Научная статья на тему 'Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода'

Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
821
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельник Г. С., Виноградова С. М.

Статья посвящена проблеме создания позитивного образа России в массовом сознании народов зарубежных государств. Автор описывает задачи, которые необходимо решить для создания международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, а также методы и средства, которые позволят решить указанные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода»

Г. С. МЕЛЬНИК, С. М. ВИНОГРАДОВА

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ РОССИИ В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТКРИЗИСНОГО ПЕРИОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Россия, медийное пространство, посткризисный период, внешняя политика, имидж государства, стратегия государственной безопасности

Статья посвящена проблеме создания позитивного образа России в массовом сознании народов зарубежных государств. Автор описывает задачи, которые необходимо решить для создания международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, а также методы и средства, которые позволят решить указанные задачи.

Важнейшим инструментом защиты интересов России в мире служит имидж страны. От восприятия страны как актора международных отношений в массовом сознании зарубежных государств, его позитивной или негативной окраски зависит успешность проведения политики нашего государства. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной 12 мая 2009 г., в одном ряду стоят вопросы укрепления духовного единства многонационального народа нашей страны и создания «международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой» [25].

KEY WORDS:

Russia, media space, post crisis period, foreign policy, image of the state, strategy of national security

The article is dedicated to the problem of creation of the positive image of Russia in mass consciousness of people in the foreign states. The authors display the problems, which should be solved for creating the international image of Russia as a country of rich traditional and dynamically developed modern culture. The methods and tools enabling to solve the problems are pointed as well.

На фоне почти повсеместного падения рейтинга России на государственном уровне ставится стратегическая задача организации многоканальной коммуникации, обеспечивающей целенаправленный информационный поток через разные источники и, прежде всего, при помощи СМИ в целях:

а) повышения репутационных характеристик России в глобальном информационном пространстве;

б) нейтрализации вокруг западных рубежей России антироссийски ориентированных государств;

в) воздействия на целевые группы, изменение их установок, «динамику их аттитюдов и поведенческие проявления зарубежной общест-

Политика и правовое государство

Политика и правовое государство

венности в отношении России» [9,

с. 11].

Сегодня необходимость трансформации имиджа России диктуется многими причинами, среди которых важное место принадлежит изменению конфигурации современного мира, который уже не вписывается в рамки однополярной модели развития. Современному миру политологи предрекают многополюсное, полицентричное и даже бесполюсное будущее. По словам министра иностранных дел Российской Федерации С. Б. Лаврова, одной из новых политических реалий становится «возвращение России в глобальную политику, экономику и финансы в качестве активного и полноценного “игрока”».

Контуры нового имиджа обозначены Д. А. Медведевым 26 июля 2009 г. в интервью тележурналисту Кириллу Позднякову: Россия была и есть «образом современного и сильного государства, прагматичного, сдержанного, в то же время способного сказать свое слово в международном контексте, образом государства, которое является постоянным членом Совета Безопасности ООН, образом государства, от которого зависят очень многие вопросы в международном раскладе сил» [16].

В интервью журналистам «Независимой газеты» Президент РФ уточняет: образ России на международной арене должен «быть таким собирательным, но в то же время в целом комфортным для тех, кто с нами общается». Жесткий, а иногда и очень жесткий ответ, по словам главы государства, необходимо давать «только в том случае, если это угрожает интересам наших граждан»: «Во всех остальных ситуациях мы

должны быть прогнозируемым, сильным и комфортным партнером для наших соседей».

В посткризисный период Россия позиционирует себя как государство, выступающее за политику без иллюзий мирового господства, демонстрирующее умную рациональную политику и государственный прагматизм. Россия (со слов президента) осознает «необходимость преодоления унизительной сырьевой зависимости, погрязшей в пагубных привычках, коррупции и патернализме».

Продвижению именно такого образа России способствовали: саммит «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, ярославская международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность», проходившая в рамках форума «Стратегия-2020 — Новая тактика» (3 апреля 2009 г.), выступления Президента Дмитрия Медведева в ООН в сентябре 2009 г., встреча в формате «двадцатки», а также целый ряд внешнеполитических инициатив России, в частности встреча в Хабаровске ряда глав государств.

