Научная статья на тему 'Внешние военно-экономические связи России: основные формы, направления и проблемы развития'

Внешние военно-экономические связи России: основные формы, направления и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горностаев Г. А.

В статье рассмотрены формы, направления и структура внешних военно-экономических связей России, показаны проблемы развития российскими оборонными предприятиями международных кооперационных программ создания вооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние военно-экономические связи России: основные формы, направления и проблемы развития»

ВНЕШНИЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ1

В статье рассмотрены формы, направления и структура внешних военно-экономических связей России, показаны проблемы развития российскими оборонными предприятиями международных кооперационных программ создания вооружений.

Формы внешних военно-экономических связей России. Любое государство строит свои внешние военно-экономические связи на основе определенных принципов. Именно на их базе определяются функции государства, разработчиков и производителей оружия, порядок принятия решений и осуществления внешних военно-экономических связей, а также соответствующие организационно-управленческие структуры. Основные принципы, на основе которых строятся внешние военно-экономические связи, закрепляются в соответствующих законах. Так, в России принят Федеральный Закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Совокупность основных принципов, на основе которых осуществляются внешние военно-экономические связи, порядок принятия решений и осуществления этих связей, а также соответствующие организационно-управленческие структуры составляют модель внешних военно-экономических связей.

На выбор модели внешних военно-экономических связей оказывают влияние многочисленные внутренние и внешние военно-экономические и военнополитические факторы. Это определяется тем, что, с одной стороны, внешние военно-экономические связи являются неотъемлемой частью национальной военной экономики, а с другой - они непосредственно взаимодействуют с мировой военноэкономической средой. В конечном счете появляется равнодействующий вектор, опосредствующий влияние многочисленных внутренних и внешних факторов и определяющий облик внешних военно-экономических связей.

Анализ международных военно-экономических связей позволяет сделать вывод, что в настоящее время фактически существуют две модели внешних военноэкономических связей: торгово-посредническая и воспроизводственная (кооперационная). Последнюю модель некоторые экономисты называют также геоэкономи-ческой [1].

При торгово-посреднической модели производители оружия и государственные посредники самостоятельно выходят на мировые рынки и продают военную продукцию. В этом случае внешние военно-экономические связи сводятся к внешней торговле оружием и охватывают только сферу обмена товаров. С одной стороны, государственный посредник отгораживает разработчиков и производителей вооружения от мирового рынка и в результате затрудняет их быструю реакцию на запросы покупателей и новые явления, с другой - государственный посредник обычно имеет больше опыта в области международной торговли оружием и делает это намного лучше, чем непосредственный создатель вооружения.

В США государственным посредником является министерство обороны, а в Российской Федерации такие функции выполняют федеральные государственные

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 00-02-00036).

унитарные предприятия «Государственная компания «Росвооружение», «Пром-экспорт» и «Российские технологии».

Совершенно иную, качественно отличную от торгово-посреднической модели, несет в себе воспроизводственная (кооперационная) модель внешних военноэкономических связей. Если при торгово-посреднической модели продавцы и покупатели военной продукции ищут друг друга только для того, чтобы совершить акт купли-продажи, то при воспроизводственной модели они ищут друг друга, чтобы вступить в сотрудничество в ходе разработки, производства и реализации вооружений и военной техники. В этом случае партнеры преследуют совершенно другие цели, а сотрудничество между ними охватывает не только сферу обращения, а целый ряд фаз жизненного цикла вооружений. В сферу совместной деятельности входят также вопросы управления разработкой и производством, выработки общих подходов в области финансирования проектов создания вооружений, определения стратегии поведения на международном рынке военной продукции. Совместная деятельность военно-промышленных компаний различных стран преимущественно осуществляется под руководством государства, в частности государственных посредников.

В связи с этим все формы внешних военно-экономических связей можно разделить на воспроизводственные и торгово-посреднические. Так, к воспроизводственным формам относятся совместная деятельность в области научных исследований, разработок, производства и международная подрядная кооперация; к торговопосредническим формам - внешнеторговые и компенсационные сделки.

Стремительное развитие различных связей между военно-промышленными компаниями ведущих развитых стран в ходе разработки и производства вооружений является одной из наиболее характерных особенностей нашего времени. Причем этот процесс осуществляется под руководством как национальных, так и наднациональных органов. Внешние военно-экономические связи ведущих индустриальных стран охватывают как торгово-посреднические, так и международные кооперационные программы разработки и производства вооружений.

Международные кооперационные программы создания вооружений и военной техники обычно осуществляются между странами, входящими в один военнополитический блок или имеющими тесные политические отношения, которые во многих случаях скреплены соответствующими договорами.

