Научная статья на тему 'Переход Румынии от ОВД к НАТО и ЕС. Прозападный и пронатовский курс Румынии'

Переход Румынии от ОВД к НАТО и ЕС. Прозападный и пронатовский курс Румынии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
419
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
РУМЫНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА / ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Везуина М.-А.

Последнее десятилетие ХХ века характеризовалось глобальными изменениями, которые сопровождались не только масштабной перекройкой границ, но и сменой режимов и идеологий в них. Революция в Румынии в декабре 1989 г. и европейские события 1990-1992 (в контексте распада СССР и событий в Молдове) подтолкнули Румынию к расширению сотрудничества со странами Запада. В данной статье рассматривается переход Румынии от ОВД к НАТО и ЕС. Таким образом, данная статья анализирует переориентацию внешней политики Румынии на НАТО и ЕС, и длительный процесс евроатлантической интеграции Румынии в эти две международные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROMANIA''S TRANSITION FROM THE WARSAW TREATY ORGANIZATION TO NATO AND THE EU. THE PRO-WESTERN AND PRO-NATO COURSE OF ROMANIA

The last decade of the twentieth century was characterized by global changes that were accompanied not only by a large-scale redrawing of borders, but also by a change of regimes and ideologies within the borders. The Romanian Revolution from December 1989 and the European events of 1990-1992 (in the context of the collapse of the USSR and the events in Moldova) pushed Romania to expand cooperation with Western countries. This article examines Romania's transition from the Warsaw Treaty Organization to NATO and the EU. Thus, this article analyzes the reorientation of Romania's foreign policy towards NATO and the EU, and the long process of Euro-Atlantic integration of Romania into these two international structures.

Текст научной работы на тему «Переход Румынии от ОВД к НАТО и ЕС. Прозападный и пронатовский курс Румынии»

HISTORICAL SCIENCES

ПЕРЕХОД РУМЫНИИ ОТ ОВД К НАТО И ЕС. ПРОЗАПАДНЫЙ И ПРОНАТОВСКИЙ КУРС РУМЫНИИ

Везуина М.—А.

аспирант Кафедры теории и истории международных отношений, факультета гуманитарных и социальных наук, Российского университета дружбы народов

(г. Москва)

ROMANIA'S TRANSITION FROM THE WARSAW TREATY ORGANIZATION TO NATO AND THE EU. THE PRO-WESTERN AND PRO-NATO COURSE OF ROMANIA

Vezuina M.-A.

graduate student of the Department of Theory and History of International Relations, Faculty of Humanities and Social Sciences, People's Friendship University of Russia (Moscow)

АННОТАЦИЯ

Последнее десятилетие ХХ века характеризовалось глобальными изменениями, которые сопровождались не только масштабной перекройкой границ, но и сменой режимов и идеологий в них. Революция в Румынии в декабре 1989 г. и европейские события 1990-1992 (в контексте распада СССР и событий в Молдове) подтолкнули Румынию к расширению сотрудничества со странами Запада. В данной статье рассматривается переход Румынии от ОВД к НАТО и ЕС. Таким образом, данная статья анализирует переориентацию внешней политики Румынии на НАТО и ЕС, и длительный процесс евроатлантической интеграции Румынии в эти две международные структуры.

ABSTRACT

The last decade of the twentieth century was characterized by global changes that were accompanied not only by a large-scale redrawing of borders, but also by a change of regimes and ideologies within the borders. The Romanian Revolution from December 1989 and the European events of 1990-1992 (in the context of the collapse of the USSR and the events in Moldova) pushed Romania to expand cooperation with Western countries. This article examines Romania's transition from the Warsaw Treaty Organization to NATO and the EU. Thus, this article analyzes the reorientation of Romania's foreign policy towards NATO and the EU, and the long process of Euro-Atlantic integration of Romania into these two international structures.

Ключевые слова: Румыния, внешняя политика, Организация Варшавского договора, Организация Североатлантического договора, Европейский союз.

Keywords: Romania, foreign policy, the Warsaw Treaty Organization, the North Atlantic Treaty Organization, the European Union.

В послевоенный период, международная система безопасности характеризовалась концентрацией власти и способностью решать мировые проблемы в руках двух сверхдержав: СССР и США. Следует отметить, что такая степень централизации принятий решений в международных делах, как та, что представлена этой биполярностью, более не достигалась.

