УДК [327:061.1ЕС](477)
Слабых Д.Н.,
ОРИГУ НАГУ при Президенте Украины; аспирант кафедры европейской интеграции (Украина, г. Одесса)
Научный руководитель: Харичков Сергей Константинович, профессор кафедры европейской интеграции ОРИГУ НАГУ при Президенте Украины,
доктор экономических наук (Украина, г. Одесса)
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И ЕВРОПЕИЗАЦИИ В УКРАИНЕ
В статье продолжено исследование внутренних и внешних факторов, влияющих на процессы европеизации сферы государственного управления в Украине. Проанализированы основные виды интеграции, которые управляют и влияют на порядок при условиях европеизации и интеграции в ЕС. Рассмотрены условия успешного развития интеграционных процессов.
Ключевые слова: европеизация, европейская интеграция, государственное управление, интеграция.
Введение. Относительно отечественных реалий евроинтеграции Украина, как и любое государство, стремящееся быть членом Евросоюза, сейчас рассматривается как чужеродный элемент, способный спровоцировать риски в шатком внутреннем балансе и так достаточно перегруженной европейской политико-административной системы. Европейский союз требует новой стратегии безопасности. С одной стороны, Европа устала от Украины, разочаровываться в ней, с другой — совершенно ясно, что это не те категории, которые реально объясняли отношения Евросоюза и Украины [1]. В мировой международной практике XXI века применяется механизм объединения стимулов, требований и возможности использования мягких санкций. Типичным стимулом является финансовая поддержка реформ. Стимулы направлены прежде всего на укрепление государственно-правовых реформ и контрольных органов, профессионализацию управления и подготовку экономических и социально-политических реформ. А вот, например, отказ
предоставлять финансовую помощь — это уже мягкая санкция.
Изложение основного материала: Кшлл (Knill) и Лемкал (Lehmkhul) выделяют три
вида интеграции, которая управляет и влияет на согласовательный порядок при условиях европеизации и интеграции в Европейский союз: [3]
История доказывает, что процесс интеграции может быть успешным, а может и потерпеть неудачу. В значительной степени это зависит от предпосылок, которые возникают в той или иной ситуации. К. Дойч делит предпосылки на четыре группы:
а) взаимное соответствие частей, умеющих интегрировать;
б) совместимость их ценностей;
в) взаимная ответственность;
г) определенная степень общей идентичности или лояльности. Все эти группы предпосылок могут взаимодействовать и усиливать друг друга [3]. Вместе с тем К. Дойч исследует и уточняет условия успешного развития интеграционных процессов. Главными условием среди них являются:
1) взаимная совместимость норм политического поведения;
2) более высокий по сравнению с соседними территориями экономический рост;
3) разнообразие и масштабность потока взаимной информации;
4) предсказуемость поведения всех участников.
По мнению ученого, цели и условия интеграции в значительной мере определяют характер этого процесса и средства его обеспечения. Эти средства он снова делит на четыре группы: а) производство ценностей; б) распределение ценностей; в) содержание силой; г) идентификация [3].
Таким образом, анализ современного состояния развития европейских интегра-
ционных процессов невозможен без учета истории развития идеи объединения Европы и основных теоретических подходов, которые развивались на протяжении нескольких столетий европейской истории. Поэтому изучение различных аспектов и форм существования "европейской идеи" имеет важное значение для понимания сути всех современных теорий и концепций создания объединенной Европы, а также практических мер по их реализации. В условиях, когда в Европейском союзе происходит поиск стратегических путей развития, трансформации внутренней структуры и географического расширения путем присоединения новых членов, теоретическое определение будущего Евросоюза вновь стало актуальной задачей для политических элит и научных кругов Украины, желающих вступить в Европейский союз. Поэтому в интересах долгосрочного развития всего Европейского континента интеграционный процесс должен быть подкреплен научными программными подходами, в которых должны быть очерчены как положительные, так и отрицательные стороны как для страны, желающей интегрироваться, так и для всей Европы.
