Научная статья на тему 'Внешняя торговля Туркменистана и вопросы совершенствования ее регулирования в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию'

Внешняя торговля Туркменистана и вопросы совершенствования ее регулирования в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / экспорт / импорт / Всемирная торговая организация / присоединение / Туркменистан / тарифы / таможенный кодекс / foreign trade / export / import / the World Trade Organization / accession / Turkmenistan / tariffs / Customs Code

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабыева Айсолтан Мухамметмырадовна

Преодоление кризисных явлений в финансовой, экономической и социальной сферах Туркменистана и повышение реального уровня и качества жизни его населения могут быть обеспечены на основе интенсификации развития экономики страны и усиления процесса ее интеграции в региональные и глобальные торгово-экономические отношения. В статье выявлены тренды развития внешней торговли Туркменистана и ее характерные особенности. Показано, что односторонняя направленность народно-хозяйственного комплекса страны, низкий уровень его диверсификации, высокая степень концентрации и монопсония Китая обусловили усиление развития кризисных явлений в экономике Туркменистана и наращивание валютного и последующего экономического кризисов. С учетом вероятного присоединения Туркменистана ко Всемирной торговой организации автором даны рекомендации по совершенствованию и адаптации существующей системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны к положениям «Генерального соглашения по тарифам и торговле» в отношении аспектов национального режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turkmenistan’ Foreign Trade and Issues of Improving its Regulation in the Context of the Country’s Accession to the World Trade Organization

Overcoming the crisis phenomena in the financial, economic and social spheres of Turkmenistan and improving the real level and quality of life of its population can be achieved through the intensification of the development of the country’s economy and strengthening the process of its integration into regional and global trade and economic relations. The article identifies trends in the development of Turkmenistan’s foreign trade and its characteristic features. It is shown that the one-sided orientation of the national economic complex of the country, the low level of its diversification, the high degree of concentration and monopsony of China caused the intensification of the development of crisis phenomena in the economy of Turkmenistan and the buildup of currency and subsequent economic crises. Taking into account the likely accession of Turkmenistan to the World Trade Organization, the author gives recommendations on improving and adapting the existing system of customs tariff and non-tariff regulation of the country’s foreign trade to the provisions of the “General Agreement on Tariffs and Trade” with respect to aspects of the national regime.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля Туркменистана и вопросы совершенствования ее регулирования в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию»

первые шаги в науке first steps in science

УДК 339.543.6

внешняя торговля туркменистана и вопросы совершенствования ее регулирования в условиях вступления страны во всемирную торговую организацию

а. М. хабыева1

1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. Преодоление кризисных явлений в финансовой, экономической и социальной сферах Туркменистана и повышение реального уровня и качества жизни его населения могут быть обеспечены на основе интенсификации развития экономики страны и усиления процесса ее интеграции в региональные и глобальные торгово-экономические отношения. В статье выявлены тренды развития внешней торговли Туркменистана и ее характерные особенности. Показано, что односторонняя направленность народно-хозяйственного комплекса страны, низкий уровень его диверсификации, высокая степень концентрации и монопсония Китая обусловили усиление развития кризисных явлений в экономике Туркменистана и наращивание валютного и последующего экономического кризисов. С учетом вероятного присоединения Туркменистана ко Всемирной торговой организации автором даны рекомендации по совершенствованию и адаптации существующей системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны к положениям «Генерального соглашения по тарифам и торговле» в отношении аспектов национального режима.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, Всемирная торговая организация, присоединение, Туркменистан, тарифы, таможенный кодекс.

turkmenistan' foreign trade and issues of improving its regulation in the context of the country's accession to the world trade organization

А. М. Habyyeva1

1 Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

Abstract. Overcoming the crisis phenomena in the financial, economic and social spheres of Turkmenistan and improving the real level and quality of life of its population can be achieved through the intensification of the development of the country's economy and strengthening the process of its integration into regional and global trade and economic relations. The article identifies trends in the development of Turkmenistan's foreign trade and its characteristic features. It is shown that the one-sided orientation of the national economic complex of the country, the low level of its diversification, the high degree of concentration and monopsony of China caused the intensification of the development of crisis phenomena in the economy of Turkmenistan and the buildup of

© Хабыева А. М., 2023

currency and subsequent economic crises. Taking into account the likely accession of Turkmenistan to the World Trade Organization, the author gives recommendations on improving and adapting the existing system of customs tariff and non-tariff regulation of the country's foreign trade to the provisions of the "General Agreement on Tariffs and Trade" with respect to aspects of the national regime.