Как обыкновенный баланс, так и военный баланс - особенно ядерный - был обеспечен двумя военно-политическими блоками - ОВД и НАТО - и стал ключом к международной стабильности. Практически все региональные балансы важных районов мира, помимо Европы, были связаны с центральным балансом между СССР и США, или, по-другому, между Варшавским договором и НАТО. Безопасность стран-членов двух альянсов была гарантирована коллективной обороной, основанной почти исключительно на военной силе каждой из

двух сверхдержав, Советского Союза и Соединенных Штатов. Советский Союз уделил особое внимание использованию учреждений ОВД в качестве инструмента "управления небольших союзников", в том числе Румынии.

До 1958 г. Румыния была союзником ОВД, а ее внешняя политика была определена Советским фактором. Опубликование 30 октября 1956 года в Москве "Декларации правительства Союза ССР об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими государствами" а также вывод наблюдателей и советских войск из Румынии, Венгрии и Польши вызвали различные реакции внутри этих трех государств [1, с. 148]. Критические моменты 1956 года, выраженные восстанием в Польше и венгерской революцией, не превратили Румынию в " неудобного" союзника,

как это будет считаться позже. Румыния была, безусловно, одним из самых преданных сторонников советского руководства.

Политика Румынии относительно ОВД, начиная с общего послушания и заканчивая презрением гегемонистской державы, может быть оценена наиболее объективно при анализе ее поведения во время кризиса или в спорные моменты существовании альянса. После вывода советской армии со своей территории, Румыния начала дистанцироваться от Москвы, чтобы более независимо вести внутреннюю и внешнюю политику. Политика отдаления от Москвы была разработана с учетом трех интересов: экономического развития страны (особенно тяжелой промышленности); укрепления внутреннего режима путем достижения согласия с обществом и открытостью к Западу; утверждения румынского государства в международных отношениях.

Будучи заинтересованными в переориентации на Запад, лидеры в Бухаресте воспротивились планам Хрущева по координации экономики союзников через СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), который они рассматривали как возможные препятствия на пути экономического роста, то есть на пути освобождения от советского контроля [2, с.68-69].

Обособление румынских лидеров внутри коммунистического блока проявилось в течение двух основных событий: Карибского кризиса (1962 г.) и советско-китайского раскола. Годом позже, 4 октября 1963, пытаясь отделиться от СССР, представитель Румынии при ООН, Корнелю Манеску, сказал госсекретарю США Дин Раск, что "если возникнет конфликт, вызваннный СССР, подобный тому, что был на Кубе, Румыния останется нейтраль-ной"[3, с. 11]. Встреча Корнелю Манеску с Раском считали первой возможностью, использованной правительством в Бухаресте, чтобы возобновить официальные отношения с США. Постепенная ориентация на Запад заключалась в культурных и научных обменах с тремя бывшими румынскими традиционными партнёрами: Францией, Великобританией, США.

В 1964 году оппозиция Румынии в СССР проявила себя в неожиданных формах, приняв два важных решения: общественное отвержение «Плана Валева»[4] и принятие «Декларации от апреля 1964». 1964 год стал поворотным для дальнейшего развития Румынии в советских органах: ОВД и СЭВ.

После 1964 года, утвердив принципы «Декларации от апреля», руководство в Бухаресте пыталось ограничить вмешательство Советского Союза во внутренние дела Румынии [5, с. 68]. Своими действиями - проведению внешней политики параллельно с укреплением внутренней, в частности, экономической ситуации - Бухарест выразил желание дистанцироваться от Москвы, но не отделяться от нее. Румыния продолжала оставаться членом Организации Варшавского договора и СЭВ. Усилия коммунистического руководства в Бухаресте привели к увеличению интереса со стороны Запада.

С 1965 года новый коммунистический лидер, Николае Чаушеску, продолжил самостоятельную политику по отношению к Москве, отказываясь сотрудничать с "Варшавским договором" [6, с. 140]. 21 августа 1968 г. он осудил вторжение в Чехословакию СССР и других четырех членов Варшавского договора и даже отказался организовывать военные маневры ОВД на территории Румынии.

В первые годы правления Чаушеску внешнеполитические инициативы и действия подчеркнули тот факт, что Румыния является недисциплинированным и «неудобным» членом советского блока. В 1967 году Румыния установила дипломатические отношения с ФРГ и отказалась последовать по примеру своих партнеров в Организации Варшавского договора, которые разорвали отношения с Израилем во время Шестидневной войны. Внешняя политика в 1967-1969 годы и позиция Чаушеску позволили Румынии активизировать сотрудничество с западными государствами и создать румынскую оборонную промышленность (собственное производство оружия и военной техники).

