ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТРАМПА И МНОГОСТОРОННИЕ ИНСТИТУТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ*
Марина ЛАРИОНОВА
Директор Центра исследований международных институтов РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. филол. наук, д-р полит. наук. E-mail: [email protected] Андрей САХАРОВ
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Андрей ШЕЛЕПОВ
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected] Марк РАХМАНГУЛОВ
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Прошло менее ста дней с инаугурации Дональда Трампа, но уже очевидно: 45-й президент США не планирует отказываться от использования дипломатических инструментов и глобальных институтов для реализации внешней политики, приоритетом которой являются американские интересы и национальная безопасность США.
Несмотря на жесткую риторику в адрес ООН, сотрудничество с Организацией по ключевым направлениям ее деятельности: содействию развитию, миротворчеству и гуманитарным вопросам — будет продолжено. В «Группе семи» и «Группе двадцати» у лидеров значительно больше общих приоритетов и общих задач, чем разногласий. Детальный план участия страны в работе различных органов ВТО позволяет предположить, что говорить о кардинальном пересмотре политики США в отношении ВТО преждевременно. При Д. Трампе сохранится лидирующая роль США в НАТО, и требование увеличения бюджетов на оборону партнерами совершенно не означает сокращения военных расходов США.
Ключевые слова: глобальное управление, многосторонние институты, внешняя политика, США, ООН, «Группа двадцати», «Группа семи», ВТО, НАФТА, Транстихоокеанское партнерство, ЕС, НАТО.
Повернется ли Дональд Трамп спиной к многосторонним организациям глобального управления, как предрекали демократы1? Еще не прошло ста дней с инаугурации 45-го президента США, но уже совершенно очевидно, что Д. Трамп не планирует отказываться от использования дипломатических инструментов и глобальных институтов в проведении внешней политики, приоритетом которой являются американские интересы и национальная безопасность США2.
ООН
Несмотря на жесткую риторику в адрес ООН и ее органов в связи с их неэффективностью3, а также на многочисленные высказывания экспертов и политиков о неминуемом сокращении финансирования Организации в части обязательных взносов4, миротворческих операций5 и специализированных агентств, работа миссии США при ООН осуществляется в режиме «business as usual». Свои первые контакты посол США при ООН Никки Хейли про-
* — Основные результаты данной работы опубликованы в Мониторинге экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 5 (43) (март 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 2016 Democratic Party Platform, P. 45: http://www.presidency.ucsb.edu/papers_pdf/117717.pdf
2 America First Foreign Policy: https://www.whitehouse.gov/america-first-foreign-policy
3 Donald J. Trump. Tweet dated of 27 December 2016: https://twitter.com/realdonaldtrump/status/8135001230534 90176
4 Взнос США составляет 22% от общего бюджета, это максимальная планка для одного спонсора.
5 США финансируют 29% миротворческих операций. См.: Donald Trump and the United Nations: a fight waiting to happen?: http://www.telegraph.co.uk/news/2017/01/19/donald-trump-united-nations-fight-waiting-happen/
вела с постоянными представителями Великобритании, Франции, Израиля и Украины, обсудив с последним программу председательства Украины в Совете Безопасности (СБ) на февраль 2017 г. и подтвердив приверженность территориальной целостности Украины6. Израиль получил уверения в безусловной поддержке США его поселенческих действий на спорных территориях. В рамках встреч с послом Райкрофтом и послом Делаттром состоялось закрепление особых отношений трех постоянных членов СБ (США, Франции и Великобритании - Р3).
В полной мере особые отношения страны, входящие в состав Р3, на площадке СБ продемонстрировали в процессе продвижения совместного проекта резолюции по Сирии (Б/2017/172), предлагавшего ввести санкции против Дамаска в связи с применением в Сирии химического оружия. Несмотря на то что соответствующее расследование не было закончено и использование химического оружия правительственными силами Сирии не было доказано, а также невзирая на возобновление усилий в Женеве и Астане по внут-рисирийскому политическому диалогу для разрешения кризиса, страны Р3 настояли на постановке на голосование проекта резолюции, хотя, по словам постоянного представителя Египта в ООН, господина Абулатта, она была обречена на провал7. Россия и Китай были вынуждены применить вето8. В результате, вместо того чтобы направить влияние СБ на поддержание диалога в ходе дискуссии по
политическому урегулированию вокруг проекта резолюции, предпринятые Р3 действия усугубили ситуацию в Сирии и вновь разделили СБ по вопросу обеспечения мира и безопасности в этой стране9.
