Научная статья на тему 'Внешняя политика Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе'

Внешняя политика Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
717
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / США / страны Восточной Азии / Россия / территориальный спор / Азиатско-Тихоокеанский регион / геополитика / Japan / USA / the East Asia countries / Asia-Pacific region / Russia / territorial dispute / geopolitics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Афонин Борис Михайлович

В статье даётся анализ внешним связям Японии со странами-соседями: Китаем, Республикой Корея, Корейской Народно-Демократической Республикой, Россией, а также с США, с которыми у Японии тесные отношения на протяжении всех послевоенных лет. Между этими странами установлены союзнические, торгово-экономические, культурные и другие связи на основе различных двусторонних отношений. Однако каждая из них преследует свои цели и задачи. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) уже в XIX в. стал одним из центров геополитических интересов ведущих держав мира. Здесь долгое время была сложная международная обстановка, неоднократно возникали войны и вооружённые конфликты, на границах государств сохранялась напряжённость. И сегодня в этом районе неспокойно. Япония ведёт территориальные споры с Россией, Китаем, Республикой Корея. На Корейском полуострове сложилась напряжённая обстановка между двумя корейскими государствами. Северная Корея усиленно работает над ракетно-ядерной программой, что не может не вызывать беспокойство в соседних странах. В последние годы между США и Китаем усилилось соперничество, идёт борьба за геополитическое влияние в АТР, обострилась ситуация вокруг Тайваня, который Китай считает неотъемлемой частью своей территории. В связи с событиями на Украине, приближением НАТО к границам России резко обострилась международная обстановка в Европе. Это негативно отразилось и на ситуации в АТР. В создавшихся условиях правительство Японии развернуло активную дипломатию, стало корректировать свою внешнюю политику со странами-соседями, солидаризируясь с США и странами Европейского союза. В заключении статьи сделан вывод о том, что напряжённая обстановка в Европе охватывает и АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan’s Foreign Policy in the Asia-Pacific Region

The article analyzes Japan’s foreign relations with neighboring countries such as China, the Republic of Korea, the Democratic People’s Republic of Korea, Russia, as well as with the United States, with which Japan has maintained close relations throughout the post-war years. Allied, trading, economic, cultural and other ties are established between these countries based on various bilateral relations. However, each of countries pursues its own goals and objectives. The Asia-Pacific Region (APR) in the 19th century became one of the centers of geopolitical interests of the leading global powers. For a long time, there was a complicated international situation here, wars and armed countries repeatedly broke out, and tension remained on the borders of countries. And now the area is volatile. Japan is involved in a territorial dispute with Russia, China, the Republic of Korea. A tense situation developed between the two Korean states on the Korean Peninsula. The North Korea is working hard on its nuclear missile program, which cannot but cause concern in neighboring countries. In recent years, rivalry between the United States and China has intensified, there is a struggle for geopolitical influence in the Asia-Pacific region, the situation around Taiwan, which China considers an integral part of its territory, has escalated. Due to the events in the Ukraine and NATO’s approach to Russia’s borders, the international situational in Europe has sharply worsened. This had a negative impact on the situation in the Asia-Pacific region. Under the circumstances, the Japanese Government launched active diplomacy, started to adjust its foreign policy with neighboring countries, taking sides with United States and the countries of the European Union. Conclusion is drawn at the end of the article: the tension situation in Europe include in APR.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

ИНДО-ПАЦИФИКА: КОНТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНА

DOI 10.24412/2658-5960-2022-38-7-23 УДК 327(520)

Борис Михайлович Афонин1

afbm43@mail.ru

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

В статье даётся анализ внешним связям Японии со странами-соседями: Китаем, Республикой Корея, Корейской Народно-Демократической Республикой, Россией, а также с США, с которыми у Японии тесные отношения на протяжении всех послевоенных лет. Между этими странами установлены союзнические, торгово-экономические, культурные и другие связи на основе различных двусторонних отношений. Однако каждая из них преследует свои цели и задачи. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) уже в XIX в. стал одним из центров геополитических интересов ведущих держав мира. Здесь долгое время была сложная международная обстановка, неоднократно возникали войны и вооружённые конфликты, на границах государств сохранялась напряжённость. И сегодня в этом районе неспокойно. Япония ведёт территориальные споры с Россией, Китаем, Республикой Корея. На Корейском полуострове сложилась напряжённая обстановка между двумя корейскими государствами. Северная Корея усиленно работает над ракетно-ядерной программой, что не может не вызывать беспокойство в соседних странах. В последние годы между США и Китаем усилилось соперничество, идёт борьба за геополитическое влияние в АТР, обострилась ситуация вокруг Тайваня, который Китай считает неотъемлемой частью своей территории. В связи с событиями на Украине, приближением НАТО к границам России резко обострилась международная обстановка в Европе. Это негативно отразилось и на ситуации в АТР. В создавшихся условиях правительство Японии развернуло активную дипломатию, стало корректировать свою внешнюю политику со странами-соседями, солидаризируясь с США и странами Европейского союза. В заключении статьи сделан вывод о том, что напряжённая обстановка в Европе охватывает и АТР. Ключевые слова: Япония, США, страны Восточной Азии, Россия, территориальный спор, Азиатско-Тихоокеанский регион, геополитика.

<

о_

о

го <

Boris M. Afonin1

afbm43@mail.ru

JAPAN'S FOREIGN POLICY IN THE ASIA-PACIFIC REGION

The article analyzes Japan's foreign relations with neighboring countries such as China, the Republic of Korea, the Democratic People's Republic of Korea,

1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия.

Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

Russia, as well as with the United States, with which Japan has maintained close relations throughout the post-war years. Allied, trading, economic, cultural and other ties are established between these countries based on various bilateral relations. However, each of countries pursues its own goals and objectives. The Asia-Pacific Region (APR) in the 19th century became one of the centers of geopolitical interests of the leading global powers. For a long time, there was a complicated international situation here, wars and armed countries repeatedly broke out, and tension remained on the borders of countries. And now the area is volatile. Japan is involved in a territorial dispute with Russia, China, the Republic of Korea. A tense situation developed between the two Korean states on the Korean Peninsula. The North Korea is working hard on its nuclear missile program, which cannot but cause concern in neighboring countries. In recent years, rivalry between the United States and China has intensified, there is a struggle for geopolitical influence in the Asia-Pacific region, the situation around Taiwan, which China considers an integral part of its territory, has escalated. Due to the events in the Ukraine and NATO's approach to Russia's borders, the international situational in Europe has sharply worsened. This had a negative impact on the situation in the Asia-Pacific region. Under the circumstances, the Japanese Government launched active diplomacy, started to adjust its foreign policy with neighboring countries, taking sides with United States and the countries of the European Union. Conclusion is drawn at the end of the article: the tension situation in Europe include in APR. Keywords: Japan, USA, the East Asia countries, Asia-Pacific region, Russia, territorial dispute, geopolitics.

Основы современной внешней политики Японии сформировались после окончания Второй мировой войны в условиях американской оккупации (сентябрь 1945 — апрель 1952 г.) и холодной войны между социалистическими и капиталистическими странами. Выход Японии в конце 1960-х гг. по экономическим показателям на второе место после США по общему объёму ВВП предопределил её особую роль как крупной мировой державы. (В настоящее время Япония по этому показателю занимает третье место после США и КНР).

Главные цели внешней политики Токио состоят в обеспечении национальной безопасности, укреплении позиций Японии на международной арене, создании благоприятных условий на внешних рынках. Для дости- ^ жения этих целей используется большой набор политических, дипломатических, экономических, культурных и других средств и методов. Согласно < японской конституции (от 3 мая 1947 г.), формирование внешней поли- § тики и её проведение в жизнь возлагается на парламент и кабинет ми- т нистров. Если парламент обсуждает и ратифицирует договоры и соглашения, принимает законы и т.д., то общее руководство всеми внешними ^ связями осуществляет кабинет министров и, в частности, Министерство ¡В:

иностранных дел, которое не только выполняет дипломатические функции, но и координирует работу других министерств и ведомств в области внешних связей с иностранными государствами. Вопросами внешней политики занимается также Совет национальной безопасности Японии, в его состав входят премьер-министр, министры иностранных дел и обороны, министр внешней торговли и промышленности, спикеры обеих палат парламента.

В ежегодно издаваемой МИД Японии «Синей книге по вопросам дипломатии» даются основные направления внешней политики страны, отношения с развитыми и развивающимися странами мира. На ближайшие годы определены три главные составляющие внешнеполитического курса страны: укрепление альянса с США, развитие отношений с соседними странами и продвижение экономического направления с целью восстановления былой мощи японской экономики. В каждом издании основное внимание отводится отношениям с Соединёнными Штатами Америки, которые характеризуются как «краеугольный камень японской дипломатии и безопасности, играющих важную роль в сохранении стабильности и процветания не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всём мире».

США - ГЛАВНЫЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗНИК ЯПОНИИ В АТР

Ещё в годы оккупации Японии (1945—1952) США взяли курс на превращение этой страны в своего главного союзника в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). 8 сентября 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор, восстановивший суверенитет Японии. Советский Союз этот договор не подписал. В тот же день был заключён Японо-американский договор о гарантии безопасности, согласно которому Япония становилась союзником США, а американцы получили право создавать на территории этой страны военные базы и содержать там свои войска. Вместе с заключённым в 1952 г. Административным соглашением, определявшим конкретные условия содержания американских войск в Японии, а также Соглашением о помощи в обеспечении взаимной безопасности от 1954 г. и рядом других американо-японских документов были созданы юриди-е ческие и практические основы военно-политического союза между дву-|7 мя странами.

< Со вступлением в силу Сан-Францисского мирного договора 28 ап-

§ реля 1952 г. официально прекращался оккупационный период. В тот же го день были восстановлены дипломатические отношения между Японией и США. Япония получила возможность устанавливать и поддерживать внешнеполитические связи с другими государствами. В после-Ё дующие годы она восстановила или установила вновь дипломатические

и консульские отношения со многими государствами мира, начала с ними активно развивать экономические, культурные и другие связи, вступила во многие международные организации: Международный валютный фонд (МВФ, 1952 г.), ООН (1956 г.), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (1952 г.) и др. Приняв впервые в ноябре 1975 г. участие в переговорах глав правительств ведущих капиталистических стран, Япония с тех пор стала активным участником всех ежегодных встреч глав государств «Большой семёрки», куда помимо неё входят США, Канада, Германия, Великобритания, Франция и Италия.

После заключения Сан-Францисского мирного договора с помощью США в Японии начала восстанавливаться и развиваться экономика, наблюдался быстрый рост промышленного производства, включая военное. Этому способствовали «специальные заказы» американских вооружённых сил во время войны в Корее (1950—1953).

Одновременно правящие круги Японии при поддержке США приступили к возрождению вооружённых сил в стране. Началом перевооружения Японии принято считать 1950 г., когда был сформирован так называемый резервный полицейский корпус численностью 75 тыс. чел., явившийся ядром будущей японской армии, и когда были предприняты практические шаги с целью восстановления военно-морских и военно-воздушных сил.

