Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ДЕПРИВИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (КОНТЕКСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ)'

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ДЕПРИВИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (КОНТЕКСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
факторы депривированного поведения матери / депривированное материнство / ребенок с ограниченными возможностями здоровья / factors of deprived behavior of the mother / deprived motherhood / a child with disabilities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ворошнина Ольга Руховна

Становление родительства является сложным и одновременно тонким процессом. Наличие различных факторов, осложняющих становление материнства, обусловливает возникновение «депривированного материнства». Автором проанализированы те факторы, которые осложняют процесс становления материнства в условиях воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В статье описаны внутренние и внешние факторы депривированного поведения матери, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS DEPRIVILEGING BEHAVIOR OF MOTHERS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES (PSYCHOLOGICAL CONTEXT OF FAMILY HEALTH)

Becoming a parent is a complex and at the same time subtle process. The presence of various aggravating factors in the development of maternity raises «deprivileging motherhood». The author analyzes the factors that complicate the process of formation of motherhood in the conditions of education of a child with disabilities. The article describes the internal and external factors of deprivation behavior of a mother raising a child with OVZ.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ДЕПРИВИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (КОНТЕКСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ)»

УДК 159.922.76:37.015.32

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10206

Ворошнина Ольга Руховна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной

педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614000, г. Пермь, ул. Пермская, 65, (342) 215-19-61 (доб. 512) e-mail: Voroshnina3008@yandex. ru

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ДЕПРИВИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (КОНТЕКСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ)

Olga R. Voroshnina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of

Special Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 65, Permskaja, 614000, Perm, Russia, e-mail: Voroshnina3008@yandex.ru

INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS DEPRIVILEGING BEHAVIOR OF MOTHERS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES (PSYCHOLOGICAL CONTEXT OF FAMILY HEALTH)

Аннотация. Становление родительства является сложным и одновременно тонким процессом. Наличие различных факторов, осложняющих становление материнства, обусловливает возникновение «депривированного материнства». Автором проанализированы те факторы, которые осложняют процесс становления материнства в условиях воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В статье описаны внутренние и внешние факторы депривированного поведения матери, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: факторы депривированного поведения матери, депривированное материнство, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. Becoming a parent is a complex and at the same time subtle process. The presence of various aggravating factors in the development of maternity raises

© Ворошнина О.Р., 2019

«deprivileging motherhood». The author analyzes the factors that complicate the process of formation of motherhood in the conditions of education of a child with disabilities. The article describes the internal and external factors of deprivation behavior of a mother raising a child with OVZ.

Key words: factors of deprived behavior of the mother, deprived motherhood, a child with disabilities.

Проблема изучения психической депривации занимает значительное место среди зарубежных и отечественных психологических исследований. Особую актуальность среди них представляют работы, посвященные эмоциональной депривации. Влияние матери на психическое развитие ребенка -одна из проблем, которая исследовалась зарубежными и отечественными учеными. Нарушенный семейный фактор изучался в качестве одного из основных источников многих пограничных, в том числе психосоматических, нарушений у детей (Л.Л. Баз, Е.В. Иванова, Н.Я. Иванов, Н.А. Коваленко, М.В. Колоскова, А.Е. Личко, В.В. Николаева и др.). Функционирование системы «мать - дитя» в первые годы жизни ребенка приобретает особое значение. Искажение материнско -детских взаимоотношений может оказаться пусковым или осложняющим фактором психологических или психических расстройств в самом раннем детстве (О.В. Баженова, О.Ю. Дубовик, Ю.Б. Коваленко, Г.В. Козловская, М.В. Колоскова, Г.В. Скобло и др.).

Становление родительства является сложным и одновременно тонким процессом [1, 2]. Наличие различных факторов, осложняющих становление материнства, обусловливает возникновение «депривированного материнства».

Депривированное материнство - это широкое понятие, имеющее разнообразные варианты в зависимости от совокупности внешних и внутренних условий. Депривированное материнство - это материнство, которое возникает в условиях лишения или ограничения возможностей удовлетворения потребности матери в полноценном тактильном, зрительном, голосовом контакте со своим ребенком; в эмоциональном насыщении, в получении удовольствия от взаимодействия с ним. Депривированное материнство -материнство, реализующееся в условиях неполноценной эмоциональной связи между матерью и ребенком.

