Научная статья на тему 'Внешнеполитический курс Турции в XXI в'

Внешнеполитический курс Турции в XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3045
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитический курс Турции в XXI в»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Э. Цыркуль,

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета (факультет международных отношений) ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ТУРЦИИ В XXI в.

Правление Партии справедливости и развития при участии премьер-министра Т.Р. Эрдогана - это особый исторический отрезок в политическом развитии Турецкой Республики. Турция смогла начать переговоры по вопросу вступления в Европейский союз, создала политику «нулевых проблем», весьма продвинулась в проведении внутренних реформ, став действительно самой европейской из восточных стран, и при этом часто демонстрировала свою независимость и твердость в политике. Несмотря на то что в последние пару лет у Турции ухудшились отношения с рядом стран, а сам Р. Т. Эрдоган подвергся жесткой критике внутри страны, это не пошатнуло ни позиций Турции на мировой арене, ни позиций турецкого лидера.

Какими же были годы успешного правления Р. Т. Эрдогана, которые в результате увенчались президентским креслом?

Результаты парламентских выборов 3 ноября 2002 г. стали неожиданностью для турецких политических, общественных, деловых и военных кругов. Почти неизвестная, сформированная чуть более чем за год до выборов происламская правая Партия справедливости и развития (ПСР) одержала в светской Турции внушительную победу, получив 34,5% голосов избирателей. Установленный 10%-ный барьер не преодолела ни одна из партий, составлявших правительственную коалицию.

В парламентских выборах 2002 г. приняли участие 18 политических партий, но лишь две сумели пройти в Меджлис - Великое национальное собрание Турции - высший законодательный

орган страны. В результате этой победы ПСР получила 366 мест из 550 и смогла сформировать однопартийное правительство, чего не наблюдалось в политической истории страны около 20 лет. Впервые за последние 40 лет в Турции был избран двухпартийный парламент.

Во время предвыборной кампании Генеральная прокуратура Турции выступала с представлением о запрете ПСР, так как военные, являвшиеся на тот момент гарантом светского режима в стране, отрицательно относились к политической деятельности исламистов.

В 1997 г. уже был прецедент отстранения армией от власти исламистской Партии благоденствия и ее лидера Н. Эрбакана.

Сразу после победы ПСР сделала ставку на разновекторную внешнюю политику, учитывая евразийскую сущность страны. Анкара сумела сохранить отношения с Вашингтоном на уровне стратегического партнерства, несмотря на трения в отношениях, связанные с отказом предоставить американским войскам турецкую территорию для широкомасштабной силовой операции против режима Саддама Хусейна и нежеланием Белого дома принимать силовые меры в отношении курдских боевиков РПК. Эти действия показали, что Анкара может принимать жесткие решения в защиту своих интересов даже тогда, когда эти решения не устраивают Вашингтон. Кроме того, Турция нормализовала отношения с соседними странами, занималась посредничеством и миротворчеством, призывала к диалогу цивилизаций. Был расширен список стран, с которыми отменен или упрощен визовый режим.

Самым впечатляющим достижением нынешнего турецкого правительства можно считать принятое 3 октября 2005 г. решение ЕС начать переговоры с Турцией о ее вступлении в Евросоюз в качестве полноправного члена. При всех сложностях этого события, неоднозначном отношении к нему как в самой Турции, так и в Евросоюзе следует признать, что именно правительство осуществило мечту, к реализации которой страна шла больше 40 лет.

Внешнеполитические ориентиры

В предвыборной программе 2011 г. правящей Партии справедливости и развития, определяющей направления политического и социально-экономического развития Турции до 2023 г., есть раздел, посвященный внешнеполитической стратегии Турецкой Республики, включающий следующие направления:

- стратегической целью является полное членство в ЕС. ПСР планирует продолжить шаги в этом направлении, несмотря на скептицизм некоторых европейский стран;

- укрепление сотрудничества с США. Турецко-американский политический диалог касается вопросов, затрагивающих Ирак, Афганистан, Ближний Восток, события в арабском мире, поддержание стабильности на Кавказе и Балканах. Отмечается необходимость расширения экономических связей, а также взаимодействие в сфере энергетики, безопасности и науки;

