Научная статья на тему 'Восточный вектор европейской политики соседства: ловушки европеизации'

Восточный вектор европейской политики соседства: ловушки европеизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1015
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ БЕВРОПЕИЗАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА / ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EXTERNAL EUROPEANIZATION / DEMOCRATIZATION / EASTERN PARTNERSHIP / EUROPEAN NEIGHBOURHOOD POLICY / EUROPEAN AND EURASIAN INTEGRATION / REGIONAL SECURITY IN EUROPE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Латкина Виктория Александровна

В статье рассматривается политика европеизации ЕС в формате его программы «Восточное партнёрство». Процесс ускоренной демократизации постсоветских государств под внешним управлением Европейского Союза не гарантирует им присоединение к ЕС, учитывая стратегическую неопределённость конечной цели Европейской политики соседства. Недооценка геополитической двухвекторности при подходе государств «общего соседства» к взаимодействию с европейским (ЕС) и евразийским (ТС/ЕАЭС) центрами интеграции ставит постсоветские государства в ситуацию навязанного извне геополитического и цивилизационного выбора, к которому не все готовы. Обоюдная стратегическая ловушка европеизации как для ЕС, так и для государств «Восточного партнёрства», в которую вовлекается и Россия, заключается в отсутствии регулирующих кооперационных механизмов потенциального наложения зон свободной торговли обоих центров интеграционного притяжения. В этом контексте итоги Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» в ноябре 2013 г. стали тестом на устойчивость евроинтеграционного движения стран СНГ. Они спровоцировали зигзаги в поступательном развитии восточного измерения Европейской политики соседства ЕС, учитывая возрастающую взаимозависимость в сфере экономики. Кроме того, эскалация украинского кризиса на протяжении 2014 г. как нового очага напряжённости оказывает негативное влияние не только на экономику, но и на региональную безопасность в Европе, приводя к разбалансировке европейской системы безопасности и нарастанию конфликтного потенциала в Европе от Ванкувера до Владивостока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eastern Dimension of the European Neighbourhood Policy: Europeanization Mutual Trap

The article analyses the Europeanization policy of the European Union towards the Eastern Partnership participant countries. Suffering from the lack of clear strategy and ultimate goal in the European Neighbourhood Policy the European Union enhances external democratization and its governance in post soviet states without immediate Union's membership perspective. Underestimation of common neighbourhood geopolitical duality in the context of growing rivalry between European (EU) and Eurasian (Custom Union/Eurasian Economic Union) integration gravitation centers presents the Eastern partners of the EU with a fierce dilemma of externally forced immediate geopolitical and civilizational choice while not all of them are well prepared to such a choice. The mutual Europeanization trap here to be studied both for the EU and its Eastern partners (involving Russia) is a deficiency of regulating cooperation mechanism in the situation of European and Eurasian free trades zones overlapping. Vilnius Summit 2013 results test the "European aspirations" of the New Independent States and upset the ongoing process of the European Neighbourhood Policy in the context of growing economic interdependence in Wider Europe. Besides, the Ukrainian crisis escalation during 2014 as a new seat of tension provokes unbalance of the whole European security system and creates new dividing lines in Europe from Vancouver to Vladivostok.

Текст научной работы на тему «Восточный вектор европейской политики соседства: ловушки европеизации»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА: ЛОВУШКИ ЕВРОПЕИЗАЦИИ

В.А. Латкина

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье рассматривается политика европеизации ЕС в формате его программы «Восточное партнёрство». Процесс ускоренной демократизации постсоветских государств под внешним управлением Европейского Союза не гарантирует им присоединение к ЕС, учитывая стратегическую неопределённость конечной цели Европейской политики соседства. Недооценка геополитической двухвекторности при подходе государств «общего соседства» к взаимодействию с европейским (ЕС) и евразийским (ТС/ЕАЭС) центрами интеграции ставит постсоветские государства в ситуацию навязанного извне геополитического и цивилизационного выбора, к которому не все готовы.

Обоюдная стратегическая ловушка европеизации - как для ЕС, так и для государств «Восточного партнёрства», - в которую вовлекается и Россия, заключается в отсутствии регулирующих кооперационных механизмов потенциального наложения зон свободной торговли обоих центров интеграционного притяжения. В этом контексте итоги Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» в ноябре 2013 г. стали тестом на устойчивость евроинтеграционного движения стран СНГ. Они спровоцировали зигзаги в поступательном развитии восточного измерения Европейской политики соседства ЕС, учитывая возрастающую взаимозависимость в сфере экономики.

Кроме того, эскалация украинского кризиса на протяжении 2014 г. как нового очага напряжённости оказывает негативное влияние не только на экономику, но и на региональную безопасность в Европе, приводя кразбалансировке европейской системы безопасности и нарастанию конфликтного потенциала в Европе от Ванкувера до Владивостока.

Ключевые слова: страны Бевропеизация, Европейская политика соседства, Восточное партнёрство, европейская и евразийская интеграция, европейская безопасность.

На протяжении уже более двух десятилетий после распада СССР и окончания холодной войны основной стратегической целью Европейского союза является обеспечение безопасности и стабильности своих границ под лозунгом построения «процветающей Европы без разделительных линий». Идея построения пространства «свободы, безопасности и стабильности» в «Большой Европе» воспринимается самим ЕС исключительно как расширение западноевропейской модели демократии и системы ценностей в духе неоевропоцентризма с опорой на евроатлантическую архитектуру, в первую очередь, ЕС и НАТО [35].

Главной предпосылкой в достижении этой цели в ЕС считают демократизацию политической периферии Союза - зоны его ближайшего соседства. Характерной особенностью международной деятельности ЕС является опора на механизмы «мягкой силы», в основе которых лежит ценностный компонент - так называемый принцип политической обусловленности. ЕС реализует демократизацию соседей с помощью основного инструмента Европейской политики соседства - политики европеизации, которая представляет собой экспорт европейской системы ценностей, демократических стандартов, правовых норм и практик в законодательство соседних государств. По сути - экспорт социально-экономической модели развития, интеграции и управления самого Союза.