Нам представляется важным выделить и проанализировать те факторы, которые осложняют процесс становления материнства в условиях воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). На наш взгляд, многообразие факторов можно условно разделить на 2 группы. Первая группа - внутренние факторы становления материнства. Внутренние факторы -это те исходные условия (состояние здоровья, особенности личности, степень готовности к материнству и т.д.), которые сложились до беременности и которые женщина, решившая стать матерью, не в состоянии изменить объективно.

Проанализируем внутренние факторы, осложняющие процесс становления родительства (материнства). В психологической и медицинской

литературе представлены исследования, в которых изучаются личностные качества, типология беременных женщин (Ю.Н. Барашнев, 1996; Н.В. Рымашевский, В.М. Коваленко, А.Е. Волков, О.К. Труфанова, 1990; и др.).

Эти работы представляют интерес для психолога, так как в них сделана попытка изучить не только физиологический (что особенно характерно для медицинских работ), но и психологический аспект становления материнства на этапе беременности. Так, в работе Н.В. Рымашевского (1990) исследуются личностные особенности беременных женщин. Авторами выделены три группы беременных женщин: 1-я группа - с благоприятным течением беременности; 2-я группа - с поздним гестозом - токсикозом беременности (ПГБ); 3-я группа -с угрозой преждевременных родов (УПР). Для изучения личностных особенностей беременных женщин применялась методика многостороннего исследования личности - отечественный вариант адаптированного личностного опросника ММР1 (Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Р.В. Рожанец, 1976). Как показывают результаты исследования беременных женщин, у большинства обследованных второй (ПГБ) и третьей (УПР) групп при поступлении в отделение патологии беременности отмечались повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость, нарушение сна. В то же время при обследовании беременных второй группы (ПГБ) отмечались: выраженная трудность личностного контакта, неконформность, чрезмерная озабоченность собственным здоровьем, полное отрицание наличия патологии беременности, несговорчивость, упрямство, некритичность оценки реального соматического состояния. Беременные этой группы (ПГБ) обычно отрицают необходимость стационирования вследствие отсутствия у них патологии беременности. В то же время беременность приобретает у них характер сверхценности, сочетающейся с подозрительностью, настороженным, критическим, даже враждебным отношением к терапевтическим мероприятиям и медицинскому персоналу. При этом они стремятся рационалистически обосновать свое недоверие, не верят в успех лечения, что весьма затрудняет не только контакт с ними, но и сам процесс лечения.

Данные, полученные авторами при обследовании беременных женщин, могут быть интересны для выбора индивидуального психотерапевтического подхода, позволяют проследить качественные изменения личности беременных женщин в норме и при наличии соматических расстройств, позволят глубже оценить психологический смысл беременности, психологическую перестройку, происходящую в сознании беременной женщины.

В исследовании О.В. Баженовой и Г.В. Козловской, посвященном проблеме профилактики психической патологии в раннем возрасте, обозначаются те внутренние факторы, которые будут влиять на качество материнства, одним из которых является неготовность родителей к осуществлению родительской роли. Неготовность, по их мнению, может быть мотивационной, когда необходимость выполнять родительскую роль вступает в конкуренцию с определенными важными для родителей мотивами (например, профессионального роста) и приводит к психологическому конфликту,

разрешаемому не в пользу ребенка. Неготовность может быть когнитивной, когда в сфере сознания или самосознания родителей нет достаточно гибких, но вместе с тем и достаточно структурированных и четких представлений о родительской роли, о воспитании, об особенностях развивающегося ребенка или, напротив, в этих вопросах господствуют ригидные установки и представления. Неготовность к выполнению родительской роли может существовать и на поведенческом уровне, когда даже при мотивационной и когнитивной готовности отсутствуют элементарные навыки общения с маленькими детьми и ухода за ними. Родители не знают, как приласкать ребенка, поиграть, пообщаться с ним, как прижать его к себе, как рассердиться, как дать ребенку понять, что он любим (О.В. Баженова, Г.В. Козловская, 1993). Таким образом, авторы выделяют сформированность / несформированность мотивационной, когнитивной, поведенческой готовности к материнству и родительству как один из ведущих факторов профилактики отклонений психического развития ребенка раннего возраста, а также нормального или измененного хода становления родительства.

