflict between internal and external factors that determine the subject's identity.

Keywords: identity, realization, society, social relations, reflexion, culture, action

For citation: Yurchenko, E.K. (2024) Internal and external factors of identity formation and realization. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 79. pp. 189-000. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/79/17

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире процесс формирования идентичности связан с большим количеством факторов, которые могут приводить к неоднозначным результатам. Каждому субъекту необходимо выстраивать возможности последовательного самоопределения, которое бы не нарушало те условия, которые лежат в основании ощущения его тождественности в социальном пространстве. Глобализация и постоянные вызовы, которые связаны с гитерогенизацией культуры, политическими и социальными прессами, виртуализацией и нарушением образа возможного будущего, ставят субъект в уязвимое положение. Постоянное расширение факторов, воздействующих на субъект, приводит к усложнению выстраивания и формирования идентичности. В результате того что человеческая природа и социальное взаимодействие не обладают абсолютной точностью и определенностью, возникает необходимость теоретического осмысления процесса реализации идентичности в современном мире. Постоянное расширение факторов, воздействующих на субъект, приводит к усложнению выстраивания и формирования идентичности. В результате субъект может погружаться в состояние «незнания» ошибочного конструирования идентичности.

Цель данного исследования - обозначить зависимость реализации идентичности от внутренних и внешних факторов и выделить нарушения условий реализации идентичности в социальном пространстве.

Теоретико-методологические основания исследования. Используется социально-философская методология, которая основывается на рефлексии по отношению к основаниям социальной жизни. Проводится анализ существующих положений в теории идентичности. В результате осмысления разных факторов и обобщения их в условия реализации идентичности формируется представление о возможных нарушениях в динамическом процессе конструирования идентичности. Существующие теории в области изучения идентичности комплексно рассматривают различные определители и факторы, влияющие на нее. Но существуют определенные проблемы, которые касаются функциональной части процесса идентификации и неопределенности результата. Этот результат может выходить за рамки «достигнутой» идентичности и «кризиса» идентичности.

Новизна. Выделены основные условия реализации идентичности вследствие искажений функционирования этих условий, которые ведут к образо-

ванию нереализованной идентичности. В условия формирования идентичности входят: обладание определенными качествами и характеристиками; считывание этих качеств с минимизацией искажений; включенность в социальные отношения и принятие воздействия внешних факторов; актуализация идентичности в деятельности; принятие идентичности «другими». Определены результаты нарушения этих условий, которые приводят к определенным видам нереализованной идентичности. Показано, что сложное взаимодействие индивидуальных особенностей и социального влияния на идентичность ведет к возможности возникновения определенных искажений. Внутренние факторы формируют представление субъекта о себе самом и реализуют ответственный акт идентификации, тогда как внешние факторы задают условия соответствия субъекта и окружающей действительности.

В сущности, идентичность можно описать как особый набор характеристик, убеждений и проявлений, которые определяют личность или группу. Но эти атрибуты не статичны, а динамично формируются под воздействием стечения внутренних и внешних факторов. Как раз динамичность является одной из предпосылок для выдвижения теории нарушений реализации идентичности, так как возможен не только рост и укрепление своей тождественности, но и регресс в структурировании и актуализации идентичности в определенный момент жизнедеятельности субъекта.

Внутренние и внешние условия, влияющие на функционирование идентичности. Исследование «идентичности» как сложного конструкта было значительно продвинуто Э. Эриксоном. Эриксон углубился в психосоциальные аспекты идентичности, выделив четыре ключевых аспекта: сознательное признание своей индивидуальности, бессознательное стремление к непрерывности личного характера, идея «эго-синтеза» и поддержание соответствия идеалам и идентичности группы [1]. В его работах отображены условия конструирования идентичности, которые касаются включенности индивида в контекст социальных отношений и новые ролевые необходимости. Дальнейшее расширение и более глубокий анализ теории Эриксона, особенно в отношении подростковой стадии развития человека, были предприняты Дж. Крогером. В работах Крогера также подчеркивается концепция моральной идентичности как важнейший элемент формирования личности в подростковом возрасте [2]. К моральным составляющим относятся переживание и определение своих ценностей, понимание блага и зла, формирование смыслового представление о реальности. А.А. Белик в своей работе подробно изложил основные структурные элементы теории Дж. Мида, где описывает антропологические принципы конструирования идентичности [3]. Также этому вопросу в своей работе уделяет внимание О.Б. Давыдов, который анализирует единство индивидуального и коллективного в идентичности с точки зрения социальной философии. В конечной сути своей идеи О.Б. Давыдов стоит на том, что идентичность формируется полностью под воздействием общества [4]. В.Л. Виньоль и другие исследователи представили интегративный взгляд на идентичность [5]. Выделяется два основных смысла идентичности -социальный и личный. Подчеркивается важность учета как личного, так и социального контекста при формировании идентичности, а также взаимодействия индивидуальных способностей и влияния общества при формировании идентичности. Д. Карр рассматривает понятие личной идентичности, утвер-