1 июля 1954 г. парламент Японии принял законы «О создании Управления национальной обороны (УНО)» и «О создании сил самообороны». В мае 1957 г. кабинет министров принял Основы политики в области национальной обороны, до сих пор определяющие военную политику страны и принципы американо-японского военного сотрудничества. Одновременно был принят и опубликован первый план обороны Японии на 1958—1960 гг. В последующие годы по истечении срока выполнения плана принимались новые.

В связи с окончанием срока действия Договора безопасности 1951 г. 19 января 1960 г. в Вашингтоне был пописан новый вариант Японо-американского договора о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который определил политику двух стран на многие годы. В 1970 г. он был продлён на неопределённый срок и действует сегодня, являясь основным юридическим документом военно-политического союза Японии и США. По случаю 60-летия договора в 2020 г. главы внешнеполитических и оборонных ведомств двух стран приняли специальное заявление, в котором, ^ в частности, отмечается, что данный документ продолжает играть важнейшую роль в обеспечении безопасности обеих стран, и подтвердили < непоколебимую решимость продолжить укрепление альянса. §

За 60 лет своего существования японо-американский договор безо- го пасности неоднократно дополнялся новыми документами и соглашениями, среди которых, например, Совместная декларация по вопросам безо- ^ пасности (1996), Руководящие принципы двустороннего сотрудничества ¡В:

в области обороны (1997), Новые принципы японо-американского сотрудничества в сфере безопасности (2015) и др. Согласно этим документам, Япония выразила готовность оказывать организационную поддержку вооружённым силам США в миротворческих операциях и обеспечивать безопасность морских путей, осуществлять военное сотрудничество и материально-техническое снабжение, поддерживать информационную безопасность и др.

Однако в рамках военного сотрудничества двух стран существует ряд проблем. Например, одна из них — военные базы США на Окинаве, на которых сосредоточено 75% всех военных объектов Соединённых Штатов в Японии. Из 44-тысячного контингента американских военнослужащих, постоянно дислоцированных в Японии, почти 25 тыс. приходится на Окинаву. Это вызывает недовольство и возмущение местных жителей, которые открыто выступают за вывод американских войск из Окинавы. Особенно сильные протесты проходят с требованиями передислокации авиабазы морской пехоты США Футэмма, которая расположена в густонаселённом районе Гинован, в другое место. Ещё в 1999 г. Токио и Вашингтон договорились убрать оттуда этот объект. Однако процесс затянулся из-за споров по поводу выбора нового места дислокации. После долгих переговоров и различных судебных разбирательств между властями Окинавы и центральным японским правительством было решено передислоцировать базу Футэмма на север острова (в район местечка Хэноко). Однако окончательный срок переноса может затянуться ещё на несколько лет из-за проблем со строительством самой базы и связанных с этим значительных финансовых затрат.

Другой проблемой, которая вызывает недовольство японских властей, стало требование США повысить расходы на содержание американских военных баз. Токио платит около 1,8 млрд долл. в год за пребывание в Японии военнослужащих США. В эту сумму входит оплата всех коммунальных расходов, связанных с американскими военными базами, а также зарплата работающего там местного персонала. Вашингтон требует повысить расходы на содержание своих баз в Японии в четыре раза — примерно до 8 млрд долл. Токио не согласен с таким требованием. Прошедшие в ноябре 2020 г. японо-американские переговоры по этому вопросу пока никаких результатов не дали. В настоящее время в ведении вооружённых сил США на территории Японии находится 90 объектов. Наиболее крупе ные и важные из них — авиабазы Ацуги, Ивакуни, Ёкота, Кадэна, Мисава;

военно-морские базы Ёкосука, Сасэбо, Майдзуру [2, с. 194]. Численность < американских войск в Японии на 2018 г. составляла 45 562 чел. § В рамках японо-американского военного сотрудничества происходит

го планомерное развитие и укрепление Сил самообороны Японии. На нача-Ц ло 2018 г. их общая численность составляла 247 154 чел. [7, с. 492]. Силы Й самообороны Японии оснащены самыми современными видами воору-Ё жений (кроме ядерного).

В 2007 г. Управление национальной обороны Японии было преобразовано в Министерство обороны, а в декабре 2012 г. правительство Японии объявило о трансформации Сил самообороны в профессиональную армию [5, с. 388].

В декабре 2018 г. Япония приняла новую программу укрепления национальной обороны, рассчитанную на десять лет. Программа предусматривает строительство новых типов военных кораблей, в частности, переоборудование двух вертолётоносцев класса «Идзумо» с размещением на них 20 истребителей короткого взлёта и вертикальной посадки F-35B. Морские силы самообороны Японии пополнятся пятью новейшими подводными лодками. Помимо этого, японские военные закупят у США 9 палубных самолётов дальнего радиолокационного обнаружения E2D, а также 27 новейших истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A. Только в первую пятилетку на реализацию новой программы будет израсходовано 238 млрд долл. [4].

Власти Японии планируют и дальше коренным образом усиливать свою обороноспособность. В апреле 2020 г. правящая в стране Либерально-демократическая партия (ЛДП) обратилась к правительству с предложением рассмотреть возможность удвоения оборонного бюджета до 2% ВВП. (С 1976 г. бюджет Министерства обороны Японии держался в рамках 1% ВВП).