Keywords: foreign trade, export, import, the World Trade Organization, accession, Turkmenistan, tariffs, Customs Code.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на снижение темпов глобализации мировой экономики, которое наблюдалось в период пандемии COVID-19, тенденция к усилению и расширению интернационализации хозяйственной жизни просматривается все более явственно. Увеличивается значимость и важность Всемирной торговой организации (ВТО), деятельность которой способствует активизации процессов интеграции национальных экономик в систему международных хозяйственных отношений.

Туркменистан, экономика которого считается одной из самых закрытых среди стран постсоветского пространства, на фоне разразившегося во втором десятилетии 2000-х гг. валютного кризиса принял решение о постепенном вхождении в мировое экономическое сообщество. Именно поэтому в ноябре 2021 г. Туркменистан последним из стран бывшего СССР подал заявку на вступление в ВТО, которая была единогласно одобрена Генеральным советом организации в феврале 2022 г.

С учетом высокой вероятности вступления Туркменистана в ВТО и последующей необходимости принятия определенных обязательств по соблюдению пакета многосторонних торгово-экономических соглашений целью статьи является изучение вопросов совершенствования механизма государственного регулирования внешней торговли страны, что обусловливает актуальность и практическую значимость исследования.

Цель исследования определяет постановку следующих задач: 1) изучение состояния и динамики развития внешнеэкономического комплекса страны; 2) выявление ключевых проблем в таможенно-тарифном и нетарифном регулировании внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Туркменистана; 3) разработка рекомендаций, практическая реализация которых обеспечит гармонизацию национального законодательства страны в области внешней торговли с требованиями ВТО.

ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТУРКМЕНИСТАНА

Исследование динамики развития внешнеэкономических связей Туркменистана показало, что до 2015 г. объемы внешней торговли страны в целом и экспортной составляющей в частности последовательно увеличивались. Так, анализ данных Всемирного банка и Конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по торговле и развитию за последние 30 лет показал, что среднегодовой

объем экспорта Туркменистана с 1992 по 2015 г. возрос с 1 436,7 млн долл. США до 7 981,6 млн долл. США [1, 2]. Отметим значительный относительный рост экспорта страны: в расчете на душу населения его объемы за тот же период возросли в 6,7 раза, а доля в валовом внутреннем продукте страны (ВВП) увеличилась с 10,5 до 14,3%.

Поскольку структурообразующими товарами в экспорте Туркменистана являются углеводороды при абсолютном доминировании природного газа (индекс концентрации экспорта Херфиндаля - Хиршмана по природному газу составил почти 1), постольку более чем пятикратный рост экспорта Туркменистана в 19922015 гг. был обусловлен глобальным увеличением мировых цен на природный газ и наращиванием объемов его поставок в Иран и Российскую Федерацию (РФ).

В начале 2016 г. в экономике Туркменистана стали проявляться признаки стагнации. В течение последующих пяти лет на фоне мирового спада цен на углеводородные ресурсы и приостановки поставок природного газа зарубежным партнерам в стране разразился валютный кризис. Среднегодовые объемы экспорта Туркменистана за исследуемый период сократились на 34,5%, а в расчете на душу населения - на 41,2%. Удельный вес экспорта в ВВП страны оказался на более низком уровне, чем в период становления экономики суверенного Туркменистана.

Аналогичные неблагоприятные тренды были обнаружены при анализе абсолютной и относительной динамики импорта Туркменистана. Если в 2009-2015 гг. по сравнению с 1992-1997 гг. среднегодовые объемы импорта товаров возросли в 7,6 раза, а в расчете на душу населения - в 6 раз, то за последние шесть лет объемы импорта в расчете на душу населения Туркменистана снизились в 2,5 раза.

экономический спад: причины и факторы

Существенное сокращение объемов ввоза товаров в Туркменистан в значительной степени было обусловлено снижением экспортных доходов страны, что на фоне монотоварной специализации ее внешней торговли, непредсказуемой вариации глобальных цен на углеводородное сырье и последовавшего валютного кризиса привело к смене парадигмы экономического курса страны с акцентом на импортозамещение, самообеспечение и возврат к автаркии.

По нашей оценке, именно односторонняя экспортная ориентация экономики Туркменистана, низкий уровень диверсификации ее структуры, которая имеет ярко выраженную ресурсную направленность, запредельно высокая концентрация инвестиций в нефтегазовом секторе и в строительстве «белых слонов», зависимость от мировой конъюнктуры цен только на один превалирующий экспортный товар явились непосредственными триггерами спада в экономическом и социальном развитии Туркменистана, которое наблюдалось в 2015-2021 гг.

