ПОДГОТАВЛИВАЯ И РАЗВЯЗЫВАЯ ВОЙНУ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ЧЕРНОБРОВКИНА Юлия Андреевна
МАОУ лицей № 14 им. заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина г. Тамбова, 11 «В» класс. Научные руководители: Карамнова Светлана Евгеньевна, учитель истории МАОУ лицея № 14, Полякова Елена Геннадиевна, учитель русского языка МАОУ лицея №14
Статья посвящена анализу внешнеполитической ситуации в мире накануне мировой войной, попытки ведущих мировых держав с помощью дипломатических «лазеек» затормозить начало войны.
Ключевые слова: дипломатия, Антанта, Тройственный союз, Россия, Сараево, мобилизация, Австро-Венгрия, империализм.
«Было ли что-то не так с нашей цивилизацией и с ценностями, в которые мы так верили? Великая война давала ужасный ответ», - говорил Лорд Грей в 1925 г. уже после окончания Первой мировой войны. Действительно, итоги этого события заставляют задуматься. Политическая карта Европы претерпела глобальные изменения, мир был залит кровью невинных людей, сражавшихся за честь своих стран, экономика многих европейских держав была разрушена и переведена на военные условия. Для России результатом этой войны явились Февральская и Октябрьская революции. Произошла ликвидация четырех империй: Российской, Германской, Османской и Австро-Венгерской. Условия Версальского мира для Германии вылились в катастрофу, вследствие чего в стране стали возникать общественные движения, требующие расплаты. Все это явилось предпосылкой прихода к власти нацистов и развязывания ими Второй мировой войны.
Возникает вопрос: стоило ли России из-за империалистических амбиций Германии вступать в Первую мировую войну? Стоила ли «игра свеч» или нет? Ответ кроется во внешнеполитических и вытекающих из них дипломатических аспектах войны.
Пороховой бочкой войны стала ситуация на Балканах. Болгария ждала реванша за Вторую балканскую войну, Турция выжидала момент, чтобы отнять у Греции Эгейские острова, многих не устраивали новые границы Албании и т.д. Но самым значимым является тот факт, что за всеми балканскими державами стояли великие державы Европы. Грубо говоря, с помощью других, более слабых стран, Европа решала свои вопросы. Так, Россия и Англия не желали видеть Турцию под покровительством Германии; в Болгарии, Румынии и Греции шла борьба за политический ориентир этих стран между Антантой и Тройственным союзом.
Но главной «взрывчаткой» Первой мировой войны стала Сербия. В этой стране столкнулись интересы Австро-Венгрии и России. Сербия стремилась освободить южнославянское население Австро-Венгрии, этот шаг, безусловно, поддерживала Россия, мать всех славян. Австро-Венгрия же, напротив, видела в этом шаге угрозу своего существования.
Немалую роль в начавшейся войне сыграла сербская тайная организация «Черная рука», которая стремилась вызволить сербов из-под гнета австрийцев. Тем временем наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц-Фердинанд затевал войну против Сербии. Глава «Черной руки» Драгутин Дмитриевич, по кличке Апис, замышлял его убийство. В итоге, 28 июня 1914 г. Франц-Фердинанд был убит в населенном сербами боснийском городке Сараево. Сразу же после этого события дипломатия Антанты и Тройственного союза начала работать над укреплением своих позиций в ожидании неизбежной схватки.
Австрия решает идти войной на Сербию, поэтому отправной точкой войны стало совещание дипломатов Австро-Венгрии и Германии в Потсдаме, на котором Т. Бетман-Гольвег (рейхсканцлер Германской империи) заявил австрийцам, что в конфликте из-за Сербии Австрия «может с уверенностью рассчитывать на то, что Германия будет стоять за нею в качестве союзника и друга».
7 июля 1914 г. в Вене состоялось заседание Совета министров. В протоколе завещания говорилось: «Все присутствующие, за исключением королевского венгерского председателя Совета министров (Тисы), придерживаются мнения, что чисто дипломатический успех, даже в том случае, если бы он закончился полнейшим унижением Сербии, не имел бы ценности. Поэтому нужно предъявить Сербии настолько радикальные требования, чтобы можно было заранее предвидеть их отклонение, дабы приступить к радикальному же разрешению вопроса путем военного вмешательства».
23 июля Австро-Венгрия направляет Сербии ультиматум. Ввиду сараевского убийства, венское правительство требует запрещения антиавстрийской пропаганды, участия австрийских властей в подавлении антиавстрийского движения на территории Сербии и, в частности, в следствии по сараевскому делу. Текст этого ультиматума был составлен самым дерзким образом. В своей книге «Дипломатия в новое время» В.П. Потемкин замечает, что «сербское правительство... заявляло, что ни одно правительство не может принять эти требования, которые равносильны отказу от суверенитета».