В ходе разработки и производства вооружений и военной техники российские предприятия широко используют различные формы кооперационных связей. Однако эти кооперационные связи в редких случаях выходят за пределы национальных границ. Исключение составляют только страны СНГ. Это определяется тем, что Россия практически не имеет соответствующих организационно-управленческих механизмов регулирования международных кооперационных программ создания вооружений. Международные кооперационные программы разработки и производства вооружений в рамках СНГ в каждом конкретном случае регулируются специальными межправительственными соглашениями. Нет в России и специального государственного механизма регулирования международной кооперации в области мирной продукции. Отмечалось, что кооперация между фирмами (предприятиями) разных стран в условиях рыночной экономики строится на одинаковых экономических и организационных принципах, как и кооперация в рамках одной страны. Конечно, выход кооперационных связей предприятий за национальные границы имеет существенную специфику, прежде всего, в правовом отношении, свой организационно-экономический механизм, отличный от сугубо внешнеторгового, таможенно-пошлинного. В России такого механизма нет, отчего страна несет

большие материально-финансовые и инновационные потери. Его надо создавать как можно быстрее с учетом мирового опыта [2]. Такой механизм надо, на наш взгляд, также создавать и для регулирования международной военно-промышленной кооперации между российскими и зарубежными разработчиками и производителями военной продукции. При этом в первую очередь такой механизм необходим для регулирования международной военно-промышленной кооперации в рамках СНГ.

Российские предприятия и их партнеры по международной кооперации из стран СНГ должны вступать в сотрудничество не только ради экономических выгод, получения прибыли, но прежде всего в целях динамичного освоения результатов фундаментальных и прикладных исследований, завоевания рынков и утверждения на них в качестве авторитетных поставщиков оружия.

Потенциал для развития международного кооперационного сотрудничества в рамках СНГ имеется. Но пока слабо применяется собственный опыт военнопромышленного кооперирования, не используется и мировой опыт международного военно-промышленного сотрудничества, сформировавшийся прежде всего в развитых странах. Однако, несмотря на это, в России уже начали появляться совместные программы, прежде всего модернизации отечественного оружия с партнерами из иностранных государств.

Так, российские компании «МАПО» и «Росвооружение», с одной стороны, а также немецкая фирма БАБА - с другой, осуществляют международную кооперационную программу модернизации истребителей МиГ-29. Еще в 1994 г. эти компании создали совместное предприятие МАПС, в котором половина уставного капитала принадлежит фирме БАБА, а другая - российским компаниям. Это совместное предприятие осуществляло модернизацию истребителей МиГ-29, доставшихся Германии в наследство от ГДР. Теперь МАПС предстоит заняться обновлением парка этих самолетов в Центральной и Восточной Европе. Так, МАПС будет модернизировать 120-130 самолетов Польши и Венгрии, вступивших в НАТО, а также Словакии, Болгарии и Румынии. В дальнейшем МАПС может расшириться за счет присоединения к этой компании ряда фирм стран Центральной и Восточной Европы, которые также будут участвовать в работах по усовершенствованию и последующему обслуживанию истребителей МиГ-29 [3].

Примером международной военно-промышленной кооперации российских оборонных предприятий со своими партнерами из стран СНГ является созданное в 1996 г. разработчиками и производителями самолета Ан-70 совместное российско-украинское предприятие «Средний транспортный самолет». С российской стороны в нем участвуют АО «Авиаприбор», АО «Аэросила», ОКБ «Электроавтоматика», Уфимское моторостроительное производственное объединение, АО «Авиакор». Украинская сторона представлена АНТК им. Антонова, АО «Авиант», АО «Мотор-С1ч», ЗМКБ «Прогресс». Акционерами являются также правительства России и Украины, которым принадлежит по 13% акций. Указанное совместное предприятие прежде всего было создано для участия в тендере на унифицированный средний транспортный самолет для европейских стран НАТО.

Предпринимаются шаги, направленные на развитие лицензионного производства российской военной продукции за рубежом. Так, в настоящее время Китай ведет подготовку к лицензионному производству 200 российских самолетов Су-27. Он получил уже практически всю конструкторскую документацию от российских предприятий. Предполагается, что в 2000 г. в Индии начнется лицензионное производство российских самолетов Су-30МКИ. Появились также сообщения о под-

писании меморандума о сотрудничестве в области лицензионного производства в Малайзии российского переносного зенитного ракетного комплекса «Игла».

