Научная статья на тему 'Внешние факторы развития современного российского страхового рынка'

Внешние факторы развития современного российского страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / РОССИЙСКИЙ СТРАХОВОЙ РЫНОК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ВТО / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Г.В., Калайда С.А.

Статья посвящена вопросам влияния на современный российский страховой рынок существенных внешних факторов перехода российских страховщиков на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), вступления РФ в ВТО, создания с 2012 г. единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Выделены конкретные проблемы, которые необходимо решить для учета влияния этих факторов, в том числе в целях сохранения стратегической роли российского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние факторы развития современного российского страхового рынка»

Страхование

Удк 368

внешние факторы развития современного российского страхового рынка

Г. В. ЧЕРНОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры управления рисками и страхования E-mail: chernovagalina@yandex.ru

С. А. КАЛАЙДА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления рисками и страхования Е-mail: ora_s@list.ru Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена вопросам влияния на современный российский страховой рынок существенных внешних факторов - перехода российских страховщиков на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), вступления РФ в ВТО, создания с 2012 г. единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Выделены конкретные проблемы, которые необходимо решить для учета влияния этих факторов, в том числе в целях сохранения стратегической роли российского страхования.

Ключевые слова: внешние факторы, российский страховой рынок, международные стандарты финансовой отчетности, ВТО, единое экономическое пространство.

Страхование как институт финансовой защиты играет существенную роль в социальной защите отдельного человека, группы людей, всего общества в целом. Именно поэтому очень важно оценить возможности его эффективного развития

под воздействием существенных на данном этапе и внешних для экономики России факторов:

- переход российской экономики на международные стандарты финансовой отчетности;

- вступление РФ в ВТО.

Еще одним внешним фактором, который должен учитываться при интегрировании российского страхового рынка в мировой, является его вхождение в страховой рынок стран - участниц единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.

Влияние данных факторов связано с тем, что происходящие во всем мире процессы глобализации не только способствуют, но и обусловливают проникновение российского страхового рынка на мировой страховой рынок.

Переход российской экономики на Международные стандарты финансовой отчетности. Экономика нашей страны последовательно переходит на составление финансовой отчетности

по международным стандартам. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 208 «О консолидированной финансовой отчетности» определен следующий перечень организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам:

- кредитные организации;

- страховые организации;

- организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг [1].

При этом российские страховые организации представляют наряду с отчетностью по российским правилам бухгалтерского учета отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), начиная с отчетности за 2012 г. [2]. Несмотря на то, что некоторые российские страховщики уже на протяжении ряда лет готовят свою финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, для большинства компаний -это первый опыт.

Международные стандарты финансовой отчетности - это стандарты, используемые большинством мировых компаний для составления унифицированной отчетности, необходимой внешним пользователям в отношении компании для принятия соответствующих экономических решений. Отчетность по МСФО содержит в себе информацию о финансовом положении компании, денежных потоках, результатах деятельности компании и др. Цель ее применения заключается в установлении единых правил составления финансовой отчетности, обеспечивающих прозрачность и понятность ее внешним пользователям, в том числе заинтересованным инвесторам. Отчетность, составленная по МСФО, - это инструмент, позволяющий сравнивать компании в общемировом масштабе.

Проблемы перехода страховых организаций на МСФО можно разделить на две группы:

- проблемы, связанные непосредственно с переходом на МСФО;

- проблемы, затрагивающие специфику страховых операций при переходе на Международные стандарты отчетности.

Вопросы, касающиеся переходного периода. Их можно классифицировать по следующим направлениям.

1. Составление финансовой отчетности по МСФО впервые. Первичный переход на МСФО, т. е.

предоставление финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов впервые, влечет за собой ряд сложностей, напрямую не связанных с проведением страховых операций. Так, составляя отчетность по МСФО за 2012 г., страховые организации должны были отразить в ней данные бухгалтерского баланса компании по состоянию на 2012, 2011 и 2010 гг., а также отчета о прибылях и убытках за 2012 и 2011 гг. Кроме того, в примечаниях требуется раскрыть информацию о том, как переход с учета по российским стандартам бухгалтерского учета (далее РСБУ) на МСФО повлиял на финансовое положение страховщика. Все это влечет за собой дополнительные и немалые трудозатраты.