В рамках новой программы национальной обороны с мая 2020 г. в Японии начала действовать оперативно-космическая группа воздушных сил самообороны, основной задачей которой станет наблюдение за космическим пространством с целью противодействия возможным атакам со стороны спутников других стран, а также повышения эффективности Сил самообороны и укрепления их позиций в киберпространстве и космосе. Уже сейчас на орбите Земли находится восемь японских разведывательных спутников с различными возможностями и задачами. В течение ближайших лет Япония планирует увеличить эту группировку до десяти спутников. Предполагается, что космическая группа сил самообороны будет действовать в тесном контакте с вооружёнными силами США и Японским агентством аэрокосмических исследований ДЖАКСА.

В рамках этой программы серьёзное значение придаётся планам по укреплению противоракетной обороны (ПРО). Планируется строительство специализированных кораблей, которые будут оснащены комплексами ПРО Aegis Ashore (Иджис эшор) с ракетами-перехватчиками. ^

В последние годы в Японии усилились попытки склонить общественное мнение к пересмотру конституции страны, в частности её 9-й статьи, < декларирующей отказ Японии от войны как суверенного права нации, g а также никогда не создавать сухопутные, морские и военно-воздушные m силы, равно как и другие средства войны [3, с. 758]. За пересмотр Ц 9-й статьи уже несколько десятилетий выступает Либерально-демокра- ^ тическая партия, считающая, что Силы самообороны Японии должны fib

быть узаконены в конституции, которая, будучи написанной более 75 лет назад не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Согласно действующему законодательству, внесение изменений в основной закон страны возможно только после проведения референдума. Он может состояться лишь после того, как за пересмотр выступят две трети депутатов обеих палат парламента Японии. В ключевой нижней палате ЛДП обладает двумя третьими мест, однако в верхней палате она такого количества не имеет.

Нельзя не учитывать, что помимо военно-политического союза Япония и США имеют внушительные торгово-экономические связи. В 2018 г. товарооборот между двумя странами составил 221 млрд 128 млн долл. [6, с. 129]. Соединённые Штаты являются важнейшим для Японии поставщиком энергетического и промышленного сырья, новейших технологий, продовольственных товаров. В свою очередь Япония поставляет многие необходимые для американской экономики изделия и товары: автомобили, современные станки с ЧПУ, промышленных роботов, бытовые товары, электронику и др.

Между Японией и Соединёнными Штатами активно осуществляются культурные и научные связи на основе двусторонних соглашений по конкретным вопросам культурного и научно-технического обмена. В Японии действуют Американский культурный центр, Общество японо-американской дружбы, имеющие отделения и филиалы во многих городах. Многие японские города установили побратимские и дружественные связи с американскими городами. Всё это ставит японо-американские отношения на высокий уровень.

Крепкий военно-политический союз, активные торгово-экономические связи, широкий культурный и научный обмен позволяют констатировать, что японо-американские отношения в настоящее время являются самыми прочными в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это ещё раз подтверждают заявления глав двух государств, сделанные в 2021—2022 гг.

ЯПОНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Отношения Японии и Китая имеют длительную и насыщенную событиями историю. В V—VI вв. Япония поддерживала оживлённые связи с феодальным Китаем, в V в. японцы заимствовали у Китая иероглифическую письменность, в середине VI в. в Японию через Китай и Корею го проникает буддизм. Китай оказал огромное влияние на развитие японской культуры. До начала XV в. Япония активно торговала с этой страной. В период закрытия Японии от внешнего мира (1639—1854) связи между двумя государствами прерываются, хотя торговля в незначительных

объёмах осуществлялась. Период с конца XIX в. по 1945 г. в истории японо-китайских отношений был самым мрачным: обе страны дважды воевали между собой (в 1894-1895 и 1937-1945 гг.), с 1931 по 1945 г. северо-восточная часть Китая (Маньчжурия) была оккупирована Японией. Китай за это время понёс огромные потери.

С образованием Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) отношения двух стран находились в «замороженном состоянии». В 50-60-е гг. XX в. Япония, следуя политике США, проводила курс так называемого сдерживания Китая, препятствуя широкому развитию всесторонних связей. Однако в начале 70-х гг. в политике Японии, как и в политике США, в отношении Китая наметился поворот. В сентябре 1972 г. в Пекине было принято Совместное заявление правительств КНР и Японии, которое декларировало установление дипломатических отношений между двумя странами. Тогда же Япония официально признала правительство КНР в качестве «единственно законного правительства Китая» и разорвала дипломатические отношения с Тайванем, что открыло путь к широкому развитию межгосударственных связей и повышению значения китайского фактора в глобальной политике Японии. С тех пор японо-китайские отношения развивались быстрыми темпами. В течение 1973—1978 гг. был заключён ряд договоров и соглашений, которые подвели международно-правовую базу под японо-китайские отношения. Среди них: торговое соглашение, предусматривавшее взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, соглашение о прямом воздушном сообщении и мореплавании, об обмене представителями СМИ, об учреждении консульств и др.

Важным событием стало подписание в августе 1978 г. в Пекине Японо-китайского договора о мире и дружбе, что открыло широкий путь к развитию двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, культурной и других областях. В политической области за прошедшие годы состоялись взаимные визиты высших руководителей двух стран. В сентябре 1992 г. император Японии Акихито впервые в истории двусторонних отношений посетил Китай.