Между позиционированным и реальным имиджем государства есть разрыв. В данном контексте не может не вызвать обеспокоенности обилие негативных составляющих в международном имидже России. Она с давних времен представала взору иностранца в качестве огромного, плохо организованного пространства. Нищета, коррупция и преступность рассматривались исторически как непременные атрибуты ее существования («жандарм Европы», «тюрьма народов», «империя зла») [12]. Связь бизнеса, чиновников и «рус-

ской мафии», «великодержавные амбиции Кремля» прочно утвердились в списке «характерных черт» облика современной России. Водка, черная икра и энергетическая неопределенность становятся своего рода «джентльменским набором», претендующим на роль бренда страны за рубежом. «Негативная модель» российского внешнеполитического имиджа проецируется на различные сферы жизни страны — внутри- и внешнеполитическую, эко номическую, культурно-цивилизационную.

Приведем несколько типичных примеров. В одной из старейших американских газет «New York Post» была напечатана статья Ральфа Питерса -автора книги «Войны крови и веры» («Wars of Blood and Faith») — под названием «Россия выбирает оковы», которая неоднократно цитировалась в массмедиа России. Автор комментирует президентские выборы в России следующим образом: «Российская паранойя безмерна. Эта страна смотрит на всех со злобой и ни к кому не проявляет милосердия» [23].

Автор обвиняет Российскую Федерацию в том, что она «не диверсифицирует свою промышленную базу, не проводит капитальный ремонт разваливающейся системы образования, не создает человеческий потенциал и материальную инфраструктуру, гарантирующую будущее страны вне зависимости от ее энергоресурсов».

Итальянская «La Stampa» утверждает: «Москва больше не может позволить себе политической и военной наглости, ей теперь приходится выбирать между полетами бомбардировщиков над Атлантикой и пенсиями», «Поколе-

ние Медведевых не должно мстить за унижение империи Путиных, пребывающей в отчаянном положении» [6].

Во время грузино-осетинского конфликта с образом России стали ассоциироваться клише, которые напомнили о риторике пропагандистского противостояния, характерного для эпохи «биполярного мира»: «Россия — это по-прежнему голодная империя» («The Wall Street Journal»), «Россия в своем самодовольстве движется к падению» («The Times»), «Русские, уходите домой!» («Time»), «Россия не извлечет выгоды из агрессии» («The Times»), «Остановите медведя» («The International Herald Tribune»). Экспертами был отмечен серьезный дефицит поддержки России в мире. Даже более лояльных к России зарубежных аналитиков сильно беспокоит очевидная направленность нынешнего режима на «огосударствление» экономики, углубление контроля государства над работой главных, «стратегических» ее отраслей; наличие малоэффективных управленческих структур [20].

Обеспокоенность зарубежных аналитиков вызвал ряд актуальных проблем внешней политики нашей страны. Анджела Стент, директор Центра евразийских, российских и восточно-европейских исследований Джорджтаунского университета, в настоящее время работающая приглашенным профессором по программе Фулбрайта в МГИМО, сформулировала ряд вопросов, которые являются наиболее сложными для понимания западной общественности. Например, какой смысл вкладывает Россия в определение «привилегированное партнерство» с соседями, о котором говорил президент Мед-

Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода

Политика и правовое государство

ведев? Каковы сейчас внешнеполитические приоритеты России? Какое влияние окажет признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии на этот регион и как оно скажется за его пределами? Каким образом следует определять легитимные интересы России, ее соседей, Европы и Соединенных Штатов в СНГ? Может ли Россия предпринять новые военные действия на соседних территориях, например в Крыму? Является ли стремление России наладить более тесные связи с некоторыми соседями Америки: Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Боливией началом нового глобального американо-российского соперничества?

