Научная статья на тему 'ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА (РПК) В 1990-2010 ГГ'

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА (РПК) В 1990-2010 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПК / НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ / DEMOCRATIC PEOPLES UNIONS / ФРОНТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ КУРДИСТАНА / NATIONAL LIBERATION FRONT OF KURDISTAN / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС КУРДИСТАНА / KURDISTAN NATIONAL CONGRESS OF KURDISTAN / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / СЕВЕРНЫЙ КУРДИСТАН / NORTHERN KURDISTAN / ТУРЦИЯ / TURKEY / FOREIGN-POLICY ACTIVITY OF THE WPK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмедов Теюб Ахмедович

В статье исследована внешнеполитическая деятельность Рабочей партии Курдистана в конце ХХ - начале XXI века. Она проходила в условиях противодействия со стороны турецких властей и противников создания независимого Курдистана. Реализация национальных и политических задач курдского народа требовала особых дипломатических методов. Основой внешнеполитической деятельности РПК стали ее структурные организации, которые были вынуждены постоянно трансформироваться. Большую роль в международной деятельности РПК играла курдская диаспора в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN-POLICY ACTIVITIES OF THE WORKERS PARTY OF KURDISTAN (WPK) IN THE 1990 - 2010-IES

In the article studies the foreign-policy activity of the Workers Party of Kurdistan at the end of the XX - early XIX century. It activity took place in the face of counteraction by the Turkish authorities and the hostiles of the establishment of independent Kurdistan. Implementation of national and political objectives of the Kurdish people required particular diplomatic methods. The basis of foreign-policy activity of the WPK stay its structural organizations, which had to transform constantly. The big role in the international activity of WPK play the Kurdish diaspora in Europe.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА (РПК) В 1990-2010 ГГ»

УДК 94(5):329(100)РПК

АХМЕДОВ Т.А.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА (РПК) В 1990-2010 ГГ.

Ключевые слова: внешнеполитическая деятельность РПК, Народно-демократический союз, Фронт национального освобождения Курдистана, Национальный конгресс Курдистана, Европейский Союз, Северный Курдистан, Турция.

В статье исследована внешнеполитическая деятельность Рабочей партии Курдистана в конце ХХ -начале XXI века. Она проходила в условиях противодействия со стороны турецких властей и противников создания независимого Курдистана. Реализация национальных и политических задач курдского народа требовала особых дипломатических методов. Основой внешнеполитической деятельности РПК стали ее структурные организации, которые были вынуждены постоянно трансформироваться. Большую роль в международной деятельности РПК играла курдская диаспора в Европе.

AKHMEDOV, T.A.

FOREIGN-POLICY ACTIVITIES OF THE WORKERS PARTY OF KURDISTAN (WPK)

IN THE 1990 - 2010-IES.

Ключевые слова: foreign-policy activity of the WPK, Democratic Peoples Unions, National Liberation Front of Kurdistan, Kurdistan National Congress of Kurdistan, European Union, Northern Kurdistan, Turkey.

In the article studies the foreign-policy activity of the Workers Party of Kurdistan at the end of the XX -early XIX century. It activity took place in the face of counteraction by the Turkish authorities and the hostiles of the establishment of independent Kurdistan. Implementation of national and political objectives of the Kurdish people required particular diplomatic methods. The basis of foreign-policy activity of the WPK stay its structural organizations, which had to transform constantly. The big role in the international activity of WPK play the Kurdish diaspora in Europe.

Рабочая партия Курдистана, как ведущая сила национально-освободительного движения курдского народа, с первых дней своего существования (1978 г.) начала активно вести внешнеполитическую деятельность, заявляя о себе как о политической организации не только Северного Курдистана, но и всего курдского народа на пространстве географического Курдистана. Постепенно набирая опыт и влияние, в 90-х годах ХХ века РПК уже полноценно выступала на политической арене европейских стран. Стремясь действовать не только как вооруженная сила, но и как дипломатически активная организация, она предлагала политические пути урегулирования курдской проблемы в Турции и других странах Ближнего и Среднего Востока.

