Научная статья на тему 'ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РАЗВИТИЕ РУМЫНИИ В ПЕРИОД "ПОТЕРЯННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ" (1990-2000 ГГ.)'

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РАЗВИТИЕ РУМЫНИИ В ПЕРИОД "ПОТЕРЯННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ" (1990-2000 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУМЫНИЯ / ЕС / РОССИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукиан Владислав

Падение коммунистического режима Чаушеску ознаменовало десятилетие нестабильности и отсутствия полноценной экономической дееспособности Румынии. Стране был свойственен высокий уровень разобщённости и низкий уровень принятия стратегических экономических решений. После «декабрьской революции» 1989 года, в Румынии начался процесс радикальных экономических реформ. Переход к рыночной экономике происходил в контексте характерных черт для всех стран Европы. Предпринятые шаги были особенно сложны, если учесть: 1) общий коллапс экономической активности; 2) ригидность экономических структур в результате гиперцентрализованной и плановой системы; 3) отсутствие политического и социального консенсуса; 4) отсутствие опыта по реализации экономических реформ и преобразований в новых конъектурах; 5) внешнеэкономические потрясения (кризис в бывшем СССР, спад торговли внутри социалистических стран-партнеров, кризис в Персидском заливе, удорожание сырья и электроэнергии на мировых рынках); 6) общая нехватка финансовых и валютных ресурсов; 7) недоверие западных инвесторов к лидерам, чьи либеральные ориентиры не всегда подтверждались и др. Если первые шаги по реформированию и модернизации экономики Румынии были сделаны в период с 1991 по 2000 год, то реальный процесс системной подготовки экономической реструктуризации начался лишь к концу 2000 года, а именно с момента инициации переговорного процесса о вступлении государства в ЕС. Этот период был решающим для развития Румыния, так как страна не стала исключением из правил, а лишь подтвердила тезис, что «реформаторская экономическая политика и ее эффективная имплементация стали скорее результатом международного давления, чем импульсом внутренней необходимости» [ REF _Ref103351998 \r \h \* MERGEFORMAT 6 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003100300033003300350031003900390038000000 ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROMANIA'S FOREIGN TRADE DEVELOPMENT DURING THE “LOOST DECADE” (1990-2000)

The fall of the Ceausescu communist regime marked a decade of instability and lack of full economic viability in Romania. The country was characterized by a high level of disunity and a low level of strategic economic decision-making. After the "December Revolution" of 1989, a process of radical economic reforms began in Romania. The transition to a market economy took place in the context of characteristic features for all European countries. The steps taken were particularly difficult given: 1) the general collapse of economic activity; 2) the rigidity of economic structures as a result of a hyper-centralized and planned system; 3) lack of political and social consensus; 4) lack of experience in the implementation of economic reforms and transformations in new conditions; 5) external economic shocks (the crisis in the former USSR, the decline in trade within the socialist partner countries, the crisis in the Persian Gulf, the rise in prices for raw materials and electricity on world markets); 6) general lack of financial and foreign exchange resources; 7) distrust of Western investors in leaders whose liberal guidelines were not always confirmed, etc. If the first steps to reform and modernize the Romanian economy were taken between 1991 and 2000, then the real process of systematic preparation of economic restructuring began only by the end of 2000, namely from the moment the negotiation process on the country's accession to the EU was initiated. This period was decisive for the development of Romania, since the country did not become an exception to the rule, but only confirmed the thesis that "the reformist economic policy and its effective implementation were more the result of international pressure than an impulse of internal necessity" [ REF _Ref103351998 \r \h \* MERGEFORMAT 6 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003100300033003300350031003900390038000000 ].

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РАЗВИТИЕ РУМЫНИИ В ПЕРИОД "ПОТЕРЯННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ" (1990-2000 ГГ.)»

Столыпинский вестник №8/2022

Научная статья Original article УДК 339.972

DOI 10.55186/27131424 2022 4 8 5

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РАЗВИТИЕ РУМЫНИИ В ПЕРИОД «ПОТЕРЯННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ» (1990-2000 ГГ.)

ROMANIA'S FOREIGN TRADE DEVELOPMENT DURING THE "LOOST

DECADE" (1990-2000)

Лукиан Владислав, аспирант, департамент мировой экономики и международного бизнеса, факультет международных экономических отношений, ФГБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (25167, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2), тел. 8(499)943-98-55, adalman@mail.ru

Luchian Vladislav, postgraduate degree, department of world economy and international business, faculty of international economic relations, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Prospekt, 125993, Moscow, Russia), phone +7 499 943 98 55, adalman@mail.ru

Аннотация: Падение коммунистического режима Чаушеску ознаменовало десятилетие нестабильности и отсутствия полноценной экономической дееспособности Румынии. Стране был свойственен высокий уровень разобщённости и низкий уровень принятия стратегических экономических

4521

решений. После «декабрьской революции» 1989 года, в Румынии начался процесс радикальных экономических реформ. Переход к рыночной экономике происходил в контексте характерных черт для всех стран Европы. Предпринятые шаги были особенно сложны, если учесть: 1) общий коллапс экономической активности; 2) ригидность экономических структур в результате гиперцентрализованной и плановой системы; 3) отсутствие политического и социального консенсуса; 4) отсутствие опыта по реализации экономических реформ и преобразований в новых конъектурах; 5) внешнеэкономические потрясения (кризис в бывшем СССР, спад торговли внутри социалистических стран-партнеров, кризис в Персидском заливе, удорожание сырья и электроэнергии на мировых рынках); 6) общая нехватка финансовых и валютных ресурсов; 7) недоверие западных инвесторов к лидерам, чьи либеральные ориентиры не всегда подтверждались и др.

Если первые шаги по реформированию и модернизации экономики Румынии были сделаны в период с 1991 по 2000 год, то реальный процесс системной подготовки экономической реструктуризации начался лишь к концу 2000 года, а именно с момента инициации переговорного процесса о вступлении государства в ЕС. Этот период был решающим для развития Румыния, так как страна не стала исключением из правил, а лишь подтвердила тезис, что «реформаторская экономическая политика и ее эффективная имплементация стали скорее результатом международного давления, чем импульсом внутренней необходимости» [6].

Annotation: The fall of the Ceausescu communist regime marked a decade of instability and lack of full economic viability in Romania. The country was characterized by a high level of disunity and a low level of strategic economic decision-making. After the "December Revolution" of 1989, a process of radical economic reforms began in Romania. The transition to a market economy took place in the context of characteristic features for all European countries. The steps taken were particularly difficult given: 1) the general collapse of economic activity; 2) the

4522

rigidity of economic structures as a result of a hyper-centralized and planned system; 3) lack of political and social consensus; 4) lack of experience in the implementation of economic reforms and transformations in new conditions; 5) external economic shocks (the crisis in the former USSR, the decline in trade within the socialist partner countries, the crisis in the Persian Gulf, the rise in prices for raw materials and electricity on world markets); 6) general lack of financial and foreign exchange resources; 7) distrust of Western investors in leaders whose liberal guidelines were not always confirmed, etc.

If the first steps to reform and modernize the Romanian economy were taken between 1991 and 2000, then the real process of systematic preparation of economic restructuring began only by the end of 2000, namely from the moment the negotiation process on the country's accession to the EU was initiated. This period was decisive for the development of Romania, since the country did not become an exception to the rule, but only confirmed the thesis that "the reformist economic policy and its effective implementation were more the result of international pressure than an impulse of internal necessity" [6].

Ключевые слова: Румыния, ЕС, Россия, экономические реформы, внешняя торговля, реструктуризация

Keywords: Romania, EU, Russia, economic reforms, foreign trade, restructuring

Либерализация румынской внешней торговли

Румыния начала с крайне слабых экономических позиций, и революция не принесла жителям страны прорыва. После революции экономика Румынии пережила еще более стремительный упадок и инициированные не профессиональные экономические реформы «новых-старых элит» не дали должного результата. Конец 1989 года застал Румынию в полной изоляции от Европы. Первые структурные экономические реформы были предложены стране после воссоединения Германии и согласованны для стран Восточной Европы Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом. Николае Чаушеску

4523

искал поддержки извне, особенно среди неприсоединившихся стран, как, на пример, он это делал во время своего последнего зарубежного визита 18-20 декабря 1989 года в Тегеран.