Вопросы сокращения финансирования ООН, несомненно, будут еще подниматься и администрацией, и Конгрессом США. Однако можно предполагать, что, как и предыдущие республиканские администрации, члены команды Д. Трампа будут балансировать между публичными нападками на ООН и спокойной работой в основных органах ООН там, где это будет соответствовать интересам США10. Основной «жертвой» при этом, вероятно, станет Парижское соглашение по климату11. Даже если США не выйдут из Соглашения, вряд ли можно ожидать своевременного и полного выполнения заявленных администрацией Б. Обамы национальных целей сокращения в 2025 г. выбросов парниковых газов на 40% относительно уровня 2005 г.12.
Несмотря на критику, касающуюся недостаточной координации,дублирования, неэффективности в деятельности ООН, и на дальнейшее усиление давления в отношении ее скорейшего реформирования, сотрудничество по ключевым направлениям деятельности Организации: содействию развитию, миротворчеству и гуманитарным вопросам - будет продолжено. Косвенным подтверждением этого стало высказывание заместителя представителя США в ЭКОСОС Стефани Амадео о необходимости интегрированного подхода к
6 Ambassador Nikki Haley has first meetings and phone call with the Permanent Representatives of Israel, the United Kingdom, France, and Ukraine: https://usun.state.gov/remarks/7663
7 Security Council Seventy-second year 7893rd meeting agenda, P. 12: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp7symboNS/ PV.7893
8 Там же.
9 Там же. P. 14.
10 Republicans Have Long Wanted to Punish the U.N., but Trump Might Actually Do It, P. 3: http://www.politico.com/magazine/ story/2016/12/republicans-have-long-wanted-to-punish-the-un-but-trump-might-actually-do-it-214558
11 Trump 'will definitely pull out of Paris climate change deal': http://www.independent.co.uk/news/world/americas/donald-trump-paris-climate-change-deal-myron-ebell-us-president-america-pull-out-agreement-a7553676.html
12 US INDC: http://www4.unfccc.int/ndcregistry/PublishedDocuments/United%20States%20of%20America%20First/ U.S.A.%20First%20NDC%20Submission.pdf
реализации задач по достижению мира и целей устойчивого развития13.
Вряд ли Д. Трамп, заявивший о намерении расширить сотрудничество в борьбе против транснациональных криминальных организа-ций14, откажется от использования системы ООН в борьбе против терроризма и ИГИЛ. Политические и правовые инструменты борьбы с терроризмом, созданные после трагедии 11 сентября 2001 г. в соответствии с Резолюцией СБ № 1373, принятой 28 сентября 2001 г.15, Комитет и Глобальная стратегия по борьбе с терроризмом составляют фундамент международной борьбы со всеми его проявлениями, включая искоренение условий, способствующих распространению терроризма, его предотвращение и укрепление национальных систем противодействия ему.
Можно предположить, что ожидаемый указ президента «Об аудите и сокращении финансирования США международных организаций» учтет еще два аргумента в пользу решения Д. Трампа продолжить работу США в ООН и с ООН. Во-первых, многие эксперты считают, что в случае ухода США с лидерских позиций в Организации Китай и Россия будут готовы усилить свое влияние в системе ООН16. Во-вторых, и это значительно более важное соображение, даже если США прекратят финансирование содействия развитию и ООН, экономия для бюджета США составит не более 0,2% ВВП, или примерно одну пятую предлагаемых Трампом сокращений налога на корпорации. То есть выгоды для нало-
гоплательщиков и рабочих США будут минимальными, а потери для репутации США и глобального общественного блага - весьма существенными17.
«Группа семи»
«Стиль и личность Трампа - резкий, непредсказуемый, противоречивый и тонкокожий - будет иметь серьезное влияние на его взаимодействие с коллегами во внешней политике. Помимо неопределенности в понимании политики США, они могут негативно сказаться на сотрудничестве в таких международных институтах, как "Группа семи" и АТЭС, где Президент США играет важную личную роль. В результате эти институты могут стать менее эффективными»18. Многие эксперты считают, что саммит в Таормине будет «ожидаемой катастрофой, где Д. Трамп бросит вызов ключевым убеждениям и политическим приоритетам своих коллег по климатическим изменениям, миграции и свободной торговле»19.
