Научная статья на тему 'Внимание педагогов к вопросам потребления табака среди школьников в зависимости от связи их деятельности с вопросами здоровья'

Внимание педагогов к вопросам потребления табака среди школьников в зависимости от связи их деятельности с вопросами здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учителя / школьники / табакокурение / профилактика / исследование / Teachers / Students / Tobacco use / Prevention / Research

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Г.Р. Сулейменова, М.М. Усатаев, Г.Е. Аимбетова, А.М. Индершиев

В статье представлены данные социологического исследования, включающие внимания педагогов к вопросам потребления табака среди школьников в зависимости от связи их деятельности с вопросами здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Г.Р. Сулейменова, М.М. Усатаев, Г.Е. Аимбетова, А.М. Индершиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTENTION OF TEACHERS TO THE ISSUES OF TOBACCO USE AMONG SCHOOLCHILDREN IN DEPENDING ON THEIR ACTIVITY WITH HEALTH ISSUES

The article presents the data of sociological research, including the attention of teachers to the issues of tobacco use among students depending on their activity with health issues.

Текст научной работы на тему «Внимание педагогов к вопросам потребления табака среди школьников в зависимости от связи их деятельности с вопросами здоровья»

УДК 613.84-053

Г.Р. СУЛЕЙМЕНОВА, М.М. УСАТАЕВ, Г.Е. АИМБЕТОВА, А.М. ИНДЕРШИЕВ

Алматинский Городской Центр формирования здорового образа жизни Институт общественного здравоохранения Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра «Политика и управление здравоохранением»

ВНИМАНИЕ ПЕДАГОГОВ К ВОПРОСАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВЯЗИ ИХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОПРОСАМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлены данные социологического исследования, включающие внимания педагогов к вопросам потребления табака среди школьников в зависимости от связи их деятельности с вопросами здоровья. Ключевые слова:учителя, школьники, табакокурение, профилактика, исследование

В 20-м веке табак стал причиной 100 миллионов случаев смерти. При сохранении нынешних тенденций в 21-м веке из-за него произойдет до одного миллиарда случаев смерти. Если не принять меры, к 2030 году число случаев смерти, связанных с табаком, превысит 8 миллионов в год. При сохранении нынешних темпов развития потребления табака в XXI столетии табак убьет около одного миллиарда людей. Нами был проведен анкетный опрос педагогических сотрудников общеобразовательных школ г.Алматы. Объем выборочной совокупности составил 186 педагогов. Для 29.6% педагогов, принявших участие в нашем исследовании, преподавание вопросов, связанных со здоровьем, являлось одной из главных обязанностей, которой они уделяли большое внимание. Иногда в рамках преподаваемой ими дисциплины занимались вопросами, связанными со здоровьем, 53.5% педагогов и, наконец, 16.9% опрошенных нами педагогов ответили в своих анкетах, что не сталкиваются с подобной практикой в своей работе.

Среди педагогов, выразивших сильную обеспокоенность курением подростков в районе их проживания и школе, превалировали лица, в чьи обязанности входит преподавание вопросов, связанных со здоровьем. Из этой группы педагогов 66.8% отметили такую степень обеспокоенности. Определенную степень беспокойства в этой же группе учителей выразили 29,2% респондентов.

Ответили, что совсем не обеспокоены курением подростков/молодежи в своем районе, школе или доме, 4,0% опрошенных лиц, в чьи обязанности входит преподавание вопросов, связанных со здоровьем.

В группе педагогов иногда занимающихся вопросами, связанными со здоровьем, доля респондентов, выразивших большую обеспокоенность курением подростков и молодежи в районе их проживания или в школе, составила 57.3%. Некоторую обеспокоенность курением подростков и молодежи выразили 34,7% этой группы учителей, принявших участие в нашем исследовании. Примерно, каждый двенадцатый (8,0%) педагог из группы учителей, чья деятельность иногда связана с вопросами здоровья, указали, что совсем не обеспокоены курением подростков/молодежи в своем районе, школе или доме. Наконец, среди тех респондентов, чья работа не связана с вопросами здоровья, выразили большую обеспокоенность курением подростков/молодежи в своем районе, школе или доме, 56,0% лиц. Еще 24,0% респондентов, входящих в эту группу указали, что немного обеспокоены со сложившейся ситуацией по курению среди подростков и молодежи. В то же время каждый пятый респондент, входящих в эту группу учителей, совсем не обеспокоен курением подростков/молодежи в своем районе, школе или доме (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Степень обеспокоенности респондентов курением подростков/молодежи в зависимости от связи

их деятельности с вопросами здоровья

С предложенным в исследовании утверждением, что табак вызывает физическую зависимость, согласились подавляющее число (83,9%) ответивших педагогов, чья работа тесно связана с вопросами здоровья. В какой-то степени согласились с этим утверждением еще 8,1%

педагогов. Напротив, выразили свое несогласие 4,3% ответивших респондентов, а 3,7% педагогов, принявших участие в нашем исследовании, затруднились с ответом на этот вопрос.

