УДК 94(430).085
Залепеев В.Н., кандидат исторических наук, доцент; Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Россия)
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ СО СТРАНАМИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КАНУН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В статье на основе архивных данных и исследовательской литературы охарактеризованы торговые отношения между Германией и странами юго-восточной Европы накануне Второй мировой войны. Рассматривается значимость этого региона для нужд немецкой экономики в условиях предстоящей войны и установления морской блокады, а также структура взаимных поставок. Наибольшую ценность для Германии из юго-восточного региона представляли поставки цветных металлов, нефти и продуктов питания. Чтобы заинтересовать эти страны нацистское руководство предложило осуществлять взаиморасчет не в твердой валюте, а путем заключения клиринговых соглашений, то есть по безналичному расчету. Германия также установила для стран юго-восточной Европы благоприятный обменный курс валют и более высокие цены за покупаемые товары, чем на мировом рынке. Государства юго-восточной Европы, напуганные экономическим кризисом и жесткой конкуренцией со стороны США, СССР и Канады, не могли найти потребителя для экспорта своих сельскохозяйственных товаров и охотно пошли на расширения товарооборота с Германией. Нацистское руководство, использовало торговую экспансию в этом регионе, для усиления своего политического влияния, которое особенно возросло после Мюнхенского сговора и начало Второй мировой войны.
Ключевые слова: экспорт, импорт, сырье, валюта, конкуренция, платежи, цены. БОТ: 10.22281/2413-9912-2018-02-04-33-37
До первой мировой войны 43% всего ввоза Германии составляли товары, приобретенные вне Европы и доставлявшие в страну морским путем [1, л. 7]. Такая зависимость от заморского импорта, в условиях морской блокады странами Антанты, привела к острой нехватки продовольствияи промышленного сырья, что стало одной из причин поражения Германии в войне. Гитлеровское правительство учло опыт первой мировой войны. В связи с подготовкой к войне, нацистское руководство предприняло огромные усилия по созданию прочной сырьевой базы и рынков сбыта, чтобы уменьшить влияние морской блокады на экономику страны. В этой связи Германия пошла на изменение направлений своей внешней торговли и перенесла центр тяжести на государства юго-восточной Европы [4, с. 113].
Еще одной причиной изменения внешнеторговой политики стала возросшая конкуренция на мировых рынках промышленных изделий. Германия стала меньше продавать за границу сырья и полуфабрикатов, в то время как доля готовых изделий возросла. Около половины вывоза в общей стоимости экспорта, по данным на 1936 г., приходилось на 4 главных товарных группы: железо и сталь - 17,9%; химикалии - 12,6%; машины -10,1 %; текстильные полуфабрикаты - 7,8%
[10, с. 120]. Данная тенденция с незначительными изменениями в сторону роста вывоза готовой продукции и сырья, главным образом угля, сохранилась вплоть до войны.
Германия, несмотря на высокоразвитую промышленность и экономический бум в 1930-х гг., испытывала определенные трудности при вывозе своих товаров за границу. Накануне войны она продавала заграницу в два раза меньше, чем в 1929 г. [7, л. 174]. Причины сужения экспорта обусловлены были, прежде всего, экономическими факторами. В частности, перевод немецкой экономики на военные рельсы привел к свертыванию экспорта промышленных товаров, что было невыгодно для многих фирм, заинтересованных в импортном сырье и твердой валюте (с 1931 г., когда в Германии были введены валютные ограничения, марка стала неразменной бумажной валютой и использовалась только для платежей внутри страны). Чтобы не потерять прибыли, они пошли на увеличение цен и сроков поставок продукции. Так немецкие фирмы давали сроки изготовления 22-30 месяцев, в то время как в США они составляли 3-5 месяцев [7, л. 175]. В результате германские товары стало невыгодно покупать, и ряд контрагентов были вынуждены переориентироваться на импорт машин из других стран [11, р.783-784]. Страны юго-во-
сточной Европы по клиринговым соглашениям, то есть без расчетов золотом или в твердой иностранной валюте, соглашались покупать немецкие товары, поставляя в Германию, в основном промышленное сырье и продовольствие.