Разумеется, правильно, что Россия кроме торговли оружием использует и эту форму внешних военно-экономических связей. Но следует подчеркнуть, что производство иностранной военной техники по лицензиям широко использовалось США и западноевропейскими странами в послевоенные годы и явилось первым шагом на пути формирования нового типа военно-экономических отношений в НАТО, перехода от низших форм сотрудничества в виде торговли оружием и безвозмездной помощи к высшим - международным кооперационным программам создания вооружений. Однако в Российской Федерации пока отсутствует правовая база, регулирующая лицензионное производство российской военной продукции за рубежом, а «действующие законодательные и подзаконные акты по военному экспорту и военно-техническому сотрудничеству игнорируют лицензии как объект экспорта» [4].

Направления внешних военно-экономических связей России. Экспорт российского оружия в начале 90-х годов резко упал. Так, в 1993-1999 гг. он стабилизировался и находился примерно на одном и том же уровне. В конце 90-х годов ежегодный экспорт российского оружия составлял примерно 3 млрд. долл. В результате доля российского оружия в мировом экспорте вооружений снизилась с 14,7% в 1993 г. до 13,8% в 1997 г. Россия по объему экспортных поставок оружия, которые она осуществила в целом в течение последних четырех лет, заняла второе место после США. При этом изменились география экспорта, подходы к участию в международных выставках, отношение к рекламе военной техники. Постепенно расширяется круг предприятий, которым разрешено осуществлять военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Более того в условиях катастрофического снижения расходов на разработку и закупку вооружений и военной техники в России резко повысилось значение экспорта вооружений для российской оборонной промышленности. Доля экспорта в общем объеме продаж военной продукции достигла почти 70%. Во второй половине 90-х годов США экспортировали примерно 15% произведенного в стране оружия. Однако проведенный министерством обороны США анализ деятельности 12 крупнейших военно-промышленных фирм показывает, что они планируют довести долю экспорта в объеме продаж до 15-20 и даже до 30%.

В 90-е годы темпы роста российского экспорта оружия были ниже аналогичных темпов роста всего российского экспорта. В результате доля оружия в общем объеме российского экспорта снизилась с 5,9% в 1992 г. до 3,7% во второй половине 90-х годов. Удельный вес вооружения и военной техники в стоимости экспорта США, Великобритании и Франции в 1996 г. соответственно составлял 3,8; 2,3 и 1,1%.

В настоящее время примерно 90% экспортируемого Россией оружия поставляется развивающимся странам. В целом в мире на развивающиеся страны приходится 55,5% мирового экспорта вооружений. Все это говорит о том, что Россия в основном специализируется на поставках оружия развивающимся государствам. Великобритания также преимущественно ориентируется на поставки оружия развивающимся странам. На них приходится почти 92% ее зарубежных поставок оружия. Практически весь военный экспорт Китая приходится на развивающиеся страны. Удельный вес развивающихся стран в военном экспорте восточноевропейских стран также очень высок. Он составляет примерно 91%. Франция также в значительной степени ориентируется на поставки оружия развивающимся странам, доля которых в общем объеме ее военного экспорта во второй половине 90-х годов равнялась почти 68%.

У остальных западноевропейских стран, а также у Соединенных Штатов доля развивающихся стран в военном экспорте существенно ниже. Так, у Германии она

составляет всего лишь 25%, у США - 39%. Примерно 80% оружия, которое США поставляет развитым странам, приходится на Японию, Австралию, Южную Корею, Израиль и страны, входящие в НАТО. А в целом 75% импортируемого оружия развитые страны получают из США.

Наиболее прочные позиции на мировом рынке вооружений Россия занимает на азиатском континенте и в Африке, слабые - в Европе и очень слабые - в Южной и Северной Америке.

Наибольшая часть российского военного экспорта приходится на азиатский континент. Причем значение Азии в последние годы возросло. Если в 1988 г. на азиатские страны приходилось почти 60% военного экспорта Советского Союза, то во второй половине 90-х годов такая доля достигла примерно 75%. Именно на азиатском континенте расположены такие ведущие покупатели российского вооружения, как Китай, Индия, Кувейт, Малайзия, Вьетнам.

На Европу во второй половине 90-х годов приходилось почти 12% российского военного экспорта. При этом подавляющее большинство российского оружия продается восточноевропейским странам. Правда, размеры экспорта и количество покупателей резко сократились. Так, поставки странам Центральной и Восточной Европы в течение 1988-1998 гг. уменьшились примерно в 6 раз. Доля Западной Европы в российском военном экспорте во второй половине 90-х годов составляла примерно 3%. Это было достигнуто за счет поставок российского оружия Турции и Финляндии.