Одной из целей внешней политики Чаушеску стала европейская безопасность, идея которая была выдвинута на заседании Политического Консультативного Комитета в Бухаресте в 1966 г. (фактически процесс европейской безопасности начался в Будапеште только в 1969 году). Программа европейской безопасности стала одним из смелых проектов румынской дипломатии и приоритетом для членов Варшавского Договора. После встречи НАТО в декабре 1965 (на которой стало известно, что ФРГ имела доступ к ядерному оружию), Советский Союз и другие коммунистические страны отреагировали на это событие и подписали «Декларацию в Бухаресте. Декларация об укреплении мира и безопасности в Европе». Декларация в Бухаресте подразумевала: одну программу европейской безопасности; сопутствующий роспуск двух военных блоков; поиск общих решений в области разоружения; военную разрядку и поддержание территориального статус-кво, установленного в конце Второй мировой войны.

Согласно отчету Госдепартамента в августе 1970, Румыния стремилась разработать независимую политику в рамках коммунистического блока и расширить свои торговые связи с Западом. Конференция по вопросам безопасности была одной из самых лучших возможностей, чтобы уменьшить советское давление, получить доступ к западным кредитам и усилить экономических взаимодействие со странами Запада [7, с. 115]. Румыния была чрезвычайно активной с начала переговоров в 1972 году и даже способствовала подписанию Хельсинкского заключительного акта в 1975г.

Следствием независимой внешней политики стал тот факт, что, например, на 1 января 1974 года Румыния была первой коммунистической страной, включенной в Общую систему преференций Европейского сообщества, что позволило стране экспортировать сельскохозяйственную продукцию на рынки стран ЕЭС [8, с. 18]. В 1975 году Румынии

был предоставлен режим наибольшего благоприятствования (НБН/наиболее благоприятствуемая нация) и она стала первой восточноевропейской страной, вступившей в такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Со временем ряд соглашений с ЕЭС содействовал упрощению торговли. Кроме того, с подписанием Соглашения о создании совместной комиссии Румынии - ЕЭС 26 июля 1980 г., Румыния стала единственной коммунистической страной, заключившей торговое соглашение с ЕЭС и признавшая де-юре и де-факто Европейское экономическое сообщество в качестве международного субъекта [9]. С середины 80-х годов Бухарест находился под двойным давлением: с одной стороны советской «рекомендации» по поводу переоценки экономических планов и реформ, а с другой западной направленности на соблюдение прав человека.

В это время, хоть и формальные, отношения с ЕЭС зашли в тупик, потому что коммунистический режим принял в 80-х годах позицию изоляции и пренебрёг новыми тенденциями в международных экономических и политических отношениях. Кроме того, коммунистический режим Румынии шел вразрез с политической системой стран-членов ЕЭС. Таким образом, Румыния потеряла статус привилегированного партнера в отношениях с Европейским сообществом до 1989 года.

Следовательно, "после декабря 1989 года Румыния стала гораздо более изолированной, чем любая другая восточноевропейская страна"[10, с. 109]. В конце 1989 г. и в первые недели 1990 г. был достигнут значительный прогресс в реформировании политических и экономических систем в Польше и Венгрии, а в Германской Демократической Республике, Болгарии, Чехословакии и Румынии были сделаны шаги на пути к свободе и демократии, которые превзошли все ожидания.[11, с. 41] После 1989 года Румыния была вынуждена перейти от статуса маргинальной европейской страны к статусу государства-члена ЕС.

Заметим определенную эволюцию позиции Румынии в отношениях с Европейским Союзом, с непосредственным воздействием на процесс европеизации. Изменения после 1989 г. создали основу для дальнейших отношений Румынии с Европейским экономическим сообществом, но в другом политическом и геополитическом контексте. С 1990 года были установлены дипломатические отношения между новым режимом в Бухаресте и ЕЭС. В1991 году было подписано «Соглашение о торговле и сотрудничестве», но его вступление в силу состоялось лишь в феврале 1995 года.

Революция в декабре 1989 г. вызвала процесс изменения внешней политики страны, который можно назвать «эрой европеизации Румынии». После выхода из Варшавского договора, Румыния переориентировала внешнюю политику на НАТО и ЕС, следуя длительному процессу евроатлантиче-ской интеграции в эти две международные структуры.

Евроатлантический курс Румынии претерпел противоречивые изменения. Усилия Румынии вступить в НАТО привели к соединению общества с новой системой идей, ценностей, мышления, сильной рыночной экономики [12]. Тем не менее, следует отметить, что в тот период Румыния сбалансировала внешнеполитический курс и поддерживала интенсивные связи как с Западом, так и с Москвой.

