Научная статья на тему 'Внешнеполитический имидж российской Федерации: проблема целеполагания'

Внешнеполитический имидж российской Федерации: проблема целеполагания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
432
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеполитический имидж / эффективный имидж / внешняя политика / общественное мнение. / image / international image / foreign policy / public opinion.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ю Г. Жеглова

В статье фиксируется разрыв между усилиями по формированию должного имиджа Российской Федерации за рубежом и получаемым результатом. Одной из причин этого автор считает некорректность в целеполагании. Автор считает, что исходя из понимания природы имиджа, необходимо добиваться не столько позитивного, сколько эффективного имиджа РФ за ее пределами, предлагает определение эффективного образа РФ и критерии эффективности, а также пути его создания и продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF RUSSIAN FEDERATION ABROAD IN NEED OF PROPER GOALS

There is an obvious gap between efforts to build appropriate Russian Federation's national image abroad and the results. The author believes that one of the reasons for that is the deficiency in goal setting. Given the instrumental nature of images the author views creating effective image of Russian Federation abroad as the proper goal instead of positive image. The article also offers the definition of effective image of Russian Federation abroad, describes approaches to building and promoting effective image as well as measuring its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитический имидж российской Федерации: проблема целеполагания»

УДК 327 Ю. Г. Жеглова

преподаватель кафедры рекламы и связи с общественностью ИМО и СПН МГЛУ; e-mail [email protected]

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

В статье фиксируется разрыв между усилиями по формированию должного имиджа Российской Федерации за рубежом и получаемым результатом. Одной из причин этого автор считает некорректность в целеполагании. Автор считает, что исходя из понимания природы имиджа, необходимо добиваться не столько позитивного, сколько эффективного имиджа РФ за ее пределами, предлагает определение эффективного образа РФ и критерии эффективности, а также пути его создания и продвижения.

Ключевые слова: внешнеполитический имидж; эффективный имидж; внешняя политика; общественное мнение.

Zheglova Yu. G.

Senior Lecturer, Advertising & Public Relations Chamber, Department of International & Socio-Political Sciences, MSLU; e-mail [email protected]

PERCEPTION OF RUSSIAN FEDERATION ABROAD IN NEED OF PROPER GOALS

There is an obvious gap between efforts to build appropriate Russian Federation's national image abroad and the results. The author believes that one of the reasons for that is the deficiency in goal setting. Given the instrumental nature of images the author views creating effective image of Russian Federation abroad as the proper goal instead of positive image. The article also offers the definition of effective image of Russian Federation abroad, describes approaches to building and promoting effective image as well as measuring its effectiveness.

Key words: image; international image; foreign policy; public opinion.

В последнее время все чаще обращает на себя внимание факт регулярных и все более настойчивых мер российского государства, направленных на налаживание работы по формированию и продвижению имиджа России за рубежом. Можно даже сказать, что после того, как в постсоветский период в России по существу произошла дефрагментация механизма внешнеполитической активности государства за рубежом, в последние годы мы наблюдаем беспрецедентную активность власти на этом поприще.

Формирование образа России за рубежом было поднято на уровень государственных задач в начале 2000-х гг. Президент России 28 июня 2000 г. утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации, в которой четко прописывались задачи по формированию нового имиджа российского государства за рубежом: «Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом» [4]. Еще через четыре года на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России 12 июля 2004 г. Президент РФ В. В. Путин заявил, что «представления о России, существующие в странах вашего пребывания, часто далеки от реальности. Нередки и спланированные кампании по дискредитации нашей страны, вред от которых очевиден и для государства, и для отечественного бизнеса» [7].

Из федерального бюджета начали поступать значительные финансовые средства, которые позволили провести техническое переоснащение и ребрендинг государственных информационных агентств ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», радиостанции «Голос России», которые усилили информационно-пропагандистскую работу за рубежом не только с помощью традиционных форматов вещания, новостных лент и печатных изданий, но и Интернета, создавая в этих целях новые мультимедийные продукты.

С 2005 г. в систему формирования внешнеполитического имиджа России в мире и, конечно, в первую очередь в США, был включен телеканал Russia Today (RT). Телеканал начал использовать возможности международного телевещания для, как подчеркивалось в пресс-релизе компании, «отражения российской позиции по

главным вопросам международной политики и информирования аудитории о событиях и явлениях российской жизни» [9].

