Научная статья на тему 'Внешние и внутренние основы регуляции творческого процесса в «Экономико-центрической» журналистик'

Внешние и внутренние основы регуляции творческого процесса в «Экономико-центрической» журналистик Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
175
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние и внутренние основы регуляции творческого процесса в «Экономико-центрической» журналистик»

№ 3 / 2015_______________________________ISSN 2410-6070_______________________________________________

Таким образом, мы рассматриваем толерантность как готовность восприятия других такими, какие они есть, и взаимодействие с ними на основе согласия. Регулирующие функции ценностей, в комплекс которых в поликультурном обществе входит и толерантность, нацелены не только на сохранение мира и взаимопонимания, а и на создание условий для самореализации личности. С точки зрения философии образования - настоящая толерантность предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон, создает возможности для взаимообогащения субъектов коммуникаций. Толерантность - ценность человечества, связанная с существенными характеристиками человеческого бытия. Она является залогом того, что жизнь человечества продолжится, а целостность и развитие личности - возможны.

Список использованной литературы

1. Тишков В.А. О толерантности. (Доклад на общем собрании Академии педагогических и социальных наук). - Отдельный оттиск. Без места и года изд-я.-12 с.

2. Андрущенко В.П. Философия образования ХХ1 века: в поисках перспективы // Философия образования.- 2006-№1.-С.7-12.

© О.А.Грива, 2015

УДК 1.17.179.1

Г.М.Нуруллина

К.полит.н., доцент Кафедра массовых коммуникаций Набережночелнинский институт (филиал) Казанского федерального университета г.Набережные Челны, Российская Федерация

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛЯЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В «ЭКОНОМИКО-ЦЕНТРИЧЕСКОЙ» ЖУРНАЛИСТИКЕ

Аннотация

В центре внимания - принципы и нормы профессиональной морали, бытующие в средствах массовой информации, этико-правовые механизмы регуляции и саморегуляции деятельности прессы, уровень профессиональной морали журналиста в современном обществе. В своей концепции автор ориентирован на детальное изучение системы и механизмов профессионально-этической регуляции журналистского поведения.

Ключевые слова

Этика и контрэтика, саморегуляция, социетальная модель журналистики, этическая амбивалентность прессы, бифуркация профессиональной морали, экономико-центрическая журналистика, корпоративное сознание, публицистические средства, постмодернистская журналистика, профессионально-этическая регуляция.

Как известно, коррекционные основы журналистской деятельности - с помощью права и этики классифицируются достаточно четко: а) начала внешние, обеспечивающие регуляцию, возникают на основе права, и б) начала внутренние, обеспечивающие саморегуляцию, образуются на основе этики. По утверждению П.Н. Киричёк и О.Н. Федотовой, «правовые уложения крайне необходимы в качестве идеологической основы регуляции деятельности прессы (извне), поскольку журналистика является профессией социальноуправленческой ... Этические нормы крайне необходимы в качестве идеологической основы саморегуляции деятельности прессы (изнутри), поскольку журналистика является профессией массово-воспитательной» [3, с. 31-33].

Постоянная внешняя и внутренняя коррекция журналистской деятельности правовыми и этическими механизмами является необходимым условием для системно-непрерывного адсорбирования выходящей с массмедийного конвейера информационно-коммуникативной продукции от вредных для духовного здоровья нации вербально-визуальных токсинов и снабжать массовую аудиторию доброкачественными фактами,

- 194 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

сведениями, оценками, комментариями. В этом случае конечный продукт журналистской деятельности (массово ориентированный медиатекст) должен быть исключительно профессиональным - то есть, безусловно, правовым и безукоризненно нравственным. Именно на синкретизме профессионализма, права и морали в журналистике особенно настаивал Г. Маркес в своих размышлениях о природе прессы: «По образному выражению замечательного писателя, разделять эти понятия - всё равно, что пытаться отделить жужжание от мухи» [2, с. 7].

Тем не менее, разделение этих понятий - профессионализма, права, морали - явственно наблюдается в современной постмодернистской прессе. Очутившись в шоковых условиях информационного рынка, российские журналисты до сегодняшнего дня не сумели овладеть диалектической суммой рационализированных приемов и способов профессионального выбора, которые заключаются в умении принимать автономные решения как в простых, так и сложных производственных ситуациях, из которых, собственно, и составляется весь журналистский процесс.

