Научная статья на тему 'Внимание: Интернет!'

Внимание: Интернет! Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1318
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ / КИБЕРУГРОЗА / УХАЖИВАНИЕ / ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / SAFE INTERNET / CYBER THREAT / TAKING CARE / HOT LINE / SOCIAL NETWORKS / MEDIALITERACY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданова Д. А., Федосеев А. А.

В последние годы проблема Интернет-безопасности детей стоит очень остро. Исследованиями в этой области и выработкой практических мер по обеспечению детской Интернет-безопасности активно занимаются ученые, педагоги и эксперты как за рубежом, так и в России. Анализу текущей ситуации и предпринимаемых мер посвящена эта работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attention: Internet!

In recent years the problem of children Internet safety has become very serious. Scientists, teachers, experts from both Russia and other countries are working hard to develop Internet-safety practical measures. This publication is dedicated to current situation analysis and measures taken

Текст научной работы на тему «Внимание: Интернет!»

УДК 004.316.772.4, ВАК 05.13.17, РИНЦ 20.01.04

ВНИМАНИЕ: ИНТЕРНЕТ !

Д. А. Богданова, к. п. н., научн. сотр. Тел.:(901) 534-89-32; E-mail:d.a.bogdanova@mail.ru А. А. Федосеев, к. т. н., вед. научн. сотр. Тел.:(985) 764-03-89; E-mail: a.fedoseev@utinet.ru Институт проблем информатики Российской академии наук

http://www.ipiran.ru

In recent years the problem of children Internet safety has become very serious. Scientists, teachers, experts from both Russia and other countries are working hard to develop Internet-safety practical measures. This publication is dedicated to current situation analysis and measures taken

В последние годы проблема Интернет-безопасности детей стоит очень остро. Исследованиями в этой области и выработкой практических мер по обеспечению детской Интернет-безопасности активно занимаются ученые, педагоги и эксперты как за рубежом, так и в России. Анализу текущей ситуации и предпринимаемых мер посвящена эта работа.

Keywords: safe Internet, cyber bulling, grooming, hot line, social networks, medialiteracy.

Keywords: safe Internet, cyber threat, taking care, hot line, social networks, medialiteracy

Методы и средства информатики, проникшие во все отрасли деятельности, развиваются столь быстро, что человечество с запаздыванием реагирует на возникающие при этом потенциальные угрозы. «Широкомасштабная информатизация общества обнажает многие проблемы в сфере информационной безопасности, в том числе и в пользовании Интернетом» [1]. Внедрение платформы WEB 2.0 существенно расширило возможности для обучения, творчества и социального общения, способствовало появлению и росту значительного числа социальных сетей. Это обстоятельство естественным образом привлекло к Интернету новых пользователей, в первую очередь, детей.

По данным OFCOM (Office of Communications - независимый регулирующий антимонопольный орган Великобритании в отрасли связи) 2008 года, 99% детей в Великобритании в возрасте 8-17 лет пользуются Интернетом, а по данным CHILDWISE (крупнейшая благотворительная организация, занимающаяся защитой детей от насилия в Австралии, Азии и странах Тихоокеанского бассейна) 2008 года, 90% детей в Австралии от 5 до 16 лет имеют компьютеры дома. При этом только 58% бездетных семей в Великобритании имеют дома компьютеры. По данным OFCOM, телевидение остается доминирующим медиа для детей 5-15 лет, но использование и важность Интернета возрастают со временем, в среднем до 12-14 часов в неделю. По данным РБК, около 87% российских школьников пользуются Интернетом. В крупных городах этот показатель, естественно, выше. Сейчас для многих молодых людей Интернет - это способ обучения, а Интернет и мобильный телефон -средство общения со сверстниками вне школы. Многие подростки настольно привязаны к технологиям, что отключение на некоторое время создает у них ощущение оторванности от общественной жизни. Но, к сожалению, Интернет является и источником опасности. Как в любой иной сфере жизни, дети и подростки в Интернете более уязвимы - могут невольно оказаться в сложной ситуации, пользуясь Интернетом. Более того, сами того не подозревая, они могут оказаться втянутыми в недопустимые, а порой и противозаконные вещи. Обзору и анализу ситуации с решением проблемы безопасного Интернета в России и ряде зарубежных стран посвящается эта статья.

Классификация Интернет-угроз

Национальные организации, занимающиеся вопросами защиты детей от исходящих от Интернета угроз, классифицируют возможные проблемы: запугивание, заигрывание, безопасность личной информации, ненадлежащий контент, кибербезопасность, нарушение авторских прав и Интернет-зависимость.

Запугивание (bullying). Может возникать как в процессе общения между учащимися одной школы, так и с внешними контактами. Угрозы могут быть адресованы и учителям, и родителям, могут исходить от коллег, родителей или самих учащихся. В силу подвижности и ранимости психики дети, подвергшиеся угрозам, могут испытывать эмоциональные, психологические проблемы или проблемы с обучением.

Заигрывание (grooming). Часто дети заводят себе в сети друзей, с которыми общаются в чатах, социальных сетях, блогах, на игровых сайтах. Среди таких новых «знакомых», бывает, оказываются те, кто не всегда преследует невинные цели, обманным путем завоевывая интерес и расположение ребенка. Иногда сами дети могут выдавать себя один за другого и пользоваться этим для киберугроз.

Безопасность личной информации. Личные данные в случае ненадлежащего обращения могут попасть в чужие руки и быть использованы в преступных целях. Иногда это может нанести ущерб и семье, и школе, и компьютерной репутации учащегося в его «сообществе».