Геополитическая экспансия ЕС и его претензия на роль не только регионального, но и глобального актора мировой политики воплощается, в частности, в рамках стартовавшей в 2003-2004 гг. Европейской политики соседства (ЕПС). В 2008-2009 гг. южное и восточное напра-валения этой политики оформились в отдельные институты - «Барселонский процесс: Союз для Средиземноморья» и программу «Восточное партнёрство». Последняя стала инструментом активного продвижения интересов и влияния ЕС на постсоветском пространстве как пространстве «общего соседства» ЕС с Россией. Отметим, что «Восточное партнёрство», учитывая состав его участников, направлено на политическое и экономическое структурирование новых субрегионов в «Большой Европе» -новой Восточной Европы (Белоруссии, Молдавии, Украины) и Южного Кавказа (Азербайджана, Армении, Грузии). Здесь ЕС намеревается сконструировать новую идентичность этих государств посредством выстраивания горизонтальных связей в многостороннем формате взаимодействия, чтобы скрепить эти субрегионы с самим союзом. Опираясь на успешный опыт европеизации государств Центральной и Восточной Европы в процессе их подготовки к вступлению в Европейский союз и в новом

формате «Восточного партнёрства» претендует на роль внешней трансформирующей силы, способной определять и существенным образом влиять на выбор направлений дальнейшего развития соседних государств и регионов.

Саммит «Восточного партнёрства» в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 г. и последствия принятых там решений стали поворотной точкой в новейшей истории не только ЕС, но и всей постбиполярной Европы. Украина как ключевой партнёр, оказавшись в наименее выгодном положении вынужденного цивилизационного выбора, к которому она не была готова, заявила о необходимости отложить подписание Соглашения об ассоциации и углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС с целью проведения трёхсторонних консультаций по линии ЕС-Украина-Россия. Разразившийся вслед за этим острейший внутриполитический кризис на Украине привёл к расколу украинского общества, гражданской войне, социально-экономической дестабилизации и угрозе единству (распада) украинского государства. Украинский кризис также вызвал ужесточение отношений между ЕС и РФ и противостояния Россия - Запад, ведущее к разбалансировке системы европейской безопасности1.

Кроме того, без учёта позиции России и фактора ЕАЭС реализация идеи "Большой Европы" становится призрачной перспективой, ибо возникает новая качественная проблема на постсоветском пространстве - взаимно накладывающихся европейской и евразийской систем ценностей, моделей интеграции и управления. Она усугубляется отсутствием регулирующих механизмов в зоне сопряжения двух интеграционных проектов, их наложения на фоне современного расслоения и дробления ресурсного потенциала2. Открытым остается вопрос об альтернативном трёхстороннем управлении взаимно накладывающимися экономическими зонами свободной торговли ЕС и ТС/ЕАЭС.

Тем не менее, на протяжении первой половины 2014 г. Брюссель не смог внести конструктивные предложения по пересмотру условий ЗСТ с Украиной и снять экономические опасения Москвы относительно разрыва торгово-экономических российско-украинских связей, избрав путь санкций и давления на Россию. Благодаря усилиям российской стороны удалось создать трёхсторонний экспертный формат по вопросам негативного влияния Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной на экономику РФ. Трёхсторонняя министерская комиссия ЕС-Украина-Россия в сентябре 2014 г. выработала первое совместное решение о переносе имплементации экономической части (УВЗСТ) Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной на 31 декабря 2015 г.

1 Подробнее о последствиях украинского кризиса для системы европейской безопасности см.: [4].

2 Подробнее о проблеме расслоения ресурсного потенциала в современных международных отношениях см.: [9].

Практика европеизации:

программа "Восточное партнёрство"

Будучи составной частью общей Европейской политики соседства, программа "Восточное партнёрство" является основным форматом осуществления международной деятельности ЕС на восточноевропейском геополитическом направлении3. Эта инициатива базирующаяся на демократических ценностях ЕС, адресована шести постсоветским государствам Восточной Европы и Закавказья: Армении, Азербайджану, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Официально она была объявлена на саммите ЕС в Праге в мае 2009 г.

Основная цель программы - создание необходимых условий для скорейшей политической ассоциации и экономической интеграции восточных соседей с ЕС за счёт продвижения глубокой и устойчивой демократии в соседние государства. Это, с точки зрения ЕС, способно обеспечить не только его безопасность, но и процветание всей Европы [28]. Приоритетной задачей в реализации этой цели по принципу политической обусловленности является глубокое вовлечение партнёров ЕС в его региональную модель управления, что требует от них не только проведения существенных политических, институциональных и экономических реформ под управлением Евросоюза, но и, по сути, передачи части суверенных прав под внешнее управление.

Основным практическим инструментом реализации этой цели является процесс внешней европеизации. С точки зрения автора, внешняя европеизация представляет собой процесс распространения системы ценностей ЕС, правовых норм и практик, моделей демократии, интеграции и управления на соседние государства и регионы4. Европеизация в формате "Восточного партнёрства" осуществляется по двум параллельным трекам: двустороннему и многостороннему.

Существующие двусторонние отношения между ЕС и третьим государством под зонтиком ЕПС (на основе индивидуальных Планов действий или Планов реализации ассоциации с ЕС) дополняются новым многосторонним механизмом взаимодействия, который строится на основе четырёх общих платформ:

1) демократия, надлежащее государственное управление (good governance) и стабильность;

2) экономическая интеграция и конвергенция с политикой ЕС;

3) энергетическая безопасность;

4) гуманитарные контакты5.