- сближение Турции с ближневосточными странами с перспективой полной экономической интеграции между Турцией и государствами региона;

- развитие турецко-российских отношений, что позволит осуществить стратегические планы Турции - стать энергическим транзитным узлом. Экономические отношения отмечаются позитивным ростом, их цель - достичь увеличения товарооборота к 2020 г. до 100 млрд долл.;

- распространение на тюркские республики нового формата сотрудничества, связанного с созданием советов стратегического сотрудничества высокого уровня1. Турция рассчитывает, создав тюркоязычный союз, использовать его в качестве мощного внешнеполитического инструмента.

«Если Турции удастся сделать турецкий язык языком общения в тюркоязычном альянсе, политических дебатов и всего документооборота, это был бы несомненный успех. Известно, что лингвополитические объединения играют важную роль в структуре транснациональной среды мировой политики»2;

- расширение связей со странами Африки. Партия власти важнейшей задачей видит открытие новых посольств и консульств на африканском континенте, а также участие турецких компаний и неправительственных организаций в расширении контактов.

1 Политическая концепция ПСР до 2023 года // URL: http://www.akparti.

org.tr

2 Ягья В.С. Турция в современной системе мировой политики // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке / Под ред. В.С. Ягьи. - СПб., 2011. -C. 168-224.

Политика «нулевых проблем»

В последнее время Турция в качестве основной опоры своей внешней политики использовала концепцию «ноль проблем с соседями». Ее идеологом стал бывший министр иностранных дел, а ныне премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу.

Политика «ноль проблем с соседями» - это формулировка задачи внешней политики Турции построить мирные и взаимовыгодные отношения со всеми соседними странами. Ахмет Давутог-лу считает, что каждой стране следует приложить усилия в формировании сильных региональных структур, которые смогут тесно взаимодействовать в целях укрепления мира и стабильности, создать атмосферу доверия и развить чувство ответственности за региональные проблемы.

Необходимость уделять внимание всему окружающему региону он объясняет просто: «Если вокруг Турции начертить круг диаметром в тысячу километров, в него войдут 20 стран, в круг же с диаметром в три тысячи километров поместятся 70 государств. Сколько стран находится в диаметре в три тысячи километров вокруг США?»1.

Хью Поуп в статье «Pax Ottomana? The Mixed Success of Turkey's New Foreign Policy» выделяет некоторые результаты такой внешней политики: стремление турецких властей решить вопрос Кипра, улучшение отношений с Грузией и Грецией, развитие связей с Россией до уровня одного из ведущих торговых партнеров и поставщика туристов. А также то, что Турция явилась помощником на переговорах между Израилем и Сирией, Сербией и Боснией и Герцеговиной. К тому же распространение новой внешней политики и на Ближний Восток до некоторой степени способствовало стабильности в регионе.

Неудачами, по мнению Хью Поупа, следует считать результаты споров с Арменией и ухудшение отношений с Израилем2.

Ситуацию с Арменией, напротив, стоит рассматривать как определенный успех политики «нулевых проблем», с опорой на

1 Давутоглу А. Нагорно-Карабахский конфликт // Информационно-аналитическое обозрение. 2011. 20 апреля // URL: http://www.economy.az/archives/ 56519

2 Pope H. Pax Ottomana? The Mixed Success of Turkey's New Foreign Policy // Foreign Affairs. 2010. Nov/Dec. Vol. 89. Iss. 6. P. 161.

которую обеим странам стало возможным сдвинуться с мертвой точки после долгих лет полного неприятия друг друга.

В книге «Стратегическая глубина: международное положение Турции» Ахмет Давутоглу говорит о том, что международное сообщество всегда ставило в плюс Турции ее связи с исламским миром, но при этом никогда не воспринимало их как «реальное сотрудничество». Это подрывает доверие арабских стран к Турции, которое постепенно стало снижаться. По его мнению, Турции необходима комплексная ближневосточная стратегия1.