Ненадлежащий контент. Дети могут получить доступ к сайтам, содержащим сцены насилия, возможно, реальные, произошедшие во время военных действий, преступлений или несчастных случаев. Сайты могут содержать материалы сексуального характера - от фотографий с предложениями до детской порнографии. Сайты также могут носить экстремистский характер и распространяться различными группировками в целях вербовки новых членов. Причем, дети могут попасть на подобные сайты случайно, в результате ошибочного набора адреса.

Кибербезопасность. Как правило, школьные сети находятся в ведении IT-специалистов, способных минимизировать ожидаемые внешние риски для каждого школьного компьютера. Однако источником опасности могут стать сами учащиеся или преподаватели, которые, например, открывают почту с вложениями, не предприняв соответствующих мер безопасности.

Нарушение авторских прав. Из Интернета скачиваются тексты, музыка, фильмы. И это, зачастую, происходит с нарушением авторских прав. Плагиат расширяется.

Интернет-зависимость часто негативно отражается на успехах в учебе, а иногда и на социальном поведении учащихся.

Кибербезопасность, е-безопасность, безопасный Интернет, безопасность онлайн - вот перечень терминов, обозначающих в разных странах проблему, возникшую в последнее десятилетие в связи с работой детей в Интернете.

Предпринятые шаги на примере некоторых зарубежных стран и России

Для того чтобы защитить учащихся и школьные сети, специалистами Великобритании разработан целый ряд технологических мер, включая файеруоллы, антивирусные программы, системы фильтрации и трассирования. В Великобритании, например, выбор того или иного средства из множества предложений зачастую определяется размером школы и ее бюджетом [2]. Региональные образовательные власти оказывают консультационную помощь в решении проблемы выбора, а иногда принимают общее решение для всего подведомственного региона.

Британское Агентство BECTA (Британское правительственное агентство по коммуникациям и технологиям http://www. becta. org. uk) разработало и предлагает обширную программу, позволяющую каждой школе квалифицированно и осознанно решать вопросы организации ки-бербезопасности. Эта программа содержит целый ряд технических, функциональных требований и стандартов, требований к качеству обслуживания, способствующих поддержке и развитию национальной образовательной сети, а также рекомендации для работников системы образования разного уровня, начиная от директора школы до представителя полиции, работающего в школе, а также для родителей. Эти рекомендации рассылаются по школам и размещены на сайте. Следует отметить, что программа была разработана в 2003 году, но постоянно дорабатывается и изменяется в соответствии с развитием технологий. Краеугольным камнем программы является право каждой школы, ее учащихся и учителей на безопасный Интернет и требования по его реализации.

Однако только чисто технические меры не могут решить проблему создания безопасной информационно-коммуникационной среды в школе. Дети могут принести в школу любое из широкого спектра производимых ныне портативных телекоммуникационных устройств, даю-

щих им независимый доступ, в том числе - к недопустимым материалам. Как правило, в большинстве школ учащимся не разрешается использование коммуникационных устройств, принесенных извне. Чтобы выработать сознательное отношение детей к мерам безопасности, предпринимаемым в школе, и повысить уровень их ответственности, BECTA рекомендует привлекать самих учащихся к разработке мер школьной безопасности. Помимо BECTA проблемой безопасности детей в Интернете занимаются и другие организации. Среди них CEOP (Центр онлайн защиты детей от эксплуатации и сексуального надругательства, http://www.ceop.gov.uk), Childnet International (Некоммерческая организация, помогающая сделать Интернет безопасным местом общения детей, http://www.childnet-int.org). Кроме сайта Агентства BECTA в Великобритании существует целый ряд сайтов, посвященных вопросам безопасности, например: http://www. bullying. co.uk, http://www. thinkuknow.co. uk, http://www.direct.gov.uk, http://www.getsa feonline.org.

OFSTED (Управление по стандартам образования Великобритании http://www.ofsted. gov.uk) считает: «Хорошая школа встраивает вопросы безопасности в процесс обучения так, что учащиеся сами со всей ответственностью осознают, как соблюдать меры собственной безопасности. Школа занимает активную позицию и сотрудничает с ключевыми структурами, чтобы снизить риск нанесения возможного вреда детям» [3]. В тех школах, где охрану осуществляет офицер полиции SBO (School based officer), он принимает активное участие в разбирательстве в случаях, если есть подозрение, что кто-то из учеников имел отрицательный опыт, связанный с Интернетом. Подобные расследования проводятся с достаточной степенью деликатности.

В Австралии в 2006 году была создана Ассоциация Интернет-индустрии (IIA), объединяющая компании отрасли. Ассоциация создала свой собственный портал http://www.iia.net.au, посвященный кибербезопасности. Помимо информации чисто технологического свойства (о разновидностях фильтрации и фильтрах, которые можно установить, о возможностях для родителей программно регулировать пользование детей компьютером и т. п.), на сайте содержится внушительный список организаций и сайтов, куда следует обратиться с возникшей проблемой, а также список адресов, куда можно обратиться с жалобой. Портал также поддерживает раздел «Вопрос-ответ», где можно проконсультироваться по возникшей проблеме, связанной с темой кибербезопасности.

Во всех учебных заведениях Австралии, специализирующихся на обучении информационным технологиям, введены в программу обучения курсы по Интернет-безопасности. Начиная с 2009 года в старших классах начальной школы каждую неделю на протяжении учебного года в реальном времени проводится онлайн игра «КиберСмарт Детективы», в которой дети коллективно расследуют и обсуждают проблемы по теме Интернет-безопасности [22]. Правительственная организация, регулирующая в Австралии связь и средства массовой информации (AC-MA), поддерживает собственный сайт CYBERSMART http://www.cybersmart.gov.au, который, помимо советов и рекомендаций для учителей, является еще и «горячей линией» для учителей и учащихся. Ссылка на этот сайт приведена на всех образовательных порталах для школ Австралии, а на некоторых - и Новой Зеландии.