Особенно большое развитие получили торгово-экономические связи. В 2004 г. Китай вышел на первое место как торговый партнёр Японии, опередив США. Японо-китайский товарооборот тогда достиг более 213 млрд долл., а японо-американский — 196,7 млрд долл. В последующие годы происходил дальнейший рост двусторонней торговли. В 2017 г. ^ её объём составил 303 млрд 53 млн долл. [6, с. 129]. |т

Активно развиваются культурные и гуманитарные связи. Здесь сказы- < вается сильное влияние китайских традиций и обычаев на культуру Япо- § нии, которые были заложены ещё в древние времена. Нельзя не учитывать т также и многочисленную китайскую общину, проживающую в Японии (более 500 тыс. чел.). Между двумя странами очень развит туристичес- ^ кий обмен. ¡Е:

Однако между Японией и Китаем существуют и серьёзные разногласия, среди которых «историческая память» и территориальный спор. Китайцы не могут простить японцам их агрессию во время войны, человеческие жертвы и унижения, которым они подвергались. Китай давно призывает Японию признать своё агрессивное прошлое. Этот призыв поддерживают учёные и общественность КНР, Республики Корея и КНДР. Однако японская сторона не спешит этого делать.

Негативную реакцию и протесты в Китае вызывает посещение высокопоставленными политическими деятелями Японии синтоистского храма Ясукуни, который считается символом японского милитаризма2.

В последние годы японо-китайские отношения обострились из-за территориального спора вокруг необитаемых о-вов Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао) (рис. 1), расположенных в Восточно-Китайском море3. В настоящее время они находятся под управлением Японии и административно входят в префектуру Окинава. Однако Китай настаивает на том, что острова Дяоюйдао с давних времён (с эпохи династии Минь 1368—1644 гг.) являются частью исконно китайской территории (на них претендует ещё и Тайвань). Япония же утверждает, что о-ва Сенкаку, входящие в архипелаг Рюкю, были включены в состав Японии в 1895 г. и что они были возвращены ей США вместе с префектурой Окинава в 1972 г.

Территориальный спор вокруг о-вов Сенкаку обострился после того, как в сентябре 2012 г. Токио объявил о выкупе этих островов у их частных владельцев, граждан Японии. После этого в ряде городов Китая прошли массовые антияпонские демонстрации, сопровождавшиеся погромами. С тех пор китайские патрульные корабли почти постоянно курсируют вблизи спорных островов и периодически совершают демонстративные заходы в их прибрежную зону. В 2019—2020 гг. активность действий КНР значительно возросла. По данным Токио, китайские корабли только в 2020 г. более 330 раз заходили в воды около Сенкаку [1, с. 44]. Япония приняла ответные меры по усилению патрулирования кораблей береговой охраны и авиации в акватории о-вов Сенкаку. В территориальном споре с Китаем Японию поддерживают США.

Нельзя не учитывать и то, что в этом районе обнаружены месторождения нефти и газа. Кроме того, морские воды, омывающие Сенкаку, богаты биоресурсами, включая ценные породы рыб. В этом районе ведут промысел рыбаки Японии, Китая и Тайваня.

со

Е -

£ 2 В синтоистском храме Ясукуни хранятся списки с именами всех японцев, погиб-□с ших в войнах, в которых участвовала Япония с середины XIX в. В этот список включены и военные преступники, осуждённые Международным трибуналом для Даль-оо него Востока в 1947 г. Поэтому посещения Ясукуни японскими официальными го лицами воспринимаются в Китае и двух корейских государствах, пострадавших ц от японской агрессии, как её оправдание.

15 3 О-ва Сенкаку состоят из группы небольших необитаемых островов: Уоцури (самый большой в этой группе), Окинокита, Окиномина, Коби и Минами косима, а также нескольких мелких скал. Их общая площадь составляет 5,5 кв. км.

Рис. 1. О-ва Сенкаку

Исходя из геополитических и стратегических интересов двух стран в этом регионе, данное противостояние, по всей видимости, будет продолжаться и в дальнейшем.

Несмотря на вышеназванные проблемы, доминирующим фактором в японо-китайских отношениях являются торгово-экономические связи. Как уже отмечалось, Китай является главным торговым партнёром Японии, а Япония — третьим партнёром Китая после США и стран ЕС. Это прекрасно понимают в Токио и Пекине. Обе стороны заинтересованы и дальше развивать взаимовыгодные отношения. Об этом говорит тот факт, что в мае 2015 г. Пекин посетила большая делегация (около 3 тыс. чел.), в которую входили представители деловых кругов и руководители местных органов власти. Большие надежды возлагались на официальный визит в Японию председателя КНР Си Цзиньпина в 2020 г. Однако он был перенесён пока на неопределённое время из-за пандемии коронавируса.

ПОЛИТИКА ЯПОНИИ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Связи Японии с Кореей, как и с Китаем, начались ещё в глубокой древ- ^ ности4. Особенно интенсивны они были с III по VI в. н.э., когда происходила ^

4 До 1948 г. на Корейском полуострове находилось одно государство — Корея. После Второй мировой войны Корея была разделена на два самостоятельных государства: Республику Корею (РК), образованную 15 августа 1948 г., и Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), образованную 9 сентября 1948 г. В зарубежной печати часто используются неофициальные названия: РК — Южная Корея, КНДР — Северная Корея.

массовая миграция корейцев и китайцев в Японию. Считается, что корейские переселенцы завезли в Японию традиции земледелия, включая способы орошения полей, гончарное производство и некоторые другие элементы культуры. История японо-корейских отношений довольно трагична. Древние японские правители неоднократно пытались завоевать Корею. В 369 г. японцы захватили на юге Кореи (близ современного Пусана) небольшую область Мимана и владели ею до 562 г. В 1592 и 1597 гг. Тоётоми Хидэёси (правитель и второй объединитель Японии) предпринял два завоевательных похода в Корею. Однако японские войска потерпели поражение.