С падением режима, был дан старт переходному периоду Румынии. Стране было гораздо труднее, чем другим бывшим социалистическим государствам Центральной и Восточной Европы. Как отмечалось в стратегии экономических реформ Правительства Мугура Иссариску при принятии Национальной стратегии среднесрочного экономического развития Румынии: «Система экономического управления была гиперцентрализована и противоречила критериям рациональности. Экономика стала совершенно инертной к сигналам реальности. Вклад частного сектора в формирование валового внутреннего продукта в 1989 г. составлял всего 12,8%» [5]. В этих условиях смена старых экономических условий развития государства и их реформирование после декабря 1989 г. привела на первом этапе к «углублению разрушительных последствий структурных диспропорций, к недостаточности подготовки политического класса, управленцев и широких слоев населения. Страна была не готова к действиям в условиях демократии и новых рыночных механизмов. Неблагоприятные обстоятельства, в которых начался переходный процесс в Румынии, в значительной степени сопровождался дисфункциями [10].

Экономический спад 1990-х годов был неизбежен для Румынии. Он стал частью переходного кризиса, важным элементом процесса замены старой экономической системы на новую. Первый экономический коллапс переходного периода (экономический кризис 1990-1992 гг.), был намного разрушительней, чем в других бывших коммунистических государствах Европы, за исключением бывшей Югославии. Академик Кэтэлин Замфир, директор Института исследований качества жизни и один из главных исследователей уровня жизни в посткоммунистической Румынии отмечал, что такие страны, как Венгрия и Чешская Республика, но особенно Польша,

4524

добились существенного экономического роста в первые 10 лет переходного периода. При этом ВВП данных стран относительно 1989 года удвоился (Венгрия), либо увеличился на 150% (Польша). Даже Болгарии удалось добиться скромного увеличения ВВП на 14% за тот же десятилетие. Румыния стала единственной страной Европы, которая в первое десятилетие переходного периода пережила полный экономический коллапс. После стремительного падения более чем на 20%, румынская экономика лишь к 2001 г. начала умеренно восстанавливаться, достигнув уровня 1989 г. в 2004 г. Это на 11 лет позже, чем Польша, Чехия или Венгрия, и на 6 лет позже, чем Болгария [3].

Этот период должен был стать, как и для иных стран социалистического лагеря, новым началом для Румынии с экономической и социальной точек зрения. Самыми проблемными вопросами стали высокий уровень неконкурентоспособности румынской продукции, «раздутые» и не эффективно управляемые предприятия, устаревшие и энергоемкие технологии. Среди непростительных ошибок румынских экономических реформаторов «новой волны» [1 ], стала конфискация валюты у компаний-экспортеров, отзыв лицензий у иностранных финансово-банковских институтов, обременительная либерализация цен и обменного курса румынского лея, неэффективная приватизация государственных компаний, невозможность поддержать соглашение Stand-By с МВФ, дробление сельскохозяйственных владений, разрушение ирригационных систем.

Переход к рыночной экономике был постепенным и в 1994 году не был завершен. Период с 1996 по 1997 годы был временем, когда страна либерализовала обменный курс национальной валюты, что привело к крайне строгой денежно-кредитной политике. Иностранным гражданам и компаниям было разрешено покупать землю.

Реформу приватизации госсобственности в Румынии сложно назвать успешной. Приватизация крупных государственных компаний началась лишь

4525

в 1992 году с передачи 30% акций соответствующих компаний «частному фонду». Каждый гражданин Румынии получил акции данных компаний. В России их называли «ваучеры». Многие акции в рамках реформ по приватизации государственной собственности сразу после их выпуска были переоценены и вскоре потеряли большую часть своей стоимости. Все же был ряд компаний, которые успешно пережили этот период и даже выросли. Остальные, более 70% компаний, остались в государственной собственности. Лишь с помощью Всемирного банка, МВФ и ЕС начался взвешенный процесс приватизации государственных компаний. Процесс был крайне непрозрачным и часто оспаривался. Спустя более 30 лет после революции он все еще не завершен. В большинстве случаев приватизация не давала ожидаемых результатов и приводила к банкротству компаний.

К 1992 году ВВП страны упал почти на 40%. Промышленное производство сократилось более чем на 45%. Экономика немного стала восстанавливаться с 1993 года, но после 1996 года вновь следует стремительный спад.

Если к 1989 году внешний долг Румынии был полностью погашен, то в период с 1989 по 1996 год он вырос с 1 млрд долларов США до более чем 8 млрд долларов США. После того, как Румыния в феврале 1989 г. объявила о выплате внешнего долга, к концу года чистые иностранные активы достигли 50,5 млрд леев или 3,3 млрд долларов. Большая часть этого долга принадлежит Ираку - более 2 миллиарда долларов, который не был выплачен. Валюта в резерве Национального Банка Румынии была израсходована к 1990 году. Инфляция достигала крайне тревожного уровня.

Появились «благотворительные игры» или иные «схемы быстрого выигрыша». Эти схемы еще сильнее подвергли граждан обнищанию. Разного рода пирамиды, такие как Caritas, SAFI, FNI или схожие подвергли банкротству более 2 500 000 румынских граждан.

Обменный курс лея к доллару США увеличился с 14 леев за доллар в 1989 году до более чем 3000 леев за доллар в 1996 году.

4526

Стратегический сектор сельского хозяйства также претерпел ряд негативных последствий. После 1989 года началась процедура возврата земель сельскохозяйственного назначения законным владельцам. Мера, которая должна была способствовать росту фермерских хозяйств и их благосостоянию, на самом деле разоряла фермы. После революции число сельскохозяйственных угодий превысило 4 миллиона гектаров. Самый высокий показатель в Европе. Из-за неопытности новых владельцев, их преклонного возраста и не желания молодого поколения продолжать бизнес, неудовлетворительной механизации сельскохозяйственных работ и сложности процедур получения титулов собственности на земельные наделы и постройки - существенно упала продуктивность национального сельского хозяйства. Развитие сельскохозяйственных производств страны стало сезонно непредсказуемым, колеблющимся из года в год, высоко рисковым и непрогнозируемым.

Производство электроэнергии после принятых национальных реформ обозначило тот же снисходящий тренд и сократилось к 1992 году почти на 30%. Это снижение также было связано с сокращением промышленного производства, которое является крупнейшим потребителем энергии в Румынии и по сей момент. После 1992 года производство электроэнергии постепенно увеличивалось, а в 1996 году был введен в эксплуатацию первый реактор Чернаводской атомной электростанции. Румыния одна из не многих атомных держав в Европе, зародивших свои мощности в посткоммунистический период.

Невозможность сформировать предпосылки конкурентоспособных преимуществ румынской продукции на внешних рынках и упразднение неэффективных государственных компаний привели к тому, что к 1991 году экспорт Румынии упал более чем на 50%, а к 1996 году импорт увеличился более чем на 30%. Тенденция обострила острую нехватку валюты для внешнеэкономической деятельности национальных экономических агентов.

4527

Дефицит валюты подвиг к заключению соглашения Stand-By с МВФ. Данное соглашения уже через год было не выполнимо для Румынии. Таким образом, все предпринятые усилия по реформированию государственной экономики не принесли своих плодов.

Важно отметить, что в период с 1989 по 2000 год в Румынии был зарегистрирован экономический спад в среднем на 1,6% в год, что привело к снижению реального ВВП на 16%. В этот период Румыния пережила две рецессии: 1989-1992 и 1997-1999 гг. Первый «трансформационный спад» румынской экономики в начальные годы переходного периода, как в других странах Центральной и Восточной Европы, имеет преимущественно объективную обоснованность, вытекающую из внезапного или «шокового перехода» от одной экономической системы к другой. Однако, с другой стороны, рецессия 1997-1999 годов, при благоприятной международной обстановке и значительных темпах роста в большинстве стран с переходной экономикой ЦВЕ, объясняется непоследовательностью и низкопрофессиональной макроэкономической политикой. Динамика макроэкономических показателей страны с 1990 года характеризуется «синусоидальным развитием». Предпринятые меры экономических реформ не всегда были наиболее эффективными, а чаше всего вредили экономическому развитию Румынии. Десятилетний переходный опыт, называемый также «период потерянного десятилетия», свидетельствует о высоком уровне непоследовательности проводимых реформ.