Следующим важным фактором, обеспечивающим нормальное, двустороннее функционирование системы «мать - дитя», можно считать психическое и физическое здоровье будущей и настоящей матери. Исследование М.В. Колосковой (1989) убедительно показывает, что матери, имеющие в семье родственников, больных депрессивным синдромом шизофрении, практически не в состоянии полноценно осуществлять свои материнские обязанности. Эти матери, особенно на этапе раннего родительства, обычно эмоционально холодны, не способны обеспечить полноценный тактильный, голосовой, зрительный, а главное эмоциональный контакт со своим младенцем, что приводит к становлению у него искаженного -тревожного или дискретно-активного - отношения к миру. К важным факторам, тормозящим становление материнства, относится послеродовая или постнатальная депрессия.

Соматическое состояние здоровья матери может быть достаточно выраженным фактором, влияющим на становление материнства. Прежде всего это неспособность женщины стать матерью вследствие разного рода соматических заболеваний, значительное число отклонений в состоянии соматического здоровья беременных, не позволяющих женщине психологически полноценно провести важнейший период, в котором закладывается тесная связь между ней и ее будущим ребенком, это значительное количество послеродовых осложнений у женщин, в результате которых мать не может нормально контактировать со своим ребенком вследствие ее госпитализации.

К важнейшим внутренним факторам нормального материнства относится и наличие успешного опыта предыдущих беременностей и рождений старших детей в семье. Матери, имеющие вторых младенцев, легче считывают и интерпретируют сигналы, подаваемые ребенком, становятся более компетентными в отношении своего второго малыша.

Наконец, очень важным внутренним фактором в становлении родительства можно считать полноценное прохождение разных возрастных стадий, в процессе которых и закладываются мотивационные основы материнства женщиной, имеющей или решившей иметь ребенка. В психологической литературе этому вопросу посвящено исследование Г.Г. Филипповой (1995). Автор представляет онтогенез мотивационных основ материнства, выделяя 5 основных этапов их становления. Раскроем эти этапы.

Первый этап - взаимодействие матери с ребенком в младенчестве. Важным в становлении материнства является то, что у младенца при условии положительной эмоциональной окраски развивается потребность в тактильном контакте и эмоциональном общении, которая затем переносится и актуализируется в разных сферах поведения: сексуальной, дружеской, родительской. Ранний опыт взаимодействия с матерью определяет в дальнейшем характер становления всех сфер поведения ребенка, в том числе и родительского поведения.

Второй этап - развитие мотивационных основ материнства в игре. В игре придается эмоциональное значение специфическим ключевым младенческим стимулам объектов: пропорциям тела, строению и эмоциональному выражению лица, которые моделируются в игрушках, атрибутике, адресованной ребенку взрослым. Кроме того, в сюжетно-ролевой игре опредмечиваются и развиваются эмоциональный компонент материнского поведения и его операционный состав. В игре моделируется конкретное отношение к матери и к младенцу, присущее данной культуре и данной среде.

Третий этап - няньчанье. Психологической сущностью этого этапа является опредмечивание тактильного контакта и эмоционального общения.

Четвертый этап - дифференциация мотивационных основ материнства в период полового созревания. В этот период происходит активное опредмечивание сексуальной сферы. При полноценном онтогенетическом развитии к моменту полового созревания сфера материнского поведения должна быть уже опредмечена.

Пятый этап - опыт собственных родов и общения с ребенком. Этап является решающим в развитии мотивационных основ материнства, так как именно здесь реализуется весь комплекс материнского поведения.

Таким образом, могут быть выделены следующие внутренние факторы, осложняющие и нарушающие процесс становления материнства:

- психическое и соматическое нездоровье матери или женщины, решившей иметь ребенка;

- психологическая неготовность родителей, особенно матери, к осуществлению родительской роли, которая включает в себя мотивационную, когнитивную, поведенческую готовность;

- отрицательный опыт взаимодействия будущих или настоящих матерей и отцов с собственными родителями, отсутствие теплого эмоционального контакта с ними;

- личностные особенности беременной женщины, качественные изменения личностного типа реагирования беременных женщин в зависимости от характера соматических расстройств;

- наличие неудачного опыта собственного материнства; нарушение в становлении мотивационных основ материнства в онтогенезе.

Наряду с внутренними можно выделить также внешние факторы, осложняющие становление родительства. Кратко их охарактеризуем.