Вместе с тем есть все основания полагать, что у лидеров «большой семерки» есть значительно больше общих приоритетов и ценностей, чем разногласий. К тому же «клубный» формат, объединяющий глав государств и правительств ведущих развитых стран, показал свою способность «социализации» новичков и скептиков20, а также уникальный потенциал взаимного просвещения, взаимного усиления, взаимной настройки (приспосаблива-
13 Remarks During the ECOSOC Operational Activities Segment General Debate: https://usun.state.gov/remarks/7695
14 Presidential Executive Order on Enforcing Federal Law with Respect to Transnational Criminal Organizations and Preventing International Trafficking, Sec.2 (d): https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/09/presidential-executive-order-enforcing-federal-law-respect-transnational
15 Security Council Resolution 1373 ( 2001): http://www.un.org/en/sc/ctc/specialmeetings/2012/docs/ United%20Nations%20Security%20Council%20Resolution%201373 %20(2001).pdf
16 Republicans Have Long Wanted to Punish the U.N., but Trump Might Actually Do It, P. 4: http://www.politico.com/magazine/ story/2016/12/republicans-have-long-wanted-to-punish-the-un-but-trump-might-actually-do-it-214558
17 The balance sheet on 'America First', P. 4: https://www.bostonglobe.com/opinion/2017/01/29/the-balance-sheet-america-first/ 5NN1urTLce1xB0rGObvUEI/story.html#comments
18 America's International Role Under Donald Trump. P. VIII: https://www.chathamhouse.org/publication/americas-international-role-under-donald-trump
19 President Trump Meets the G7/G20: http://www.g7g20.com/articles/john-kirton-president-trump-meets-the-g7-g20
20 Hanging Together. Cooperation and Conflict in the Seven-Power Summits. Revised and Enlarged Edition. P. 256-257: http://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674372269
ния) и взаимных уступок21 в процессе выработки общих направлений действий и коллективных решений. Один из помощников Р. Рейгана утверждал, что саммиты формируют подходы политиков по конкретным вопросам в среднесрочной перспективе, которые могут иметь существенное влияние на внутреннюю политику лидеров22.
В целом можно прогнозировать, что на саммите «семерки» в 2017 г. не будет сформулировано каких-то значимых решений, поскольку, как показывает история, для выработки таких решений требуются четко выраженная лидерская позиция США и ее поддержка как минимум еще одной державой23. Успехом будет согласование политики стимулирования экономического роста, инвестирования в инфраструктуру и борьбы с терроризмом.
«Группа двадцати»
Оценки влияния личности и программы Д. Трампа на роль США в «Группе двадцати» и «двадцатки» в системе глобального управления в целом достаточно противоречивы. В негативном сценарии рассматривается вероятность снижения уровня координации, возвращения к формату встреч министров финансов и даже полного прекращения работы «двадцатки»24. В этом случае предотвращение новых рисков глобальной экономической и финансовой нестабильности будет намного более сложным.
Действительно, в повестке дня «Группы двадцати» много вопросов, по которым у Д. Трампа имеется особая позиция. Это касается упрощения и либерализации условий торговли и инвестиций, устойчивого развития до 2030 г.,
Парижского соглашения по климату, финансового регулирования, рационализации и отказа от субсидирования неэффективных ископаемых видов топлива. Однако в повестке есть достаточно тем и решений, соответствующих приоритетам 45-го президента США. Прежде всего, ему близка основная миссия «двадцатки» по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста. Безусловно, Д. Трамп понимает значение структурных реформ, качественных инвестиций и технологических инноваций для обеспечения экономического роста, создания новых высококачественных рабочих мест, повышения производительности и сокращения неравенства.
Вопросы борьбы с терроризмом и коррупцией являются центральными для новой американской администрации. Инфраструктурным инвестициям отводится особое место в усилении экономической платформы и повышении конкурентоспособности США. В этой связи тактика немецкого председательства -не пытаться продвинуться вперед по противоречивым вопросам, например по финансовому регулированию, но закрепить решения, согласованные в Ханчжоу, одновременно добиваясь прогресса по вопросам, где нет противоречий25, - представляется правильной. Эта тактика может иметь решающее значение для успешной интеграции Д. Трампа в «Группу двадцати».