Выработка концептуальных основ интеграционной политики Украины в период после провозглашения независимости происходила под действием нескольких факторов: 1) инерционной включенности в постсоветскую общность; 2) тенденции к суверенизации всех сфер жизни как закономерного следствия национального самоопределения (реализованной, в частности, в положении о внеблоковом статусе в Декларации о государственном суверенитете 1990 г.), 3) внешнеполитической динамики, которая сопровождала утверждение Украины как независимого государства (переход ЕС к более тесным формам экономической и политической интеграции, а также расширение НАТО и ЕС на восток).
В самом характере отношений, которые были предложены ЕС новому независимому государству, а также в содержании документов, которые были заложены в основу партнерства и сотрудничества, четко прослеживается такая же логика, которая определяла становление самого
Евросоюза. Эта логика опиралась на опыт согласования и реализации национальных интересов стран-партнеров в процессе их интеграции. Реализация интеграции Украины в Европейский союз в значительной степени зависит от политических факторов, а уже потом — от технических или институциональных. Итак, пока Украина не найдет консенсусной модели общенациональной всеобъемлющей стратегии геополитического позиционирования, до этого геополитическое измерение отношений нашего государства с ЕС будет неопределенным. При реализации стратегических задач во внешней политике Украина не должна придерживаться одновекторной политики и ориентироваться только на одну мировую геополитическую силу [9].
Вместе с тем следует учитывать существование очень осторожного отношения ЕС к перспективе быстрой евроинтегра-ции Украины. Основными факторами, обусловливающими скептическое отношение быстрой евроинтеграции Украины со стороны ЕС, во-первых, является низкий уровень экономического и социального развития нашей страны, во-вторых, незрелость гражданского общества, низкий уровень демократического развития и неудовлетворительное качество государственного управления, в-третьих, отношение России к украинской евроинтеграции, в-четвертых, очень медленный процесс адаптации общественных отношений к европейским стандартам.
Присоединению Украины к ЕС в ближайшее время мешает ряд факторов. Это, в частности, низкий уровень жизни в Украине — 15 процентов от среднего показателя по ЕС, незначительная доля Украины в зарубежной торговле ЕС (лишь 0,4 процента). Доля украинского экспорта равна 5 процентам от того, что приходится на среднего жителя ЕС, а доля иностранных инвестиций в пересчете на одного украинца составляет от 1 до 2 процентов по сравнению с показателем Евросоюза [8]. Приведенное иллюстрирует огромную разницу между экономическими уровнями нашего государства и ЕС. Превалирование собственных и финансовых интересов административно-экономических групп соз-
дает реальную угрозу стабильному развитию украинского общества. Это негативно влияет на формирование и осуществление государственной политики, которая все больше нацелена на обслуживание корпоративных интересов узкого круга административно-экономических групп.
К сожалению, экономические и финансовые кризисы, всплески которых вполне вероятны в течение следующих лет, могут отдалить этот срок на неопределенное время. Это также указывает на необходимость поэтапной интеграции Украины в ЕС. Можно спрогнозировать такие ее этапы, опираясь на тенденции экономического развития страны: ассоциированное членство в ЕС и подача заявки на полноправное членство — 2011-2013 гг., 2013-2015 гг. - приобретение статуса страны-кандидата на членство в Евросоюзе; 2019-2020 гг. - вступление в ЕС при условии получения необходимых макроэкономических показателей. В предложенной периодизации не учтены политические рычаги, которые на современном этапе развития приобретают большее значение, чем социально-экономические показатели. При лучшем развитии событий срок вступления в ЕС может уменьшиться примерно на три-пять лет. В зависимости от политического диалога и социально-экономических условий развития Украина может стать официальным членом ЕС, вероятно, в период 2015-2019 гг. [1]. В случае Польши, например, процесс рассмотрения заявки длился всего три с половиной года. Вариант Хорватии еще интереснее для Украины. Лидеры ЕС недвусмысленно намекали этой стране: «преждевременная» подача заявки может испортить ее отношения с Евросоюзом, и предлагали подождать до 2007 года. Однако Хорватия подала заявку 21 февраля 2004 г., даже до вступления в силу Договора об ассоциации (февраль 2005 г.), а 14 апреля того же года Совет ЕС отправил ее на оценку в Еврокомиссии. 20 апреля 2004 г. Европейская комиссия объявила свою позицию: Хорватия готова к началу переговоров о членстве в ЕС. В июне 2004-го Совет ЕС согласился с этим предложением, признал страну кандидатом и решил начать переговоры о членстве уже в марте 2005-го. Но возможна и версия «турецкого варианта»,