В последние годы, стремясь полнее реализовать геополитический, геоэкономический, транспортно-транзитный потенциал, власти Туркменистана в целях совершенствования государственной внешнеэкономической политики предпринимают

меры по наращиванию динамики и расширению возможностей диверсификации инвестиционного и международного торгово-экономического сотрудничества.

Вместе с тем, несмотря на заявленную цель многовекторности и сбалансированности торговой политики, страна интенсифицирует внешнеэкономические связи прежде всего с Китаем, для которого важнейшим сегментом двусторонних торгово-экономических отношений является и остается энергетическая сфера. Так, анализ данных Международного валютного фонда показал, что в течение 1998-2021 гг. среднегодовые объемы туркменского экспорта в Китай увеличились в 29 раз, а доля Китая в структуре экспорта Туркменистана возросла с 0,2 до 71,5% [3].

Не вызывает сомнений тот факт, что максимально высокий уровень индекса концентрации экспорта страны при одновременном и значительном повышении объемов поставок основного экспортного продукта единственному покупателю (Китаю) отрицательно сказывается на обеспечении устойчивости развития экономики Туркменистана. Стабильность, равновесие и относительная неуязвимость экономики определяются степенью интенсивности и экстенсивности внешней торговли. В первом случае это физические и стоимостные объемы экспорта, а во втором - количество торговых партнеров и разнообразие экспортной продукции. В условиях же доминирования в структуре экспорта Туркменистана продукции только нефтегазового комплекса состояние экономики страны в значительной мере зависит только от уровня спроса на углеводородном рынке Китая.

Отметим, что, хотя за последнее десятилетие число торговых партнеров Туркменистана в существенной степени увеличилось, их количество все еще значительно ниже потенциально возможного показателя. Так, если, например, в 2000 г. Туркменистан осуществлял экспорт в 27 стран мира (при сумме продаж свыше 1 млн долл. США), а импортировал продукцию из 44 стран (при сумме импорта также свыше 1 млн долл. США), то в 2020 г. торговыми партнерами Туркменистана по экспорту явились 68 стран, а по импорту - 63 государства. Несмотря на то, что число стран, экспортирующих туркменские товары, возросло в 2,2 раза, а количество торговых партнеров по импорту увеличилось в 1,4 раза, потенциал развития торгово-экономических связей Туркменистана используется все еще менее чем на 45%.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

При осуществлении государством внешнеторговой политики применяются таможенно-тарифные и нетарифные меры регулирования импорта и экспорта.

Система мер таможенно-тарифного регулирования (ТТР) и нетарифного регулирования ВЭД в Туркменистане представляет собой совокупность форм, инструментов и методов экономического и административного характера, используемых органами государственного управления в отношении экспортно-импортных операций и направленных прежде всего на ускорение процесса формирования и усиление конкурентных преимуществ национальных

производителей импортозамещающей продукции, на совершенствование и рационализацию структуры инвестиционного и потребительского рынков, на сдерживание роста внутренних цен, на пополнение доходной части бюджета и на сокращение издержек ведения ВЭД.

На систему таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Туркменистана возложены следующие функции:

1) регулирующая - направленная на обеспечение требуемого баланса потоков экспорта и импорта;

2) стимулирующая - предусматривающая поощрение импорта необходимой для развития экономики страны продукции производственного и непроизводственного назначения;

3) протекционистская - обеспечивающая защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных товаропроизводителей;

4) фискальная - нацеленная на рост бюджетных доходов.

В комплекс мер нетарифного регулирования ВЭД в Туркменистане входит обязательное лицензирование, запрет или ограничение импорта и экспорта определенной продукции и др.

Ключевым инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД является таможенный тариф, представляющий собой систематизированный реестр ставок таможенных импортных и экспортных пошлин. Среди иных инструментов ТТР в стране также применяются тарифные льготы, квоты и преференции, товарная номенклатура ВЭД, порядок определения страны происхождения и расчета таможенной стоимости.

Следует особо подчеркнуть, что ввозные таможенные пошлины, которые применяет Туркменистан в условиях экономической политики самообеспечения и импортозамещения, по сравнению с другими странами постсоветского пространства являются достаточно высокими. Так, анализ данных международных финансовых институтов показал, что, если, например, в Грузии средний применяемый тариф режима наибольшего благоприятствования составлял в 2021 г. 0,7%, в странах Балтии - 4,1%, а в странах Центральной Азии варьировал от 5% в Казахстане до 7,5% в Таджикистане, то в Туркменистане достигал 30% [4, 5, 6].