Однако за несколько лет у Турции существенно ухудшились отношения с некоторыми странами, более того, Турция занимает в конфликтах принципиальную и довольно смелую позицию. Так, турецкое руководство активно привлекало внимание мирового сообщества к инциденту с «Флотилией свободы» и требовало извинений от Израиля и выплаты компенсаций семьям погибших, сведя при этом дипломатические контакты фактически к нулю. Несмотря на то что наладить отношения с Кипром, казалось бы, одна из ее первоочередных задач, но Турция, напротив, отметила осень 2011 г. скандальным спором из-за средиземноморского шельфа.

«Пробное бурение шельфа Кипром в начале октября Ахмет Давутоглу назвал провокацией и предупредил, что в Анкаре заключат соглашение с непризнанной международным сообществом Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК) о разграничении шельфа в Средиземном море и начале проведения зондажных работ»2.

Далее турецкие власти приняли решение отправить дополнительные военные корабли в Средиземное море в связи с обострившимися отношениями с Кипром и Израилем. Сегодня в трех важнейших странах региона - Египте, Израиле и Сирии - отсутствуют турецкие послы. США и ЕС устанавливают прямой контакт с Ираном. За последние три года в переговорах о членстве Турции в ЕС открыли только один раздел (ноябрь 2013 г.). К этим внешнеполитическим неурядицам добавились громкий внутренний коррупционный скандал, чистки в правоохранительных органах, ограничение свободы прессы и разгон демонстраций минувшим

1 Davutoglu A. Stratejik Derinlik: Turkiye'nin Uluslararas? Konumu, Istanbul,

2009.

2 Кипр начал бурение на шельфе - Турция решила не отставать // Радио Голос России. 2011. 19 сентября // URL: http://rus.ruvr.ru/2011/09/19/56375861.html

летом. Список проблем становится все больше, и это позволяет поставить вопрос о том, что стало со стратегией «нулевых проблем с соседями». Ответом на этот вопрос можно считать комментарий А. Давутоглу: «Она (политика "нулевых проблем с соседями". -Авт.) не должна служить "прикрытием" для действий, направленных против мира».

Бывший министр иностранных дел Турции Шюкрю Син Гю-рель еще на Стамбульской конференции в 2009 г. высказал мнение о том, что беспроблемных, «нулевых» отношений не бывает. «В проведении этой политики важно не само по себе отсутствие проблем, а разрешение их не с помощью силы и угроз, а путем переговоров на взаимоприемлемой основе» [2].

От Запада - на Восток?

Одним из главных вопросов, которым в настоящее время интересуются западные страны, остается дальнейшая внешнеполитическая ориентация Турецкой Республики. Многие исследователи заговорили о смене ее внешнеполитических ориентиров с переориентацией на Восток. Запад обеспокоен тем, что Турция все чаще проявляет свою независимость. Так, в 2003 г. Турция отказалась предоставить сухопутным силам США свою территорию для нападения на Ирак; в 2008 г. ограничила проход американских боевых кораблей в Чёрное море через проливы Босфор и Дарданеллы; выступила против Израиля, который является стратегическим союзником США; неоднократно голосовала против введения жестких санкций ООН по отношению к Ирану; совместно с Бразилией в 2010 г. предложила свой вариант решения «иранской ядерной проблемы», принятый Тегераном.

Также причины беспокойства Запада кроются в заявлениях турецких властей о теплых личных отношениях с мусульманскими лидерами и осуществлении Р. Т. Эрдоганом ближневосточного турне по странам «арабской весны». Тем более что Турция арабам ближе, чем другие государства, в силу ментальной, цивилизацион-ной и исторической общности. Арабские провинции в составе Османской империи издавна пользовались широкой автономией, а в начале XX в. Ахмед Кевдет-паша напоминал султану Абдул Хамиду о том, насколько важно относиться к арабам с уважением,

поскольку их язык был языком ислама1. К тому же Турция представляет собой вполне успешную модель «исламской демократии» как один из возможных вариантов нового пути развития арабских государств.

Плюсы от сближения Турецкой Республики с восточными странами следующие.

1. Расширяя сотрудничество со странами Востока, Турция повышает свое политическое влияние и международный престиж.

