Научная статья на тему 'Внесудебное урегулирование налоговых споров в сша. Программа налогового компромисса (Offer in compromise (OIC))'

Внесудебное урегулирование налоговых споров в сша. Программа налогового компромисса (Offer in compromise (OIC)) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ПРОГРАММА НАЛОГОВОГО КОМПРОМИССА / СЛУЖБА ВНУТРЕННИХ ДОХОДОВ / СИСТЕМА ДИСКРИМИНАНТНЫХ ФУНКЦИЙ (DIF) / ДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ НЕСОГЛАСОВАННОГО ДОХОДА / СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ВОЗВРАЩАЕМЫХ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьева Юлия Александровна

Уплата налогов в силу различных социальных, политических, правовых аспектов всегда вызывает множество разногласий. Количество споров, по оспариванию решений налоговых органов, достаточно высоко во всем мире. Однако если рассматривать страны англосаксонской системы права количество судебных налоговых дел значительно ниже, чем в России. В чем причина такого поведения налогоплательщиков. Безусловно причина и в высокой налоговой дисциплине граждан, и в жесткой карательной административной налоговой системе, и всеобъемлющем финансовом контроле, но дело не только в этом. Необходимо учитывать развитую систему внесудебного урегулирования налоговых споров характерную для США и Великобритании, позволяющую не доводя дела до судебного разбирательства разрешать сложные спорные ситуации. Целью представленного исследования является анализ процедуры аудита налоговых органов США и программы налогового компромисса (Offer in Compromise (OIC)). Автором используется совокупность философских, общенаучных, частнонаучных методов познания теоретического и эмпирического материала. В ходе настоящего исследования применялся диалектико-материалистический метод, позволяющий изучить нормы, регламентирующие деятельность налоговых органов при осуществлении процедур налогового контроля и внесудебного урегулирования споров в их взаимосвязи, взаимозависимости, противоречивости с учетом всесторонности и объективности в исследовании. Для проведения комплексного исследования проблемных вопросов в работе используются общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция, системный) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический, технико-юридический, социальное моделирование исследований) методы познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRETRIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES IN THE UNITED STATES. TAX COMPROMISE PROGRAM (OFFER IN COMPROMISE (OIC))

Paying taxes due to different social, political, legal aspects always causes a lot of controversy. The number of disputes, challenging the decisions of tax authorities, is quite high worldwide. However, if we consider the countries of the Anglo-Saxon legal system, the number of court tax cases is significantly lower than in Russia. What is the reason for this behavior of taxpayers. Certainly, the reason is in the high tax discipline of citizens, and in the tough punitive administrative tax system, and comprehensive financial control, but this is not the only thing. It is necessary to take into account the developed system of out-of-court settlement of tax disputes characteristic of the United States and Great Britain, which allows it to resolve complex disputes without bringing the case to court proceedings. The purpose of the presented study is to analyze the audit procedures of the US tax authorities and the program of tax compromise (Offer in Compromise (OIC)). The author uses a set of philosophical, general scientific, private scientific methods of knowledge of theoretical and empirical material. In the course of this study, a dialectical materialist method was used to study the rules governing the activities of tax authorities in the implementation of tax control procedures and out-of-court settlement of disputes in their relationship, interdependence, contradiction, taking into account comprehensiveness and objectivity in the study. To conduct a comprehensive study of problematic issues, general scientific (analysis, synthesis, deduction, induction, systemic) and private scientific (comparative legal, formal legal, technical legal, social modeling of research) methods of cognition are used in the work.

Текст научной работы на тему «Внесудебное урегулирование налоговых споров в сша. Программа налогового компромисса (Offer in compromise (OIC))»

10.2. ВНЕСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В США. ПРОГРАММА НАЛОГОВОГО КОМПРОМИССА (OFFER IN COMPROMISE (OIC))1

Артемьева Юлия Александровна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Место работы: Юридический институт РУДН

kafedra_ gtp@mail. ru

Аннотация: уплата налогов в силу различных социальных, политических, правовых аспектов всегда вызывает множество разногласий. Количество споров, по оспариванию решений налоговых органов, достаточно высоко во всем мире. Однако если рассматривать страны англосаксонской системы права количество судебных налоговых дел значительно ниже, чем в России. В чем причина такого поведения налогоплательщиков. Безусловно причина и в высокой налоговой дисциплине граждан, и в жесткой карательной административной налоговой системе, и всеобъемлющем финансовом контроле, но дело не только в этом. Необходимо учитывать развитую систему внесудебного урегулирования налоговых споров характерную для США и Великобритании, позволяющую не доводя дела до судебного разбирательства разрешать сложные спорные ситуации. Целью представленного исследования является анализ процедуры аудита налоговых органов США и программы налогового компромисса (Offer in Compromise (OIC)).