Проведенное исследование свидетельствует, что торговая политика Туркменистана в основном ориентирована на стимулирование импортозамещения, и если до 2015 г. страна в значительных объемах ввозила технологическое оборудование, механизмы и транспортные средства, в совокупности обеспечивающие создание новых производственных мощностей в сфере энергетики и переработки хлопкового волокна, а также развитие туристической индустрии и необходимой инфраструктуры, то с исчерпанием валютных резервов ввозные таможенные пошлины на многие товары практически стали носить запретительный характер.

В то же время подчеркнем, что в условиях углубляющегося экономического кризиса для обеспечения необходимого уровня насыщения внутреннего рынка продовольственными товарами в Туркменистане не облагаются таможенными пошлинами и количественными ограничениями ввоз мяса всех видов,

растительного масла (кроме хлопкового), масла сливочного, сахара, изделий мукомольной промышленности, а также пшеницы, риса и гречихи, а для защиты национальных товаропроизводителей, с одной стороны, и для фискальных целей -с другой - используются повышенные ставки акцизов при импорте ряда товаров.

Следует отметить, что дифференциация ставок акциза оказывает дискриминационный эффект на импортеров и является нарушением ст. III:4 «Генерального соглашения по тарифам и торговле» (ГАТТ). Данная статья предусматривает предоставление товарам, ввозимым на территорию страны, не менее благоприятного торгового режима, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований [7].

Более того, расчет акцизов на импорт в соответствии с п. 9 ст. 117 Налогового кодекса Туркменистана осуществляется на основе таможенной стоимости с учетом подлежащих уплате таможенных пошлин и сборов, тогда как налоговой базой для расчета акцизов на товары, произведенные внутри страны, является фактическая стоимость [8]. При этом акцизные сборы применяются на основе комбинированной налоговой ставки, состоящей одновременно из специфической и адвалорной налоговой ставки, для всех видов алкогольной продукции, и фактически уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Безусловно, что в процессе переговоров о вступлении Туркменистана в ВТО от страны потребуют приведения существующего акцизного налогового режима на спиртные напитки в соответствие с положениями ГАТТ в отношении аспектов национального режима.

Подчеркнем, что требования, предъявляемые таможенными органами Туркменистана при осуществлении экспортно-импортных операций, идентичны как для национальных, так и для иностранных юридических и физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке на территории страны.

На первый взгляд, сложившийся в настоящее время торговый режим в Туркменистане в основном соответствует положениям ст. III ГАТТ (национальный режим). Даже требование наличия лицензии на ввоз отдельных товаров (таких как спирт, алкогольная продукция, табачные изделия и автотранспортные средства, химическая продукция) не ограничивает импорт в нарушение общего запрета на применение количественных ограничений, предусмотренного п. 1 ст. XI ГАТТ, и не дискриминирует импортируемые товары в нарушение положений п. 4 ст. III ГАТТ, поскольку ст. XX (b) вышеуказанного соглашения предусмотрена возможность принятия или применения страной мер, которые необходимы для защиты жизни или здоровья человека.

Другими словами, поскольку государственное регулирование ввоза отдельных видов товаров, потребление которых может повлечь за собой нанесение ущерба (вреда) жизни и здоровью граждан Туркменистана, не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, то последнее с учетом ст. XX (b) ГАТТ является законной, оправданной и не противоречащей правилам ВТО мерой. К тому же п. 2 ст. 3 Закона Туркменистана «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлены одинаковые условия и порядок получения

лицензии как иностранными, так и отечественными юридическими и физическими лицами [9].

Вместе с тем нельзя не отметить декларативный характер данной статьи Закона Туркменистана «О лицензировании...». Ведь одним из основных документов для выдачи лицензии является выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, которую можно получить после государственной регистрации предприятия. Отечественные и зарубежные компании существенно отличаются друг от друга условиями, принципами и порядком государственной регистрации. С одной стороны, оценка целесообразности регистрации предприятия с иностранным участием проводится на основании решения Межотраслевой комиссии по защите экономики от рисков. С другой стороны, к зарубежным компаниям предъявляются совершенно иные регистрационные требования, чем к отечественным предприятиям.

Таким образом, по нашему мнению, если законы и правила Туркменистана, относящиеся к лицензированию отдельных видов деятельности, не нарушают п. 1 ст. XI ГАТТ, то регистрационные требования, являющиеся более обременительными, чем это необходимо, дискриминируют юридические лица, имеющие иностранных учредителей, и соответственно противоречат нормам ВТО.

