Научная статья на тему 'Внешнеэкономическое сотрудничество в сфере АПК: направления и меры углубления взаимодействия регионов Молдовы и Юга России'

Внешнеэкономическое сотрудничество в сфере АПК: направления и меры углубления взаимодействия регионов Молдовы и Юга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕГИОНЫ / ИНСТИТУТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РОССИИ И МОЛДОВЫ / FOREIGN TRADE / AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTS / REGIONS / INSTITUTIONS OF STIMULATING FOREIGN TRADE IN GOODS AND SERVICES / EXTERNAL ECONOMIC COOPERATION / BUSINESS SUPPORT / INTERNATIONAL COOPERATION / REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS / FOREIGN TRADE TURNOVER OF RUSSIA AND MOLDOVA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евченко Наталья Николаевна

В статье исследованы тенденции современного этапа межрегионального сотрудничества в агропромышленной сфере на примере России и Республики Молдова. Сделан вывод о необходимости расширения межрегионального внешнеторгового сотрудничества для регионов государств, имеющих идентичную производственно-технологическую и экспортную специализацию. Предложены направления интенсификации межрегионального внешнеэкономического взаимодействия на основе совершенствования нормативно-правовой базы и использования потенциала институтов поддержки предпринимательства в рамках торгово-промышленных палат РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN ECONOMIC COOPERATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR: DIRECTIONS AND MEASURES TO DEEPEN THE INTERACTIONS OF THE REGIONS OF MOLDOVA AND SOUTH OF RUSSIA

In the article the need to expand of interregional foreign trade cooperation for the regions are discussed. The directions of interregional foreign economic interaction intensification are proposed, based on the law, regulatory improving and using the potential of business support institutions as the Russian chambers of commerce and industry.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическое сотрудничество в сфере АПК: направления и меры углубления взаимодействия регионов Молдовы и Юга России»

9. Surkova I.V. Innovacii v social'noj sfere rossijskogo obshchestva v usloviyah global'noj in-formatizacii. Avtoreferat dis. ... kand. soc. nauk. Rostov-na-Donu, 2018. 40 p.

10. Claf V.M. Innovacii: mify i realii // Filosofskie nauki. 2016. № 4. P. 79-92.

11. Gorshkov M.K. Rossijskij socium v usloviyah krizisnogo razvitiya: kontekstnyj podhod (stat'ya 1) // Sociologicheskie issledovaniya. 2016. № 12. P. 26-34.

12. Feofanov K.E. O scenarnom podhode k prognozirovaniyu // Sociologicheskie issledovaniya. 2008. № 5. P. 67-74.

13. Podberezkin A.I. Variant № 2 «Scenariya № 2» razvitiya Rossii: «Usilenie voenno-silovogo pro-tivoborstva» v 2025-2050 gody. [Elektronnyj resurs]. URL: http://nic-pnb.ru/analytics/variant-2-stsenariya-2-razvitiya-rossii/

14. Nort D. Instituty, institucional'nye izmeneniya i funkcionirovanie ekonomiki. M.: Fond ekonomicheskoj knigi «Nachala», 1997. 180 p.

15. CHekulina T.A. Innovacionnoe razvitie regiona: voprosy metodologii // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2011. № 3-4. P. 303-304.

16. Podberezkin A.I. Vozmozhnye scenarii razvitiya Rossii, osnovannye na novyh paradigmah posle 2025 goda. [Elektronnyj resurs]. URL: http://nic-pnb.ru/analytics/vozmozhnye-stsenarii-razvitiya-rossii-osnovannye-na-novyh-paradigmah-posle-2025-goda/

17. Volkov YU.G., Popov A.V., Uzunov V.V. Social'noe prognozirovanie v innovacionnom razvitii ros-sijskih regionov: teoreticheskie problemy sociologicheskogo issledovaniya // Gumanitarnye, so-cial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2019. № 2. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.online-science.ru/rn/products/social_sciense/gid5044/pg0/

УДК 339.166.8:332.135:339.522 Б01: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-40-45

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ АПК: НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ УГЛУБЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ МОЛДОВЫ И ЮГА РОССИИ

Евченко доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики

Наталья и международных отношений экономического факультета,

Николаевна Южный федеральный университет

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88]. Е-шаП: [email protected]

Аннотация

В статье исследованы тенденции современного этапа межрегионального сотрудничества в агропромышленной сфере на примере России и Республики Молдова. Сделан вывод о необходимости расширения межрегионального внешнеторгового сотрудничества для регионов государств, имеющих идентичную производственно-технологическую и экспортную специализацию. Предложены направления интенсификации межрегионального внешнеэкономического взаимодействия на основе совершенствования нормативно-правовой базы и использования потенциала институтов поддержки предпринимательства в рамках торгово-промышленных палат РФ.