Не желая полностью отказаться от особых отношений с Советским Союзом, президенты Ион Илиеску с Михаилом Горбачевым подписали в Кремле 5 апреля 1991 «Договор о сотрудничестве, добрососедстве и дружбе между СССР и Румынией». Договор заявляет, что стороны как во взаимных отношениях, так и в своей международной деятельности будут рассматривать друг друга при любых обстоятельствах как дружественные государства. Они будут руководствоваться в отношениях между ними, как и в отношениях с другими государствами, а именно принципами суверенного равенства, взаимного отказа от применения силы или угрозы силы, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных сво-бод.[13] К сожалению, подписанный договор вызвал негативную реакцию в обществе и в конечном счете не был ратифицирован. Кроме того, в контексте распада СССР и событий в Молдове (1991-1992 гг.), внешняя политика Румыния была четко ориентирована на Запад, в частности на США.

Расположенная в нестабильной зоне Европы, и пытаясь избежать потрясений прежнего режима, Румыния нуждалась в стабильности и безопасности. В этой ситуации правительство страны взяло курс на тесное сотрудничество с НАТО, в котором было заинтересовано руководство страны, а также подавляющее большинство населения.

Взаимоотношения Румыния -НАТО начались в Риме 20 декабря 1990 года, когда Румыния присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества в качестве члена-учредителя. Это было первым шагом в попытке выйти из изоляции, в которой находилась на тот момент страна. В октябре 1991 года президент Ион Илиеску обратился с письмом к Генеральному секретарю НАТО, заявив, что Румыния хочет тесно сотрудничать с НАТО для обеспечения демократизации, которая была начата в стране.

Кроме того, в январе 1994 года Румыния стала первой страной, которая присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», будучи в состоянии выйти из дипломатической изоляции. Таким образом, в июне 1996 года и апреле 1997 года румынский парламент обратился к государствам-членам НАТО, призывая их оказать поддержку Румынии.

В то же время, были договоры подписаны с Грецией (1991), Турцией (1991), Болгарией (1992), Словакией (1993), Хорватией (1994), Чехией (1994), Албанией (1994), Югославией (1996), Венгрией (1996), Украиной (1997), Молдовой (2000), которые

способствовали созданию добрососедских отношений и сотрудничества в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе.

Что касается регионального сотрудничества, Румыния присоединилась к процессу формирования многонациональных сил, которые были предназначены для поддержания мира: Сотрудничество центрально-европейских наций в поддержании мира; Многофункциональная бригада с высокой боеспособностью ожидающих сил ООН; Многонациональные миротворческие силы в Юго-Восточной Европе; Военно-морская группа оперативного взаимодействия в акватории Черного моря. Сотрудничество с государствами-членами НАТО было направлено на воздушную оборону и военную инфраструктуру. Румыния заключила стратегические военные партнерства с США, Францией и Италией.

Во время косовского кризиса и военной интервенции НАТО против Югославии Румыния дала конкретные доказательства своей готовности к интеграции, когда в апреле 1999 года государство решило предоставить Альянсу румынское воздушное пространство для военных операций.

На саммите НАТО в Вашингтоне апреля 1999 года был представлен План действий по членству, который заложил основы обучения и индивидуального механизма оценки Румынии и других стран-кандидатов, - это было важным шагом для вступления в Альянс [14, с. 88-89].

11 сентября 2001 г., с точки зрения международной безопасности, террористические атаки, совершённые в США (стратегический партнер Румынии с 1997 года), резко изменили исторический контекст, в котором проходил процесс присоединения Румынии к НАТО. В этих обстоятельствах Румыния по взаимному согласию сделала еще один жест, приняв 19 сентября 2001 года два значимые решения для предполагаемого членства НАТО: участие наряду с Альянсом и американским партнером в борьбе с международным терроризмом, используя все средства, включая военные; а также увеличение румынского вклада в миссиях, возглавляемых НАТО в то время (Силы по стабилизации /СФОР и Силы для Косово/СДК). В новом глобальном контексте усилия Румынии по реформированию своих военных возможностей и значительный вклад румынской дипломатии (одним из примеров является организация в Бухаресте саммита "Весна Новых союзников" из стран-кандидатов в НАТО) оказались успешными, а потому в ноябре 2002 года на саммите НАТО в Праге Румыния была приглашена для начала переговоры о вступлении. Два года спустя, в 2004 году, после выполнения всех технических стандартов и после ратификации протоколов присоединения, Румыния стала полноправным членом Североатлантического альянса.