Помимо сотрудничества на государственном уровне, "Восточное партнёрство" нацелено на укрепление связей с негосударственными акторами и с гражданским обществом6. Характерной особенностью программы "Восточное партнёрство" является развитие многоуровневого трансрегионального сотрудничества и горизонтальных региональных связей между государствами "Восточного партнёрства" и ЕС.

Углубление двустороннего формата взаимодействия между ЕС и "Восточным партнёрством" на практике реализуется на основе Соглашений об ассоциации с ЕС (СА) с опорой на создание углублённой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ). Эти соглашения не только регулируют отраслевое сотрудничество, но и юридически обязывают партнёров ЕС проводить демократические преобразования и структурные реформы в конкретные сроки и в соответствии с критериями уровней роста ЕС, при его непосредственном контроле7.

Целью Соглашений об ассоциации с ЕС в рамках "Восточного партнёрства" является приближение государств-партнёров к демократическим, политическим, юридическим и социально-экономическим стандартам ЕС. Самый обширный и детализированный блок, переговоры по которому ведутся отдельно, представляет собой Соглашение о всеобъемлющей и углублённой зоне свободной торговли. Оно не только регулирует либерализацию торговли во всех сферах путем устранения таможенных барьеров и торговых квот, но и гармонизирует законодательства государств-партнёров и acquis communautaire ЕС. Обязательной предпосылкой для начала переговоров по данному Соглашению является членство во Всемирной торговой организации8.

Формат Соглашения об ассоциации с государствами "Восточного партнёрства" преподносится государствам-партнёрам в качестве адекватной замены их полноправному членству в Союзе. По данным на 2013 г. Европейский Союз выделил на подготовку к ассоциации восточноевропейских государств порядка 3 млрд евро [26], [27]. При этом на Украину пришлось порядка 1 млрд евро, то есть треть всех инвести-

3 О становлении "Восточного партнёрства" в рамках ЕПС см. подробнее: [1], [10], [14].

4 Более подробно о феномене европеизации и процессе европеизации в Средиземноморье см. [7], [8].

5 На их основе запущены такие общие инициативы, как: "Интегрированное управление границами", "Региональные энергетические рынки и энергетическая эффективность", "Инструмент поддержки малых и средних предприятий", "Предотвращение и реагирование на природные и техногенные катастрофы", "Инициатива по содействию охране природы".

6 С этой целью были учреждены: Форум гражданского общества, а также Парламентская ассамблея Восточного партнерства Еигопе$:

7 См. подробнее: [18], [19], [23].

8 В связи с этим Азербайджан и Белоруссия, которые не являются членами ВТО, не могут вступить в переговоры с ЕС по СА/УВЗСТ.

ций в восточное измерение ЕПС и в два раза больше, чем на Молдавию (0,56 млрд евро) и Грузию (0,45 млрд евро). Это в три раза меньше, чем выделено на южное измерение ЕПС в 2013 г.9 и составляет всего 2% от общего бюджета ЕС на 2013 г. [21].

Таким образом, требуя от независимых государств внедрения демократии под внешним управлением в обмен на скромную финансовую помощь в формате ассоциации, а не полноправного членства, ЕС не предлагает своим партнёрам серьезной мотивации. В этом и заключается первая ловушка европеизации, в которой оказались бывшие постсоветские государства.

Вильнюсский саммит 2013 г.: неоднозначность выбора

Третий саммит "Восточного партнёрства" в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 г. стал исторической антивехой в развитии "Восточного партнёрства". Внутри этого формата произошёл раскол. Оказавшись в зоне наложения и конкуренции двух разных экономических интеграционных моделей - европейской и евразийской - государства "Восточного партнёрства" были поставлены перед необходимостью выбирать в пользу одного из региональных центров интеграции - ЕС или ТС /ЕАЭС, причём в условиях отсутствия механизмов взаимодействия и регулирования между обоими центрами и их ЗСТ.

К саммиту в Вильнюсе четыре государства из "шестёрки" партнёров (Армения, Грузия, Молдова и Украина) уже были на завершающей стадии вступления в ассоциацию с ЕС. Однако в сентябре 2013 г. президент Армении С. Саргсян заявил о решении Армении вступить в Таможенный союз [11], что в тех условиях сделало невозможным дальнейшие переговоры по СА/ УВЗСТ с ЕС. Позднее, в ноябре 2013 г., кабинет министров Украины принял решение о приостановке работы над Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, предложив создать трёхстороннюю комиссию ЕС-Украина-Россия с целью консультаций по торгово-экономическим вопросам для учёта и оживления тесных связей с Россией, разрыв которых грозил серьёзным ухудшением экономической ситуации на Украине10.

Как и в случае провала ЕПС в Средиземноморье и реакции на события "арабской весны" 2011 г., Европейский союз отреагировал в марте 2014 г. новым стратегическим документом ЕПС, в котором и на этот раз не содержалось принципиально новой стратегии: Европейская политика соседства оставалась основным форматом и инструментом взаимодействия ЕС с соседними

государствами на основе ценностно-нормативного подхода [31].

Примечательно, что накануне, в феврале 2014 г., была выдвинута очередная, но неофициальная, польско-шведская инициатива, которую поддержало ещё 13 государств-членов ЕС, в основном из Центральной и Восточной Европы, а также Германия и Великобритания [16]. Суть этой инициативы сводилась к тщательному пересмотру подхода ЕС к отношениям с соседями по "Восточному партнёрству" с целью активизировать публичную дипломатию для разъяснения долгосрочных перспектив и выгод от ассоциации с ЕС, в первую очередь, для Грузии и Молдавии и во избежание повторения в них украинского сценария. Однако "калибровка" индивидуального подхода к правительству каждого партнёра на основе оказания большей финансовой поддержки за счёт более качественных реформ не выходила, по сути, за рамки принципа "more for more"11, взятого ЕС на вооружение при демократизации соседних государств и субрегионов.