Ключевые слова: внешняя торговля, агропромышленная продукция, регионы, институты стимулирования внешней торговли товарами и услугами, внешнеэкономическое сотрудничество, поддержка предпринимательства, международное сотрудничество, региональные экономические системы, внешнеторговый оборот России и Молдовы.

Международное сотрудничество и внешняя торговля России и ее регионов в условиях санкционных мер 2014 - 2019 гг. трансформируется, приобретает новые черты и особенности, связанные с необходимостью поиска новых и расширения числа рынков второго порядка, т.е. с не доминирующими объемами поставок. Немаловажным фактором активизации взаимного интереса к таким рынкам для внешней торговли и сотрудничества представляются геополитические процессы, которые демонстрируют для многих государств позитивные результаты в среднесрочном периоде развития.

Следовательно, базисом нового этапа международного сотрудничества выступают реинтеграционные процессы в рамках отношений с пулом государств-партнеров, которые имели позитивный опыт внешнеторгового технико-технологического взаимодействия и торговли с РФ, что

оказывается особенно значимым для региональных экономических систем и их внешнеэкономических комплексов.

В качестве одного из государств - представителей перспективного реинтеграционного партнерского сообщества для Российской Федерации - может быть рассмотрена Республика Молдова, которая в настоящее время стратегически ориентирована на возможности как сотрудничества в рамках Европейского Союза (ЕС], так и активно расширяет торговые связи вне ЕС, в частности, со странами СНГ и с Российской Федерацией. Объект настоящего исследования - состояние и объемы внешней торговли в целом и в сфере АПК России и Молдовы с фокусом на регионах Юга России.

Инвестиционная привлекательность Молдовы для компаний, которые рассматривают ее как потенциальную площадку для выхода на рынки стран ЕС, определяется тем фактом, что с 2001 г. она является членом ВТО и Пакта стабильности. Молдова заключила Договор о партнерстве и сотрудничестве с ЕС; товарам обеспечен доступ на рынки Евросоюза, Швейцарии, Японии и других стран посредством Генеральной системы преференций (GSP+): ЕС предоставил свободный доступ (без уплаты таможенных пошлин] на внутренние рынки по 7200 группам молдавских товаров1. Кроме того, Молдовой подписаны шглашения о свободной торговле со странами СНГ, Европейского Союза, странами Центральноевропейской зоны свободной торговли и Турцией2. С июля 2016 г. действует Соглашение об ассоциации между Молдовой и ЕС; но при этом ограничения по торговле с Россией, действующие для членов ЕС, на Молдову не распространяются.

Указанные меры сформировали конкурентные инвестиционные преимущества Республики Молдова, которые обоснованно привлекают внимание частного российского бизнеса, включая региональные компании. Особенно важна перспектива использования положения Молдовы как государства ЕС: «Россия готова минимум в 30 раз нарастить инвестиции в промышленность Молдовы - до $1 млрд в год, если эта страна обеспечит экспорт произведенной на ее территории продукции в Евросоюз» [1]. В числе потенциальных сфер для инвестирования указываются строительство, промышленность (например, переработка сельхозпродукции и производство продуктов питания], туризм и энергетика. Бизнес-омбудсмен РФ Титов Б. полагает, для российско-молдавского сотрудничества существуют хорошие перспективы, поскольку «Молдова интересна для инвесторов благодаря низким издержкам на ведение бизнеса и комфортной налоговой системе» [1].

Инвестиции в производство и сферу услуг с целью создания новых рабочих мест, расширение объема и рынков для экспорта национальных товаров представляются ключевыми направлениями решения одной из стратегических проблем Молдовы последних деятилетий - снижения численности населения, в т.ч. экономически активного. Интеграционные процессы в рамках ЕС, политическая нестабильность в республике, свободное перемещения рабочей силы и меры по финансовой поддержке обучающихся в высших учебных заведениях государств ЕС также оказывают заметное влияние на динамику населения Республики Молдова: «По данным переписи 2004 года, в Молдове проживало 3 млн. 383 тыс. человек, по данным переписи 2014 года - только 2 млн. 998 тыс. человек. За десять лет население сократилось почти на 400 тыс. человек, или на 11%. Но это еще не все. Из оставшегося населения около 700 тысяч уехали на работу в другие страны и живут там годами»3.

