УДК 94(47)
Харитонова А. М.
внешняя политика нородома
СИАНуКА В 1950-х - 1960-х гг.: АПЕЛЛЯЦИИ К ПРАВОМОЧНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ
Статья посвящена анализу внешней политики Королевства Камбоджа в 1950-х — 1960-х гг., проводимой главой государства Нородомом Сиануком. Условно внешнюю политику этого периода можно разделить на три этапа, на протяжении которых прослеживается плавное переориентирование политики нейтралитета в сторону поддержки социалистических стран. В статье даётся анализ причин, которые повлияли на смену международного курса Камбоджи.
Ключевые слова: Королевство Камбоджа, Нородом Сиа-нук, внешняя политика, КНР, США, СССР.
В настоящее время наблюдается очередной подъём интереса мировых держав к странам Юго-Восточной Азии. В свою очередь, эти страны вновь, хотя и в иных формах, вынуждены отстаивать свои государственные интересы, как и в середине ХХ в., в период Индокитайских войн. Это делает актуальным наш обзор основных внешнеполитических поворотов в рамках политики нейтралитета, проводимой в 1950-е — 1960-е гг. на международной арене главой камбоджийского государства Нородомом Сиануком.
Вторая половина ХХ в. — период деколонизации стран Азии и Африки. Окончание Второй мировой войны заложило основы биполярного миропорядка, в котором страны Востока стали постепенно превращаться из объектов в субъекты международных политических, экономических и социальных процессов. Получив независимость с помощью вооружённой борьбы или мирным пу-
тём, молодые независимые государства стали выстраивать собственный внешнеполитический курс, основанный на декларации патриотизма, государственной и национальной общности, придерживаясь антиколониальных и по большей части антиимпериалистических установок.
Получив независимость в ноябре 1953 г. и выйдя из сферы прямого влияния Франции, Королевство Камбоджа встало перед новыми сложными задачами: обрести и сохранить подлинную независимость, добиться признания мирового сообщества, найти своё место в новом биполярном мире. С этой целью ещё осенью 1953 г. была провозглашена политика нейтралитета, которая впоследствии была озвучена на Женевской (1954), а затем и на Бандунгской (1955) конференциях.
В свою очередь, после уничтожения французской колониальной системы в Индокитае правительство США принимает решение о необходимости установить собственный контроль над регионом. В сентябре 1954 г. по инициативе США в Маниле создаётся военно-политическая группировка СЕАТО, истинной целью которой была борьба с национально-освободительными движениями коммунистического толка в Юго-Восточной Азии. В своих воспоминаниях Роберт Макнамара, министр обороны США в 1961-1968 гг., пишет, что СЕАТО, членами которого, были, в частности, США, Великобритания, Франция, Таиланд и Филиппины, «обязывала участников лишь «отражать общую угрозу» в соответствии с «конституционными процедурами» каждой из стран и проводить «совместные консультации»1. Отдельный протокол был посвящён странам Индокитая, политический строй которых на тот момент не был коммунистическим (Камбоджа, Лаос и Южный Вьетнам). Из этого документа следует, что если бы их территории подверглись угрозе со стороны коммунистических режимов и начали представлять собой безусловную опасность для «мира и безопасности» государств-членов СЕАТО, то последние не-
1 Макнамара Р. С. Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама. М., 2004. С. 94.
замедлительно предприняли бы соответствующие меры противодействия. Фактически США в ультимативной форме предъявили своё понимание единственно правильной модели государственного устройства в регионе.
В таких жёстких условиях руководителю Камбоджи Нородому Сиануку пришлось выстраивать внешнюю политику своей страны. Условно его международный курс в 1950-е - 1960-е гг. можно разделить на три этапа.