В 1876 г. Япония навязала Корее кабальный Канхваский договор (он был подписан на о. Канхва, близ Сеула). По этому договору Япония добилась экстерриториальности и консульской юрисдикции для японских подданных в Корее и открыла для торговли с Японией порты Пусан, Вонсан, Инчхон (Чемульпо). Корея, находившаяся под протекторатом Китая, стала ареной японо-китайской борьбы. Из-за дележа Кореи в 1894 г. началась японо-китайская война, которая в 1895 г. закончилась победой Японии. По Симоносекскому договору (порт на юге о. Хонсю) в 1895 г. Корея была признана независимой от Китая, но стала фактически зависимой от Японии.

После поражения России в Русско-японской войне 5 сентября 1905 г. был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Япония получила исключительные права в Корее, т.е. свободу действий. В 1906 г. японское правительство учредило в Сеуле должность генерального резидента, наделённого широкими полномочиями и фактически ставшего в Корее полноправным правителем.

22 августа 1910 г. в Сеуле корейский император подписал акт отречения от своих суверенных прав в пользу японского императора. В тот же день был подписан японо-корейский договор об аннексии Кореи, который фактически превратил её в японскую колонию. Это продолжалось до окончания Второй мировой войны.

За 35-летний период, когда Корея была под полным контролем Японии, корейский народ находился в бесправном положении, многие корейцы были насильственно переселены в Японию для привлечения к тяжёлым и вредным для здоровья работам, в стране насаждалась японская культура и японский язык. Практически вся экономика Кореи работала е на экономику Японии. Только разгром японского милитаризма во Второй мировой войне освободил корейский народ от колониального гос-< подства Японии.

§ В июне 1950 г., после образования двух корейских государств, меж-

т ду ними вспыхнула война, завершившаяся подписанием 27 июля 1953 г.

соглашения о перемирии. Между двумя государствами по 38 параллели ^ была установлена граница, так называемая демилитаризованная зона, ши-Ё риной 4 км, протяжённостью на 250 км от Жёлтого до Японского моря.

Япония и Республика Корея

35 лет колониального господства Японии привели к широкому распространению в Корее антияпонских настроений, что не могло не сказаться на нормализации японо-корейских отношений в послевоенный период. Предварительные переговоры об установлении дипломатических отношений между Японией и Республикой Корея (РК) начались в октябре 1951 г. при посредничестве США. Однако они не увенчались успехом. Перелом в японо-южнокорейских отношениях произошёл в начале 1960-х гг. после смены правления в Южной Корее в результате государственного переворота и создания условий для нормализации отношений между Сеулом и Токио.

22 июня 1965 г. в Токио был подписан Договор об отношениях между Японией и Республикой Корея, согласно которому между двумя странами устанавливались дипломатические и консульские отношения. Одновременно был подписан целый пакет документов: соглашения о воздушном и морском сообщении, рыболовстве, культурном сотрудничестве, а также серия соглашений, регулирующих экономические и правовые вопросы отношений между двумя странами. Кроме того, Япония предоставила Южной Корее 300 млн долл. в виде безвозмездной помощи, льготные кредиты на сумму 200 млн долл., а также неправительственные кредиты на 300 млн долл. Финансовая и экономическая помощь Японии сыграли большую роль в становлении и развитии экономики Южной Кореи, которая за относительно короткое время стала индустриально развитой страной в АТР и входит в десятку промышленно развитых стран мира.

Между Японией и Республикой Корея активно осуществляются торгово-экономические связи (в 2018 г. их товарооборот составлял около 90 млрд долл.). Товарная номенклатура в основном состоит из продукции машиностроения, полупроводников, металлообрабатывающих станков, изделий лёгкой промышленности, рыбы и морепродуктов.

Оживлённые связи наблюдаются в области культуры, науки, образования и туризма. В японских университетах и колледжах готовят специалистов по корейскому языку, а в южнокорейских высших учебных заведениях — специалистов по японскому. Ежегодно обоюдный туристический обмен между двумя странами составляет около 4 млн чел.

Однако между Японией и Республикой Корея имеется ряд проблем, ю среди которых самыми острыми являются последствия событий истори- е ческого прошлого и территориальный спор. Например, в августе 2010 г. в связи с 100-й годовщиной захвата Кореи многие южнокорейские по- < литики и общественные деятели вместе с северокорейскими коллега- § ми выступили с заявлением, в котором призвали правительство Японии го признать незаконным и не имеющим силы договор об аннексии Кореи (от 22 августа 1910 г.). В заявлении также содержатся требования, что Япо- ^ нии следует принести искренние извинения и выплатить компенсацию ё

за чудовищные преступления против корейского народа, совершённые в период оккупации, а также вернуть похищенные культурные и исторические ценности, которые являются достоянием корейского народа.

В последнее время вновь всплыла проблема вокруг дела о «женщинах для утешения» — кореянках, которые подверглись сексуальному насилию со стороны японских военнослужащих в годы Второй мировой войны. Сеул через суд обязал Токио выплатить компенсацию в размере 92 тыс. долл. 12 бывшим «женщинам для утешения». Правительство Японии отвергло данное решение суда, считая, что эта проблема была закрыта в 2015 г., когда Токио принёс официальные извинения и передал 8,9 млн долл. в фонд помощи жертвам военных преступлений.