Для респондентов, которые указали, что вопросы, связанные со здоровьем, не являются основной их обязанностью, но присутствуют в их работе, было получено следующее распределение ответов на вопрос о физической зависимости к табаку. Полностью согласны с тем, что табак вызывает физическую зависимость, 65,5% респондентов указанной группы. В какой-то степени согласны с возникновением при курении физической зависимости к табаку еще 12,7% респондентов этой группы. Свое несогласие с тем, что табак вызывает физическую зависимость, выразили в своих ответах 20,0% опрошенных педагогов, в чьих обязанностях вопросы, связанные со здоровьем, не стоят на первом месте. Затруднились с ответом 1,8% респондентов из этой группы. Согласны с тем, что табак вызывает физическую зависимость, 74,0% (62,0% согласны полностью и 12,0% согласны в какой-то степени) респондентов, которые указали, что вопросы, связанные со здоровьем, не входят в круг их рабочих функций. Пятая часть (20,0%) респондентов из этой группы выразили свое несогласие с тем, что табак вызывает физическую зависимость. Затруднились ответить на этот вопрос 6,0% педагогов указанной группы. Можно заметить, что доли респондентов, согласных с тем, что табак вызывает физическую зависимость, становятся меньше в зависимости от того, насколько вопросы, связанные со здоровьем, присутствуют в обязанностях респондентов этих групп.

Педагоги, указавшие, что вопросы, связанные со здоровьем, тесно сопряжены с выполняемыми ими функциями, в 92,5% ответах указали, что поддерживают необходимость того, чтобы работники учебных организаций проходили специальную подготовку для того, чтобы объяснять учащимся, как воспрепятствовать началу своего курения. Не видят в этом необходимости 6,2% респондентов указанной группы, а еще 1,3% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.

Для респондентов, указавших, что вопросы, связанные со здоровьем, не являются основной их обязанностью, но присутствуют в их работе, получено следующее распределение ответов. Согласны с тем, что работники учебных организаций должны проходить специальную подготовку для того, чтобы объяснять учащимся, как воспрепятствовать началу своего курения, 85,4% респондентов этой группы. Им возражают 12,8% коллег по профессии и по группе. Затруднения с ответом испытали 1,8% респондентов.

То же распределение для опрошенных лиц, указавших, что вопросы, связанные со здоровьем, не входят в круг их рабочих функций, было следующим. Поддержали мнение, что работники учебных организаций должны проходить специальную подготовку для того, чтобы объяснять учащимся, как воспрепятствовать началу своего курения, 76,0% опрошенных педагогов из этой группы. На другом полюсе мнений расположились 10,0% их коллег по группе. Наконец, 14,0% респондентов указанной группы затруднились с ответом на этот вопрос.

Респонденты, указавшие, что вопросы, связанные со здоровьем, тесно сопряжены с выполняемыми ими функциями, в 90,1% случаях поддержали мнение, что учебная организация должна вести политику, запрещающую курение среди ее работников. Не видят в этом необходимости 7,4% респондентов указанной группы, а еще 2,5% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос. Для опрошенных педагогов, указавших, что вопросы, связанные со здоровьем, не являются основной их обязанностью, но присутствуют в их работе, получено

следующее распределение ответов. Согласны с тем, что учебная организация должна вести политику, запрещающую курение среди ее работников, 87,3% респондентов этой группы. Им возражают 12,8% коллег по группе. Распределение ответов для опрошенных лиц, указавших, что вопросы, связанные со здоровьем, не входят в круг их рабочих функций, было следующим. Считают, что учебная организация должна вести политику, запрещающую курение среди ее работников, 76,0% опрошенных педагогов из этой группы. На противоположной стороне расположились 16,0% их коллег по группе. Затруднились с ответом на этот вопрос 8,0% респондентов группы. Среди опрошенной группы педагогов, чья работа тесно связана с вопросами здоровья, свое согласие с необходимостью поднятия цены на табачные изделия выразили 90,1% респондентов. Несогласных среди этой группы было 9,8%, а затруднились ответить 0,1% респондентов из этой группы.

В группе принявших участие в нашем исследовании педагогов, иногда занимающихся вопросами, связанными со здоровьем, поддержали необходимость поднятия цены на табачные изделия 83,7 % респондентов. Им оппонировали 12,7% коллег из этой же группы. Затруднились ответить на этот вопрос оставшиеся 3,6% респондентов из этой группы. Наконец, среди опрошенных педагогов, которые указали, что их работа не связана с вопросами здоровья поддержку необходимости поднятия цены на табачные изделия выразили 64,0% респондентов. Им возражали 32,0% их согруппников, а оставшиеся 4,0% лиц этой группы затруднились с ответом на этот вопрос.

