Научная статья на тему 'Внешняя миграция как фактор динамики конкуренции на рынке труда в РФ'

Внешняя миграция как фактор динамики конкуренции на рынке труда в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУД / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубовицкая Ксения Анатольевна, Гордеев Валерий Александрович

Статья посвящена проблеме несбалансированности рынка труда. Авторы анализируют аксиому о внешней миграции как факторе динамики на рынке труда. В статье проведен анализ негативного воздействия миграционных процессов на конкурентную ситуацию в стране и модернизацию предприятий. Кроме того, авторы показывают, что приоритетным направлением государственной политики в данной сфере должно выступать стимулирование «точечной» миграции работников высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя миграция как фактор динамики конкуренции на рынке труда в РФ»

ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ

КАК ФАКТОР ДИНАМИКИ КОНКУРЕНЦИИ

НА РЫНКЕ ТРУДА В РФ

Дубовицкая Ксения Анатольевна

студент. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет»,

инженерно-экономический факультет

г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: info@ystu.ru

Гордеев Валерий Александрович

доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», заведующий кафедрой экономической теории, действительный член Академии философии хозяйства, зарубежный полный член Академии Metaepistemia Universum г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: vagordeev@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме несбалансированности рынка труда. Авторы анализируют аксиому о внешней миграции как факторе динамики на рынке труда. В статье проведен анализ негативного воздействия миграционных процессов на конкурентную ситуацию в стране и модернизацию предприятий. Кроме того, авторы показывают, что приоритетным направлением государственной политики в данной сфере должно выступать стимулирование «точечной» миграции работников высокой квалификации.

Ключевые слова: внешняя миграция; конкуренция; занятость; нелегальная миграция; труд; модернизация

Код УДК: 331.5

Annotation. The article is devoted to the problem of labor market imbalances. Authors analyze the axiom of international migration as a factor of increasing competition in the labor market. The main idea of the article is the negative impact of migration on competitive situation in the country and modernization of enterprises. Authors also show that the priority of the state policy is to stimulate «scattered» migration of educated workforce.

Keywords: international migration; competition; employment; illegal migration; labor ; modernization

В эпоху глобализации продолжается интеграция России в мировую систему разделения труда, экономики разных стран вовлекаются в единый общемировой воспроизводственный процесс. Функционирование мировой экономики невозможно без сформированного международного рынка труда. Существенное влияние на рынки труда со сложившимися на них конкурентными отношениями оказывает международная миграция населения. Обострение конкуренции на рынке труда, возникающее из-за перенасыщения относительно дешевыми иностранными трудовыми ресурсами, является одной из самых тревожных проблем современной экономики. Однако вместе с ужесточением конкуренции возникает масса других, не менее значимых явлений, без осознания которых становится невозможным понимание как миграционных процессов в целом, так и специфики конкурентных отношений на рынке труда.

Очевидно, что данная тема обладает практической значимостью как для отдельных регионов, так и для России в целом. Однако, несмотря на актуальность, многие из ключевых вопросов в области миграции до сих пор остаются без ответа. В результате проведенного нами исследования проблематика по данной теме приняла следующий вид:

1) взгляды на возможные пути регулирования и устранения неконтролируемой внешней миграции, на наш взгляд, носят поверхностный характер. Не учтено то, что одной из основополагающих причин возникновения международной миграции является образование «дыр» в некоторых сегментах рынка труда. Таким образом, курс государственной политики, направленный на регулирование внутренней миграции(!) мог бы существенно ослабить нерегулируемую международную миграцию и улучшить ситуацию на рынке труда в целом;

2) влияние международной миграции на экономику принимающей страны носит противоречивый характер в научной литературе. Среди авторов наблюдаются разногласия по поводу значимости международных мигрантов для экономики России;

3) в современной науке нет ответа на вопрос о необходимом для равновесного состояния рынка труда количественном и качественном составе миграционного потока;

Несмотря на обилие зарубежной и отечественной литературы, посвященной вопросам миграции, в большинстве своем она имеет социологическую или этнологическую направленность, а вопросы взаимодействия с экономической средой остаются нераскрытыми. Так, один из самых значительных вкладов в науку был совершен Е.Г. Равенштейном, миграционные законы которого определили направление развития науки в области миграции [13]. В вопросах же трудовой миграции основоположником считается Дж. Хикс, внесший значительный вклад в развитие неоклассической концепции миграции, и его «Теорию заработной платы», благодаря которой трудовую миграцию перестали рассматривать как стихийное массовое явление [12].

