УДК 94(47).047
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
© 2014 В.Н. Шкунов Поволжский филиал Института российской истории РАН, г.Самара Поступила в редакцию 15.09.2014
Статья посвящена проблемам развития внешней торговли России в период Первой мировой войны. Особое внимание уделено причинам смещения каналов внешнеторговых операций, а также поиску правительственными и торговыми кругами новых рынков сбыта в обход территорий боевых действий. Ключевые слова: Первая мировая война, внешняя торговля, внешнеторговые операции, Россия.
Исторический опыт свидетельствует, что войны между странами способны нанести сокрушительный удар по внешнеторговым связям. Вместе с тем внешняя торговля, развивающаяся по собственным законам, даже в крайне неблагоприятных условиях может найти выход из тяжелой ситуации, преодолеть негативные условия и преграды, открыть новые каналы внешнеторговых связей. Как правило, падение объемов внешней торговли на одних направлениях в короткие сроки компенсируется наращиванием внешнеторговых связей на других направлениях. Не всегда эта компенсация бывает равноценной, но до полного прекращения внешнеторговых отношений в условиях военного времени в мировой истории, как правило, дело не доходило. Это свидетельствует о живучести, гибкости, пластичности внешней торговли, способной, как прегражденная река, найти выход для своего дальнейшего хода. Не стал исключением и период развития отечественной внешней торговли в период Первой мировой войны.
К началу войны в Российской империи бурно развивались сельское и лесное хозяйство, металлургическая промышленность и другие отрасли. Страна поддерживала тесные торгово-экономические отношения с десятками государств мира. Однако в отечественной внешней торговле были и свои проблемы. Ветеран Первой мировой войны генерал Ю.Н. Данилин отмечал в своей книге воспоминаний: «Несмотря на значительное и постоянное увеличение вывоза, баланс нашей внешней торговли в последние годы перед войной под влиянием увеличения спроса стал обнаруживать склонность к переходу из активного в пассивный. Война вызывала потребность в новых огромных заграничных заказах, подлежавших оплате золотом или в золотой валюте; приток же средств из-за границы должен был с открытием военных дей-
Шкунов Владимир Николаевич, доктор исторических наук, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник. E-mail: orientru@mail.ru
ствий резко упасть вследствие закрытия наших западных границ - сухопутных и морских, -приводившего к почти полному прекращению нашей вывозной торговли»1. По этой причине наблюдалась переориентация торговых потоков через другие порты и таможенные посты, находившиеся вне боевых действий. К примеру, в 1914 г. отмечен рост внешнеторговых оборотов в портах Архангельской губернии. В этот год экспортно-импортные операции здесь оценивались в 104478852 руб. (114999780 пуд.).2 Одним из ведущих внешнеторговых партнеров Российской империи на архангельском направлении оставалась Норвегия. Привоз товаров из этой скандинавской страны в 1914 г. оценивался в 2655140 руб., а российский вывоз - в 475755 руб3. В отечественном экспорте преобладали сырьевые товары и полуфабрикаты, которые доставлялись в Архангельск по Северной Двине. В 1914 г. по этой реке были доставлены следующие товары: бревна (9109141 руб.), пшеница (5387148 руб.), доски (840040 руб.), шпалы (429158 руб.), семя льняное (409909 руб.), овес (367203 руб.) и др.4 Значительно меньшие объемы грузов, предназначенных для вывоза за границу, привозились к архангельским портам по Северной железной дороге.
В 1915 г. только через Архангельский порт было доставлено импортных товаров на 347093463 руб.5 Российский вывоз в этот же год оценивался в 141653926 руб.6 Таким образом, общий объем внешнеторговых оборотов через архангельские порты в 1915 г. составил 488747389 руб., что было в 5,1 раза больше, чем в 1914 г. (подсчитано нами. - В.Ш.). Такое кратное увеличение объемов внешнеторговых оборотов через порты Архангельской губернии свидетельствовало о смещении векторов экспорта и импорта в связи с боевыми действиями по европейской границе. И в то же время это являлось ярким подтверждением живучести внешней торговли и ее способности быстро адаптироваться к новым условиям. Именно об этом писал отечественный исследователь А.А. Минин в 1915 г.:
«По лицу всего мира из одних стран в другие переливаются реки товаров, образуя безостановочный круговорот, связывая друг с другом, ставя их в самую тесную зависимость друг от друга».7
Главным внешнеторговым партнером Российской империи к началу Первой мировой войны на европейском направлении была Германия. В предшествующее пятилетие до войны торговый оборот между странами оценивался в 932217885 руб. (привоз из Германии составил 497078482 руб., а вывоз - 435139403 руб.)8. Много это или мало? Если оценивать германский экспорт, то он составлял 44% от общего привоза в Россию в рассматриваемый период, а российский экспорт в Германию оценивался в 29% от общего вывоза9. Прекращение российско-германских внешнеторговых связей с началом войны болезненно ударило по внутреннему рынку Российской империи. Все попытки правительства, предпринимательских кругов компенсировать потери за счет переориентации на США, Великобританию и другие страны не смогли в полной мере достичь поставленной цели.