Результаты программы "Восточное партнёрство" в 2013 г., согласно региональному отчёту, в первую очередь в области демократизации, оцениваются довольно сдержанно [26]. Тем не менее, к концу первой половины 2014 г. ЕС удалось выполнить задачи Вильнюсского саммита. Интенсификация контактов с Грузией и Молдовой привела к подписанию этими государствами 27 июня 2014 г. на саммите ЕС в Брюсселе СА/ УВЗСТ, которые были ратифицированы парламентами Грузии и Молдовы в июле 2014 г. Украина тоже подписала экономическую часть СА/ УВЗСТ, а в сентябре синхронно ратифицировала его вместе с Европейским парламентом. Теперь три государства из шести ожидают ратификации со стороны ЕС-28.

В целом итоги Вильнюсского саммита ставят под вопрос дальнейшее поступательное развитие восточного измерения Европейской политики соседства, поскольку стратегической ревизии ЕПС и программы "Восточное партнёрство" и спустя год не произошло. ЕС использует уравнительный шаблонный подход при европеизации соседних государств ЕПС по принципу "more for more". Помимо этого, финансовая помощь ЕС в обмен на расширение его демократической модели рассчитывается исходя из приоритетов и возможностей самого ЕС, а не реальных потребностей соседних государств при проведении структурных реформ государственного управления и секторов экономики.

Таким образом, геополитическая ловушка европеизации, в которую попал и Европейский

9 Всего в рамках Инструмента европейского соседства и партнёрства на региональные и межрегиональные многосторонние программы восточных и южных соседей ЕС выделил в общей сложности более 12 млрд евро.

10 Более подробно об итогах саммита в Вильнюсе см. [13].

11 В отношениях с государствами-соседями ЕС опирается на принцип "more for more", согласно которому Союз оказывает более существенную политическую и финансовую поддержку тем государствам, которые демонстрирует больший реформаторский настрой.

союз, и государства "Восточного партнёрства", заключается в недооценке двухвекторного прагматического подхода государств "общего соседства" к взаимодействию с двумя полюсами интеграционного притяжения - ЕС и РФ (в рамках ТС/ЕАЭС). Становится очевидным, что в настоящее время ни один из центров интеграции не предлагает подходящего решения насущных проблем шестерки постсоветских государств, к которым в первую очередь относится выработка собственной идентичности. Ужесточение конкуренции между европейской и евразийской моделями экономической интеграции приводит не только к дестабилизации экономической ситуации в европейском регионе. Появление нового очага напряжённости и эскалация украинского кризиса вследствие навязанного Украине извне геополитического и цивилизационного выбора может привести не только к обострению замороженных конфликтов на территории СНГ12, но и к разбалансировке всей региональной системы безопасности в Европе.

ЕС и Украина: отложенный старт

Украина как самое большое (территориально и демографически) государство, входящее в Европейскую политику соседства, является центральным участником "Восточного партнёрства". Подтверждением служит объём выделяемой финансовой помощи и самое обширное и проработанное Соглашение об ассоциации и углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Украина стала первым постсоветским государством, подписавшим Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС в 1994 г. и сразу поддержала ЕПС, приняв индивидуальный План действий уже в 2005 г. Переговоры по Соглашению об ассоциации, начавшиеся в 2007 г., завершились парафированием СА/УВЗСТ в марте 2012 г. И, несмотря на сбои в процессе сближения с ЕС, Украина при любой администрации подчёркивала свой "европейский выбор". Одобренная ещё в июне 1998 г. Стратегия интеграции Украины в ЕС стала отправной точкой для формирования всей последующей политики её евроинтеграции [12]. Этот курс был подтверждён в июле 2010 г. Законом Украины "Об основах внутренней и внешней политики" [5]. Европейский союз при этом фактически манипулировал евроинтегра-ционными устремлениями Украины, не гарантируя ее присоединение к ЕС, подталкивая к проевропейскому цивилизационному выбору, по которому внутри Украины консенсуса так и не сложилось [2].

Кроме того, как и в случае внутриполитических кризисов в Ливии и Сирии в 2011 г., ЕС не сразу удалось выработать консолидированную политическую позицию, направленную на деэскалацию внутриукраинского конфликта. Германия и Франция не смогли обеспечить выполнение международного соглашения по урегулирова-

нию кризиса, подписанного в Киеве 21 февраля 2014 г. [17]. Это соглашение предусматривало, в частности, возврат к Конституции 2004 г., формирование легитимного правительства национального единства и прекращение всех видов насилия. Однако, после того как на следующий день, 22 февраля 2014 г., в Киеве произошла смена власти, имеющая все признаки государственного переворота, официальные представители ЕС переложили всю ответственность за срыв соглашения на бывшего президента В. Януко-вича и подтвердили свой курс на дальнейшую поддержку майданной оппозиции. Анализ развития отношений между ЕС и Украиной в 20132014 гг. невозможен без учёта регионального контекста и сложившейся взаимозависимости в треугольнике ЕС-Украина-РФ (ТС/ЕАЭС), о чём предупреждала Россия [3]. Эта взаимозависимость в жизненно важных сферах - экономике и безопасности - особенно остро проявилась в условиях обострения международного кризиса в Европе в 2014 г.

Слагаемые кризиса - курс ЕС на поддержку оппозиции, политика России в Крыму и на границе с Украиной, взаимные санкции ЕС и РФ - вызвали самое существенное обострение отношений по линии Россия-Запад с начала XXI в. Связано это не в последнюю очередь с накопленным конфликтным потенциалом конкуренции между ЕС и Россией на пространстве "общего соседства", а также с отсутствием эффективных механизмов взаимодействия между европейским и евразийским интеграционными центрами. При этом позиция ЕС на всём протяжении украинского кризиса продолжала оставаться в основном реактивной и противоречивой. Единственный практический шаг: ЕС смог обеспечить подписание политической части Соглашения об ассоциации 21 марта 2014 г. с правительством А. Яценюка, а 27 июня 2014 г. на саммите ЕС в Брюсселе президент П. Поро-шенко подписал СА/УВЗСТ в полном объёме, ратификация которого синхронно прошла 16 сентября 2014 г. в Верховной Раде и Европейском парламенте.