Среди факторов, оказывающих негативное влияние на полноценное взаимодействие матери с младенцем, особенно распространенными являются: неполная семья, называемая в литературе «диадической»; конфликтные взаимоотношения матери с отцом ребенка; неудовлетворительные отношения матери с другими членами семьи (своими родителями, младшими сибсами, бабушками, дедушками и др.); развод во время беременности; протест мужа, близких родственников против сохранения беременности и рождения ребенка (Л.Л. Баз, О.В. Баженова, 1996; Л.Л. Баз, 1986; Е.И. Бедерова, О.В. Папсуева, 1995; В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Еникополов, 1994; О.Ю. Дубовик, 1994; М.Ю. Колпакова, 1997; О.А. Копыл, Л.Л. Баз, О.В. Баженова, 1994; и др.).

Первая группа внутрисемейных факторов обусловливается наличием / отсутствием конфликта в семье, в которой ожидается появление малыша или ребенок уже родился. Следующий внешний фактор развития отклонений в становлении материнства лежит собственно в нежеланной беременности. Ребенок, рожденный в таких условиях, скорее всего, будет «нежеланным» или «условно желанным», а материнство будет носить выраженный проблемный характер, связанный с борьбой мотивов. Еще один внешний фактор тесным образом связан с состоянием соматического здоровья новорожденного ребенка и может быть определен как изоляция, отрыв ребенка от матери сразу после рождения вследствие его тяжелого состояния, возникшего в процессе патологического течения родов и беременности.

К внешний факторам, осложняющим становление материнства, относится обстоятельство, которое также касается диады «мать - ребенок». Недоношенные младенцы, младенцы, имеющие нарушения развития, могут давать очень слабые сигналы, реагировать на ласку взрослого увеличением напряженности и отстранением от него. Дети не прижимаются ко взрослому, не принимают положения тела, удобного для удерживания ребенка на руках. Все эти проявления младенцев побуждают взрослых избегать контактов с ребенком, дающим слабую или отрицательную связь в ответ на их заботу. По мнению P. Trad (1990), родители в такой ситуации склонны интерпретировать «неконтактность» ребенка как отвержение. Наличие у ребенка сенсорных дефектов (зрительных, слуховых, двигательных), а также сниженной потребности в общении (аутичные дети) является важнейшим условием, затрудняющим реализацию потребности матери в полноценном эмоциональном контакте с ребенком. В этом случае поведение родителя оказывается дезориентированным и дезорганизованным, так как сигналы взрослого не принимаются, блокируются ребенком вследствие сенсорного

дефекта (М.К. Бардышевская, 1995; Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовик, 1992), вследствие отсутствия потребности в общении (Л.С. Печникова, 1997). Для таких родителей характерен «синдром растерянности», описанный Л.С. Печниковой в работе, посвященной становлению материнского отношения в условиях взаимодействия с аутичным ребенком. В связи с этим у родителей складываются неправильные установки на взаимодействие со своим ребенком: стимульные ограничения, накладываемые на этот процесс из соображений не перевозбудить слабого, больного малыша.

Чрезвычайно драматическим событием, осложняющим материнство, становится тяжелая болезнь ребенка. Понятно, что в таких условиях родители часто ощущают чувство вины по поводу того, что не имеют возможности дать ребенку все, что ему необходимо для полноценного развития. Чувство вины усугубляется еще и фактом осознания физических и психических недостатков своего ребенка.

Таким образом, можно выделить следующие внешние факторы, затрудняющие процесс становления материнства:

- неполная семья;

- нарушение внутрисемейных коммуникаций;

- отсутствие в обществе потребности создания социально привлекательного, значимого образа матери;

- нежеланная беременность;

- разлучение с ребенком непосредственно после рождения в связи с тяжелым соматическим состоянием ребенка;

- слабость сигналов, подаваемых младенцем матери, увеличение напряжения и отстранение недоношенного ребенка от взрослого при попытках вступить в контакт;

- выраженный сенсорный (двигательный, зрительный, слуховой) дефект у младенца; отсутствие у ребенка потребности в социальных контактах;

- наличие в семье тяжело больного ребенка.

Становление родительства является сложным и одновременно тонким, интимным процессом. Считается, что мать счастлива в родительстве даже на ранних этапах его становления, что мать компетентна в отношении своего младенца. Однако безусловным нам представляется факт, что процесс становления родительства у всех матерей различен. Наличие указанных факторов может существенно изменить или даже исказить материнство. Эти факторы по-разному будут влиять на характер отношения женщины к своему ребенку.

Список литературы

1. Ворошнина О.Р. Психическое развитие преждевременно родившихся детей младенческого возраста: теоретические и прикладные аспекты: моногр. -Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. - 99 с.

2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. - М.: НИИ Семьи, 1996. - 38 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.