Что касается оценки таможенной стоимости товаров, ввозимых в Туркменистан, то ее принципы содержатся в ст. 261-267 Таможенного кодекса Туркменистана (ТКТ) и предусматривают использование всех шести методов расчета стоимости, приведенных в Соглашении ВТО по применению ст. VII ГАТТ-94 (СТО). В частности, ст. 261 ТКТ [10], равно как и ст. 1 СТО [11], устанавливается, что основным способом определения таможенной стоимости импорта является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Такие термины, как «идентичные товары», «однородные товары» и «связанные стороны», используются в ТКТ (ст. 262-264) в соответствии со ст. 15 СТО. Положения ТКТ (ст. 359), устанавливающие статус «служебной тайны» для всей информации, которая по своему содержанию или по способу предоставления таможенному органу является конфиденциальной, также соответствуют требованиям ст. 10 СТО в отношении конфиденциальности.

Подчеркнем, что, хотя по сравнению с предыдущим ТКТ от 1993 г. действующая его версия более детализирована, расширена и углублена, тем не менее, ряд основополагающих положений ТКТ, а также соответствующих законов и подзаконных актов, имеющих отношение к таможенным вопросам, требуют приведения в полное соответствие с нормами и правилами Соглашения ВТО. Например, ст. 10 ТКТ требует от уполномоченных государственных органов в области таможенного дела обязательной публикации в периодических печатных изданиях нормативных правовых актов в области таможенного дела, принятых этим органом. Статьи 31 и 75 ТКТ устанавливают необходимость официального опубликования перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, а также перечня сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и форм, в которых они представляются.

Несмотря на содержащиеся в ТКТ требования публикации, ни одно из положений ТКТ не оговаривает конкретный механизм опубликования всех нормативных правовых актов и решений, действующих в таможенной сфере.

В ТКТ не предусмотрена возможность обеспечения доступа заинтересованных лиц к проектам нормативных правовых актов в области таможенного дела и проведения консультаций и других процедур, направленных на обеспечение транспарентности при осуществлении нормативно-правового регулирования внешней торговли.

Более того, ст. 12 ТКТ установлено, что страной происхождения товаров может считаться группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, тогда как ст. 3 (Ь) Соглашения ВТО по правилам происхождения ссылается только на страну происхождения.

Заметим также, что ТКТ не предоставляет импортерам и экспортерам право подачи запроса определения происхождения товаров перед отгрузкой и не предусматривает срока менее 150 дней после запроса о выдаче предварительного решения о происхождении продукта, как это требуют ст. 2 (^ Соглашения ВТО по правилам происхождения товаров и п. 3 Приложения II к данному Соглашению.

На наш взгляд, в целях формирования более транспарентного и предсказуемого торгового режима в отношении таможенных мер и обеспечения доступности импортеров и экспортеров к информации о таможенной системе Туркменистана представляется целесообразным, во-первых, учредить официальный источник таможенной службы страны в форме «Таможенной газеты»; во-вторых, расширить функционал официального интернет-сайта (www.customs.gov.tm) в части размещения информации о принятых нормативных правовых актах, публикации комментариев и пояснительных документов, а также создания его английской версии. При этом нормативные правовые акты Государственной таможенной службы Туркменистана должны пройти государственную регистрацию в Министерстве Адалат (юстиции) Туркменистана, а законы и административные решения общего применения в таможенной сфере и любые изменения в них должны вступать в силу только после их опубликования.

заключение

В течение 20 лет после обретения независимости Туркменистан последовательно наращивал объемы экспорта и импорта продукции. Основным экспортным товаром страны является природный газ. Сложившаяся благоприятная ценовая конъюнктура на углеводороды и высокий спрос на сырье у торговых партнеров страны в совокупности обусловили высокие темпы роста ВВП Туркменистана и ее экспортной составляющей.

Дестабилизация валютного рынка Туркменистана, значительное ослабление национальной валюты и усиление кризисных явлений в финансовой сфере, которые наблюдались последние пять лет, в значительной степени были обусловлены отсутствием диверсификации экономики Туркменистана, наращиванием

экспорта газа в условиях практической монопсонии, неэффективной и непродуманной инвестиционной политикой с акцентом на реализацию валютоемких строительных мегапроектов без учета сроков и возможности их окупаемости.