Таким образом, в позитивном сценарии связи, сформированные в рамках «семерки» в преддверии саммита «Группы двадцати»26, и широкая повестка дня «двадцатки», включающая достаточно много вопросов, близких Д. Трампу, могут стать основой для выработки
21 Hanging Together. Cooperation and Conflict in the Seven-Power Summits. Revised and Enlarged Edition. P. 260: http://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674372269
22 Там же. P. 257.
23 Там же. P. 272-273.
24 America's International Role Under Donald Trump. P. 13: https://www.chathamhouse.org/publication/americas-international-role-under-donald-trump
25 Germany's gamble to break even with Trump at G20: http://www.politico.eu/article/germanys-gamble-to-break-even-with-trump-at-g20/
26 President Trump Meets the G7/G20: http://www.g7g20.com/articles/john-kirton-president-trump-meets-the-g7-g20
общих подходов и согласования коллективных решений.
Многосторонние институты в сфере международной торговли
Новая администрация США заявила о пересмотре торговых соглашений страны, которые характеризуются командой президента как невыгодные и нечестные по отношению к трудящимся страны и ее экономике в целом27.
Транстихоокеанское партнерство
23 января 2017 г. Д. Трамп подписал меморандум о приостановке участия страны в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). В течение своей предвыборной кампании он неоднократно заявлял о намерении пересмотреть торговые соглашения Соединенных Штатов, в том числе и с ТТП, и, таким образом, выполнил данное обещание. В тексте меморандума, адресованного торговому представителю, президент дал поручение отозвать подпись документа о ТТП со стороны США, приостановить участие страны в переговорах с ТТП и, по возможности, придерживаться курса на заключение двусторонних соглашений с другими государствами в интересах американской промышленности и работ-ников28.
Существуют различные позиции относительно перспектив ТТП без участия США. В частности, в ноябре 2016 г. премьер-министр Японии Синдзо Абе заявил о том, что не считает подобную конфигурацию многостороннего торгового соглашения целесообразной29.
После принятия решения о выходе США из ТТП, в рамках двусторонней встречи С. Абе и Д. Трампа 10 февраля 2017 г., премьер-министр Японии заявил о том, что его страна намерена продолжать сотрудничество с Соединенными Штатами. Вице-премьеру Японии и вице-президенту США было поручено проработать новую рамочную основу диалога по торговле30. Таким образом, Япония обозначила курс на развитие двустороннего торгового сотрудничества с США.
В то же время Австралия настаивает на необходимости продолжения переговоров с целью переформатирования условий работы объединения даже в отсутствие Соединенных Штатов. По мнению премьер-министра страны Малколма Тернбулла, выход США из договоренности является большой потерей для объединения, но Австралия намерена продолжать процесс, в том числе с учетом потенциальной возможности присоединения Китая, и надеется склонить другие стороны к продолжению переговоров31.
Наиболее вероятным, с учетом позиции, изложенной в меморандуме от 23 января 2017 г., а также в выступлениях Д. Трампа, представляется начало длительного процесса пересмотра двусторонних торговых соглашений США со странами АТР. В настоящее время из стран ТТП у США имеются двусторонние соглашения о зоне свободной торговли с Австралией, Канадой, Чили, Перу, Республикой Корея, Мексикой и Сингапуром32. Принимая во внимание изменение переговорной позиции США, участие страны в новых многосто-
27 Trade Deals That Work For All Americans, US President. https://www.whitehouse.gov/trade-deals-working-all-americans.
28 Presidential Memorandum Regarding Withdrawal of the United States from the Trans-Pacific Partnership Negotiations and Agreement: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/01/23/presidential-memorandum-regarding-withdrawal-united-states-trans-pacific
29 TPP 'has no meaning' without US, says Shinzo Abe: https://www.ft.com/content/59972c38-b058-11e6-a37c-f4a01f1b0fa1
30 Remarks by President Trump and Prime Minister Abe of Japan in Joint Press Conference: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/10/remarks-president-trump-and-prime-minister-abe-japan-joint-press
31 Tokyo turns down Australian proposal for TPP without U.S., vows to keep pushing Trump: http://www.japantimes.co.jp/news/ 2017/01/24/national/politics-diplomacy/tokyo-turns-australian-proposal-tpp-without-u-s-vows-keep-pushing-trump/ #.WMK33G-LSM8
32 Free Trade Agreements: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements
ронних инициативах, особенно с участием развивающихся государств, в том числе в АТР, маловероятно.
