Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ИСПАНИИ В 2008 - 2019 ГГ. И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА'

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ИСПАНИИ В 2008 - 2019 ГГ. И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2151
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / SPAIN / ECONOMY / FOREIGN TRADE / EXPORTS / IMPORTS / INTERNATIONALIZATION / PRODUCT STRUCTURE / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникина Александра Михайловна

Испания - промышленно развитая страна, член Европейского союза, активно развивающая внешнеторговую деятельность, последнее десятилетие уделяющая особое внимание развитию экспорта и интернационализации испанских компаний. В статье приводятся основные макроэкономические показатели, анализируется внешняя торговля Испании в период с 2008 г. по 2019 г., с акцентом на экспортные операции, рассматривается динамика экспортно-импортных операций, географическая и товарная структура ВЭД. Затрагивается вопрос успешной реализация государственной политики по интернационализации испанских компаний, увеличению объемов экспорта, а также его географической и товарной диверсификации. Выделяются основные механизмы государственной поддержки экспорта на институциональном уровне, способствующие решению поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN TRADE OF SPAIN IN 2008-2019 AND INTERNATIONALIZATION OF BUSINESS

Spain is a developed industrial country, a member of the European Union, which has successfully extended foreign trade activities paying special attention to boosting exports and facilitating internationalization of Spanish companies in the last decade. The article presents the major macroeconomic indicators, analyzes Spanish foreign trade from 2008 till 2019 focusing on export operations, and examines the changes in export-import operations and the geographical and commodity structure of foreign trade activities. The article raises the issue of successful implementation of the government policy for business internationalization and export growth with its geographical and commodity diversification. The key export support measures at the institutional level that contribute to the solution of the tasks are identified.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ИСПАНИИ В 2008 - 2019 ГГ. И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА»

Внешняя торговля Испании в 2008 - 2019 гг. и интернационализация бизнеса

Александра Михайловна АНИКИНА, УДК 339.5(460)

Торговое представительство Российской Федерации в ББК 65.428(4Исп)

Королевстве Испания (Испания, 28006, Мадрид, А-670 ул. Карбонеро и Соль, 8) - консультант, e-mail: [email protected]

Аннотация

Испания - промышленно развитая страна, член Европейского союза, активно развивающая внешнеторговую деятельность, последнее десятилетие уделяющая особое внимание развитию экспорта и интернационализации испанских компаний. В статье приводятся основные макроэкономические показатели, анализируется внешняя торговля Испании в период с 2008 г. по 2019 г., с акцентом на экспортные операции, рассматривается динамика экспортно-импортных операций, географическая и товарная структура ВЭД. Затрагивается вопрос успешной реализация государственной политики по интернационализации испанских компаний, увеличению объемов экспорта, а также его географической и товарной диверсификации. Выделяются основные механизмы государственной поддержки экспорта на институциональном уровне, способствующие решению поставленных задач.

Ключевые слова: Испания, экономика, внешнеэкономическая деятельность, экспорт, импорт, интернационализация, товарная структура, диверсификация.

Foreign trade of Spain in 2008-2019 and internationalization of business

Alexandra Mikhailovna ANIKINA,

Trade Representation of the Russian Federationin the Kingdom of Spain

(8 Carbonero y Sol, Madrid, España, 28006) - consultant, e-mail: [email protected]

Abstract

Spain is a developed industrial country, a member of the European Union, which has successfully extended foreign trade activities paying special attention to boosting exports and facilitating internationalization of Spanish companies in the last decade. The article presents the major macroeconomic indicators, analyzes Spanish foreign trade from 2008 till 2019 focusing on export operations, and examines the changes in export-import operations and the geographical and commodity structure of foreign trade activities. The article raises the issue of successful implementation of the government policy for business internationalization and export growth with its geographical and commodity diversification. The key export support measures at the institutional level that contribute to the solution of the tasks are identified.

Keywords: Spain, economy, foreign trade, exports, imports, internationalization, product structure, diversification.

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

По данным Национального института статистики Испании, ВВП Испании в 2019 году увеличился на 2,0%, что соответствует официальным прогнозам Банка Испании и МВФ. При этом в предыдущие годы темпы роста экономики Испании были выше. Так темп роста ВВП в 2018 г. составил 2,4, в 2017 гг. достиг 2,9% и в 2016 г. был 3%.