Вступление Румынии в НАТО — это результат консенсуса всех политических сил страны. Евроат-лантическая интеграция была приоритетной целью румынской внешней политики, которую поддерживали все правительства, начиная с 1990 года. Однако интеграция Румынии в НАТО была долгим и трудоемким процессом. Нелегким заданием стала

реализация Плана действий по обретению членства в НАТО. Пришлось пройти несколько этапов выполнения этого плана, начиная с 1999 года. Вступление в НАТО требует серьезных преобразований многих структур страны, в первую очередь — вооруженных сил, что подразумевает гражданский контроль над армией, ее реструктуризацию, изменение процесса подготовки военнослужащих. Как известно, Румыния сократила численность своих вооруженных сил в связи со вступлением в Альянс. Серьезные преобразования необходимы также и в законодательной области. В 2003 году был проведен референдум для внесения изменений в Конституцию страны, чтобы некоторые положения Основного закона не противоречили членству в НАТО и ЕС. [15]

После достижения этой стратегической цели с 2004 года внешняя политика Румынии приобрела новые инструменты и разработала новые цели, непосредственно связанные с её членством в НАТО, такие как: поддержка Альянса для эффективного реагирования на новые угрозы безопасности; укрепление трансатлантического партнерства; развитие сотрудничества с Европейским союзом и Организацией Объединенных Наций; поддержка трансформации НАТО; и участие в операциях и миссиях НАТО.

Кроме того, вступление Румынии в НАТО ускорило достижение другой фундаментальной цели румынской внешней политики, а именно: интеграции Румынии в Европейский Союз, поддержанной с 1989 года всеми политическими силами и большинством населения. Источниками усилий Румынии по отношению к европейской интеграции являются не только политические и дипломатические цели, но и общественные, лежащие глубоко в коллективном сознании, где эта цель была замечена как естественное воссоединение с политической, культурной и экономической европейской идентичностью.

В Румынии в 1990 году опросы общественного мнения показали, что около 70% населения хотело европейскую интеграцию. Появились различные группы граждан, поддерживающие европейский идеал, хотя они не особо четко осознавали реалии и институты Европейского Сообщества. Румынский политический класс превратил идею вступления в Европейский Союз в «политический консенсус». [16, с. 80-82]

Румыния имела контакты с ЕС, начиная с 6070-ых гг., когда они заключили коммерческие и технические соглашения. Отношения между Европейской комиссией и Румынией были восстановлены в марте 1990 года.

С начала 90-х годов румынское руководство активно добивалось присоединения страны к ЕС. Причем оно довольно успешно материлизовала эту цель в конкретные договоренности по интеграции в экономическое и политическое пространство Евросоюза [17, с. 241]. 20 октября 1990 года было подписано Соглашение о торговле и сотрудничестве между Европейской комиссией и Румынии, но оно вступило в силу в 1991 году из-за существовавших

румынских шахтеров. Франция и Италия призывали Европейский совет в июле 1990 года к терпеливому отношению к Румынии, чтобы не мешать процессу демократизации. Вместо этого, Великобритания и Нидерланды хотели твердую позицию с четкими результатами. Официальный процесс интеграции Румынии в Европейский Союз начался, когда Совет Европы пригласил ее в "Группу 24". После этой встречи "Группа 24" приняла решение о предоставлении помощи Румынии в рамках программы PHARE.

Политика Румынии по интеграции в ЕС стала уже традицией, так как в 1970 года Румыния была единственной страной в советском блоке, которая имела отношения с Европейским Союзом. Хотя Румыния сотрудничала с Европейским Союзом, «Ми-нериады» в 1990 г. и период международной изоляции привели к подписанию «Соглашении об ассоциации с Европейским Союзом», 1 февраля 1993 года. Присоединение Румынии к ЕС в экономическом плане означало создание зоны свободной торговли, экономическое и финансовое сотрудничество в целях реструктуризации румынской экономики, а в политическом плане создание институциональной основы для достижения постоянного политического диалога между сторонами в течение переходного периода, не превышающего 10 лет.