В настоящее время в медиа-сфере российского общества при всей его многообразности и противоречивости с наглядной безусловностью доминирует социетальная модель журналистики, которую можно назвать «экономико-центрической». В сущностно-функциональном основании этой модели -идеологических посылках и технологических средствах - лежит рыночная (маркетинговая) философия, которая выражается в словах А.К. Омельчука: «Мы, телевизионщики, производим продукцию, но не производим товар, мы производим продукцию, но не продаём её... Телепродукция должна стать товаром. Товар или купят, или не купят» [6, с. 79].

Вербально-визуальное следование на практике принципам и векторам данной философии приводит к гипертрофии товарных отношений в информационно-вещательном секторе духовной отрасли системы социального воспроизводства. В формате «экономико-центрической» модели журналистика как миссионерская профессия рискует с обретением тотальной товарности потерять основы первородной духовности. При этом пресса в своей корпоративной среде постепенно фетишизирует получаемую экономическую прибыль от периодического издания как единственно верный показатель социально-творческого успеха.

Далее, современная постмодернистская журналистика переносит действие этого показателя на общественную среду, фактически превращаясь в ниспровергателя высокой нравственности с помощью расхожего тезиса: то, что прибыльно, морально, а то, что убыточно, аморально. Как точно подметил по этому поводу Р.С. Гольдберг, в постперестроечный период, лишившись государственного протекционизма и, соответственно, надёжного источника финансирования, «одни газеты теряют последний стыд, возвращаясь в своей официозности к лучшим образцам партийной журналистики. Другие меняют независимость от власти на зависимость от денежного мешка» [1, с. 21].

Возникающая по причине этической амбивалентности современной прессы, бифуркация (разветвление) профессиональной морали на вектор-плюс и вектор-минус неизбежно порождает в социально-психологическом плане как позитивные рабочие установки (на воспроизводство добра и правды), так и негативные их аналоги (на воспроизводство зла и лжи). Со временем двойственность этих установок становится многосторонней, или характерной для всех стадий творческого процесса, и постепенно нивелирует в корпоративном сознании нормы и правила традиционной (миссионерской) морали.

Как уже говорилось, для современной журналистики характерной чертой является бифуркация (разветвление) профессиональной морали.

Во-первых, на вектор-плюс, где в самом творческом замысле журналистской публикации и его медиатекстуальном воплощении отчётливо просматриваются позитивная (благоприятная для самосохранения и развития общества) цель, реализуемая адекватными публицистическими средствами (социальной фактурой, цельной концепцией, выдержанным стилем, моральным резюме, идентификацией реальности, рефлексией содержания, пафосом созидания).

Пример для иллюстрации: «Мне часто говорят в Правительстве: ну что вы всё время просите деньги? Вот для лечения и просим. Не для себя, для больных. Если есть шанс на два-три года, на два-три месяца продлить жизнь человеку, то мы боремся. А мне иногда говорят: живите по средствам. Вот есть у вас бюджет, и работайте в его рамках. А это как? Девяти тысячам гражданам республики мы окажем помощь, а вот девять тысяч первому скажем: извини, дорогой, на тебе деньги закончились. Поэтому и приходится просить

- 195 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________

дополнительные деньги, чтобы помочь всем. И денег нам добавляют, может быть, не столько, сколько мы просим, но мы стараемся сделать всё, чтобы спасти человека» [10, с. 5].

Во-вторых, на вектор-минус, где в самом творческом замысле журналистской публикации и его медиатекстуальном воплощении отчётливо просматриваются негативная (неблагоприятная для самосохранения и развития общества) цель, реализуемая адекватными публицистическими средствами (виртуальной фактурой, аморфной концепцией, ёрническим стилем, аморальным резюме, дезинформацией реальности, агрессивностью содержания, пафосом разрушения).

Пример для иллюстрации: ведущая телепрограммы «Дом-2» К. Собчак, по свидетельству одной газеты, в «Школе злословия» возмущалась «дурным вкусом российских женщин, покупающих фальшивые украшения вместо бриллиантов. В «Блондинке в шоколаде» она издевалась над журналисткой, накрасившей губы «провинциальной помадой». Её смешной стёб над образом «гламурной тусовщицы» неожиданно перерос в несмешной стёб над страной... - У меня было не совсем нормальное детство. По протоколу была положена машина, по стандартам безопасности - сопровождающие лица. Когда тебе 12-13 лет, это производит гнетущее впечатление. Сверстники идут на чердак играть в бутылочку, а тебе нужно ехать домой, ребята во дворе играют в мяч, а ты учишь французский с репетитором» [4, с. 8].

