Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.06.2012.
УДК 796.85
ВНУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ ПО МЕТОДИКЕ КИТАЙСКОГО ГЕНЕРАЛА ЦИ ЦЗИГУАНА (XVI В.)
Владимир Петрович Колесник, директор по развитию ООО "Северный спорт ",
Санкт-Петербург,
Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор, проректор по
научно-исследовательской работе,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, проректор по
учебной и научной работе,
Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии
Аннотация
Уникальная методика подготовки единоборцев существовала в армии Старого Китая. По отзывам очевидцев, сроки ускоренной массовой подготовки войск доходили до 3-10 суток. Об этой методике на рубеже XIX - XX веков упоминали в своих работах В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, В.М. Бехтерев и др. В частности В.М. Бехтерев объяснял механизм обучения китайских единоборцев суггестией, но высказанная идея не была проверена экспериментально. Видимо две мировых войны отложили эту задачу «на потом». Настоящее исследование, после векового перерыва, экспериментально подтверждает эту идею.
Эксперимент, проведенный нами, выявил весьма высокую эффективность внушающего воздействия средств методики генерала Ци Цзигуана на спортсменов-единоборцев. В эксперименте приняло участие три группы единоборцев: контрольная (33 чел), экспериментальная (37 чел) и группа, на которой проверялся так называемый эффект плацебо (21 чел), всего 91 испытуемый. Методика генерала Ци Цзигуана не потеряла своей актуальности и сегодня и может быть успешно использована в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев.
Ключевые слова: внушение, суггестия, единоборства, Ци Цзигуан, Старый Китай.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p73-76
SUGGESTION IN MARTIAL ARTS TRAINING BY THE METHOD OF CHINESE GENERAL QI JIGUANG (16TH CENTURY)
Vladimir Petrovich Kolesnik, the director of development LLC «Northern sport»,
St.-Petersburg,
Sergey Aleksandrovich Tsvetkov, the doctor of economic sciences, professor, vice-rector for
research work,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Igor Anatolievich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, vice-rector, St.-Petersburg Institute of Psychology and Acmeology
Annotation
A unique method of preparation of soldiers-fighters existed in the army of the Ancient China. According to eyewitnesses, the accelerated mass-country troops preparation reached 3-10 days. V.I. Lenin, L.N. Tolstoy, V.M. Behterev mentioned in their works this technique at the turn of the 19th and 20th centuries. In particular, V.M. Behterev explained the mechanism of study of Chinese fighters by suggestion, but the idea has not been verified experimentally. Apparently, two world wars put this task "for later". The present study, after a century break, confirms this idea by experiment.
The experiment, which has been carried out by us, has revealed rather high efficiency of inspiring influence of means of the technique of General Qi Jiguang on sportsmen-fighter. Three groups of fighters took part in experiment: control (33 persons), experimental (37 persons) and group on which the so-called effect placebo (21 persons) was checked; totally 91 examinees.
The technique of General Qi Jiguang has not lost the urgency for today and can be successfully used in training process of sportsmen-fighters.
Keywords: suggestion, martial arts, Ancient China, general Qi Jiguang.
Более ста лет назад научную общественность потрясли факты ускоренной массовой подготовки войск в Китае. [1-3]. Методик, позволявших в кратчайшие сроки готовить войска к боевым действиям, насчитывалось сотни, но центральной, вобравшей в себя весь предыдущий опыт военно-педагогической мысли и ставшей поистине основой всех восточноазиатских боевых искусств, следует назвать методику генерала Ци Цзигуана (1528-1587), описанной им в трактате «Новый сборник назидательных примеров» (Цзи сяо синь шу) [2,3]. Уникальная педагогическая технология генерала Ци Цзигуана, не имеющая аналогов в мире, до сих пор не нашла своего однозначного объяснения.