2. В 2004 г. торговый оборот с арабскими странами составлял около 13 млрд долл., сегодня он достигает 30 млрд долл., т.е. смещение в пользу восточного направления имеет выгодные последствия для турецкого государства и с экономической точки зрения.

3. За счет постепенного создания на Ближнем Востоке региональных зон безопасности, свободной торговли и безвизового режима Турция превращается, по словам турецких политологов, в «региональную супердержаву».

4. Турецкая Республика проявляет интерес к проблемам региона и выступает в роли посредника при урегулировании региональных кризисных ситуаций, что укрепляет стабильность в ре-гионе2.

В выборе восточного вектора политики не все усматривают плюсы в качестве регионального лидера.

В частности, А. Джакар считает, что, «ухудшая отношения с Израилем и США, превращаясь в угрозу режимам лидеров арабских стран и отдаляясь от Запада, Турцию могут ожидать определенные негативные последствия. Во-первых, в какой-то степени будут ослаблены возможности турецких властей вести борьбу с терроризмом. В этом случае некоторые террористические организации, действующие на территории Турции или против нее, могут воспользоваться поддержкой израильских спецслужб. Тогда увеличится число вылазок боевиков, что ослабит Турцию и поставит ее в безвыходное положение. Во-вторых, не исключены совместные операции против Турции в финансовой сфере, что подорвет ее положение на международной арене. Следует понимать, что

1 Финкель K. История Османской империи. Видение Османа. - М.: АСТ,

2010.

2 Гаджиев А.Г. K вопросу о некоторых особенностях турецкой внешнеполитической стратегии на Ближнем Востоке // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/ 2010/19-06-10a.html

одно лишь упоминание о Турции наряду с такими акторами международных отношений, как Иран и ХАМАС, будет негативно сказываться на ее международном престиже и снизит к ней доверие»1.

Турция заявляет о своей ответственности в палестино-израильском конфликте, урегулировании проблемы Нагорного Карабаха, разрешении кипрского вопроса, на Балканах, в Средиземноморье, Ираке, Афганистане и Центральной Азии, что международное сообщество воспринимает как претензию на региональное лидерство, а значит, и смену внешнеполитической стратегии. Многие политики и политологи полагают, что изменение политического курса Анкары вызвано неясными перспективами принятия Турции в Европейский союз.

Как сказал министр обороны США Роберт Гейтс, «если страна, лежащая по обе стороны Босфора, начинает смещаться в восточном направлении, это в немалой степени вызвано тем, что кое-кто в Европе отталкивает ее, отказываясь дать Турции ту органическую связку с Западом, которой она добивается»2.

Но несмотря на то что Турция действительно устала ждать «на пороге» Евросоюза, не думается, что это даст сколько-нибудь значительный повод для смены геостратегии. Скорее всего, наблюдается процесс не смещения Турции по оси Восток - Запад, как это подается в ряде западных СМИ, а формирования новой оси на геополитическом пространстве региона.

Как отмечает эксперт Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа Джелалеттин Йавуз, указанный процесс предполагает сближение с одним полюсом при отдалении от другого. Однако Турция не стремится примкнуть к пока еще не существующему конкретному полюсу на Востоке, а старается сформировать такой полюс и занять в нем центральные позиции, поскольку в настоящее время НАТО больше не является гарантом территориальной целостности Турции.

Лидеры ПСР также неоднократно заявляли, что страна не сменила своих приоритетных внешнеполитических направлений и современную внешнюю политику турецкого государства можно назвать «активной», но никак не «провосточной».

1 Джакар А.А. О внешнеполитической активности Турции на Ближнем Востоке // URL: iimes.ru/rus/stat/2010/15-06-10c.html

2 Занд Б. Как Запад теряет Турцию // URL: http://www.inosmi.ru/europe/ 20100616/160644928.html

В.С. Ягья отмечает, что «следует вести речь о диверсификации направлений внешней политики и об отказе от замкнутости международной деятельности страны в рамках западного мира». В подтверждение своих слов он приводит высказывание премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана: «Турция никогда не рассматривала Восток как альтернативу Западу, а Юг - Северу... будучи светским, демократическим и социальным государством, Турция взяла на себя ответственность быть мостом между Западом и исламским миром» [2].