Респонденты, чьи выполняемые функции тесно сопряжены с вопросами, связанными со здоровьем, в 91,4% ответах указали, что за последние 12 месяцев предпринимали действия по формированию у учащихся навыков общения, которые могли бы помочь школьникам избежать курения, например, способность, выразить свой отказ от курения, и в 80,2% ответах отметили, что проводили обсуждения и объясняли учащимся, как можно противостоять давлению сверстников, подталкивающих к курению. Среди опрошенных респондентов, указавших, что вопросы, связанные со здоровьем, не являются основной их обязанностью, 89,1% лиц за последние 12 месяцев предпринимали действия по формированию у учащихся навыков общения, которые могли бы помочь школьникам избежать курения, например, способность, выразить свой отказ от курения. Проводили обсуждения и объясняли учащимся, как можно противостоять давлению сверстников, подталкивающих к курению 80,0% респондентов указанной группы.

Распределение ответов для опрошенных лиц, указавших, что вопросы, связанные со здоровьем, не входят в круг их рабочих функций, было следующим. За последние 12 месяцев предпринимали действия по формированию у учащихся навыков общения, которые могли бы помочь школьникам избежать курения, например, способность, выразить свой отказ от курения 76,0% опрошенных педагогов этой группы. Проводили за последние 12 месяцев обсуждения и объясняли учащимся, как можно противостоять давлению сверстников, подталкивающих к курению 74,0% респондентов указанной группы. Полученные в результате опроса данные показывают вовлеченность педагогов в профилактику и контроль потребления табака у школьников, при этом обнаружена зависимость степень этой вовлеченности в зависимости от того, насколько вопросы преподавания связаны с вопросами здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

9 Филатов А.Т., Андрух Г.П. Психотерапия никотинизма// Учебное пособие. - М.: 1977. - 18 с.

10 Counselors' Knowledge of the Adoption of Tobacco Cessation Medications in Substance Abuse Treatment Programs. Tanja C. Rothrauff PhD and Lillian T. Eby PhD Article first published online: 12 NOV 2010, DOI: 10.1111/j.1521-0391.2010.00095.x.

11 Тулегалиева А.Г., Баттакова Ж.Е., Мукашева С.Б., Шумилина Л.Н. Организация деятельности антитабачных центров в Казахстане.- Алматы: 2013. - 38 с.

12 Асимов М.А., Мадалиева С.Х., КожамжароваК.О. и др. Метод личностно-ориентированной индивидуальной и групповой психотерапии: «Самосовладание по Асимову». - Алматы: 2012. - 193 с.

¥ЗТАЗДАРДЫЦ ЦЫЗМЕТШЩ ДЕНСАУЛЬЩ С¥РАЦТАРЫНА ЦАТЫСУЫНА БАЙЛАНЫСТЫ ОЦУШЫЛАР АРАСЫНДА ТЕМЕК1Н1

Т¥ТЫНУ БОЙЫНША С¥РАЦТАРFА ДЕГЕН НАЗАРЫ

Тушн: Бул макалада узтаздардыц кызметшщ денсаулык сурактарына катысуына байланысты окушылар арасында темегаш тутыну бойынша сурактарга деген назарын зерттеу юретш элеуметтш зерттеудщ мэл1меттер1 керсетшген ТYЙiндi свздер: мугал1мдер, окушылар, темею шегу, алдын алу, зерттеу

THE ATTENTION OF TEACHERS TO THE ISSUES OF TOBACCO USE AMONG SCHOOLCHILDREN IN DEPENDING

ON THEIR ACTIVITY WITH HEALTH ISSUES

Resume: The article presents the data of sociological research, including the attention of teachers to the issues of tobacco use among students depending on their activity with health issues. Keywords: Teachers, Students, Tobacco use, Prevention, Research

УДК 615.03.9:615.80/.87

У.М. ДАТХАЕВ, К.Д. ШЕРТАЕВА, А.Р. ШОПАБАЕВА, О.В. БЛИНОВА, А.А. СУЛТАНБЕКОВ, Г.Ж. УМУРЗАХОВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННЫМ В УСЛОВИЯХ ЧС

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В условиях возрастания числа чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в Республике Казахстан актуальным является совершенствования фармацевтической помощи пораженным в условиях ЧС. В связи с этим авторами разработан алгоритм проведения научных исследований и рассмотрены их отдельные этапы.

Введение.

В последнее время в связи с увеличением числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, экономика многих стран столкнулась с решением проблем по их ликвидации [1].

Республика Казахстан является одним из регионов, в котором сосредоточены производственные объекты, являющиеся потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций, в первую очередь нефтеперерабатывающее производство, нефтяные и газовые магистральные трубопроводы, другие крупные промышленные производства, которые могут привести к крупным авариям и катастрофам. Кроме того, стихийные бедствия природного характера (наводнения, землетрясения, сели, пожары и т.д.),

частота которых в последнее время возросла, также наносят огромный, ущерб здоровью людей.

Такие чрезвычайные ситуации могут приводить к человеческим жертвам и массовым поражениям травматического, химического, психического характера[2]. Основная часть.

Нами разработан алгоритм научных исследований, являющийся методикой наших исследований (Рисунок 1). Как видно из рисунка 1, алгоритм условно представлен в виде цепи последовательно связанных между собой элементов, отражающих сущность каждого этапа. В процессе научных исследований мы планируем получить определенные результаты (Рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.