Западные государства и США признают сам факт развития России, но видят в этом «подрывной» эффект, который заключается в том, что Россия резко меняет в мире баланс сил. Серьезным фактором риска называются трения России и США, причем, Москву обвиняют в возврате к неоимперской политике. Объективный анализ, однако, позволяет предположить, что Россия попросту сопротивляется попыткам Запада подорвать ее геополитическое влияние, а то и воздействовать на внутри политическую обстановку в стране [26].

Патовая ситуация сложилась в «имиджевом пространстве» после газового конфликта между Украиной и Россией. Авторитетная немецкая газета «Frankfurter Allgemeine» отмечает, что в результате попыток Москвы и Киева представить друг друга «абсолютным злом» пострадала репутация обеих стран: «На Западе испорчен имидж России как надежного поставщика газа. Но и Украине сообщили, что Евросоюз

не будет думать о новом расширении, пока некоторые нынешние члены ЕС мерзнут. По крайней мере, этого Москва и хотела», — считает «Frankfurter Allgemeine» [11].

Известный французский дипломат Г. Робен в статье «Образ России как зеркало Запада», опубликованной в журнале «Geopolitique», не без сарказма заметил, что, тиражируя негативный имидж России, Запад пришел к ситуации, «которая отражает старую истину: по взгляду смотрящего мы узнаем больше о нем самом, чем о том, на кого он смотрит» [22]. Стереотипы по отношению к России, существующие на Западе, отражают не столько проблемы России, сколько проблемы самого Запада. В формировании образа России существенную роль сыграли страхи и предубеждения, обусловленные внутренним положением той или иной страны.

Анализ многочисленных публикаций в зарубежных СМИ (мониторинг около 4000 источников информации — ТВ, газета, информагентства, блоги, -проведенный компанией «Медиалогия. Информационно-аналитические технологии», получивший название «Образ России в G7 январь-август 2009») показывает, что в сознании мировой общественности укрепился образ России, вечно «догоняющей» лидирующие страны, и даже образ «умирающей» России. Многие эксперты вынуждены признать, что массмедиа позиционируют Россию в мире неверно и необъективно, что позволяет Западу формировать нужный образ России [см.: 8].

Данные говорят о необходимости серьезной информационной экспансии России на Запад. В этой связи уместно

привести заголовки статей, напечатанных в отечественной прессе: «Запад: любит, не любит... Обидчивость и кичливость пора изживать» [5], «Нас на Западе не любят. А нам все равно... или Почему Россия за океаном выглядит как в кривом зеркале?» [17]. Сугубо риторическим заданный вопрос назвать нельзя. Согласно опросу, проведенному 26 июня 2008 г фондом «Общественное мнение» на тему «Как относятся к России в мире?» 51 % респондентов думали, что Россию в мире воспринимают как «передовую» страну, примерно по две трети опрошенных полагали, что Россию в мире боятся (66%) и уважают (64 %). Три пятых опрошенных (58 %) полагали, что к России в мире относятся хорошо [4].

Неприглядной видится Россия с точки зрения человеческих ресурсов. Излюбленной темой западных СМИ является острая демографическая ситуация в России. Заголовки публикаций весьма тенденциозны: «Российский народ вымирает рекордными темпами от болезней, самоубийств, алкоголизма и наркомании» («Los Angeles Times», США); «А если Россия исчезнет?» («La Vanguardia», Испания); «Русские скоро кончатся» («The Wall Street Journal», США); «Смерть России» («Wprost», Польша); «Россия совершает демографическое самоубийство» («The Economist», Великобритания) [27]. Акцентируется внимание на сокращении численности населения, соотношении «коренных русских» и «покоренных народов», продолжительности жизни, снижении рождаемости, политике в демографической сфере, урбанизации, мигрантофобии, алкоголизме и т. д. Тотальность демографической катастро-

фы в России становится поводом территориальных претензий со стороны соседних государств и притязаний на ресурсы России (например, Китая, Японии и др.).

