Научная статья на тему 'ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС Ф. ОЛЛАНДА В АФРИКЕ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ'

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС Ф. ОЛЛАНДА В АФРИКЕ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеполитического курс / Пятая Французская республика / Ф. Олланд / foreign policy course / the Fifth French Republic / F. Hollande

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — К.В. Ахалаиа, Е.В. Архипова

В данной статье были рассмотрены концептуальные особенности внешнеполитического курса президента Пятой Французской республики Ф. Олланда (20122017 гг.), с точки зрения отечественных исследователей. Также были отражены крупные военные кампании, предпринятые французскими властями на африканском континенте в указанный период. Автор сделал вывод о двойственности внешней политики Ф. Олланда по отношению к африканским странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F. HOLLANDE'S FOREIGN POLICY COURSE IN AFRICA: THE VIEW OF RUSSIAN RESEARCHERS

This article examines the conceptual features of the foreign policy course of the President of the Fifth French Republic F. Hollande (2012-2017), from the point of view of domestic researchers. The major military campaigns undertaken by the French authorities on the African continent during this period were also reflected. The author drew a conclusion about the duality of F. Hollande's foreign policy towards African countries.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС Ф. ОЛЛАНДА В АФРИКЕ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС Ф. ОЛЛАНДА В АФРИКЕ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

К.В. Ахалаиа, студент

Научный руководитель: Е.В. Архипова, канд. ист. наук Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-32-34

Аннотация. В данной статье были рассмотрены концептуальные особенности внешнеполитического курса президента Пятой Французской республики Ф. Олланда (20122017 гг.), с точки зрения отечественных исследователей. Также были отражены крупные военные кампании, предпринятые французскими властями на африканском континенте в указанный период. Автор сделал вывод о двойственности внешней политики Ф. Олланда по отношению к африканским странам.

Ключевые слова: внешнеполитического курс, Пятая Французская республика, Ф. Олланд.

В период президентства Франсуа Олланда Западная Африка продолжала играть одну из ключевых ролей во внешнеполитическом курсе Пятой Французской Республики. Европейская держава стремилась сохранить тесные связи с бывшими колониями для укрепления своего влияния на африканском континенте и продвижения там собственных интересов.

На выстраивания близких отношений Франции с независимыми африканскими странами повлияла политическая карьера Ф. Олланда: он являлся представителем социалистической партии страны. Многие африканские лидеры придерживались левых взглядов в период Холодной войны, именно поэтому французскому президенту удалось найти точки соприкосновения с представителями бывших колоний. Как отмечает М.М. Панюжева, личностные качества Ф. Олланда тоже сыграли свою роль: он старался выстраивать связи с партнерами на основе принципа равенства и уважения и в случае разногласий всегда стремился найти компромисс [3].

Политика Ф. Олланда в отношении Африки отличается некоторой последовательностью, по сравнению с внешним курсом его предшественника Н. Саркози. Так, президент Пятой Французской республики руководствовался двумя основными принципами «Африка - африканцам» и «содей-

ствие разрешению внутренних кризисов в африканских странах» [8].

Российский исследователь постколониальной политики Франции В.Р. Филиппов уделяет большое внимание речи Ф. Олланда, с которой тот выступил в октябре 2012 г. в Дакаре. Французский президент заявил о своем намерении отказаться от колониального наследия и системы Франсафрика [5]. В своем выступлении он также подчеркнул, что африканские страны - независимые государства, которые в праве проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. При Ф. Олланде в рамках франко-африканского саммита изменился формат обсуждений. Если раньше встреча ассоциировалась с собранием глав подконтрольных Франции территорий, то в 2013 г. на повестку дня были вынесены глобальные проблемы, для решения которых необходимо содействие большого числа государств, в том числе и африканских. Впервые в саммите приняли участие лидеры Нигерии, Сьерра-Леоне, Уганды и Танзании.

Обещание о невмешательстве во внутренние дела африканских государств французский лидер так и не сдержал. Африка традиционно считается зоной экономических интересов Франции. Контроль над таким богатым полезными ископаемыми (ураном, нефтью и газом) регионом

позволял (и позволяет) ей успешно экономически развиваться. Отечественный политолог А.А. Кадомцев объясняет зависимость Франции от Африки тем, европейская держава несколько лет является лидером по производству атомной энергетики [1]. На данный момент на ее территории действуют 19 АЭС, для работы которых необходим уран. Большие запасы урана находятся на территории Африки, в частности в таких странах как Нигер, Мали и ЦАР. Гражданская война, смена власти или распространение террористических группировок на территории континента - это потенциальная угроза для энергетической безопасности Франции, именно поэтому в 2013 гг. началась серия ее военных операций в Африке.

Было проведено три крупных кампании на территории Африки: «Сангарис» в ЦАР (2013-2016 гг.), «Сервал» в Мали (20132014 гг.), «Бархан» в странах Сахеля (2014-2022 гг.). А.Р. Халитова объясняет их проведение несостоятельностью концепции «Африка - африканцам», выдвинутой Ф. Олландом - африканские лидеры были не в состоянии аккумулировать находящиеся в распоряжении ресурсы и направить их на решение возникших проблем [7].