Таким образом, гитлеровское правительство использовало любые возможности, чтобы усилить свои позиции в этом регионе. Уже в 1933-1934 гг оно заключило торгово-кредитные договора с Болгарией, Венгрией и Югославией, по которым Германия предоставляла финансовые привилегии и брала на себя обязательства принимать от них определенный объем сельхозпродукции. Государства юго-восточной Европы, напуганные тяжелым экономическим кризисом, когда в условиях жесткой конкуренции со стороны США, СССР и Канады, они не могли найти потребителя для экспорта своих сельскохозяйственных товаров, охотно пошли навстречу предложениям Берлина.
Проводя целенаправленную политику, нацистская Германия достаточно быстро заняла первое место в торговле этих государств. Уже в 1938 г. половина всего экспорта балканских стран, включая Венгрию, приходилось на долю рейха, что видно из нижеприведенной таблицы [1, л. 8]. Внешняя торговля Германии с балканскими
странами в 1938 г.
Государства Германию (млн. нац. валюты) Западные страны (млн. нац. валюты) В % % от общего вывоза
Венгрия 260,4 73,4 49,8 14,2
Югославия 2518,0 730,6 49,9 14,4
Румыния 7765,9 5342,3 36,1 24,8
Болгария 3539,2 489,8 63,5 8,8
Греция 3508,8 1521,8 36,7 15,9
Турция 68,92 13,97 47,5 9,6
Наибольшую ценность для Германии из стран юго-восточной Европы представляли поставки цветных металлов, нефти и продуктов питания. Именно эти статьи товаров и составили львиную долю вывоза восточноевропейских стран. Так, Венгрия поставляла в Германию в 1938 г. от всего экспорта: сало -100%; свиней - 100%; бокситы - 100%; овощей и фруктов - 80%; пшеницы - 63%; скота -58%; птицы - 55% [1, л. 48].
Югославский экспорт в Германию составил: пшеница - 100%; свинина - 100%; сало - 100%; табак - 63%; пенька - 62%; яйца - 50%; кукуруза - 40%; строительный лес -22%; и медь - 20,9% [1, л. 28].
Болгария соответственно вывозила: скота и мясных продуктов - 73%; овощей фруктов и семян - 87%; табака - 64,9%; кожи и товаров из нее - 76%. По целому ряду видов болгарского экспорта, а именно, сушеная слива, соя, яблоки, виноград и лекарственные растения, Германия являлась единственным потребителем [1, л. 22].
Из Греции в Германию шло минералов и металлов - 47,7%; шкур - 47%; дерева - 20,7% [1, л. 9].
Турция экспортировала соответственно промышленного сырья - 26,6%; шерсти и хлопка - 26,4%; а также значительную часть продовольственных товаров [1, л. 9].
Румыния в основном вывозила в Германию нефтепродукты, прежде всего бензин. При добыче нефти в 6240 тыс. тон в год Румыния в 1938 г. экспортировала в Германию 704392 тонн, а в 1939 г. уже 848569 тонн (после Венского арбитража и установления диктатуры И. Антонеску Берлин получил безраздельное право на получения румынской нефти). Румыния также являлась основным поставщиком пшеницы, но с потерей в 1940 г. Бессарабии и Южной Добруджи она утратила эту экспортную статью [1, лл. 9, 12, 15, 28, 37, 48.].
Страны юго-восточной Европы к началу развязывания гитлеровским руководством новой мировой войны стали также и основными покупателями германской продукции. В1938 г. доля германского экспорта составляла в венгерском импорте - 40,9%, югославском -38,5%, румынском - 38,5%, болгарском -49,7%, турецком - 47,3% [2, л. 33].
Некоторое сужение вывоза в 1938 г. было вызвано форсированным ввозом Германией сырья, в результате чего экспорт не смог компенсировать импорт. Однако уже в следующем году она еще больше упрочила свои позиции на рынке юго-восточных стран, за исключением Турции [2, л. 34].