Первый этап — с 1953 по 1958 гг., когда только что получившее независимость Королевство Камбоджа пытается проводить политику лавирования между ведущими мировыми державами и политическими блоками. Для этого периода характерны экономическое давление США и как результат — постепенное экономическое и политическое сближение Камбоджи с коммунистическим Китаем. Однако до признания КНР в 1958 г. Сиа-нуку удавалось в большей или меньшей степени поддерживать равноудалённость во внешней политике от всех ведущих держав. При этом в рамках политики нейтралитета Сианук считал правомерным получать военную и экономическую помощь от стран с любым политическим режимом. В 1955 г. Камбоджа подписывает с США сначала соглашение о военной, а затем — об экономической помощи. В начале 1956 г. Сианук сначала посещает Филиппины, являвшиеся членом СЕАТО, а затем совершает свой первый визит в Пекин, где помимо прочего произносит такие слова: «Сейчас проживает около 300 000 китайцев в Камбодже. Китайцы и камбоджийцы связаны между собой тесными узами, во многих камбоджийцах течёт китайская кровь, а среди лиц, входящих в состав нашей делегации и сидящих сейчас перед вами, есть очень немногие, у которых не было китайских предков. В нашей столице 500 000 человек, из них треть — китайцы»2. По возвращении в Пномпень 22 февраля 1956 г. Сианук заявил, что эта поездка в коммунистический Китай являет-
2 Российский государственный архив социально-политической истории (далее — РГАСПИ). Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (III). Л. 106-108.
184
ся прямым доказательством того, что Камбоджа придерживается политики нейтралитета и принципов «Панча шила»3, поскольку несколькими неделями раньше он посетил как Филиппины — антикоммунистическую страну, так и коммунистический Китай. Далее в своём выступлении Сианук говорит о выраженном китайскими лидерами удовлетворении тем, что он не разрешил создавать на территории Камбоджи иностранные базы4. Таким образом, несмотря на одобрение прокитайских шагов принца Пекином уже с этого первого визита, фасад нейтралитета на словах был сохранён. Именно потребностью такого сохранения объясняется то, что Камбоджа тогда не признала КНР официально. Ведь существовала проблема Тайваня, гоминьдановское правительство которого представляло Китай в ООН, так что под вопросом в этом случае мог оказаться сам авторитет Камбоджи как нейтрального члена этой главной международной организации.
Тем не менее, визит Сианука в Китай вызвал резкую реакцию со стороны Вашингтона: была сокращена экономическая помощь США, на кхмерских границах были спровоцированы военные вторжения войск Нго Динь Зьема, а также осуществлена внешняя блокада границ с Таиландом и Южным Вьетнамом. Все эти действия были направлены на то, чтобы Камбоджа отказалась от своей политики нейтралитета и примкнула к блоку СЕАТО, став сателлитом США. Однако Сианук вновь продемонстрировал верность своим принципам, подчеркнув: «Если американцы хотят прекратить оказание своей помощи Камбодже, то мы исполнены решимости придерживаться нашей нейтральной политики. Мы не согласимся принять ни советскую помощь, ни помощь Китая»5.
3 Пять принципов мирного сосуществования «Панча шила» (санскр. «пять принципов») — индийско-китайское соглашение, подписанное в 1954 г. после двустороннего конфликта, о признании Индией Тибета частью Китая.
4 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (III). Л. 105.
5 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (ш). Л. 95.
На деле это означало проведение всё той же политики лавирования. Так, во многих выступлениях этого периода Нородом Сианук сначала подвергал резкой критике политику США, затем благодарил Америку за экономическую помощь, которая не даёт попасть на коммунистическую орбиту, и в заключение подчёркивал необходимость уравновесить отношения Камбоджи с США расширением экономических связей с Китаем и СССР.