По мнению немецкой газеты Tagesspiegel, канал RT является успешным воплощением намерения Москвы создать противовес CNN и BBC, а также представляет собой на сегодняшний день наряду с экспортом энергоносителей и военной техники наиболее эффективный инструмент внешней политики России [13].

Несмотря на то, что канал позиционирует себя как самостоятельную структуру, его финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. В 2005-2006 гг. каналу из федерального бюджета выделялось по 30 млн долл. США ежегодно [11], в 2007 г. -2,4 млрд рублей [6]. На 2013 г. на финансирование RT отводилось уже 11,2 млрд рублей, при этом Президент России В. В. Путин распорядился не сокращать финансирование этому государственному СМИ [8].

Если говорить о печатных СМИ, то в 2006 г. «Российская газета» запустила масштабный проект по формированию у зарубежного читателя положительного образа России, рассчитанный в первую очередь на американскую аудиторию. Изданию «удалось договориться с американской Washington Post, британским Daily Telegraph и китайской «Жэньминь жибао» о размещении в них приложения Trendline's Russia («Российские тренды»)». Главной задачей проекта, финансируемого из государственного бюджета, являлось распространение информации об инвестиционной привлекательности России, а также делался акцент «на обкатанные еще при советской власти рекламу исторических мест, культурных ценностей и успехи в области спорта» (Коммерсант, 10.10.2006). В 2013 г. приложения размещались подконтрольной правительственной «Российской газете» компанией Russia Beyond the Headlines (RBTH) в 27 зарубежных изданиях в 21 стране на 16 языках. Совокупный тираж публикаций RBTH составляет примерно 10,5 млн экземпляров, а читательская аудитория оценивается в 32 млн человек. (Эти данные с сайта компании расходятся с данными ее же медиакита, где фигурируют 24 страны, 11,4 млн экземпляров и 34 млн читателей, что не меняет общей картины). Нельзя при этом не отметить, что среди всех стран, в которых работает RBTH, США - единственная страна, в которой эта компания имеет сразу трех партнеров в лице трех авторитетных газет - The Wall Street Journal, The New York Times и The

Washington Post. Слоган компании - Our news, told in your language («Наши новости вашим языком»). Портфель электронных ресурсов RBTH состоит из страничек на сайтах ключевых изданий из числа партнерских, версии для iPad, а также ряд специальных проектов, например Read Russia («Читайте о России»), Russian Start-ups («Российские стартапы»), 30under30 и Russian Hockey Players Guide (справочник российских хоккеистов) [19].

К работе над внешним имиджем России стали систематически привлекаться западные PR-структуры. Впервые новая модель реализована в ходе саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 г. Для оказания коммуникационной поддержки в подготовке и проведении саммита, впервые проходившего на территории России, был «заключен контракт с американским PR-агентством Ketchum, «дочкой» мирового рекламного гиганта Omnicom Group Inc. [2]. Первый опыт привлечения западного ресурса для формирования положительного образа России за рубежом оказался, по мнению российской стороны, успешным. За работу на саммите Ketchum был награжден призом журнала PRWeek за лучшую глобальную PR-кампанию года, ему также достался престижный трофей Американского общества по связям с общественностью - «Серебряная наковальня» [14].

В дальнейшем агентство занималось PR-поддержкой процесса вступления России в ВТО, лоббировала интересы российской стороны в ходе диалога вокруг отмены поправки Джексона-Вэника, вело работу по усилению инвестиционной привлекательности России. Благодаря Ketchum, как считает пресс-секретарь Президента РФ Д. С. Песков, «во многом удалось изменить баланс публикаций в прессе в пользу России», посвященных войне с Грузией. «По сообщению вашингтонской газеты The Hill, уже на следующий день после начала войны в Южной Осетии ведущие лоббисты входящей в Ketchum компании The Washington Group связывались с руководством комитетов по иностранным делам конгресса США. Ketchum распространяло в офисах законодателей заявления российского правительства. В 2009 г. агентство через своего партнера - лоббистское агентство Alston & Bird - в течение полугода оказывало консультационные услуги новой американской администрации «по вопросам внешней политики и экономики, торговли, энергетики и военно-политическим темам, которые влияют на двусторонние российско-