Среди отечественных ученых следует отметить О.Д. Воробьеву, согласно которой миграция представляет собой «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих» [2, с. 35]. Также существенный вклад в изучение миграции внесли В.А. Ионцев, А.В. Мосейкин, М.И. Баранник, М.В. Москвина и другие [1, 7, 10, 11].

Цель данной статьи - проанализировать значимость международного миграционного потока для России и прийти к выводу о возможных путях устранения неконтролируемой внешней миграции.

Динамика конкуренции на рынке труда тесно связана не только с экономической, но и с социальной сферой задействованных в миграционном процессе стран. Внешняя трудовая миграция характерна для любого государства, но ее характер и интенсивность обусловлены множеством разнообразных и взаимосвязанных факторов: уровнем экономического развития, политической стабильностью, географическими условиями, социальными настроениями, уровнем безработицы, численностью населения и т. д. Несмотря на пессимистические прогнозы, численность населения России в 2011-2012 г. стабилизировалась на отметке 143,3 млн. человек. Тем не менее, эксперты все же прогнозируют большую убыль населения во второй половине этого десятилетия, пик которой придется на 2017-2019 годы. Также прогнозируется стремительное снижение числа граждан трудоспособного возраста, которое составит примерно миллион человек в год. Все вышеперечисленное негативно скажется на экономическом развитии и вызовет дефицит трудовых ресурсов.

Размещение трудовых ресурсов на территории страны крайне неравномерно. Наряду с относительно плотно заселенной Европейской частью, Уралом и Западной Сибирью существуют такие регионы с очень низкой плотностью населения, как Дальний Восток, Восточная Сибирь и Забайкалье. Немаловажно, что в непосредственной близости с этими «полупустынными» районами расположен быстроразвивающийся и страдающий от перенаселения Китай. В качестве решения подобных проблем может выступить международная миграция [3].

В настоящее время многие страны ведут так называемую «борьбу за мигрантов». Считается, что приток относительно дешевой рабочей силы оказывает благоприятное влияние на экономическое развитие. Сегодня Россия делит с США лидирующую позицию по количеству принятых мигрантов. Для привлечения в страну высококвалифицированных кадров упрощено миграционное законодательство и приняты следующие федеральные программы: «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом», «Концепция Государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г». Таким образом, главным приоритетом государственной миграционной политики является переселение мигрантов на постоянное место жительства в целях увеличения численности населения страны и регионов, а процесс привлечения иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики является объективной необходимостью для её дальнейшего развития [8].

Миграция работников высокой квалификации является источником накопления человеческого капитала, обеспечивающим экономический рост и повышение благосостояния в принимающих странах. Необходимо отметить, что в области привлечения квалифицированных человеческих ресурсов Россия добилась определенных успехов. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа мигрантов, въехавших в Россию на постоянное место жительства или на временное проживание сроком до 5 лет. Подавляющее большинство мигрантов составляют ученые, в основном наши соотечественники, покинувшие страну в девяностые годы прошлого столетия: преподаватели, топ-менеджеры, предприниматели, финансисты, специалисты в создании венчурных фондов, технические специалисты и т.д. Все вышеперечисленное указывает на то, что имеет место так называемая «беловоротничковая» миграция. Многие из вновь прибывших приехали в страну благодаря правительственным грантам, а также федеральным проектам. Такие мигранты востребованы на рынке труда и не имеют конкуренции со стороны местных специалистов, более того, они являются источником новых знаний и навыков, новой культуры управления предприятием, а также оказывают помощь в подготовке и обучении новых кадров посредством обмена опытом. Всего льготным видом регистрации воспользовалось 0,18 млн. мигрантов, преимущественно из Америки и стран Европы. Таким образом, такую миграцию можно назвать «точечной», т. к. основными её чертами являются узкая профессиональная специализация мигрантов и неравномерное «точечное» распределение приезжих исключительно в научных центрах России.

