экономические Беляев Сергей Александрович
науки ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ ...
УДК 339.92
DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0014
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ НА ФОНЕ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНОГО КРИЗИСА
© 2020
AuthorlD: 806692
SPIN: 6781-7835
Беляев Сергей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, [email protected])
Аннотация. Отношения России с государствами, расположенными на континенте Южной Америки, в условиях структурного, развившегося на фоне санкций, претерпели некоторые изменения. Ранее политика России по отношению к латиноамериканским странам носила дружественный характер, как и сейчас, но усиление интеграционных процессов и попытки расширения внешнеторговых связей активизировались в последние годы. Причиной этому стала необходимость поиска импортеров некоторых видов продовольственной продукции и сельскохозяйственного сырья для внутреннего рынка России из-за объявления продовольственного эмбарго в адрес стран, поддержавших антироссийские санкции. Южноамериканский рынок для России с точки зрения продажи экспортной продукции является не выгодным в силу логистических причин и наличия минерально-сырьевых конкурентов на южноамериканском континенте. Россия способна развивать сотрудничество с латиноамериканскими государствами на волне помощи в реализации проектов в энергетической сфере и поиске точек соприкосновения в противостоянии давлению США. Как показало исследование, кризис проявился в виде снижения товарооборота с большинством стран, сотрудничающих с Россией по внешней торговле, но в 2017-2018 гг. ситуация начала выравниваться. Также было выявлено, что южноамериканские государства в большей степени торгуют внутри континента, с США, Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Развитие внешнеторговых связей является интересным и перспективным как для России, так и для южноамериканских стран.
Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, Бразилия, Эквадор, Чили, Аргентина, энергетика, продовольственные товары.
RUSSIA'S FOREIGN TRADE WITH SOUTH AMERICAN COUNTRIES AGAINST THE BACKGROUND OF THE STRUCTURAL CRISIS
© 2020
Belyaev Sergey Aleksandrvich, candidate of historical Sciences, associate Professor
of Economics and management Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected]) Abstract. Russia's relations with the States located on the continent of South America, in terms of structural, developed against the backdrop of sanctions, have undergone some changes. Previously, Russia's policy towards Latin American countries was friendly, as it is now, but the strengthening of integration processes and attempts to expand foreign trade relations have intensified in recent years. The reason for this was the need to find importers of some types of food products and agricultural raw materials for the domestic market of Russia because of the announcement of the food embargo against countries that supported the anti-Russian sanctions. The South American market for Russia in terms of sales of export products is not profitable due to logistical reasons and the presence of mineral competitors on the South American continent. Russia is able to develop cooperation with Latin American States in the Wake of assistance in the implementation of projects in the energy sector and the search for common ground in opposition to US pressure. As the study showed, the crisis manifested itself in the form of a decrease in trade turnover with most countries cooperating with Russia on foreign trade, but in 2017-2018 the situation began to level out. It was also revealed that South American States trade more within the continent, with the US, China and Southeast Asian countries. The development of foreign trade relations is interesting and promising for both Russia and South American countries.
Keywords: foreign trade, foreign trade turnover, exports, imports, Brazil, Ecuador, Chile, Argentina, energy, food products.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Санкционные ограничения в адрес России стали причиной поиска альтернативных рынков для сбыта энергетических ресурсов - нефти и газа [1]. Введение экономических санкций против России западными странами подтолкнула к активизации развития сотрудничества с латиноамериканскими государствами, расположенными на континенте Южной Америки. Тур российского президента в рамках рабочей поездки по странам Карибского бассейна по пути на саммит стран-участниц БРИКС, проходивший в Бразилии, заставил занервничать политиков и военных в США [2].
Становление многополярного мира, по мнению российской стороны, должно происходить на равных условиях с участием динамично развивающихся экономик мира, в числе которых и экономики некоторых латиноамериканских государств [3].
Следовательно, латиноамериканский курс во внешней политике России является перспективным для стран, участвующих в развитии партнерских связей, и необхо-
димым для подавления агрессивного влияния США на внутриполитические и экономические процессы в странах южноамериканского континента и сдерживания попыток дестабилизировать ситуацию в России [4].