когда рассмотрение заявки затягивается из-за, например, незавершенности политико-административной реформы, сохранения высокого уровня коррупции, проблем с независимостью судебной власти и т.д. Так что шансы развития региональной интеграции Украины в ЕС, следует отметить, зависят прежде всего от объективных возможностей более тесного сотрудничества, а также от убежденности государств (правительств, парламентов, общества) в ее целесообразности и необходимости. Дальнейшее развитие отношений Украины с Европейским оюзом требует достижения соответствующих качественных характеристик, макроэкономической стабилизации и повышения эффективности экономики государства, соблюдения условий, необходимых для вступления в ЕС, внедрения европейских норм и стандартов в экономику, социальную политику, образование, науку и технику, адаптации украинского законодательства к правовым нормам ЕС, развития и углубления региональной интеграции, установления и углубления прямых контактов с государствами - членами и кандидатами в члены Евросоюза.
Последние три-четыре года развития политики евроинтеграции Украины можно определить с европейской стороны как этап быстрой смены оптимистических надежд европейского сообщества разочарованием интеграционной риторикой Украины и стремления ЕС к созданию восточной зоны стабильности вокруг собственных границ. Но и в этом варианте, остановившись в интеграционном развитии на полпути, Европа рискует снова стать континентом больших конфронтаций. Украинское отношение к евроинтеграционным процессам не претерпело существенных изменений: его, как и на предыдущем этапе, характеризует превалирование риторики над практическими реформаторскими шагами. Таким образом, есть основания говорить о довольно значительных сроках, в течение которых будет происходить подготовка Украины к вступлению в ЕС. За этот период необходимо будет, во-первых, обеспечить динамичное внутреннее развитие, которое предусматривало бы создание надежных механизмов для преодоления по-
тенциальных рисков евроинтеграции, во-вторых, построить конкурентоспособную экономику, способную стабильно функционировать в случае появления кризисных явлений, в-третьих, найти оптимальную модель украинско-российских отношений.
Среди форм европеизации государственного управления в Украине И.А. Грицяк выделяет прежде всего правовую, предусматривающую европеизацию путем адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС [1]. Государственная политика в отношении этой адаптации формируется не только как составляющая правовой реформы, но и таких реформ, как административная, территориальная, судебная. Реформирование системы государственной власти, и в частности государственного управления в Украине, объективно обусловлено как внутренними, так и внешними процессами. Определены подходы, с помощью которых важно получить истинное представление прежде всего о том, «что нужно реформировать», а уже потом — «как это нужно делать», и особенно то, «какими будут последствия преобразований». По мнению И.А. Грицяка, европейские подходы к совершенствованию системы государственного управления в Украине предусматривают применение определенной этапности европеизационных действий по такой логической схеме: европеизация — гармонизация — приближение — адаптация.
Таким образом, европеизация как процесс является проявлением закономерности мирового развития, имеет определенные политические, экономические, правовые и культурные последствия в государствах-членах, государствах-кандидатах и странах — претендентах на вступление в ЕС [1].
Выводы. Следующие 15 — 20 лет будут серьезным испытанием не только прочности Европейского союза, но и жизненности самой идеи европейской интеграции. Если отвлечься от внешних факторов, успехи и неудачи ЕС будут зависеть главным образом от того, сумеют ли его лидеры обеспечить согласованность с углублением и расширением интеграции.