Предпринятые государством в 2000 году меры макроэкономической политики и реформ в соответствии с Национальной среднесрочной стратегией экономического развития Румынии [7], лишь купировали экономический спад, начавшийся в 1997 году, и обеспечили рост ВВП по мере оживления иностранных инвестиций и экспорта. Однако этот процесс не дал желаемой положительной динамики, что обусловило сохранение макроэкономических диспропорций в уездах Румынии, отразившихся в структурном развитии

4528

некоторых показателей и особенно в сравнительных срезах столь важной для стран Европы макроэкономической эффективности.

С 2001 года новое правительство страны придерживалось строго прагматичного видения и было на деле открыто «новой реальной экономике». Возобновление экономического роста стало приоритетом макроэкономической политики страны и предпринятых реформ, начиная с его важности как для обеспечения условий выполнения критериев вступления в ЕС, так и повышения уровня жизни и экономической устойчивости.

По факту разрушения экономического каркаса ранее созданных взаимоотношений Румынии с иными странами Восточной Европы и первых негативных воздействий, длившихся от 3 до 5 лет, стало наблюдаться относительное восстановление. К сожалению, медленные темпы реализации экономических реформ в институциональной сфере, отсутствие перестройки правовой системы, а также инерция смены экономического менталитета, привела в 1997 году к развитию второй волны экономического спада.

Одним из первых этапов реформ, начавшихся в 1990 г., связанных с процессом перехода румынской экономики от системы плановой к рыночной экономике, была либерализация внешней торговли. Уже в феврале 1990 г. была отменена монополия на внешнюю торговлю государства, унифицированы и девальвированы валютные курсы. К концу 1990 г. было снято большинство торговых ограничений, значительно сокращены нетарифные и тарифные барьеры. Но, к 1994-1995 гг. Румынии не хватало последовательной политики в области внешней торговли. Приоритетом государства стала необходимость создания единой экспортной стратегии и уход от хаотичной модели «купи-продай».

Макроэкономические показатели экономического развития и внешнеторговой деятельности Румынии в «период потерянного десятилетия»

4529

Важно проанализировать и отметить динамику макроэкономических показатели данного периода в Румынии. В период с 1990 по 2000 гг. выделяем 3 этапа развития румынской экономики:

• Период с 1990 по 1993 гг.: динамичный спад всей румынской экономики. Этап системных изменений в условиях наличия существенных экономических диспропорций на внутренних рынках;

• Период с 1994 по 1996 гг.: наступление макроэкономической стабильности и определенного подъема экономики, но в рамках сохранения старых структур. 1995 год значим постоянными усилиями правительства Румынии доказать на международном уровне свою способности присоединиться к Европейскому Союзу.

• Период после выборов 1996 г.: старт более радикальных реформаторских мер, незавершенных из-за несогласованного функционирования институциональной системы.

На рисунке 1.2. представлен график годовых темпов изменения внутреннего валового продукта, демонстрирующий как цикличность экономического процесса национального перехода, так и неустойчивость формирующегося нового конкурентного экономического механизма.

10000

ЧР ОЧ

8787-2 7980.9 808(2-3 8385.6

£1.9 93995-8 8891-1

818.85.1

120 100 80 60 40 20 0

20 199012 1991 1992 1993 1994 1995 1996 199747 1998

■ Внутренний валовый продукт

■ Внутренний валовый продукт на душу населения

■ Годовой темп роста реального ВВП (%)

3.9

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.1 - Динамика ВВП Румынии, 1990-1998 гг.

4530

Годовой темп изменения внутреннего валового продукта

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.2 - Годовой темп изменения Внутреннего валового продукта, в

процентах

Макроэкономическая нестабильность румынской экономики также была вызвана ростом цен. Процесс либерализации предусматривал, прежде всего, постепенный переход от прежнего централизованного механизма ценообразования к свободному рыночному формированию цен. Различные тенденции, наблюдаемые в экономике в этот период, вызвали динамичное ускорение инфляции (Рисунок 1.3).

300

Годовой показатель - дефлятор ВВП (%) Годовой уровень инфляции (%)

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.3 - Годовые темпы инфляции Румынии, в процентах

4531

Гиперинфляция была связана с экономическим спадом. Это стало причиной активных мер по борьбе с ростом цен и обеспечением устойчивой макроэкономической модели развития экономики страны.

Таблица 1.1. представляет динамику индексов фиксированной базы частного потребления, государственного потребления, валового накопления основного капитала, экспорта и импорта Румынии за период с 1990 по 1997 год.

Таблица 1.1 - Индикаторы реального роста основных показателей совокупного спроса

в период 1990-1997 гг.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Конечное потребление 100 88,2 83,3 84,3 87,5 97 104,6 97,3

Конечное потребление населения 100 83,8 77,5 78,2 80,2 90,7 100,6 94,9

Конечное потребление органов государственного управления 100 110,6 113 116 128,8 130,1 120,3 107,1

Валовое накопление основного капитала 100 68,4 75,9 82,2 99,2 106,1 110,2 91,6

Экспорт 100 78,7 77,4 88,5 108,4 139,4 142,5 148,7

Импорт 100 62,9 65,2 68,9 74,8 108,2 120,4 118,5

Источник: составлено автором по материалам [2]

Открытие румынской экономики внешнему миру означало, что экономический цикл развития не полностью отражался во внешней торговле государства. После 1991 года показатели импортно-экспортных операций постоянно менялись. Что касается экспорта, то резкий спад экономической активности в 1997-1998 гг. привел к квазистагнации уровня экспорта национальных товаров. Результатом стали условия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

4532

В последние годы, после начала второй волны рецессии, доля частного потребления в ВВП поднялась до очень высокого уровня (75-77%), что сказалось на способности страны сберегать и накапливать средства в национальном бюджете (Таблица 1.2). Сохранение нормы накопления (инвестиционной нормы) около 20% - было недостаточным для государства, стремящегося к быстрому сближению с аналогичными показателями большинства европейских стран. Существовала тенденция к хроническому торговому дефициту (отрицательный чистый экспорт), составившему около 8% ВВП. Показатель ставил под сомнение конкурентоспособность румынской продукции на мировых рынках. Очевидно, что при постепенном, но медленном проникновении прямых иностранных инвестиций в национальную экономику, динамика экспорта оживилась, но лишь как краткосрочный эффект.

Таблица 1.2 - Доли совокупного спроса в ВВП

в период 1990-1997 гг.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Конечное потребление 65,88 60,74 62,72 63,70 63,49 67,63 72,09 75,40 населения

Общественное конечное 13,32 15,15 14,28 12,34 13,77 13,69 11,60 10,13 потребление

Валовое накопление основного 19,79 14,38 19,19 17,89 20,28 21,38 23,13 19,16 капитала

Изменение запасов 10,46 13,66 12,22 11,04 4,53 2,89 1,56 2,32

Чистый экспорт -9,45 -3,93 -8,41 -4,97 -2,06 -5,60 -8,39 -7,01

Источник: составлено автором по материалам [2]

Негативное влияние хронического торгового дефицита после 1991 г., в купе с низкими темпами привлечения иностранного капитала и низкого уровня эффективности внутреннего производства, привели к возникновению высокого внешнего долга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4533

В 1990 г. в Румынии, как и во всех других бывших коммунистических странах, не было официальной безработицы, хотя существовала «скрытая безработица» или работа с низкой или отрицательной эффективностью. Выделенные государственные субсидии частично или полностью покрывали заработную плату. Основной капитал национальной экономики распределялся не по рыночным принципам, а концентрировался в тех экономических отраслях, в которые лица, принимающие решения, считали оправданным. Эти перекосы рынка труда и рынка основного капитала были унаследованы на долгое время после 1990 г. На Рисунке 1.4. представлена динамика фактически занятого населения и заявленной рабочей силы.

10007

9500 9000

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Занятое население Рабочая сила

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.4 - Занятое население, тыс., человек График позволяет сделать следующие выводы:

• Рабочая сила составляла чуть более 11 млн граждан, что ставило Румынию на 7-е место в Европе по этому показателю;

• После 1990 г. наметилась динамика роста численности рабочей силы, что можно объяснить попыткой населения компенсировать снижение уровня жизни, так как в хозяйственном обороте стало участвовать больше членов семьи.

