8. Международные стандарты социальной отчетности. URL: http://expert.ru/siberia/2007/47/ mezhdunarodnye_standarty/
9. Стандарт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. URL: https://tpprf.ru/common/upload/documents/about/standart.doc
S.N. Tumanov
The Foreign Policy of the State: the Critical Analysis of the Doctrinal Concepts
The attention is focused on the problem of theoretical understanding of the institutional component of the mechanism of external functions of the state. The basic scientific and theoretical concepts of understanding the activities of the state in the sphere of foreign relations are considered. The concepts of "foreign policy doctrine", "foreign policy", "foreign policy strategy", etc. are analyzed. The concept, characteristics, means and forms of realization of foreign policy activity of the state are disclosed.
Key words and word-combinations: foreign policy of the state, the mechanism of realization of external functions of the state, international relations.
Акцентируется внимание на проблеме теоретического осмысления институционального компонента механизма осуществления внешних функций государства. Рассматриваются основные научно-теоретические концепции понимания деятельности государства в сфере внешнеполитических отношений. Анализируются понятия «внешнеполитическая доктрина», «внешняя политика», «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая стратегия» и др. Раскрываются понятие, признаки, средства и формы осуществления внешнеполитической деятельности государства.
Ключевые слова и словосочетания: внешнеполитическая деятельность государства, механизм реализации внешних функций государства, международные отношения.
УДК 327(470:100) ББК 66.4(2Рос)
С.Н. Туманов
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА:
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДОКТРИНАЛЬНЫХ
КОНЦЕПЦИЙ
Вн
внешние функции государства реализуются на международной арене в рамках отношений, складывающихся между государствами или между государствами и иными субъектами международного права. Эти отношения имеют внешнеполитический характер, поэтому деятельность, направленная на отстаивание национальных интересов, выполнение международных обязательств и реализацию внешних функций государства, подчинена целям внешней политики государства и обозначается как внешнеполитическая.
Если реализацию внешних функций государства рассматривать как процесс, то деятельность будет представлять определенный блок этого процесса со своими стадиями и средствами. Однако наша задача в этой работе весьма скромна: не выяснять стадии внешнеполитической деятельности с анализом преобладающих средств ее осуществления на каждой из них, а попытаться
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)
127
высказать несколько соображений по вопросам трактовки самой внешнеполитической деятельности государства (далее ВПДГ).
Институциональный компонент механизма осуществления внешних функций государства включает деятельность субъектов, направленную на их реализацию, и используемые средства, особенности применения которых образуют формы и методы осуществления основных направлений деятельности государства на международной арене.
ВПДГ подвергалась изучению и анализу прежде всего в рамках политологии и теории международных отношений и рассматривалась совместно с такими понятиями, как «внешнеполитическая доктрина», «внешняя политика», «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая стратегия».
Политологическая трактовка понятия «внешнеполитическая деятельность государства» основывается на узком понимании внешней политики государства: вся совокупность отношений государства с различными акторами на международной арене образует международные отношения, а внешнеполитические отношения — их часть, представляющая собой сугубо политические отношения между государствами и их партнерами [1, с. 64—65; 2, с. 550]. Вряд ли такое понимание можно признать верным и отражающим реальное положение дел хоты бы потому, что деятельность государства в иных сферах — тоже политика, зависящая от выделенных сугубо политических отношений, от общих внешнеполитических целей государства и т.д.
В теории международных отношений, на первый взгляд, единства мнений относительно определения ВПДГ не обнаруживается. Так, под ней понимается система действий конкретного содержания, направленных на удовлетворение жизненно важных интересов, повышение роли государства в системе международных отношений и на использование в своих целях внешних ресурсов развития [3, с. 242]; разновидность социальной деятельности, обслуживающая внешнеполитические интересы государства в сфере международных отношений и направленная на создание благоприятных внешних условий функционирования государства внутри страны, а также на обеспечение национальных интересов в сфере международных отношений [4, с. 14]. Существуют и другие трактовки. При более внимательном знакомстве с ними выявляются общие черты, объединяющие их. Во-первых, это активная составляющая, характерная для любой деятельности (даже в ситуации бездействия); во-вторых, связанность рассматриваемой деятельности с национальными интересами; в-третьих, ее реализация на международной арене с участием известных акторов; в-четвертых, целевыми установками являются обеспечение безопасности, укрепление суверенитета, повышение роли в системе международных отношений для поступательного развития.