Продвижение Россией политики равноправия и построения многополярного мира, где одними из центров в Южной Америке станут экономики Бразилии и Аргентины, укрепляет ее позиции на южноамериканском континенте и позволяет рассчитывать на построение долгосрочных стратегических связей [5].
Поскольку западные санкции подтолкнули к сближению с государствами Южной Америки, актуальным будет проанализировать как изменились показатели внешней торговли России со странами Южной Америки.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Развитие сотрудничества с латиноамериканскими странами для России важно, но в силу политической нестабильности и проблемам социально-экономической нестабильности южноамериканских государств, участие
Belyaev Sergey Aleksandrvich RUSSIA'S FOREIGN TRADE .
economic siceir,ices
в долгосрочных проектах является достаточно рискованным для России [6]. Не смотря на слабеющее воздействие США на страны Южной Америки, американцы могут оказывать влияние за счет спекуляции кредитно-финансовыми институтами, от которых зависит весь мир, а также угрожая наложением санкций за сотрудничество с Россией [7], что ставит под угрозу безопасность российских инвестиций в странах южноамериканского континента.
Латиноамериканские страны для развития внешнеторговых связей по направлению торговли нефтью и газом не вполне подходят России в силу удаленности, поэтому экспорт российских энергоресурсов на латиноамериканский континент из-за логистики является экономически не целесообразным. Россия заинтересована в развитии Сибирских и Дальневосточных территорий и углублении интеграционных связей внутри Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что обуславливает необходимость развития транспортной и портовой инфраструктуры как внутри России, так и участия страны в реализации проектов по развитию транспортной сети в странах Южной Америки для создания транспортных коридоров, связывающих Евразийский континент с Южной Америкой через Тихий океан [8].
Россия ищет партнеров в Южной Америке взамен потерянным европейским импортерам тропических фруктов, для круглогодичных поставок овощей и восполнения недостатка по мясному направлению, в частности, мяса крупного рогатого скота, для чего хорошо подходят южноамериканские государства [9, 10].
С точки зрения налаживания стратегических связей в политических кругах страны Латинской Америки являются важными партнерами, относительно близко расположенными к США, что немаловажно для сдерживания агрессивной политики штатов в отношении нашей страны. Россия помогает ряду латиноамериканских стран в создании технологических и производственных альянсов, повышению степени кооперации в направлениях энергетической сферы (нефтегазовая отрасль, гидроэнергетике и атомной энергетике), развитии металлургии, авиастроения, биофармацевтики и информационных технологий [11].
Как отмечают некоторые авторы, не смотря на нестабильность внутри латиноамериканских государств и логистические сложности, это направление является для России весьма перспективным [12, 13]. МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Оценить изменения во внешней торговле России со странами Южной Америки на фоне развития экономического кризиса в России, ставшего следствием санкционных ограничений в адрес России.
Постановка задания. Анализ динамики показателей внешней торговли между Россией и странами Южной Америки в период 2013-2018 гг.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались статистические материалы сайта о внешней торговле России со странами мира Russian trade [14] и сайтов о международной торговле The observatory of economic complexity [15] и Trading economics [16]. Анализ процессов изменения во внешней торговле России со странами Южной Америки проводился с использованием статистических методов и инструментов исследования, а также различных подходов к исследованию [17]. РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В целом, товарооборот России со странами южноамериканского континента не велик, с Гайаной и Боливией он практически отсутствует, что делает нецелесообразным отражение данных о внешней торговле с ними в анализе. Санкции и структурный кризис оказали негативное
влияние на развитие внешней торговли России со всеми странами мира, но в ходе постепенной стабилизации ситуация в структуре направлений российской внешней торговли изменилась. В подавляющем большинстве направлений в Латинской Америке товарооборот с Россией имеет тенденцию к сокращению в динамике (рисунок 1), а рост показателя отмечается по отношению к Колумбии, Эквадору и Перу.