американские отношения» [2]. Сегодня Ketchum, приобретя контрольный пакет российского PR-агентства Maslov PR, продолжает выполнять заказы по формированию положительного образа России под брендом Ketchum Maslov [15]. Интересы РФ в США и Европе также представляли компании Washington Group и Gplus Europe. В январе 2013 г. Минэкономики РФ заключило трехлетнее соглашение с банком Goldman Sachs по улучшению делового имиджа страны за рубежом. Контракт оценивался в 500 тыс. долл. США {Коммерсант, 10.12.2013). В 2007 г. основан фонд «Русский мир», который создает центры русского языка, выдает гранты, запустил радио. Ежегодно фонду выделяют 500 млн руб. В 2008 г. создано Россотрудничество.

Стремясь повысить результативность информационного обеспечения внешнеполитической деятельности РФ, формирования ее имиджа вне пределов страны, в 2013 г. власти начали консолидацию ранее действовавших разрозненно медийных каналов. Указом Президента РФ от 9 декабря 2013 г. создано сразу получившее статус стратегического федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» - на базе РГРК «Голос России» и Российского агентства международной информации «РИА «Новости». Основным направлением деятельности Международного информационного агентства «Россия сегодня» декларируется освещение за рубежом государственной политики РФ и общественной жизни в Российской Федерации [12].

Одним из драйверов процесса может стать Россотрудниче-ство - Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и международному гуманитарному сотрудничеству, подведомственное МИД РФ. В мае 2013 г. Рос-сотрудничество Указом Президента РФ В. В. Путина наделено полномочиями координатора деятельности в сфере содействия международному развитию (СМР). В апреле 2014 г. главой государства подписана обновленная Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию. В конце 2014 г. в финальную стадию вступила работа над Комплексной стратегией расширения гуманитарного влияния России в мире [1]. По словам главы МИДа С. В. Лаврова, гуманитарная деятельность имеет особое значение в нынешних условиях, когда «события на Украине и вокруг нее наглядно продемонстрировали, что мы

сталкиваемся с возрастающей конкуренцией, зачастую недобросовестной, в вопросах формирования общественного мнения. Принимаются беспрецедентные меры по дискредитации российской политики и искажению образа нашей страны» (Коммерсант,10.07.2014). Другими словами, в МИДе и Россотрудничестве рассчитывают на получение от участия РФ в СМР, от все более активной роли нашей страны как государства-донора имиджевых дивидендов. Создан даже логотип с матрешкой, которым будут маркироваться все поставки за рубеж в рамках СМР. А само Россотрудничество, видимо, намерено стать российским аналогом американского Агентства по международному развитию (USAID).

Сторонники вышеописанного подхода берут за основу концепцию «мягкой силы». Оппоненты, ссылаясь на считающегося автором концепции Дж. Ная, отмечают, что он сам конкретно о гуманитарной деятельности как имиджевой составляющей «мягкой силы» не говорил, но это не отменяет творческого развития популярной теории. Так или иначе, полезными для оценки перспектив представляются цифры: по оценкам в 2013 г., Россия выделила на программы содействия международному развитию около 610 млн долл. США. При благоприятной экономической конъюнктуре к 2020 г. эта сумма может вырасти до 4-5 млрд долл. США [1], в то время как USAID работает с 1960 г., а его запрошенный на 2015 г. бюджет составляет 20,1 млрд долл. США [21].

Однако несмотря на все усилия, отношение к России за рубежом лучше не становится. По данным Pew Research Center for the People and the Press на июль 2014 г., неприязненно относились к РФ 74 % европейцев, 72 % американцев, 68 % населения Ближнего Востока, 45 % опрошенных в Латинской Америке, 41 % в Азии, 31 % в Африке. Как отмечают эксперты Pew, уровень негативного отношения к России значительно поднялся в 20 странах из 36, в которых проводился опрос, опустился в шести государствах и остался примерно на том же уровне в оставшихся. Лидерами падения предсказуемо стали США и Европа [23].