Несколько иначе внешнеполитическую деятельность рассматривает в своих работах Э.А. Поздняков, который понимает ее не только как вид политической деятельности государства, но и как внешнюю функцию [5, с. 16, 28]. Однако «функция» и «деятельность» для автора выступают синонимами.
Представляется, что среди работ, в которых раскрываются содержание и признаки внешнеполитической деятельности, заслуживают внимания ис-
128 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)
следования А.И. Кондратова [6—8] . Автор предпринимает попытку обосновать понимание «внешнеполитической деятельности» в качестве категории, установить понятийный ряд, где эта категория занимает свое место, ее содержание, а также условия и факторы, влияющие на эффективность указанного вида деятельности государства. По мнению автора, внешнеполитическая деятельность государства — «вид организованной и соответствующим образом обеспеченной деятельности государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики» [7, с. 41—42] . Соответственно, понятиями, раскрывающими категорию «внешнеполитическая деятельность государства», выступают воздействие, обеспечение, организация, тактика.
Внешнеполитическое воздействие понимается как «вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на достижение желательных для государства, изменение в состоянии объектов внешнеполитических интересов, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий; обеспечение внешнеполитической деятельности государства — вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на создание необходимых условий для осуществления внешнеполитического воздействия в целях реализации его внешней политики; организация внешнеполитической деятельности государства — совокупность организационных форм реализации содержания внешнеполитической деятельности, отражающих упорядоченное устройство всех звеньев аппарата (сил) и их согласованное взаимодействие в рамках относительно самостоятельных частей процесса внешнеполитической деятельности; тактика внешнеполитической деятельности государства — это система знаний о тактических формах реализации содержания внешнеполитической деятельности и их применении в ходе внешнеполитического воздействия или внешнеполитического обеспечения в целях достижения стратегических внешнеполитических интересов государства в конкретный исторический период развития международных отношений» [7, с. 42] . Далее автор отмечает, что внешнеполитическое воздействие и обеспечение — содержательная сторона внешнеполитической деятельности, а тактика и организация внешнеполитической деятельности представляют организационные и тактические формы выражения содержания этой деятельности.
Отмечая рациональность изложенной точки зрения, тем не менее укажем на некоторые неточности, делающие ее дискуссионной.
Первое, что обращает на себя внимание, — приведение автором понятийного ряда, используемого для отражения осуществления государством политики на международной арене в систему категорий, адекватных процессу внешнеполитической деятельности и обозначающих его. Автор выделяет четыре таких категории, однако представляется, что их пять, поскольку и сама внешнеполитическая деятельность государства — категория, отражающая «существенные связи и отношения реальной действительности и познания» [9, с. 269]. Возникает вопрос: что же отражают все пять категорий, если одна из них (ВПДГ) — теоретическая конструкция, описывающая деятельность
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) | / у
с.н. туманов
государства в межгосударственном общении, включающая и пассивный вариант? Получается, что категория отражает саму себя.
Второе замечание касается структуры ВПДГ, а именно трактовки внешнеполитического воздействия и обеспечения как ее разновидностей, тактики и организации как форм. Исходя из понимания деятельности вообще, представляется, что она есть совокупность деяний, подчиненных одной цели. Форма в ее структуру входить вряд ли может. То же справедливо и для внешнеполитической деятельности. Воздействие и обеспечение позиционируются автором как разновидность деятельности, что позволяет относить их к родовому понятию ВПДГ. Однако знания о тактических и организационных формах реализации содержания ВПДГ родовым понятием «деятельность» не охватываются. Таким образом, утверждение А.И. Кондратова о том, что всякий элемент «в интегральном единстве несет определенную нагрузку, обеспечивая упорядоченное функционирование системы» [7, с. 44], несостоятельно, поскольку категории, как нам представляется, отражают разные системы.