Восстановление, рост и дальнейшее устойчивое развитие экономики Туркменистана предполагают ее открытость и усиление участия страны в мировом хозяйстве. Более глубокая интеграция экономики Туркменистана в систему мирохозяйственных связей и международных торгово-экономических отношений и активизация процесса присоединения страны к ВТО со всей очевидностью потребуют адаптации системы национального таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли к нормам и правилам ВТО.

В этом аспекте представляется целесообразным до начала процесса переговоров об условиях присоединения Туркменистана к ВТО принять меры по совершенствованию сложившегося механизма государственного управления ВЭД в соответствии с положениями ГААТ, предусматривающими предоставление национального режима товарам иностранного происхождения и надлежащую транспарентность и гласность деятельности властных структур в отношении предварительного обсуждения проектов нормативных правовых актов в области таможенного дела и их размещения в общедоступных и специализированных печатных и электронных изданиях.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. The World Bank. Data. Indicators [Electronic resource]. URL: http://data.worldbank.org/ indicator#topic-3 (дата обращения: 28.05.2022).

2. UNCTAD Stat [Electronic resource]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFold-ers/reportFolders.aspx (дата обращения: 27.06.2022).

3. IMF. Exports, FOB to partner countries [Electronic resource]. URL: https://data.imf.org/regu-lar.aspx?key=61013712 (дата обращения: 27.10.2022).

4. Islamic Chamber. Research & Information Center [Electronic resource]. URL: https://www. icricinternational.org (дата обращения: 02.11.2022).

5. The World Bank. Data. Tariff Rate, Applied, Simple Mean, All Products (%) [Electronic resource]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/TM.TAX.MRCH.SM.AR.ZS (дата обращения: 02.11.2022).

6. The World Trade Organization. World Tariff Profiles 2022 [Electronic resource]. URL: https:// www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles22_e.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

7. University of Oslo. The General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1947) [Electronic resource]. URL: https://www.jus.uio.no/english/services/library/treaties/09/9-01/gatt_1947. xml (дата обращения: 10.02.2023).

8. Налоговый Кодекс Туркменистана [Электронный ресурс] // Официальный сайт Налогового управления Министерства финансов и экономики Туркменистана. URL: https://tax. gov.tm/index.php/ru/ (дата обращения: 04.02.2023).

9. Закон Туркменистана «О лицензировании отдельных видов деятельности» (новая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт портала «Туркменистан: Золотой Век». URL: https://turkmenistan.gov.tm/index.php/ru/post/34942/zakon-turkmenistana-o-litsenzirovanii-otdelnykh-vidov-deyatelnosti-(novaya-redaktsiya) (дата обращения: 22.09.2022).

10. Таможенный кодекс Туркменистана [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной таможенной службы Туркменистана. URL: https://www.customs.gov.tm/ru/ (дата обращения: 14.01.2023).

11. University of Oslo. Agreement on Implementation of Article VII of the General Agreement on Tariff and Trade 1994 (Customs Valuation Agreement) [Electronic resource]. URL: https:// www.jus.uio.no/english/services/library/treaties/09/9-01/tarriff-trade-customs.xml (дата обращения: 20.03.2023).

информация об авторе

Хабыева Айсолтан Мухамметмырадовна - магистр права, аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Российская Федерация, 350040, Краснодар, улица Ставропольская, 149, e-mail: aysoltan.habyyeva@yandex. ru, тел.: +9 (9364) 51-80-29.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Хабыева А. М. Внешняя торговля Туркменистана и вопросы совершенствования ее регулирования в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 2. С. 99-108.

УДК 343.98

особенности международного сотрудничества в противодействии таможенной преступности

и. А. стуканов1, 2

1 Центральная оперативная таможня, Москва, Российская Федерация

2 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена комплексом обстоятельств, напрямую влияющих на организацию обеспечения внешнеэкономической безопасности России, в том числе необходимостью надлежащего противодействия международной таможенной преступности силами и средствами компетентных органов различных государств. Цели исследования заключаются в выявлении и анализе особенностей международного сотрудничества в противодействии таможенной преступности. В ходе исследования раскрыт характер взаимодействия компетентных органов России и зарубежных государств, комплексно освещена деятельность межгосударственных рабочих органов в рамках наднациональных объединений, а также вопросы информационного обмена по каналам Интерпола и правоохранительных подразделений таможенных служб в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза. На основе практического опыта автора исследования проведен анализ эффективности механизма межгосударственного взаимодействия по критерию сроков исполнения направленных запросов, отмечено общее снижение

© Стуканов И. А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.