Объем ВВП Испании в 2019 г. в текущих ценах составил 1244757 млн евро, увеличившись на 3,5% по отношению к 2018 г. Среди основных факторов, оказывавших влияние на экономику Испании, в последние годы можно выделить: сохраняющийся высокий уровень безработицы (13,8% в 2019 г.), торговые споры между Испанией и США, экономические последствия Брексита, а также геополитические риски.

Деловой климат в Испании благоприятный. В рейтинге Всемирного Банка Doing Business Испания занимает 30 место среди 190 оцениваемых стран.

Экономика Испании является 5 по величине в ЕС и 12 в мире. Основными локомотивами роста выступают внутреннее потребление, развитие туризма и внешней торговли.

Следует отметить, что Испания тяжело перенесла серьезный и длительный экономический кризис (2008-2012 гг.), одним из последствий которого явилась крайне высокий уровень безработицы в стране, особенно среди молодежи, приблизившейся в 2013 г. к 27% экономически активного населения и падение внутреннего спроса. В этот период рост испанской экономики во многом осуществлялся за счет внешнего спроса, который компенсировал падение внутреннего. В момент кризисных лет очевидным представился факт необходимости структурных реформ, направленных на стимулирование активности бизнеса и дальнейшее увеличение объемов национального экспорта. С этой целью было необходимо повысить эффективность институциональной поддержки предпринимательства, включая доступ к информации, предоставление консультаций, содействие в продвижении услуг на внешних рынках. Для решения данных задач в 2013 году в Испании был принят Закон о поддержке предпринимателей и интернационализации бизнеса, во многом модернизировавший существующие механизмы поддержки экспорта и решающий одну из основных структурных проблем, препятствующих развитию ВЭД испанских компаний, а именно трудности с доступом к финансированию.

Действительно, в современном мире «экспортная деятельность рассматривается как важнейших фактор повышения динамизма и конкурентоспособности промышленного производства, укрепления позиций страны в глобальной экономике»\ Международные рынки являются важным источником роста в условиях глобализации, характеризующейся усилением рыночной интеграции. Государства уделяют особое внимание данному вопросу, выделяя существенные ресурсы на развитие внешнеэкономической деятельности, в первую очередь экспортных операций, создают специализированные институты, чья деятельность направлена на поддержку компаний -экспортеров.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

29 Q

В настоящее время экономика Испании весьма интернационализирована. Внешнеэкономическая активность страны, и в частности увеличение экспортных операций, определяется, как одно из приоритетных направлений развития экономики страны.

Внешняя торговля Испании характеризуется следующими данными.

По итогам 2019 года, по данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании, товарооборот Испании достиг 612 млрд евро. Экспорт товаров вырос на 1,7% по сравнению с 2018 г. и достиг 290 млрд евро, в то время как импорт увеличился на 1% до 322 млрд евро. Таким образом отрицательное сальдо торгового баланса страны сократилось до 32 млрд евро2.

Необходимо отметить, что на протяжении всего анализируемого периода наблюдается последовательный рост товарооборота Испании и положительная динамика испанского экспорта, за исключением кризисного 2009 года.

350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 О

2006 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 201в г. 2019 г. -экспорт -импорт

Рис.1. Динамика экспорта и импорта Испании в 2008-2019 гг. в млн евро Источник: составлено автором по данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/ ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx дата обращения 22.04.2020.