Серьезным испытанием для стран стал глобальный финансовый кризис, обвал фондовых рынков. У России кроме того имеются проблемы в различных сферах: недостаточная эффективность управления, коррупция и кумовство, непрозрачность управления предприятиями, товарными и финансовыми рынками. Об этом пишут Le Temps, Гардиан, The New York Times.

В странах, подобных Израилю, о России судят по олигархам, беглым и правящим. Олигархические интересы, естественно, вызывают определенное напряжение в деловых кругах (никто не хочет конкуренции). А это напряжение с помощью прессы находит свое отражение в создании новых «негативных» стереотипов. Информация с четырех ведущих русскоязычных израильских сайтов — «izrus.co.il», «newsru.co. il», «israelinfo.co.il», «kyrsor.co.il» показывает, что о России судят по известным персонам — русским олигархам. Б. Березовский, В. Гусинский, Б.Абра-мович, О. Дерипаска, Л. Невзлин здесь упоминаются чаще, чем, например, министр иностранных дел С. Лавров.

В последнее время Россия стремительно приобретает имидж технологически отсталой страны из-за следующего ряда обстоятельств:

1. «Булава» не летает [14].

2. Техногенные катастрофы слишком часты («Курск», СШГЭС).

3. ГЛОНАСС «хромает» и не выдает координаты на уровне точности GPS [19].

Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода

Политика и правовое государство

4. Отечественные спутники работают вдвое меньше зарубежных.

Б. Технологические цепочки ВПК нарушены.

6. Зарубежные партнеры отказываются от российской авиатехники (Алжир, Иран).

7. Авиапром катастрофически нерентабелен [З].

Не занимаясь собственным демографическим имиджем сейчас, не привнося новую позитивную информацию в международное коммуникативное сообщество, Россия, возможно, будет вынуждена приложить существенные усилия в дальнейшем для более адекватного позиционирования ее на международной арене. Во сколько обходится ребрендинг России? На формирование имиджа России тратятся большие средства. Так, Петер Финн писал в «The Washington Post», что «Россия тратит десятки миллионов на полировку своего имиджа за рубежом». Как полагают эксперты, в том числе российские, несмотря на многомиллионные имиджевые контракты, изменить взгляд западной аудитории на Россию пока не удается. Например, был заключен трехлетний контракт «Газпрома» с консорциумом PR-агентств во главе с PBN Company на проведение ряда PR-мероприятий в Европе и США. За программу по улучшению своего имиджа «Газпром», по неофициальным данным, собирается заплатить 11 млн долларов, но репутация у газового монополиста на Западе все равно остается неблагоприятной [24].

По словам шефа московского представительства Агентства Франс Пресс М. Виатто, возникает ощущение, что для российских руководящих деяте-

лей единственно важным является имидж России в российских СМИ: «А вот СМИ зарубежные, может быть, за исключением некоторых телевизионных компаний, совсем для них не важны» [2].

Позитивный образ страны без объективных факторов — научных и технических достижений, качества высших учебных заведений и образовательной системы в целом, достойного уровня жизни — невозможен. Хотя и можно при этом проводить мероприятия мирового масштаба: Олимпийские игры, Всемирную торговую ярмарку, чемпионаты мира по футболу, конкурсы «Мисс Вселенная».

Интересна попытка Минэкономразвития РФ создать концепцию улучшения имиджа страны и «запустить» бессрочную крупномасштабную РК программу улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом, материальная поддержка которой должна осуществляться не только из бюджетных средств, но и финансовых отчислений государственных монополий. Основной задачей РК-агентства, специализирующегося в сфере создания инвестиционного имиджа, призвано стать «донесение необходимой информации до иностранных инвесторов, ведущих международных рейтинговых агентств, международных организаций и консалтинговых агентств для объективного отражения инвестиционного имиджа России» [16].

Трудности в ходе продвижения российского имиджа за рубеж «объясняются во многом особенностями его структуры: он монолитен. Государство самостоятельно формирует требования, предъявляемые к имиджу страны, опре-

деляет его “экспортное” содержание и оберегает от сторонних вмешательств, направленных на возможную корректировку» [7].