Автором используется совокупность философских, общенаучных, частнонаучных методов познания теоретического и эмпирического материала. В ходе настоящего исследования применялся диалектико-материалистический метод, позволяющий изучить нормы, регламентирующие деятельность налоговых органов при осуществлении процедур налогового контроля и внесудебного урегулирования споров в их взаимосвязи, взаимозависимости, противоречивости с учетом всесторонности и объективности в исследовании. Для проведения комплексного исследования проблемных вопросов в работе используются общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция, системный) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический, технико-юридический, социальное моделирование исследований) методы познания.

Ключевые слова: налоговый аудит, налоговые проверки, программа налогового компромисса, служба внутренних доходов, система дискриминантных функций (DIF), дискриминационная функция несогласованного дохода, система обработки возвращаемых данных.

PRETRIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES IN THE UNITED STATES. TAX COMPROMISE PROGRAM (OFFER IN COMPROMISE (OIC))

Artemyeva Yulia A., PhD, Professor of Civil Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law Work place: the Law Institute of the RUDN University

kafedra_gtp@mail.ru

Annotation: Paying taxes due to different social, political, legal aspects always causes a lot of controversy. The number of disputes, challenging the decisions of tax authorities, is quite high worldwide. However, if we consider the countries of the Anglo-Saxon legal system, the number of court tax cases is significantly lower than in Russia. What is the reason for this behavior of taxpayers. Certainly, the reason is in the high tax discipline of citizens, and in the tough punitive administrative tax system, and comprehensive financial control, but this is not the only thing. It is necessary to take into account the developed system of out-of-court settlement of tax disputes characteristic of the United States and Great Britain, which allows it to resolve complex disputes without bringing the case to court proceedings. The purpose of the presented study is to analyze the audit procedures of the US tax authorities and the program of tax compromise (Offer in Compromise (OIC)).

The author uses a set of philosophical, general scientific, private scientific methods of knowledge of theoretical and empirical material. In the course of this study, a dialectical materialist method was used to study the rules governing the activities of tax authorities in the implementation of tax control procedures and out-of-court settlement of disputes in their relationship, interdependence, contradiction, taking into account comprehensiveness and objectivity in the study. To conduct a comprehensive study of problematic issues, general scientific (analysis, synthesis, deduction, induction, systemic) and private scientific (comparative legal, formal legal, technical legal, social modeling of research) methods of cognition are used in the work.

Keywords: tax audit, tax audits, tax compromise program, the Internal Revenue Service, Discriminant Function System (DIF), Discriminant Function System, Return Data Processing System IRP.

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 «а» (научный руководитель д.ю.н. профессор Фролова Е.Е.)

The reported study was funded by RFBR according to the research project №17-03-00093 <«». (E.E. Frolova)

Артемьева Ю. А.

ВНЕСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В США. ПРОГРАММА НАЛОГОВОГО КОМПРОМИССА (OFFER IN COMPROMISE (OIC))