При этом, проблемным аспектом для внешней торговли Испании является сохраняющееся отрицательное сальдо торгового баланса, во многом в связи с высокой зависимостью страны от энергетических товаров, доля которых в импорте достигает 15%.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Таблица 1

Динамика торгового оборота Испании 2008-2019 гг., в млн евро

Год Экспорт, в млн евро % прироста Импорт, в млн евро % прироста Сальдо

2008 г. 189227,9 2,3% 283387,8 -0,6% -94159,91

2009 г. 159889,6 -15,5% 206116,2 -27% -46226,64

2010 г. 186780,1 16,8% 240055,9 16% -53275,78

2011 г. 215230,4 15,2% 263140,7 10% -47910,37

2012 г. 226114,6 5,0% 257945,6 -2% -31831,04

2013 г. 235814,1 4,2% 252346,8 -2% -16532,71

2014 г. 240581,8 2,0% 265556,6 5,2% -24974,78

2015 г. 249794,4 3,8% 274772,3 3,5% -24977,91

2016 г. 256393,4 2,6% 273778,6 -0,4% -17385,22

2017 г. 276142,9 7,7% 302431,2 10,5% -26288,25

2018 г. 285260,5 3,3% 319647,3 5,7% -34386,79

2019 г. 290089,1 1,7% 322068,7 0,7% -31979,61

Источник: составлено автором по данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/ ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx , дата обращения 22.04.2020.

Структура испанского экспорта в 2019 году была следующая: средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (48,2 млрд евро) - 16,7%, оборудование и механические устройства (21,5 млрд евро) - 7,4%, топливо минеральное (18,1 млрд евро) - 6,2%, электрические машины и оборудование (16,1 млрд евро) - 5,5%, фармацевтическая продукция (11,3 млрд евро) - 3,9%, пластмассы и изделия из них (10,9 млрд евро) - 3,8%, свежие фрукты (8,8 млрд евро) - 3%, предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных (7,6 млрд евро) - 2,6%, мясо и пищевые мясные субпродукты (7,1 млрд евро) - 2,5%, железо и сталь (6,9 млрд евро) - 2,4%3. Более 54% от объемов экспорта Испании пришлись на первые 10 основных товарных групп.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

В целом, с 2008 по 2019 год объемы испанского экспорта увеличились на 53%. При этом, если в 2008 году 60% испанского экспорта пришлось на первые 10 товарных групп, то в 2019 г. уже лишь 54%, что свидетельствует об определенных успехах Испании в реализации целенаправленной работы по развитию экспорта и его диверсификации. Основные товарные группы не претерпели значительных изменений, за исключением предметов одежды и принадлежностей к одежде, кроме трикотажных, вошедших в 2019 году в 10 основных позиций в стоимостном выражении 7652,8 млн евро, в то время как в 2008 году их экспорт едва достигал 2826,0 млн евро. Таким образом рост по данной группе составил 170%. Еще одной товарной группой, по которой значительно увеличился экспорт, является группа: мясо и пищевые мясные субпродукты, экспорт которых в стоимостном выражении составлял в 2008 году 2817, 3 млн евро, а к 2019 г. их экспорт увеличился на 153% достигнув 7149,7 млн евро. Испания является промышленно развитой страной одновременно выступая и одной из основных стран сельхозпроизводителей, экспортирующей свою продукцию. Так, в 2019 году на сектор сельскохозяйственная продукция, включая напитки и табак, пришлось порядка 17% всего испанского экспорта, который в стоимостном выражении достиг 48634,6 млн евро, увеличившись по отношению к 2008 году на 81% (26874,7 млн евро)4.

Основными статьями импорта в Испанию в 2019 году были: топливо минеральное (44400,1 млн евро, 13,8%), средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (40072,5 млн евро, 12,4%), оборудование и механические устройства (31472,2 млн евро, 9,8%), электрические машины и оборудование (26091,7 млн евро, 8,1%), фармацевтическая продукция (14 014,6 млн евро, 4,4%).5 Преимущественно, основные 10 статей испанского импорта оставались неизменными на продолжении всего анализируемого периода с долей в импортных операциях порядка 50% Как мы отмечали выше, высокая потребность Испании в энергетических товарах приводит к тому, что на первой позиции импорта неизменно остаются продукты энергетики, на долю которых в 2019 г. пришлось 14% испанского импорта а в 2008 г. - 19% (55042,1 млн евро).

Внешняя торговля Испании по географическому принципу распределяется следующим образом.