К началу 90-х годов ХХ века Рабочая партия Курдистана имела свои дипломатические организации, в частности Фронт национального освобождения Курдистана, Парламент Курдистана в изгнании и др., которые вели активную легальную деятельность в европейских странах. Также представители РПК имели контакты со специальными службами Сирии, Ирака, Ливана, Саудовской Аравии и т.д.

При содействии определенных сил этих стран, руководство РПК искало контакты с турецкими властями. Один из первых таких контактов произошел в начале 1993 года, когда лидер курдского национально-освободительного движения А. Оджалан, при посредничестве сирийской разведки [1, с.15-17], обратился к президенту Т. Озалу с предложением прекратить огонь и приступить к мирным переговорам [2, с. 32-36]. Рабочая партия Курдистана в марте объявила перемирие в одностороннем порядке. Однако загадочная смерть Т. Озала от сердечного приступа в апреле 1993 года не

позволила продолжить дальнейшую реализацию мирных инициатив [3, с. 27-34]. В 1993 году Сирия и Турция подписали общий меморандум по вопросам безопасности, в котором Сирия формально признала РПК террористической организацией [4, р. 105].

Основная работа по налаживанию внешнеполитических связей РПК была возложена на плечи Фронта национального освобождения Курдистана (ФНОК), который с момента создания в 1985 года активно прибивал себе дорогу в мировую дипломатию. ФНОК имел свои представительства во всех демократических странах мира, в первую очередь в тех государствах, где компактно проживает курдская диаспора, в частности - в Германии, России, Франции, Швеции и т.д. [5, с. 8-9]. Подобные представительства существуют в Германии, Швеции, Бельгии и других странах мира.

В 90-е годы ХХ века ФНОК неоднократно направлял послания в ООН, Совет Европы, Совет по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Европейский Союз, Лигу Арабских государств и в другие международные организации, призывая великие державы содействовать урегулированию курдского национального вопроса в странах Среднего Востока и в Турецкой Республике [6, р.9]. Благодаря работе его активистов, во всех странах проживания курдов были открыты представительства ФНОК, стали успешно функционировать информационные агентства, начали издаваться газеты и журналы на многих языках мира [7, р.6], в частности - на арабском, русском, английском, немецком, турецком, французском.

VII чрезвычайный съезд РПК в январе 2000 года реорганизовал политическую структуру ФНОК и создал вместо него Народно-демократический союз (НДС) [8, с. 52]. Его целью стало продолжение политической работы в мире в новых условиях для партии и курдского народа. НДС, как легальная организация, в новых политических условиях смог вести политическую борьбу и демократическую работу более активно, чем ФНОК.

В 90-е годы ХХ и начале XXI века представители ФНОК, а после реорганизации -Народно-демократического союза, вели работу с членами постоянных комиссий ООН, СБСЕ, Совета Европы, Красного Креста и других международных организаций.

В этот период значительный вклад в курдское национально-освободительное движение вносила проживающая в Западной Европе курдская диаспора. В ее среде активно действуют курдские политические партии и организации, которые основали многочисленные органы печати, научные и информационно-пропагандистские общества [9, с. 112-117]. Появилось понятие «европеизации» курдского движения. Так, общее число проживающих в Германии курдов составляет 600 тыс. человек. Из этого числа с 1993 года в акциях и демонстрациях протеста в связи с курдской проблемой участвовало не менее 80 тыс. чел [10].

Участники акций утверждали, что протестуют против притеснения курдов как в Турции, так и в самой Германии. Одним из поводов для протеста было то, что Германия подписала ряд соглашений с Турцией о продаже военной техники. В начале ноября 1993 года протесты вылились в массовые нападения на турецких граждан и их собственность в более чем 30 городах Германии. И уже в конце ноября Рабочая партия Курдистана была объявлена в Германии криминальной организацией, а ее деятельность, как и деятельность аффилированных с нею структур, была запрещена [11, р. 8-9].