Сущность и содержание педагогической технологии Ци Цзигуана
Сущность технологии обучения Ци Цзигуана заключалась в переносе монастырской системы военно-физической и психологической подготовки войск в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной массовой подготовки воинов к выполнению задач по «укреплению тела, пресечению предательства и упрочению государства», как их обозначил сам Ци Цзигуан. В основу своей методики Ци Цзигуан положил древнюю концепцию подготовки единоборцев средствами психомоторных упражнений: произношением звуко-резонансных рядов, медитацией на символах и, естественно, физических упражнений в форме боевых приемов [2,3]. Технология обучения заключалась в последовательном выполнении 32-х приемов кулачного боя, каждый из которых предварялся чтением четверостишия и мысленным представлением символа. Прием и символ описывались в четверостишии.
Для единоборцев методика Ци Цзигуана структурно состоит из трех вложенных друг в друга «циклов»: первый цикл состоит из четырех видов боя; второй — из десяти (причем первые четыре — это первый цикл); третий из тридцати двух (причем первые десять видов рукопашного боя — это второй цикл). [2]
Вот краткая классификация видов единоборств по Ци Цзигуану [2]:
ПЕРВЫЙ ЦИКЛ: морально-психологическая и тактическая подготовка; блоки и удары руками; стойки, перемещения и удары ногами; блокировка руками ударов ногами.
ВТОРОЙ ЦИКЛ: кулачный бой и удары ногами; контратака; удары локтями; удары ребром ладони; броски и падения; маневры, спарринг.
ТРЕТИЙ ЦИКЛ: обманные удары; чувство ритма; спарринг по типу «сериндзи-кэмпо»; захваты и удержания по типу «цин-на»; удар ногами в прыжке; сметающие подсечки ногами типа «хвост дракона»; удары коленом с вращения бедром; приемы «отведения» типа «тайцзи-цюань»; бой на короткой дистанции типа «дуань-да»; удары ногами в бок; кулачный бой типа «кругового бокса» (нань-цюань); использование силы паховой области; психологическое воздействие на противника «сай- миндзюцу»; «Саньшоу-туйда тайцзи-цюань»; упор в тренировке на шлифовку излюбленных приемов; лоу-кики, удары рукой наотмашь; удары ногами с вращением в прыжках; удары локтями; толчки и отталкивания типа «тайцзи-цюань»; приемы руками типа «айкидо»; бой, спарринг, схватка.
Каждая ступень разучивалась в строго перечисленном порядке. Именно эта последовательность изучения приемов (видов) борьбы и повышала эффективность обучения воинов. [2,3].
Психофизиологические механизмы такой технологии можно гипотетически объяснить следующим образом: само четверостишие представляет собой специфический звуко-резонансный ряд, прослушивание которого возбуждает определенные центры нервной системы человека. Представление символов усиливает возбуждение. А выпол-
нение боевого приема, по принципу сегментарной иннервации, активизирует мотонейроны спинного мозга. Все возбудившиеся при выполнении одного психомоторного упражнения нервные центры представляют собой единый иннервационный комплекс. Последовательное выполнение 32-х приемов поочередно возбуждает 32 таких иннервационных комплекса. Эта последовательность совпадает с последовательностью вертикального проведения нервного импульса по спинному мозгу. Таким образом, в процессе тренировочных занятий отстраиваются не только «горизонтальные» связи сегмент-мышцы, но и «вертикальные» связи, куда включены все сегменты спинного мозга и большая группа ядер головного мозга.
Эксперимент, проведенный нами, выявил весьма высокую эффективность внушающего воздействия средств методики генерала Ци Цзигуана на спортсменов-единоборцев. В эксперименте приняло участие три группы единоборцев: контрольная (33 чел.), экспериментальная (37 чел) и группа, на которой проверялся так называемый эффект плацебо (21 чел); всего 91 испытуемый. В соответствии с таблицами 1-3 указаны некоторые основные результаты эксперимента.