За годы реформы значительная часть позиций СССР на рынке военной продукции на американском континенте (страны Центральной и Южной Америки) была потеряна. Если в 1988 г. на него приходилось 10% советского военного экспорта, то во второй половине 90-х годов удельный вес этого континента в поставках за рубеж российского оружия составлял примерно 2%. Стоимость военных поставок снизилась с 2,2 млрд. долл. в 1988 г. до 0,1 млрд. долл. во второй половине 90-х годов.

Ведущим импортером российского оружия является Китай, занявший по стоимости оружия, импортированного в 1993-1997 гг., шестое место в мире. На Россию приходится 87% всего оружия, импортированного Китаем в 1990-1997 гг. Остальное вооружение в течение этогое периода Китай закупил у таких стран, как Израиль, Украина, Франция и Италия. Значительное место в поставках российского оружия за рубеж во второй половине 90-х годов занял Кувейт. Конечно, он ориентируется на американское оружие. Так, в 1996 г. 56% всего импортированного этим государством оружия пришлось на США. Во второй половине 90-х годов стали закупать российское оружие Малайзия, Египет, Турция.

Активная деятельность России, направленная на повышение экспорта вооружений, привела прежде всего к расширению круга стран-импортеров российского оружия. В течение 1992-1998 гг. количество стран-покупателей российского оружия почти удвоилось и достигло 25. Если в 1992 г. около 72% российского экспорта вооружений приходилась лишь на две такие страны, как Китай и Индия, то во второй половине 90-х годов примерно те же 72% российского военного экспорта вывозилась уже в 8 стран.

Распад Советского Союза и переход России в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами на коммерческие основы привели к значительному изменению состава импортеров российского оружия. Из 10 стран, которые в течение 19821991 гг. гг. были ведущими импортерами советского оружия, в 1994-1996 гг. в аналогичный перечень стран-импортеров российского оружия вошли только три страны: Индия, Ангола и Словакия. Из 25 стран, которые в течение 1994-1996 гг. закупали

российское оружие, три ранее входили в состав Советского Союза, а еще 11 стран никогда до этого не покупали ни российское, ни советское оружие.

Примерно половину как советского, так и российского экспорта оружия составляли самолеты (таблица). Во второй половине 90-х годов на Россию приходилось 18% мирового экспорта боевых сверхзвуковых самолетов. Удельный вес США в мировом экспорте боевых сверхзвуковых самолетов во второй половине 90-х годов составил 40%.

Таблица

Структура российского (советского) экспорта вооружений, %

Вид оружия 1986 г. 1988 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.

Боевые самолеты 53 44 52 60 46 64 48

Бронетехника 22 21 24 22 41 16 40

Артиллерийские установки 3 4 0 0 5 1 0

Системы управления и радары 5 4 1 4 4 0 1

Боевые ракеты 11 17 9 8 4 7 4

Боевые корабли 7 10 14 6 0 12 7

Источник: Russia and the Arms Trade. N. Y.: Oxford University Press, 1998, p. 31.

В 1992-1996 гг. доля развивающихся стран в общем количестве экспортированных Россией боевых сверхзвуковых самолетов повысилась с 70% в 1991-1993 гг. до 82% в 1994-1996 гг.

В мировых поставках боевых дозвуковых самолетов доля России во второй половине 90-х годов была равна всего 4%. США и Великобритания соответственно контролировали 60% и 32% мирового рынка боевых дозвуковых самолетов.

В области поставок военных вертолетов Россия занимает второе место после США. Во второй половине 90-х годов на нее приходилось 25% мирового экспорта военных вертолетов. Доля США равнялась 38%. При этом опять же Россия поставляла боевые вертолеты только развивающимся странам.

Удельный вес России в мировом экспорте бронетранспортеров и других боевых машин во второй половине 90-х годов составлял 15%. Лидером в области зарубежных поставок бронетранспортеров и других боевых машин являются США. Их доля в мировом экспорте такой техники во второй половине 90-х годов была равна 35%. На третьем месте после США и России находится Германия. Ее доля в мировых поставках бронетранспортеров и других боевых машин равнялась 14%. Еще 20% мировых поставок бронетранспортеров и боевых машин приходилось на другие страны НАТО.