Согласно «Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» успехи в области привлечения мигрантов менее очевидны. За 2012 год по этой программе в Россию на постоянное место жительства прибыло 56,874 тыс. человек. На 01.01.2013 было подано 119,3 тыс. анкет для участия в этой государственной программе на переселение. В программе участвует 40 регионов России, благодаря чему в рамках данной программы за все время в РФ на постоянное место жительства переехало 320 тыс. человек. Тем не менее, для государства с такой огромной территорией как Россия, это незначительный показатель [4].

Трудовые мигранты прибывают в Россию в основном из стран СНГ, а также Китая. В конце прошлого столетия наблюдалось значительное усиление миграционного потока из Турции, количество таких приезжих достигало десяти процентов от общего числа трудовых мигрантов,

прибывших в Россию, но сейчас их количество существенно сократилось [8].

Трудовые мигранты составляют большую часть от числа всех мигрантов, въехавших в РФ. После распада СССР уровень жизни в бывших республиках, а ныне в независимых государствах, снизился гораздо сильнее, чем в России. Можно сказать, что экономика некоторых государств просто рухнула, к примеру, ВВП такой страны, как Таджикистан, сократился в 40 раз, произошла деурбанизация, т.е. отток населения из города в сельскую местность. Все это делает Россию весьма привлекательной страной для жителей обедневших государств, а безвизовый режим пересечения границы способствует миграционным процессам.

Число прибывших в РФ трудовых мигрантов из года в год непрерывно растет. После экономического спада, вызванного кризисом 2008 года, их количество за последние три года резко увеличилось. Органы власти пытаются контролировать ситуацию посредством нормативно-административных мер: выдачи разрешительных квот на работу в России, регистрации межгосударственных соглашений, и т.д. Так, в 1999 году было выдано 211 тыс. разрешений на работу в РФ, в 2006 году - 1014 тыс., а в 2011 и 2012 годах было выдано примерно по 1700 тыс., но сами органы власти признают, что по квотам работает не более десяти(!) процентов всех въехавших в страну трудовых мигрантов. Подавляющее большинство трудовых мигрантов приезжает в страну в индивидуальном порядке: через родственников, знакомых или теневые структуры. Многие попадают в категорию так называемых нелегальных трудовых мигрантов, т.е. лиц, не имеющих права на работу в РФ. Таким образом, за 2012 год из 15889 тыс. человек, въехавших на территорию России, 10085 тыс. продолжает оставаться в стране. Из них 6477 тыс. встало на миграционный учет, а разрешений на работу и патентов оформлено только 1340 тыс. штук и 1289 тыс. штук соответственно, согласно УФМС России [4].

Основными поставщиками трудовых мигрантов являются три страны Средней Азии: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, а также Украина и Республика Молдова. Если число украинских мигрантов стабильно держится на уровне примерно миллиона человек, то среднеазиатский миграционный приток постоянно увеличивается в размерах. Так, в 2012 году только из Узбекистана в Россию прибыло 2333,244 тыс. человек.

По гендерному составу большая часть мигрантов - мужчины (примерно 65-70 % ежегодно), средний возраст около 30 лет. Хотя в последние годы и наметилась тенденция к увеличению числа женщин в составе приезжих. В основном они заняты в сфере услуг и теневой экономике. Основная часть мигрантов не связывает свое будущее с Россией, прибывая на территорию нашего государства исключительно в экономических целях. У мигрантов из Китая и других стран Юго-Восточной Азии распространена сезонная миграция, сроком на 2-3 месяца. В приграничных районах России с Украиной распространена маятниковая миграция, т. е. люди ездят на работу в другую страну или работают в отдаленных районах России (срок работы 15-30 дней) вахтовым методом.

У впервые прибывших мигрантов из Средней Азии наблюдается снижение качества общего и профессионального образования. Если представители первых волн миграции получили относительно качественное, еще советское образование, то более половины мигрантов последнего периода (2006-2012 гг.) с трудом понимает русский язык, что резко снижает их привлекательность на рынке труда и затрудняет возможность получения новой профессии или повышения квалификации уже имеющейся.

Насыщены мигрантами агломерации с ёмкими рынками труда: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, и т.д., а также такие экспортно-сырьевые регионы, как ЯНАО, ХМАО, и некоторые приграничные регионы, например, Дальний Восток. Прибытие огромных людских масс, зачастую с менталитетом, отличным от местного, нарушает межнациональный и культурный баланс, что приводит к социальным волнениям и обострению чувства национализма коренного населения.