Самым крупным партнером России по внешней торговле на южноамериканском континенте является Бразилия, втрое меньше объемы товарооборота отмечаются между Россией и Эквадором.
В четыре раза ниже товарооборот с Аргентиной, в 4,3 раза относительно Бразилии ниже товарооборот с Чили. Следует отметить, что до развития политического и социально-экономического кризиса в Венесуэле, она была вторым по величине товарооборота партнером России в Южной Америке, но на данный момент партнерство с Венесуэлой практически прекратилась.
Рисунок 1 - Динамика товарооборота между Россией и странами Латинской Америки, млн. долл.
США
Максимальный прирост товарооборота произошел по чилийскому направлению (+58,7%). Товарооборот с Эквадором увеличился на 10,9%, с Колумбией - на 9,5%. На 3,6% вырос товарооборот с Перу, а с остальными странами товарооборот сократился. Помимо Венесуэлы, крупное сокращение произошло в отношении Уругвая (-48,5%), Парагвая (-22,2%) и Аргентины (-16,9) [14]. Средний товарооборот за 2013-2018 гг. превысил 1 млрд. долл. США с Бразилией, Эквадором и Аргентиной, от 700 до 950 млн. долл. США составил по отношению к Парагваю, Чили и Венесуэле, а ниже 500 млн. с Перу, Колумбией и Уругваем. Тенденции к снижению товарооборота в 2017-2018 гг. начинают переламываться, поэтому следует предположить, что в перспективе объемы внешней торговли России со странами Южной Америки превысят докризисные показатели.
Что касается сальдо торгового баланса, то положительный показатель отмечается с Венесуэлой, Колумбией и Перу, с остальными странами импорт в Россию преобладает над экспортом. Россия экспортирует в страны Южной Америки, в основном, минеральные продукты, продукцию химической промышленности и металлы (в качестве исключения - Венесуэла, куда экспортируется продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье). В обратную сторону идут продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, причем, в структуре импорта из латиноамериканских стран на долю продовольствия и сельскохозяйственного сырья приходится более 90% от объемов импорта) [14].
Для России наиболее весомым среди стран Южной Америки является товарооборот с Бразилией, Эквадором, Аргентиной и Чили, при этом для этих стран Россия не является важным торговым партнером. Наиболее значимыми для них являются другие партнеры, которые представлены в таблице 1, с которыми объем экспорта/ импорта превысил в 2018 г. 1,5 млрд. долл. США (для
62
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)
экономические науки
Беляев Сергей Александрович ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ ...
Бразилии 4,0 млрд. долл. США).
Таблица 1 - Основные торговые партнеры южноамериканских стран в 2018 г.
Страна Экспорт Импорт
Страны (цоля в структуре, %) Продукция Страны Продукция
Аргентина Бразилия (19,0%), США (7,1%), Китай (7,0%), Чили (5,0%), Вьетнам (3,5%), Алжир (2,9%), Нидерланды (2,8%), Индия (2,7%), Испания (2,6%). Россия (1,3%). Отходы пищевой промышленности и корма для животных, злаки, транспортные средства, растнтель- масла, минеральное топливо, мясо и мясопродукты, жемчуг и драгоценные металлы и камни, рыба, ракообразные, моллюски и др. Бразилия (24,0%), Китай (19,0%), США (12,0%), Германия (5,2%), Парагвай (3,4%), Мексика (2,9%), Италия (2,4%). Россия (0,8%). Транспортные средства, машины, ядерные реакторы, котлы, электрооб-рудование, минеральное зерно, семена, продукция органической химии, пластик, фармацевтическая продукция и ДР-
Бразилиа Китай (27,0%), США (12,0%), Аргентина (6,3%), Нидерланды (5,5%), Чили (2,7%), Германия (2,2%), Испания (2,2%), Мексика (1,9%), Япония (1,8%). Россия (0,7%) Масличные, зерно, минеральное топливо, рудный шлак и зола, машины, ядерные реакторы и котлы, мясо и мясопродукты, транспортные средства, нцеллюлоза, сахар, отходы пищевой промышленности и корма для животных, кофе, чай и др Китай (19,0%), США (16,0%), Аргентина (6Д%), Германия (5,9%), Бразилия (4,1%), Южная Корея (3,0%), Мексика (2,7%), Италия (2,5%). Россия (1,9%). Минеральные продукты, электрооборудование, машины, ядерные реакторы, котлы, транспортные средства, продукция органической химии, корабли и другие плавучие сооружения, удобрения, пластик, фармацевтическая продукция
Эквадор США (31,0%), Перу (7,5%), Китай (6,9%), Чили (6,8). Россия (3,9%). Минеральные продукты, рыба, ракообразные, моллюски, фрукты и орехи, мясо и мясопродукты и др. США Г" П" , Китай (19,0%), Колумбия (8,0%). Россия (1,4%). Минеральные продукты, машины, ядерные реакторы, транспортные средства, электрооборудование, пластик, продукция и др.