В России в июне 2009 года был принят в первом чтении законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [4]. В проекте был использован европейский опыт обеспечения информационной безопасности в СМИ.

9 февраля 2010 года, в Международный день безопасного Интернета, в Москве впервые прошел Форум Безопасного Интернета. (Для справки: международный день безопасного Интернета проводится в мире ежегодно во второй вторник второго месяца.) Его организаторами выступили Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и Оргкомитет Года Безопасного Интернета в России. В состав Оргкомитета вошел целый ряд организаций: Ассоциация RE-LARN, Фонд «Дружественный Рунет», Фонд Развития Интернета и др. В рамках Года было проведено несколько конкурсов: на лучший рекламный ролик, лучший плакат о безопасном Интернете, а также конкурс для детей младшего возраста «Интернешка». На Форуме состоялось подведение итогов Российского Года безопасного Интернета и награждение победителей. Была предложена и принята Декларация «За безопасность детей и молодежи в Интернете». За это время Россия стала членом (пока еще не полноправным) международной ассоциации INHOPE, созданной в 1999 году в рамках Плана Безопасного Интернета, разработанного Евросоюзом. Ассоциация объединяет горячие линии Интернета по всему миру, https://www.inhope.org/. Фонд Дружественный Рунет является одной из двух компаний, представляющих Россию в этой организации. «Главной целью Фонда является содействие развитию

сети Интернет как безопасной среды, дружественной ко всем пользователям», http://www.friendlyrunet.ru. Одним из проектов Фонда стала «Горячая Линия» по приему сообщений о детской порнографии в Интернете. Она заработала в начале этого года. На сайте Фонда появились советы по безопасной работе в сети Интернет для школьников, их родителей и учителей.

По роду своей работы авторы часто посещают зарубежные образовательные порталы. И на каждом из них присутствует информация о национальной горячей линии. Ни на одном из российских образовательных порталов информации о «Горячей Линии» пока что нет.

В российских школах начали устанавливаться фильтры, позволяющие отсекать нежелательные материалы, которые могут попасть на школьные компьютеры из Интернета.

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) при поддержке компании Майкрософт разработала программу повышения квалификации «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернете», разработала курс по компьютерной безопасности для школ [5]. Курс ориентирован на широкий круг специалистов - от директоров школ до педагогов дополнительного образования детей. Программа состоит из шести отдельных модулей, которые могут изучаться в различной последовательности:

1. Психическое и физическое здоровье детей при работе за компьютером.

2. Социальные, эмоциональные и личностные аспекты занятий детей на компьютере.

3. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации.

4. Безопасность детей в Интернете.

5. Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.

6. Компьютерные вирусы и средства защиты.

В 2009 году программа прошла апробацию в восьми региональных центрах Майкрософт. В апреле 2009 года компанией Майкрософт совместно с АПКиППРО был проведен Всероссийский онлайн урок «Безопасность детей в Интернете», к которому подключились около 500 школ. Авторы присутствовали на открытом уроке по «Безопасности детей в Интернете». Курс в значительной степени посвящен способам защиты личных данных и защите компьютеров от вирусов и программ-шпионов. Следует признать, что при всей полезности курса, в условиях, когда разнообразные базы личных данных наших граждан размещены в Интернете, продаются на рынках, его ценность существенно снижается. Да и независимо от текущей ситуации, по мнению авторов, в курс следовало бы включить практические советы о том, как поступать детям, учителям или родителям в той или иной ситуации.

Интересную программу «Чистый Интернет» ведет вот уже в течение ряда лет Центр образовательной информации Петроградского района Санкт-Петербурга, www.cleaninternet.ru. Общественная программа «Чистый Интернет» задумана как зонтичный бренд для проектов, связанных с информационной безопасностью пользователей Интернета (прежде всего детей и подростков) и формированием цивилизованной и толерантной информационной среды в Российском сегменте сети Интернет. Программа ставит своей целью содействие формированию российского сегмента сети Интернет как среды цивилизованного социально-информационного взаимодействия. В настоящий момент в рамках в рамках курса школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» сотрудниками центра разработан целый ряд уроков по Интернет-безопасности для детей в возрасте от 12 лет.

Очень интересен, с точки зрения дидактики, проект для детей, родителей и учителей начальной школы - сайт Nachalka.com , где ненавязчиво, помогая и советуя, учат детей работать в сети, дают советы родителям. Вот, например, в разделе «мастерская» детям предлагают поделиться своими умениями, но при этом говорят, чего не надо делать: «размещать свои портреты крупным планом; размещать любые изображения, которые созданы не вами; перепубликовы-вать инструкции, которые уже размещены на других сайтах. Это первые шаги соблюдения правил работы в Интернете. Очень точное правило использовано в качестве «головного» в разделе для родителей о безопасном Интернете: «Фильтр должен быть в голове».

Обзор проводимых исследований

За время Года безопасного Интернета сотрудниками Фонда Развития Интернета было инициировано масштабное анкетирование педагогов, школьников разных классов и их родителей по вопросам безопасного Интернета. Анкетирование было проведено Ассоциацией КЕ-

LARN весной 2009 года. На 90 вопросов анкеты ответили 4338 учащихся старших классов городских и сельских школ из 18 регионов России [6]. (Тот, кто когда-нибудь занимался анкетированием, может себе представить, что это такое - получить ответ на 90 вопросов одной анкеты, не говоря о 4338 анкетах.)