Следует добавить, что в этих регионах мигранты заняли определенные ниши в некоторых отраслях народного хозяйства, благодаря чему труд иностранных работников стал системообразующим фактором экономики, и дальнейшее ее развитие невозможно без привлечения труда мигрантов. Основная масса прибывающих из-за рубежа работников занята на тяжелых и непрестижных для местных жителей работах, зачастую не требующих высокой квалификации, а также требующих повышенной интенсивности труда [5].

По отраслям народного хозяйства мигранты заняты в следующих нишах: строительство -40% в 2006 году, 36,3% в 2010 году, 28% в 2012 году; сельское хозяйство - 7% в 2006 году, 9,1% в 2010 году, 14% в 2012 году; обрабатывающее производство - 10% в 2006 году, 13,5% в 2010, 11% в 2012 году; оптовая и розничная торговля - 30% в 2006 году, 20% в 2012 году [4]. Более наглядно статистика занятости трудовых мигрантов представлена на рисунках (рис. 1, 2, 3).

Снижение количества занятых в торговле связано с ужесточением законодательства. После волнений в г. Кондопоге на уровне правительства были приняты решения об ограничениях занятости неграждан РФ в торговле. Отдельно следует выделить два миграционных потока: из Украины и Китая. Мигранты из Украины имеют высокую квалификацию, заняты преимущественно в обрабатывающих производствах или в отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых. Они нередко состоят на руководящих должностях разного уровня, при этом прекрасно владеют русским языком и являются носителями идентичных культурных традиций.

Оптовая и розничная торговля

30%

Рис. 1. Занятость в 2006 г.

Другие отрасли

13%

Что касается мигрантов из Китая, то они заняты в основном в торговле, сельском хозяйстве, лесной отрасли, а также в легкой промышленности. Для них характерны такие черты, как плохое знание языка, склонность к образованию диаспор, более того, многие китайские мигранты находятся на территории России нелегально. В сельском хозяйстве выходцы из Китая заняты преимущественно в овощеводстве, создавая конкурентную ситуацию на рынке сельскохозяйственных продуктов. С помощью применения огромного количества удобрений, по большей части запрещенных в РФ, мигранты получают хороший урожай, но выращенные продукты опасны для употребления, а арендованные ими земли теряют свое плодородие и выбывают из сельскохозяйственного оборота на десятилетия.

Обрабатывающее производство 11%

Рис. 2. Занятость в 2012 г.

Нелегальные мигранты, согласно УФМС РФ, являются наиболее многочисленной миграционной группой. Точная численность мигрантов, пребывающих на территории России, доподлинно неизвестна [4]. Так, разброс цифр, озвученных государственными чиновниками, поистине поражает: от двух до пятнадцати миллионов человек. Это доказывает, что из-за несовершенного и слабого исполнения законодательства государство практически не регулирует миграционный процесс. По некоторым данным, в разные годы через рынок нелегальных мигрантов прошло 70%-90% от общего числа трудовых мигрантов. Если в начале 2000-х на долю легальных мигрантов приходилось 5-10%, то после либерализации режима регистрации в 2007 году их доля возросла до 20%. На данный момент доля легальных мигрантов составляет 25%-30%.

Рис. 3. Динамика занятости по отраслям, % Журнал «Теоретическая экономика» №3, 2014 www.theoreticaleconomy.info

Нелегальная внешняя миграция способствует криминализации экономики, оказывая неконтролируемое и нерегулируемое давление на рынок труда, делая невозможной честную конкуренцию между работниками. За счет более низкой стоимости труда, даже по сравнению с легальными иностранными работниками, и более жесткой эксплуатации, экономии на налогах, работодатель, использующий труд нелегальных мигрантов, всегда выигрывает в конкурентной борьбе с законопослушными предпринимателями. Государственные органы пытаются контролировать эти процессы, ограничивая отрасли занятости мигрантов и ужесточая санкции статей УК РФ за организацию нелегальной миграции, но эти меры не дали положительного результата. Это связано с такими обычными для России явлениями, как несоблюдение законов, неэффективный контроль и коррупция среди сотрудников полиции и УФМС [4].