Китай (34,0%), США (14,0%), Япония (9,5%), Южная Корея (5,9%), Бразилия (4,6%), Перу (23%). Рудный шлак и зола, медь, фрукты и орехи, рыба, ра- древесина, продукция неорганической химии, спиртные напитки и уксус, жемчуг и драгоценные металлы и камни, мясо и мясопродукты, транспортные средства, минеральное то- Китай (24,0%), США (19,0%), Бразилия (93%), Аргентина (4,7%), Германия (4,0%), Япония (3,5%), Мексика (3,4%), Южная Корея (2,6%), Испания (23%), Эквадор (22%). Россия (0,1%). Минеральные продукты, транспортные средства, машины, ядерные реакторы, котлы, электрооборудование, пластик, предметы одежды и обуви, железо и сталь, фармацевтическая продук-цияидр.
Источник: Составлено автором на основе данных The observatory of economic complexity [15] и Trading economics [16]
Очевидно, что Россия для южноамериканских стран, товарооборот с которыми для нашей страны наиболее значителен на южноамериканском континенте, не может конкурировать по значимости во внешней торговле с США и Китаем. Для Аргентины Россия по экспорту и импорту выходит за пределы первой двадцатки. Для Бразилии роль России в импорте значительнее, чем в экспорта (13 позиция против 32), что свидетельствует о более активном сотрудничестве по замещению недостатка продовольствия в России в рамках санкционной борьбы с западными странами и о том, что Россия для Бразилии может предложить намного меньше, чем Китай, США и соседние латиноамериканские страны. Для Эквадора роль России в экспорте довольно значительна, поскольку мы входим в первую десятку по основным направлениям экспорта, т.е. в Россию Эквадор импортирует довольно много тропических фруктов и морепродуктов. В импорте позиции России находятся на 16 месте, что в совокупности может говорить об относительно тесном сотрудничестве России и Эквадора по внешней торговле. С Позиции России в экспорте Чили находятся на 16 месте, а в импорте на 52. Южноамериканские страны активно торгуют с соседями по континенту, с Мексикой, со странами Европы, особенно имеющими выход к морю. Также довольно активно строится внешняя торговля со странами Юго-Восточной Азии, Японией, Индией и даже Турцией, которая опережает Россию по позициями в некоторых латиноамериканских странах.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. На данный момент взаимное сотрудничество России и южноамериканских стран пока остается слабым, хотя перспективы для этого весьма интересны обеим сторонам. Китай в своей политике по отношению к латиноамериканским государствам достиг существенно больших успехов, чем Россия [18, 19]. Также по-прежнему зависимость латиноамериканских стан от США в плане финансов довольно сильна, о чем также свидетельствуют и показатели внешней торговли, но в то же время, южноамериканские государства строят активную торговлю внутри континента и через океан со странами Европы и Юго-Восточной Азии. С точки зрения стратегического планирования наиболее прием-
лемым для России сейчас является вариант внешнеполитической деятельности, основанный на диверсификации внешнеполитического курса, который не требует высокой ресурсной базы, возможности выступать в роли мирового гаранта безопасности и быть лидером в инновационном развитии среди мировых держав [20].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Россия для южноамериканских государств является интересным партнером с точки зрения расширения внешнеторговых связей на евразийский континент и потенциальным рынком для диверсификации торговли в сторону снижения зависимости от США. Для России на фоне проявлений структурного кризиса латиноамериканские государства позволяют заместить виды продовольственной продукции, производство которых в России не возможно в силу климатических и иных причин. С точки зрения усиления интеграционных процессов в бизнесе и производстве Россия является полезной для южноамериканских государств в развитии энергетики и военно-промышленного комплекса. Роль России во внешнеторговой политике южноамериканских государств на данный момент является довольно слабой, но курс на расширение внешнеполитического взаимодействия со странами Южной Америки на условиях строительства многополярного мира позволит усилить позиции России в регионе.