В сентябре 1957 г. Национальная Ассамблея Камбоджи принимает «Акт о нейтралитете», который «закреплял в законодательной форме нейтральный курс Камбоджи, предусматривавший её отказ от присоединения к военным и политическим союзам»6. В случае угрозы военного нападения Камбоджа могла просить помощи либо у ООН, либо у дружественных держав, под которыми подразумевались Китай или СССР. При этом, несмотря на стабильно развивающиеся и укрепляющиеся отношения между Камбоджей и Китаем, Сианук по-прежнему не спешил с официальным признанием КНР, поскольку опасался ещё большего обострения отношений с США. В газетах того времени писали: «Ввиду нейтральной позиции Камбоджа не признала ни одной части Германии, ни Северную или Южную Корею, ни КНР или гоминьдановский Китай»7. Таким образом, до тех пор, пока Нородом Сианук видел, что между Камбоджей и блоком СЕАТО можно достичь компромисса, официального признания коммунистического Китая не было. Кроме того, за восемь дней до выборов в Национальное собрание, 16 марта 1958 г., принц публикует статью, в которой резко критикует коммунизм, говоря, что красные развращают молодёжь — цвет кхмерского общества, и даже часть священнослужителей8.
6 Малетин Н. П. Внешняя политика Камбоджи 1953-1998 гг. М., 2004. С. 15.
7 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (III). Л. 80.
8 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (I). Л. 406.
Любопытной является статья Нородома Сиану-ка в газете «Реалите Камбоджьен» от 29 марта 1958 г. о разнице в оказании помощи стране западными и социалистическими государствами. По мнению Сианука, американцы сетуют на то, что кхмеры недооценивают помощь США, внося тем самым беспокойство по поводу самой возможности продления финансовой помощи, в то время как китайцы предоставляют помощь «без комментариев»9.
Экономическое давление США, безнаказанные вторжения тайских и южновьетнамских войск на территорию Камбоджи, невозможность прийти к компромиссу привели Сианука к решению установить 19 июля 1958 г. дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. И вновь премьер-министр призывает рассматривать установление дипломатических отношений как проявление политики нейтралитета Камбоджи. Эти действия, по его заявлениям, направлены на то, чтобы не допустить иностранного вмешательства во внутренние дела страны. Дипломатическому признанию предшествовал тёплый приём 30 июня 1958 г. торговой делегации Камбоджи министром иностранных дел КНР Чен И, сменившим на этом посту Чжоу Эньлая. Чен И выступил на приёме с речью, в которой уподобил кхмерский и китайский народы членам семьи, сидящими у одного камина10.
Вероятно, в момент признания КНР Нородом Сиа-нук действительно верил в то, что ему удастся сохранить внешнеполитический баланс. Видя, что южновьетнамская, тайская и американская политика в регионе становится всё более агрессивной, принц пытался отстоять государственные интересы своей страны путём решительных самостоятельных действий.
Второй период — с 1958 по 1961 гг. — характеризуется укреплением связей Камбоджи с социалистическим
9 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (I). Л. 404.
10 Richardson S. China, Cambodia, and the Five Principles of Peaceful Coexistence. Columbia, 2009. P. 35.
лагерем, и в первую очередь с Китаем. В этот период КНР продолжала усиливать свои позиции на международной арене. Тем временем Нородом Сианук ведёт активную международную деятельность с целью дать Камбодже возможность «выйти из своей скорлупы», восстановить внешние контакты. При этом по-прежнему подчёркивалась верность принципам «Панча Шила», говорилось о том, что все эти меры лишь поддерживают нейтралитет Камбоджи и делают его более активным11. Принц посещает Индию и Китай, выступает на Генеральной Ассамблее ООН, где настаивает на предоставлении членства КНР в ООН. Осенью 1958 г. премьер-министр Нородом Сианук отправился в Нью-Йорк для участия в заседании Генеральной ассамблеи ООН. По пути туда, 9 сентября, он выступил в Гонконге с заявлением, в котором рекомендовал США перестать игнорировать истинный Китай и вернуть ему место в ООН. 12 сентября 1958 г. Нородом выступил в Лос-Анджелесе. В своей речи он пояснил, по какой причине придерживается политики нейтралитета, одновременно сотрудничая с КНР: «Камбоджа, с населением в 6 миллионов человек, не может противостоять красному Китаю и любой из соседних стран, так как она слишком слаба»12. Принц ещё раз высказался за восстановление членства Китая в ООН, мотивируя это тем, что «мы не можем игнорировать существование 600 миллионов китайцев»13.