2. Выбор метода составления отчетности по МСФО. В связи с обязанностью составлять финансовую отчетность и по РСБУ, и по МСФО страховые компании должны определиться, каким образом, какими методами они будут это осуществлять. Возможны следующие варианты:

а) ведение параллельного учета по РСБУ и МСФО. Особенности такого метода:

- возможность оперативного обращения к аналитике любого уровня;

- сокращение сроков подготовки отчетности за счет учета операций по двум стандартам одновременно в течение отчетного периода;

- длительный процесс постановки и организации такого учета;

- высокое качество и точность;

- более точный оперативный контроль процесса;

- значительное увеличение затрат;

б) периодическая трансформация данных из отчетности по РСБУ в целях ее использования для составления отчетности по МСФО. При этом периодичность трансформации безусловно должна быть связана со сроками отчетных периодов. Особенности:

- возможность сверки данных отчетности по МСФО с отчетностью по РСБУ, что дает возможность выявления причин возможного расхождения результатов;

- недостаточно высокое качество и точность;

- контроль за процессом;

- незначительное увеличение затрат;

в) аутсорсинг. Особенности:

- делегирование проблемы;

- достаточно высокое качество и точность;

- отсутствие оперативного контроля за процессом;

- профессиональная ответственность организации-исполнителя;

- значительное увеличение затрат.

3. Выбор основного вида учета. При принятии решения о ведении параллельного учета в целях МСФО страховая компания должна определиться с тем, какие стандарты учета (по МСФО или РСБУ) она будет использовать как основные.

4. Реорганизация управленческого учета в целях составления финансовой отчетности по МСФО. Система управленческого учета разрабатывается индивидуально для каждой страховой компании и точнее отражает экономическое содержание ее хозяйственных операций. Зная реальное содержание деятельности страховой организации, легче формализовать эти операции согласно стандартам бухгалтерского учета. Поэтому постановка системы управленческого учета в страховой компании облегчит ее переход на МСФО.

Вопросы, касающиеся специфики страховой деятельности. Особенности в учете и составлении финансовой отчетности для страховых организаций связаны прежде всего со страховыми операциями, а именно:

- начисление и получение страховых премий по договорам страхования;

- выплаты страхового возмещения;

- операции по передаче и приему рисков в перестрахование;

- учет страховых резервов.

Страховщики применяют стандарты как общие

для всех организаций независимо от вида деятельности, так и специфические, предназначенные только для страховщиков - для учета страховых операций. Представление в финансовой отчетности договоров страхования регламентируется Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS -International Financial Reporting Standards) № 4 «Договоры страхования» [5].

Отметим, что страховая терминология, используемая в международном стандарте для составления финансовой отчетности, значительно отличается от национальной, закрепленной в законодательстве РФ и используемой российскими страховщиками. Например, согласно МСФО договором страхования является договор, по которому страховщик принимает на себя значительный страховой риск от держателя полиса (страхователя), соглашаясь

предоставить компенсацию последнему, если наступление страхового случая неблагоприятно повлияет на держателя полиса [3]. Из этого определения видно, что в отличие от российской практики в МСФО отсутствует обязательство страхователя уплатить страховую премию, но сделан акцент на значительности страхового риска. Безусловно, различия в терминологии страховых операций создадут дополнительные трудности при составлении финансовой отчетности.

Особенности учета договоров страхования затрагивают в первую очередь учет страховых премий. Обозначим международные требования по учету договоров страхования.

1. Выделение страховой составляющей. Учет договоров страхования в финансовой отчетности в соответствии с МСФО основан на выделении в структуре страховой премии той ее части, которая связана исключительно со страховым риском. Риск расторжения договора, непредвиденное увеличение издержек на сопровождение договора, сервисные услуги не являются страховой составляющей и поэтому должны быть исключены из состава страховой премии.

2. Выделение встроенных производных инструментов. Согласно международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» страховая организация обязана выделить некоторые встроенные производные инструменты из основных договоров. Например, из общей страховой премии, рассчитанной по договору страхования с условием оплаты премии в рассрочку, должна быть отделена и учтена как встроенный производный инструмент та часть премии, которая относится на эту рассрочку (при условии применения в соответствии с тарифным руководством повышающего коэффициента за рассрочку).

3. Выделение депозитной составляющей. Примером может служить договор перестрахования с долевым участием в прибылях, в рамках которого цеденту гарантировано минимальное возмещение уплаченной им премии.