Практически у всех детей, принявших участие в исследовании, в школах есть Интернет. Чаще всего школьники выходят в Интернет 1-2 раза в неделю и проводят там 2-3 часа (45% опрошенных детей). Больше пятой части опрошенных подростков пользуются Интернетом каждый день, часть из них (37%) проводит там 10-20 минут, а некоторые (8%) - по 5-10 часов». Из ответов детей следует, что большая часть родителей (68%) позволяют детям пользоваться Интернетом без ограничений. И только 16% родителей устанавливают ограничения по времени и посещаемым сайтам. При этом любопытный факт: 7% родителей ответили, что просят освобождать телефонную линию в определенные промежутки дня. Это говорит о том, что подключение к Интернету у них происходит по телефонной линии. Ответы родителей показали, что 28% из них не устанавливают никаких ограничений на пользование Интернетом, 32% устанавливают ограничения на пользование компьютером (помимо Интернета) и 28% устанавливают ограничения на пользование Интернетом. 58% родителей ответили, что их дети знают, как надо поступить в случае, если ситуация с Интернетом заставляет их чувствовать себя неловко. К сожалению, авторы не приводят статистики по детским ответам на этот же вопрос, если таковой в принципе задавался.

Исследования показали, что в России дети настроены к Интернету позитивно.

Многочисленные исследования проводились специалистами в Великобритании по изучению влияния на детей медиатехнологий, компьютерных игр и Интернета. В частности, в 2007 году масштабное исследование провел Лондонский Институт образования [7], дополнив качественное исследование, проводившееся ранее OFCOM, обращая основное внимание на отрицательные стороны Интернета. Исследования проводились в рамках проекта Тани Байрон (Tanya Byron - известный в Великобритании детский психолог. Ее книги в переводе можно найти и в наших книжных магазинах).

По просьбе Премьер-министра Великобритании Гордона Брауна Таня Байрон провела исследование среди детей и их родителей по изучению влияния компьютерных игр и Интернета на детей, отношения к этому родителей и выработке рекомендаций по дальнейшим действиям [8].

Исследование должно было ответить на следующие вопросы:

1. Какие возможности и какую пользу дают видеоигры и Интернет детям, молодежи, их семьям и экономике.

2. Каковы возможные риски, связанные с безопасностью, существуют для детей при выходах в Интернет и использовании видеоигр, и как родители оценивают эти риски.

3. Насколько дети и родители понимают, готовы ли они к этим рискам и какую помощь они могут получить в критической ситуации.

4. Что возможно изменить для того, чтобы помочь родителям и детям снизить эти риски, и какие существуют pro- и contra- различных подходов к решению проблемы. Помимо опросов, проводившихся в Великобритании упомянутой выше группой авторов, были сформированы фокусные группы, которые включали детей разного школьного возраста, с разной степенью интенсивности пользующихся Интернетом, мальчиков и девочек, жителей крупных городов и деревенских жителей, из семей, имеющих по одному и более детей, родителей, имеющих разный уровень компьютерной грамотности. Интервью проводились индивидуально и в группах: из детей одного пола, смешанных группах, отдельно с родителями, смешанных группах родителей с детьми.

Больше половины британских родителей (61%) [8] настроены к Интернету позитивно, т.к. дети не проводят время на улице, их проще держать под присмотром. Родителей гораздо больше беспокоят видеоигры. Причем, родители, имеющие более одного ребенка, спокойнее относятся к выходам в Интернет младшего ребенка. Старшие дети, как правило, учат младших пользоваться Интернетом, рекомендуют сайты для посещения и осуществляют строгий контроль. Родители девочек более пристрастно относятся к возможным опасностям в Интернете, чем родители мальчиков. Основные беспокойства, высказанные британскими родителями, связанные с Интернетом, заключаются в том, что дети не вырабатывают реальных исследовательских умений поиска, лишь вырабатывают навыки «копировать-вставить». Родителей беспокоит

отсутствие уверенности в корректности размещенной в Интернете информации. Они также переживают, что дети слишком много времени проводят за компьютером. Что касается угроз и запугиваний через Интернет, родители (в их число входят и те, кто имели отрицательный опыт испытания угрозами) считают, что подобные вещи имели место и ранее, только это происходило оффлайн. Еще одно беспокойство, высказанное родителями, состоит в том, что дети перестали учить правила, учить грамматику, уровень грамотности резко снизился, поскольку компьютерные программы проверяют ошибки за детей, но это беспокойство скорее можно отнести к использованию компьютера, оно не связано с Интернетом. Что касается защиты личных данных, все родители ответили, что неоднократно объясняли детям возможные риски такого поведения. «Сегодня беседовали с дочерью о ее новой Интернет-знакомой. Я спросил, ты назвала ей только свое имя? Нет, я дала имя и фамилию. Надеюсь, адреса своего не дала? Нет, пусть она вначале даст свой. Страшно...» [8] Тем не менее, 57% родителей не знают, где получить информацию, чтобы защитить ребенка. 40% родителей не знают, куда пожаловаться в случае, если ребенку попал ненадлежащий материал. При этом 3% родителей выразили сомнение, что они вообще станут жаловаться. Из тех, кто будет, 30% обратятся в полицию, 14% пожалуются провайдеру, 11% обратятся непосредственно на сайт.

Сравнительный анализ российского анкетирования и исследования Тани Байрон обнаружили такой отрадный факт, что в России процент родителей, знающих современные технологии и риски, связанные с ними, несколько выше, чем в Великобритании.