Кроме того, нельзя, на наш взгляд, видеть в разнородовых явлениях иерархические связи, на что прямо указывает автор, заявляя об иерархичном построении названных категорий, о наличии в основании системы трех из них (обеспечения, организации и тактики), а на вершине четвертой категории — воздействия, и о подчиненности первых последней. Возникает резонный вопрос о критерии определения иерархичности и сомнения по поводу возможности установления «главной» составляющей ВПДГ и менее значимых.
Понятия, используемые автором, во многом не выполняют своего эвристического предназначения при построении теории ВПДГ. Новизна позиции видится в том, что структура ВПДГ представлена четырьмя составляющими, названными по-особому. Однако в системе научного знания существует теория деятельности с подробной и логически выверенной структурой, обобщенно отражающей любой вид деятельности как индивидуального, так и коллективного субъекта. Используя эту теорию, можно разработать модель ВПДГ, не уступающую авторской, но основанную на предшествующем опыте и в меньшей степени подверженную критике.
Представляется также, что признаки внешнеполитической деятельности государства, названные автором, могут быть применимы ко многим, если не ко всем, видам деятельности государства. Например, отмечается, что внешнеполитическая деятельность государства ведется им в целях реализации национальных интересов сразу во многих сферах, и за ее результаты оно несет международно-правовую и моральную ответственность. Это положение относится и к внутренней политике государства, где ответственность его перед гражданами, возможно, гораздо выше и серьезнее, чем перед мировым сообществом.
Автор указывает на то, что ВПДГ приспособлена и реализует национальные интересы с использованием имеющихся в ее распоряжении сил и средств, официальных и неофициальных форм и методов деятельности в сфере отношений между государствами [6, с. 163]. Пропуская грамматические промахи, в частности не вполне удачную конструкцию, в которой ВПДГ, а не государс-
130 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)
тво, реализует национальные интересы, обратим внимание на упоминание официальных и неофициальных форм ВПДГ. Ранее указывалось лишь на две ее формы — тактику и организацию, которые формами, по нашему мнению, считаться не могут. Возникает вопрос, что же действительно является формами ВПДГ и почему они разделяются на официальные и неофициальные? Заметим также, что организация ВПДГ, представленная государственными структурами, не допускает неофициальности. Очевидно, в позиции автора имеются недоработки.
С учетом изложенного попытаемся рассмотреть внешнеполитическую деятельность государства как компонент механизма осуществления его внешних функций.
Во-первых, под внешнеполитической деятельностью применительно к механизму осуществления внешних функций государства будем понимать не только собственно политическую деятельность, как предлагается в политологии, а любую деятельность государства по реализации национальных интересов и осуществлению основных ее направлений на международной арене. Это означает, что внешнеполитическая деятельность включает отношения государства с участниками международного общения, признаваемыми субъектами международного права, по вопросам экономики, культуры, мира и безопасности.
Во-вторых, как и любой вид деятельности, ВПДГ имеет целенаправленный характер. Цели внешнеполитической деятельности детерминированы несколькими факторами и не могут в своей основе определяться субъективно, хотя во многом зависят от усмотрения главы государства и политической элиты. Однако и их субъективные установки формируются в условиях иной природы. Так, ситуация, сложившаяся вследствие проведения референдума в Крыму по вопросу объединения с Россией, стала причиной введения «антироссийских санкций». Практика показывает, что подобная политика поддерживается не всеми государствами Западной Европы, но объективные условия сотрудничества в рамках международных организаций различной направленности и принятых в связи с этим обязательств не позволяют придерживаться самостоятельно и независимо выработанной линии.