ждая, что она неразрывно связана с социальной идентичностью [6]. Его анализ идентичности включает различные факторы: рефлексию, нарратив, интерсубъективность и членство в группе. Личная идентичность формируется под влиянием социальных ролей, групповой принадлежности и коллективного опыта и переплетается с ними. Л.С. Яковлева и В.И. Кудашов, которые формируют свою теорию в рамках структурного и конструктивистского подходов к идентичности, подчеркивают ее изменчивость и процессуальный характер [7]. В анализ включены основные характеристики личностной идентичности, такие как ее зависимость от социального контекста, рефлексивное конструирование и роль индивидуального выбора. В статье С. Роккас и М.Б. Брюэр представлена концепция сложности социальной идентичности [8]. Это понятие относится к субъективному представлению индивидом своих множественных групповых идентичностей. В статье подчеркивается, что на сложность социальной идентичности влияют как внешние факторы -культура, поведение других групп, социальные институты, так и индивидуальные различия в когнитивном стиле и мотивации. Вклад в развитие теории социальной идентичности внес Р. Дженкинс, выделяя в своей работе основные аспекты, которые затрагивают динамику и условия формирования идентичности [9]. В них входят: идентификация на основе общих признаков; динамичность социальной идентичности; зависимость от власти в обществе; влияние как внутренних факторов, так и внешних; возможное несовпадение этих факторов; символизм и ритуальность; множественность идентичности. Д. Коте и Ч. Левин рассматривали влияние социальных институтов на формирование идентичности в подростковом возрасте, особенно уделяя внимание школе и семейным отношениям [10]. Сложность определения идентичности заключается в ее динамике. С.В. Герасимов в своей работе уделяет внимание зависимости тождественности человека от ситуационных социальных происшествий [11]. Этот взгляд на идентичность позволяет сформировать проблему постоянной угрозы целостности существующей системы идентичностей.

Изучение широкого набора факторов, от которых зависит возможность реализации и формирования идентичности на социальном уровне, формирует представление о множестве видов идентичностей. Национальная и культурная составляющие в том числе, играют весомую роль в выстраивании представления субъекта о себе и причастности других. Эту позицию и глубокий теоретический анализ можно проследить в работах Ч. Линдхольма и Д. Блума. Ч. Линдхольм выделил основные отличительные признаки разных культур и их взгляды по самоопределению относительно ритуального поведения, символов и истории существования разных народностей [12]. Д. Блум актуализировал понимание важности политических процессов, географического положения, идеологии, миграции на формирование идентичности [13]. Эту область исследования идентичности раскрывают работы О. Козиной, которая выдвигает гипотезу о влиянии отчуждения на формирование национальной идентичности [14]. Б. Андерсон делает акцент на политических движениях, который вызывают необходимость учитывать ситуационные механизмы формирования идентичности в национально-гражданском ключе [15]. К внутренним факторам, кроме рефлексии, собственного выбора и нарратива относится понимание моральной и духовной стороны. Некоторые исследова-

тели, в том числе С. Гитлин анализируют зависимость между ценностями, личностной идентичностью и моральным «Я» [16].