Другой проблемой в отношениях Японии и Республики Корея является территориальный спор. Речь идёт о двух небольших скалистых островах (в Корее их называют Токто или Докто, в Японии — Такэсима, на российских географических картах они именуются как скалы Лианкур) общей площадью 23 га, расположенных в Японском море к востоку от Корейского полуострова (рис. 2). Эти острова были включены в состав Японии в 1905 г. на основании Портсмутского мирного договора, когда Корея отошла к Японии. После поражения Японии во Второй мировой войне Сеул включил их в состав своей территории, ссылаясь на то, что они исторически были частью Кореи. Сейчас острова Токто контролируются Сеулом, там находится небольшой военный гарнизон. Вокруг вопроса о принадлежности этих островов периодически вспыхивают дипломатические баталии. Южная Корея не признаёт наличие этого территориального спора и всегда заявляет, что суверенитет на Токто не подлежит сомнению.

Япония и Южная Корея совместно с США составляют военно-политический альянс, юридической основой которого служит Американо-южнокорейский договор о взаимной обороне, подписанный в октябре 1953 г., и Японо-американский договор о гарантии безопасности 1960 г. Между этими странами осуществляется тесное военное сотрудничество, проводятся совместные военные учения. По линии оборонных ведомств трёхстороннего альянса происходит обмен разведывательной информацией, прежде всего о ракетно-ядерном вооружении и оружии массового поражения Северной Кореи. Существуют и другие документы, касающиеся военного сотрудничества трёх стран. Что касается спора вокруг островов Такэсима (Токто), то для РК и Японии он имеет второстепенное значение.

ОТНОШЕНИЯ ЯПОНИИ И КНДР

Отношения Японии и Северной Кореи всё послевоенное время находятся в напряжённом состоянии. Между двумя странами отсутствуют дипломатические отношения, нет прямого транспортного сообщения, порты Японии закрыты для судов под флагом КНДР, практически свёрнута вся внешняя торговля. Все контакты между двумя странами осуществляются через штаб-квартиру Лиги корейских граждан, проживающих в Японии, «Чхонрён», которая является легальной организацией, представляющей интересы Пхеньяна и Токио.

Помимо «исторической памяти», серьёзным препятствием для нормализации отношений Японии и Северной Кореи являются факты похищения северокорейскими спецслужбами граждан Японии в 1970—1980-х гг. По этой проблеме обе стороны неоднократно вели переговоры, в том числе на высшем уровне во время блицвизита в Пхеньян в сентябре 2002 г. премьер-министра Японии Коидзуми. Тогда северокорейская сторона признала факт похищения японских граждан, назвав 13 чел. Из них пятеро были отпущены в Японию с условием их обратного возвращения. Остальных, по заверению корейских властей, уже нет в живых, и, следовательно, вопрос исчерпан. В Токио к такой информации отнеслись с недоверием, так как по его данным число похищенных значительно больше — от 17 до 20 чел. В настоящее время решение этой проблемы является главной задачей для японской дипломатии.

Угрозу своей национальной безопасности Япония видит и в ядерной программе Северной Кореи, а также в ракетно-ядерных испытаниях, кото- ^

О

рые проводит Пхеньян. Лидер КНДР Ким Чен Ын, выступая на прошедшем

VIII съезде Трудовой партии Кореи, заявил, что страна завершила созда- <

ние национальных ядерных сил. Подобные заявления и действия КНДР §

не могут не вызывать беспокойство в Японии и соседних странах. В 2022 г. т КНДР осуществила несколько пусков баллистических ракет в акваторию

Японского моря. В связи с этим Япония, США и Южная Корея выразили ^

протест руководству КНДР. н:

Таким образом, названные проблемы ещё более осложняют японо-северокорейские отношения, и процесс нормализации двусторонних отношений, по всей видимости, будет иметь затяжной характер.

ЯПОНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2022 г. 5

31 октября 2021 г. в Японии после парламентских выборов в ключевую палату представителей (нижняя палата), по итогам которых большинство мест завоевала правящая Либерально-демократическая партия, сменилось политическое руководство страны. Новым премьер-министром Японии стал Фумио Кисида, были назначены новые лидеры ЛДП, спикеры двух палат парламента, обновился состав кабинета министров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Придя к власти, Фумио Кисида практически сразу взял курс на осложнение японо-российских отношений. Прежде всего, он стал проводить жёсткую линию по территориальной проблеме, на официальном уровне сделал несколько заявлений о том, что суверенитет Японии распространяется на все южнокурильские острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан, группа о-вов Хабомаи). Такую же позицию занимают Министерство иностранных дел и ЛДП. В ежегодно издаваемой МИД Японии «Синей книге по дипломатии» за 2022 г. говорится, что Россия незаконно оккупировала «северные территории» (так в Японии называют южнокурильские острова).

МИД России неоднократно напоминал японской стороне, что это российская территория, что суверенитет РФ над этими островами, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, не подлежит сомнению.

В связи с началом 24 февраля специальной военной операции, проводимой Россией на территории Украины, США и страны Европейского союза ввели против РФ беспрецедентные экономические санкции. Не осталась в стороне от них и Япония. Уже 27 февраля премьер-министр Кисида официально объявил о присоединении страны к санкциям стран Запада в отношении России по трём направлениям: ограничение выдачи виз гражданам РФ, замораживание активов финансовых учреждений и ограничение экспорта ряда товаров. В дальнейшем японским правительством было принято несколько пакетов рестрикций против 700 граждан из России (включая высшее руководство страны), Белоруссии, Донецкой и Луган-е ской народных республик, а также более 200 российских и белорусских компаний и организаций. Помимо этого, были заморожены активы Бан-< ка «Россия», Совкомбанка, ВТБ, Сбербанка и др. Правительство Японии § запретило экспорт 73 видов химических веществ в Россию, а также товаров и технологий, среди которых полупроводники, оборудование для

ц _

3 5 См.: Афонин Б.М. Российско-японские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы // Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Востоковедение. Международные отношения. 2021. Т. 34. С. 151—168.