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Географическое распределение испанского экспорта в 2008 году

■ Европа ■ Америкаи Азии

■ Африка ■ Океания илрочее

Географическое распределение испанского импорта в 2008 году

■ Espona ■ Америкам Азии е Африка ■ Океания ■ прочее

Географическое распределение испанского экспорта в 2019 году

■ Европа ■ Америка« Азия

■ Африка ^Океания нпрочее

Географическое распределение испанского импорта в 2019 году

■ Европа ■ Америка^ Азия Африка ■ Океания ■ прочее

Рис.2. Внешняя торговля Испании по географическому принципу Источник: составлено автором по Статистическим данным внешней торговли Госу -дарственного секретариата по торговле Министерства промышленности, торговли и туризма Испании [Электронный ресурс]. URL: http://datacomex.comercio.es/principal_comex_ es.aspx, дата обращения 22.04.2020.

Очевидным представляется тот факт, что испанский экспорт значительно менее дифференцирован по сравнению с импортом. При этом, преимущественно экспортно-импортные операции Испания осуществляет со странами, расположенными на европейском континенте. На их долю приходится более 70% испанского экспорта и порядка 60% испанского импорта, однако, мы можем наблюдать положительную динамку в сторону географической диверсификации внешней торговли. Так, если в 2008 г. национальный экспорт в страны Европейского континента достигал 76%, то в 2019 г. он сократился до 71%, одновременно в период с 2008 г. по 2019 г. увеличилось процентное соотношение поставок в Америку на 2%, в Азию на

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

3%. Таким образом, в 2019 г. экспорт распределялся следующим образом: Европа - 71%, Америка - 11%, Азия - 9%, Африка - 6%, Океания - 1%, в то время как в 2008 г. его география была следующая: Европа - 76%, Америка - 9%, Азия - 6%, Африка - 5%, Океания - 1%. В свою очередь национальный импорт в 2019 году распределился следующим образом: Европа - 60%, Америка - 11%, Азия - 21%, Африка - 8%, в то время как в 2008 г. его география была следующая: Европа -62%, Америка - 10%, Азия - 19%, Африка - 9%. Мы наблюдаем, что за анализируемый период значительных изменений не наблюдается.

Основными торговыми партнерами Испании в экспортно-импортных операциях традиционно выступают непосредственно страны Европейского Союза, на долю которых стабильно приходится более 60% испанского экспорта (65,7% в 2019 г., 63% в 2012 г. 69% в 2008 г.). В первую пятерку стран - торговых партнеров входят Франция, Германия, Италия, Португалия и Великобритания. В 2019 г. внешняя торговля Испании с данными странами распределилась следующим образом:

Таблица 2

Основные торговые партнеры Испании в 2019 году

Страна Экспорт, в млн евро Импорт, в млн евро

Франция 43 892,9 33 413,5

Германия 31 055,6 39 929,4

Италия 23 214,3 20 566,7

Португалия 21 905,3 11 423,8

Великобритания 19 666,4 11 808,2

Источник: составлено автором по данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/ ImportationExportation/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx, дата обращения 22.04.2020.

Следует отметить, что при отрицательном сальдо торгового баланса Испании, во внешнеторговых операциях Испании со странами ЕС отмечается обратная тенденция, а именно положительное сальдо, которое составило в 2019 г. 17 399,3 млрд евро, при экспорте в страны ЕС на сумму 190720,0 млн евро и импорте 173320,7 млн евро. Данная тенденция характерна для последних лет, начиная с 2011 года, когда после отрицательного сальдо предыдущих лет впервые изменился баланс внешнеторговых операций и положительное сальдо составило 3558,4 млн евро, при сумме экспортных операций в страны ЕС в размере 142586,3 млн евро и импорте 139027, 9 млн евро.

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Таблица 3

Географическая структура испанского экспорта 2008-2019 гг., в млн евро

Страна 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Европа 143 171,8 120 744,8 139 092,1 158 650,8 160 515,5 164 130,2

-страны ЕС (28) 131 046,7 110 696,3 126 494,1 142 586,3 143 234,3 147 721,6

-Россия 2 836,9 1 476,3 1 991,3 2 526,3 2 950, 8 2 813,1

Америка 17 761,6 14 289,7 17 843,6 21 361,7 24 353, 2 25 288,8

-США 7 544,4 5 705,9 6 592,5 7 913,7 9 020,3 8 762,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-страны Латинской Америки 9 144,0 7 587,0 10 085,4 12 037,8 13 816,1 15 211,3