Этой публикации предпослано название: «Барби-монстр». По популярности Ксения Собчак соперничает с рекламой прокладок». Такой неэтичный ход можно было бы списать на издержки редакционной кухни, не имеющие к персонажу публикации прямого отношения. Но вот что говорит открытым текстом сама телевизионная знаменитость: «С мигалкой я никогда не ездила. Проблема пробок не в мигалках, а в мудаках, которые в очках едут на скорости 40 км в час не своём ряду, не обращая ни на кого внимания» [4, с. 8]. В таких случаях обычно говорят: всякие комментарии, особенно нравственные, здесь излишни. Хотя не мешает лишний раз напомнить зазнавшейся телеведущей, на чьи вообще средства в России содержится телевидение и кто, в конечном счёте, даёт ей престижную и прекрасно оплачиваемую работу с возможностью реализовать свои актёрско-дикторские таланты в публичной сфере...

Повседневное состояние переходной журналистики, его онтологические, гносеологические, аксиологические аспекты определяются, в основном, приверженностью творческих коллективов принципам рыночного фундаментализма (с некоторыми исключениями). В этой связи современная «экономикоцентрическая» пресса переносит прибыльный (товарно-денежный) интерес на обе генерализованные стороны творческого процесса в журналистике:

а) поведенческо-инструментальную сторону, когда журналист действует (выбирает тему и собирает фактуру), например: «Выхожу на тропу войны - а только так, а не иначе называется ежедневный труд пишущего журналиста по сбору информации, тем более эксклюзивной. На тропе войны действуют тем временем военные же принципы общежития. Врага - носителя информации - надо обвести вокруг пальца, усыпить его бдительность, выкрасть у него секретный пакет и доставить пакет в свою часть» [7, с.166];

б) содержательно-вербальную сторону, когда журналист пишет (обдумывает сюжет и словесно оформляет текст): «Когда Жириновский выиграл выборы, я написал: «Не успели избавиться от «Х», как попали в «Ж»! Дело в том, что это я придумал назвать Хасбулатова «Х». И сделал я это научно: «Руслан Имранович Хасбулатов» (далее - Х.)». Это подхватили все наши культурные газеты, по-моему, в том числе и «Известия». Я писал: «мудрый Х». Но мы же понимаем, что у русских людей буква «Х» однозначна» [5, с. 130-131].

Как можно судить по специально приведённым высказываниям известных российских журналистов -А.С. Политковской и А.В. Минкина, бифуркация творческого процесса произрастает на благоприятной -этически-амбивалентной - почве для различных деформаций нравственно-профессионального сознания, отступающего от традиционных (миссионерских) канонов журнализма. При этом легко предположить, что произойдёт в случае отклонения журналиста от позитивно-моральной рабочей установки - в публичной сфере появится либо неконструктивный (бесполезный), либо деструктивный (вредный) медиатекст с асоциальной темой, виртуальной фактурой, искусственным сюжетом, вычурным или вульгарным языком.

Известно, что неверная стратегия всегда влечет за собой неверную тактику: ошибочное целое неизбежно переходит в неправильное частное. Если в силу господства контрэтики в современной массмедийной деятельности попирается главная этическая ее составляющая - информационный долг перед обществом (отношение «журналист - аудитория»), то находить высокую мораль в других парах взаимоотношений крайне затрудительно, что подтверждается семантико-стилистическим анализом конкретных медиатекстов.

- 196 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Прежде всего, следует обратить внимание на отношение «журналист - персонаж произведения», содержащее нравственный выбор прессой лица, достойного публичного описания, причем вне какого-либо оценочного контекста. Здесь также произошла глубокая ревизия прежних значимостей не в пользу цивилизованных ценностей, позволяющая выразить глубокое сомнение по поводу истинной гуманности свободы слова в нынешнем журналистском её использовании, например: «Настоящую резню устроил в центре Москвы 20-летний парень из Тулы. Иван Д. приехал вместе со своей девушкой Сашей на Павелецкий вокзал. Попросив девушку подождать, он подошел к мужчине и завязал беседу. О чем они говорили, Саша не слышала, видела только, как кавалер достал из куртки нож и ... всадил незнакомцу в грудь. Потом Иван вытер кровь о брюки и подошёл к Саше: «Крикнешь - убью! Пошли!».