16% из опрошенных британских детей возраста 8-17 лет признали, что им попадался неподобающий материал, и только 12% родителей сказали о своих детях то же самое. Если сравнить приведенные показатели с результатами опросов «UK Children Go Online», проведенных в 2005 году [9], 8% детей, которые посещают Интернет еженедельно, получали почту неподобающего содержания, и только 6% детей, сказали об этом родителям или учителю. Эти цифры иллюстрируют, во-первых, существующую тенденцию, а, во-вторых, подтверждают важность вовлеченности педагогов и родителей в использование Интернета детьми.

Интересен тот факт, что 70% детей Великобритании попадали на ненадлежащие материалы из дома. Поэтому кажется очевидной необходимость домашнего регулирования доступа детей в Интернет. Однако вводимые в семьях ограничения на пользование Интернетом зачастую решаются детьми очень просто: дети едут в какое-нибудь удаленное от дома Интернет-кафе и выходят в сеть оттуда. При этом стал очевиден значительный технологический разрыв между поколениями - дети знают об Интернете и умеют гораздо больше, чем их родители, несмотря на то, что некоторые британские дети признали, что испытывают затруднения при пользовании программой поиска. Почти половина опрошенных родителей (47%) считают, что их дети гораздо более опытные в работе с Интернетом, чем они сами, и это особенно справедливо для родителей детей старшего школьного возраста: 61% родителей детей 12-17 лет. Только четверть родителей считали себя достаточно компетентными для того, чтобы контролировать своих детей онлайн [8].

По мнению некоторых исследователей, меры технологического порядка в виде ограничений на посещение сайтов особой направленности дома и в школах пока не доказали свою эффективность. Так, например, [10] считает, что компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, зарабатывают в последнее время значительные суммы на эксплуатации беспокойства школ и родителей по поводу возможного доступа к сайтам с ненадлежащим содержанием. Устанавливаемые фильтры, как правило, работают ненадежно, а определения, что является ненадлежащим содержанием, - очень ограниченными. Школьники говорят, что они могут обойти фильтры, равно как и прямые методы учительского контроля и цензуры и, действительно, довольно изобретательно делают это. Некоторые учащиеся даже хвастают, что могут по-хакерски добраться и до содержимого учительских компьютеров. Ограниченные возможности защиты с помощью фильтров признали и горячие сторонники такой защиты, тем не менее поддерживающие идею необходимости фильтрации. По мнению исследователей, существует также опасность, что жесткие запретительные меры могут привести к тому, что учащиеся перестанут пользоваться Интернетом в школе, переведя все общение домой, и это может иметь особые последствия для восстановления атмосферы социального взаимодействия, толерантности и глобального взаимопонимания [11]. Дети переносят свои занятия домой. Как правило, вся цифровая техника находится у ребенка в спальне - это и компьютер, и игровые приставки, и веб-камеры. Детская спальня превращается в современный мультимедийный центр.

\

Реалии сегодняшнего дня

Возникший сравнительно новый феномен, включающий социальные сети, блоги, форумы, сетевые сообщества, социальные миры, онлайновые игры, является частью современной молодежной культуры [12]. Вопрос существования собственной веб-страницы означает принадлежность к сообществу «соплеменников», идентифицикацию самого себя как часть более широкого сообщества, позволяет общаться, поддерживать свой публичный имидж и создавать группу «друзей». Российские дети проводят время и в «Моем мире», и «В Контакте» и в других сетях. При этом среда общения в этих сетях совершенно разнородная. Диалог, который авторы прочитали в цитатнике Рунета, вызывает улыбку, но реально отражает ситуацию, когда в сети под прозвищами и «аватарами» могут скрываться люди не обязательно одного возраста или общего круга интересов, http://www.bash.org.ru:

ketti: Привет!!!!!!!!!!!! Давай знакомится!!!

Lord: Привет. Давай. Тебе сколько лет?

ketti: 12. А тебе?

Lord: Ммммм. 30. Мама симпатичная?

Молодые люди часто считают социальные сети местом для игр, часто сообщают ложную информацию или совместно создают одну персональную страницу. Возможно потому, что их сетевое сообщество является существенной частью многих молодежных культур, они несколько обособлены от младших детей и от взрослых и поэтому они не рассматривают свои онлайновые занятия как публичные. Простота обмена информацией и глобальная доступность сетей привела к появлению новой онлайновой культуры, базирующейся на традиционных умениях -грамотность, исследование, критический анализ. Исследователи [12] называют одиннадцать новых умений, связанных с онлайновой социальной средой. Среди них - коллективный разум, оценка, многозадачность и переговоры.

В отношении новых форм онлайнового общения весьма существенна проблема транспа-рантности. Например, учащиеся старших классов одной из московских школ создали свой собственный форум, на котором, помимо других вопросов, обсуждались и учителя школы. Мнения порой высказывались самые нелицеприятные. Регистрация на форум была селективная. Заместитель Директора школы по воспитательной работе смогла получить регистрацию на форум, обойдя каким-то образом установленные препоны. Придя в ужас от прочитанного, она устроила в школе большое разбирательство: детей и их родителей вызывали к директору школы. Оценка педагогических методов упомянутого выше учителя школы не является предметом данной статьи, однако сам случай является наглядной иллюстрацией опасности, существующей для детей. На месте заместителя директора мог оказаться и некто с криминальными намерениями, и более изощренный психолог.

Существующая ситуация с копированием, обменом файлами остро ставит вопрос защиты авторского права. Дети используют программное обеспечение, не снабженное лицензией Creative Commons (некоммерческая корпорация, которая ставит своей задачей помочь людям делиться своими разработками и опираться на работу других, в соответствии с нормами авторского права), создают свои форумы, сайты. Крупные корпорации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, непрерывно занимаются поисками нелегального использования своего продукта в сети.

