Андрей КОНДРАТОВ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПОНЯТИЙНОТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Статья посвящена рассмотрению методологического подхода к разработке понятийно-терминопогической модели внешнеполитической деятельности государства. Раскрываются особенности проведения логических операций с терминами и понятиями.
The article considers methodological approach to the creation of a conceptual and terminological model of the foreign policy of a country. It discloses the peculiarities of conducting logical operations with terms and categories.
Ключевые слова:
модель, понятие, категория, внешнеполитическая деятельность, государство; model; conception; category; foreign policy; country.
Новые потребности в познании окружающей нас действительности закономерно побуждают к необходимости совершенствования имеющихся и разработке новых теоретических положений политической науки и ее составной части — теории международных отношений. В современной науке международных отношений остается множество нерешенных проблем, в том числе недостаток эмпирических исследований, почти полное отсутствие теорий среднего уровня, чрезмерная абстрактность общетеоретических разработок, несовершенный понятийный аппарат теории международных отношений. Об этом неоднократно и в различных формах отмечали в своих работах О. Арин, А.А. Мурадян, А.В. Тор-кунов, А.П. Цыганков, П.А. Цыганков и многие другие авторы.
Начавшаяся в 60-х гг. прошлого века разработка ряда фундаментальных научных проблем во многом не была завершена. В научный оборот и, как следствие, далее в практику без должного научного обоснования было введено значительное количество терминов и понятий, многие из которых имеют публицистический характер, содержат эмоциональную окраску и поэтому не могут использоваться в качестве эффективного инструмента теории международных отношений. Неконкретность смысловой нагрузки отдельных терминов и понятий, различия в их понимании и толковании среди отечественных и зарубежных специалистов приводят к возникновению сложностей в общении российских представителей с зарубежными партнерами. Разница в подходах к оценке тех или иных мировых проблем ведет к возникновению двусмысленности в трактовке обсуждаемых вопросов и, как следствие — применению двойных стандартов в выработке и реализации принятых решений. Это создает предпосылки для возникновения новых терминологических и политических противоречий, а иногда — и конфликтов между Российской Федерацией и другими государствами. Применяемые для достижения целей решения конфликтных ситуаций формы, методы и технологии иногда не только противоречат российским интересам в частности, но и представляют прямую угрозу национальной безопасности страны в целом.
Названные проблемы отчетливо проявляются при углубленном рассмотрении встречающихся подходов к оценке такого явления
КОНДРАТОВ Андрей Иванович — к.ю.н., доцент; доцент кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации копйгаіоуга£$@ mail.ru
как внешнеполитическая деятельность государства (ВПДГ).
Анализ применения в научном обороте понятий «международные отношения», «внешняя политика» и «внешнеполитическая деятельность» показал, что в ряде исследований эти понятия подменяются, отождествляются, соотношение между ними не рассматривается, а различия в их сущности и содержании не учитываются. Существуют методологические проблемы в определении направлений внешнеполитической деятельности. В некоторых случаях встречающиеся в текстах описания форм внешнеполитической деятельности государства по своей сути соответствуют ее направлениям или методам. Практически за рамками исследований остаются такие явления, как обеспечение, организация и тактика внешнеполитической деятельности. Все это объективно приводит к неверной интерпретации фактов, ошибочной оценке других изучаемых явлений и в конечном итоге снижает качество проводимых в интересах науки и практики исследований. Фактически процесс теоретической проработки понятий и наиболее важных категорий, позволяющих рассматривать ВПДГ, остановился в прошлом веке.
Как и применительно к любому другому явлению, познание внешнеполитической деятельности государства следует осуществлять с помощью конкретного множества терминов и понятий. Поэтому рассмотрение комплекса теоретических и практических проблем ВПДГ возможно с использованием научно обоснованной понятийно-терминологической модели этой деятельности.
Отметим, что под моделью понимается «искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул, который, будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств, и тем самым облегчает процесс получения информации об интересующем нас предмете»1.
1 См.: Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1975, с. 360—361.