На Новокузнецкой улице злодей подошел еще к одному мужчине и начал его избивать. А под конец нанес удар ножом в грудь. Последней жертвой Ивана стал 20-летний парень Игорь Л. Иван потребовал у него сигарету, а потом схватился за нож. Оперативники задержали преступника спустя пару часов, он был весь в крови - жертв и своей собственной. Как выяснилось позже, Иван упал и разбил подбородок. «Устав терпеть боль», парень, едва не отправивший на то свет трех человек, заботливо вызвал себе «скорую» [8, с. 11].

Далее, не меньшего внимания заслуживает отношение «журналист - коллеги по профессии», содержащее нравственный выбор прессой рефлексивной (агрессивной) позиции к инакомыслию, или к чужим точкам зрения, не совпадающим с той, какую проповедует автор публикации и стоящий за ним творческий коллектив. Иначе говоря, к плюрализму публично высказываемых мнений, который на словах активно поддерживается всеми работниками пера, камеры, микрофона, что, в конечном счёте, лежит в основе идеологического и технологического единства профессиональной корпорации, которое в настоящее время желает создать сообщество отечественных журналистов.

Однако и здесь, как показывает текстуальный анализ газетных публикаций, произошли существенные перемены не в сторону высокой общественной, групповой, индивидуальной морали, которые заставляют всерьез задуматься о появлении еще одного опасного источника социальной напряженности в лице нетолерантной прессы и её представителей, не выбирающих слов и выражений в полемических спорах с оппонентами, например: «Радиостанция «Эхо Москвы» обожает себя позиционировать как элитную, да и слушатели у нее, мол, такие же. Как все это соотносится с хамоватыми ведущими, понятно только волосатому сверх всякой меры главному редактору «Эха». По поводу «Эха». В своей фирменной передаче «Собственное мнение» оно прыгнуло выше головы, добавив к картавому ведущему (Воробьев) заикающегося эксперта (Новопрудский). Высший пилотаж - знай наших!» [9, с.7].

Профессиональная корпорация журналистов не может успешно существовать без строгого соблюдения на практике цивилизованных этических норм и правил своей деятельности. Но этот основополагающий тезис редко выполняется работниками современной отечественной прессы, о чём свидетельствует экстраполяция признаков и свойств их медиапродукции на постулативные требования Кодекса профессиональной этики российского журналистики.

Список использованной литературы:

1. Гольдберг, Р.С. О чём скажет цвет кошки на столе / Р.С. Гольдберг // Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В.И. Бакштановского, Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, Ю.В. Согомонова. - М. : НАЧАЛА-ПРЕСС, 1995. - С. 21.

2. Казаков, Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. / Ю.В. Казаков. - М.: Центр прикладной этики, 2001. - 110 с.

3. Киричек, П.Н., Федотова, О.В. Этика журналиста: учебник /. П.Н. Киричек, О.В. Федотова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 205 с.

4. Костенко-Попова, О. «Барби-монстр». По популярности Ксения Собчак соперничает с рекламой прокладок» / О. Костенко-Попова // Аргументы и факты. - 2007. - № 13. - С. 8.

5. Минкин, А.В. О корпорации журналистов можно судить по критерию солидарности / А.В. Минкин // Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В.И. Бакштановского, Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, Ю.В. Согомонова. - М. : НАЧАЛА-ПРЕСС, 1995. - С. 130-131.

6. Омельчук, А.К. Каждая профессиональная каста создаёт о себе миф / А.К. Омельчук // Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В.И. Бакштановского, Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, Ю.В. Согомонова. - М.: НАЧАЛА-ПРЕСС, 1995. - С. 79.

- 197 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________

7. Политковская, А.С. Сначала этичное государство, потом этичная журналистика / А.С. Политковская // Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В.И. Бакштановского, Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, Ю.В. Согомонова. - М.: НАЧАЛА-ПРЕСС, 1995. - С. 166.

8. Резня в центре города // Аргументы и факты. - 2007. - № 15. - С. 11.

9. Сергеев, А. Парад ширм / А. Сергеев // Дуэль. - 2007. - 20 марта. - С. 7 .

10. Таран, Е. Рустем Хасанов: Чтобы помочь пациенту, мы должны быть мощными... \ Е. Таран // Республика Татарстан. - 2005. - 22 декабря. - С. 5.

© Г.М. Нуруллина, 2015

- 198 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.