Судя по дневниковым записям императора Николая II, высшее руководство страны в самом начале войны не представляло, к каким пагубным последствиям приведет обострение международных отношений в Европе. Так, в своем дневнике император писал 27-го июля 1914 г.: «Мама (вдовствующая императрица. - В.Ш.) приехала с Ксенией, совершив 9-дневное путешествие из Англии на Берлин, откуда ее не пропустили к нашей границе, затем Копенгаген, через всю Швецию на Торнео и на СПб. Она совсем не устала и в таком же приподнятом настроении, как мы все»10. Это «приподнятое настроение» очень скоро исчезло по мере нарастания, как снежный ком, проблем, в том числе экономических.
Л.Д. Троцкий, внимательно следивший за ходом Первой мировой войны, точно подметил: «Действительность принесла в этом отношении жестокие разочарования. Во-первых, она напомнила, что Германия - третья в мире земледельческая страна; во-вторых, что торговля в военное время, как и в мирное, следует не по указке дип-
ломатов и не по линии национальных симпатий, а по линии максимального барыша. Вывоз Соединенных Штатов в Европу и цифры транзитной торговли скандинавских стран, Италии и Швейцарии доказывают это как нельзя лучше»11.
В годы войны значительно сократился экспорт российских товаров. О его динамике можно судить по следующим данным (табл. 1).
Как видно из табл. 1, общий объем российского экспорта за годы войны снизился более чем в 3 раза. Это свидетельствовало прежде всего о том, что отечественным производителям и торговцам не удалось за короткое время освоить новые рынки сбыта. А во-вторых, общий развал хозяйства, падение производства в целых отраслях российской экономики резко снизили возможности для экспорта. В-третьих, падение объемов импорта отдельных товаров (включая сырье) привело к подрыву производства в текстильной, легкой промышленности и др. Наконец, многие отечественные промышленные предприятия были переведены на выпуск исключительно военной продукции. И даже, казалось бы, вполне «мирные» заводы и фабрики были переориентированы на нужды фронта. В комплексе все эти причины и привели к снижению объемов внешнеторговых оборотов России.
Нужды армии и флота в годы войны были колоссальными. Приведем некоторые статистические данные. К октябрю 1917 г. суточный расход на армию и флот определялся следующими показателями: мука - 600000 пуд., крупа -125000 пуд., мясо - 125000 пуд., жиры - 50000 пуд., овес - 500000 пуд., сено - 1500000 пуд. Чтобы все это доставить на линию фронта, ежедневно требовалось 60 поездов по 50 вагонов каждый12. Следует также принять во внимание и то, что в тылу семьи военнослужащих, находившихся на фронте, получали продовольственные пайки. Гигантские потребности фронта подрывали национальную экономику, выхолащивали внутренний рынок и, естественно, негативно отражались на внешней торговле России.
Крайне сложная ситуация сложилась и на финансовом рынке. За годы войны рубль обесценился в три раза.13 Военные расходы практи-
Таблица 1. Динамика российского экспорта в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.), в тыс. руб.*
Годы Продукты питания Сырье и полуфабрикаты Животные Промышленные изделия Итого
1909-1913 879 588 400 027 26 316 20 877 1 422 807
1914 492 080 339 074 12 918 22 032 866 104
1915 169 122 130 814 5 14 074 314 015
1916 155 511 293 192 172 27 557 476 432
1917 51 466 383 814 5 28 678 463 963
*Кауфман М.Я. Внешняя торговля России (1918-1921 гг.). П.: Академическое издательство, 1922. С.5.