4. Исключение договоров из состава страховых. Договоры, содержащие условия, касающиеся имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, с наступлением иных событий в жизни граждан, не могут быть учтены как договоры

страхования и требуют применения МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Кроме того, некоторые договоры добровольного медицинского страхования, по которым страховая сумма составляет размер, близкий к величине страховой премии, и по которым отсутствует риск возникновения каких-либо дополнительных возмещений, также могут не соответствовать критериям признания договоров страхования, поскольку к страховщику не перешел значительный страховой риск. Таким образом, если условия договора страхования не соответствуют критериям договора страхования по международным стандартам, то операции, связанные с ним, исключаются из признаваемых страховыми операциями: поступления не отражаются как страховые премии, расходы не отражаются как убытки от страхования, страховые обязательства (страховые резервы) не формируются. Для отражения операций по таким договорам будут применяться МСФО (IAS) 18 «Выручка» или МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Изменения в учете страховых премий, безусловно, коснутся и размеров страховых обязательств страховщика - страховых резервов, поскольку они должны рассчитываться от страховых составляющих.

В МСФО не используется понятие «страховые резервы». Оно заменяется на термин «страховые обязательства», означающий чистые договорные обязанности страховщика по договору страхования. Особенности формирования и учета страховых резервов (страховых обязательств) следующие:

- запрет на признание стабилизационного резерва и резерва предупредительных мероприятий в составе страховых обязательств. Согласно международным стандартам указанные резервы не могут быть представлены в составе страховых обязательств, поэтому при составлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимо сделать соответствующие корректировки;

- проведение проверки адекватности страховых обязательств. Страховщик обязан на конец отчетного периода проводить проверку адекватности обязательств. Методики и процедуры, связанные с оценкой размера страхового обязательства, должны быть описаны в учетной политике. Страховое обязательство не может быть отражено в отчетности без соблюдения этих процедур;

- порядок исключения страхового обязательства из отчетности. Страховщик исключает из отчета о финансовом положении страховое обязательство только тогда, когда оно исполнено или аннулировано, или срок его действия истек. Это означает, что средства резерва заявленных, но неурегулированных убытков отражаются в отчете о финансовом положении в составе страховых обязательств только до момента их оплаты или до момента отказа в страховой выплате;

- формирование отложенных аквизиционных затрат. Рассчитывая резерв незаработанных премий (РНП), по правилам МСФО на базе начисленной страховой брутто-премии допускается формирование отложенных аквизиционных затрат, например - в части доли вознаграждения страховым посредникам;

- формирование резерва неистекшего риска (РНР). По результатам проведения проверки адекватности страховых резервов в соответствии с МСФО страховщику может потребоваться сформировать резерв неистекшего риска (РНР), который предназначен для покрытия обязательств страховщика, связанных с выплатами по будущим убыткам, расходами по урегулированию этих убытков и будущими расходами на обслуживание действующих договоров страхования сверх величины РНП;

- исключение из резерва заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ) и резерва произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ) возвращенных страховых премий. РЗУ и РПНУ не должны содержать оценку обязательств страховщика, возникающих в связи с досрочным прекращением договоров страхования. Поэтому операции, связанные с досрочным прекращением договоров, и возврат страховых премий при досрочном расторжении договоров страхования должны учитываться по правилам учета финансовых инструментов.

Для отражения операций перестрахования в отчетности согласно требованиям МСФО предусмотрено обязательное проведение теста на обесценение активов, связанных с перестрахованием. Перестрахователь может использовать информацию об изменении рейтинга финансовой устойчивости перестраховщика для оценки обесценения активов, связанных с перестрахованием. Снижение рейтинга может свидетельствовать об обесценении задолженности перестраховщика.