Таким образом, наметился устойчивый тренд на усиление миграционных потоков в Россию. Эта тенденция определена взаимозависимостью экономик стран СНГ, расширением экономического сотрудничества с КНР, когда эти страны выступают донорами относительно дешевой рабочей силы. Масса рабочей силы, подстегиваемая безработицей на родине, ищет работу в относительно благополучной России. Многие из них являются единственными кормильцами семей, оставшихся дома, и их денежные переводы из РФ - главный, а иногда и единственный источник существования.

Несомненно, что международная миграция осуществляет огромное влияние на рынок труда и всю экономику РФ, соединяя территориально разделенные средства труда с необходимой рабочей силой, что обеспечивает их бесперебойное функционирование в процессе производства. Так, в 2008 году по оценкам Института экономической политики им. Гайдара, доля занятых в экономике РФ мигрантов составляет 3%-10% от общего числа экономически активного населения. В 2012 году эта цифра, исходя из роста числа прибывших, должна быть на уровне 10%-20%. Безусловно, это впечатляющие темпы роста. Многие экономисты и политики высказывают мнение, что мигранты претендуют на «непрестижные» рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения из-за высокой интенсивности работы и низкой оплаты труда, но это утверждение носит весьма спорный характер. Даже в этой, на первый взгляд, свободной нише, существует угроза возникновения жесткой конкуренции между мигрантами и коренным населением, особенно это вероятно в определенных регионах России.

В РФ, согласно данным РБК, сложилась относительно комфортная безработица, около 6% [6]. Но это официальные данные, не учитывающие людей, не подавших заявку на биржу труда или на пособие по безработице, частично занятых, или занятых неполный рабочий день, а из 86 млн. трудоспособного населения только 48 млн. трудятся в легитимном секторе экономики. За вычетом военнослужащих, работников других силовых структур, студентов, инвалидов и прочих остается 10 -15 млн. человек, неизвестно где работающих [5].

Стоит напомнить, что в России существуют целые депрессивные регионы с массовой безработицей, особенно среди молодежи: Кавказ, небольшие по численности населения моногорода с остановившимся производством в Центральной России. Большая часть их трудоспособного населения является фактически безработными и несомненно, что при должной организации значительная их часть согласилась бы трудоустроиться на рабочие места, занятые трудовыми мигрантами.

Почему же работодатели в определенных сегментах экономики предпочитают нанимать мигрантов, тем самым усугубляя и без того сложную конкурентную ситуацию? Ответ на этот вопрос один: их труд стоит дешевле, что позволяет снижать себестоимость готового продукта, увеличивать прибыль и повышать рентабельность производства. Но исследования, проведенные в 2006 году, показывают, что средняя заработная плата мигранта составляла 10,948 тыс. рублей, в то время как средняя заработная плата по стране составляла 10,9 тыс. рублей, что несколько ниже. В 2012 году среднемесячный трансграничный денежный перевод в Узбекистан был равен 466$, что

превышает 14 тыс. рублей. А если к этой сумме прибавить расходы на питание и проживание, то получится сумма, незначительно уступающая сумме средней заработной плате по стране [6].

Так в чем же дело? Суть заинтересованности работодателя в труде мигрантов состоит в том, что они фактически бесправны, готовы работать значительно больше, чем коренные жители России. Таким образом, в том же 2006 году средний иностранный работник трудился примерно 60 часов в неделю при норме 40 часов, у многих нелегальных мигрантов рабочая неделя длилась без выходных дней и составляла около 70-80 часов. Кроме того надо понимать, что многие из них согласны на заработную плату «в конвертах», также абсолютно привычным делом является отъем паспортов, неоформление трудового договора, ограничение передвижения, т.е. многие мигранты вынуждены жить на территории производства. К тому же предприниматель экономит на налогах и платит отчисления только в Пенсионный Фонд. Все это позволяет работодателю извлекать дополнительную прибыль. Бывают случаи, когда работодатель за несколько дней до «расчета», по «согласованию» с сотрудниками УФМС депортируют нелегалов на родину.

Конечно, есть вторичные сегменты рынка труда, где мигранты получают значительно меньшую заработную плату, например ЖКХ. Но здесь, как говорится, свои нюансы. В некоторых префектурах г. Москвы заработок дворника в 2012 году составлял от 52 тыс. рублей. Оформлены на работу были мигранты из ближнего зарубежья, но «на руки» они получали 12-15 тыс. рублей.