Споры о правомерности начисления налогов являются актуальной проблемой не только в России, но и других зарубежных странах. Так в США по примерным оценкам разногласия по уплате федеральных налогов затрагивают не менее 1,6 миллионов граждан. Спорные суммы доначисленных налогов по мнению Службы внутренних доходов (IRS, далее Служба) составляют более 31,7 млрд дол. США .[5] Действующее законодательство США предусматривает возможность преследования налогоплательщиков в рамках уголовных или гражданских процессов. При этом взыскание недоимок, штрафов в гражданском процессе не исключают возможности привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности. Сложность уголовного процесса и особенности доказывания по налоговым делам вынуждают налоговую службу США чаще идти по пути гражданского разбирательства.[2;328] Необходимо признать налоговые споры являются признаком нормального рабочего процесса. Добиться полного отсутствия каких- либо разногласий между налогоплательщиком и налоговой службы невозможно. Однако, чрезмерное количество судебных споров свидетельствует о проблемах не только законодательного урегулирования налогообложения, но и низкой квалификации сотрудников, наличии пробелов в организации деятельности налоговых служб.[4;102] Сложно оценить какое количество споров допустимо при эффективной работе налоговой системы. Но наличие значительного количества судебных дел об оспаривании требований налоговых органов является государственной проблемой. Прежде всего судебное разбирательство требует значительных судебных разбирательств. Длительность процесса влечет за собой и длительное не поступление налогов в казну. Эти причины влекут за собой повышенное внимание государства к созданию эффективной системы альтернативных способов разрешения налоговых споров. Хотя у данного пути есть и оборотная сторона. Внесудебное разрешение налоговых споров не означает, что в судах не будет налоговых дел. Это означает, что наиболее простые вопросы, не требующие толкования сложных вопросов налогообложения, будет разрешаться с использованием внутренних административных процедур, а судам будут доставаться дела, требующие более тщательного анализа правовых норм и различных предпринимательских схем, направленных на оптимизацию налогообложения. Хорошо это или плохо? На первый взгляд безусловно хорошо. Суды получают возможность заняться интерпретацией правовых норм налогового законодательства, не отвлекаясь на технические вопросы. Но, по мнению ведущего юрисконсульта МВФ Виктора Турони, незначительное количество сложных налоговых дел представляют собой более сложную проблему, чем большой объем простых дел. Простые дела могут быть разрешены в упрощенном порядке с помощью технического персонала суда и не потребуют значительного количества ресурсов, а вот сложные дела, требующие эффективной, длительной работы судьи и работников налоговых служб являются серьезной проблемой для системной работы налоговой административной системы. [6;5] Во избежание коллапса системы необходимо не только развитие системы внесудебного урегулирования (ADR), а комплексного подхода, включающего ранний внутренний аудиторский контроль, налоговый мониторинг и оперативное информирование налогоплательщика, с целью устранения проблем толкования тех или иных налоговых норм.

Налоговый аудит декларации наиболее распространенный вид проверки осуществляемый службой внутреннего дохода

США (Internal Revenue Service, IRS). В соответствии с нормами Налогового кодекса США (Internal Revenue Code IRC § 7605 (b)) по общему правилу налогоплательщик не должен подвергаться необоснованному расследованию и проверке первичных бухгалтерских документов чаще чем один раз в год.[2] В США различаются три основных вида аудита : аудит соответствия документации Correspondence Audit), т.е. взаимодействие осуществляется с помощью электронной почты, когда вся необходимая документация и сведения представляются в электронной форме по почте сотруднику службы внутренних доходов IRS, офисный аудит (the office audit) налогоплательщик вызывается в местное подразделение IRS и там дает пояснения, представляет дополнительные документы, выездной аудит (the field audit) сотрудники службы внутренних доходов выезжают по адресу налогоплательщика и на месте осуществляют проверку полноты и правильности представленной декларации. Каким же образом налоговая служба выбирает декларации для проверки. Безусловно бывает случайная выборка декларации, но чаще учитывается множество факторов при выборе проверяемого объекта, в большинстве случаев с помощью компьютерной программы. Наиболее распространенными являются четыре метода:

Система дискриминантных функций (DIF): Компьютерная программа, называемая системой дискриминантных функций (Discriminant Function System ) рассчитывает по каждой декларации статистическую вероятность точности указанных сведений. Налоговая служба держит в тайне какие же данные при этом используются, хотя и указывает, что это более сотен переменных. Чем выше полученное число, тем выше вероятность проведения проверки.

Дискриминационная функция несогласованного дохода (Unreported Income Discriminant Function UIDIF): компьютерная программа дающая оценку соотношения доходов и расходов граждан, не только исходя из проверяемой декларации, но и сведений деклараций юридических лиц, взаимодействовавших с налогоплательщиком. Главная задача данной программы обнаружение неофициального дохода, с которого не были уплачены налоги. Без условно бывают периоды, когда уровень доходов резко падает и человек живет за счет накоплений. В этом случае после пояснений налоговому сотруднику претензии будут сняты.

Система обработки возвращаемых данных (Return Data Processing System IRP): данная компьютерная программа осуществляет анализ сведений, представляемых в налоговую службы источниками выплаты доходов. Используя данную систему налоговая служба может обнаружить несоответствия между задекларированными выплатами, декларированными доходами и расходами.