Плодотворна идея о необходимости маркетингового подхода к продвижению имиджа России, который предполагает следующие действия:

— позиционирование и сегментирование аудитории;

— мероприятия по созданию бренда, определение вектора тождественности;

— систематическое и максимально точное донесение информации общественности по всем векторам коммуникации;

— формирование новой культурной идеологии;

— создание системы символов и метрической системы измерений эффективности продвижения бренда;

— разработку рекламной стратегии, создание образа государства в зарубежных СМИ, системное продвижение бренда [18].

Все министерства уже имеют сайт в Интернете, зачастую также на английском языке. Основные российские информационные агентства начинают представлять свою ленту новостей, как на русском, так и на английском, французском языках.

Конечно, расширение информационного пространства — важный, но не единственный компонент имиджевой политики России. Проблема скорее в содержательной стороне российской позиции, чем в интенсивности присутствия этой позиции в зарубежных средствах массовой информации. Важным аспектом является не только расширение площадок для диалога, увели-

чения числа информационных каналов, но и детальный анализ имиджа России.

Немаловажен и вопрос о том, насколько эффективно в формировании внешнеполитического имиджа России используются медиаресурсы. Первый шаг к улучшению образа российского государства в мире — это международный российский телеканал Russia Today. Появился новый российский пиар-продукт «Russia Profile» (своим появлением он обязан частному источнику и производится в Америке). В 2002 г. вышло новое издание, освещающее роль и место России в мировом сообществе, — журнал «Россия в глобальной политике».

Особую важность в нынешних условиях глобального развития обретает диалог России с влиятельными мировыми массмедиа. «Российская газета» запустила новый масштабный зарубежный пропагандистский проект, договорившись с «The Washington Post» (США), «The Daily Telegraph» (Великобритания) и «Жэньминь жибао» (Китай) о размещении в них приложения «Trendline’s Russia» («Российские тренды»). В скором времени планируется выпуск приложения еще в девяти странах. Соучредителем издания выступает государственное информагентство «РИА Новости». Четырехполосная англоязычная вкладка, которую готовят в России, ежемесячно выходит в газете «The Washington Post». Акцент делается на инвестиционную привлекательность России, а также на хорошо «обкатанную» рекламу исторических мест, культурных ценностей и успехов в области спорта, Кремль решил подправить имидж России в зарубежных печатных СМИ [13].

Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода

Политика и правовое государство

Программы становятся все более продуманными и утонченными. Правительственная «Российская газета» использует свою немалую прибыль для финансирования ежемесячных приложений к индийским, британским, болгарским и американским газетам. «Russia: Beyond the Headlines» является платным приложением к Washington Post» [1].

Финансируемый «РИА-новости» информационно-аналитический сайт Russiaprofile.org отмечается рядом западных комментаторов как толковый, увлекательный ресурс, на котором представлен широкий спектр мнений, в том числе выражающих довольно неприязненное отношение к Кремлю. Каждый год правительство приглашает от 30 до 40 экспертов по России и известных журналистов — в основном, из Соединенных Штатов и Западной Европы, которым устраивают встречи в непринужденной обстановке с российскими политиками и политологами.

Неоднозначные оценки экспертов вызывает сайт ИноСМИ. Действительно, ИноСМИ делают огромную и исключительную по своей значимости работу: знакомят пользователей Рунета с неожиданно востребованными в России переводами публикаций зарубежных медиа (информационный оффшор).

Парадокс международного «имиджевого пространства» заключается в том, что российские и зарубежные СМИ, действуя в одном информационном потоке, вместе создают образ России.

Большим препятствием и для наметившегося диалога, и для формирования имиджа нашей страны является размытость ценностных ориентиров

в современной российской внутренней и внешней политике. Как найти формулу, чтобы легитимно отстаивать свои интересы, признавая при этом некие общие правила? Вот эти правила, их структура, их содержание и составляют самый существенный вопрос в международных отношениях. Правила призваны регулировать столкновение интересов.