Основу данной модели должна составлять система базовых категорий внешнеполитической деятельности. Использование понятийно-терминологической модели внешнеполитической деятельности государства (далее — модель ВПДГ) будет способствовать разрешению сложившейся в этой области знаний проблемной ситуации, дальнейшему развитию теории международных отношений и политической науки в целом. В этой связи целью предлагаемой публикации является выработка методологического подхода к построению понятийно-терминологической модели внешнеполитической деятельности государства.
Исходными условиями для достижения поставленной цели служит выработка концепции планируемого исследования. Концептуальный подход предполагает определение теоретических и методологических основ исследования, проведение логических операций с терминами и понятиями, после чего их можно будет свести в единую систему, а также последующую верификацию полученных знаний. С учетом этого общая логика проведения исследования, связанного с построением модели ВПДГ, может быть представлена тремя основными этапами.
На первом этапе определяются теоретические и методологические основы исследования, по результатам которых раскрывается собственно логика исследования, обосновывается и формируется его структура. На втором этапе применяются модели обработки (анализа и классификации) терминов и понятий, среди которых выделяются основные категории. На третьем — выделенные понятия сводятся в единую модель ВПДГ, которая оформляется текстуально и схематично.
Основным содержанием второго этапа является проведение логических операций с терминами и понятиями, поэтому ему должна быть посвящена большая часть исследования. В результате реализации этого этапа можно получить множество терминов, понятий и категорий, которые будут включены в модель ВПДГ. Определение предполагаемых элементов системы возможно только на основе единого алгоритма, предполагающего выделение необходимого для анализа множества терминов и понятий и проведение с ними соответствующих логических операций. Для этой работы следует определить
основные элементы алгоритма (модели) обработки (анализа и классификации) терминов и понятий и определения/выделения среди них основных категорий.
Однако предполагаемая модель работы с терминами и понятиями должна отвечать соответствующим требованиям1. Эти требования, по сути, являются требованиями к формализованной модели об активной системе логических операций, благодаря которой становится возможной работа с терминами и понятиями внешнеполитической деятельности государства.
Требования можно разделить на две основные группы:
— общие требования, связанные с предполагаемым качеством и критериями выполнения моделью своих функций и ее реализуемостью. В данном случае под критериями понимаются критерии оценки степени адекватности модели разрешению проблемной ситуации, то есть получению необходимого нового знания и определению перспектив его возможного использования в интересах науки и практики международных отношений;
— специфические требования, которые вытекают из их использования непосредственно для осуществления классификации, выбранной нами в качестве основной логической операции. При этом предполагается возможность параллельного применения и других методов исследования, в том числе проведения анализа и последующего синтеза терминов и понятий.
Одно из основных общих требований к модели — функциональность, под которой понимается пригодность модели для достижения поставленной цели. Применительно к данному исследованию модель функциональна, если она обеспечивает адекватную оценку текущего состояния моделируемой системы и отражает динамику ее построения. Подчеркнем, что «функциональность модели не является единственным критерием ее качества.
1 О некоторых требованиях к построению моделей см., например: Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ в управлении активными объектами (системная теория информации и ее применение в исследовании экономических, социально-психологических, технологических и организационнотехнических систем) : монография. — Краснодар: КубГАУ. 2002, с. 57-62; Шабров О.Ф. Системный подход и моделирование: общие принципы и специфика применения в политической сфере // Моделирование в социально-политической сфере, 2007, № 1.
Показателями качества модели являются также либо собственно вероятность ошибки классификации, либо связанные с ней некоторые функции потерь. При этом различают условную вероятность ошибочной классификации, ожидаемую ошибку алгоритма классификации на выборке заданного объема и асимптотическую ожидаемую ошибку классификации. Функции потерь также разделяют на функцию средних потерь, функцию ожидаемых потерь и эмпирическую функцию средних потерь». При этом «понятие “ошибка классификации” предполагает, что существует независимый от алгоритма распознавания способ, позволяющий достоверно определить, к какому классу относится каждый распознаваемый объект. Обычно (но не всегда) считается, что таким способом является экспертная оценка»2.