Таким образом, современная геополитическая и внешнеэкономическая стратегия Республики Молдова нацелена на многовекторность внешнеторговых и инвестиционных связей как с ЕС, так и с ЕАЭС, СНГ и РФ, государство формирует законодательно закрепленные конкурентоспособные условия в институциональной и инвестиционной сферах. Тем не менее, следует иметь ввиду, с одной стороны, «ограниченность воздействия на финансовый сектор» для незначительных по объему экономики государств [2, с. 120]. А с другой, это связано с закономерными процессами либерализации национальных финансовых рынков. «В погоне за иностранными инвестициями большинство стран максимально либерализировали свое валютное законодательство, обеспечив беспрепятственное трансграничное перемещение капитала как гарантию

1 Инвестиционный климат в Республике Молдова. Официальный сайт Республики Молдова в РФ // (URL: http://www.rusia.mfa.md/investment-climate-ru/, дата обращения - 3 мая 2019 г.); Country overview. // (URL: http://invest.gov.md/ru/node/1545, дата обращения - 3 мая 2019 г.)

2 Молдавско-российский экономический форум в Кишиневе. Выступление Президента Республики Молдова И. Додона на Молдо-Российском экономическом форуме «Новые горизонты сотрудничества» 21 сентября 2018 г. Исполнительный Комитет СНГ. Официальный сайт // URL: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=9848, дата обращения - 28 апреля 2019 г.).

3 Там же.

возможности для инвесторов его свободного изъятия из зарубежной юрисдикции» [2, с. 120], что важно использовать предпринимателям при стратегическом планировании инвестиций.

Внешнеторговый оборот Республики Молдова и Российской Федерации демонстрирует разнонаправленную динамику внешнеторговых отношений в 2013 - 2018 гг., со спадом в период 2015 - 2017 гг. и наметившимся восстановлением объемов товарооборота в 2018 гг. до уровня 2013 - 2014 гг., максимального для исследуемого периода (табл. 1).

Таблица 1

Объемы внешней торговли Россия - Молдова в 2013-2018 гг., $ млн США [3, с. 485-486]

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2018/2013

Экспорт 1 320,9 1 480,3 1 036,4 907,9 864,5 1 204,6 91,20

Импорт 417,4 315,3 185,9 245,0 352,8 355,5 85,17

Товарооборот 1 738,3 1 795,6 1 222,3 1 152,9 1 217,3 1 560,1 89,75

Таким образом, внешнеторговый товарооборот России с Молдовой (2017] в $1,22 млрд составляет около трети - 31,2 % - объема товарооборота Молдовы с Евросоюзом, хотя и имеет положительную динамику роста в 2017-2018 гг. (табл. 1].

Структура внешнеторгового товарооборота в целом соответствует страновой специализации, представленной группами традиционных национальных конкурентоспособных товаров (рис. 1]. Для экспорта Молдовы в РФ за шестилетний период наиболее значимыми являются: продукция растительного происхождения (682 млн. $ США], готовые пищевые продукты, напитки и табак (211 млн. $ США], текстиль (203 млн. $ США], машины и оборудование (157 млн. $ США] и металлы и изделия из них (156 млн. $ США].

В российском экспорте преобладают: продукция химической промышленности (444 млн. $ США], минеральные продукты (348 млн. $ США], готовые пищевые продукты, напитки и табак (330 млн. $ США], машины и оборудование (235 млн. $ США].

Внешнеторговый товарооборот Российской Федерации и Республики Молдова

Пластмассы, каучук, резина Текстиль Металлы и изделия из них Минеральные продукты Машины и оборудование Продукция химической промышленности Пищевые продукты, напитки, табак Продукты растительного происхождения

145 50

61 203

155 156

348 3

235 157

444 19 330 211

74 682

(I 100 200 300 400 500 600 700 800 Экспорт Импорт

Рис. 1. Структура внешнеторгового товарооборота Россия - Молдова, 2013 - 2018 гг., накопленные объемы поставок, млн. $ США1

Существует несколько групп товаров, которые составляют «встречные» внешнеторговые поставки РФ и Молдовы: «пищевые продукты, напитки, табак», «машины и оборудование», «металлы и изделия из них». В перспективе по данным группам товаров возможна более глубокая кооперация, включая производственную, создание и расширение цепочек добавленной стоимости.