Эскалация военного конфликта в Турецком Курдистане в середине 1990-х годов вызвала новую волну недовольства в Западной Европе. Весной 1995 года Германия, Нидерланды и Норвегия объявили о военных санкциях в отношении Турции, временно заблокировав поставки вооружения и военно-техническое сотрудничество [12]. Тем не менее, руководство РПК считало, что Германия приняла сторону Анкары. Германские газеты цитировали слова Оджалана, сказанные им в 1996 году: «Германия объявила войну РПК. У нас есть, чем ответить. Каждый курд - это потенциальный террорист-смертник». Впоследствии он смягчил свое заявление, указав, что врагами РПК являются

не немцы, а турки в Германии. Тем не менее, это усилило беспокойство властей ФРГ. Некоторые германские политики открыто указывали на то, что запрет деятельности РПК не дает должного эффекта - агитация и прочая деятельность связанных с ней структур продолжает действовать [13].

С середины 90-х годов ХХ века РПК в Европе учредило Курдское информационное агентство «Комитет Курдистана» [14, с. 7-8]. А в ходе работы V съезда РПК в 1995 году в Великобритании начало свою работу курдское спутниковое телевидение «МЕД ТВ» [15, р. 31-32]. После того, как британские власти отозвали лицензию канала «МЕД ТВ», в Европе начали вещание каналы «Месопотамия» и «МЕДИА ТВ». С момента создания этих каналов турецкие власти требовали их закрытия. Однако каналы курдского телевидения выходили в эфир под все новыми названиями. На сегодняшний день - это «РОЖ ТВ» в Бельгии и Дании.

Курдские информационные центры в Европе в основном освещали тяжелое положение курдского народа в Турции и странах Среднего Востока, печатали на страницах газет очерки о самобытной культуре, традициях и истории курдского народа, показывали сюжеты из зон боевых действий, разъясняли мировой общественности причины противостояния РПК с турецкими властями.

В апреле 1995 года представители Рабочей партии Курдистана и других курдских организаций основали в Европе Парламент Курдистана в изгнании. Местом проведения заседаний парламента являлся Брюссель. Предполагалось, что в Парламенте смогут объединиться различные прокурдские силы, но на практике он многими рассматривался как орган РПК. Поэтому в нем отказались участвовать, например, курдские партии Ирака, а Европейские страны и США отказались его признавать [16, р. 89].

Парламент имел тесные связи с Рабочей партией Курдистана, а его создание было предусмотрено решением пятого съезда Рабочей партии Курдистана [17, с. 12-14]. Несмотря на поддержку ПКИ парламентариями таких стран, как Дания, Россия, Нидерланды и Швеция, ряд стран - США, Германия, Великобритания и другие, высказались против его создания [17, с. 13-15]. За три года своего существования Парламент Курдистана в изгнании провел пять сессий [18, с. 29-34]. Четыре из них приняла Государственная Дума Российской Федерации. Затем курдских парламентариев принимали парламенты Дании, Швеции, Норвегии, Италии и т.д. [19, с. 5-6].

Парламент Курдистана в изгнании, действующий в Европе с 12 апреля 1995 года, полностью выполнил задачу, поставленную перед ним курдским обществом, по консолидации национальных сил, представлению и защите интересов и законных прав курдского народа в разных странах, законотворчеству, ведению дипломатической работы и другим важным проблемам.

Парламент Курдистана в изгнании создал условия для подготовки и созыва Национального Конгресса Курдистана (НКК), и принял решение передать ему свои функции. Статья 3 Устава Парламента Курдистана в изгнании гласила, что парламент является первым шагом на пути создания Национального Конгресса Курдистана, который будет работать для объединения всех народов Курдистана [20, б.4-5]. Пункт 19 статьи 1 гласил, что, с образованием Национального Конгресса Курдистана, Парламент Курдистана в изгнании прекратит свою деятельность и войдет в состав Национального Конгресса Курдистана [20, б. 5].