Есть признаки, что предложение низкоквалифицированной рабочей силы на некоторых сегментах рынка труда превышает спрос, что повлекло за собой демпинг рабочей силы, то есть такую ситуацию, когда работник согласен трудиться за меньшую заработную плату. Эту тенденцию обозначили в правительстве РФ. «Низко квалифицированные мигранты могут снизить стоимость труда», - сказал министр труда и социального развития М. Топилин на пресс-конференции 11.12.2012 [6]. Экономисты отметили, что такая, как в России, нерегулируемая международная миграция приводит к увеличению конкуренции на рынке труда, особенно во вторичном его сегменте, снижает средний уровень заработной платы и способствует повышению безработицы среди граждан РФ. Также отмечается, что в регионах России, в которых наблюдается массовое присутствие трудовых мигрантов (ими заняты ниши в определенных сегментах экономики), миграция выступают одним из факторов экономического развития, то есть целые отрасли народного хозяйства становятся буквально зависимыми от мигрантов.

Таким образом, существует прямо пропорциональная зависимость уровня заработной платы коренного населения от количества мигрантов, прежде всего нелегальных: чем больше мигрантов, тем медленнее рост оплаты труда. Преобладание трудовых мигрантов в определенных отраслях народного хозяйства реструктуризирует рынок труда, делая эти отрасли непривлекательными для коренного населения, что способствует возникновению трудовых иностранных диаспор или анклавов на вторичном сегменте рынка труда. Следует отметить, что уже в 2012 году с международными мигрантами конкурировали 18% россиян [6]. Присутствие на территории РФ огромного количества низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, занятой в основном вне правового поля, вовлекает в конкурентную борьбу за рабочие места миллионы наших сограждан. И это не означает, что граждане России не хотят работать. Это означает, что граждане РФ не хотят работать при условиях, при которых нельзя нормально и достойно жить.

Захлестнувшие страну внешние миграционные потоки всячески тормозят внутреннюю миграцию, делают экономически невыгодными усилия по перемещению трудовых ресурсов из депрессивных регионов России. Применение низкоквалифицированного труда мигрантов не способствует росту его производительности, так как делает абсурдными вложения в инновации и дорогостоящие технологии, не стимулирует создание рабочих мест с высокой заработной платой.

Под влиянием миграционных потоков рынок труда в РФ разбалансирован. Доказательством

этого служат участившиеся массовые конфликты иностранных граждан между собой на неформальных биржах труда (около рынков стройматериалов) за возможность подряда на работу, а также регулярные задержания сотрудниками полиции безработных мигрантов, совершивших уголовные преступления.

Одной из самых значительных проблем является наличие контрафактной продукции, производимой как на территории России, так и ввозимой из-за рубежа. Ни для кого не секрет, что большая доля контрафакта ввозится на рынок РФ из-за рубежа именно мигрантами, в частности, гражданами Китая и Киргизии, те же китайские нелегалы, а также другие приезжие из стран юго-восточной Азии изготавливают контрафактную продукцию на подпольных фабриках на территории России. Ввезенные и произведенные изделия реализуются через сеть оптовых рынков. В результате принимающая страна, в данном случае Россия, не получает налоги, отчисления в фонды, но что самое страшное, российские производители не выдерживают конкуренции с нелегальными фирмами, из-за чего останавливают производство и банкротятся.

Многие российские производства, например, швейные и ткацкие фабрики, расположенные в малых городах, часто являются градообразующими, и их остановка автоматически приводит к массовой безработице в этих населенных пунктах. Согласно статистике, 20% от всей продукции, реализуемой на рынке России, является контрафактной, а именно: продовольственные товары - 1517%; товары текстильной и легкой промышленности - 30%; товары бытовой химии - 20%. Нелегальная миграция - питательная среда для теневой экономики и коррупции: отмечено, что пребывание миллионов мигрантов, вопреки устоявшемуся мнению, оказывает сильную нагрузку на бюджет. В частности, от этого повышаются издержки в сфере здравоохранения: немалое число мигрантов приезжает с инфекционными заболеваниями, особенно из средней Азии, где за 20002012 годы количество больных гепатитом С, туберкулезом, ВИЧ выросло в 14 раз. В России мигранты имеют право на получение бесплатных базовых услуг в поликлинике и специализированную медицинскую помощь, например, роддома в Санкт-Петербурге переполнены роженицами из средней Азии, а одна треть рожавших в Москве - не москвичи. В крупных городах, где находятся большие миграционные диаспоры, в школах открывают специализированные классы для детей мигрантов. Все это опровергает миф о том, что международные трудовые мигранты не оказывают давления на систему социального обеспечения [5].