• Другой общей характеристикой румынского рынка труда в переходный период стало появление безработицы как естественного следствия

4534

динамического дисбаланса, существовавшего на рынке. Сокращение реально занятого населения в период экономического спада 1991-1994 гг. было усилено тенденцией отраслевой реструктуризации (Рисунок 1.5).

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.5 - Уровень безработицы: доля безработных в численности

занятого населения, в процентах Рисунок 1.5 представляет показатели уровня активности (доля фактически занятого населения в общей численности населения страны) и уровень участия (доля рабочей силы в активном населении, от 15 до 65 лет). Между развитием этих двух показателей существуют довольно большие различия, обусловленные спецификой демографической динамики Румынии. Так, в первом посткоммунистическом десятилетии зарегистрирован максимум активного населения, в то время как общая численность населения страны сократилась, особенно в части молодого населения (до 14 лет).

Другой проблемой стало большое количество граждан старше пенсионного возраста, которые все еще относилось к трудоспособному населению. В основном речь шла об сельскохозяйственных работниках. Они увеличили долю занятого населения, способствуя косвенно структурной инерции рабочей силы в Румынии.

С точки зрения основных материальных средств и производственных мощностей произошла переоценка. В коммунистический период, из-за слишком долгого срока службы, путем контролируемого снижения

4535

амортизации - замены не производилась. Качество основного капитала также снизилось из-за отсутствия инвестиций в высокотехнологичное оборудование. Важным негативным фактором стало и то, что в конце восьмидесятых годов был существенно сокращен импорт технологий. Данная динамика устойчиво продолжилась и после 1990 г., но уже из-за неспособности привлечь внешние финансовые ресурсы.

80.00%

70.00% -

60.00% -

50.00% 46.80% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00% 0.00%

70.87%

72.34% 75.14% 73.80% 73.57% 74.20% 75.73% 75.63%

19

47.98%

1990

03

1991

49.97%

16 I

1992

49.34%

10.3

I

49.43%

10.89

I

50.11%

1993

1994

79

1995

51.38%

22

1996

51.43%

35

1997

■ Доля активного населения ИДоля безработного населения ■ Общая доля

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.6 - Доля занятого населения Румынии, 1990-1997 гг.

Постепенная, но ограниченная либерализация амортизационной политики, низкий уровень внутренних инвестиций, а также низкий потенциал привлечения иностранных инвестиций в эти годы привели к постепенному снижению доли номинальных активов во внутреннем валовом продукте (Таблица 1.3). Следует также отметить, что политика отсрочки приватизации в промышленном секторе усилила эту негативную тенденцию. Желание ряда заинтересованных кругов и инсайдеров приобрести соответствующие компании дешевле после возможной приватизации, или отсутствие ответственности и заинтересованности менеджеров государственных компаний, объясняет проведение «не организованной приватизации».

Таблица 1.3 - Доля материальных основных фондов в валовом внутреннем

продукте в ценах 1990-1997 гг.

8

6

6

3

4536

1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Валовой внутренни й продукт 845, 2 857 800 857, 9 2204 6029 2003 6 4977 3 72136 10839 1 24975 0

(млрд лей)

Основные средства 3182 3359 3526 3498 4505 2321 7 2658 3 3381 1 16986 6 18893 4 24271 4

(млрд лей)

Общая масса(%) 376, 5 391, 9 440, 8 407, 8 204, 4 385,1 132,7 67,9 235,5 174,3 97,2

Источник: составлено автором по материалам [2]

Вариации основных макроэкономических величин румынской экономики еще более красноречивы при анализе основных секторов экономики. В разделе 2.2 данной главы диссертации будут отдельно и детально представлены в динамике (1990-2022 гг.) показатели макросекторов: сельское хозяйство, промышленность, сектор услуг.

На Рисунке 1.7 обозначена общая численность занятого населения Румынии в период с 1990 по 2000 гг. За десять лет наблюдается динамичное падение численности населения, трудоустроенного в сельском хозяйстве и резкий рост его трудоустройства в секторе услуг.

45 40 35 30 25

ЧР ОЧ

20 15 10 5 0

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 ■ % Сельское хозяйство ■% Промышленость ■% Услуги

Источник: составлено автором по материалам [2]

4537

Рисунок 1.7 - Общая численность занятого населения, в процентах

Но, после 1997 г., в связи с дальнейшим ухудшением условий жизни, безработное население из секторов промышленности или сферы услуг, мигрировало в сельскохозяйственный сектор, с основной целью прокормиться, а также на черный и на зарубежные рынки труда. Численность трудоустроенного населения сократилось в меру демографических факторов и резкого сокращения предложения по трудоустройству. Производительность двух секторов экономики с высокой долей добавленной стоимости (промышленность и услуги) отражена в Рисунке 1.8. Совокупная производительность промышленного сектора превысила показатели 1990 года уже в 1994 году (до начала реформ). Рост производительности труда был зафиксирован почти исключительно за счет сокращения числа занятых в промышленном секторе, что способствовало снижению уровня жизни населения и реальных располагаемых доходов населения. Лишь в 1996 г. фиксируется рост реальной производительности труда, которая не была отмечена в относительно длительных временных периодах ранее. Увеличение было связано с медленной структурной перестройкой промышленности, которая постепенно снижала долю неэффективных отраслей в целом, с обновлением основных фондов (основных средств) за счет импорта в жизнеспособные отрасли оборудования и машин Румынии.

Производительность труда в сфере услуг с 1992 по 2000 гг., как результат стихийного роста малого и среднего частного сектора, значительно возросла. Неэффективность румынской переходной экономики в этот период характеризовалась уникальной для Европы ситуацией. Производительность в промышленном секторе была выше, чем в негосударственных услугах.

4538

0.16

0.15

5? 0.08

°.°6 0.072

0.14

0.12

0.1

0.04

0.062 0.064

0.02

0 -

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Ш Производительность труда в промышленном секторе 9 Производительность труда в секторе услуг

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.8 - Производительность труда в промышленности и секторе услуг,

млн лей\1990 г. = 100% Несмотря на то, что в переходный период Румыния прошла этап постепенных реформ с глубокими социальными последствиями, можно выделить некоторые существенные структурные изменения в развитии секторов национальной экономики. Как пример, всего за 10 лет экономика Румынии прошла путь, который такие страны, как Португалия и Ирландия, прошли в течение двух десятилетий, к примеру, сократив долю затрат на оплату труда в общей добавленной стоимости с 75% до 48% в промышленном секторе, и с 65% до 42% в сфере услуг.

Конкурентоспособность Румынии на мировых рынках (1990-2000 гг.)

Если же анализировать конкурентоспособность Румынии на мировых рынках и роль иностранных инвестиций в рамках устойчивого развития с 1990 по 2000 гг., важно отметить, что по сравнению с другими странами-кандидатами на вступление в Европейский союз, макроэкономические показатели Румынии развивались по собственной, отличной траектории. Динамика торговых показателей Румынии не очень обнадеживала. Дефицит торгового баланса Румынии, особенно в период с 1990 по 1994 гг., стал

4539

источником серьезной озабоченности с точки зрения механизмов финансирования. Речь о двойной проблеме национальной экономики: по мере роста импорта, показатели экспорта стали более шаткими. Перед Румынией не было иного выбора, как планомерно исправлять дисбаланс.

При разрушении ранее упомянутых старых внешнеэкономических отношений стран СЭВ Румыния вынужденно меняет географические ориентиры импортно-экспортной политики. В меру стремлений стать частью «единой европейской семьи» направление румынской внешней торговли значительно переориентировалось на страны-члены ЕС. Так, доля торговли с ЕС в общем объеме ВЭД Румынии увеличилась с 26% в 1990 г. до 61% в 1998 г. Экспорт в страны СНГ и импорт из стран Азии и Ближнего Востока испытали наиболее значительное падение. Рисунок 1.9 и 1.10 демонстрирует расчеты автора относительно изменения в географической направленности экспорта Румынии в переходный период.