Среди современных подходов к европейской интеграции выделим три основные концепции:
1) «последних границ», к которой склоняется консервативная часть политической элиты ЕС. Основной тезис заключается в том, что Европа «устала» от расширения;
2) «длительного сближения», которая признает возможность присоединения к ЕС восточных соседей. Для Украины это вариант политики Восточного партнерства и сближения с европейскими странами путем постепенного расширения сотрудничества;
3) «Большой Европы», которая учитывает существование двух основных центров политического и экономического тяготения — ЕС и России. Идея создания «общего европейского экономического пространства» предполагает тесный формат сотрудничества в сферах экономики, безопасности, науки и культуры, определяет его минимизированный институциональный характер. Место Украины в этой концепции с геополитической точки зрения — это «пограничная» страна как для европейского пространства, так и для евразийского.
Библиографический список
1. Грицяк И.А. Развитие европейского управления в контексте влияния на государственное управление в Украине. — 2005
- С. 201-262/ г. Киев.
2. Бжезинский З. Украина в геостратегическом контексте. - К.: КМА, 2006.- 102 с.
3.Karl W. Deutsch special section in the Czech Sociological Review Articles on K.W. Deutsch by Miroslav Hroch, Andrei S. Markovits, Dieter Senghaas,
4. Конституция Украины. Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996. - М., 1997.
5. Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 г.». -М., 2006. - С. 145- 146.
6. Амстердамский договор / Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее.
- М.: Международная издательская группа «Право», 1999. - 192 с.
7. Ниццкий договор и расширение ЕС // М-во юстиции Украины. Центр ср. права; Под начн. ред. С. Шевчука. - М.: Логос, 2001. -196 с.
8. Договор о Конституции для Европы. Проект, принятый Европейской Конвентом 10.07.2003 (2003 / С 169/01). - М.: Европейское и сравнительное право, 2004. — 147 с.
9. Договоры об учреждении Европейских Сообществ / Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. — М.: Международная издательская группа «Право», 1994. — 39 с.
10. Единый европейский акт: Договор о Европейском союзе. — М., 2013.
Bibliography
1. Gritsyak IA The development of European governance in the context of the impact on public management. in Ukraine. 2005. — p. 201—262 / Kiev.
2. Bzhezinsky Z. Ukraine geostrategic context. — K.: CMA, 2006. — 102 s.
3. Karl W. Deutsch special section in the Czech Sociological Review Articles on KW Deutsch by Miroslav Hroch, Andrei S. Markovits, Dieter Senghaas.
4. The Constitution of Ukraine. Adopted at the fifth session of the Verkhovna
Rada//of//Ukraine//28//June//1996. -M.,1997.
5. Message from the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine " On the internal and external situation of Ukraine in 2005 " - M., 2006. - S. 145-146.
6. The Amsterdam Treaty / European Union: Past, Present, and Future. - Moscow: International Publishing Group "Right" in 1999. - 192 s.
7. The Treaty of Nice and the enlargement of the EU // M of Justice. Center cf. law, by science. Ed. S. Shevchuk. - Moscow: Logos, 2001. - 196 s.
8. The Treaty establishing a Constitution for Europe. The project adopted by the European Convention 10.07.2003 (2003 / C 169/ 01). - Moscow: European and Comparative/ Law, 2004. - 147 s.
9. Treaties establishing the European Communities / European Union: Past, Present, and Future. - Moscow: International Publishing Group "Right", 1994. - 390 s.
10. European Act: the Treaty on European Union. 2013.
Slabykh D.N., e-mail: [email protected]
ORIPA NAPA under the President of Ukraine, PhD student, Department of European Integration (Ukraine, Odessa). Supervisor: Harichkov Sergei K., Professor of European integration ORIPA NAPA under the President of Ukraine, Doctor of Economic Sciences//(Ukraine, Odessa). EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS AFFECTING INTEGRATION AND
EUROPEANIZATION IN UKRAINE The article continued study of internal and external factors that affect the processes of Eu-ropeanisation of public administration in Ukraine. Analyzed the main types of integration that govern and affect the order in terms of Europeanisation and integration in the EU: the consideration of the conditions for successful development of integration processes. Key words: Europeanization, European integration, governance, integration.