К числу возможных основных преимуществ перехода на МСФО для российских страховщиков можно отнести:

- получение внешними пользователями достоверной информации о финансовом положении компании через использование единых стандартов. Составляя отчетность по единым для всего мирового рынка стандартам, страховая компания способна довести правдивую информацию о своем финансовом положении до любого внешнего пользователя, в том числе потенциального инвестора или клиента -потребителя страховой услуги как внутри своей страны, так и за ее пределами. Российская страховая компания благодаря применению МСФО может стать более привлекательной для инвесторов;

- отсутствие претензий надзорных органов. Страховые организации составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО, принятыми на территории РФ соответствующими законодательными актами [2, 5], что по сути означает доверие национального регулятора к международным правилам составления финансовой отчетности;

- прозрачность и понятность отчетности для рынка. МСФО применимы для организаций, осуществляющих различные виды деятельности. Поэтому всем им, независимо от рода деятельности, финансовая отчетность страховщиков, представленная в соответствии с международными стандартами, будет ясна и понятна;

- сопоставимость отчетности российских страховых компаний с иностранными. Финансовая отчетность страховщиков в соответствии с МСФО позволит сопоставлять результаты деятельности компании с результатами аналогичных компаний на национальных и мировых страховых рынках, а также провести объективный анализ конкурентных преимуществ;

- внутренний аудит бухгалтерского учета и аналитики. Переход российских страховщиков на международные стандарты потребует проведения дополнительных ревизий отдельных бизнес-процессов, тщательного пересмотра порядка учета страховых и нестраховых операций;

- использование МСФО в целях управленческого учета. Крупнейшие страховые компании активно используют данные, предусмотренные МСФО, в целях принятия управленческих решений. При этом системы бюджетирования и управленческого учета все больше соответствуют принципам международных стандартов. Это означает, что в страховых компаниях введение МСФО может качественно повысить состояние управленческого учета;

- уход страховых компаний с рынка. Введение

МСФО будет не под силу отдельным страховым компаниям с учетом значительных трудозатрат и финансовых вложений, что повлечет впоследствии их уход с рынка. Этот момент можно рассматривать и как негативное влияние МСФО. Однако, на взгляд авторов, уход с рынка страховщиков, которые не смогут справиться с новыми требованиями составления финансовой отчетности, будет иметь положительное влияние на российский страховой рынок в целом. В этом случае останутся сильные страховые компании, работающие по современным правилам рыночной среды и участвующие в рыночной конкуренции на равных правах с другими страховщиками.

Несмотря на отмеченные преимущества, можно определить сложности и проблемы, с которыми столкнутся страховые компании при переходе на международные стандарты:

- демонстрация «слабых мест» страховой компании, снижающая ее конкурентоспособность. Одним из таких мест может быть сложившаяся в страховой компании система учета страховых и нестраховых операций, не позволяющая эффективно перейти на международные стандарты;

- необходимость инвестиций в информационные технологии и персонал. Переход на МСФО потребует создания или приобретения новых информационных технологий, обеспечивающих эффективное ведение учета операций в соответствии с новыми требованиями, а также повышения квалификации существующего персонала или привлечения новых квалифицированных кадровых ресурсов;

- отсутствие практических рекомендаций по применению МСФО. Сложность составления финансовой отчетности страховщиков в соответствии с международными правилами во многом связана с отсутствием практических рекомендаций и инструкций по применению стандартов отчетности, в том числе и для договоров страхования;

- необходимость разработки методологии составления отчетности по МСФО для каждой страховой компании. Для соблюдения требований МСФО в каждой страховой компании необходимо разработать систему документооборота, обеспечивающую составление финансовой отчетности по международным стандартам, пересмотреть взаимодействие подразделений, прямо или косвенно участвующих в формировании отчетности, при необходимости улучшить систему управленческого

учета и внутреннего контроля за осуществлением операций и пр.;

- непредсказуемость финансового результата. Она может повлечь за собой необходимость пересмотра основных показателей деятельности страховщика. При корректировке стоимости активов, оценке страховых резервов и страховых премий в соответствии с МСФО многие показатели работы страховщиков (прибыльность, капитализация, ликвидность) могут ухудшиться. Менеджеры и собственники страховых компаний должны быть готовы к непредсказуемым финансовым результатам деятельности компании, полученным по международным правилам. Причина такой непредсказуемости заключается в первую очередь в ином учете договоров страхования;

- усложнение системы аудита отчетности. Изменение в аудите страховщиков (а финансовая отчетность российских страховщиков подлежит обязательному ежегодному аудиту) приведет к увеличению сроков и стоимости аудиторской проверки.

Вступление РФ в ВТО. Для полной оценки влияния этого фактора на развитие российского страхового рынка необходимо исходить из следующего:

- страхование является стратегическим сектором экономики;

- оценку влияния фактора вступления РФ в ВТО необходимо проводить с учетом институциональной двойственности страхования [9].