Анализ показывает многофакторность процесса конструирования идентичности. Причем авторы придерживаются разносторонних позиций по поводу того, что сильнее определяет направление развития идентичности -внутренние или внешние факторы. Смысловые уровни личностной и социальной идентичности включают в себя множество компонент, которые определяют восприятие и ролевое поведение субъекта. К внутренним факторам конструирования и реализации идентичности можно отнести генетические и нейробиологические особенности, ценности, мотивационную сферу, потребности, моральную ответственность, опыт, навыки и способности, внутреннюю структуру и динамику психики, смысл и ответственность. С другой стороны, внешние факторы, такие как культура, социальное окружение, образование, социальные институты, политические движения, макросоциаль-ные процессы, социальные отношения, играют не менее важную роль. Появление цифровых технологий и Интернета еще добавило сложности в понимании идентичности. Цифровая эпоха открыла новые формы выражения и конструирования идентичности, бросая вызов традиционным представлениям и стирая границы между физическим и виртуальным «Я». К.А. Шарина и Н.Е. Стенякова с помощью психологической методологии определили виртуальную идентичность как продолжение социальной [17]. Ш. Теркл выделяет проблему самооизображения людей в виртуальном пространстве, что делает вирутальную идентичность нестабильной [18]. В этом плане виртуальность может добавлять неопределенности в конструировании идентичности. И процесс сопоставления внутренних и внешних факторов осложняется еще одной формой воздействия - виртуальностью.

Процесс реализации идентичности может сопровождаться искажениями и нарушениями во взаимодействии внутренних и внешних условий. В основания для ошибок входит эмоциональная категоризация и когнитивные искажения, которые меняют восприятие и представление субъекта о себе самом. Феномен аномии, развитый Р. Мертоном, может вызывать проблемы в актуализации идентичности, так как связан с дезорганизацией социальных институтов и формированием деструктивного поведения [19]. Нарушение и непредсказуемость процессов образования и воспитания не дает четкого представления будущего у человека, что ведет к потерянности и неопределенности определения своей тождественности. Глобализация, виртуализация и открытость мира ведут к возникновению дополнительных прессов для устойчивой идентификации. В результате образуется сложная система идентичностей, которые могут конфликтовать между собой. В связи с этим необходимо определить, в каком случае идентичность может существовать и быть реализованной в сложной изменчивой динамике отношений в современном мире.

Реализуемость идентичности

Реализация идентичности включает в себя последовательное формирование представления субъекта о самом себе и актуализацию этого представления, которое связанно с ожиданиями и требованиями социального пространства и реальными закономерностями существования субъекта в мире.

Процесс реализации идентичности является непрерывным и продолжающимся, который происходит до тех пор, пока субъект не столкнется с актуальными проблемы по воплощению и актуализации своей модели самоопределения. Также возможно формирование феномена нереализованной идентичности, который заключается в том, что субъект опирается на ошибочное представление или на нарушения условий формирования идентичности, что приводит к тому, что субъект не ощущает полноценной тождественности и уверенности в своей идентичности. Реализуемость идентичности должна включать в себя несколько основных условий, которые отражают наиболее общее положение идей, выработанных исследователями в теории идентичности. Первым из условий является обладание определенными качествами, функциями и характеристикам. Сюда входят не только личностные особенности, но и определение возможных социальных связей и процессов, существование определенных структур. При допущении искажений в формировании представления о себе появится основание для несостоятельности идентичности -виду нереализованной идентичности, когда ее структура основывается на ложных представлениях о себе, вследствии чего нарушается тождественность к внешним атрибутам. Например, отрицание биологических детерминант, важность которых выделялась в работах М. Кордоба и К. Моффат [20, 21]. Это отрицание может происходит при определении гендерной идентичности, которая в результате вступит в конфликт с естественным «Я», если она отлична от половых признаков. Второе условие реализации и формирования идентичности - воздействие актуальных отношений и внешних структур на субъект. Сюда относится и влияние глобализации, виртуализации, работы социальных институтов, изменение в культуре, нации и мире, которые вызывают ответную реакцию у субъекта. Если это влияние оказывает слишком сильное давление на субъект, которому он не в силах сопротивляться, то формируется основание для замещенной идентичности. Это такой вид нереализованной идентичности, когда реальные желания и стремления субъекта замещаются внешней необходимостью. Об этом виде идентичности у подростков писал Дж. Марсиа, выделяя его деструктивный характер при развитии личности [22]. Но замещение может происходить не только в подростковый период, но и в более локальных направлениях жизнедеятельности субъекта. Также «замещенность» может проявляться на макроуровне при давлении одной культуры на другую, формируя феномен карго-культа. Необходимо учитывать процесс интериоризации и возможности анализировать собственную структуру. Третье условие реализации идентичности - возможность рефлексии и самоанализа. Без возможности анализировать свою структуру не получится актуализировать нарративную составляющую идентичности и выступать в деятельном преобразовании своей уникальной жизни. Роль определения и сохранения нарратива в конструировании идентичности выделял П. Рикёр [23]. Постоянное сопоставление актуального опыта с прошлым необходимо для сохранения постоянства идентичности. В работах Д.П. МакАдамса актуализируется идея о том, что идентичность формируется через накопление опыта и пересмотр собственных представлений через постоянное изменение контекста происходящего и транслирование собственных историй через общее переживание [24]. Отрицание этого нарратива ставит субъекта в уязвимую позицию сохранения тождественности. Четвертое