Америка ^^^ Африка Ближний Восток Азия СНГ

Страны ЦЕАСТ ™ Страны ЕАСТ ЕС -15

0 10 20 30 40 50 60 70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 1998 ■ 1997 ■ 1996 ■ 1995 ■ 1994 ■ 1993 ■ 1992 ■ 1991

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.9 - Географическая ориентация румынской внешней торговли,

доля в общем объеме экспорта Экспорт в страны ЕС увеличился с 34% в 1990 году до 65% в 1998 году. Такие страны как Италия, Германия и Франция вошли в топ наиболее важных рынков для экспорта румынской продукции. Наблюдалась снисходящая

4540

тенденция снижения экспорта в страны СЭВ с 29% в 1991 г. до менее 9% в 1998 г. Это произошло из-за падения экспорта в эти страны и СНГ в меру резкого экономического спада и ослабления совокупного спроса к румынской продукции. Соглашение стран Центральноевропейской ассоциации свободной торговли (далее ЦЕАСТ), вступившее в силу 1 июля 1997 года, обеспечило основу для стимулирования развития торговых отношений в европейском регионе. Значительного увеличения румынского экспорта в этот регион все же не произошло. Наоборот, торговый баланс Румынии со странами ЦЕАСТ ухудшился (падение с 8,4 до 6,4%). Но, несмотря на сильную тенденцию к снижению, экспорт в страны Ближнего Востока по-прежнему занимал значительную долю в общем объеме экспорта, при этом Турция оставалась основным торговым партнером.

Экспорт в Российскую Федерацию сократился к 1998 году на 34%, что было обусловлено экономическим кризисом, а также снижением экспорта румынской пищевой промышленности, главным образом мясных товарных групп, основным направлением которых были российские регионы.

Снижение доли экспорта в эти регионы привело к увеличению ВЭД операций со странами ЕС (например, рост за один год - с 56,5% в 1997 г. до 64,5% в 1998 г.), что свидетельствовало о продолжающемся процессе ориентации румынской торговли на западноевропейские рынки. Большая часть импортных операций была реализована с ЕС, и эта динамика имела тенденцию стабильного роста (с 21,8% в 1990 г. до 57,7% в 1998 г.). Импорт как из СНГ, так и из Азии к 2000 году существенно сократился. Доля же импорта из стран ЦЕАСТ, в общем объеме импорта, значительно увеличилась.

4541

Америка Африка Ближний Восток Азия СНГ

Страны ЦЕАСТ Страны ЕАСТ ЕС -15

0 10 20 30 40 50 60 70

%

■ 1998 ■ 1997 ■ 1996 ■ 1995 ■ 1994 ■ 1993 ■ 1992 ■ 1991

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.10 - Географическая ориентация румынской внешней торговли,

доля в общем объеме импорта Дефицит торгового баланса, существовавший в 1990 году, по сравнению с периодом с 1996 по 2000 год, резко ухудшился. Негативное явление в основном связано с ненадежностью или неконкурентоспособностью румынской обрабатывающей промышленности, на которую приходилось 94% всего румынского экспорта. 1998 год был критическим с точки зрения крайне высокого уровня обслуживания внешнего долга (около 2,2 млрд долларов США), учитывая очень низкий уровень валютных резервов и необходимость дофинансирования торгового дефицита (-3,5 млрд долларов США), в двое превышавший величину национальных валютных резервов (1,5 млрд долларов США) государства.

Таблица 1.4 - Румынский экспорт (FOB)

млн доллар США

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998

Общий экспорт 5775 4266 4363 4892 6151 7910 8085 8429 8300

Всего 5676 4016 4112 4680 5877 7510 7541 8082 7952

обрабатывающая промышленность

4542

Годовое изменение -26 2 12 26 29 2 4 -2

общего объема экспорта (%)

Источник: составлено автором по материалам [2]

Если анализировать прямые инвестиции в национальную экономику и иные формы долгосрочных капиталовложений - они оставались основным источником дохода, но их привлечение было существенно затрудненно, поскольку доверие к Румынии на международных рынках капитала фиксировалось как крайне низкое, что также отражалось в низких рейтингах, присвоенных специализированными международными агентствами. Это результат, во-первых, очень медленных темпов структурных преобразований и экономических реформ (приватизация жизнеспособных и ликвидация убыточных госпредприятий), а во-вторых, срыв 4 контрактов, подписанных с МВФ, которые не были выдержаны румынской стороной. Новое соглашение, подписанное в апреле 1999 г., увеличило все же шансы Румынии на выход из критической экономической ситуации затяжного кризиса. Стране к 1999 году не просто было выполнить требуемые условия, включая устранение торгового дефицита более чем 2 млрд долларов США.

Транспортное оборудование Машины и оборудование Прочие неметаллические и минеральные...

Химикаты и искусственные волокна Целлюлоза, бумага и бумажные изделия Кожа и изделия из кожи Еда, напитки и табак

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ 1991 ■ 1992 ■ 1993 ■ 1994 ■ 1995 ■ 1996 ■ 1997 ■ 1999

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.11 - Структура экспорта по отраслям (%) С точки зрения внешней торговли Румынии в этот период важно отметить, что после резкого спада внешнеторговой деятельности в 1990 году общий

4543

объем экспорта Румынии с 1993 года начал восстанавливаться, особенно за счет металлургической и текстильной промышленности.

Как видно из рисунка выше в переходный период структура румынского экспорта становится менее диверсифицированной. В конце 1999 года только текстильная и металлургическая отрасли, имеют значительную долю в общем объеме экспорта обрабатывающей промышленности, остальные достигают менее 8%. Три основные экспортные отрасли существенно сдали позиции. Речь идет о нефтепродуктах, машиностроение и транспортном оборудовании. Экспорт данных, более сложных экономических отраслей промышленности, существенно сократился. Отрасли с более низкой добавленной стоимостью, такие как, например, текстиль и металлобработка, в общем объеме экспорта увеличили свою долю.

Отметим, что структура экспорта в период восстановления экономики (после 1993 г.) стала более динамичной. В 1998 г. продолжил расти лишь экспорт текстильной и металлургической продукции, однако их рост не компенсировал сокращение экспорта химической, энергетической и пищевой промышленности, как это было в предыдущие годы. Экономика Румынии переживала ежегодные колебания и системную нестабильность.

Внешняя торговля незначительно подвергалась влиянию внешних факторов, проявляя инерцию и неконкурентоспособность. Если проанализировать корреляцию между вариацией экспорта и производства румынской промышленности в период с 1990 по 1999 гг., фиксируем достаточно низкий коэффициент корреляции для всей обрабатывающей промышленности (0,45), а также отрицательные коэффициенты для таких отраслей, как продукты питания, текстиль, производство из кожи, изделия химической промышленности и мебельной отрасли. Рост производств не является главным фактором, определяющим улучшение экспортных показателей для Румынии в этот период. Таблица 1.5 - Структура импорта по отраслям

4544

в процентах

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998

Общий импорт 9202 5793 6260 6522 7109 10278 11435 11275 11821

Всего обрабатывающая промышленность 6445 3643 4344 4602 5416 8121 9144 8947 9730

Годовое изменение общего объема - -37 8 4 9 45 11 -1 5

экспорта (%)

Источник: составлено автором по материалам [2]

На Рисунке 1.12 обозначен резкий скачок импорта в 1995 году (увеличение на 45%) по сравнению с предыдущим годом. При том, что рост экспорта фиксировался лишь на 29%. Кроме того, в 1996 и 1998 годах рост импорта был выше, чем доля экспорта. Увеличение уровня импорта стимулировалось увеличением частного потребления в 1995, 1996 и 1998 гг. - за счет роста реальной заработной платы.

В начале переходного периода основными отраслями-импортерами были нефтепродукты, машины и оборудование. Другие отрасли, которые занимали также значительную долю в общем объеме импорта за тот же период, стали пищевая и химическая промышленности. Впоследствии в списке основных отраслей-импортеров появились еще три отрасли: текстильная, химическая и электротехническая. Как видно на Рисунке 1.12 наиболее динамичным был импорт текстиля. Импорт электрических машин и оборудования также увеличился, что является естественным явлением для переходной экономики всех стран СЭВ. Экспорт нефтепродуктов упал с 23% в 1990 г. до 3% в 1999 г. Это тесно связано со снижением загрузки производственных мощностей национальной экономики, а также с сокращением импорта основных нефтепродуктов.