НАФТА
США под руководством президента Трампа намерены также пересмотреть Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). В случае отказа других участников соглашения (Канады и Мексики) от переговоров по пересмотру НАФТА Соединенные Штаты выйдут из договоренности33.
Наибольшее недовольство у нового президента вызывают условия торговли и перемещений рабочей силы в отношении Мексики, о чем он неоднократно заявлял - как во время предвыборной кампании, так и в течение первых недель срока своих полномочий. Не способствовала прояснению ситуации и отмена двусторонней встречи между американским и мексиканским президентами, которая должна была состояться в конце января 2017 г.34.
Вопрос о будущем НАФТА поднимался и на встрече Д. Трампа с премьер-министром Канады Джастином Трюдо 13 февраля 2017 г. Президент США, несмотря на удовлетворенность общим состоянием американо-канадских торгово-экономических связей, обозначил намерение пересмотра торговых отношений с Канадой с целью их улучшения. В то же время он отметил, что условия торговли с Канадой являются намного более выгодными по сравнению с «ситуацией на южной границе»35. В докладе по торговой политике США на 2017 г. подчеркивается, что еще в 2008 г. администрация Б. Обамы призывала начать перегово-
ры о пересмотре этого соглашения и, в случае неудачи, выйти из него36. Можно ожидать, что переговоры между североамериканскими соседями будут длительными.
ВТО
Ежегодный доклад президента США о торговой политике, а также повестка дня в этой сфере на 2017 г. говорят о том, что Соединенные Штаты намерены продолжать работу в рамках ВТО, однако с некоторыми оговорками. В документе подчеркивается приоритетный характер национальных интересов США над решениями ВТО. США считают практики демпинга, применяемые другими странами, одним из основных препятствий для реализации своих национальных интересов в сфере международной торговли.
Согласно тексту документа США оставляют за собой право применять антидемпинговые и компенсационные меры в полном соответствии с правилами ВТО. Основой международной торговой системы США считают четкое следование правилам ВТО, основанным на рыночных принципах. При этом в торговой стратегии администрации Д. Трампа заявляется, что США «не потерпят» нечестных по отношению к американским акторам торговых практик37.
В то же время говорить о кардинальном пересмотре политики США в отношении ВТО преждевременно. Вышеназванный доклад о торговой политике содержит детальный план участия страны в работе различных органов ВТО и о продолжении сотрудничества с членами организации в целях продвижения принципов либерализации международной торговли38.
33 Trade Deals That Work For All Americans: https://www.whitehouse.gov/trade-deals-working-all-americans
34 Mexican president cancels meeting with Trump: http://edition.cnn.com/2017/01/25/politics/mexico-president-donald-trump-enrique-pena-nieto-border-wall/
35 Remarks by President Trump and Prime Minister Trudeau of Canada in Joint Press Conference: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/13/remarks-president-trump-and-prime-minister-trudeau-canada-joint-press
36 2017 Trade Policy Agenda and 2016 Annual Report, P. 6: https://ustr.gov/sites/default/files/files/reports/2017/AnnualReport/ AnnualReport2017.pdf
37 Там же.
38 Там же.
Международные финансовые институты
В период предвыборной кампании и после избрания президентом США Д. Трамп не делал публичных заявлений, проясняющих позицию новой администрации относительно конкретных международных финансовых институтов. Однако ранее отмечались его критические высказывания в отношении проводимой этими институтами политики. В частности, Д. Трамп заявлял о неэффективности финансовых институтов и критиковал Всемирный банк за «увязывание проблемы бедности и вопросов изменения климата»39.
По мнению ряда экспертов, критическое отношение к МВФ, Всемирному банку и глобальным институтам финансового регулирования сохранится и найдет выражение в политике новой администрации США. Акцент на стимулировании экономического развития за счет собственных ресурсов, ослаблении вектора многосторонности проводимой политики, устранении избыточного регулирования и достижении в первую очередь национальных интересов может привести к снижению поддержки со стороны США международных институтов, в которых страна в настоящее время играет лидирующую роль40.