обеспечения морской и авиационной безопасности, телекоммуникационное оборудование, средства связи, программное обеспечение, грузовая техника, самосвалы, бульдозеры, железнодорожные локомотивы, обрабатывающие станки и другое электрическое оборудование, используемое в промышленности. Кроме того, введён запрет на поставки в Россию предметов роскоши, включая автомобили стоимостью более 6 млн иен (около 49 тыс. долл.), а также запрет на импорт золота из РФ (всего более 400 наименований).

В апреле Япония выслала восемь российских дипломатических работников. Такое же количество японских дипломатов были высланы из России. В ответ на недружественную политику Токио МИД РФ заявил о выходе из переговоров по мирному договору с Японией. Кроме того, был запрещён въезд в Россию премьер-министру Кисиде и ещё 62 гражданам Страны восходящего солнца.

Можно и далее продолжать приводить негативные примеры в двусторонних отношениях. Не мы начали первыми проводить откровенно враждебную политику. До введения пресловутых санкций против РФ у нас с Японией были всё-таки неплохие отношения, главным образом среди простых людей. Мы взаимодействовали в торгово-экономической, культурной, гуманитарной областях, был намечен план дальнейшего сотрудничества, однако это не устраивало США. Руководству Японии нужно понять, что, безоговорочно следуя в фарватере внешней политики Вашингтона, Япония может когда-то сама оказаться за бортом.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Международная обстановка за последние годы заметно осложнилась, особенно с февраля 2022 г. США, страны ЕС и НАТО объявили России не только гибридную, но и жёсткую информационную, экономическую, финансовую войну. Напряжённую обстановку в Европе США пытаются перенести в АТР, ведут явную антироссийскую и антикитайскую политику, устраивают провокации в Тайваньском проливе, планируют развернуть так называемую систему противоракетной обороны в Восточной Азии, которая в реальности будет направлена против Дальнего Востока России, КНР и КНДР. Более того, пытаются объединению под названием «Четырёхсторонний диалог по безопасности» (Quadrilateral Security Dialogue, ^

О

Quad), куда входят Австралия, США, Индия и Япония, придать антикитайскую и антироссийскую направленность под лицемерным лозунгом ста- < бильности в Индо-Тихоокеанском регионе. Кроме того, Япония получила g предложение присоединиться к оборонному партнёрству AUKUS, который m создали осенью 2021 г. Австралия, Великобритания и США. В последние годы также наблюдается усиление военного сотрудничества между Япо- ^ нией, Великобританией и Германией. Политическое руководство Японии fib

планирует с 2023 г. увеличить финансовые расходы на оборону страны с 1% от ВВП до 2%, объясняя это необходимостью предотвращения якобы исходящей от стран-соседей угрозы национальной безопасности.

Таким образом, Япония при поддержке США всё активнее становится на путь милитаризации. Правящим кругам Японии следовало бы не забывать историю и, в частности, то, чем для неё закончилась Вторая мировая война.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вода К.Р. Япония и США: каким будет союз при администрации Дж. Байдена? // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 1. С. 40—52.

2. Ковалёв С.И. Силы самообороны Японии. Информационно-справочное издание. М.: Международные отношения, 2016. 336 с.

3. Конституция Японии (гл. II. Отказ от войны. Ст. 9) // Современная Япония. Справочное издание. М.: Наука, 1972. 853 с.

4. Ленин А. Токио прикупит остров // Российская газета. 2019. № 2. 10 янв. С. 6.

5. Носов М.Г. Отношения между США и Японией: история взлётов и падений (1791—2020). М.: Весь мир ИЕ РАН, 2020. 416 с.

6. ^У • • УЛН • = Справочник по странам мира. Самые новые данные. Токио: 2020. 475 с.

7. 2018/2019 = Япония в схемах и диаграммах 2018/2019. Токио: ^Ю

2018. 527 с.

REFERENCES

1. Voda K.R. Yaponiya i SShA: kakim budet soyuz pri administratsii Dzh. Baydena? [Japan and USA under the J. Biden Administration]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2022, no. 1, pp. 40-52. (In Russ.)

2. Kovalev S.I. Sily samooborony Yaponii. Informatsionno-spravochnoe izdanie [Self Defense Forces of Japan. Information Publication]. Moscow, Mezhdunarodnye ot-nosheniya Publ., 2016, 336 p. (In Russ.)

3. Konstitutsiya Yaponii (gl. II. Otkaz ot voyny. St. 9) [Constitution of Japan. Chapter 2. Renunciation of War. Article 9]. Sovremennaya Yaponiya: Spravochnoe izdanie [Modern of Japan: Reference Book]. Moscow, Nauka Publ., 1972, 853 p. (In Russ.)

4. Lenin A. Tokio prikupit ostrov [Tokyo Will Buy an Island]. Rossiyskaya gazeta, 2019, od no. 2, January 10, p. 6. (In Russ.)

s 5. Nosov M.G. Otnosheniya mezhdu SShA i Yaponiey: istoriya vzletov i padeniy (1791-2020) [Relations between USA and Japan: History of Flight and Fall § (1791-2020)]. Moscow, Ves' mir IE RAN Publ., 2020, 416 p. (In Russ.)

0 6. •'У • "9* • УЛК • = Data Book of The World. Ц Tokyo, ~g#0Publ., 2020, 475 p. (In Jap.)

1 7. 2018/2019 = Japan in Figures and Diagrams 2018/2019. Tokyo, ^©O

fcfc^&â Publ., 2018, 527 p. (In Jap.)

f

I— Дата поступления в редакцию 01.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.