С 24 по 28 мая 1999 года в столице Нидерландов г. Амстердам, прошел учредительный съезд Национального Конгресса Курдистана (НКК) [21]. На первом заседании приняли участие 189 делегатов от 29 курдских политических партий и общественных движений, религиозных и культурных организаций, в том числе из Европы, Австралии, Америки, Российской Федерации и других стран. Некоторые курдские политические движения, в частности, из Иракского Курдистана, отказались

участвовать в съезде, мотивируя это тем, что Национальный Конгресс Курдистана находится целиком под контролем Рабочей партии Курдистана [22, с. 4-5]. Также на Конгрессе в качестве гостей присутствовали представители более 76 стран мира, в том числе из России, Украины, Казахстана, Германии, Бельгии, Швеции, Норвегии, Италии, Франции и других стран [23, с. 1-4]. Необходимо отметить, что Конгресс, как субъект международного права, стал де-факто представлять национальные интересы курдского народа на мировой арене. Он поставил своей целью способствовать решению курдской проблемы на основе принципов мира, демократии, свободы и равенства народов.

Национальный Конгресс Курдистана создал свои представительства во всех странах, где имеется курдское население. Кроме того, НКК в течение 2000-х годов неоднократно направлял послания в Организацию Объединенных Наций, Совет Европы, Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Лигу Арабских государств, а также парламентам мировых держав - США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, России, а также Турции, Ирана, Ирака и Сирии.

В течение 2000-х годов, несмотря на неоднократную реорганизацию, активную внешнеполитическую деятельность продолжала вести и РПК. В силу этого, в 2002 г., а затем в 2004 г. несколько организаций, связанных с РПК, были включены в список террористических организаций Европейского Союза [24]. Однако представители Народно-демократического союза (НДС) обратились в Люксембургский суд для защиты интересов РПК и ее легальной деятельности в странах Европы. Рассмотрение дела затянулось на долгие годы и лишь 3 апреля 2008 года Люксембургский суд первой инстанции пришел к выводу, что решения, принятые правительствами стран ЕС в 2002 и 2004 гг., на основании которых в черный список ЕС были включены курдские организации Турции и заморожены их активы, были незаконными. Они были признаны не соответствующими законодательству ЕС [25].

В завершение следует отметить, что внешнеполитическая деятельность Рабочей партии Курдистана в 90-е годы ХХ века велась в сложных условиях и, несмотря на это, обеспечила дипломатическое признание РПК. В дальнейшем, в 2000-х годах внешнеполитическая деятельность РПК доказала свою жизнеспособность, несмотря на давление со стороны турецких властей и тех европейских стран и организаций, которые, под давлением Анкары, препятствовали ее легальной деятельности.

Литература и источники

1. ГасратянМ.А. Легализация оппозиции //Азия и Африка сегодня. - 1998. - №2. - С. 15-17.

2. Курдистан рапорт. - 1995. - № 12. - С. 32-36.

3. Джамаль А. Терроризм или курдозащита? // Курдистан: На перекрестках истории и политики. - М., 1994.- С. 27-34.

4. Özden-Zeynep O. Water Dispute And Kurdish Separatism In Turkish-Syrian Relations // The Turkish Yearbook of International Relations. - 2003. - Vol. 34. - P.97-105.

5. Стон Родины. - 1996. - № 10 (28). - С. 8-9.

6. Middle East Review. - 1998. - № 3. - P. 9.

7. Стон Родины. - 1998. - № 21-22 (86-87). - С. 4-7.

8. Курдистан рапорт. - 2000. - № 5. - С. 52.

9. Молла С. Некоторые проблемы курдской диаспоры на современном этапе // Современное состояние курдской проблемы. - М.: Axina Welat, 1995. - С. 112-117.

10. The kurdish movement. Ethnic mobilization and Europeanization. EUSA 8th International Biennial Conference, March 27-29 [Electronic Resource] // Archive of European Integration. University of Pittsburgh. Electronic data. Pittsburgh, 2003. URL: http://aei.pitt.edu/2824/1/091.pdf (access date: 19.09.2016).