Это вполне соответствует геополитическим устремлениям самого ЕС.

Интересны и выводы турецкого политолога Аманды Ача-коджи: «Нет необходимости иметь одно-единственное геополитическое направление, как нет необходимости делать выбор. Итак, никому не следует ожидать, что Анкара откажется от НАТО или уйдет с переговоров о членстве в ЕС»1.

В ноябре 2013 г. была открыта 22-я глава в переговорах о членстве в ЕС, и главный переговорщик, Эгемен Багыш, уверил общественность: «Внутри страны мы будем в любом случае продолжать реформы, ведь для нас очень важно вступить в Евро-союз»2.

В январе 2014 г. Р.Т. Эрдоган посетил Брюссель, где высказался за более плодотворные переговоры по вступлению Турции в Евросоюз. Да и ответный официальный, январский, визит французского президента в Турцию - первый за последние 22 года -говорит сам за себя.

В декабре 2013 г. парламент Турции одобрил все необходимые законы и документы для подписания соглашения о депортации в отношении нелегальных мигрантов, прибывающих в европейские страны через турецкую территорию. Одновременно с этим была начата либерализация визового режима, которую Р. Т. Эрдоган назвал «решающим моментом в отношениях с ЕС»3.

Активно реализуются инфраструктурные амбиции государства. Первый железнодорожный тоннель под проливом Босфор,

1 Akcakoca A. Is the West losing Turkey? Probably not // Today's Zaman. 2009. 11 November.

2 Турция листает главы эпоса о евроинтеграции // URL: http://Euronews.

com

3 Турция и ЕС подписали соглашение о безвизовом режиме // URL: http:// istanbulexpert.ru

соединяющий Азию и Европу, открылся в Стамбуле в конце октября 2013 г., в день празднования 90-летия Турецкой Республики. Идея, высказанная еще в XIX в. султаном Османской империи Абдул Меджидом, сегодня реализована правительством Р.Т. Эрдогана. В 2015 г. планируется завершить строительство третьего моста через Босфор, который поможет разгрузить трафик на дорогах Стамбула. К 2017 г. инфраструктурные успехи продолжит открытие третьего аэропорта в Стамбуле, который должен стать одним из самых больших в мире. Все эти проекты имеют целью превратить Стамбул в международный хаб. Тот уровень развития, который был достигнут Турцией за последнее десятилетие, стал возможным в результате демократизации и реформ, которые по большому счету осуществлялись благодаря поддержке и требованиям Запада.

Однако А. Давутоглу считает, что западные страны неправильно воспринимают турецкое государство в качестве объекта своего влияния и в рамках своих внешнеполитических целей.

«Турция уже не находится в сфере американского влияния, а сама способна проводить свою внешнеполитическую стратегию в том или ином направлении, действия которой направлены не против и не в интересах отдельной страны или даже группы стран, а преследуют прежде всего свои национальные интересы»1. В этой связи Р. Т. Эрдоган отмечает, что хотя Турция и не забывает о вступлении в Евросоюз, но из-за застоя в переговорах о вступлении его задача, как человека, несущего ответственность за 75 млн турок, состоит в том, чтобы думать и об альтернативных вариантах.

Нельзя не отметить, что Турция совсем не стремится получить одобрение со стороны Европы любой ценой. Всё это время Турция оставалась независимой страной со своим собственным мнением на происходящие в мире события.

Так, Турция не приняла западной позиции по украинскому кризису. «Вы помешались на коммунизме. Россия - цивилизованная страна со своими законами, - заявил представитель МИД Турции в Европейском союзе и главный переговорщик Мевлют Чаву-шоглу. - Украина сегодня, я надеюсь, неделима, но она уже опасно разделена. Целостность страны сейчас находится в опасности. Два года наши друзья-европейцы пытаются сказать украинцам: "Или

1 Гаджиев А.Г. К вопросу о попытках Турции выйти из-под влияния Запада // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/14-07-10b.html

выберите нас, или мы не будем вас поддерживать" - и этот подход неправильный. - Он также добавил: - Мы хотим продолжать сотрудничать с Европой, но ей необходимо пересмотреть свою политику»1.