С 1995 года наблюдается резкое ухудшение торгового дефицита, что вызывает серьезную обеспокоенность с точки зрения обеспечения внешнего

4545

долга. Рост общего объема импорта после 1995 года усилило тенденцию к увеличению импорта из стран ЕС.

Неуказанные продукты переработки Транспортное оборудование Электрическое и оптическое оборудование Машины и оборудование Металлы и металлургическая продукция Прочие неметаллические и минеральные продукты Резиновые и пластмассовые изделия Химикаты и искусственные волокна Кокс, нефтепродукты Целлюлоза, бумага и бумажные изделия Древесина и изделия из дерева Кожа и изделия из кожи Текстиль и текстильные изделия Еда, напитки и табак

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ 1990 ■ 1991 ■ 1992 ■ 1993 ■ 1994 ■ 1995 ■ 1996 ■ 1997 ■ 1998

Источник: составлено автором по материалам [2] Рисунок 1.12 - Структура импорта по отраслям, в процентах Существенный скачок спроса в 1995 году на непереработанные нефтепродукты привел к ухудшению торгового баланса. Торговый баланс еще больше ухудшился в 1996 году и достиг пика в 3,5 млрд долларов США в 1998 году. Объяснением такой динамики может быть положительная связь между импортом сырой нефти и промышленным производством, который запрашивал значительную долю энергоемких отраслей. В 1998 г. спрос на импорт сырой нефти снизился из-за сокращения промышленного производства. Общий объем импорта продолжил расти. В то же время экспорт несколько сократился. Среди причин такого ухудшения торгового баланса важное место занимает рост добавленной стоимости экспорта.

В Румынии к 1996-1999 годам наблюдается импортная зависимость от поставок зарубежных машин и оборудования, продуктов питания и удобрений.

Таблица 1.6 - Торговый баланс Румынии (БОВ-СЮ)

В млн долларов США

4546

1990 1991 1992 1993 1994 1995

Общая торговля

Всего обрабатывающая промышлнность

Еда, напитки и табак

Текстиль и текстильные изделия

Кожа и изделия из кожи

Древесина и изделия из дерева

Целлюлоза, бумага и бумажные изделия

Кокс, нефтепродукты

Химикаты и искусственные волокна

Резиновые и пластмассовые изделия

Прочие неметаллические и минеральные продукты

Металлы и

металлургическая

продукция

Машины и оборудование

Электрическое и оптическое оборудование

-958

3427 1527 1897 1630

2368

224 532 -105 200 601 -391

-621 -279 -381 -256 -252 -467

467 299 85 328 585 731

58 49 -20 33 151 164

105 80 122 147 195 202

-11 -17 -74 -77 -101 -150

348 -199 -180 45 196 -35

-332 -106 -56 -247 -171 -354

14 -22 -95 -123 -84 -188

-331 -241 -56 -67 -83 -148

427 391 463 681 713 888

-193 46 -161 -440 -596 -

1022

-181 -192 -245 -270 -335 -435

Транспортное оборудование 133 350 179 122 60 31

Неуказанные продукты переработки

341 373 314 325 323 393

1996 -3351

-1442

-412 758

171 242

-216

-145 -508

-255

-173

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

553

-1297

-536

26 350

1997 -2847

-695

-156 802

176 286

-191

15 -631

-258

-149

887

-1199

-657

64 316

Источник: составлено автором по материалам [12]

Относительно привлечения прямых инвестиций в румынскую экономику в этот период, важно отметить, что их величина не превышала 5 млрд долларов США. Суммируя цифры, представленные в Таблице 1.8, мы получаем на конец

4547

1998 года объем прямых инвестиций около 3 млрд долларов США. Однако финальная цифра, предоставленная Торговым реестром, составляет почти 4 млрд долларов США, точнее 3,98 миллиарда долларов США («Прямые иностранные инвестиции в Румынии», статистическая сводка № 14/1999, опубликованная Национальным управлением торгового реестра). Объяснение разницы почти в 1 миллиард долларов США состоит в том, что Торговый реестр регистрирует прирост капитала не в том году, в котором они фактически осуществляются, а прибавляет их к потоку первоначальных инвестиций в том году, в котором они были осуществлены. Таблица 1.7 - Потоки прямых иностранных инвестиций в Румынию в период 1990-1998 гг.

В млн долларов США 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998

106,7 148,7 307,4 156,4 568,2 312,8 608,5 600 207,5

Источник: составлено автором по материалам [11]

Чтобы преодолеть путаницу, связанную с недостаточным статистическим учетом потоков прямых инвестиций, добавим к сумме ПИИ в размере 3,98 млрд долларов США, цифры, представленные Фондом государственного имущества Румынии. Показатели, отражающие стоимость приватизационных контрактов, заключенных с иностранными инвесторами за 1997 и 1998 годы в долларах США составили 512 млн и 611 млн долларов США соответственно.

По сути, за первые посткоммунистические годы прямые инвестиции в румынскую экономику не превышали ранее обозначенные 5 млрд долларов США.

Таблица 1.8 - Распределение прямых инвестиции по секторам национальной экономики (1990-1998 гг.)

1990 1991 1992 1993

% тыс. $ % тыс. $ % тыс. $ % тыс. $

4548

Добывающая промышленность

Автомобилестроение

Электроника

Электротехника

Химия\Нефтехимия

Лесная

промышленность Легкая

промышленность

Сельское хозяйство

Гражданское строительство

Транспорт

Внешняя торговля

Инфраструктура

Банковский сектор

Страхование

Внутренняя торговля

Туризм

Телекоммуникации

Продовольственная промышленность

Другие услуги

Другое

Итого:

Добывающая промышленность

Автомобилестроение

0,05 53,35

1,68 1792,56

2,93 3126,31

1,66 1771,22

1,48 1579,16

0 0,00

2,42 2582,14

0,7 746,90

0 0,00

1,16 1237,72

0 0,00

2,15 2294,05

0,04 42,68

0 0,00

35,68 38070,56

17,92 19120,64

0,05 53,35

2,1 2240,70

0 0,00

29,98 31988,66

100 106700

0,50 1287,56

1,31 3339,04

2,07 5297,33

1,43 3659,71

2,97 7586,64

0,24 624,54

3,54 9035,72

2,27 5787,83

0,03 89,22

5,77 14739,68

0,00 0,00

5,18 13238,37

0,70 1782,47

0,11 282,53

27,37 69892,36

13,75 35105,89

0,73 1867,49

7,63 19489,90

1,05 2691,47

23,34 59602,25

100,00 255400

14,35 80781,20

6,72 37798,58

2,93 16517,43

2,52 14203,53

1,45 8139,96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,11 624,54

5,51 30984,08

2,16 12151,01

0,02 89,22

5.55 31247,06 0,05 276,66

3.56 20062,65 0,43 2397,27 0,05 282,53

16,45 92578,48

11,66 65630,71

0,66 3711,89

11,20 63017,74

0,52 2937,39

14,10 79368,07

100,00 562800

11,28 81094,00

6.03 43397,70 3,08 22132,19 2,64 18958,09 1,20 8609,16 0,47 3361,54

5,77 41525,44

2,63 18891,85

0,16 1168,38

5,75 41334,86

0,40 2872,90

4.04 29086,93 2,75 19788,95 0,06 407,65

15,34 110314,24

10,37 74561,15

0,99 7090,13

12,99 93453,18

0,73 5236,47

13,34 95915,19

100,00 719200

1994 1995 1996 1997

% тыс. $ % тыс. $ % тыс. $ % тыс. $

6,43 82798,60 5,24 83830,84 4,51 99651,84 5,21 146211,84

11,50 148003,32 10,13 162079,32 15,23 336414,57 12,46 349974,57

4549

Электроника 3,40 43780,61 3,12 49942,77 2,59 57305,62 2,15 60425,62

Электротехника 2,24 28901,59 2,06 32905,43 1,63 35947,93 1,28 36067,93

Химия\Нефтехимия 1,94 24916,50 2,68 42808,66 3,33 73659,61 6,11 171579,61

Лесная промышленность 1,32 17055,16 1,44 22998,36 1,92 42409,51 1,93 54109,51

Легкая промышленность 5,53 71185,48 5,40 86356,28 5,01 110696,28 4,47 125456,28

Сельское хозяйство 2,74 35312,83 2,53 40442,75 1,96 43302,70 1,76 49422,70

Гражданское строительство 1,12 14407,44 1,24 19787,60 1,49 32809,50 1,77 49669,50