Информация о сделках по уклонению от уплаты налогов (Incriminating Documents Turned Over to IRS). Налоговая декларация может быть проверена после получения Службой внутренних доходов сведений о совершении сделки по уклонению от уплаты налогов. Такую информацию обязаны представлять все органы и организации, включая суды.

Аудиты связанных лиц (Audits of Related Entities): при проверке проблемного налогоплательщика и обнаружении значительных налоговых нарушений осуществляется проверка инвесторов или деловых партнеров.[3;215]

О начале проверки налогоплательщик извещается по электронной почте. У него запрашиваются первичные документы, подтверждающие совершение тех или иных опе-

раций. На сайте Службы внутренних доходов неоднократно подчеркивается просьба представлять копии запрошенных документов в электронном виде, а не оригиналах. Каждая проверка фокусируется на определенных аспектах и сложно определить какие документы потребуются, но служба внутренних доходов сформулировала общий перечень первичных документов. которые обычно необходимо предъявить при налоговом аудите. Это:

Квитанции. Они должны представляться с пояснениями для чего производился платеж, какие услуги, товар были получены и как это соотносится с бизнесом. Квитанции должны быть сгруппированы по отчетному периоду.

Счета. В пояснении необходимо указать реквизиты получателя платежа, полученные услуги (товар), даты получения.

Отмененные чеки. Должны подаваться вместе с копиями долговых обязательств и соответствующими обязательствами.

Юридические документы. В пояснительных записках к ним необходимо указать, когда произошло получение, исполнение данных документов и как оно соотносится с налоговыми обязательствами. Например, договор о налоговом консультировании.

Кредитные соглашения. Должны сопровождаться пояснением: реквизитами заемщиков, финансового учреждения, предоставляющего кредит, предмета соглашения, условия, плана платежей, процентов, уплаченных на момент аудита, если кредитор физическое лицо, то необходимо указать номер его социального страхования.

Дневники, личные записи. Данные документы представляются если они содержат информацию о финансовой активности. Например, они могут указывать даты и места командировок, цель поездки. Они также могут подтверждать информацию о выигрышах и потерях в азартных играх, датах и местах, подтверждать деловую активность и деловые расходы.

Билеты. Они должны быть с группированы по цели поездки вместе с другими документами относящимися к ней. Лотерейные билеты помогают обеспечить подтверждение прибыли или убытка. Медицинские и стоматологические записи Сделки сальдо медицинского страхования Копии заявлений, в которых указаны правила выплат и возмещения расходов Заявления врача

Отчеты о повышении капитализации в медицинских целях, включая оценки имущества до и после улучшения Документы о краже или убытках

Отчеты о страховании с указанием характера утраты или повреждения

Если страховка отсутствовала, копии пожарных или полицейских отчетов о потере, краже или несчастном случае

Фотографии или видеоролики, показывающие степень ущерба (если имеется)

Оценка от квалифицированного оценщика, показывающего справедливую рыночную стоимость имущества до и после, а также оценку ущерба Краткое объяснение потери Документы о трудоустройстве. [3;120]

По окончании аудита налогоплательщику направляется электронный отчет о проверке по форме IRS Form 4549. При обнаружении нарушений в данном отчете должны быть даны подробные и однозначные объяснения предъявляемых претензий и рекомендации по устранению нарушений и внесению

изменений в налоговые обязательства. При согласии с позицией IRS налогоплательщик подписывает копию отчета по форме IRS 880. Это означает согласие с предлагаемой корректировкой налоговых обязательств и оплатой штрафов и налоговых процентов. При отсутствии необходимых средств в полном объеме одновременно налогоплательщик предлагает возможный план оплаты, который может быть принят ли отклонен налоговым органом.

В случае несогласия с результатами аудита налогоплательщик вправе в течение 30 дней представить дополнительные документы, которые по мнению налогоплательщика влияют на полному и правильность принятых налоговых органом выводов, запросить встречу с сотрудником или руководителем IRS для обсуждения результатов аудита. Если данные меры не помогли и структурным подразделением был принят отчет с визой «не согласован» налогоплательщик в течение 30 дней получает право на апелляцию. Если апелляция не будет подана отчет вступает в силу и наступают соответствующие налоговые последствия.