Понятно, что такие данные решающим образом были обусловлены событиями на Украине и вокруг нее, а, вернее, неполным и во многом искаженным освещением этих событий в иностранных СМИ. Однако и до этих событий отношение к России иностранных участников подобных опросов однозначно положительным назвать

было сложно. Судя по цифрам того исследовательского центра Pew, в 2013 г. негативно относились к России 64 % европейцев, 54 % американцев, 43 %о респондентов на Ближнем Востоке, 38 0% в Латинской Америке, 36 % в Азии и 27 % в Африке [18]. Еще более ранняя статистика открывает картину, столь же далекую от благополучия. Так, в 2007 г. доля респондентов с негативным отношением к России в США составляла во Франции 65 %, в Великобритании - 31 % в США - 35 %, в Германии - 62 % (сумма данных может быть не равна 100 %, так как в ней не показаны доли респондентов, не ответивших на вопрос или не определившихся с ответом) [5].

Такую же безрадостную картину дают составляемые по разным темам и методикам рейтинги. Типичным примером может служить регулярный (ежегодный) рейтинг, составляемый базирующейся в Лондоне неправительственной непартийной исследовательской организацией Legatum Institute. Ее специалисты оценивают страны по уровню жизни, называя самые удобные, комфортные для проживания государства. Так, по итогам 2011 г. рейтинг стран мира по рассчитываемому Legatum Institute индексу процветания (Prosperity Index) страны выстроились следующим образом: 1-е место - Норвегия, 2-е - Дания, 3-е - Австралия, 9-е - США, 59-е - Россия, 110-е -ЦАР. Годом ранее Россия в рейтинге стран мира занимала 63-е место, еще ранее - 69-е [16].

Рейтинги и социологические опросы представляют собой самые распространенные и легко интерпретируемые способы оценки состояния имиджа страны, хотя и носят в какой-то мере субъективный и даже условный характер. Как справедливо отмечает, например, И. С. Семененко, «при всей их значимости, среднестатистические социальные и экономические показатели, равно как и разнообразные рейтинги стран по конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, уровню влияния на мировую политику, индексу развития демократии или распространения коррупции, не позволяют составить сколько-нибудь полное представление о качестве национального развития» [10].

Тем не менее эти данные могут использоваться как красноречивый индикатор устойчивого неблагополучия состояния внешнеполитического имиджа Российской Федерации. Собственно сам информационный «блэкаут» по поводу Украины на Западе не мог бы быть, во всяком случае в первые месяцы, до такой степени эффективным,

если бы дезинформация не вписывалась в общее укоренившееся негативное представление о нашей стране.

Причины такого состояния дел активно и плодотворно анализируются в политологическом дискурсе. При этом основные усилия концентрируются вокруг концептуальных подходов, разработки некоего глобального проекта (национальной идеи, набора ценностей и т. п.), которые смогли бы привлечь зарубежное общественное мнение и при этом ассоциировались бы с Российской Федерацией как их носителем. Однако поиск ответов на концептуальные вопросы пока продолжается, а проблема внешнеполитического имиджа РФ на фоне обострения геополитической конкуренции требует оперативных решений и по другим направлениям. Так, причинами ненадлежащего состояния внешнеполитического имиджа РФ представляются, в том числе, некорректность целеполагания и отсутствие адресности, т. е. невысокой или вообще нулевой степени таргетированности усилий по формированию внешнеполитического имиджа РФ.

На данный момент имплицитно предполагаемая цель конструирования внешнего имиджа России может быть сформулирована как понравиться всем. Это находит отражение уже в самой общепринятой позитивно-негативной парадигме оценок состояния имиджа. То есть имидж рассматривается как хороший или плохой, как благоприятное или неблагоприятное отношение к нашей стране широкой зарубежной общественности.

В таком позитивно-негативном подходе к оценке международного и / или внешнеполитического имиджа государства, на наш взгляд, методологически не оправдано, поскольку отношение иностранцев к государству не тождественно его имиджу. Внешнеполитический имидж государства, как и всякий имидж, представляет собой конструкт, инструментальный образ. Исходя из понимания внешнеполитического имиджа именно как инструмента внешнеполитических коммуникаций и шире - внешней политики, оценки «позитивный» или «негативный» могут применяться к нему с осторожностью, поскольку инструмент не совсем верно оценивать как хороший или плохой. Более адекватной представляется его оценка с точки зрения эффективности.