Для российской национальной экономики страхование является стратегически важным сектором экономики, так как оно выполняет следующие функции:

- финансовая защита всех членов общества и экономики страны - через покрытие ущерба, обусловленного реализацией риска;

- социальная защита - через реализацию социально значимых видов страхования, как правило, осуществляемых с государственным участием;

- поддержка и защита развития национальной экономики на основе мониторинга размещения страховых резервов и собственных средств страховщиков;

- защита национальной экономики на основе контроля за участием иностранного капитала в стратегически важных видах страхования и в целом на страховом рынке России.

Институциональная двойственность страхования проявляется в том, что, с одной стороны, оно

является институтом финансовой и социальной защиты, а с другой - крупным инвестиционным институтом.

Страхование - институт финансовой и социальной защиты. Вступление РФ в ВТО повышает возможности выполнения функции финансовой защиты за счет расширения многообразия страховых продуктов и повышения их качества, обусловленных приходом на российский страховой рынок иностранных страховых компаний, имеющих опыт работы в страховании не менее 12 лет. По поводу функции социальной защиты необходимо отметить следующее. Реализация финансовой защиты участников страхования уже означает реализацию социальной функции страхования. Однако более ярко эта функция проявляется через социально значимые виды страхования (особенно те, в реализации которых принимает участие государство). Речь идет, например, о таких видах страхования, как обязательное медицинское страхование, обязательное страхование военнослужащих. Однако возникает вопрос о реализации этих видов страхования после вступления РФ в ВТО. Либеральная модель функционирования страхования, предусмотренная условиями ВТО, предопределяет уменьшение участия государства в этих видах страхования, да и, как показывает практика, они не являются коммерчески привлекательными. Будет ли дальше государство участвовать в реализации социально значимых видов страхования? Останется ли действующий сейчас порядок после вступления РФ в ВТО? А если останется, то в каком объеме? Пока ответить на эти вопросы сложно.

Страхование - инвестиционный институт. Ситуация с функционированием страхования как инвестиционного института после вступления РФ в ВТО стала сложнее. Именно на основе инвестиционной деятельности страховщика в большей мере реализуется роль страхования как стратегического сектора экономики.

Через инвестиции страховая компания выходит на другие секторы экономики - рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок недвижимости и т. д. Поэтому их расширение способствует притоку денежных средств в эти сферы - в России и за рубежом.

И только государственный контроль за инвестиционной деятельностью страховщика, реализуемый через утвержденные правила размещения страховых резервов и требования к размещению собственных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средств страховщика, позволяет ограничивать отток денежных средств российских страховых компаний за рубеж и помогает не только поддерживать российскую экономику, но и защищать ее [6, 8].

На российском страховом рынке складывается следующая противоречивая ситуация. С одной стороны, приток иностранного капитала в российскую экономику способствует усилению функции страхования «финансовая защита участников страхования», а с другой - может приводить к такому большому оттоку средств страховщиков за рубеж, который будет угрожать экономической независимости и безопасности России.

Действующий до вступления РФ в ВТО государственный контроль за размещением страховых резервов и собственных средств страховщика контролировал отток соответствующих активов за рубеж: при осуществлении страхования жизни за рубежом могло быть размещено не более 40 % от размера страховых резервов и не более 35 % от расчетного значения, определяемого для собственных средств. При реализации иных видов страхования за рубежом могло быть размещено не более 70 % от размера страховых резервов и не более 35 % от расчетного значения, определяемого для собственных средств [6, 8].

Если же в связи с вступлением РФ в ВТО этот контроль будет снят или существенно ослаблен (а именно либерализация страховой деятельности и подразумевается требованиями ВТО), отток за рубеж российских денежных средств при размещении страховых резервов и собственных средств страховщиков может существенно увеличиться.

Аналогичная ситуация складывается с перестрахованием. До вступления РФ в ВТО доля иностранных перестраховщиков при размещении страховых резервов российских страховых компаний контролировалась следующим образом: по страхованию жизни за рубеж в виде доли зарубежных перестраховщиков могло уходить до 10 % от величины страховых резервов, а по иным видам страхования -до 40 % (за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков) [6]. Останется ли этот контроль в будущем, тоже пока не ясно.