IRS Offer in Compromise (OIC) программа, позволяющая уменьшить взыскиваемую сумму. В рамках данной программы налогоплательщик после получения отчета аудита IRS и согласившись с обнаруженными нарушениями может предложить налоговой службы оплатить сумму меньше. Программа применяется только если спор возник в отношении существования или размера доначисленной недоимки, процентов, штрафа. Налоговая служба может пойти на компромисс только при наличии у налогоплательщика сложного финансового состояния. При рассмотрении заявления налоговыми специалистами принимается по внимание комплекс факторов, характеризующих финансовую ситуацию, это: платежеспособность; размер дохода; расходы; активы. Таким образом, заявление может быть удовлетворено и компромисс достигнут если:

Во-первых, указанные в отчете расчеты базируются на нормах допускающих неоднозначное толкование. Существует определенный риск долгого судебного разбирательства и сомнения относительно будущего судебного решения.

Во-вторых, IRS может включить налогоплательщика в программу компромисса, если есть сомнения в том, что сумма задолженности может быть впоследствии полностью взыскана. Сомнение в отношении платежеспособности считается обоснованным, когда активы и доход налогоплательщика меньше полной суммы налогового обязательства.

В-третьих, программа может быть применена в целях эффективного налогового администрирования. Это происходит в ситуации однозначного, правильного определения размера налогового обязательства, если полная выплата задолженности создаст в дальнейшем экономические трудности или поставит под угрозу рабочие места и предпринимательскую активность. [7]

Правильное определение указанных выше оснований участия в программе OIC крайне важны. От них зависят условия платежей, порядок рассмотрения заявления, заполняемые формы, представляемые документы. Необходимо отметить ошибка в выборе нужной формы заявления является безусловным основанием для отказа в рассмотрении заявления. В первом случае, при неоднозначности примененных в решении налогового органа оценках подлежащих уплате налогов, налогоплательщик обязан представить заполненную форму 656-L, пояснения и соответствующие документы, обоснованно объясняющие сомнения в точности предъявляемых налоговых

Артемьева Ю. А.

ВНЕСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В США. ПРОГРАММА НАЛОГОВОГО КОМПРОМИССА (OFFER IN COMPROMISE (OIC))

претензий. При этом в случае несогласия с отдельными периодами налоговых расчетов необходимо четко указать временные рамки. Данные основания не могут применяться если есть соответствующее решение суда, в котором правомерность налоговых начислений подтверждена.[6] При этом наличие судебного акта по аналогичному делу с другими налогоплательщиками не является безусловным основанием для отказа налогового органа в заключении соглашения о компромиссе, но на практике влияет на принимаемое решение .

При наличии проблем с платежеспособностью и согласием с суммой налоговых обязательств, установленных службой внутренних доходов необходимо заполнить форму 656-B. Если налоговый сотрудник не разделяет мнения налогоплательщика о его ограниченной платежеспособности налогоплательщик вправе провести по телефону обсуждение разногласий с вышестоящим сотрудником налогового органа. Кроме того, определенные споры могут быть рассмотрены в рамках ускоренного посредничества. (Fast track) [8].

Для рассмотрения заявления об участии в программе компромисса необходимо оплатить пошлину (186 дол. США). [11] Существует два исключения. Прежде всего это касается заявлений о предоставлении уменьшения налоговых обязательств, подлежащих взысканию на основании сомнений относительно правомерности предъявляемых налоговых претензий и возможной неоднозначности толкования норм налоговым органом. И второй случай если заявление подается физическим лицом, которое имеет ежемесячный доход менее 250% от дохода установленного в рекомендациях Департамента здравоохранения и социальных служб (Department of Health and Human Services)2.

Заявление о предоставлении OIC может быть возвращено если не соблюдены некоторые условия. Это, происходит если налогоплательщик:

- находится в процедуре банкротства.

- не представил необходимые налоговые декларации.

- имеет задолженность по текущим налоговым обязательствам.

- не представил доказательства уплаты пошлины. [7]

В случае устранения нарушений заявление может быть подано снова.