чески обескровили государственный бюджет. За 40 месяцев войны государство потратило на военные нужды 50,5 млрд. рублей. Для того чтобы осознать эти объемы, достаточно сказать, что вся стоимость добытого к этому времени на земле золота составляла 25 млрд. руб. (1 млн. пуд.)14.
Заметим, что участие государств в Первой мировой войне по-разному отразилось на развитии их внешней торговли: одни страны понесли существенные потери, а другие, напротив, сумели извлечь немалую прибыль. Ниже приводим таблицу, где приведены данные о динамике внешней торговли ведущих стран-участниц военных действий 1914-1918 гг. (табл. 2).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что наибольшие потери во внешней торговле понесли Россия и Голландия. США, напротив, за годы войны увеличили свой экспорт практически в 1,5 раза при росте импорта в 1,7 раза (подсчитано нами. - В.Ш.). Общее увеличение национального богатства за годы войны в США оценивалось в 40%, а в Японии - в 25%15.
Однако к статистическим сведениям по внешней торговле в период войн следует относиться с определенной осторожностью: любые
сведения окажутся неполными по причине отсутствия данных по контрабанде. А ее объемы были внушительными. Все торговцы, имевшие деловые отношения с зарубежными партнерами, не желали терять прибыль и сворачивать свои торговые операции в период боевых действий. Их торговая деятельность «уходила в тень», находила обходные пути, мимикрировала, приспосабливаясь к новым, порой крайне неблагоприятным, условиям. Часто торговцы открывали новые каналы торговых связей с зарубежными партнерами, изыскивали безопасные пути доставки товаров или их сбыта. В годы войны на внутреннем рынке России можно было встретить товары из Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и других стран-противников. Разумеется, они попадали на отечественный рынок не напрямую, а через третьи страны. На огромной прифронтовой территории по всей западной границе России внешнеторговые операции были практически свернуты. К концу 1917 г. из экономической жизни России были выведены (в результате утраты) огромные территории с исторически сложившимися внешнеторговыми путями. Речь идет о потере территорий
Таблица 2. Внешняя торговля ведущих государств в 1914-1918 гг.
Государство 1913 1914 1915 1916 1917 1918
Импорт
Великобритания (млн.ф. ст.) 659 601 753 851 994 1285
Франция (млрд. франков) 8.4 6.4 11.0 20.6 27.6 22.3
Россия (млрд. рублей) 1.37 1.10 1.14 1.75 1.97 0.92
США (млрд. долларов) 1.79 1.79 1.78 2.39 2.95 3.03
Голландия (млрд. гульденов) 3.90 2.83 1.87 1.71 0.79 0.60
Швейцария (млрд. франков) 1.92 1.48 1.68 2.38 2.41 2.40
Экспорт
Великобритания (млн.ф. ст.) 525 431 385 506 527 501
Франция (млрд. франков) 6.9 4.9 3.9 6.2 6.0 4.7
Россия (млрд. рублей) 1.52 0.96 0.40 0.57 0.46 0.07
США (млрд. долларов) 2.48 2.11 3.56 5.48 6.23 6.15
Голландия (млрд. гульденов) 3.07 2.49 1.33 0.83 0.82 0.38
Швейцария (млрд. франков) 1.37 1.19 1.67 2.45 2.32 1.96
*Мировая война в цифрах. М.-Л.: Государственное военное издательство, 1934. С.60-61.
в 842000 кв. км с населением в 31050 тыс. чел.16 Именно по этой причине в 1914-1917 гг. особое значение для России приобрело восточное направление отечественной внешней торговли.
Значительные объемы товаров проходили через Сибирь и Среднюю Азию. Еще до начала войны здесь были открыты дипломатические представительства некоторых зарубежных стран. В сибирских, дальневосточных и среднеазиатских городах находились иностранные консулы следующих государств мира: Великобритании - во Владивостоке, Красноярске, Енисейске и Омске; Германии - во Владивостоке, Омске и Томске; Греции - во Владивостоке и Иркутске; Дании - в Омске; Италии - во Владивостоке; Китая - во Владивостоке; Нидерландов - во Владивостоке и Томске; Норвегии - во Владивостоке; Ирана - в Ашхабаде; Франции - во Владивостоке; Швеции - во Владивостоке и Омске; Японии - во Владивостоке и Николаев-ске-на-Амуре17. Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия с их несметными богатствами представляли значительный интерес для зарубежных предпринимателей. Отсюда за рубеж в огромных количествах вывозились сырьевые товары. Так, из Приморской области экспортировался лес в Австралию, Корею, Англию, британские колонии, Китай, Японию, Германию и т.д.