Следующим требованием выступает универсальность, понимаемая как возможность применения модели для использования в качестве входных данных любых из известных терминов и понятий, встречающихся в лексике по международным отношениям и мировой политике, по мнению исследователя, имеющих прямое отношение к ВПДГ. Подчеркнем, что в научном обороте уже используется множество терминов, понятий и их дефиниций, с помощью которых рассматриваются проблемы внешнеполитической деятельности государства.
Еще одним требованием, выступающим в качестве критерия качества предлагаемой модели работы с терминами и понятиями, является ее логическая сложность. Поэтому при построении модели необходимо стремиться к тому, чтобы она была максимально простой для восприятия и реализации. То есть, данное качество модели выражается в ее простоте для понимания и практического использования.
К специфическим требованиям относятся:
— обеспечение обратной связи между начальным, промежуточным и заключительными этапами применения модели, что обусловлено необходимостью верификации нового знания;
— возможность промежуточной и заключительной оценки соответствия полученных результатов предполагаемым целям.
2 См.: Луценко Е.В. Указ. соч., с. 57—58.
В результате модель должна обеспечивать:
— идентификацию состояния «входного» термина (понятия), с учетом известных подходов к его описанию (определению);
— применение эффективных методов, логических операций с терминами и понятиями;
— определение основных категорий;
— накопление информации о ВПДГ в целом;
— определение границ исследования, в том числе определение предела избыточности обрабатываемой информации;
— простоту и применимость в исследовании.
С учетом целей и задач исследования и требований, предъявляемых к модели, она должна включать следующие основные элементы.
1. Анализ известного множества терминов и понятий, выделение среди них представляющих интерес для проводимого исследования.
2. Классификацию терминов и понятий, с учетом выработанных требований и выбранных оснований.
3. Рассмотрение выделенных явлений через известные термины и понятия.
4. Раскрытие сущности явлений как совокупности всех необходимых сторон и связей (законов или закономерностей), свойственных данному явлению, взятых в единственной взаимозависимости.
5. Оценка адекватности дефиниции (ранее известной) определения понятия на предмет ее соответствия предъявляемым требованиям, а также дополнительное проведение операции по определению понятия, в том числе:
— выбор приема определения понятия, определение предела (границы) понятия;
— выделение существенных признаков понятия;
— оценка объективности определения (все ли существенные признаки определены);
— определение понятия через ближайший род и видовое отличие (с указанием рода и указанием признаков вида, рассмотрение определяемого и определяющего понятий);
— оценка необходимости дополнения определения понятия с применением таких приемов, как указание, объяснение, характеристика, сравнение, различие;
— формулирование новой дефиниции.
6. Определение возможности отнесения понятия к множеству категорий, посредством которых следует рассматривать внешнеполитическую деятельность государства в единстве и взаимосвязи входящих в нее элементов.
7. Определение роли и места понятия (категории) в системе знаний о внешнеполитической деятельности государства.
8. Выдвижение новых суждений (положений), необходимых для дальнейшего проведения исследования.
Модель должна включать и механизм реализации обратной связи между планируемыми и полученными результатами в ходе применения модели исследования терминов и понятий.
Таковы базовые элементы модели работы с терминами и понятиями, реализуемой на втором этапе исследования.
От результатов третьего этапа исследования, на котором предварительно выделенные среди основных понятий ключевые категории сводятся в систему, зависит решение главной задачи всей работы. Применение системного подхода позволяет определить вспомогательные и главные элементы понятийно-терминологической модели внешнеполитической деятельности государства.
В рамках комплексного исследования ВПДГ необходимо сформировать такую теоретическую систему, которая будет содержать научно обоснованные знания о закономерностях, принципах, содержании, формах выражения содержания и иных аспектах, отражающих процесс функционирования практических систем, реализующих ВПДГ. Проведение такого исследования позволит в дальнейшем получить ответы на ключевые вопросы, связанные с внешнеполитической деятельностью государства: что это такое? каковы основные элементы структуры внешнеполитической деятельности государства? что включает ее содержание и как оно внешне выражается? Результаты, полученные в ходе научного поиска ответов на данные вопросы, будут способствовать дальнейшему развитию теории международных отношений и выработке на их основе рекомендаций органам государственной власти различного уровня по реализации внешнеполитической деятельности России.