Транспорт 5,66 72926,78 5,23 83749,66 4,04 89226,16 3,38 94926,16

Внешняя торговля 3,52 45260,62 4,00 64059,90 3,34 73674,20 3,04 85434,20

Инфраструктура 2,65 34143,91 2,34 37522,15 1,74 38434,90 1,41 39514,90

Банковский сектор 3,76 48426,23 4,22 67600,87 4,57 100946,67 4,72 132626,67

Страхование 0,14 1771,33 0,20 3272,77 0,17 3759,57 0,23 6459,57

Внутренняя торговля 13,35 171850,30 14,31 229061,42 15,57 343946,22 14,67 412166,22

Туризм 8,01 103084,79 7,02 112406,23 5,84 129018,28 4,62 129678,28

Телекоммуникации 0,97 12488,03 1,57 25187,71 1,26 27804,26 4,45 125004,26

Продовольственная промышленность 12,37 159307,56 14,12 225996,52 14,41 318184,27 15,86 445564,27

Другие услуги 2,95 37964,79 3,50 56044,63 3,44 76003,43 3,39 95083,43

Другое 10,39 133814,13 9,63 154146,13 7,95 175504,48 7,10 199324,48

Итого: 100,00 1287400 100,00 1600200 100,00 2208700 100,00 2808700

Источник: составлено автором по материалам [12]

С точки зрения исключительно экономических преобразований после 1989 г. экономические реформы развивались медленно, не доходя все десятилетие до «жесткого ядра национальной экономики», состоящего из добывающей отрасли, энергетики, крупных металлургических и нефтеперерабатывающих заводов, оборонных предприятий и промышленности. Правительство стремилось преодолевать кризис в экономике, а продвигаемые меры по реформированию, как правило,

4550

представляли собой меры макростабилизации, принимаемые под давлением международного сообщества. За ними не последовали решительные меры по реструктуризации и приватизации, так что последствия жесткой денежно -кредитной и налогово-бюджетной политики не дали результата, а тенденция экономического спада еще более усугубились.

Инфляция росла, экономика сократилась на 6,6%, что привело к банкротству большого количества государственных и частных компаний. В 1998 г. ожидался нулевой рост, экономический спад все же продолжился, при этом ВВП был на 7,3% ниже, чем в 1997 г. Финансовый тупик усугубился, как и торговый дефицит (3,5 млрд долларов США в 1998 г.) из-за сильного роста импорта при сохранении того же уровня экспорта. Международные рейтинговые агентства Standard & Poor's и Moody's понизили рейтинг Румынии в системах оценки страновых рисков, послав четкий негативный сигнал иностранным инвесторам. Несмотря на приватизацию и на попытки уменьшить потери в экономике, особенно в горнодобывающем секторе, сделок в конце 1999 г. и 2000 г. - не было [4].

Национальный лей испытал самое сильное обесценение по сравнению с 1989 г., превысив порог в 15 000 леев за доллар США. Медленные реформы со слабым воздействием на реальную экономику, состояние экономической депрессии, неразвитая инфраструктура (особенно телекоммуникационная и банковская сфера), плохое функционирование институтов развития, бюрократия и коррупция, стали достаточной причиной для иностранных инвесторов, чтобы обратить свой взор на другие страны в регионе.

Перед данными проблемами меркнут такие аргументы, как хорошее соотношение цены и качества производимого продукта, рабочей силы, выгодное геостратегическое положение Румынии и даже размер рынка. В условиях функционирующей экономики их трудно оценить, так как уровень трудовой дисциплины был крайне низок, а степень вмешательства национальных профсоюзов, а также реальная покупательская способностью

4551

граждан, вызывала обоснованные вопросы. Многие инвесторы, при аргументах высокого геоэкономического потенциала, обозначали, что «время Шелкового пути - прошло» [5]. Не прибавлял оптимизма и новый контекст юго-восточной Европы, возникший в результате конфликта в Югославии перспектив нового плана Маршалла для Балкан. Наконец, необходимо подчеркнуть фактор, оказавший наибольшее обескураживающее воздействие на иностранных инвесторов со второй половины 1997 года, а именно отсутствие концепции и последовательности в разработке систем стимулирования инвестиций и плана конкретных предложений национального правительства.

Выводы: Министерство внешней торговли Румынии значительно сдвинуло фокус на страны-члены ЕС. В 1997 г. доли румынского рынка в экспорте и импорте стран ЕС почти удвоились по сравнению с 1990 г. (в 1997 г. он составлял 0,71% всего импорта ЕС и 0,62% всего экспорта ЕС). Но динамика показателей экспорта и импорта в 2000 году была недостаточна, а также дефицит внешней торговли крайне неустойчив. Анализ различных аспектов румынской внешней торговли показывает, что трудности экспорта связаны с его неконкурентной структурой. Наблюдалась концентрация экспорта в продукции с низкой добавленной стоимостью, либо трудоемкой (текстиль и обувь), либо энергоемкой (металлургическая отрасль). Индекс специализации экспорта показывал тенденцию поставок в ЕС в основном изделий из дерева и мебели, металлургической продукции, а также текстиля и кожи. Рост объема импорта Румынии, в силу подписания Европейского соглашение 1995 г., также отразился положительно на увеличении поставок из ЕС. Машиностроение и химическая промышленность на протяжении всего переходного периода стали основными импортирующими отраслями. Торговый дефицит Румынии в отношениях с ЕС продолжал расти и после 1995 года, несмотря на асимметрию либерализации торговли в пользу Румынии [7].

4552

Изменение доли Румынии в экспорте ЕС с момента вступления в силу Соглашения об ассоциации свидетельствует о том, на наш взгляд, что страна не получила достаточной выгоды от улучшения доступа к рынкам ЕС, поскольку, как другие страны с переходной экономикой, не добилась значительного повышения конкурентоспособности. В то время как спрос ЕС в период с 1995 по 1999 годы на импорт увеличился на 22%, экспорт румынской обрабатывающей промышленности на рынки ЕС показал рост лишь на 7%. Внутриотраслевая торговля выросла, а межотраслевая торговля существенно не изменилась.

Экспортеры из ЕС больше выиграли от снижения румынских таможенных пошлин. После 1995 г. таможенные льготы стимулировали, в частности, увеличение импорта автомобилей, товаров, которые, как правило, дополняли румынские товары. Ранее обозначенные показатели указывают на большее невыгодное положение Румынии в торговле с ЕС по сравнению с общей внешней торговлей, особенно если речь идет про торговлю автомобилями, химикатами и продуктами питания. Индексы сравнительных преимуществ (ИКП) имели стабильные значения в течение переходного периода, но наблюдалось усиление специализации на импорте машин, химикатов и продуктов питания и незначительное снижение специализации на импорте электрооборудования.

Анализ методом удельной стоимости показывает, что доля неконкурентоспособных отраслей промышленности в общем объеме румынского экспорта увеличивается с 41% в 1995 г. до 47% в 1999 г. Ценовой аспект стал менее важен, чем качественные характеристики. Румыния стала способна продавать все больше товаров в конкретных отраслях, несмотря на высокие и растущие цены. Однако если исключить из этой группы отраслей обувную и текстильную промышленности, то заметим, что доля неконкурентоспособных по цене производств снизилась (с 9% в 1995 г. до 5% в 2000 г.) [4].

4553

Румыния имела явное отставание от Европейского Союза по продукции машиностроения и оборудования. Доля экспорта с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта продукции обрабатывающей промышленности увеличилась в период с 1995 по 2000 год с 50% до 65%. За исключением экспорта обуви и одежды, показатели добавленной стоимости в национальном экспорте были крайне малы, но незначительно увеличились после 1999 года. Еще одно наблюдение заключается в том, что экспорт сильно был сконцентрирован в небольшом числе отраслей и не дифференцирован. Всего 7 национальных отраслей составляли 72% от общего объема экспорта [8].