Вступление РФ в ВТО дополнительно ставит перед российским страховым рынком и более общие проблемы, решение которых может существенно повлиять на его сохранение как относительно самостоятельного сектора мирового страхового рынка, имеющего для российской национальной экономики стратегическое значение.

Первая проблема связана с количественным значением доли (квоты) присутствия на российском страховом рынке иностранного капитала. В 1999 г. она была установлена на уровне 15 % [4], а затем несколько раз пересматривалась. В настоящее время она уже определена на уровне 50 % [10]. Однако до сих пор не понятно - сохранится ли она вообще в будущем, а если сохранится, то на каком уровне? Такая постановка вопроса, к сожалению, в настоящее время обсуждается. Но в целях защиты российского национального страхового рынка и сохранения его стратегической роли контроль за квотой иностранного участия просто необходим.

Еще один вопрос, связанный с квотой иностранного капитала на российском страховом рынке, -предложенный ВТО порядок ее расчета. К сожалению, использование чисто технических приемов (уменьшение числителя и увеличение знаменателя дроби) приводит к занижению расчетного значения квоты по сравнению с ее реальным значением.

Вторая проблема касается перестрахования, реализуемого на уровне всего российского страхового рынка. С одной стороны, исходя из необходимости соблюдения в страховании принципа диверсификации риска, оно необходимо. С другой стороны, в целях сохранения российского страхового рынка оно должно осуществляться на основе принципа взаимности, в соответствии с которым потоки активного и пассивного (передаваемого и принимаемого) перестрахования обязаны быть примерно одинаковыми. К сожалению, даже в настоящее время ежегодный отток средств из России по каналам перестрахования составляет около 350-500 млн долл., в то время как о встречном потоке денежных средств по этим каналам речь вообще не идет.

Третью важную проблему целесообразно сформулировать следующим образом: сохранению национального страхового рынка как стратегически важного сектора экономики, обеспечивающего защиту и развитие национальной экономики, в условиях вступления РФ в ВТО, должен способствовать контроль со стороны государства за участием иностранного капитала в стратегически важных видах страхования. Ими могут быть:

- некоторые социально значимые виды страхования (например, обязательные виды страхования; обязательные государственные виды страхования);

- виды страхования, имеющие такие особенности и преимущества их реализации, которые необходимо использовать в рамках именно национальной

экономики (страхование жизни, в рамках которого возможны долгосрочные инвестиции, в том числе в важнейшие национальные проекты и т. п.);

- виды страхования, через которые иностранный капитал может иметь выход на стратегически важные для национальной экономики и государства виды деятельности (например, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд; страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций) [11].

Сохранятся ли эти ограничения в будущем, также пока не ясно.

Особое значение имеет проблема, связанная с новой формой коммерческого присутствия на территории России иностранных страховщиков в виде так называемых независимых отделений (branches). В настоящее время не решены многие вопросы, которые так или иначе определяют степень свободы иностранного присутствия на российском страховом рынке не только самих независимых отделений, но и иностранного капитала:

- не определен статус коммерческого присутствия иностранного страховщика на территории РФ;

- не разработаны процедуры судопроизводства, налогообложения, связанные с их функционированием;

- не определена страна, которая будет осуществлять надзор за их деятельностью;

- нет ясности с правилами размещения их страховых резервов и собственных средств.

Такие трудности никогда не возникали у стран -членов Европейского союза. Это объясняется тем, что экономика Евросоюза является единой, и размещение активов, покрывающих страховые резервы и собственные средства, а также перекачка средств по каналам перестрахования из одной страны ЕС в экономику других его государств практически будет означать проведение соответствующих финансовых операций внутри единой экономики.

Для России же, экономика которой является относительно обособленной, эти проблемы являются очень важными. Их решение в течение девятилетнего переходного периода, определенного Генеральным соглашением по торговле услугами [7], позволит усилить финансовую защиту участников страхования и сохранить российский национальный рынок как важнейший стратегический сектор российской экономики.