Понятие эффективного внешнеполитического имиджа в таком случае можно определить как такой имидж в глазах зарубежной общественности и политического истеблишмента, который

способствует тому, чтобы позиция РФ по ключевым вопросам внешнеполитической повестки дня была услышана, адекватно понята и отражена при принятии решений, значимых в двусторонних или международных отношениях. С политологической точки зрения эффективный внешнеполитический имидж государства можно описать как имидж, позволяющий РФ вступать со своими партнерами в реально, а не декларативно равноправные отношения. То есть оценивать эффективность внешнего имиджа страны следует с точки зрения ее удач и неудач в реальном внешнеполитическом процессе. Позитивная или негативная эмоциональные составляющие внешнеполитического имиджа присутствуют, но являются не определяющими, а фоновыми.

Проиллюстрировать эту мысль можно на примере динамики внешнеполитического имиджа РФ. Например, в США в 1990-х гг. опросами Gallup фиксировался период некоторого носившегося в воздухе внешнеполитического романтизма по отношению к России, и в 1994-1997 гг. большинство американцев относились к России благоприятно. Но на этот же период приходятся, например, снятие с боевого дежурства ракет СС-18, исключительно слабая позиция России по Югославии, присоединение России к антисербской резолюции ООН, огульная конверсия отечественной оборонной промышленности. США успешно вытесняли Россию того времени с постсоветского пространства, блокировали выгодные для нее сделки, например по поставкам ракетной техники в Индию и т. п. Практически именно об этом позднее, в 2007 г., писал президент американского Института Никсона Д. Саймс: «За фасадом дружбы представители администрации Клинтона ждали от Кремля, что тот примет американское понимание национальных интересов России. Тэлботт и его помощники называли такую тактику "кормить шпинатом"»1. Другими словами, при положительной динамике отношения к России со стороны общественного мнения ее внешнеполитический имидж был неэффективен, поскольку не способствовал реально равноправным отношениям, в рамках которых РФ могла бы отстаивать свои национальные интересы.

В дальнейшем, напротив, накопление отрицательного заряда в отношении к России сопровождалось некоторым повышением

1 Цит. по: [20].

эффективности ее внешнеполитического имиджа. Как только Россия укрепилась экономически и политически, она смогла тверже заявлять о своей позиции по тому или иному вопросу, внешнеполитический истеблишмент США начинал рассматривать это усиление как потенциальную угрозу интересам США, затем следовали резкие заявления и шаги и ухудшение отношения к России. По такой схеме развивалась, например, ситуация вокруг вторжения американских войск в Ирак: Россия тогда не смогла этому воспрепятствовать, но ее отрицательное отношение к этому шагу было заявлено решительно и на всех возможных площадках, поддержано таким сильным актором мировой политики, как Китай. В итоге оказалось, что иракская проблема не имеет военного решения, интервенция была осуществлена под надуманным предлогом, а Россия получила дополнительные имиджевые дивиденды.

Еще одно уточнение, которое необходимо внести в разработку целеполагания при формировании имиджа РФ за рубежом, касается учета многообразия внешних имиджей государства, а также отношений между ними. Инвестиционный и туристический имиджи, имидж внешнеполитический и спортивный, научный, культурный и политический, экономический имидж и имидж власти, отражая разные проявления функционирования государства, соотносятся друг с другом как сообщающиеся сосуды. Разноплановость внешних имиджей государства означает необходимость использования при их формировании и продвижении специфических каналов коммуникации, разработки соответствующего контента.

Немалое значение при этом имеет вопрос сегментирования надлежащих целевых аудиторий с учетом того, что в целом внешняя политика и события за рубежом не принадлежат к числу приоритетов широкого общественного мнения на Западе. Интерес к внешней политике в целом результат не постоянного и системного внимания, а, скорее, заинтересованность в отдельных проблемах, а пики интереса связаны, в основном, с электоральными ожиданиями, с предвыборными кампаниями, в ходе которых кандидаты пытаются убедить избирателей в своих преимуществах и компетентности - в том числе и в решении проблем мировой политики. Например, как констатирует политолог Н. В. Злобин, «американцы не интересуются внешней политикой в массе своей. Внешняя политика монополизирована очень небольшой группой в элите, которая и представляет страну

на мировой арене. И американцы не интересуются тем, что же делает эта узкая группа от имени Америки в мире. Конечно, когда идет война, и в твой штат приходят гробы, и это ударяет по экономике, они начинают чесать в затылке и думать, как же это так. Но в целом большинство американцев не участвуют в выработке внешнеполитического курса» [3].