Однако достижение формальной цели ассоциации между Украиной с ЕС и урегулирование украинского кризиса в плоскости экономики и безопасности потребовало коллективных усилий. В марте 2014 г. Европейская комиссия согласовала долгосрочный пакет помощи Украине со стороны ЕС и других международных финансовых институтов, в частности, МВФ, ЕИБ, ЕБРР и ВБ, в размере 11 млрд евро [20]. Пакет должен быть направлен на поддержку политических и экономических реформ. При этом экономическая поддержка предоставляется в форме макро-финансовой помощи (кредиты на сумму 1,6 млрд евро) и грантов на сумму 1,4 млрд евро на протяжении семи лет. Это, как отмечают эксперты Института экономики и прогнозирования НАН

12 Приднестровье, Нагорный Карабах, Южной Осетия и Абхазия.

Украины, сопоставимо с поддержкой отдельных стран Центральной и Восточной Европы при вступлении в ЕС [24]. В мае 2014 г. Европейская комиссия выделила первый кредитный транш макрофинансовой помощи в размере 100 млн евро [33]. В июле 2014 г. состоялась координирующая встреча международных доноров Украины во главе с ЕС по согласованию дополнительной финансовой и технической помощи Украине в том числе по постконфликтному восстановлению государства [25].

В сфере безопасности основную роль медиатора в урегулировании украинского конфликта вязала на себя ОБСЕ и трёхсторонняя контактная группа (Украина-ОБСЕ-Россия). Основными достижениями стали Протокол о перемирии по имплементации мирного плана П. Порошенко и инициатив В.В. Путина от 5 сентября 2014 г. [32] а также Меморандум об исполнении положений Протокола от 19 сентября 2014 г. [30]. Европейский союз сосредоточился на управлении процессом внутренней трансформации Украины: в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС согласовал экспертную миссию на Украину по реформам в сфере гражданской безопасности со штаб-квартирой в Киеве сроком на 2 года, выделив 2.68 млн евро до конца ноября 2014 г. [22].

Экономическая взаимозависимость в треугольнике ЕС-Украина-Россия подталкивает к необходимости выработки соответствующей институциональной базы сотрудничества. Поэтому встреча на высшем уровне ТС и представителей ЕС 26 августа 2014 г. в Минске, а также Трёхсторонней министерской комиссии (ЕС-Украина-РФ) в июле и сентябре 2014 г. позволили наметить первые схемы такого трёхстороннего взаимодействия: 12 сентября 2014 г. на встрече в Брюсселе удалось отложить импле-ментацию Соглашения об УВЗСТ до 31 декабря 2015 г. [29].

Помощник Президента РФ С. Глазьев отмечает, что ускоренная имплементация СА/УВЗСТ не учитывает последствия нескольких очевидных рисков для экономики Украины: неконкурентоспособности украинских товаров по сравнению с европейскими, запрет на производство украинской продукции, несоответствующей техническим стандартам ЕС и т.д.[6]. Кроме того, исключение Украины из евразийского интеграционного процесса приведет к резкому падению

экспорта украинских товаров в Россию и другие страны ЗСТ СНГ, что усугубит и без того тяжелую ситуацию в украинской экономике13.

Практика европеизации в формате "Восточного партнёрства" стала тестом на устойчивость евроинтеграционного движения со стороны постсоветских государств, которые оказались в ситуации внешне навязанного ци-вилизационного выбора. Основная преграда для качественного изменения в политике ЕС и обоюдная ловушка европеизации заключается даже не вопросе членства в союзе, а в определении конечной цели Европейской политики соседства и границ процесса европеизации. Концепты "Большой Европы" (ЕС) и единого европейского экономического пространства от Лиссабона до Владивостока (РФ) могут стать общими рамками для государств "общего соседства" и способствовать поиску маршрутов прагматического взаимодействия. Однако, принимая во внимание, что преобладающей тенденцией хельсинской "Большой Европы" как региона безопасности в постбиполярный период становится его фрагментация [15], рассчитывать на скорую выработку совместных инициатив пока не приходится.

Украинский узел продемонстрировал структурные сдвиги в подсистеме международных отношений в Европе и обозначил следующие вызовы:

1) конкуренцию европейской и евразийской моделей интеграции;

2) угрозу размораживания постсоветских территориальных конфликтов в условиях отсутствия в Европе эффективных механизмов урегулирования кризисов;

3) противоречия между наднациональной политикой государств (ЕС) и национальной политикой государств модерна (СНГ).

Обоюдная ловушка европеизации для самого ЕС и постсоветских государств, в которую втягивают и Россию, заключается в том, что ЕС продвигает свою политическую и социально-экономическую модель на пространстве "общего соседства" в духе неоевропоцентризма. Без внимания остается российская альтернатива -проект единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока. Это влечёт за собой нарастание нового конфликтного потенциала в Европе от Ванкувера до Владивостока.

Список литературы

1. Болгова И.В. Восточная политика Европейского союза: противоречия развития // Восточная Европа. Перспективы. 2011, №1. С. 17-29.

2. Боришполец К.П., Чернявский С.И. О перспективах интеграционного выбора Украины / К.П. Боришпо-лец, С.И. Чернявский / Вестник МГИМО-Университета. 2013. - № 4(31). С. 52-58.

3. Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече глав государств Таможенного союза с Президентом Украины и представителями Европейского союза 26.08.2014 // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/46494 (дата обращения: 03.11.2014).

13 См. более подробно статистику и прогнозы Всемирного банка по росту ВВП Украины в 2012-2016 гг. [34].

4. Данилов Д.А. Европейское пространство безопасности: украинский разлом // Российский совет по международным делам 22.07.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ inner/index.php?id_4=4102#top (дата обращения: 03.11.2014).

5. Закон Украины Об основах внутренней и внешней политики, Киев, 01.07.2010 // Верховная Рада Украины. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/2411-17 (дата обращения: 03.11.2014).

6. Интервью Советника президента РФ С. Глазьева российскому информационно-аналитическому изданию «Украина.ру» от 17.07.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ukraina.ru/docs/ about/ab.html (дата обращения: 03.11.2014).

7. Латкина В.А. Феномен европеизации в западноевропейских исследованиях // Международные процессы. 2013, Том 11. Номер 1(32). С. 49-63.

8. Латкина В.А. Политика Европейского союза в Средиземноморье в контексте "арабской весны" // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №2 (35) С. 139-150.

9. Лебедева М.М. Глобальное управление: монография / М.М. Лебедева, М.В. Харкевич, П.И. Касаткин. -М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 79.

10. Мальгин А.В. Политика ЕС в отношении европейских стран СНГ // Грабовски В., Наринский М.М., Мальгин А.В. Европейский Союз и европейские страны СНГ. М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2002.

11. Совместное заявление президентов Российской Федерации и Республики Армения // Сайт Президента России. 03.09.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1519 (дата обращения: 03.11.2014).

12. Стратегия интеграции Украины в ЕС // Верховная Рада Украины. Киев, 11.06.1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/615/98 (дата обращения: 03.11.2014).

13. Чернова А.В. "Восточное партнёрство" после саммита в Вильнюсе // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №1 (34) С. 14-22.

14. Шишкина О.В. Конкуренция России и ЕС как ключевых внешнеполитических партнеров Беларуси, Молдовы, Украины // Конкуренция и конфликтность в мировой экономике и политике / Ред. Ф.Г. Войтоловский, Ю.Д. Квашнин, А.В. Кузнецов, Н.В. Тоганова, С.В. Уткин. - М.: ИМЭМО РАН, 2013.

15. Юрьева Т. В. Архитектура европейской безопасности: ретроспектива и перспектива // Мировая политика: взгляд из будущего. Материалы V Конвента РАМИ. Под общей редакцией ректора МГИМО (У) МИД России, академика РАН А.В.Торкунова. М.: МГИМО, 2009. Том 1. Политическая система современного мира: новые реалии - старые правила. Редактор тома: Лебедева М.М. -М.: МГИМО, 2009. С. 72-75 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://risa.ru/images/5volumes/5konv-rami_t1_Lebedeva.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

16. 20 points of the Eastern Partnership post-Vilnius// Non-paper 06.02.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.ft.com/brusselsblog/files/2014/02/20-points-on-Eastern-Partnership.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

17. Agreement on the Settlement of Crisis in Ukraine 21.02.2014 - full text // German Federal Foreign Office. Official site // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.auswaertiges-amt.de/cae/servlet/ contentblob/671350/publicationFile/190049/140221-UKR_Erklaerung.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

18. Blockmans S. Kostanyan H. A post-mortem of the Vilnius Summit: Not yet a "Thessaloniki moment" for the Eastern Parnership 03.12.2013 // Centre of European Political Studies // CEPS Commentaries [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ceps.be/book/post-mortem-vilnius-summit-not-yet-%E2%80%98thessaloniki-moment%E2%80%99-eastern-partnership (дата обращения: 03.11.2014).

19. Emerson M. After Vilnius Fiasco: Who is to blame? What is to be done? 21.01.2014 // Centre of European Political Studies // CEPS Essays [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ceps.be/book/after-vilnius-fiasco-who-blame-what-be-done

20. European Commission Support to Ukraine // European Comission. Brussels, 05.03.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-14-159_en.htm (дата обращения: 03.11.2014).

21. EU Budget 2013 in figures// European Commission site [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ec.europa.eu/budget/figures/2013/2013_en.cfm (дата обращения: 03.11.2014).

22. EU establishes mission to advise on civilian security sector reform in Ukraine // Council of the European Union Press Release. Brussels, 22.07.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consilium. europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/EN/foraff/144079.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

23. EU-Ukraine Association Agreement - complete text// EU External Action site [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eeas.europa.eu/ukraine/assoagreement/assoagreement-2013_en.htm (дата обращения: 03.11.2014).

24. Heyets V.M. (ed.) Assessment of the Impact of the Association Agreement/ DCFTA between Ukraine and the EU on Ukraine's economy. Scientific report. Kiev 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ief.org.ua/wp-content/uploads/2014/08/Assessment-of-Ukraine_engl.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

25. High Level Meeting on Ukraine: Coordinating and Implementing the International Support // European Commission Memo. Brussels, 08.07.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/ press-release_MEMO-14-469_en.htm (дата обращения: 03.11.2014).

26. Implementation of the European Neighbourhood Policy in 2013. Regional report : Eastern Partnership // European Commission. Brussels, 27.3.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eeas.europa. eu/enp/pdf/2014/regional/eastern_partnership_report.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

27. Implementation of the European Neighbourhood Policy. Statisctical Annex // European Commission. Brussels, 27.3.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/2014/stats/ statistical_annex_2014.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

28. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit. Prague, 7 May 2009 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/107589.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

29. Joint Ministerial Statement on the Implementation of the EU-Ukraine AA/DCFTA // European Commission Statement. Brussels, 12.09.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_STATEMENT-14-276_en.htm (дата обращения: 03.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Memorandum outlining the parameters for the implementation of commitments of the Minsk Protocol of 5 September 2014 // OSCE 19.09.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osce.org/ home/123806 (дата обращения: 03.11.2014).