Согласование ценностей и интересов на международном уровне — процесс сложный и длительный, это скорее движение к идеалу, чем его реальное достижение. И вместе с тем, он выступает в качестве необходимой составляющей мировой политики. Названные важнейшие тенденции мирового развития не могут не сказываться на смещении акцентов в имиджевых партитурах стран. Нельзя не видеть, что Россия сегодня как раз и сделалась ареной жестокой конкуренции за источники сырья между ведущими государствами планеты, полем, на котором решается не только ее судьба, но в значительной степени и судьба всего человечества. Такова главная особенность развития страны, накладывающая отпечаток на имидж России первого десятилетия XXI в. [10]. История поставила Российскую Федерацию в центр резко усилившихся планетарных противоречий между странами.

Таким образом, все последние инициативы Президента Дмитрия Медведева показывают — Россия стремится сформировать ясную концепцию будущего мироустройства, отвечающего интересам безопасности страны и обеспечивающего устойчивость ее социальноэкономического развития. Сегодня на международной арене Россия предпри-

нимает не только информационно-пропагандистские усилия по «просвещению» западной общественности и преодолению ее предубеждений, но и добивается позитивных изменений имиджа страны. Однако создание привлекательного имиджа государства возможно лишь в контексте реальных успехов и достижений социально-экономического развития страны, укрепления авторитета власти, ее легитимности и компетентности. Важнейшей основой создания имиджа страны является духовная составляющая ее жизни,

ценностные ориентиры общественного строительства. Необходима адаптация имиджа к требованиям времени, его трансформация в связи с развитием экономических, социальных, технологических, информационных и иных процессов.

Таким образом, на поле мировой политики ясно очертились перспективы и динамика изменения миропорядка. Настало время «государств-мыслителей», которые порождают общественную философию, политическую культуру и новую идеологию.

1. Беспалов А. Россия тратит десятки миллионов на полировку своего имиджа за рубежом [Электронный ресурс] // ИноСМИ^. 2008. 6 марта. URL: http://www.inosmi.ru/stories/01/08/02/301 5/240058.html / (дата обращения 25.09.2009).

2. Виатто М. Мне кажется, единственно, что важно для российских руководителей — это имидж России в российских СМИ [Электронный ресурс] // Кремль.огд: политическая экспертная сеть. 2002. 11 декабря. URL: http://www.kreml.org/opinions/10133086 (дата обращения 25.09.2009).

3. Волчкова М. В катастрофическом пике [Электронный ресурс] // Завтра. 2008. 15 октября. Цит. По: Центр Кургиняна. URL: www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&auth=9&theme=&id=212 (дата обращения 25.09.2009).

4. Дмитриева Е. Вернуть имидж: политикам нужно учиться общению с зарубежными СМИ [Электронный ресурс] // РБК daily. 2008. 22 августа. URL: http://www.gipp.ru/openarticle.php?id=24175 (дата обращения 25.09.2009).

5. Запад: любит, не любит... Обидчивость и кичливость пора изживать // АиФ. 2009. Сентябрь. № 39.

6. Зафесова А. Бай-бай. Путин. Медведев встал на крыло [Электронный ресурс] // InoPressa. Иностранная пресса о России и не только. 2009. 8 мая. URL: http://www.inopressa.ru/article/ 08May2009/lastampa/zafesova.html (дата обращения 25.09.2009).

7. Зегонов О. В. «СМИ vs Россия»: возможен ли диалог [Электронный ресурс] // Интернет-конференция Современная Россия и мир: альтернативы развития (международный имидж России в XXI веке). Алтайская школа политических исследований. 2007, май. URL: http://ashpi.asu.ru/talks/ ths_2007/ths02/zgnv.html (дата обращения 25.09.2009).

8. Имидж государства / региона в современном информационном пространстве: материалы международного форума. 2009. 24-25 марта [Электронный ресурс]. URL://http: statebrand.ru/ (дата обращения 25.09.2009).

9. Имидж государства / региона: современные подходы. Новые идеи в теории и практике коммуникации / под ред. Д. П. Гавры. СПб., 2009.