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Развитие отношений России со странами латиноамериканского континента будет зависеть от множества факторов, как внешнеполитических и возможности США оказать влияние на ситуацию, так и экономических. Исследования в области развития внешнеторговых отношений России со странами Южной Америки имеют высокую актуальность, что связано с изменением структуры мировых рынков и переделом сфер влияния мировых сверхдержав.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ЯноваЕ.А., Кудрявцева А.А., Михалевский Д.А. Аспекты введения санкций против России: основные понятия, причины, последствия //Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 2-2 (24). С. 132-141.
2. Аветисян Э.Г. Влияние западных санкций на отношения России и стран Латинской Америки // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2016. № 7. С. 6-10.
3. Погорельский А.В. Отношения России со странами Латинской Америки в условиях становления многополярного мира // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. № 2 (12). С. 136-144.
4. Троянский М.Г. Современный латиноамериканский вектор внешней политики России // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2018. № 3 (17). С. 17-32.
5. Емельянов А.И. Латинская Америка: зарождение нового геополитического центра силы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 21-32.
6. Шуракова Н.Н. Латинское трио и Россия: основные направления развития экономических отношений и их перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 9. С. 123-131.
7. Шитова Т.В., Кузькин М.В., Семушев Д.А. Актуальные проблемы влияния западных санкций на отношения России и стран Латинской Америки // Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 141-142.
8. Курганов В.М., Серов А.А., Моралес В.Д. Модели кластеризации в дифференциации транспортных связей России и стран Латинской Америки // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2017. № 6 (58). С. 55-63.
9. Жамалетдинов И.Т. Новое решение для экономии сырья в мя-сопереработке //Мясные технологии. 2017. № 6 (174). С. 33-35.
10. Качан С.Д. Влияние экономических санкций на экономику российской федерации, контр-санкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки. 2017. № 3. С. 179-180.
11. Яковлев П.П. Стратегическое партнерство России со странами Латинской Америки: тенденции и контртенденции // Перспективы. Электронный журнал. 2016. № 1 (5). С. 40-51.
12. Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. Перспективы сотрудничества России со странами Латинской Америки // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 2. С. 26-30.
13. Ilyushkina N.A. Trade and economic relations ofRussia with the countries of Latin America // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2019. № 3 (28). С. 8-10.
14. Внешняя торговля России. Russian trade. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian-trade.com/ (Дата обращения 09.12.2019 г.).
Belyaev Sergey Aleksandrvich RUSSIA'S FOREIGN TRADE ...
economic sceinces
15. The observatory of economic complexity. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oec.world/ru/profile/country/ (Дата обращения: 09.12.2019 г.).
16. Trading economics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/ (Дата обращения: 09.12.2019 г.).
17. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев и др. — Курск: КГМУ, 2017. -164 с.
18. Новиков Д.П. Россия, Китай и тихоокеанские страны Гатинской Америки: возможности для многостороннего сотрудничества в АТР //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 1. С. 241-259.
19. Кузьмина В.М. Анализ форм сотрудничества ГАКБ и России в условиях глобализации // Научный руководитель. 2017. № 5 (23). С.
20. Кравченко Л.И. Проектирование внешнеполитической стратегии Российской Федерации в Латинской Америке // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2016. № 767. С. 53-66.
Статья поступила в редакцию 15.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020
41-54.
64
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)