Цели внешнеполитической деятельности как средства осуществления внешних функций государства сформулированы и выражены в Концепции внешней политики Российской Федерации [10]. Отметим, что этот документ играет важную роль в регулировании отношений России с иностранными партнерами, содержит основы организации и реализации задач в этой сфере, занимает не последнее место среди нормативных источников. К нему мы еще вернемся при рассмотрении правовых и идеологических основ осуществления внешних функций государства.
В-третьих, ВПДГ реализуется за пределами государства, в сферах пересечения интересов нескольких государств. Указанное просто и очевидно, но очень важно для познания содержания внешнеполитической деятельности государства. ВПДГ формируется под влиянием международной обстановки и деятельности других государств, то есть государство как носитель суверенной
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 131
и верховной власти абсолютно свободно определить ее направления, способы и содержание не может, иначе складывается ситуация конфронтации. В условиях современного мироустройства необходимость учета интересов иных государств во внешней политике и совместного действия многократно усиливается. Поскольку ВПДГ направлена на реализацию внешних функций государства, оно в большей степени позиционируется не как организация публичной власти, а как представитель конкретного общества, выражающий его национальные интересы.
В-четвертых, ВПДГ осуществляется целым рядом субъектов, среди которых есть как те, которые являются подразделениями государственного аппарата (специализирующимися на осуществлении именно ВПДГ), так и не являющиеся таковыми (опосредованно международные организации, их представители и миссии).
В-пятых, основные средства осуществления ВПДГ: различные встречи, консультации, переговоры, конференции, участие в международных союзах и организациях, создание межгосударственных комиссий и т.д. — имеют договорную природу. Хотя умалчивать о средствах силового характера тоже нельзя. Несмотря на многочисленные требования международного права о мирном сосуществовании и разрешении конфликтов на принципах взаимного уважения интересов, в практике остаются, к сожалению, случаи применения силы и устрашения, причем как добросовестного или вынужденного, так и неоправданного, нарушающего устоявшийся миропорядок и международные нормы.
В-шестых, с нашей точки зрения, формами осуществления ВПДГ выступает совокупность способов ее выражения и реализации. Ранее указывалось, что способ осуществления функций государства позиционируется как единый комплекс взаимосвязанных средств, используемых при осуществлении властной деятельности. Форма осуществления функций государства, в свою очередь, есть система способов и методов государственной деятельности. Легко заметить, что и в первом, и во втором случае форма непосредственно «привязана» к деятельности.
Таким образом, форма внешнеполитической деятельности государства составляет часть целого — формы осуществления функций государства. Для конкретного вида внешнеполитической деятельности, осуществляемого в рамках той или иной внешней функции, характерен свой набор средств и способов, то есть своя форма, которая предопределяет в итоге форму осуществления той или иной внешней функции. Обе формы как комбинация способов осуществления деятельности государственной власти обусловлены объектом внешнеполитического воздействия и национального интереса, а также потенциальной возможностью достижения поставленных целей. С учетом изложенного считаем, что к формам осуществления ВПДГ можно отнести договорную и внедоговорную, активную и пассивную, единоличную и коллективную, официальную и неофициальную. Все они предполагают уникальный набор средств осуществления и применяются в зависимости от ситуации, целей и объекта воздействия.
132 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)
Библиографический список
1. Краткий политический словарь. М., 1987.
2. Политология: учебник для вузов. М., 1999.
3. Теоретические основы внешнеполитической деятельности России / под общ. ред. С.А. Проскурина. М., 2001.
4. Ткаченко Б.И. Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке. Владивосток, 1996.
5. Поздняков Э.В. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. М., 1986.
6. Кондратов А.И. Внешнеполитическая деятельность как категория теории международных отношений // Социология власти. 2009. № 7. С. 158-166.
7. Кондратов А.И. Система основных категорий внешнеполитической деятельности и ее функции // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. Регио-новедение. Международные отношения. 2009. № 2 (16). С. 41-46.
8. Кондратов А.И. Внешнеполитическое воздействие государства // Обозреватель-Observ-er. 2010. № 3 (242). С. 56-63.
9. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1999.
10. Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 12 февр. 2013 г. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/Cp-tICkB6BZ29/content/id/122186
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 133