Еще один важный аспект касается необходимости учета сегментации общественного мнения на Западе. Например, в тех же США, по данным Pew Center, иерархия внешнеполитических приоритетов у широкой публики и у членов влиятельного Совета по международной политике, куда входят 4700 представителей внешнеполитического истеблишмента, выглядит по-разному [18]:

Проблема Широкая общественность (%) Члены Совета по международной политике(%)

Защита США от террористов 83 76

Защита рабочих мест в США 81 29

Нераспространение оружия массового уничтожения 73 81

Снижение зависимости от импорта энергоресурсов 61 47

Противодействие глобальному наркотрафику 57 17

Глобальное изменение климата 37 57

Усиление роли ООН 37 17

Сокращение нелегальной иммиграции 48 11

Продвижение и защита прав человека в других странах 33 19

Способствование повышению уровня жизни в развивающихся странах 23 25

Продвижение демократии в других странах 18 12

Таким образом, в работе по формированию имиджа Российской Федерации за рубежом представляется целесообразным, наряду с решением организационных, финансовых и концептуальных проблем, рассмотреть возможность внесения некоторых корректировок в формулирование целей. Речь идет о том, чтобы стратегической целью стало выстраивание не столько позитивного, сколько эффективного имиджа РФ, который только и может выполнять

задачу обеспечения конкурентного преимущества нашей страны в условиях обострения геополитической конкуренции. Тактические цели при этом должны быть диверсифицированы по типам имиджа, каналам коммуникации, контенту и целевым аудиториям, что даст возможность наладить адресную работу в противовес «стрельбе по площадям».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Габуев А., Черненко Е. Мешок с матрешкой // Коммерсантъ Власть, -2014. - № 22. - С. 40.

2. Злобин А. Peregruzka для президентов // SmartMoney. - 2009 (10 марта). -№ 8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/ smartmoney/article/2009/03/10/9791.

3. Злобин Н. В. Самая большая слабость Америки // Взгляд. - 2013 (18 марта) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vz.ru// politics/2013/3/18/615841.html.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации, 2000 (28 июня) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ documents/25.html.

5. Мартынова Л. Г. Современный имидж России: дис. ... канд. полит. Наук. - М., 2011. - 151 с.

6. Независимая газета. - 2006 (5 сентября).

7. Путин В. В. Выступление на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России. 12 июля 2004 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ appears/2004/07/12/0000_type63374type63378_74399.shtml.

8. Путин спас ВГТРК и Russia Today от урезания бюджета // Lenta.ru. -2012 (29 октября) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta. ru/news/2012/10/29/letthembe/.

9. Russia Today - «Русский BBC»? // Телеспутник. - 2005. - № 8(118). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.telesputnik.ru/ archive/118/article/32.html.

10. СемененкоИ. С. Культура, общество и образ России // Неприкосновенный запас. - 2007. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// magazines.russ.ru/nz/2007/1/se5-pr.html.

11. Трещанин Д. Почему у России никогда не будет своей Аль-Джазиры // Свободная Пресса. - 2011 (6 февраля) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svpressa.ru/society/article/38306/.

12. Указ Президента Российской Федерации № 894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств

массовой информации». - 2013 (9 декабря) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/19805.

13. Der Tagesspiegel. - 2013 (14. März).

14. Ketchum. - URL: http://www.ketchum.com/about.

15. Ketchum. - URL: http://www.ketchum.com/ru/moscow.

16. Legatum Institute. - URL: http://www.prosperity.com/#!/.

17. Pew Research Center. - URL: http://www.pewglobal.org/2014/07/09/russias-global-image-negative-amid-crisis-in-ukraine/.

18. Pew Research Center. - URL: http://www.people-press.org/2013/12/03/ public-sees-u-s-power-declining-as-support-for-global-engagement-slips/12-3-2013-8/.

19. Russia Beyond the Headlines. - URL: http://rbth.ru/about_us/products.

20. Rutland P. Dubinsky G. U.S. - Russian Relations: Hopes and Fears. - URL: http://prutland.web.wesleyan.edu/Documents/US-Russian%20relations.pdf.

21. Usaid.gov. - URL: http://www.usaid.gov/results-and-data/budget-spending.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.