Такие приложения, как BitTorrent, Gnutella, BearShare и Limewire, позволяют пользователям обмениваться файлами напрямую. (Это отличает их от YouTube и Flikr, где доступ к файлам осуществляется через центральный сайт.) При обмене файлами соединение происходит напрямую между домашними компьютерами пользователей. Параллельно с обменом видео, исследования [7] говорят о том, обмен файлами напрямую имеет тесную связь с музыкальным пиратством. Не говоря о возможных в этом случае судебных исках, очевидны еще две возникающие проблемы. Первая проблема связана с безопасностью компьютера, вторая - с безопасностью личных данных, хранящихся на компьютере.

Хотелось бы отметить и еще один аспект - регулирование контента. Речь идет о том, чтобы минимизировать или не допускать появление в детских сетях игр или других занятий, ставящих их в оппозицию по отношению к родителям. Так, например, на российском детском развлекательном сайте TVIDI, http://tvidi.ru была размещена игра под названием «Осторожно, взрослые!». Смысл игры состоял в том, чтобы, управляя кнопками движения, играющий помог ребенку убежать из дома, минуя многочисленных родственников, которые пытаются его то по-

целовать, то дать кусочек торта. По мнению авторов, ни название игры, ни ее идея не способствуют формированию позитивного отношения к старшим членам семьи.

Помимо перечисленных выше проблем, связанных с Интернетом, родителей также беспокоит значительный объем рекламы, размещаемой в молодежных социальных сетях.

Проблема медиаграмотности

Отдельные компании создают свои собственные социальные сети в попытке захватить молодежь, пользующуюся этими сетями. Эти сети часто вынуждают молодых людей к взаимодействию, предлагая вступить или в клуб друзей или стать фанатом. Система увеличения продаж компании за счет «Приведи друга - получишь баллы или получишь что-то бесплатно» имеет очень широкое распространение. Кроме этого, компании присылают рекламу детям в виде письма от друга, который рекомендует купить ту или иную вещь. По мнению психологов, дети не в состоянии объективно анализировать рекламу, тем более, если она размещается на популярных сайтах. Социальные сети, такие, как MySpace, Facebook and Bebo, наиболее популярны среди подростков Великобритании. Новые виды рекламных коммуникационных технологий способны сопоставлять действия отдельных пользователей через множество веб-сайтов и могут получать доступ к «спискам друзей» для целей рекламы.

В 2007 году Социальная сеть Facebook запустила новый рекламный проект Beacon, который был частью рекламной системы этой сети. Beacon посылал данные с внешних сайтов на Facebook, якобы, для целей создания целенаправленной рекламы с тем, чтобы пользователи могли делить свои занятия с друзьями. Некоторые занятия на партнерских сайтах были опубликованы на News Feed - новый вид персональной страницы (home page). Когда пользователь присоединялся к Facebook, он сам создавал свою собственную персональную страницу. С запуском News Feed автоматически генерировалась другая страница, включавшая списки друзей пользователя, их занятия, содержала информацию об их днях рождения и т.д. Beacon был запущен 6 ноября 2007 года совместно с 44 партнерскими сайтами. 20 ноября 2007 года началась гражданская акция о нарушении права частной жизни. В результате была подана петиция [13] с требованием, чтобы Facebook не публиковал информацию о занятиях пользователей без их разрешения. Менее чем через 10 дней к акции присоединилось 50000 участников. Они обратились в суд с иском, и в декабре 2009 года эта услуга была закрыта. Facebook была вынуждена перейти на иной режим работы: если раньше услуга поставлялась пользователю по умолчанию, и, чтобы отменить ее, он должен был поставить галочку в соответствующем окошке. Теперь услуга может быть оказана только, если пользователь поставит галочку в окошке, выражающем согласие. По умолчанию услуга больше не оказывается (не навязывается). Быть может, чтобы не наступать на те же грабли, имеет смысл и в нашей стране принять закон, запрещающий или ограничивающий распространение рекламы в детских и молодежных социальных сетях.

Сложившаяся ситуация ставит вопрос о том, как защитить детей и взрослых. Это предполагает обучение взрослых для того, чтобы они могли разговаривать с детьми на тему онлайн безопасности и понимать, какие шаги следует предпринять для минимизации онлайновых рисков для детей. Более того, надо помочь детям развить навыки и умения настолько, чтобы они научились спокойно и безопасно «плавать» в этих быстро текущих онлайн водах.

Достигнуть этой цели можно, обучив их медиаграмотности. Очевидно, что медиаграмот-ность является составной частью Интернет-безопасности. OFCOM определяет медиаграмот-ность как способность получать доступ, понимать, общаться в самых разных контекстах ('the ability to access, understand and create communications in a variety of contexts') [14]. До некоторой степени медиаграмотность можно определить как способность находить и использовать медиа для целей общения, критического анализа, оценок и суждений, а также для самовыражения. По мнению [8], медиаграмотность в идеале - это партнерство между правительством, медиаинду-стрией, учителями, родителями и детьми. Поэтому продвижение медиаграмотности - это анализ и работа с некоторыми видами общественного неравенства или цифрового разделения. Здесь имеется в виду, что люди не могут пользоваться Интернетом, например, потому, что не умеют работать с компьютером, или они недостаточно образованны, или они плохо знают язык страны, в которой живут, или слишком бедны. Но речь идет не только о цифровом разделении, но и также и о делении в отношении к некоторым цифровым медиа.