Создание единого экономического пространства. Единое экономическое пространство (ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как очередной этап интеграции стран бывшего СССР начало функционировать с 01.01.2012. Создание единого финансового рынка стран - участниц ЕЭП, частью которого является и страховой рынок, планируется в несколько этапов, последний из которых завершится к 2020 г. [12, 13, 14, 15, 16]. Выделение трех основных этапов его создания обусловлено многочисленностью и последовательной взаимосвязью задач, решаемых в целях гармонизации национальных страховых законодательств стран ЕЭП:

- на первом этапе (до 2016 г.) должны решаться вопросы согласования понятийного аппарата, правил и требований к созданию финансовых организаций, профессиональной квалификации и репутации их руководящего состава;

- на втором этапе (2016-2018 гг.) должны быть решены вопросы лицензирования, а также борьбы с мошенничеством в финансовой сфере;

- на третьем этапе (2019 г.) должны быть решены вопросы гармонизации законодательных норм, определяющих надзорную деятельность в финансовой сфере.

Следует отметить, что специальных документов, детализирующих содержание этих этапов по созданию общего финансового рынка, для страхового сектора в настоящее время практически нет. Однако ясно, что специфика страхования, для которого характерна институциональная двойственность, требует особого рассмотрения этого содержания именно для страхового рынка в рамках ЕЭП.

Это объясняется тем, что страхование как общественный институт выполняет такие важнейшие функции, как социальная и финансовая защита, что определяет необходимость его дальнейшего развития и укрепления, в том числе через создание единых правил и требований, регулирующих страховые операции на территории всего ЕЭП.

Через свою инвестиционную деятельность страховые компании выходят на другие секторы экономики, в том числе на секторы финансового рынка (валютный рынок, рынок недвижимости, рынок ценных бумаг и т. д.). Это связано с непосредственным воздействием на экономику стран - участниц ЕЭП и также требует тщательной гармонизации соответствующих законодательных норм.

Кроме того необходимо помнить, что страхование для каждой из стран с относительно обособлен-

ной экономикой является стратегическим сектором. Поэтому при гармонизации национальных страховых законодательств надо четко исходить из того, как рассматривается экономика стран ЕЭП - как единая или как объединенная в той мере, которая все же сохраняет относительную независимость экономик каждой из стран. В зависимости от ответа на этот вопрос следует рассматривать роль страхования как стратегического сектора либо объединенной экономики стран ЕЭП, либо относительно независимой экономики каждой из стран, входящих в объединение.

Примером разного подхода к решению этого вопроса может быть, например, ситуация с размещением денежных средств, покрывающих страховые резервы и собственные средства российской страховой организации, в активы экономики Республики Казахстан. Если экономика стран ЕЭП рассматривается как единая, то эти вложения - инвестиции в единую общую экономику и направлены на ее развитие. В ином случае они рассматриваются как инвестиции в экономику другой страны, и в целях сохранения роли национального российского страхования как стратегического сектора экономики их необходимо контролировать.

Заметим, что решение вопроса о границах единой экономики в рамках ЕЭП должно существенно повлиять на конкретизацию мер, обеспечивающих роль страхования как стратегического сектора экономики. Для их выработки (с учетом четкого представления о единстве экономики стран ЕЭП) следует проанализировать следующие проблемы:

- выполнение страховыми организациями страховых обязательств в полном объеме и в оговоренные сроки. Гармонизация национальных законодательств стран ЕЭП должна быть направлена на выработку общих правил и норм, обеспечивающих выполнение этого требования, обусловленного обязательностью реализации страхованием функции финансовой защиты;

- реализация всех необходимых потребителю видов страхования, но в первую очередь - социально значимых видов страховании. Последнее очень важно, так как зачастую осуществляется совместно с государством. Решение этой проблемы также связано с реализацией социальной функции страхования и требует согласования всеми странами ЕЭП;

- контроль за долей национальных и зарубежных перестраховщиков при размещении страховых резервов, а также долей национальных и зарубеж-

ных активов при размещении страховых резервов и собственных свободных средств. Он обусловлен функциями поддержки экономики и ее защиты, выполняемыми страхованием как стратегическим сектором экономики, и должен быть принят для всех стран ЕЭП*. Тем не менее, понятия «национальный» и «зарубежный» будут связаны с решением вопроса об экономике стран ЕЭП (она рассматривается как единая или как совокупность относительно обособленных экономик стран, входящих в объединение);

- обеспечение паритета национальных и зарубежных перестраховщиков. Если рассматривать экономику стран ЕЭП как единую, паритет должен быть обеспечен между суммарным участием всех перестраховщиков ЕЭП и зарубежными перестраховщиками. В ином случае это требование относится к каждой из стран ЕЭП по отдельности, и перестрахование даже в другую страну ЕЭП может рассматриваться как отток средств по каналам перестрахования в экономику другой страны;