Противоположная точка зрения состоит в признании возможности активизации поддержки многосторонних финансовых институтов, основанной на понимании администрацией США их потенциала в реализации национальных интересов41. Например, при возникновении экономических трудностей в крупных странах региона, таких как Мекси-
ка, Соединенные Штаты, даже в случае ослабления торгово-экономических связей, будут заинтересованы в их эффективном решении. При этом двусторонние инструменты помощи могут быть неприемлемы с учетом позиции избирателей, в результате чего повысится спрос на участие в процессе таких институтов, как МВФ. Вероятна и поддержка со стороны новой администрации реформ финансового регулирования, проводимых профильными международными институтами. Несмотря на определенные издержки таких реформ для национальной финансовой системы, аргументом в их пользу может стать универсальность регулирования, гарантирующая американским финансовым институтам справедливые условия конкуренции42.
Различные и даже противоположные варианты политики возможны и в отношении новых институтов, стремящихся изменить баланс в международной финансовой системе, прежде всего Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). С одной стороны, нежелание усиления международных позиций Китая может привести к росту поддержки Соединенными Штатами «традиционных» альтернативных институтов, таких как Всемирный банк. С другой стороны, с учетом значительного дефицита инвестиций в инфраструктуру во всем мире цели АБИИ разделяются руководством США. Один из советников Д. Трампа даже назвал отказ страны от присоединения к АБИИ при предыдущем руководстве «стратегической ошибкой»43.
Таким образом, дальнейшее направление политики США в отношении международных
39 If Trump changed tack on Nato, can he U-turn on the IMF and WTO?: https://www.theguardian.com/business/2017/feb/16/ donald-trumps-changed-stance-on-nato-will-he-sober-up-about-imf-and-wto
40 The economic consequences of Donald Trump: http://www.economist.com/blogs/freeexchange/2016/11/global-economy
41 Trump Scorns the IMF's Globalism, and Now He Gets to Vote on It: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-02-22/ trump-scorns-the-imf-s-globalism-and-now-he-gets-to-vote-on-it
42 If Trump changed tack on Nato, can he U-turn on the IMF and WTO?: https://www.theguardian.com/business/2017/feb/16/ donald-trumps-changed-stance-on-nato-will-he-sober-up-about-imf-and-wto
43 U.S. should have joined China-led infrastructure bank: Trump adviser: http://www.reuters.com/article/us-usa-election-china-infrastructure-idUSKBN13519P
финансовых институтов пока недостаточно ясно. В значительной степени оно будет определяться формирующейся оценкой политических и экономических выгод от такого сотрудничества.
НАТО
Американские военные базы находятся в 70 странах мира, затраты на них составляют примерно 5% бюджета США, или около 2% ВВП. Военные действия по изменению режимов (в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии) стоят еще 1% ВВП. Напряженность в Европе и продвижение НАТО к границам России еще больше увеличивает эти затраты44. В связи с этим понятно желание Д. Трампа заставить платить партнеров по НАТО их справедливую долю. Однако означает ли это сокращение затрат на оборону и инвестирование в инфраструктуру, создание рабочих мест и преодоление неравенства?
Укрепление военного потенциала США является одним из приоритетов администрации Трампа. В инаугурационной речи президент обещал прекратить субсидирование армий других стран и «истощение» собственных вооруженных сил45. В числе первых шагов Д. Трампа в сфере военной безопасности были: разработка предложений по повышению военного бюджета на 54 млрд. долл., проведение проверки боевой готовности вооруженных сил и подготовка плана по борьбе с ИГИЛ46.
Во время предвыборной кампании Д. Трамп заявлял, что НАТО «может быть устаревшей» структурой, и ставил под сомнение преимущества, которые США получают как де-факто лидера НАТО. Заявления, из которых можно было сделать вывод о том, что для него более важна экономия средств от выхода из Альянса, чем преимущества в сфере безопасности, который тот предоставляет47, сильно тревожили партнеров.
После инаугурации накал риторики снизился. Президент и ключевые представители его администрации стали публично говорить об «активной поддержке» НАТО со стороны США48. Вице-президент Майкл Пенс на встрече с Генеральным секретарем НАТО Столтен-бергом подтвердил приверженность США партнерству и ожидание выполнения обещания выделять 2% ВВП на оборону49. Хотя с 2015 г. военные расходы европейских стран выросли на более чем 8%50, на Мюнхенской конференции по безопасности М. Пенс подчеркнул, что только США и четыре других члена НАТО соблюдают этот уровень финан-сирования51.