Как в Великобритании, так и за ее пределами медиаграмотность стала одним из аспектов культурной политики и, в конце концов, станет столь же необходимым знанием, как математика или физика [15]. В 2003 году за OFCOM законодательно была закреплена ответственность за

поддержку исследований, образовательную и сетевую деятельность. BBC, Channel 4 и ряд других компаний объединились под общим флагом и разработали Устав медиаграмотности. Тем временем Евросоюз создал экспертную группу по медиаграмотности. ЮНЕСКО объявило о новой политике в области медиаграмотности, и в 2007 году прошел Конгресс Юнеско, посвященный этой проблеме. Это является наглядным подтверждением роста на международном уровне интереса к проблемам медиаграмотности и выработки по этому вопросу политических решений.

Безусловно, эти решения не ставят своей задачей контролировать содержание традиционных СМИ. Речь идет об обучении потребителей, о рисках, которые влечет за собой использование новых цифровых медиа, а также изучение причин, почему молодежь намеренно выбирает именно эти медиа. И, наконец, важно подчеркнуть, что медиаграмотность не является альтернативой регулирования, как об этом иногда принято говорить. Более медиаграмотные взрослые и дети не обязательно защищены от влияния медиа. Первоначальная задача медиаграмотности не в том, чтобы снизить влияние медиа, так же как умение читать и писать не ставит задачей снизить влияние книг. Скорее, это попытка научить детей принимать более осознанные решения самостоятельно - и в результате, получать максимум пользы из того, что им предлагается. Поэтому меры ограничительного или запретительного характера должны непременно сопровождаться и образовательными, в том числе медиаобразовательными, развитием информационной грамотности и культуры Интернет-пользователей.

В России также существует Экспертный Совет по медиаграмотности. В [16] говорится о том, что в России обучают медиаграмотности на протяжении последних 20 лет. Это удивительно, поскольку 20 лет назад Интернета в России еще не было, еще не было платформы WEB 2.0, сделавшей возможным появление современных цифровых медиа. Именнно они и дали толчок созданию международных экспертных групп по медиаграмотности. Вызывает удивление тот факт, что Интернет приравнивают к существующим СМИ, перечисляя его в списке, как правило, последним [16]. В контексте же современных медиа речь должна идти о Живых Журналах -Блогах, Личных страницах, Форумах, Досках объявлений и т. п. Другим примером современного медиа может служить международно-популярный Портал YouTube.

Обзор принимаемых мер

Многие считают, что Интернет слишком дисперсен для того, чтобы правительства могли его контролировать. Однако исследования [8] говорят о том, что подавляющее большинство пользователей посещает сравнительно небольшое число сайтов. Поэтому задачу правительства можно упростить, минимизируя количество неподобающего материала на популярных сайтах. Целесообразность такого подхода подтверждает и австралийский подход. В 2009 году четыре крупнейших австралийских провайдера Интернет-услуг, обслуживающих более 80% всех пользователей в Австралии (Telstra, Optus, iiNet и Primus), объединили свои усилия с целью помочь правительству обеспечить кибербезопасность детей и, помимо мер технологического и организационного характера, снизить количество ненадлежащего материала. Было профинансировано дополнительно 91 рабочее место для онлайновых офицеров полиции. Принято решение о том, чтобы:

1. Владельцы сайтов, поддерживающих блоги и форумы, убирали неподобающие или просто вредоносные материалы, размещаемые на их сайтах.

2. Дети и родители информировали держателей сайтов о неподобающих материалах, если они их обнаружили.

3. Провайдеры блокировали доступ к материалам противозаконного свойства, как, например, издевательство над детьми.

4. Родители устанавливали фильтры, блокирующие прохождение неподобающих материалов.

5. Сайты обучали, как оставаться в безопасности, находясь на виду.

6. Родители беседовали с детьми, а дети беседовали об Интернет-безопасности со своими братьями и сестрами.

По мнению сенатора и министра связи Австралии Конроя, только совместной постоянной работой можно обеспечить безопасность семей и детей онлайн [17].

На основании проведенных в Великобритании исследований, в конце 2008 года Британскому Парламенту был представлен доклад и предложен целый ряд мер по обеспечению кибер-безопасности детей [18]. На уровне школ эти меры предполагают расширение дней безопасно-

сти, проводимых в школах, до недель безопасности. К участию в этих мероприятиях обязательно должны привлекаться родители. Школы должны не реже раза в год самостоятельно проводить анализ собственной безопасности, используя пособие - форму, разработанную BECTA. Контроль за соблюдением в школе надлежащих мер безопасности возлагается на OFSTED.

На правительственном уровне для борьбы с потенциально опасной для детей информацией в Интернете и компьютерных играх, а также для снижения вероятности ознакомления с ней детской аудитории были приняты следующие меры [19]:

1. Создан Британский совет по Интернет-безопасности детей (UK Council for Child Internet Safety).

2. Сайты, публикующие информацию (видео, фотографии и так далее), полученную от пользователей (user-generated content), должны выработать четкие и ясные условия ее публикации и требования к содержимому и публиковать эти правила таким образом, чтобы пользователю было как можно сложнее не заметить их, или не ознакомиться с ними досконально.

3. Персонал упомянутых сайтов должен просматривать всю поступающую от пользователей информацию перед тем, как она станет общедоступной. Рекомендуется разработка стандартов для Интернет-индустрии, регламентирующих зазор во времени между поступлением информации и ее публикацией.

4. Сайты, обеспечивающие социальное взаимодействие (социальные сети), и сайты с информацией, размещаемой пользователями, должны содержать не только средства, позволяющие пользователям жаловаться модераторам на размещаемую другими пользователями информацию, но и механизмы для информирования стражей порядка напрямую.