Таблица 1
ПАРАМЕТР gr N ДО ПОСЛЕ
м ББ т 1 Р м ББ т 1 Р
Кол-во боев к 33 5,67 1,87 0,32 0,080 0,937 4,82 2,58 0,45 0,598 0,552
э 37 5,70 1,90 0,31 5,16 2,23 0,37
Кол-во побед к 33 2,94 1,58 0,28 0,583 0,562 2,97 1,94 0,34 2,007 0,049
э 37 3,19 1,96 0,32 3,89 1,90 0,31
Победы/бои к 33 0,54 0,27 0,05 0,612 0,543 0,62 0,30 0,05 2,010 0,048
э 37 0,59 0,30 0,05 0,75 0,23 0,04
НПУ к 33 6,85 2,37 0,41 1,468 0,147 6,88 2,39 0,42 2,274 0,026
э 37 6,03 2,30 0,38 8,03 1,82 0,30
Таблица 2
Сравнительные характеристики групп контрольной и плацебо
ПАРАМЕТР gr N ДО ПОСЛЕ
м ББ т 1 Р м ББ т 1 Р
Кол-во боев к 33 5,67 1,87 0,32 0,662 0,511 4,82 2,58 0,45 0,097 0,923
п 21 6,00 1,70 0,37 4,76 0,83 0,18
Кол-во побед к 33 2,94 1,58 0,28 0,077 0,939 2,97 1,94 0,34 0,349 0,728
п 21 2,90 1,64 0,36 2,81 0,98 0,21
Победы/бои к 33 0,54 0,27 0,05 0,505 0,616 0,62 0,30 0,05 0,187 0,853
п 21 0,51 0,27 0,06 0,61 0,23 0,05
НПУ к 33 6,85 2,37 0,41 0,978 0,333 6,88 2,39 0,42 0,104 0,918
п 21 6,24 2,00 0,44 6,81 2,38 0,52
Таблица 3
Сравнительные характеристики групп экспериментальной и плацебо
ПАРАМЕТР gr N ДО ПОСЛЕ
м ББ т 1 Р м ББ т 1 Р
Кол-во боев п 21 6,00 1,70 0,37 0,594 0,555 4,76 0,83 0,18 0,789 0,433
э 37 5,70 1,90 0,31 5,16 2,23 0,37
Кол-во побед п 21 2,90 1,64 0,36 0,563 0,576 2,81 0,98 0,21 2,430 0,018
э 37 3,19 1,96 0,32 3,89 1,90 0,31
Победы/бои п 21 0,51 0,27 0,06 1,007 0,318 0,61 0,23 0,05 2,272 0,027
э 37 0,59 0,30 0,05 0,75 0,23 0,04
НПУ п 21 6,24 2,00 0,44 0,351 0,727 6,81 2,38 0,52 2,188 0,033
э 37 6,03 2,30 0,38 8,03 1,82 0,30
Исследовалась также нервно-психическая устойчивость (НПУ). При этом НПУ коррелирует с коэффициентом успешности (победы/ количество боев) на довольно высоком уровне r = 0,68; p<0,01.
ВЫВОД
Методика генерала Ци Цзигуана не потеряла своей актуальности и сегодня и может быть успешно использована в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов, И. А. Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств / И.А. Воронов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 2-5.
2. Воронов, И.А. Секретные боевые искусства Старого Китая / И.А. Воронов. -СПб. : Б&К, 2000. - 324 с.
3. Воронов, И. А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств (историко-психологическое и экспериментальное исследование) : дис. ... д-ра психол. наук : 13.00.04 / Воронов Игорь Анатольевич. - СПб., 2005. - 481 с.
REFERENCES
1. Voronov, I. A. (2005), "Adaptation of the East Asian psychocorporal theory of the personality to domestic system of combat sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 2-5.
2. Voronov, I.A. (2000), Confidential martial arts of Old China of, publishing house B&K, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Voroniv Igor Anatoly evich, (2005), The East Asian psychocorporal theory of the personality in domestic system of combat sports: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.06.2012.
УДК 372.212
РАЗВИТИЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Александрович Мартынов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В тексте статьи представлены результаты изучения применения средств музыкальнодвигательного воспитания в коррекционной и оздоровительной работе с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития. Авторы статьи предлагают их использование в малых формах физического воспитания. В качестве критерия эффективности педагогического воздействия авторы рассматриваю параметры кардио-респираторной и нервно-мышечной системы детей. Результаты проведенных экспериментов указывают на положительную динамику в изучаемых характеристиках. К окончанию исследования у детей коррекционной экспериментальной группы улучшились показатели кардио-респираторной и мышечной системы.
Ключевые слова: дошкольник, задержка психического развития, морфофункциональные