Вступление Румынии в ЕС завершило процесс институционального оформления взаимодействия экономики страны с внешним рынком и заставило её скорректировать сложившуюся систему отношений как со странами ЕС, так и с не входящими в него государствами [18, с. 62]. Европейское соглашение между ЕС и Румынией 1 февраля 1993 г. включило в себя положения для каждого основного сектора деятельности: 1) что касается двусторонней торговли, то здесь предусматривалось установление зоны свободной торговли между сторонами и постепенное устранение тарифных и нетарифных барьеров, существующих в торговых отношениях между Румынией и ЕС; 2) создание экономической основы, совместимой с функционированием ЕС и механизмов Сообщества, то есть ускорение процесса децентрализации государственного сектора; создание малых и средних предприятий; процесс адаптации всех румынских стандартов к правилам ЕС; связывание курса лея с евро; а также изменение в структуре занятости в экономике, чтобы Румыния могла бы приблизиться к странам ЕС (10% в сельском хозяйстве, 30% в промышленности и 60% в сфере услуг); 3) в институциональном плане были следующие изменения: центральные органы, такие как Национальный Банк, Суд и т.д., будут иметь те же обязанности, функции, как и в других странах ЕС; 4) в законодательстве были приняты законы в разных секторах путем обязательной консультации с существующим законодательством ЕС, то есть каждый законопроект должен содержать заключение о том, что закон соответствует законодательству Сообщества. [19]

Событием с серьезными последствиями стало подписание Снаговской декларации 21 июня 1995

года в парламенте Румынии. Этот документ создал "Национальную стратегию по подготовке вступления Румынии в Европейский Союз", и отметил, что: "стратегическая национальная цель - вступление в ЕС - является координационным центром солидарности и конвергенции политических и общественных сил страны, что составляет [...] возможность того, что благодаря своим собственным усилиям и широкому сотрудничеству, со временем, могут быть смягчены и устранены различия по сравнению с другими развитыми странами; модернизация Румынии, повышение уровня и качества жизни всех румынских граждан, наряду с требованиями перехода к информационному обще-ству"[20, с. 67].

Для граждан Румынии, которые жили при коммунизме, Европейский союз стал надеждой на демократию в государстве, европейские ценности. [21] На самом деле, желание вступить в НАТО и ЕС связаны со структурой и динамикой процесса перехода Румынии от коммунизма к демократии, с отсутствием точности внешней политики и слабостями нового политического режима страны. В начале 1990-х гг. общество охватила эйфория западничества. Западники заявили, что только благодаря усилившейся европеизации Великая Румыния межвоенного периода серьезно продвинулась по пути модернизации в экономике, политике и культуре. В этот момент манипулирование общественным сознанием работало очень активно. Румынам объявили, что все созданное коммунистами было неправильным и что румынская экономика стремительно падает вниз. В первые годы после событий 1989 года, в Румынии распространялась доктрина о необходимости достижения экономических, социальных и законодательных западных демократических стандартов, обязательных для вступления в ЕС, чтобы залатать большие зазоры, разделяющие Румынию с Западом. На самом деле, после 1989 года, в течение десяти лет экономические и политические различия, которые с помощью ЕС должны были быть устранены, с каждым годом только росли и увеличивались. После 1989 года, при переходе к демократическим принципам, Румыния столкнулась с политической и социальной нестабильностью.

Хотя вопрос о вступлении и интеграции в ЕС стал приоритетом румынского государства, Европейский союз выразил много требований и достаточно жестких условий для этого. Интеграция Румынии в экономический и политический союз, который сам по себе состоит из сложных институциональных, процедурных и правовых элементов, была одной из самых трудных и сложных задач румынской внешней политики после революции 1989 г.

Официальное заявление о вступлении Румынии в Европейский Союз было представлено 22 июня 1995 года вместе с «Национальной стратегией по подготовке вступления Румынии в Европейский Союз», которая имела комплексный характер и была направленна на реформирование всех обла-

стей, такие как: система диалога с ЕС и ассоциированными странами в областях европейского значения; промышленность; область правосудия и внутренних дел; торговые отношения; региональное сотрудничество; гражданские взаимоотношения и передвижение лиц; сельское хозяйство; научное исследование и технологическое развитие; сеть транспорта и телекоммуникаций; инвестиции; образование и обучение; культура; область малых и средних предприятий; область национальных и европейских норм.

Присоединение Румынии к ЕС и подготовка условий ее вступления основывались на использовании следующих главных инструментов: Соглашение об ассоциации с Европейским союзом; Белая книга для согласования румынского законодательства с законодательством Сообщества на внутреннем рынке [22]; Механизм многостороннего сотрудничества; Механизм двустороннего сотрудничества; Программы многостороннего сотрудничества PHARE.