На рубеже 1913-1914 гг. отечественные предприниматели усилили внимание к Монголии с ее колоссальным скотоводческим потенциалом. В одной из дореволюционных монографий отмечалось, что Россия еще слабо продвигает свои капиталы в Монголию, а это может привести к тому, «что и в Монголии иностранный капитал - японский, западноевропейский, американский и тот же китайский - опередит русскую предприимчивость по части широкой эксплуатации местных богатств. Время еще не упущено, но не надо и в данном случае забывать изречение Великого Петра, что «промедление в делах - смерти подобно невозвратной»18. Действительно, с началом войны предпринимательские круги России рассматривали планы продвижения в глубь монгольских степей, расширения российско-монгольской торговли, на которую в 1910 г. приходилось всего 15% от объемов всей внешней торговли Монголии19.
В качестве альтернативы европейскому направлению отечественной внешней торговли, прерванному в связи с боевыми действиями, российские власти и предприниматели в рассматриваемый период высоко оценивали перспективы Северного морского пути через сибирские реки и Карское море. Еще 24 января 1913 г. в Отделе торгового мореплавания при Министерстве торговли состоялось особое межведомственное совещание, которое установило, что
«поощрение торговых плаваний к устьям сибирских рек через Карское море путем предоставления таможенных льгот по ввозу иностранных товаров является мерой, не достигающей цели и во всех отношениях не желательной».20 Однако вскоре такой подход показался ошибочным. У сторонников активного использования Северного морского пути появилось много сторонников после удачного плавания парохода «Кор-рект» с торговой экспедицией в устье Енисея, в которой участвовали Ф. Нансен, С.В. Востротин, представители министерств торговли и промышленности и путей сообщения.
Другим перспективным направлением внешней торговли в период Первой мировой войны стало кульджинское направление торговых связей с Китаем, Тибетом и Пенджабом. Еще в довоенные годы в Семиречье активизировали свою торгово-экономическую деятельность отечественные предприниматели и торговцы. Более того, в промышленных и властных кругах России все чаще раздавались призывы «вернуть» Синьцзян, но не военной силой, а путем приобретения этой провинции у китайского правительства. Ежегодный вывоз российских товаров в Китай через Синьцзян оценивался в 5 780 194 руб., а ввоз китайских товаров - в 7322347 руб.21 Наконец, в годы войны особое значение приобрело среднеазиатское направление отечественной внешней торговли. Российский Туркестан динамично развивался, и это стимулировало внешнеторговые операции по всей азиатской границе с Ираном, Афганистаном и Индией. Так, из Хивинского ханства вывозились следующие товары: хлопок-сырец (800 тыс. пуд.), семена люцерны (200 тыс. пуд.), рыба (50 тыс. пуд.), ковры, паласы, кошмы, халаты (30 тыс. пуд.), рис (60 тыс. пуд.), каракуль (до 1000 пуд.) и т.д.22
Генеральный консул Российской империи в Калькутте К.Д. Набоков сообщал в Третий политический отдел Министерства иностранных дел 24 октября 1914 г. о состоянии торговли в Индии и перспективах российско-индийской торговли после войны23. В частности, консул направил в столицу Меморандум Статистического департамента Индии о торговле с Германией и Австро-Венгрией. Поскольку война прекратила торговые связи Индии с этими государствами, «здешнее правительство, торговые и промышленные круги принимают меры к заполнению образовавшегося в импорте и экспорте пробела путем изыскания новых рынков сбы-та...»24. В этой связи К.Д. Набоков выразил свое мнение: «Я не берусь судить, насколько этот вопрос заинтересует наши торговые круги, но склонен думать, что ознакомление их с Меморандумом пробудит интерес к индийскому рынку, на котором наша торговля представлена пока столь
слабо»25 . В Россию из Индии в годы войны доставлялись джутовые изделия, индиго, чай, хлопок-сырец и др.