Доля ракетного оружия в российском экспорте вооружений снизилась с 9% в 1992 г. до 4% в 1996 г. Во второй половине 90-х годов Россия занимала третье место в мире среди экспортеров противовоздушного ракетного оружия. В течение 1994-1996 гг. на нее приходилось 13% мировых поставок указанного ракетного оружия. Ведущим экспортером противовоздушных ракет является Франция, на которую в 1994-1996 гг. приходилось 44% мирового рынка противовоздушных ракет. На США приходилось 19%. Таким образом, на Францию, США и Россию во второй половине 90-х годов приходилось 76% мировых поставок противовоздушных ракет.

Российское ракетное оружие в основном поставлялось развивающимся странам. Так, на них во второй половине 90-х годов пришлось 87% всего экспортированного Россией ракетного оружия.

Доля боевых кораблей в российском экспорте вооружений уменьшилась с 14% в 1992 г. до 7% в 1996 г. Россия прекратила поставки за рубеж таких кораблей, как

крейсеры, фрегаты, эскадренные миноносцы. В течение 1991-1993 гг. было экспортировано четыре таких боевых корабля, а в период 1988-1990 гг. - семь2. Сохранился только экспорт подводных лодок, а также торпедных катеров, противолодочных кораблей и минных тральщиков. В 1994-1996 гг. мировой экспорт подводных лодок составил только две единицы. И обе лодки поставила Россия. В 1991-1993 гг. Россия поставила за рубеж три подводные лодки, а всего в мире было экспортировано восемь подводных лодок. Значительных успехов добилась Россия в экспорте торпедных катеров, противолодочных кораблей и минных тральщиков. В 1994-1996 гг. на нее приходился 51% их мировых поставок.

Особенность России заключается в том, что, являясь одним из ведущих экспортеров оружия, она не импортирует его. Анализ же деятельности ведущих стран-экспортеров оружия показывает, что практически все они закупают определенные виды вооружения за рубежом. Так, у США, Великобритании и Франции в течение 1993-1997 гг. доля импорта в военном товарообороте составила всего примерно 5%. У такого же крупного военного экспортера, как Германия, она равнялась 30%. У Италии, Канады, Испании и Израиля импорт продукции военного назначения существенно превышал его экспорт. Удельный вес импорта в военном товарообороте Италии, Канады, Испании и Израиля в 1993-1997 гг. составил соответственно 68, 88, 63 и 60%.

Таким образом, внешние военно-экономические связи России в основном сводятся к внешней торговле оружием. Россия сегодня придерживается торговой модели внешних военно-экономических связей. При этом в основном делается ставка на внутренние ресурсы. Есть все основания считать, что нынешняя модель внешних военно-экономических связей России является автаркической.

Наряду с этим делаются первые шаги, направленные на развитие воспроизводственной модели развития внешних военно-экономических связей России. Однако чтобы развивать такие связи, необходимо решить значительное количество проблем. Так, снижение роли Российской Федерации в мировых делах связано не только с беспрецедентным по продолжительности и глубине экономическим кризисом, но и с тем, что Россия оказалась страной, не имеющей надежных союзников и партнеров. Аморфным и неэффективным остается СНГ. К сожалению, страна оказалась фактически в роли постороннего наблюдателя интеграционных процессов как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому встает вопрос: с кем осуществлять международные кооперационные программы создания вооружений и военной техники? Ясно, что для этого необходима определенная общность военных, политических и экономических интересов государств, с которыми Россия могла бы пойти на развитие международной военно-промышленной кооперации.

В настоящее время в мире существует три ведущих военно-промышленных центра, которые находятся в Соединенных Штатах, Западной Европе и в странах СНГ. Если Россия собирается превратить доставшуюся ей часть военнопромышленного центра стран СНГ в современную динамичную часть своего национального хозяйства, то ее шаги в этом направлении должны быть тщательно продуманными и убедительными. В их реальность должны поверить как в России, так и за пределами страны. Это позволит другим странам определиться в перспективах отношений с Россией в военно-промышленной сфере. При этом нужно исходить не из представлений вчерашнего дня, а трезво оценивать экономические возможности нашей страны, тщательно изучать новые явления и тенденции в международных военно-экономических отношениях и учитывать их при разработке на-

2 В конце 1999 г. Россия поставила в Китай один эскадренный миноносец.

циональной политики в области внешних военно-экономических связей Российской Федерации.

Литература

1. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. М.: БЕК, 1999.

2. Кормнов Ю.Ф. Кооперация как фактор преодоления кризиса. Экономист. 1999. № 7.

3. Кедров И. МиГи по стандартам НАТО (Они станут реальным результатом международной кооперации авиационных фирм) //Независимое военное обозрение. 1999. № 35. 10-16 сент.

4. Кузык Б. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в ХХ1 век. М.: Русский биографический институт, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.