Хронология наиболее важных этапов "пути в Европу" включает в себя, помимо упомянутых выше мероприятий, решение Европейского Совета в Хельсинки в декабре 1999 года по открытию переговоров о вступлении Румынии (вместе с шестью другими странами-кандидатами), затем официальный запуск процесса переговоров о присоединении в Межправительственной конференции Румыния-ЕС в феврале 2000 года; установка графика присоединения (вместе с Болгарией) Европейским Советом в Брюсселе в 2003 году и его исполнение после переговоров в 2004 году. В 2005 году был подписан Договор о присоединении и вступление в Европейский Союз состоялось 1 января 2007 года.

В период 1998-2006 гг. Европейская Комиссия предоставляла ежегодные документы, оценивающие европейский курс Румынии, а именно: отчеты о состоянии подготовки к вступлению и «всеобъемлющие отчеты по мониторингу»[23] выполнения обязательств, взятых в ходе переговоров о вступлении. Договор о присоединении Республики Болгарии и Румынии к ЕС был результатом многотрудного процесса переговоров из 31 частей, а его подписание в Люксембурге 25 апреля 2005 года принесло права и обязанности всем гражданам [24], в то время как конститутивные договоры Европейского Союза стали неотъемлемой частью румынского законодательства.

В то же время вступление Румынии в ЕС стал первым шагом к полной европейской интеграции. Кроме того, в соответствии с румынской внешнеполитической повесткой дня, необходимо принять единую валюту - евро - и присоединиться к Европейской области свободного передвижения лиц -Шенгенской зоне.

В конечном счете, вступление в ЕС приводит к встраиванию румынского общества в европейские институциональные структуры. Новая европеизация Румынии прошла разные этапы адаптации общества к стандартам ЕС, этот процесс явился сложным и трудным для страны. Осуществление интеграции и знание механизмов европеизации были

43

проведены в совместных проектах в рамках научно -исследовательских программ IV, V и VI и программ PHARE, TEMPUS, Socrates или e-Europe+. Целью было достижение румынскими организациями знания норм и правил для функционирования институтов Сообщества.

Выводы. Можно сказать, что и на этот раз румыны были вынуждены принять правила, которые не принадлежат им. Некоторые из этих правил неизбежно столкнулись не только с ценностями и стереотипами, но также и с историческим наследием. Таким образом, пришлось отказываться от некоторых особенностей, которые не совпадают с основными требованиями к вступлению в ЕС.

Первые годы после событий 1989 года, в Румынии распространялась доктрина о необходимости достижения экономических, социальных и законодательных западных демократических стандартов для вступления в ЕС, чтобы максимально возможно сократить большие зазоры, разделяющие Румынию с Западом. После 1989 года, при переходе от коммунизма к демократии, Румыния пережила демонтаж экономики и социальной жизни, а также снижение привязанности народа к новому режиму.

В связи с этим отметим, что рассуждения о европейской интеграции включает в себя риторику и терминологию, реальное значение которых с трудом понимает румынское общество. Вся подготовка к вступлению была проведена под влиянием институтов Европейского Союза и решений, принятых в Брюсселе. Не умаляя роли внутреннего, и особенно политического контекста, румынское общественное мнение приняло идею вступления более на декларативном уровне, чем на уровне поведения и европейского менталитета. Целесообразно различать положительное мнение по присоединению к Европейскому Союзу и реальное отношение к европейской интеграции.

Литература

1. Lungu M., Retegan M. 195б. Explozia. Per-ceptii române, iugoslave çi sovietice asupra evenimen-telor din Polonia çi Ungaria. - Bucureçti: Editura Univers Enciclopedic, 199б. — 44б p.

2. Cätänus D. Divergentele româno-sovietice din CAER si consecintele lor asupra politice externe a României, 1962-19б3, I // Arhivele Totalitarismului, Nr.1-2/2005. — p. б8-80.

3. Garthoff R. L. When and why Romania Distanced itself from the Warsaw Pact, in „Butlletin" of CWIHP, no. 5, Washington, 1998. — 111 p.

4. Валев Э.Б. Проблемы экономического развития придунайских районов Румынии, Болгарии и СССР. (Известный как план Валева) // 19б4 - № 2. —5б с.

5. Deletant D., Ionescu M. E. The Communist Romania's Course within the Warsaw Pact, în Romania and the Warsaw Pact. 1955-1989. Selected Documents. - Bucureçti: POLITEIA-SNSPA, 2004. — 398 p.

6. Anton M., Chiper I., Instaurarea regimului Ceausescu. Continuitate si ruptura în relatiile româno -sovietice. - Bucuresti: INST, IRSI, 2003. — 345 p.