В рамках программы OIC налогоплательщик может выбрать две формы оплаты. Первый вариант единовременная оплата. В этом случае при подаче заявки налогоплательщик сразу включает в подаваемую форму 656 платеж равный 20% от предлагаемой сумм налоговых обязательств. (Internal Revenue Code, IRC § 7122 (c) (1) (A) (i)) [2] Необходимо подчеркнуть, если заявление будет отклонено или возвращено деньги возвраще-

2 Руководящие рекомендации бедности в январе 2018 года рассчитываются путем принятия порогов бедности Бюро переписи населения 2016 года и корректировки их для изменения цен в период с 2016 по 2017 год с использованием индекса потребительских цен (CPI-U). Пороговые пороги бедности, используемые Бюро переписи в статистических целях, являются сложными расчетами и не состоят из стандартизированных суммирований цифр в зависимости от численности семьи. В этом принципиальное отличие данных расчетов от расчетов ведомств в других программах. По состоянию на январь 2018г. федеральная пороговая сумма бедности составляла на одного человека $ 12140, Гаваи $ 13960, Аляска $ 15180. Отдельные расчеты для Гаваи и Аляски отражают административную практику последнего десятилетия, изначально эти штаты не выделялись для отдельного расчета. Federal Register by the U.S. Department of Health and Human Services under the authority of 42 U.S.C. 9902(2). Официальный сайт департамента здравоохранения и социальных услуг США. https://www.hhs.gov/. По состоянию на 10.10.2018

ны не будут. Они направляются на погашение имеющейся текущей налоговой задолженности

Вторая форма оплаты- ежемесячная оплата частями ( можно неравными) не менее шести раз в течении 24 месяцев после включения в программу компромисса. (^С 2012-53, 21.05. 2012 г.) [2] При подаче заявления налогоплательщик производит оплату первого платежа и в процессе рассмотрения заявления продолжает соблюдать предлагаемый им план платежей. Эти суммы так же не возвращаются в случае отклонения заявления, однако в этом случае налогоплательщик имеет право указать конкретные налоговые обязательства, на погашение которых могут быть направлены данные суммы. В 2012 году в налоговый кодекс США были внесены изменения с целью наиболее гибкого реагирования на потребности налогоплательщика. В силу IRC § 7122 (d) (3) (A) предложение от участие в программе компромисса не может быть отклонено только в силу недостаточной суммы предложения погашения при низких доходах налогоплательщика. [2]

В процессе рассмотрения заявления об участии в программе OIC налоговая служба вправе арестовать имущество в качестве обеспечительной меры по уплате федеральных налогов, однако другие мероприятия по сбору налогов приостанавливаются, сроки правовой оценки и уплаты налогов продляются на срок рассмотрения заявления. Во время рассмотрения заявления налоговая служба может выпустить публичное уведомление кредиторов о том, что налогоплательщик имеет налоговую задолженность. (Уведомление о федеральном налоговом удержании (NFTL)).[2] Обычно налоговая служба воздерживается от таких действий, чтобы не повредить репутации налогоплательщика до окончания внесудебных процедур. Примечательно, что если в течение двух лет от Службы внутренних доходов США не поступит ответ, заявление считается принятым и соглашение заключенным автоматически.

После вступления в программу компромисса налогоплательщики обязаны тщательно соблюдать платежную дисциплину и полностью соблюдать налоговую дисциплину. Любое незначительное нарушение влечет за собой расторжение соглашения с налоговой службой. Если соглашение заключалось по причине проблем с платежеспособностью и в целях повышения налогового администрирования налогоплательщик обязан своевременно подавать налоговые декларации и уплачивать налоги согласно действующего законодательства в течение пяти лет с момента вступления в программу OIC. Если налогоплательщиком будут допущены нарушения соглашение признается недействительным и налоговая служба получает право в полном объеме взыскать все налоговые обязательства, установленные при проведении налогового аудита IRS. [10]

Необходимо отметить, что заявления об участии в программе удовлетворяются, меньше, чем в половине случаев. По сведения службы внутренних доходов в 2017 году было удовлетворено 43,8%.[9]

Отказ IRS в удовлетворении запроса на участие в программе компромисс может быть обжалован в апелляционном порядке (Internal Revenue Code, § 6159 (f) / Internal Revenue Code,(IRC) § 7122 (e). [2] Кроме того, возможны варианты посредничества с участием третьих лиц или арбитраж. ШС-2012-53 (21 мая 2012 г.)[10]

Механизмы разрешения налоговых споров безусловно не могут автоматически переносится в России. Однако, общемировые тенденции урегулирования налоговых споров на максимально раннем этапе, в рамках административных процедур

нельзя игнорировать. Комплекс мероприятий по предупреждению двойного толкования налоговых норм, информирования граждан о неправомерных схемах оптимизации налогообложения, в совокупности с тщательной работой всего административного аппарата налоговых служб на этапе подачи налоговых деклараций, проведении налогового аудита и последующих процедур поиска разумного компромисса между публичными интересами государства и частными налогоплательщика в результате позволяет обеспечить максимально комфортные условия для развития предпринимательской активности. Несомненно, опыт США по внесудебному урегулированию налоговых споров необходимо тщательно изучать и адаптировать с учетом специфики российских правовых институтов, административной структуры, национального менталитета.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 97,78%.