Нужно отметить, что убийство Франца-Фердинанда, безусловно, было выгодно Германии, которая стремилась найти любой повод, лишь бы развязать войну, она жаждала мирового господства. Именно поэтому дипломатия Антанты и ее союзников должна была «приостановить пыл» Германии, попытаться решить все разногласия мирным путем. В июле 1914 г. позицию Германии хорошо разъяснил статс-секретарь ведомства иностранных дел Готлиб фон Ягов. В его словах четко прослеживалась политика империализма: «В основном, Россия сейчас к войне не готова. Франция и Англия также не захотят сейчас войны. Через несколько лет, по всем компетентным предположениям, Россия уже будет боеспособна. Тогда она задавит нас количеством своих солдат; ее Балтийский флот и стратегические железные дороги уже будут построены. Наша же группа, между тем, все более слабеет». Эти слова наилучшим образом подчеркивают, что политическая система России отстала от требований современной эпохи. Существовала небольшая элита, стараю-
щаяся поддерживать западный образ жизни, а остальное население жило в своем собственном мире, в доиндустриальной эпохе. Крестьяне, которые составляли большую часть населения, практически не знали, что такое прогресс. Неустойчива Россия была не только в политической системе, но и в сфере военного дела: после пятилетней войны с Японией Россия была почти беспомощна, реформирование российской армии началось только в 1910 г. и не могло дать результата так быстро. И хотя некоторые реформы были весьма удачны, замечание Ягова попадает прямо в цель: 4 года - слишком маленький срок, чтобы реализовать реформу на сто процентов. К тому же малообразованный русский солдат плохо ориентировался на местности, ему трудно было овладеть техникой, он нередко терялся в сложной ситуации, поэтому одной храбрости солдата, которой так славилась Россия во всех войнах, было недостаточно.
Но войны нельзя было избежать, поэтому русское правительство решает как можно быстрее мобилизовать свои военные силы. Германия же рассчитывала на молниеносный разгром Франции в начале войны, который облегчался бы медленной мобилизацией российских войск, поэтому германская дипломатия старается приостановить русскую мобилизацию.
28 июля Вильгельм II прислал Николаю II телеграмму, в которой просил прекратить военные приготовления, ссылаясь на то, что будет оказано воздействие на Вену. «Теперь у меня нет больше сомнений относительно истинных причин австрийской непримиримости», - сказал Сазонов, министр иностранных дел России. В тот же день царь подписал приказ о всеобщей мобилизации. Но незадолго до ее объявления царь изменил свое решение и отдал приказ приостановить распространение этого указа в армии. Дело было в том, что Николай получил новую телеграмму от Вильгельма II, в которой кайзер уверял царя в попытках достижения соглашений между Россией и Австрией. Николай поддался влиянию Вильгельма, и только благодаря Сазонову мобилизацию все-таки удалось возобновить. Сазонов понимал, что война неизбежна, мешкать с мобилизацией войск очень опасно. И 1 августа 1914 г. начинается Первая мировая война.
Я считаю, что все беды России в войне и после нее кроются в неправильном дипломатическом выборе (Россия поддерживала Англию и Францию, но неприязненно относилась к Германии). Россия нуждалась в союзе с двумя странами: Францией и Германией. Франция была гарантом уничтожения германского распространения в Европе, Германия же имела лидирующие экономические позиции. России были необходимы новые технологии и новые специалисты. Еще в 1905 г. две великие империи Россия и Германия пытались подписать союзнический договор, к которому, по мнению Вильгельма II, могла присоединиться и Франция. И хотя трудно предположить это, зная франко-германские разногласия, однако Николай II понимал, что достичь соглашения между Францией и Германией можно будет дипломатическими средствами. И он подписал бы этот документ! Если бы не одно «но»... Ознакомившись с текстом соглашения, министр иностранных дел граф В.Н. Ламздорф и председатель Комитета Министров С.Ю. Витте убедили царя отказаться от союзнического договора. В своей книге «История России ХХ век» А.Н. Боханов пишет: «.почему все-таки две монархии, связанные общностью исторической судьбы, родственно-династическими узами, тесными торговыми контактами, оказались по разные стороны фронтовой линии? Тем более что никаких прямых противоречий, территориальных претензий друг к другу у них не было»
Таким образом, два военно-политических блока, непримиримые враги Антанта и Тройственный союз, затевали между собой войну и вели империалистическую политику. Как пишет в своей книге В.П. Потемкин, «поэтому в войне 1914-1918 гг. ее виновники - империалисты всех стран».
ЛИТЕРАТУРА
1. Потемкин В.П. История дипломатии: в 3 т. Т. 2: Дипломатия в новое время. М.: ОГИЗ, 1945.
2. Боханов А.Н., Зырянов П.Н., Дмитриенко В.П. История России ХХ век. М.: АСТ, 2001.
3. Уткин А.И. Забытая трагедия. Россия в Первой мировой войне. Смоленск: Русич, 2000.
4. URL: http://ru.wikipedia.org
5. URL: http://www.diphis.ru/istoriya_diplomatii-c2.html
FOREIGN POLICY AND DIPLOMATIC ASPECTS OF WORLD WAR I
Chernobrovkina Y.A., MAOU lyceum № 14 named after Honored Teacher of Russia A.M. Kuzmin in Tambov, 11 class.
Supervisors: Karamnova Svetlana E., history teacher MAOU lyceum № 14, Polyakova Elena G., russian teacher MAOU lyceum № 14.
The article analyzes the foreign policy situation in the world on the eve of World War I, an attempt of leading world powers through diplomatic "loopholes" to slow down the start of the war.
Key words: diplomacy, the Entente, the Triple Alliance, Russia, Sarajevo, mobilization, Austria-Hungary, imperialism.