Азия, включая страны Ближнего Востока 12 188,4 11 233,8 13 955,5 16 805,0 18 974,6 20 942,3

- Китай 2 152,7 1 986,1 2 663,4 3 387,3 3 784,8 3 943,0

Африка 10 157,6 9 311,6 10 437,1 11 678,7 15 189,4 16 612,0

Океания 1 206,7 950,1 1 246,4 1 736,3 2 388,9 2 694,4

Страна 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Европа 168 166,3 175 959,6 184 780,8 197 545, 5 203 502,5 207 219,5

-страны ЕС (28) 152 846, 6 161 719, 2 170 300, 0 181 384, 6 187 527,4 190 720,0

-Россия 2 583, 0 1 669, 8 1 597, 4 1 914, 9 2 026, 2 2 054, 1

Америка 26 291, 4 28 246, 9 26 638, 1 29 740, 1 30 405, 3 31 393, 8

-США 10 657, 5 11 504, 2 11 371, 3 12 468, 1 12 786, 8 13 739, 8

-страны Латинской Америки 13 992, 7 14 885, 1 13 534, 3 15 232, 8 15 320, 4 15 145, 5

Азия и

страны Ближнего 22 692,0 23 903, 1 23 803, 3 25 451, 2 26 114,4 26 791,9

Востока

-Китай 4 060,2 4 384,0 4 878, 1 5 953, 1 6 278, 4 6 800,8

Африка 16 306, 2 16 181, 5 16 560, 6 17 666, 5 18 554, 4 18 658, 8

Океания 1 798, 8 1 808, 6 1 611, 0 1 999,3 1 915, 2 1 869, 5

Источник: составлено автором по данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/ ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx, дата обращения 22.04.2020.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

Положительная динамика внешнеэкономической деятельности Испании, увеличение экспортных операций, географическая и товарная диверсификация во многом определяется реализацией успешной государственной политики по поддержке экспорта и интернационализации испанских компаний, которая относится к компетенции Государственного секретариата по торговле (Secretaría de Estado de Сошегсю) Министерства промышленности, торговли и туризма Испании (до 2018 г. входящего в состав Министерства экономики, промышленности и конкурентоспособности Испании). Госсекретариат непосредственно руководит деятельностью основных испанских государственных институтов и учреждений, в том числе Торгово-экономическими представительствами Испании в иностранных государствах и пр., участвующих в реализации внешнеэкономической политики Испании и ряда финансовых институтов поддержки экспорта.

К ключевым институциональным организациям относится Испанский институт внешней торговли - Instituto Español de Comercio Exterior (ICEX España Exportación e Inversiones. Основными целями работы ICEX España Exportación e Inversiones в рамках реализации государственной экономической политики являются: способствование развитию внешнеэкономической деятельности Испании и испанских компаний, наряду с повышением их конкурентоспособности на международных рынках, а также привлечение иностранных инвестиций; способствование интернационализации испанских компаний, особенно МСП, сопровождая их во всем процессе интернационализации, путем предоставления разнообразных услуг, необходимых компании на любом этапе выхода на международные рынки; реализация мероприятия, способствующих продвижению испанских технологий и инноваций, а также привлечению инвестиций. ICEX España Exportación e Inversiones является «единым окном» для испанских компаний, стремящихся выйти на экспорт, облегчает доступ иностранных инвестиций на испанский рынок. Имеет региональные зарубежные представительства.6

В рамках данной статьи не представляется возможным подробно рассмотреть работу государственных институтов поддержки экспорта, однако очевидно, что слаженная работа институциональной системы способствовала развитию внешнеэкономической деятельности Испании, увеличению экспорта и повышению интернационализации испанских компаний, которая реализуется весьма эффективно. По данным Министерства промышленности, торговли и туризма Испании, количество компаний, осуществляющих экспортную деятельность, поступательно увеличивается. Так, например, в 2018 г. в Испании 204196 компаний осуществляло экспортную деятельность. Их количество по отношению к 2017 году увеличилось на 26,5% (161392 в 2017 г.), а по отношению к 2012 году, когда их число составляло лишь 137528, их количество увеличилось на 48,5%. Из них количество компаний, впервые осуществивших экспортные операции, составило в 2018 году достигло

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

116431, увеличившись по отношению к предыдущему году на 38% (84352 в 2017 г.) и по отношению к 2012 году, когда их количество составляло лишь 70396, на 65%7. Следует отметить, что в Испании количество МСП достигает 99,8% от всех компаний, зарегистрированных в стране8, в связи с чем автор не выделяет из общего числа компаний-экспортеров компании, относящиеся к МСП.