5. Предлагается расширить список типов запрещенной к публикации информации. Британскому совету по Интернет-безопасности детей рекомендовано провести консультации с британским Министерством юстиции на предмет разъяснения мер, которые могут предприниматься согласно закону о помощи в самоубийстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Саморегулирующимся Интернет-компаниям рекомендуется выработать (или уточнить имеющиеся) стандарты (в отношении информации) в соответствии с рекомендациями Совета по Интернет-безопасности детей для обеспечения большей прозрачности и контроля со стороны общества.

7. Все функции по контролю за Интернет-контентом должны быть сосредоточены в одном государственном органе (в данный момент в Великобритании множество ведомств имеет по данному вопросу свое мнение и свой интерес).

Предложения были одобрены и приняты. Британский Совет по безопасности детей создан и активно работает. В 2011 году в английских школах начнется в рамках учебной программы обучение кибербезопасности детей от 5 лет.

Очень хотелось бы, чтобы и в наших школах началась работа с родителями по безопасному Интернету, хотя бы одно родительское собрание в год.

Заключение

Рассмотренные в статье материалы говорят об актуальности проблемы и о мерах, предпринимаемых правительствами разных стран для ее решения. Эффективность принятых в Великобритании мер пока не доказана. Очевидно одно - проблемой занимаются на самом высоком государственном уровне. Работы по контролю исполнения принятых решений возложены на самостоятельную организацию с целью нивелирования ведомственных интересов вовлеченных в решение проблемы структур. Хотя целый ряд шагов уже сделан, хочется надеяться, что в нашей стране тоже будет принята соответствующая законодательная база и будут созданы структуры, обеспечивающие комплексное обеспечение кибербезопасности для детей.

Литература

1. Соколов И. А., Колин К. К. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности // Информационное общество. -2009. - Вып. 4-5. - С. - 98-106.

2. Developing an e-safety policy BECTA. URL: http://schools.becta.org.uk/index.php? section=is&catcode=ss_to_es_pp_02 (дата обращения 10.03.10).

3. Safety and Security on the London Grid for Learning. URL: http://cms.lgfl.net/web/lgfl/ 365 (дата обращения 26.02.10).

4. От академика до школьника. Интервью с заместителем министра связи и массовых коммуникаций России Алексеем Солдатовым //Дети в информационном обществе. - 2010. - № 2. - С. 6-10.

5. Горбунова Л., Сорокина Е. Выбор учителей // Дети в информационном обществе. - 2010. - № 3. - С. 64-65.

6. Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы //Дети в информационном обществе - 2010. - № 2 - С. 36-43.

7. The Impact of the Media on Children and Young People with a particular focus on computer games and the internet. Buckingham D. and others. Centre for the Study of Children, Youth and Media, Institute of Education, University of London, December 2007, P. 77. URL: http://www.dcsf.gov.uk/byronreview/pdfs/Buckingham Impact of Media Literature Review for the Byron Review.pdf (Дата обращения 26.02.10)

8. Safer Children in a Digital World: the report of the Byron Revie, URL: http://www.dcsf.gov.uk /byronreview (Дата обращения 26.02.10).

9. London school of economics and political studies URL: http://www.lse.ac.uk (Дата обращения 26.02.10).

10.Freschett J. Royal Holloway University of London - New political communication Unit. URL: http://www.newpolcom.rhul.ac.uk (Дата обращения 26.02.10).

11.Dombrowski S. C., Gischlar K. L., Durs T Safeguarding young people from cyber pornography and cyber sexual predation: a major dilemma of the internet // Child Abuse Revue. - 2007. - Vol. 16. - Iss. 3. - P. 153 - 170. URL: http://www3.interscience.wiley.com/journal/114278475/issue (Дата обращения 26.02.10)

12.EU Kids Go Online: Comparing Children's Online Activities and Risks across Europe/ Hasebrink, U. and others URL: http://www.eukidsonline.net (Дата обращения 09.03.10).

13.Petition: Facebook, stop invading my privacy! (Facebook group). URL: http://www.facebook.com /group .php?gid=5930262681

14.Ofcom: What is media literacy? URL: http://www.ofcom.org.uk/advice/media_literacy/ of_med_lit/whatis/ (Дата обращения 07.03.10).

15.Montgomery K. Generation Digital: Politics, Commerce and Childhood in the Age of the Internet Cambridge// - MA: MIT Press// - 2007. - 347 p.

16.Федоров А., Новикова А. Свое суждение иметь// Дети в информационном обществе. - 2010. -№3. - С. 70- 74.

17.New Cybersmart website provides gateway to online safety resources. ACMA media release 86/2009 -13 July. URL: http://www.acma.gov.au/WEB/STANDARD/pc=PC_311800.

18.The Byron Review Action Plan. Product details. URL: http://publications.dcsf.gov.uk/ default.aspx?PageFunction=productdetails&PageMode=publications&ProductId=DCSF-00521-2008& (Дата обращения 07.03.10).

19.Британский парламент исследовал угрозы, которые представляют для детей информация в Интернете и компьютерные игры. Пресс-служба МОО «Информация для всех». Сообщение для СМИ от 04.09.08. URL: http://www.ifap.ru/pr/2008/080904a.htm (Дата обращения 07.02.10).

ДАЙДЖЕСТ

План реализации Стратегии развития информационного общества

План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года Утвержден решением заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13 февраля 2010 года Пр-357.

Основные направления плана:

1. Формирование национальной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности на ее основе населению на территории страны современных инфокоммуникаци-онных услуг.

2. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения.

4. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

5. Использование информационно-коммуникационных технологий в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения.

6. Формирование в Российской Федерации электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.