условие реализации идентичности - репрезентация идентичности через акт. Чтобы внутренние факторы имели возможность репрезентации, необходимо их транслировать в актуальную действительность через деятельность. Без этой трансляции и актуализации в деятельности появляется основание для формирования латентной идентичности, которая какое-то время сохраняется во внутренней системе без внешнего выражения, или в виде остаточной идентичности, когда представление о себе или деятельность не совпадает с требованиями актуального времени. Фундаментально это положение отражает теория профессиональной идентичности, которая строится на актуализации качеств субъекта через деятельность, выраженную в рабочем процессе. Об этом в своих работах писали С. Хаслам и Н. Еллемерс [25]. Определение человеком своей профессии зависит от возможностей окружающей среды и тех компетенций, которыми обладает субъект.

Последним условием является принятие идентичности «другими». При непринятии идентичности «ближайшими другими» формируется основание для образования конфронтационной идентичности - вида нереализованной идентичности, когда все необходимые ресурсы затрачиваются на отстаивание возможности существования идентичности вместо ее воплощения. Такое возможно только при условии, что какая-то группа принимает существование идентичности в другом контексте - культурном, национальном или мировоззренческом. А другая, близкая группа требует постоянного конфликта по отстаиванию своей идентичности. Либо формируется ошибочное представление у окружающих о субъекте или свойствах определенной идентичности, тогда формируется основание для формирования ложнопризнанной идентичности. Основанием для удовлетворения всех условий реализации идентичности выступает отсутствие конфликта между внутренними и внешними условиями формирования идентичности. Если личностные предрасположенности и восприятие не совпадают с требованиями действительности, то возникает конфликт, который приводит к дестабилизации состояния субъекта.

Заключение

В статье представлен комплексный анализ формирования и реализации идентичности. В ней рассматривается динамика формирования идентичности, подчеркивается роль как внутренних, так и внешних факторов. Также подчеркивается важность индивидуальных и социальных компонентов в формировании идентичности. Рассматривается влияние культуры, социального окружения, личного опыта, цифровых технологий, национального контекста, влияние групп и социальных институтов; сложность идентичности в современном обществе и проблемы, связанные с поддержанием стабильного чувства собственного достоинства. Формирование идентичности - динамичный и многогранный процесс, на который влияет огромное количество факторов и который подвержен ошибкам в самовосприятии и внешней категоризации, что приводит к потенциальным ошибкам ее конструирования и функционирования. Подчеркивается взаимодействие внутренних и внешних элементов при формировании идентичности, что указывает на необходимость интегративного понимания идентичности в социальной философии. К условиям формирования идентичности относятся: обладание определенными качествами и характеристиками; считывание этих качеств с минимизацией ис-

кажений; включенность в социальные отношения и принятие воздействия внешних факторов; актуализация идентичности в деятельности; принятие идентичности «другими». Из нарушений условий формирования идентичности может сформироваться соответственный вид нереализуемой идентичности: несостоятельная, замещенная, латентная, остаточная, конфронтационная, ложнопризнанная. В результате наблюдается довольно сложная структура функционирования идентичности, которая может быть нарушена из-за воздействия многочисленных факторов. Основной угрозой здесь является сложность процесса взаимодействия внутренних и внешних факторов. Кроме того, что субъекту необходимо правильно считывать свои свойства, функции и компоненты общей системы, появляется необходимость последовательной и понятной работы систем, отвечающих за влияние внешних факторов на формирование идентичности. Когда хоть одно из условий формирования идентичности встречается с ошибками в определении, идентичность теряет возможность для своей реализации. Сложность социальной и личностной структуры идентичности выделяют множество авторов, приводя основные условия формирования идентичности. Но дополнением является актуализация возможности допущения ошибок в формировании идентичности, что приводит к нарушению общей системы взаимоотношений и тождественности участников социальной системы.