31. Neighbourhood at the Crossroads: taking stock of a year of challenges // European Comissin Brussels, 27.3.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/2014/joint_ communication_en.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

32. Protocol on the results of consultations of the Trilateral Contact Group // OSCE Minsk, 05.09. 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osce.org/home/123257 (дата обращения: 03.11.2014).

33. Ukraine: First tranche of EU Macro-Financial Assistance disbursed // European Commission Press Release. Brussels, 20.05.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-570_en.htm (дата обращения: 03.11.2014).

34. Ukraine Indicators and Forecasts// World Bank Data [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data. worldbank.org/country/ukraine (дата обращения: 03.11.2014).

35. Wider Europe - Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours // European Commission. Brussels, 11.3.2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eeas.europa. eu/enp/pdf/pdf/com03_104_en.pdf (дата обращения: 03.11.2014).

Об авторе

Латкина Виктория Александровна - аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected].

EASTERN DIMENSION OF THE EUROPEAN NEIGHBOURHOOD POLICY: EUROPEANIZATION MUTUAL TRAP

V.A. Latkina

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: The article analyses the Europeanization policy of the European Union towards the Eastern Partnership participant countries. Suffering from the lack of clear strategy and ultimate goal in the European Neighbourhood Policy the European Union enhances external democratization and its governance in post soviet states without immediate Union's membership perspective. Underestimation of common neighbourhood geopolitical duality in the context of growing rivalry between European (EU) and Eurasian (Custom Union/Eurasian Economic Union) integration gravitation centers presents the Eastern partners of the EU with a fierce dilemma of externally forced immediate geopolitical and civilizational choice while not all of them are well prepared to such a choice. The mutual Europeanization trap here to be studied both for the EU and its Eastern partners (involving Russia) is a deficiency of regulating cooperation mechanism in the situation of European and Eurasian free

B.A. ^aTKUHa

trades zones overlapping. Vilnius Summit 2013 results test the "European aspirations" of the New Independent States and upset the ongoing process of the European Neighbourhood Policy in the context of growing economic interdependence in Wider Europe. Besides, the Ukrainian crisis escalation during 2014 as a new seat of tension provokes unbalance of the whole European security system and creates new dividing lines in Europe from Vancouver to Vladivostok.

Key words: external Europeanization, democratization, Eastern Partnership, European Neighbourhood Policy, European and Eurasian integration, regional security in Europe.

References

1. Bolgova I.V. Vostochnaja politika Evropejskogo Sojuza: protivorechija razvitija [Development Challenges of the EU Eastern Policy]. Vostochnaja Evropa. Perpektivy - East Europe. Prospects, 2011, No.1, pp. 17-29.

2. Borishpolets K.P., Chernyavskiy S.I. O perspektivah integracionnogo vybora Ukrainy [About Ukrainian Integration Choice]. Vestnik MGIMO-Universiteta - The Journal of MGIMO-University, 2013, No. 4(31), pp. 52-58.

3. Vystuplenie Presidenta RF V.V. Putina na vstreche glav Tamozhennogo Soyuza s Presidentom Ukrainy i predstavitelyami Evropeiskogo Soyuza (Russian President Putin Statement at the Meeting of the Custom Union Heads, Ukrainian President and the EU Commissioners) 26.08.2014. Available at: http://www.kremlin. ru/transcripts/46494 (accessed 3 November 2014).

4. Danilov D.A. Evropejskoe prostranstvo bezopasnosti: ukrainskij razlom [European Area of Security: Ukrainian Crisis]. Russian International Affairs Council 22.07.2014. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/index. php?id_4=4102#top (accessed 3 November 2014).

5. Zakon Ukrainy ob osnovakh vnutrennei i vneshnei politiki, Kiev 01.07.2010 (Law of Ukraine in the Foundations of Domestic and Foreign Policy). Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2411-17 (accessed 3 November 2014).

6. Intervju sovetnika presidenta RF S. Glazjeva rossiiskomu analiticheskomu izdaniyu Ukraina.ru (Interview of Ukraina.ru with Sergei Glaziev Advisor to Prsident Putin) 17.07.2014. Available at: http://ukraina.ru/docs/ about/ab.html (accessed 3 November 2014).

7. Latkina V.A. Fenomen evropeizacii v zapadnoevropejskih issledovanijah [Europeanization as a socio-political phenomenon]. Mezhdunarodnye processy - International Trends, 2013, Vol. 11. No. 1(32), pp. 50-62.

8. Latkina V.A. Politika Evropejskogo sojuza v Sredizemnomor'e v kontekste "Arabskoj vesny" [The European Union's Mediterranean in the context of the "Arab Spring"]. Vestnik MGIMO-Universiteta - The Journal of MGIMO-University, 2014, No.2 (35) , pp. 139-150.

9. Lebedeva M.M. Globalnoe upravlenie [Global Governance]. Lebedeva M.M., Kharkevich M.V., Kasatkin P.I. Moscow, MGIMO (U), 2013. S.79.

10. Malgin A.V. Politika ES v otnoshenii evropejskih stran SNG [EU Policy towards CIS countries]. Moscow, MGIMO (U) , 2002.

11. Sovmestnoe zayavlenie presidentov Rossijskoi Federacii i Respublika Armenia (Joint Statement of the Presidents of Russia and Armenia) 03.09.2013. Available at: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1519 (accessed 3 November 2014).

12. Strategija integracii Ukrainy v ES (Strategy of Ukrainian Integration to the EU) Kiev, 11.06.1998. Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/615/98 (accessed 3 November 2014).

13. Chernova A.V. "Vostochnoe partnjorstvo" posle sammita v Vil'njuse ["Eastern Partnership" after the Vilnius Summit]. Vestnik MGIMO-Universiteta - The Journal of MGIMO-University, 2014, No.1 (34) , pp. 14-22.