В конце 1960 г. был подписан «Договор о дружбе и взаимном ненападении между КНР и Королевством Камбоджа» и ряд других важных документов. Очевидно, что в этот период наблюдается разлад в камбоджийско-американских отношениях, поскольку реакцией США на «дружбу» и установление дипломатических отношений с Китаем стало дальнейшее ужесточение политики в отношении Камбоджи. В ответ на это 27 октября 1961 г.
11 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (I). Л. 390.
12 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (I). Л. 352.
13 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (I). Л. 347.
Сианук выступил с критикой США, по существу рекомендовавших ему не протестовать против тайских вторжений. «Наша страна, включая армию, готова обходиться без американской помощи (20 миллионов долларов в год), если эта помощь влечёт за собой обязательство терпеть все угрозы со стороны таиландцев и вьетнамцев, никак не реагируя на них»14. Также Сианук напомнил, что у него всегда есть возможность обратиться за военной помощью к Китаю, который, в свою очередь, заверил, что поможет защитить Камбоджу от «любого иностранного вторжения»15.
Политика третьего периода, с 1962 по 1970 гг., характеризуется отказом от американской экономической и военной помощи. Этот роковой отказ в 1962 г. бросил Камбоджу в объятия Китая, который, со своей стороны, рассматривал её не как равноправного партнёра, а как пешку в своей политической игре. Несмотря на более поздние попытки Пномпеня нормализовать отношения с Соединёнными Штатами, они оказались безрезультатными. Тогда, сделав ставку на победу Северного Вьетнама в Индокитайской войне, глава Камбоджи предоставил северо-вьетнамским коммунистам часть приграничной территории Камбоджи для переброски войск и боеприпасов в Южный Вьетнам и тем самым спровоцировал американские бомбардировки кхмерских территорий, на которых потенциально могли скрываться северовьетнамские коммунисты.
Таким образом, разновекторный курс внешней политики Народома Сианука, построенный на лавировании между ведущими мировыми державами в ситуации внешнеполитического давления и угрозы военных вторжений, на выстраивании «системы сдержек и противовесов» в отношениях с мировыми державами, основывался на идеях справедливости тех или иных шагов с точки зрения интересов страны и мирового сообщества, на право-
14 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (II). Л. 269.
15 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 231. Д. 28 (п). Л. 264-265.
мочности в рамках системы международного права. Однако этот курс не увенчался успехом. Хотя он и был внешне оформлен как популярная среди стран «третьего мира» политика нейтралитета, этого оказалось недостаточным для сохранения подлинной независимости страны.
Источники
Макнамара Р. С. Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки
Вьетнама. М., 2004. РГАСПИ. Ф. 495. Исполком Коминтерна. Оп. 231. Д. 28 Ч. I—III.
Литература
Малетин Н. П. Внешняя политика Камбоджи 1953-1998 гг. М., 2004.
Richardson S. China, Cambodia, and the Five Principles of Peaceful Coexistence. Columbia, 2009.
Харитонова Анна Михайловна, аспирант кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия); эл. почта: [email protected].
Norodom Sihanouk's Foreign Policy (1950s-1960s): Appeal to Competence and Justice
The article is about the analysis of Norodom Sihanouk's foreign policy (1950s-1960s). The foreign policy of this period can be divided into three stages, in which gradual reorientation of the policy of neutrality towards the support of the course of the socialist countries can be traced. The article analyzes the reasons that had influence on the change of the Cambodian foreign policy.
Key words: the Kingdom of Cambodia, Norodom Sihanouk, foreign policy, PRC, the USA, the USSR.
Anna Kharitonova, Post-graduate Student of the Department of Theory of Social Development of Asian and African Countries (St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia); e-mail: [email protected].
References
Maletin N. P. Vneshnyaya politika Kambodzhi 1953-1998 gg. M., 2004. Richardson S. China, Cambodia, and the Five Principles of Peaceful Coexistence. Columbia, 2009.