Успешное германское экономическое проникновение в страны дунайского и балканского регионов стало возможным благодаря продуманной политике гитлеровского руковод-
ства, которое предложило осуществлять взаиморасчет не в твердой валюте, а путем заключения клиринговых соглашений. Такого рода соглашения назывались договора, предусматривавшие централизованный порядок расчетов по внешней торговле путем зачета встречных требований и обязательств на особых счетах, открытых центральными банками стран партнеров, то есть по безналичному расчету. Чтобы страны юго-восточной Европы заинтересовать в торговле по клиринговым соглашениям, Германия установила для них благоприятный обменный курс валют и предложила более высокие цены за покупаемые товары, чем те, которые можно было получить на мировом рынке в конвертируемой валюте [4, с. 114]. Такую экономическую политику нацистское правительство проводило, руководствуясь, прежде всего, политическими соображениями, а также стремлением любым путем заполучить твердую валюту из других стран путем реэкспорта. Например, оно рассчитывалось по клиринговым соглашениям бумажными марками, причем, как правило, на 30% выше уровня мировых цен, чтобы заинтересовать страну продавца (эти марки впоследствии могли быть использованы только в Германии для закупки немецких товаров по тройной цене) [4, с. 114]. Германия же, располагая запасами товаров сверх своих потребностей, продавала их на мировых рынках по заниженным ценам, но за конвертируемую валюту. Эта политика приводила к дальнейшему падению цен, в основном на сырье и продукты питания, и еще больше связывала страны юго-восточной Европы с германским рынком [6, с. 47-48].
Торговая экспансия нацистской Германии на Балканы сопровождалось и усилением ее политического влияния, которое особенно возросло после Мюнхенского сговора [9, с. 8081]. Великобритания и Франция, традиционно имевшие в этом регионе сильные экономические и политические связи, фактически попустительствовали немецкому проникновению. Так осенью 1938 г правительства Греции, Румынии, Югославии и Болгарии попытались получить экономическую помощь у Англии и Франции, но тщетно. По справедливому мнению отечественного исследователя В.К. Волкова, Лондон, а вслед за ним и Париж, рассматривали германскую экспансию на Балканы, как
что - то вроде отводного канала, который уводил ее в сторону от британских и французских колоний [3, с. 48]. Усиление немецкого влияния на балканском рынке, должно было, по предположению умиротворителей, компенсировать Германии потерю позиций в колониях Англии и Франции [8, л. 18].
Таким образом, к концу 1930-х гг. экономика стран юго-восточной Европы фактически стала придатком хозяйства Германии. При этом, нацистское правительство смогло создать в дунайском и балканском регионах не только прочный рынок сбыта и сырья, но и плацдарм для реализации своих агрессивных планов.
Подводя итог внешней торговле нацистской Германии в 1930-х гг., следует отметить, что она целиком и полностью была подчинена внешнеполитическим задачам гитлеровского руководства, которые выражались в создании жизненного пространства на Востоке и установлении германского господство в Европе. Для реализации внешнеполитических задач нацистское правительство в основу своей экономической политики положило принципы автаркии и милитаризации, особенно после 1936 г., когда был принят четырехлетний план подготовки к войне. В сфере внешней торговли был взят курс на создание запасов стратегического сырья необходимого для ведения войны. Однако, несмотря на существенное увеличение импорта, германская экономика без постоянных источников и запасов сырья других стран не способна была выдержать затяжную войну [5, с. 27-29]. Бедность или полное отсутствие в Германии промышленного сырья, необходимого для производства вооружения и военной техники, оказали решающее воздействие на формирование военной стратегической концепции нацизма - «блицкрига».
В тоже время, чтобы уменьшить влияние морской блокады на экономику страны в период предстоящей войны, нацистское руководство пошло на изменение направления своей внешней торговли и перенесло центр тяжести на государства юго-восточной Европы. Германия использовала любые возможности, чтобы усилить свои позиции в этом регионе и при этом торговая экспансия на Балканы сопровождалось усилением её политического влияния, которое особенно возросло после Мюнхенского сговора.
Список литературы
1. Архив внешней политики Российской Федерации. Ф.06. Оп. З. П. 13. Д. 149.
2. Архив внешней политики Российской Федерации.Ф.082. Оп.22. П.93. Д. 14.
3. Волков В.К. Германо-югославские отношения и развал Малой Антанты, 1933-1938 годы. М., 1966.
4. Залепеев В.Н. Основные направления внешней торговли гитлеровского правительства в канун Второй мировой войны// Вестник Брянского государственного университета. 2015, №1. С111-115.