Исходя из вышесказанного мы видим, что Испания успешно реализует государственную политику поддержки экспорта и интернационализации бизнеса, наращивая экспортные поставки, увеличивая число компаний-экспортеров, поступательно диверсифицирует экспорт, как географически, так и по структуре, чему во многом способствует активная деятельность государственных институтов поддержки экспорта. При этом, несмотря на наличие тенденции к сокращению доли европейских стран в экспортно-импортных операциях Испании, страны Европейского Союза остаются основными торговыми партнерами Испании. Сохраняется отрицательный сальдо торгового баланса Испании, во многом, в связи с высокой энергозависимостью Испании, одновременно, мы наблюдаем, что испанский экспорт в страны ЕС с 2011 года превышает импорт.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. - М.: ВАВТ, 2015.-384 с., стр. 6.

2 Ministerio de Industria, Comercio y Turismo de España, [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx, Режим доступа: дата обращения 20.04.2020.

3 Ministerio de Industria, Comercio y Turismo de España [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://comercio. gob. es/ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/ Historico-boletinesdatos-me.aspx , дата обращения 22.04.2020.

4 Там же.

5 Там же.

6 ICEX España Exportación e Inversiones [Электронный ресурс]. URL: https://www. icex.es/icex/es/navegacion-principal/que-es-icex/que-es-icex/presentacion-de-icex/index.html, дата обращения 01.04.2020.

7 El sector exteior en 2018//Boletín económico, 2019. № 3112 (2019), [Электронный ресурс]. URL: http://www.revistasice.com/index.php/SICE/issue/view/737, С.79

Ministerio de Industria, Comercio y Turismo de España [Электронный ресурс]. URL: https://industria.gob.es/es-es/Servicios/MarcoEstrategicoPYME/Marco%20 Estrat%C3%A9gico%20PYME.pdf, стр.4, дата обращения 26.04.2020

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Агабабян М.А. Положение Испании в системе современной мировой экономики// Валютное регулирование. //Валютный контроль. 2020, № 3. С.48-51.

2. Внешнеэкономическая деятельность как источник экономического роста / А. Ю. Кнобель, А. Н. Спартак, М. А. Баева и др. - М.: Дело, 2019. - 58 с.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

3. Гладков, И. С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе. //Международная торговля и торговая политика. 2017, №2 (10). С. 91-107.

4. Данчеева А.А., Савинов Ю.А. Государственная поддержка экспорта в России: использование опыта других стран// Российский внешнеэкономический вестник, 2019 № 11. С. 90-100.

5. Официальный сайт Статистических данных внешней торговли Государственного секретариата по торговле Министерства промышленности, торговли и туризма Испании [Электронный ресурс]. URL: http://datacomex.comercio.es/principal_comex_es.aspx, дата обращения 22.04.2020.

6. Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. - М.: ВАВТ, 2015.-384 с.

7. Спартак А.Н., Французов В.В. Современные тенденции и риски в развитии мировой экономики//Российский внешнеэкономический вестник, 2019 №2. С.7-24

8. Школяр Н.А. Испания в мировой экономике и внешних связях России// Латинская Америка. 2008, № 8. С.38-47

9. Яковлев П.П. Испания в мировой политике. - М.: ИЛА РАН, 2011. - 384 с.

10. Электронный журнал «El sector exteior en 2018»//Boletín económico, 2019. № 3112 (2019), [Электронный ресурс]. URL:. http://www.revistasice.com/index.php/SICE/issue/ view/737, С.79

11. Country Profile, the World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://databank.world-bank.org/views/reports/reportwidget.aspx?Report_Name=CountryProfile&Id=b450fd57&tba-r=y&dd=y&inf=n&zm=n&country=ESP, дата обращения 26.04.2020.