Список литературы:

1. Ю.А. Артемьева, Е.П. Ермакова, Н.А. Ковыршина, Е.П. Русакова. Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках. Монография. Москва: Инфотропик Медиа, 2017.

2. Internal Revenue Code. https://irc.bloombergtax.com/public /uscode/toc/irc. По состоянию на 12.10.2018.

3. Ann Murphy, Leandra Lederman. Federal Tax Practice and Procedure. Matthew Bender Elite Products. ISBN: 9780820553443. 2018.

4. Artemyeva Yu.A., Ivanovskaya N.V., Voykova NA, Frolova E. War to the bitter end or finally a compromise? Prospects for court approval of tax dispute settlements with the participation of entrepreneurs in Russia. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 36. С. 102009.

5. Kirsten J. McDonough. Resolving federal tax disputes through ADR disputes resolution journal.- Vol.48 №3 RESOLVING FEDERAL TAX DISPUTES THROUGH ADR DISPUTE RESOLUTION JOURNAL - VOL. 48, NO. 2 https://arbitrationlaw.com/library/resolving-federal-tax-disputes-through-adr-dispute-resolution-journal-vol-48-no-2/

6. Victor Thuronyi, Isabel Espejo. How Can an Excessive Volume of Tax Disputes Be Dealt With? Tax Law Note. 2013. P.65.

7. Form 656 Booklet Offer in Compromise. Официальный сайт Службы внутренних доходов США (IRS). https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/f656b.pdf. По состоянию на 12.10.2018

8. Fast Track Mediation. A Process for Prompt Resolution of Tax Issues. Publication 3605 (Rev. 09-2002) Cat. No. 29749Q. Официальный сайт

Службы внутренних доходов США (IRS). https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/p3605.pdf. По состоянию на 12.10.2018

9. US Internal Revenue Service report. Официальный сайт Службы внутренних доходов США (IRS) по состоянию на 10.10.2018

10. Fact Sheet IRS Clarifies Office of Appeals Policies (Updated October 1, 2016). https://www.irs.gov/pub/irs-utl/factsheet.pdf. По состоянию на 10.10.2018

11. US Internal Revenue Service overview Официальный сайт Службы внутренних доходов США (IRS) h://www.irs.gov/. По состоянию на 10.10.2018

РЕЦЕНЗИЯ

на статью канд. юрид. наук, доцента Артемьевой Ю.А. «Внесудебное урегулирование налоговых споров в США. Программа налогового компромисса (Offer in Compromise (OIC))» Чрезмерная загрузка российских судов требует новых подходов к урегулированию возникающих споров с государственными органами. Длительность судебного разбирательства негативно сказывается на пополнении бюджета и влечет дополнительные государственные расходы на судебные тяжбы. Введенная процедура административного обжалования решений налоговых органов в России на начальном этапе позволила уменьшить количество налоговых споров лишь на некоторое время. Необходим поиск новых путей внесудебного разрешения налоговых разногласий. В статье рассматривается интересный опыт США по предоставлению налогоплательщикам уступок по снижению налоговых обязательств. Программа налогового компромисса ранее не исследовалась российскими учеными, хотя, несомненно, представляет интерес не только с научной, но и практической точки зрения. Особенно учитывая последовательную политику, проводимую в США по либерализации подходов к налогоплательщикам, допустившим налоговые проступки в условиях мирового экономического кризиса.

Структура статьи является логичной, позволяющей последовательно раскрыть тему исследования. Сделанные выводы представляются обоснованными. Работа является оригинальным исследованием, заимствования составляют не более 3%. При этом все заимствования имеют необходимые ссылки, или являются сложившимися юридическими оборотами.

Представленная статья может быть рекомендована к публикации в научном рецензируемом журнале рекомендуемым ВАК для публикации научных статей.

Старший юрисконсульт ООО «ЦМП», канд. юрид. наук

Геворкян Р.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.