11. Eccarius-Kelly V. The Militant Kurds: A Dual Strategy for Freedom. Denver: Praeger, 2011. 258 p.

12. Musharbash Y. Militarism in the Kurdish Diaspora: PKK Circumvents Ban in Germany [Electronic Resource] // Spiegel. 2007. October 30. URL: http://www.spiegel.de/international/germany/militarism-in-the-kurdish-diaspora-pkk-circumverts-ban-in-germany-a-514379.html (access date: 12.11.2016).

13. Turkey/Kurds (1922-present) [Electronic Resource] // Dynamic Analysis of Dispute Management (DADM) Project. University of Central Arkansas. Electronic data. Conway, 2006. URL: http://uca.edu/politicalscience/dadm-project/middle-eastnorth-africapersian-gulf-region/turkeykurds-1922-present/ (access date: 21.09.2016).

14. Стон Родины. - 1998. - № 14 (79). - С. 7-8.

15. Middle East Review. - 1998. - February 4. - P. 31-32.

16. Ibrahim F. The Kurdish conflict in Turkey: obstacles and chances for peace and democracy. Münster: LIT Verlag, 2000. - 216 p.

17. Курдистан рапорт - 1995. - № 8-9. - С. 12-14.

18. Государственная Дума и Курдская проблема / сост. Броев Р.Б. - М.: «Axina Welat», 1998. - 272 с.

19. Стон Родины. - 2000. - № 2 (115). - С. 5-6.

20. Özgür Politika. - 1999. - 30 Mayis. - S. 4-5.

21. Памятные даты курдской истории [Электронный ресурс] // Ezdixane.ru. Электрон. дан. - М., 2005. URL: http://www.ezdixane.ru/content/view/545/27/.

22. Дружба. - 1999. - № 7. - С. 4-5.

23. Стон Родины. - 1999. - №9-10 (98-99). - С. 1-4.

24. Case T-229/02. Judgment of the Court of First Instance of 3 April 2008 - PKK v Council, Case T-253/04. Judgment of the Court of First Instance of 3 April 2004 - KONGRA-GEL and Others v Council [Electronic Resource] // Court of first instance. Electronic data. 2008. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:C:2008:142:0023:0024:EN:PDF

25. EU court annuls PKK terror ruling [Electronic Resource] // BBC News. London, 2008. - April 7. - URL: http://news.bbc.co.uk72/hi/europe/7328238.stm

АХМЕДОВ ТЕЮБ АХМЕДОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (RSevoi@yandex.ru).

AKHMEDOV, TEUB A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of economics and social and humanitarian disciplines, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

УДК 94(47).084.9:338.26.015

ЧАВКИН Д.О. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА» РОССИИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Ключевые слова: постиндустриализм, рыночная экономика, интеллектуальный труд, индустриализм, научно техническая революция, перестройка, выпуск продукции.

В статье рассматривается история становления «постиндустриального» типа общества. Показана роль научно-технического прогресса в развитии мировой экономики. Рассмотрены особенности формирования и специфика «индустриального» и «постиндустриального» общества. Исследовав предпосылки социально-экономических реформ в России конца XX века, автор освещает основные этапы формирования рыночной экономики. Показано, что развитие экономики страны нуждается в новой концепции, обеспечивающей расширенное воспроизводство на кардинально иных принципах формирования ее структуры, позволяющей обеспечить компенсацию утраченных позиций на мировой арене, а также ускоренное формирование информационных технологий и условий для самоактуализации человека и общества.

CHAVKIN, D.O.

FEATURES OF FORMATION AND SPECIFIC OF «POST INDUSTRIAL SOCIETY» IN RUSSIA

IN THE SECOND HALF OF XX CENTURY

Keywords: post-industrialism, the market economy, intellectual work, industrialism, scientific-technical revolution, restructuring, engineering output.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.