Список источников

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 с.

2. Kroger J. Identity in Adolescence. The Balance between Self and Other. 2-е изд. London : Taylor & Francis e-Library, 2001. 233 c.

3. Белик А.А. Теория «Я» Дж.Г. Мида и психологическая антропология // Социальная психология и общество. 2011. № 1 (2). C. 31-43.

4. Давыдов О.Б. Единство индивидуального и коллективного в идентичности: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 2012. 176 с.

5. Vignoles V.L., Schwartz S.J., Luyckx K. Introduction: Toward an Integrative View of Identity. New York, NY. : Handbook of Identity Theory and Research : Springer, 2011. C. 1-27.

6. Carr D. Personal identity is social identity // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2020. № 20 (2). Р. 341-351.

7. Yakovleva L., Kudashov V. The concept of personal identity in modern socio-philosophical discourse: theoretical and methodological aspect // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. № 5. C.104-109.

8. Roccas S., Brewer M.B. Social Identity Complexity // Personality and Social Psychology Review. 2002. № 2 (6). C. 88-106.

9. Jenkins R. Social identity. 3-е изд. Routledge is an imprint of the Taylor & Francis Group, 2008. 238 c.

10. Côté J.E., Levine C. Identity Formation, Agency, and Culture a Social Psychological Synthesis. New York : Psychology Press, 2002. 268 c.

11. Герасимов С.В. Событийная идентичность // Человек. Культура. Образование. 2021. № 1 (39). C. 25-39.

12. Lindholm C. Culture and Identity: The History, Theory, and Practice of Psychological Anthropology. Oneworld Publications, 2007. 427 c.

13. Blum D.W. National Identity and Globalization. New York : Cambridge University Press, 2007. 236 c.

14. Козина О.А. Национальная идентичность: механизм образования и смысл // CETERIS PARIBUS. 2016. № 5. C. 75-78.

15. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М. : Кучково поле, 2016. 416 c.

16. Hitlin S. Values, personal identity, and the moral self. New York, NY, US : Springer Science + Business Media, 2011. C. 515-529.

17. Шарина К.А., Стенякова Н.Е. Феномен виртуальной идентичности // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 4 (32). C. 22-26.

18. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. London : Weidenfeld & Nicholson, 1996. 347 c.

19. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York : The Free Press, 1968. 698 c.

20. Córdoba M. The Biological Turn on Personal Identity: The Role of Science as a Response to Children's Appropriation in Argentinian Dictatorship (1976-1983) // Foundations of Science. 2021. 26. C. 405-427. doi: 10.1007/s10699-019-09628-1

21. Moffat K. G. Biological Identity University of Warwick. Coventry, UK : Palgrave Macmillan, 2017. C. 61-80.

22. Kroger J., Marcia J.E. The identity statuses: Origins, meanings, and interpretations New York, NY, US // Handbook of Identity Theory and Research / eds. S. Schwartz, K. Luyckx, V. Vignoles. New York, NY : Springer Science + Business Media, 2011. C. 31-53.

23. Рикёр П. Я-сам как другой. M. : Изд-во гуманит. лит., 2008. 416 c.

24. McAdams D.P. Narrative identity New York, NY, US // Handbook of Identity Theory and Research / eds. S.J. Schwartz, K. Luyckx, V.L. Vignoles. New York, NY : Springer Science + Business Media, 2011.C. 99-115.

25. Haslam S.A., Ellemers N. Identity Processes in Organizations // Handbook of Identity Theory and Research / eds. S.J. Schwartz, K. Luyckx, V.L. Vignoles. New York, NY : Springer Science + Business Media, 2011.C. 715-744.

References

1. Erikson, E. (1996) Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and Crisis]. Translated from English. Moscow: Progress.

2. Kroger, J. (2001) Identity in Adolescence. The Balance between Self and Other. 2nd ed. London: Taylor & Francis e-Library.

3. Belik, A.A. (2011) Teoriya "Ya" Dzh.G. Mida i psikhologicheskaya antropologiya [J. Mead's Theory of the "I" and Psychological Anthropology]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 1(2). pp. 31-43.