10. Имидж России в глобальном пространстве [Электронный ресурс]. URL: www.imageofrussia.info/ content/view/13/30 (дата обращения 25.09.2009).

11. Имидж Украины испорчен, чего и добивалась Россия. Газеты в Германии и Австрии подводят итоги газового конфликта между Украиной и Россией. Комментаторы при этом обвиняют обе стороны [Электронный ресурс] // ЛIГАБiзнесIнформ: Информационное агентство. 2009. 20 января. URL: http: news.liga.net/pda/articles/NA090033.html (дата обращения 25.09.2009).

Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода

Политика и правовое государство

12. Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы [Электронный ресурс] // Элитариум: центр дистанционного образования. 2007. 8 апреля. URL: http:// www.elitarium.ru (дата обращения 25.09.2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Кремль решил подправить имидж России в зарубежных печатных СМИ [Электронный ресурс] // Новости Newsru.com]. URL: http://www.newsru.com/russia/18oct2006/image.html (дата обращения 25.09.2009).

14. Литовкин Д. Почему пчела летает, а «Булава» — нет? [Электронный ресурс] // Известия. Ру.2009. 29 июля. URL: www.izvestia.ru/armia2/article3131213/ (дата обращения 25.09.2009).

15. Медведеву близок и приятен образ России в виде медведя [Электронный ресурс] // РИА Новости: лента новостей. URL: http://www.rian.ru/politics/20090726/178679985.html (дата обращения 25.09.2009).

16. МЭРТ донесет до Запада «нужную» информацию о России: Чиновники правительства придумали, как улучшить инвестиционный имидж России. Для донесения «необходимой информации» до иностранных инвесторов будут привлечены зарубежные СМИ и PR-агентства [Электронный ресурс] // Новости@Mail.ru 2007. 10 октября. URL: http://news.mail.ru/politics/1451579/print// (дата обращения 25.09.2009).

17. Нас на Западе не любят. А нам все равно... или Почему Россия за океаном выглядит как в кривом зеркале? // Комсомольская правда. 2007. 30 марта.

18. Никонов А. Имидж России за рубежом: маркетинговый анализ [Электронный ресурс] // Русский мир. 2007. № 0 // Экспертиза. Орг. 2008. 19 апреля. URL: http://expertize.org/ru/content/view/ 41/57/ (дата обращения 25.09.2009).

19. О роли техники в российской политике [Электронный ресурс]. URL: http://myweapon.ru/cat/ id_95.html Проверено 25.09.2009.

20. Психологические основы новой «холодной войны» [Электронный ресурс] // Gazeta.uz: Новости Узбекистана. 2006. 23 сентября. URL: http://gzt.uz/rus/analitika/psixologicheskie_osnovi_no-voy_xolodnoy_voyni.mgr (дата обращения 25.09.2009).

21. Разработка теоретической модели имиджа территориально-государственных субъектов для внешних аудиторий: Научно-исследовательская программа [Электронный ресурс] // Имидж государства: исследовательский проект. URL: http://statebrand.ru (дата обращения 25.09.2009).

22. Робен Г. Образ России как зеркало Запада [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2008. 20 июля. URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/33/9972.html (дата обращения 25.09.2009).

23. Россия выбирает оковы («New York Post», США) [Электронный ресурс] // ИноСМИ^ 2008. 6 марта. URL: // www.inosmi.ru/stories/07/04/23/3507/240064.html (дата обращения 25.09.2009).

24. Симакин Д., Лоссан А. Во сколько России обходится репозиционирование бренда «Россия» [Электронный ресурс] (дата обращения 25.09.2009).

25. Совет безопасности Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/ (дата обращения 25.09.2009).

26. Стент А. Проблема России в отношениях между США и Европой [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/11498Angela_Stent_rus. doc (дата обращения 25.09.2009).

27. Уолл Д. Слишком мало и слишком поздно для России [Электронный ресурс] // ИноСМИ^ 2006. 21 августа. URL: //inosmi ru/translation/229464.html (дата обращения 25.09.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.