5. Конъюнктурный бюллетень журнала Мировое хозяйство и мировая политика. 1939,
№7/8.
6. Менжинский Е. Торговая политика капиталистических стран в 1938 году//Внешняя торговля. 1939, №1. С.47-48.
7. Российский государственный архив экономики. Ф.413. Оп.13. Д.2631.
8. Российский государственный архив экономики. Ф.413. Оп.13. Д.2426.
9. Чемпалов И.Н. Политика великих держав в Дунайском бассейне в конце 1938 - начале 1939 годов //Международные отношения в новейшее время. Свердловск, 1972.
10. Торговые отношения СССР с капиталистическими странами. М., 1938.
11. Documents on German Foreign Policy. 1918-1945. From the Archives of the German Foreign Ministry. Series D (1937-1945). London -Washington, 1956. Vol.4.
FOREIGN TRADE POLICY OF NAZI GERMANY WITH THE COUNTRIES OF SOUTHEAST EUROPE ON THE EVE OF THE SECOND WORLD WAR
In article on the basis of contemporary records and the research literature trade relations between Germany and the countries of southeast Europe on the eve of the Second World War are characterised. The importance of this region for needs of German economy in the conditions of forthcoming war and an establishment of sea blockade, and also structure of mutual deliveries is considered. The greatest value for Germany from the southeast region was represented by the supply of non-ferrous metals, oil and food products. In order to interest these countries the Nazi leadership proposed to carry out the settlement not in hard currency, but through the conclusion of clearing agreements, that is, by bank transfer. Germany also set a favorable exchange rate for the countries of south-eastern Europe and higher prices for purchased goods than on the world market. The states of southeastern Europe, frightened by the economic crisis and fierce competition from the United States, the USSR and Canada, could not find a consumer to export their agricultural products and willingly went on expanding trade with Germany. The Nazi leadership used trade expansion in this region to strengthen its political influence, which increased especially after the Munich Agreement and the beginning of the Second World War. Keywords: export, import, raw materials, currency, a competition, payments, the prices.
References
1. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj Federacii[Archive of foreign policy of the Russian Federation]. F.06. Op. 3. P. 13. D. 149.
2. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. [Archive of foreign policy of the Russian Fed-eration].F.082. Op.22. P.93. D. 14.
3. Volkov, V.K. (1966). Germano-yugoslavskie otnosheniya i razval Maloj Antanty, 1933-1938 gody [The German-Yugoslavian relations and disorder of Small Entente, 1933-1938]. M.
4. Zalepeev, V.N. Osnovnye napravleniya vneshnej torgovli gitlerovskogo pravitel'stva v kanun Vtoroj mirovoj vojny// Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015, №1. S111-115.
5. Kon"yunkturnyj byulleten' zhurnala Mirovoe hozyajstvo I mirovaya politika [The tactical bulletin of magazine the World economy and world politics](1939), 7/8.
6. Menzhinskij, E. (1939). Torgovaya politika kapitalisticheskih stran v 1938 godu [Commercial policy of the capitalist countries in 1938] Vneshnyaya torgovlya [Foreign trade], 1, 47-48.
7. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki [The Russian state archive of economy]. F.413. Op.13. D.2631.
8. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki [The Russian state archive of economy]. F.413. Op.13. D.2426.
9. Chempalov, I.N. (1972).Politika velikih derzhav v Dunajskom bassejne v konce 1938 - nachale 1939 godov [Policy of great powers in the Danube basin in the end of 1938 - the beginning of 1939]Mezhdunarodnye otnosheniya v novejshee vremya [The international relations during the Contemporary history]. Sverdlovsk.
10. Torgovye otnosheniya SSSR s kapitalisticheskimi stranami [Trade relations of the USSR with the capitalist countries].(1938).M.
11. Documents on German Foreign Policy. 1918-1945. From the Archives of the German Foreign Ministry. SeriesD (1937-1945). London -Washington, 1956. Vol.4.
Об авторе
Залепеев Владимир Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия); E-mail: [email protected]
Zalepeev Vladimir Nikolaevich - the candidate of historical sciences, the senior lecturer, the senior lecturer of chair of general history, the international relations and international law, Bryansk state university (Russia); E-mail:[email protected]