14. Shishkina O.V. Konkurencija Rossii i ES kak kljuchevyh vneshnepoliticheskih partnerov Belarusi, Moldovy, Ukrainy [EU-Russia Rivalry over Belarus, Moldova, Ukraine]. Voitolovsky F.G., Kvashnin U.D., Kuznetsov A.V., Toganova N.V., Utkin S.V. (eds.) Konkurencia i konfliktnost v mirovoj ekonomike i politike [Competition and Conflicts in World Economy and Politics]. Moscow, IMEMO RAN, 2013.

15. Yurieva T.V. Arhitektura evropejskoj bezopasnosti: retrospektiva i perspektiva [Perspective and Retrospective of the European Security Architecture]. Torkunov A.V. (ed.) Mirovaja politika: vzgljad iz budushhego [World Politics: The View for the Future]. Moscow, MGIMO (U), 2009. Vol. 1, pp. 72-75. Available at: http://risa.ru/ images/5volumes/5konv-rami_t1_Lebedeva.pdf (accessed 3 November 2014).

16. 20 points of the Eastern Partnership post-Vilnius// Non-paper 06.02.2014 Available at: http://blogs.ft.com/ brusselsblog/files/2014/02/20-points-on-Eastern-Partnership.pdf (accessed 3 November 2014).

17. Agreement on the Settlement of Crisis in Ukraine 21.02.2014 - full text // German Federal Foreign Office. Available at: http://www.auswaertiges-amt.de/cae/servlet/contentblob/671350/publicationFile/190049/140221-UKR_Erklaerung.pdf (accessed 3 November 2014).

18. Blockmans S. Kostanyan H. A post-mortem of the Vilnius Summit: Not yet a "Thessaloniki moment" for the Eastern Parnership 03.12.2013 // Centre of European Political Studies // CEPS Commentaries. Available at: http://ceps.be/book/post-mortem-vilnius-summit-not-yet-%E2%80%98thessaloniki-moment%E2%80%99-eastern-partnership (accessed 3 November 2014).

19. Emerson M. After Vilnius Fiasco: Who is to blame? What is to be done? 21.01.2014 // Centre of European Political Studies // CEPS Essays. Available at: http://ceps.be/book/after-vilnius-fiasco-who-blame-what-be-done (accessed 3 November 2014).

20. European Commission Support to Ukraine // European Comission. Brussels, 05.03.2014. Available at: http:// europa.eu/rapid/press-release_MEMO-14-159_en.htm (accessed 3 November 2014).

21. EU Budget 2013 in figures// European Commission site. Available at: http://ec.europa.eu/budget/ figures/2013/2013_en.cfm (accessed 3 November 2014).

22. EU establishes mission to advise on civilian security sector reform in Ukraine // Council of the European Union Press Release. Brussels, 22.07.2014. Available at : http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/ docs/pressdata/EN/foraff/144079.pdf (accessed 3 November 2014).

23. EU-Ukraine Association Agreement - complete text// EU External Action. Available at: http://eeas.europa. eu/ukraine/assoagreement/assoagreement-2013_en.htm (accessed 3 November 2014).

24. Heyets V.M. (ed.) Assessment of the Impact of the Association Agreement/ DCFTA between Ukraine and the EU on Ukraine's economy. Scientific report. Kiev 2014. Available at: http://ief.org.ua/wp-content/ uploads/2014/08/Assessment-of-Ukraine_engl.pdf (accessed 3 November 2014).

25. High Level Meeting on Ukraine: Coordinating and Implementing the International Support // European Commission Memo. Brussels, 08.07.2014. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-14-469_en.htm (accessed 3 November 2014).

26. Implementation of the European Neighbourhood Policy in 2013. Regional report : Eastern Partnership // European Commission. Brussels, 27.3.2014. Available at : http://eeas.europa.eu/enp/pdf/2014/regional/ eastern_partnership_report.pdf (accessed 3 November 2014).

27. Implementation of the European Neighbourhood Policy. Statisctical Annex European Commission. Brussels, 27.3.2014. Available at: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/2014/stats/statistical_annex_2014.pdf (accessed 3 November 2014).

28. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit. Prague, 7 May 2009. Available at : http://www. consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/107589.pdf (accessed 3 November 2014).

29. Joint Ministerial Statement on the Implementation of the EU-Ukraine AA/DCFTA // European Commission Statement. Brussels, 12.09.2014. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_STATEMENT-14-276_ en.htm (accessed 3 November 2014).

30. Memorandum outlining the parameters for the implementation of commitments of the Minsk Protocol of 5 September 2014 // OSCE 19.09.2014. Available at: http://www.osce.org/home/123806 (accessed 3 November 2014).

31. Neighbourhood at the Crossroads: taking stock of a year of challenges // European Comissin Brussels, 27.3.2014. Available at: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/2014/joint_communication_en.pdf (accessed 3 November 2014).

32. Protocol on the results of consultations of the Trilateral Contact Group // OSCE Minsk, 05.09. 2014. Available at: http://www.osce.org/home/123257 (accessed 3 November 2014).

33. Ukraine: First tranche of EU Macro-Financial Assistance disbursed // European Commission Press Release. Brussels, 20.05.2014. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-570_en.htm (accessed 3 November 2014).

34. Ukraine Indicators and Forecasts// World Bank Data. Available at: http://data.worldbank.org/country/ ukraine (accessed 3 November 2014).

35. Wider Europe - Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours // European Commission. Brussels, 11.3.2003. Available at: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/pdf/com03_104_ en.pdf (accessed 3 November 2014).

About the author

Victoria A. Latkina - Post-graduate student, Department of World Political Processes, Moscow State Institute of

International Relations (MGIMO-University). E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.