7. The Document nr. 7. 17 August 1970. Memorandum Kissinger from Cargo. Current Issues of European Security; 14 august 1970, Paper European Security Perspective from the East in The Road to Helsinki. ACWIHP Document Reader compiled for the international Conference "The Road to Helsinki, The Early Steps to the CSCE," Florence, Italy, 29-30 September 2003. Author: Hedwig Giusto, Mircea Munteanu, Christian Ostermann; George Macovescu, Journal. 1969-1972, Part. I. —343 p.- URL: https://www.wil-soncenter.org/sites/default/files/RoadtoHel-

sinki Part1.pdf.

8. Papadimitriou D., Phinnemore D., Romania and the European Union: from marginalisation to membership. - London: Routledge, 2008. — 208p.

9. 28 июля 1980 СОГЛАШЕНИЕ между Социалистической Республикой Румынии и Европейским экономическим сообществом по созданию совместной комиссии, опубликованное в Официальном мониторе, №: 84 от 17 октября, URL: http://www.monitoruljuridic.ro/an/1980/11.

10. Roper S. D. Romania: The Unfinished Revolution. - Amsterdam: Hardwood Academic Publishers, 2000. - 109 p.

11. Справочник НАТО, Брюссель, ISBN 92845-0165-2, HB0801RUS, 2001. - 674 с. -URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/handbook2001 .pdf

12. Речь президента Румынии Траяна Бэсеску, на семинаре «Евро-Атлантикая Румыния» // Бухарест, 23 июня, 2006 г. - URL: http://cms.presidency.ro/?pag=67&sid=68.

13. Договор о сотрудничестве, добрососедстве и дружбе между СССР и Румынией (подписан в г. Москве 05.04.91 г.). Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года, Статья 1; - URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal 673/doc673a825x 575.htm

14. Pascu I. M. Extinderea NATO: Cazul României. Raport personal. - Bucuresti, RO: Editura Proiect, 2007. - 146 p.

15. Интервью с посолом Румынии Александру КОРНЕА: Вступление Румынии в НАТО поддержали все партии, в Газете № 61, 2004. -URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/den-planety/primer-konsolidacii

16. Abraham F., Transformarea României: 19892006. Rolul factorilor externi. — Bucureçti: Institutul National pentru Studiul Totalitarismului, 2006. — 354 p.

17. Корнилов А. А, Лошаков А. А. Взаимиоот-ношения Румынии и ЕС до открытия переговоров о присоединении/ Вестник Нижегородского Университета им. Н. И. Лобаческого, № 5, 2008. — С. 241245.

18. Лушников О. Е. Румыния в Евросоюзе: итоги первой "пятилетки",в Журнале "Проблемы национальной стратегии",№ 5 (14), Москва: РИСИ, 2012. — С. 54-68.

19. Europe Agreement ROMANIA establishing an Association between the European Communities, of the one part, and Romania, of the other part including Exchanges of Letters with Declarations and Final Act Brussels, 1 February 1993 [The Agreement entered into force on 1 February 1995] Presented to Parliament by the Secretary Of State for Foreign and Commonwealth Affairs by Command Of Her Majesty July 1996 (Treaty Series No.60/1996), LONDON: HMSO. — 100 p. -URL: http://trea-ties.fco.gov.uk/docs/fullnames/pdf/1996/TS0060%20( 1996)%20CM-

3266%201993%201%20FEBRUARY,%20BRUSSEL S%3B%20UK-

EEC%20&%20ROMANIA,%20EURQPE%20AGRE EMENT 1.pdf

20. Din lucrärile Comisiei de la Snagov - martie-iunie 1995 -. Bucuresti: Centrul de informare §i documentare economic, 2000. — 99 p. - URL: http ://www. cdep.ro/pdfs/snagov95.pdf.

21. Ministerul Economiei, Asocierea Romaniei la Comunitatea Economicä Europeanä. - URL: http ://www. dce.gov. ro/Materiale%20site/Acordul_eu-ropean_01%5B1%5D.03.06.html.

22. White Paper from the Commission to the European Council, Completing the internal market, Brussels, 14 June 1985. - URL: http://ec.europa.eu/white-papers/pdf/com85-310-internal-market en.pdf

23. Regular/ Progress Reports 1998-2006 and Accompanying measures for the accession of Romania.

- URL: http ://ec.europa. eu/enlargement/archives/romania/key

documents en.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Treaty of Accession of the Republic of Bulgaria and Romania and the adjustments to the treaties on which the European Union is founded, in Official Journal of the European Union, L 157/203, 21.06.2005.

— 18 p. - URL: https://www.ecb.europa.eu/ecb/le-gal/pdf/l 15720050621en02030220.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.