В марте 2013 г. произошло обострение внутриполитического кризиса в Централь-ноафриканской республике (ЦАР). Происходила масштабная межконфессиональная борьба в ходе которой погибали мирные жители. Это вынудило Францию (при поддержке ООН) начать военную операцию «Сангарис». Несмотря на то, что Европейский Союз тоже принимал участие в разрешении возникшего конфликта, практических результатов это не дало: примерно половину военных составляли французы. Контингент Европейского Союза занимался охраной аэропорта и лагерей беженцев. В.Р. Филиппов в своей работе говорит о том, что французские военнослужащие играли ключевую роль в этой операции: они выдвигались в более далекие районы ЦАР и предпринимали активные боевые действия. Если говорить о результатах, то благодаря силам французской армии столица ЦАР стала безопасным местом, а в

западной части страны продолжал свою работу транспортный коридор между Банги и Камеруном [5].

Также 2013 г. ознаменовался еще одной военной кампанией Франции. Формальным поводом для участия французских вооруженных сил в разрешении конфликта в Мали стала просьба властей африканской страны. Ей была необходима военная помощь для оказания сопротивления радикально настроенным исламистским группировкам, движущимся в сторону столицы Мали - г. Бамако. С точки зрения С.В. Мезенцева, Париж руководствовался не только стремлениями помощь Мали, но и собственными мотивами [2]. Для Франции было жизненно необходимо разрешить конфликт в Мали для защиты собственных экономических интересов: на территории этой страны и соседнего Нигера вели свою деятельность две крупные французские компании по добыче урана «БОМАЖ» и «Огапо [6]. В начале 2013 г. Франция направила военный контингент для борьбы с исламистскими группировками - началась операция «Сервал». Французские силы в основном участвовали в «чистке» территории Мали от террористов. В 2014 г. Ф. Олланд объявил о завершении этой военной операции, а борьба французской армии с радикальными движениями продолжилась в рамках «Бархана».

В августе 2014 г. лидер Пятой Французской Республики объявил о контртеррористической операции «Бархан» против группировок джихадистов-салафитов в Сахельском регионе. Она осуществлялась при участии вооруженных сил Буркина-Фасо, Нигера, Мавритании, Мали и Чада -под общим руководством французского командования [7], отмечает А.Р. Халитова. В 2022 г. военная операция была свернута новым президентом Франции Э. Макрон. Он объявил о завершении 8-летней кампании, а также отметил, что Франция намерена изменить модель своего присутствия в Сахеле.

Отечественные исследователи придерживаются мнения, что африканский вектор внешней политики Франции в период президентского срока Ф. Олланда отличался

некоторой двойственностью: европейская военные операции, вмешиваясь в их внут-держава заявляла о праве бывших колоний ренние дела, руководствуясь собственны-на независимую политику, но проводила ми интересами на континенте.

Библиографический список

1. Кадомцев, А.А. Ядерная энергетика в мире и позиции РФ / А.А. Кадомцев // Международная жизнь. - 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interaffairs .ru/news/show/44221.

2. Мезенцев, С.В. Внутренние и международно-политические аспекты кризиса в Мали и французская операция «Сервал» / С.В. Мезенцев // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. - 2014. - №1. - С. 3-28.

3. Панюжева, М.М. Франция: новый президент - новый внешнеполитический курс? / М.М. Панюжева // Современная Европа. - 2013. - №3 (55). - С. 71-87.

4. Сидоров А.С. Военно-политическая активность Франции в Сахельском регионе /

A.С. Сидоров // Перспективы. Электронный журнал. - 2016. - №4 (8). - С. 88-98.

5. Филиппов, В.Р. Первое африканское турне Э. Макрона / В.Р. Филиппов // Международные отношения. - 2018. - №1. - С. 75-89.

6. Филиппов, В.Р. Приоритеты африканской политики Э. Макрона: операция «Бархан» /

B.Р. Филиппов // Международные отношения. - 2018. - №3. - С. 80-92.

7. Халитова, А.Р. Военные аспекты политики Франции в Африке при Н. Саркози и Ф. Олланде (2007-2017 гг.) / А.Р. Халитова // Конфликтология / nota bene. - 2019. - №3. -

C.33-44.

8. Leboeuf A., Suarez-Quenot H. La politique africaine de la France sous Francois Hollande. - Paris: IFRI, 2014. - 59 p.

F. HOLLANDE'S FOREIGN POLICY COURSE IN AFRICA: THE VIEW OF RUSSIAN

RESEARCHERS

K.V. Akhalaia, Student

Supervisor: E.V. Arkhipova, Candidate of Historical Sciences Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article examines the conceptual features of the foreign policy course of the President of the Fifth French Republic F. Hollande (2012-2017), from the point of view of domestic researchers. The major military campaigns undertaken by the French authorities on the African continent during this period were also reflected. The author drew a conclusion about the duality of F. Hollande's foreign policy towards African countries.

Keywords: foreign policy course, the Fifth French Republic, F. Hollande.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.