Вопрос о необходимости более справедливого распределения нагрузки по обеспечению коллективной безопасности в рамках НАТО и повышения доли военных расходов до 2% для всех членов Альянса стал одним из ключевых. Он обсуждался с каждым лидером страны-члена, с которым проводились переговоры представителями новой администрации
44 The balance sheet on 'America First': https://www.bostonglobe.com/opinion/2017/01/29/the-balance-sheet-america-first/ 5NN1urTLce1xB0rGObvUEI/story.html#comments
45 The Inaugural Address: https://www.whitehouse.gov/inaugural-address
46 President Trump is Rebuilding America's National Security: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/28/presi-dent-trump-rebuilding-americas-national-security
47 America's International Role Under Donald Trump: https://www.chathamhouse.org/publication/americas-international-role-under-donald-trump
48 Remarks by President Trump to Coalition Representatives and Senior U.S. Commanders: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/06/remarks-president-trump-coalition-representatives-and-senior-us
49 Remarks by the Vice President and NATO Secretary General Stoltenberg at a JPA: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/ 2017/02/20/remarks-vice-president-and-nato-secretary-general-stoltenberg-jpa
50 America's International Role Under Donald Trump: https://www.chathamhouse.org/publication/americas-international-role-under-donald-trump
51 Remarks by the Vice President at the Munich Security Conference: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/18/
США: Великобритании, Испании52, Турции53, Канады54, Германии55, Латвии, Литвы и Эстонии56, Бельгии57, Франции58, Италии59, а также с Генеральным секретарем НАТО60.
Еще одним вопросом на повестке дня администрации США стала необходимость модернизации НАТО с точки зрения готовности Альянса к борьбе с терроризмом и кибер-войнам61.
В рамках этой тематики от администрации США следует ожидать оказания дальнейшего давления на другие страны - члены НАТО, которые не вносят соответствующего вклада в обеспечение коллективной безопасности. При этом Д. Трамп подтвердил свое участие в саммите НАТО в конце мая текущего года62. Кроме того, в указе о приостановке возможности въезда в США для граждан ряда стран от 27 января 2017 г. было сделано исключение для лиц, имеющих визы по линии НАТО и ООН, а также для некоторых других категорий63. Аналогичные исключения были сохранены в указе от 6 марта 2017 г., принятом в связи с приостановкой судом действия ряда положений январского указа64. Очевидно, что при Д. Трампе
сохранится лидирующая роль США в Альянсе, и требование увеличения бюджетов на оборону партнерами совершенно не означает сокращения военных расходов США.
ЕС
Высказывания Д. Трампа о неэффективности «брюссельской бюрократии» и об использовании институтов ЕС в интересах Германии встретили эмоциональный отпор со стороны лидеров ЕС. Однако если оставить в стороне эмоции, основные проблемные моменты во взаимоотношениях между США и ЕС не должны стать препятствием к продолжению трансатлантического экономического и инвестиционного сотрудничества. Это следующие моменты:
• участие США в обеспечении коллективной безопасности в Европе, в том числе в рамках НАТО;
• поддержка США выхода Великобритании из ЕС и риторическая поддержка некоторых политических сил, настроенных за ослабление участия своих стран в интеграционных процессах в ЕС;
remarks-vice-president-munich-security-conference
52 Readout of the President's Call with Prime Minister Mariano Rajoy of Spain: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/ 02/07/readout-presidents-call-prime-minister-mariano-rajoy-spain
53 Readout of the President's Call with President Recep Tayyip Erdopan of Turkey: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/ 2017/02/07/readout-presidents-call-president-recep-tayyip-erdo%C4%9Fan-turkey
54 Remarks by President Trump and Prime Minister Trudeau of Canada in Joint Press Conference: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/13/remarks-president-trump-and-prime-minister-trudeau-canada-joint-press
55 Readout of the President's Call with Chancellor Angela Merkel of Germany: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/ 01/28/readout-presidents-call-chancellor-angela-merkel-germany
56 Readout of the Vice President's Meeting with the Presidents of Lithuania, Latvia, and Estonia: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/18/readout-vice-presidents-meeting-presidents-lithuania-latvia-and-estonia
57 Readout of the Vice President's Meeting with Belgian Prime Minister Charles Michel: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/19/readout-vice-presidents-meeting-belgian-prime-minister-charles-michel
58 Readout of the President's Call with French President Francois Hollande: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/01/ 28/readout-presidents-call-french-president-francois-hollande
59 Readout of the President's Call with Prime Minister Paolo Gentiloni of Italy: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/ 02/04/readout-presidents-call-prime-minister-paolo-gentiloni-italy
60 Readout of the President's Call with NATO Secretary General Jens Stoltenberg: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/ 2017/02/05/readout-presidents-call-nato-secretary-general-jens-stoltenberg
61 PM press conference with US President Trump: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-press-conference-with-us-president-donald-trump-27-january-2017
62 Readout of the President's Call with NATO Secretary General Jens Stoltenberg: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/ 2017/02/05/readout-presidents-call-nato-secretary-general-jens-stoltenberg
63 Executive Order Protecting The Nation From Foreign Terrorist Entry Into The United States: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/01/27/executive-order-protecting-nation-foreign-terrorist-entry-united-states
64 Там же.
• переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству
(ТТИП).
Вице-президент США в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности и на встрече с председателем Европейского совета подтвердил приверженность США сотрудничеству и партнерству с ЕС. Он призвал к единству США и ЕС в наращивании экономического роста, защите безопасности и стабильности Европы и в совместной борьбе с радикальным исламским терроризмом. Для этого США предложили усилить координацию и обмен разведывательными данными между странами ЕС и между ЕС и НАТО. М. Пенс подчеркнул готовность США действовать в соответствии со статьей 5 Устава НАТО и продолжить поддержку Польши и стран Балтии через Инициативу усиленного опережающего присутствия НАТО (Enhanced Forward Presence Initiative) 65.
На переговорах с премьер-министром Великобритании президент Трамп поддержал выход этой страны из ЕС, в том числе подчеркнув, что это позволит Соединенному Королевству самостоятельно заключать соглашения о свободной торговле с другими государствами. Он указал на то, что необходимость получения одобрения от коллективных органов ЕС негативно сказывается на заключении экономических сделок и ведении бизнеса, сославшись на личный опыт66.
В силу обозначенного новой администрацией США подхода на преобладание двусторонних торговых соглашений над многосто-
ронними продолжение переговоров по ключевому для развития экономических отношений ЕС и США Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству находится в состоянии неопределенности. С июля 2013 по октябрь 2016 гг. было проведено 15 раундов соответствующих переговоров67. Ряд экспертов считают ТТИП обреченным на провал из-за позиции США и непопулярности соглашения в ряде стран ЕС68. В докладе о повестке торговой политики администрации США на 2017 г. подчеркивается важность торговых и инвестиционных отношений с Европейским союзом, которые названы «наиболее крупными и комплексными в мире». В нем указывается, что в рамках переговоров по ТТИП по итогам 2016 г. остались расхождения по нескольким критическим сферам и что «Администрация Трампа в настоящее время анализирует статус данных переговоров»69. Таким образом, перспективы заключения ТТИП достаточно неопределенны.
Политика новой администрации США по чувствительным для Европы вопросам может усугубить расхождение во взглядах между европейскими странами и негативно повлиять на единство ЕС. В этой связи, очевидно, было бы правильным со стороны ЕС не тратить время на ТТИП, укреплять внутрисоюзное сотрудничество и способность выступать консолидированно по вопросам внешней политики, отказаться от стереотипов и быть готовыми к инновационному подходу, в том числе в поиске разрешения конфликтов в Европе.
65 Remarks by the Vice President and European Council President Tusk: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/ 20/remarks-vice-president-and-european-council-president-tusk
66 PM press conference with US President Trump: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-press-conference-with-us-president-donald-trump-27-january-2017
67 U.S.-EU Joint Report on T-TIP Progress to Date: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2017/ january/us-eu-joint-report-t-tip-progress-0
68 America's International Role Under Donald Trump: https://www.chathamhouse.org/publication/americas-international-role-under-donald-trump
69 The Office of the United States Trade Representative releases President Trump's 2017 Trade Policy Agenda: https://ustr.gov/ about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2017/march/annualreport17;
America's International Role Under Donald Trump: https://www.chathamhouse.org/publication/americas-international-role-under-donald-trump
Заключение
Мы пока не можем прогнозировать, какой будет внешняя политика Д. Трампа. Возможно, защита либерального мирового порядка не является приоритетом для 45-го прези-
дента США, однако с уверенностью можно говорить о том, что возвращение к меркантилизму не означает отказа США от работы с многосторонними мировыми институтами.