- ограничение участия иностранных страховщиков в стратегически важных видах страхования. Этот вопрос является очень важным: он непосредственно связан с экономической безопасностью страны. Поэтому от того, как рассматривать экономику стран ЕЭП - как единую или совокупность национальных относительно обособленных экономик, зависит его решение. В первом случае страховщики разных стран ЕЭП не должны рассматриваться как иностранные страховщики;

- контроль за общей квотой иностранного участия на российском страховом рынке. Если экономика стран ЕЭП рассматривается как единая, страховой капитал в любой из стран ЕЭП, принадлежащий другим странам объединения, должен рассматриваться как «свой» и поэтому не может участвовать в расчете квоты.

В целом все будет зависеть от того, как рассматривается экономика стран ЕЭП. Следствием этого может быть два варианта роли страхования для стран ЕЭП. Если экономика ЕЭП рассматривается как единая, перечисленные проблемы решаются таким образом, чтобы страховой рынок стал стратегическим сектором единой экономики стран ЕЭП. В ином случае он должен быть стратегическим сектором экономики любой из стран ЕЭП. При этом для выполнения этой роли в отношении его регулирования

* Перечисленные далее проблемы также связаны с функциями поддержки экономики и ее защиты, выполняемыми страхованием как стратегическим сектором экономики.

необходимо принять те же меры, что и в отношении любой из зарубежных стран - участниц ВТО.

Заметим, что влияние второго и третьего факторов - вступление РФ в ВТО и создание единого экономического пространства трех стран бывшего СССР, следует учитывать параллельно и одновременно. Это объясняется общностью решения единой проблемы - сохранения за страхованием его стратегической роли для экономики. Дополнительно создание ЕЭП требует гармонизации национальных законодательств стран-участниц, которая способствовала бы сохранению стратегической роли страхования.

Выводы. Обязательность перехода российских страховых компаний на МСФО и необходимость понимания возникающих при этом проблем всеми страховщиками требуют изучения и учета влияния многих факторов на российский страховой рынок.

Вступление РФ в ВТО обусловливает необходимость выработки в течение переходного периода правил функционирования российского страхования, согласованных с требованиями ВТО таким образом, чтобы стратегическая роль страхования для российской экономики была не только сохранена, но и усилена.

Многоэтапное формирование ЕЭП в условиях перехода на МСФО и вступления РФ в ВТО обусловливает учет влияния этих факторов на всех этапах создания единого экономического пространства.

Страхование является стратегическим сектором экономики ЕЭП. Но при этом важно иметь в виду, как рассматривается вся экономика ЕЭП - в качестве единого целого или как экономика, объединяющая национальные экономики стран-участниц с той или иной степенью их интеграции. Это является чрезвычайно важным для сохранения роли страхования как стратегического сектора экономики ЕЭП, в том числе - при наполнении конкретным содержанием мер, направленных на решение этой задачи на основе гармонизации национальных страховых законодательств.

Список литературы

1. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

2. О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений

международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ: приказ Министерства финансов РФ от 25.11.2011. № 160-н.

3. О Методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности: информационное письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 21.03.2013 № 13-ДП-12/9549.

4. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: Федеральный закон от 20.11.1999 № 204-ФЗ.

5. Положение о признании МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории РФ: утверждено постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107.

6. Порядок размещения страховщиками средств страховых резервов: в ред. приказа Минфина России от 02.07.2012 № 100-н «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов».

7. Приложение 1В доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации. WT/ACC/RUS/70, WT/MIN (11) 2. 16.11.2011.

8. Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика: в ред. приказа Минфина России от 02.07.2012 № 101Т «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика».

9. Чернова Г. В. Влияние вступления РФ в ВТО на российскую экономику через ее страховой сектор // Страховое дело. 2013. № 1-2.

10. URL: http://www.wto.com.

11. URL: http://www.oesd.org.

12. URL: http://www.rg.ru/2011/11/21/soyuz. html.

13. URL: http://www. tsouz. ru/Docs/IntAgrmnts/ Pages/Dogovor_EvrAzES. aspx.

14. URL: http://www.evrazes.com/customunion/

eepr.

15. URL: http://ru.wikipedia.org.

16. URL: http://vitrenko. org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.