Следует обратить особое внимание и на модификацию российского рынка труда в перспективе. На основе мирового опыта и статистических данных выявлено, что в течение следующего десятилетия произойдет резкое повышение конкурентоспособности второго поколения мигрантов за счет получения высшего образования и соответствующей квалификации. Опыт США показывает, что под влиянием «человеческого фактора» дети мигрантов, привыкшие к сложностям, учатся и работают гораздо эффективней, чем их привыкшие к стабильности сверстники. Если Россия повторит данный опыт, это приведет к диффузии мигрантов второго поколения во все сектора занятости, повышению уровня безработицы в стране и дальнейшему снижению уровня заработной платы. С одной стороны, в этом есть определенные плюсы, т.к. Россия получит запас квалифицированных кадров, но вместе с тем возникнет прямая угроза для коренного населения, обусловленная ужесточением конкуренции в аспектах занятости и образования.

Основная масса иностранных трудовых мигрантов, находящихся на территории России, представляет собой выходцев из средней Азии и Китая, то есть людей с чуждой нам культурой. На этой почве возникают межличностные конфликты, порой перерастающие в межнациональную неприязнь. В 2011 году 63,4% опрошенных жителей Москвы ответили, что согласны с утверждением о влиянии мигрантов на угрозу национальной безопасности, а в 2012 году эта статистика возросла до 76%. Очевидно, что такая нестабильная межнациональная обстановка препятствует вложению иностранных инвестиций в экономику РФ, что и понятно, ведь ни один

здравомыслящий предприниматель не будет вкладывать деньги в страну с потенциально возможными конфликтами на межэтнической почве. При этом внедрение современных технологий для модернизации экономики РФ невозможно без благоприятного инвестиционного климата [5].

Еще одним минусом политики открытого рынка рабочей силы для иностранных граждан является проблема вывоза денежных средств с территории России. Так, в 2012 году только трансграничные безналичные перечисления, осуществленные через систему денежных переводов в страны средней Азии, составили: в Узбекистан -5,7 млрд. долларов, Таджикистан -3,651 млрд. долларов, Киргизию - 1,859 млрд. долларов. А с учетом вывоза наличных денежных средств в вышеперечисленные государства, а также в Китай, Украину, Молдову, Армению и Азербайджан, общая сумма вывезенных средств составляет, по подсчетам экспертов, 30-35 млрд. долларов. Все это, помимо прочего, также оказывает давление на валютный рынок РФ, понижая курс рубля и снижая покупательный спрос на внешнем рынке России, и, следовательно, уменьшает количество потенциально произведенных и реализованных товаров [4].

Как уже отмечено нами, государство заинтересованно в привлечении высококвалифицированной рабочей силы, желательно на постоянное место жительства, а также специалистов в различных, прежде всего инновационных, сферах. По данным рекрутинговых агентств, наиболее востребованными на рынке труда являются квалифицированные рабочие. Что касается низкоквалифицированной рабочей силы, то на данный момент отказаться от нее невозможно, так как целые отрасли экономики РФ являются мигрантозависимыми, но в перспективе необходимо значительно снизить количество иностранных мигрантов [6].

Еще одной первоочередной задачей выступает избавление рынка трудовых ресурсов России от нелегальных мигрантов. Россия нуждается не в привлечении дешевой рабочей силы из-за рубежа, а в технологиях, в повышении производительности труда, что является двигателем экономического роста. Миграция в нынешнем ее виде приводит к консервации экономического отставания России от передовых экономик мира. Запрет дешевой иностранной рабочей силы будет полезен рынку труда, и бизнес будет вынужден вкладывать средства в инновации, стремиться к увеличению производительности труда через создание новых рабочих мест с высокой заработной платой.