Еще до войны Российская империя имела очень разветвленные и широкие дипломатические и торгово-экономические связи со многими государствами мира. В отдельных странах находилось более десятка отечественных дипломатических представительств разного ранга. К примеру, во Франции российские вице-консульства, генеральные консульства, консульства и консульские агентства располагались в 27 городах, а Франция была представлена дипломатическими учреждениями в 40 российских городах (включая Польшу и Финляндию. - В.Ш.)26. Отечественные консульские учреждения можно было встретить даже в самых отдаленных и экзотических уголках планеты, как, например, на острове Тринидад, на Бермудах, на острове Святого Маврикия, на Занзибаре, в Рангуне (Бирма) и т.д. Консульские учреждения открывались прежде всего там, где присутствовали торгово-экономические интересы России. С началом войны дипломатические и консульские отношения, как, впрочем, и внешнеторговые, на отдельных направлениях были полностью прерваны. Вполне естественно, что утратили юридическую силу и некоторые межгосударственные торговые договоры, заключенные Российской империей с другими странами. До начала войны Санкт-Петербург имел официальные двусторонние торговые договоры с 28 государствами (подсчитано нами. - В.Ш.)27. Прерывание официальных отношений вследствие войны, разрыв или приостановка двусторонних договоров негативно отразились на торгово-экономических отношениях России со многими странами мира.
Окончание Первой мировой войны и установление новых границ между государствами были зафиксированы в Версальском мирном договоре. Распад 4-х империй, образование новых государств в Европе, передел колониального мира, экономический хаос в некоторых странах, принимавших участие в боевых действиях, - все эти
новые реалии, безусловно, отразились на дальнейшем ходе развития международных экономических отношений. На примере России видно, что в условиях войны внешняя торговля подвержена серьезным испытаниям. Она испытывала на себе мощное воздействие внешних факторов, но в силу своей живучести быстро приспосабливалась к неблагоприятным условиям.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Данилов Ю.Н. Россия в мировой войне 1914-1915 гг. Берлин: Книгоиздательство «Слово», 1924. С.28.
2 Обзор Архангельской губернии за 1914 год. Архангельск: Губернская типография, 1915. С.82.
3 Там же. С.84.
4 Там же. С.88.
5 Обзор Архангельской губернии за 1915 год. Архангельск: Губернская типография, 1916. С.83.
6 Там же. С.88.
7 Минин А.А. Война, хозяйство и кооперация. М.: Типография А.И.Мамонтова, 1915. С.8-9.
8 Кауфман МЯ. Внешняя торговля России (1918 - 1921 гг.). П.: Академическое издательство. 1922. С.3.
9 Там же.
10 Дневники императора Николая II: 1868-1918. М.: Орбита. 1991. С.478.
11 Троцкий Л.Д. Сочинения. Т.9: Европа в войне (1914-1918 гг.). М.-Л. С.30.
12 Россия в Мировой войне 1914-1918 года (в цифрах). М.: Центральное статистическое управление, 1925. С.6.
13 Там же.
14 Там же. С.5.
15 Там же. С.9.
16 Мировая война в цифрах М.-Л.: Государственное военное издательство, 1934. С.94.
17 Шталь, барон. Сибирский торгово-промышленный ежегодник, 1914-1915. Петроград: Типография АО «Аргус», 1916. С.86.
18 Там же. С.148-149.
19 Там же. С.169.
20 Там же. С.181.
21 Там же. С.202.
22 Там же. С.248.
23 АВПРИ, ф.147 «Среднеазиатский стол», оп.485, д. 1125. Л.12-14.
24 Там же. Л.12.
25 Там же.
26 Справочная книга по торгово-промышленной части для императорских российских консулов. СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1912. С.392, 411-413.
27 Там же. С.416-419.
FOREIGN TRADE OF RUSSIA DURING THE FIRST WORLD WAR
© 2014 V.N. Shkunov
Volga Branch of Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Samara
The article deals with the problems of Russia's foreign trade during the First World War. The special attention is paid to the reasons of transition of the foreign trade channels, as well as to the searches for new sales markets remote from areas of military actions by governmental and trade circles. Keywords: World War I, foreign trade, foreign trade operations, Russia
Vladimir Shkunov, Doctor of History, Doctor of Pedagogical Sciences, Chief Research Fellow. E-mail: orientru@mail.ru