Историческая встреча президента России В.В. Путина с президентом Р. Т. Эрдоганом увенчалась решением повернуть трубопровод нереализованного «Южного потока» в Турцию. Через территорию этой страны теперь будет проходить ежегодно больше 50 млрд м3 российского газа.

А. Миллер отметил: «Наша стратегия меняется в отношении европейского рынка в принципе. Решение об остановке "Южного потока" - это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю на европейском рынке».

Турция давно и последовательно идет к своей энергетической мечте - стать ключевым транзитным энергетическим узлом в регионе. То, что мечта сбудется так скоро, предугадать было сложно, но Турция умеет быстро реагировать на выпадающие ей шансы. Европа откровенно «заигралась» в санкции против России, для европейцев сам факт выступить против России важнее объективной реальности.

«Европейский союз, Европейская комиссия просто подарили Турции газовый вентиль. И я думаю, что Турция может воспользоваться этим в ее диалоге с Европой. Ну а мы получили нового стратегического партнера в газовом бизнесе. Турция - очень динамично развивающийся газовый рынок, по итогам 2014 г. они с третьего места по объему наших поставок выходят на второе место», - говорит А. Миллер.

Более десяти лет Р. Т. Эрдогану удается поддерживать высокий процент доверия населения. Он вошел в историю как незаурядный премьер-министр, а теперь и как президент, победивший на первых прямых президентских выборах с 52% голосов в первом туре. С 1 декабря Турция приняла председательство в 020, что дает возможность этому политику и его государству проявить свое лидерство на мировой арене.

1 Турция обвинила Европу в разжигании войны на Украине // URL: http://

www.regnum.ru/news/polit/1770825.html

Литература

1. Гаджиев А.Г. K вопросу о некоторых особенностях турецкой внешнеполитической стратегии на Ближнем Востоке // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/ 2010/19-06-10a.html

2. Гаджиев А.Г. К вопросу о попытках Турции выйти из-под влияния Запада // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/14-07-10b.html

3. Давутоглу А. Нагорно-Карабахский конфликт // Информационно-аналитическое обозрение. 2011. 20 апреля // URL: http://www.economy.az/archives/56519

4. Джакар А. А. О внешнеполитической активности Турции на Ближнем Востоке // URL :iimes .ru/rus/stat/2010/15-06-10c.html

5. Занд Б. Как Запад теряет Турцию // URL: http://www.inosmi.ru/europe/ 20100616/160644928.html

6. Кипр начал бурение на шельфе - Турция решила не отставать // Радио Голос России. 2011. 19 сентября // URL: http://rus.ruvr.ru/2011/09/19/56375861.html

7. Политическая концепция ПСР до 2023 года // URL: http://www.akparti.org.tr

8. Турция и ЕС подписали соглашение о безвизовом режиме // URL: http:// istanbulexpert.ru

9. Турция листает главы эпоса о евроинтеграции // URL: http://Euronews.com

10. Турция обвинила Европу в разжигании войны на Украине // URL: http://www. regnum.ru/news/polit/1770825.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Финкель K. История Османской империи. Видение Османа. - М.: АСТ, 2010. -829 с.

12. Ягья В.С. Турция в современной системе мировой политики // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке / Под ред. В.С. Ягьи. - СПб., 2011. -C. 168-224.

13. Akcakoca A. Is the West losing Turkey? Probably not // Today's Zaman. 2009. 11 November.

14. Davutoglu A. Stratejik Derinlik: Turkiye'nin Uluslararas? Konumu, Istanbul, 2009. - 262 S.

15. Pope H. Pax Ottomana? The Mixed Success of Turkey's New Foreign Policy // Foreign Affairs. 2010. Nov/Dec. Vol. 89. Iss. 6. P. 161.

«Обозреватель-Observer», М., 2015 г., № 7, с. 90-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.