12. Instituto Nacional de Estadística [Электронный ресурс]. URL: https://www.ine.es/ prensa/pib_tabla_cne.htm, дата обращения 21.04.2020.

13. Icex España Exportación e Inversiones, Presentación, [Электронный ресурс]. URL: https://www.icex.es/icex/es/navegacion-principal/que-es-icex/que-es-icex/presentacion-de-icex/ index.html, дата обращения 02.04.2020.

14. Ministrerio de Industria, Comercio y Turismo de España [Электронный ресурс]. URL: https://comercio.gob.es/ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx, дата обращения 22.04.2020.

15. Products Eurostat News, Eurostat, European Commission, [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/DDN-20180511-1?inheritRe-direct=true, дата обращения 26.04.2020.

BIBLIOGRAPHY:

1.Agababyan M.A. Polozhenie Ispanii v sisteme sovremennoj mirovoj e'konomiki//Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyj kontroF. 2020, № 3. S.48-51.

2. Vneshnee'konomicheskaya deyateFnosf kak istochnik e'konomicheskogo rosta / A. Yu. KnobeF, A. N. Spartak, M. A. Baeva i dr. M.: Delo, 2019. -58 s.

3. Gladkov, I. S. Osobennosti vneshnetorgovy'x svyazej Evropejskogo soyuza na sovremennom e'tape. //Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2017, №2 (10). S. 91-107.

4. Dancheeva A.A., Savinov Yu.A. Gosudarstvennaya podderzhka e'ksporta v Rossii: ispoFzovanie opyta drugix stran// Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik, 2019 № 11. S. 90-100.

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

5. OficiaFnyj sajt Statisticheskix dannyx vneshnej torgovli Gosudarstvennogo sekretariata po torgovle Ministerstva promy'shlennosti, torgovli i turizma Ispanii [E'lektronny'j resurs]. URL: http://datacomex.comercio.es/principal_comex_es.aspx, data obrashheniya 22.04.2020.

6. Spartak A.N., Franczuzov V.V, Xoxlov A.V. Mirovoj i rossijskij e'ksport: tendencii i perspektivy' razvitiya, sistemy' podderzhki. - M.: VAVT, 2015.-384 s.

7. Spartak A.N., Franczuzov VV Sovremenny'e tendencii i riski v razvitii mirovoj e'konomiki//Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik, 2019 №2. S.7-24

8. Shkolyar N.A. Ispaniya v mirovoj e'konomike i vneshnix svyazyax Rossii// Latinskaya Amerika. 2008, № 8. S.38-47

9. Yakovlev RR Ispaniya v mirovoj politike. - M.: ILA RAN, 2011. - 384 s.

10. E'lektronny'j zhurnal «El sector exteior en 2018»//Boletín económico, 2019. № 3112 (2019), [E'lektronny'j resurs]. URL:. http://www.revistasice.com/index.php/SICE/issue/ view/737, S.79

11. Country Profile, the World Bank [E'lektronny'j resurs]. URL: https://databank.worldbank. org/views/reports/reportwidget.aspx?Report_Name=CountryProfile&Id=b450fd57&tbar=y&dd =y&inf=n&zm=n&country=ESP, data obrashheniya 26.04.2020.

12. Instituto Nacional de Estadística [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.ine.es/prensa/ pib_tabla_cne.htm, data obrashheniya 21.04.2020.

13. Icex España Exportación e Inversiones, Presentación, [E'lektronny'j resurs]. URL: https:// www.icex.es/icex/es/navegacion-principal/que-es-icex/que-es-icex/presentacion-de-icex/index. html, data obrashheniya 02.04.2020.

14. Ministrerio de Industria, Comercio y Turismo de España [E'lektronny'j resurs]. URL: https://comercio.gob.es/ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Historico-boletinesdatos-me.aspx, data obrashheniya 22.04.2020.

15. Products Eurostat News, Eurostat, European Commission, [E'lektronny'j resurs]. URL : https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/DDN-20180511-1?inheritRedirect=true, data obrashheniya 26.04.2020.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.