Подводя итог проведенного нами исследования, стоит отметить, что в сложившейся ситуации существует острая необходимость возобновить на научной основе перспективное планирование рынка труда по отраслевому и территориальному принципам. Внешняя миграция должна служить лишь дополнением для внутренней. Для решения проблем неконтролируемой международной миграции необходимо, с одной стороны, совершенствовать систему профессиональной переподготовки кадров, а с другой стороны, ужесточить миграционную политику государства, т.е. создать такие условия, при которых предпринимателю будет выгоднее нанимать на работу граждан РФ. Одной из таких мер может послужить введение такого налога на оплату труда иностранных рабочих, который превосходил бы все налоги и отчисления в страховые и пенсионные фонды для граждан РФ. Помимо сказанного, на наш взгляд, для преодоления кризисной ситуации необходимы к исполнению следующие меры: въезд по зарубежным паспортам для иностранных рабочих; взимание на пункте пропуска денежного залога, эквивалентного сумме затрат на депортацию; возможность работать строго по месту, указанному в трудовом договоре; введение сроков отъезда мигранта на родину в случае окончания или досрочного расторжения трудового договора. Еще одним эффективным способом оптимизации сложившейся ситуации является государственный контроль распределения миграционного потока по территории РФ в целях предотвращения переизбытка мигрантов в определенных регионах. Также необходимо предусмотреть ответственность предпринимателя за необеспечение иностранных работников необходимыми условиями существования.

Все эти экономические и административные меры должны склонить предпринимателя к предпочтению местной рабочей силы, а также послужить стимулом к развитию внутренних миграционных потоков. В качестве результата реформирования мы получим повышение уровня заработной платы, перевооружение производства, увеличение емкости рынка и повышение уровня спроса как стимул для роста ВВП.

С учетом принятия вышеперечисленных программ к исполнению, вероятнее всего, что курс, ориентированный на максимальное сокращение низкоквалифицированной международной рабочей силы, выбран правильно. Хотя один из главных вопросов до сих пор остается нерешенным: неизвестно, сколько именно мигрантов требуется экономике России для достижения «равновесия», при котором количество трудовых ресурсов будет достаточным, а коренное население не будет страдать от иностранной конкуренции. Но, судя по всему, данную проблему придется решать эмпирическим методом. Хочется надеяться, что поставленные цели будут достигнуты и вскоре миграционная политика России станет более эффективной и способной сбалансировать миграционные процессы с интересами граждан и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранник М. Обзор по проблеме незаконной трудовой миграции в Австралии / М. Баранник // Организованная преступность, миграция, политика / под ред. А.И. Долговой. - М., 2002. - С. 15-20.

2. Воробьева О. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики / О. Воробьева // Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ

- 2003. - №9. - С. 35.

3. Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия / Р. Инглхарт, К. Вельцель. -М. : Новое издательство, 2011. - 450 с.

4. Нетеребский О. Московский рынок труда : итоги антикризисной политики и ответы на новые вызовы / О. Нетеребский // Российский экономический журнал. - 2011. - № 5. - С. 73-90.

5. Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года и информация о ходе ее исполнения // Федеральная миграционная служба [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: http://www.fms.gov.ru. - Дата доступа: 24.08.2013.

6. Численность и размещение населения // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru. - Дата доступа: 08.11.2013.

7. Международная миграция населения и демографическое развитие России / гл. ред. В. Ионцев.

- М. : МАКС Пресс, 2000. - Вып. 5. - 161 с.

8. Кавказ - Россия: миграция легальная и нелегальная / ред. А. Искандарян. - Ереван : КИСМИ, 2004. - 160 с.

9. Гольдин Г. Миграция и проблемы ее регулирования / Г. Гольдин. - М. : Интердиалект+, 2000.

- 61 с.

10.Мосейкин А.В. Нелегальная иммиграция как фактор экономического развития / А.В. Мосейкин // Нелегальная иммиграция / гл. ред. В. А. Ионцев. - М. : МАКС Пресс, 2002. - С. 38-45. - (Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир; Вып. 9).

11.Москвина М.В. Влияние миграции на социально-экономические проблемы / М.В. Москвина // Миграция и внутренняя безопасность: аспекты взаимодействия. - М., 2003. - С. 11-16.

12.Hicks, J. The Theory of Wages / J. Hicks. - Free Press, 1932. - 93 p.

13.Ravenstein E. The Laws of Migration / E. Ravenstein // Journal of the Royal Statistical Society, 1885. - 392 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.