Отсутствие управленческого опыта у представителей бизнеса и власти стало существенным недостатком в среднесрочной перспективе прединтеграционного периода в ЕС. Структурные изменения в отраслях остались крайне медленными. Поэтому Румыния сохранила экспортную специализацию в энерго- и трудоемких отраслях. Энергоемкие продукты, такие как металлы и изделия из них, по-прежнему имели сравнительно низкие показатели. Данный аспект зависел насколько хорошо металлургические предприятия адаптировались к структурным реформам в румынской промышленности.

Для всех стран Восточной Европы с переходной экономикой в начале периода реформ наблюдалась неоправданная «эйфория интеграции» с ЕС, что было подчеркнуто результатами различных опросов, проведенных на репрезентативных выборках населения или среди политиков. Так, в период 1991-1999 гг. результаты опросов общественного мнения показали поддержку интеграционного вектора более 96% всего населения Румынии. Это самый высокий показатель в истории и в случае всех государств Центральной Европы (далее следовала Чехия и Венгрия), но не за пределами бывшего Советского Союза (выше показатели фиксировались в 2014 году только в Молдове и Грузии) [9].

4554

Список литературы

1. Бистреану И., Взаимоотношения Румынии и России: перспективы сотрудничества. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - Санкт-Петербург, 2007. Сер. Избранные лекции университета Том Выпуск 62. - С. 82. ISBN 978-5-7621-0178-3

2. Лукиан В., «Черноморская энергетическая самодостаточность» Румынии или безальтернативное газовое партнёрство с Россией. Экономика и предпринимательство. № 2 (137) 2021г. С. 277-285. ISSN: 1999-2300

3. Лукиан В., 30 лет экономических реформ и 15 лет евроинтеграции Румынии: от коммунизма к капитализму. Экономика и предпринимательство. № 2 (139), 2022г. С. 1161-1170. ISSN: 1999-2300

4. Albu L.L., (2017). Impactul aderärii Romäniei la Uniunea Europeanä asupra economiei romänesti. Analizä sectorialä (industrie, agriculturä, servicii etc.). Bucure§ti: Institutul European din Romania - С. 126-132. ISBN: 978-606-820257-0

5. Albu, C., Ghibutiu, A., Oehler-Sincai, I.M., Lianu, C., Giurgiu, A. (2013). Perspective §i provocäri ale exporturilor romäne§ti in perioada 2010 -2014, prin prisma rela^iilor comerciale bilaterale §i regionale ale Uniunii Europene, Institutul European din Romania. ISBN 978-606-8202-36-5 Текст : электронный. - URL: - http://ier. gov.ro/wp-content/uploads/publicatii/spos_4_2012_site.pdf (дата обращения: 23.11.2021, 06.12.2021, 04.12.2021, 12.01.2022, 17.01.2022, 05.03.2022)

6. Albu, L. L., Ghizdeanu, I., Dinu, S., Iordan, M. (2016). Consideratii privind convergenta in UE si corelatii macroeconomice in perspectivä in: Strategia de dezvoltare a Romäniei in urmätorii 20 de ani, Volumul III, Partea a 2-a (coord. Ionel-Valentin Vlad), Editura Academiei Romane, Bucuresti. (P. 277282). ISBN 978-973-27-2768-3 Текст : электронный. - URL: -https://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc14/Strategia-SumarExecutiv.pdf и

4555

http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (дата обращения: 17.11.2021, 12.12.2021, 23.12.2021, 02.02.2022, 17.04.2022, 05.05.2022)

7. Dritsakis, N., (2004) Exports, investments and economic development of pre-accessioncountries of the European Union: an empirical investigation of Bulgaria and Romania, Applied Economics, 36 (16), ISSN: 1831-1838.

8. Hubbard, C., Hubbard, L. (2008). Bulgaria and Romania: Paths to EU Accession and the Agricultural Sector, Centre for Rural Economy Discussion Paper Series no. 17. - С. 8-17. ISBN отсутствует.

9. Neagu, F., Dragu, F., Costeiu, A. (2016). Dupa 20 de ani: schimbari structurale in economia Romaniei in primele decenii postdecembriste, Caiete de studii Nr. 42, Banca Na^ionala a Romaniei. - С. 113-123. ISSN 2343 - 9785

10.Zamfir, C. O analiza critica a tranzitiei: Ce va fi - dupa, Editura: POLIROM, Bucuresti, 2004. C. 78. ISBN: 973-681-753-9

11.Regulated professions database, Comisia Europeana, - Текст : электронный. -URL: -http://ec.europa.eu/growth/toolsdatabases/regprof/index.cfm?action=homepage

12.Societatea Academica din Romania (2017). Raport anual de analiza §i prognoza -Romania 2017, - Текст : электронный. - URL: - http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/1.-RAP0RT-SAR-2017_T0T.pdf

Bibliography

1. Bistreanu I., Relations between Romania and Russia: prospects for cooperation. St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions. - St. Petersburg, 2007. Ser. Selected University Lectures Vol. Issue 62. - P. 82. ISBN 978-57621-0178-3

2. Lucian V., "Black Sea energy self-sufficiency" of Romania or non-alternative gas partnership with Russia. Economy and entrepreneurship. No. 2 (137) 2021 pp. 277-285. ISSN: 1999-2300

4556

3. Lucian V., 30 years of economic reforms and 15 years of European integration of Romania: from communism to capitalism. Economy and entrepreneurship. No. 2 (139), 2022 pp. 1161-1170. ISSN: 1999-2300

4. Albu L.L., (2017). Impactul aderärii Romaniei la Uniunea Europeanä asupra economiei romanesti. Analizä sectorialä (industrie, agriculturä, servicii etc.). Bucure§ti: Institutul European din Romania - pp. 126-132. ISBN: 978-6068202-57-0

5. Albu, C., Ghibutiu, A., Oehler-Sincai, I.M., Lianu, C., Giurgiu, A. (2013). Perspective §i provocäri ale exporturilor romane§ti in perioada 2010-2014, prin prisma rela^iilor comerciale bilaterale §i regionale ale Uniunii Europene, Institutul European din Romania. ISBN 978-606-8202-36-5 Text: electronic. -URL: - http://ier.gov.ro/wp-content/uploads/publicatii/spos_4_2012_site.pdf (accessed: 23.11.2021, 06.12.2021, 04.12.2021, 12.01.2022, 17.01.2022, 05.03 .2022)

6. Albu, L. L., Ghizdeanu, I., Dinu, S., Jordan, M. (2016). Consideratii privind convergenta in UE si corelatii macroeconomice in perspectivä in: Strategia de dezvoltare a Romaniei in urmätorii 20 de ani, Volumul III, Partea a 2-a (coord. Ionel-Valentin Vlad), Editura Academiei Romane, Bucuresti. (p. 277-282). ISBN 978-973-27-2768-3 Text: electronic. - URL: -https ://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc14/Strategia-SumarExecutiv.pdf and http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (date of access: 17.11 .2021, 12/12/2021, 12/23/2021, 02/02/2022, 04/17/2022, 05/05/2022)

7. Dritsakis, N., (2004) Exports, investments and economic development of pre-accession countries of the European Union: an empirical investigation of Bulgaria and Romania, Applied Economics, 36(16), ISSN: 1831-1838.

8. Hubbard, C., Hubbard, L. (2008). Bulgaria and Romania: Paths to EU Accession and the Agricultural Sector, Center for Rural Economy Discussion Paper Series no. 17. - P. 8-17. ISBN missing.

4557

9. Neagu, F., Dragu, F., Costeiu, A. (2016). Dupä 20 de ani: schimbäri structurale in economía Romaniei in primele decenii postdecembriste, Caiete de studii Nr. 42, Banca Nationalä a Romaniei. - S. 113-123. ISSN 2343-9785

10. Zamfir, C. O analiza critica a tranzitiei: Ce va fi - dupa, Editura: POLIROM, Bucuresti, 2004. C. 78. ISBN: 973-681-753-9

11. Regulated professions database, Comisia Europeanä, - Text: electronic. -URL: -http://ec.europa.eu/growth/toolsdatabases/regprof/index.cfm?action=homepag e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Societatea Academicä din Romania (2017). Report anual de analizä §i prognozä - Romania 2017, - Text: electronic. - URL:- http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/1.-RAPORT-SAR-2017_TOT.pdf

4558

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.