4. Davydov, O.B. (2012) Edinstvo individual'nogo i kollektivnogo v identichnosti: sotsial'no-filosofskiy analiz [Unity of the Individual and the Collective in Identity: Social and Philosophical Analysis]. Philosophy Cand. Diss. Khabarovsk.

5. Vignoles, V.L., Schwartz, S.J. & Luyckx, K. (2011) Introduction: Toward an Integrative View of Identity. In: Vignoles, V.L., Schwartz, S.J. & Luyckx, K. (eds) Handbook of Identity Theory and Research. New York, NY: Springer. pp. 1-27.

6. Carr, D. (2020) Personal identity is social identity. Phenomenology and the Cognitive Sciences. 20(2). pp. 341-351.

7. Yakovleva, L. & Kudashov, V. (2022) The concept of personal identity in modern socio-philosophical discourse: theoretical and methodological aspect. Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 5. pp. 104-109.

8. Roccas, S. & Brewer, M.B. (2002) Social Identity Complexity. Personality and Social Psychology Review. 2(6). pp. 88-106.

9. Jenkins, R. (2008) Social Identity. 3rd ed. Taylor & Francis Group.

10. Côté, J.E. & Levine, C. (2002) Identity Formation, Agency, and Culture. A Social Psychological Synthesis. New York: Psychology Press.

11. Gerasimov, S.V. (2021) Sobytiynaya identichnost' [Event Identity]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. 1(39). pp. 25-39.

12. Lindholm, C. (2007) Culture and Identity: The History, Theory, and Practice of Psychological Anthropology. Oneworld Publications.

13. Blum, D.W. (2007) National Identity and Globalization. New York: Cambridge University

Press.

14. Kozina, O.A. (2016) Natsional'naya identichnost': mekhanizm obrazovaniya i smysl [National identity: The mechanism of formation and meaning]. CETERIS PARIBUS. 5. pp. 75-78.

15. Anderson, B. (2016) Voobrazhaemye soobshchestva. Razmyshleniya ob istokakh i rasprostranenii natsionalizma [Imagined communities. Reflections on the origins and spread of nationalism]. Translated from English. Moscow: Kuchkovo pole.

16. Hitlin, S. (2011) Values, personal identity, and the moral self. New York, NY, US: Springer Science + Business Media. pp. 515-529.

17. Sharina, K.A. & Stenyakova, N.E. (2020) Fenomen virtual'noy identichnosti [The phenomenon of virtual identity]. VestnikPenzenskogogosudarstvennogo universiteta. 4(32). pp. 22-26.

18. Turkle, S. (1996) Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. London: Weidenfeld & Nicholson.

19. Merton, R.K. (1968) Social Theory and Social Structure. New York: The Free Press.

20. Córdoba, M. (2021) The Biological Turn on Personal Identity: The Role of Science as a Response to Children's Appropriation in Argentinian Dictatorship (1976-1983). Foundations of Science. 26. pp. 405-427. DOI: 10.1007/s10699-019-09628-1

21. Moffat, K.G. (2017) Biological Identity University of Warwick. Coventry, UK: Palgrave Macmillan. pp. 61-80.

22. Kroger, J. & Marcia, J.E. (2011) The identity statuses: Origins, meanings, and interpretations. In: Vignoles, V.L., Schwartz, S.J. & Luyckx, K. (eds) Handbook of Identity Theory and Research. New York, NY: Springer. pp. 31-53.

23. Ricoeur, P. (2008) Ya-sam kak drugoy [I Am Like Another]. Translated from French. Moscow: Izd-vo gumanitarnoy literatury.

24. McAdams, D.P. (2011) Narrative identity. In: Vignoles, V.L., Schwartz, S.J. & Luyckx, K. (eds) Handbook of Identity Theory and Research. New York, NY: Springer. pp. 99-115.

25. Haslam, S.A. & Ellemers, N. (2011) Identity Processes in Organizations In: Vignoles, V.L., Schwartz, S.J. & Luyckx, K. (eds) Handbook of Identity Theory and Research. New York, NY: Springer. pp. 715-744.

Сведения об авторе:

Юрченко Е.К. - ассистент кафедры философии Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Yurchenko E.K - teaching assistant at the Department of Philosophy, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.04.2024; одобрена после рецензирования 24.05.2024; принята к публикации 11.06.2024

The article was submitted 16.04.2024; approved after reviewing 24.05.2024; accepted for publication 11.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.