1 Рассчитано автором по данным таможенной статистики РФ.

Одной из ключевых сфер для потенциального международного сотрудничества между предприятиями России и Молдовы представляется сфера производства и переработки продовольственных товаров, концентрирующая до 40-45% совокупного товарооборота (рис. 1).

Россия в последние десятилетия активно развивает технологии производства сельскохозяйственных товаров и переработанных продуктов, показывает высокие темпы экспорта продовольственных товаров в мире (рис. 2).

Динамика экспорта объемов продовольствия государств-экспортеров*

■ Россия Индонезия Индия

■ Бразилия Китай

■ США Канада

0.0 2.0 4.0 6.0 8.0 10.0 12.0

Рис. 2. Рост экспорта продовольствия 2001-2016 (2017) годы в денежном выражении,

в долларах США, разы1

*) Данные по, США, Канаде, Бразилии приведены за 2001-2017 гг.; по России Индонезии, Индии и Китаю - за 2001-2016 гг.

Долгосрочный тренд характеризует отрасль АПК РФ как исключительно перспективную и значимую внешнеторговую сферу деятельности, обладающую конкурентоспособностью и потенциалом роста объемов поставок на мировые рынки. Анализ показывает, что рост доли продукции сельского хозяйства и пищеперерабатывающей промышленности в отечественном экспорте и экспорта продовольствия - в производстве соответствует стратегии наращивания объемов несырьевого экспорта и готовых товаров. Данная стратегия ориентирует предприятия АПК на поиск не только новых рынков, но и новых партнеров по производству, использованию технологий, которыми обладают научные организации России и ее регионов. Кроме того, динамика и объемы мирового продовольственного рынка положительна, что усиливает тренд на наращивание поставок со стороны даже высокоразвитых экономик мира - США, Канады. В 2017 г. США экспортировали продовольствия на 140 млрд. долл. США, Бразилия и Китай - вдвое меньше2.

Таким образом, состояние мировых рынков продуктов питания, внешняя привлекательность агропродовольственной сферы и международного сотрудничества в производстве и экспорте как имеющих несомненный потенциал развития в долгосрочной перспективе, актуализирует внимание к формам и методам расширения предпринимательской инициативы, использования возможностей бизнеса на уровне регионов РФ. Юг России как крупнейший производитель и экспортер данной товарной группы имеет несомненный интерес и перспективы использования потенциала мирового продовольственного рынка.

Нормативной базой межгосударственного сотрудничества РФ предусмотрена возможность заключения «Соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве» между территориально определенными субъектами ВЭД (государствами и регионами СНГ] в конфигурациях «регионы России» и: 1] иностранные государства; 2] регионы иностранных государств. Данные документы не только создают правовую основу взаимодействия между регионами отдельных

1 Динамика экспорта продовольствия // ЫЯЬ: http://мниап.рф/analytics/Dinamika-eksporta-prodovolstvia-v-ш1ге/, дата обращения - 30 апреля 2019 г.].

2 Там же.

государств, но и концентрируют внимание органов власти России на межрегиональных внешнеторговых акциях, инвестиционных и технологических проектах с государствами-партнерами и их бизнес-структурами, формируют каркас предпринимательской инициативы и деятельности общественных организаций предпринимателей в регионах.

Реестр (Перечень] подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ свидетельствует, что Республика Молдова, ее регионы и муниципалитеты заключили 70 межрегиональных соглашений с регионами РФ. Среди них нашлось лишь единственное - Соглашение между исполнительным комитетом Гагаузии (Гагауз Ери) Республики Молдова и администрацией Краснодарского края Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 6 ноября 2015 года, заключенное регионом Молдовы с регионами Юга России1.

Внешнеторговые отношения предприятий Юга России и Республики Молдова носят достаточно устойчивый и интенсивный характер (рис. 3).

Внешняя торговля регионов Юга России и Республики Молдова

Рис. 3. Внешняя торговля регионов Юга России и Республики Молдова в 2013-2018 гг., млн. $ США2

Ростовская область, Краснодарский край и Волгоградская область активно сотрудничали с предпринимателями Республики Молдова, однако санкционные условия 2015 и 2016 гг. сократили межрегиональный внешнеторговый оборот, который снизился на 30-50 % для регионов Юга России с Молдовой (рис. 3).

Меры по выводу сотрудничества на уровень предпринимательских объединений в рамках Союзов «Торгово-промышленных палат РФ» и «ТПП» регионов обеспечивает в настоящее время новый этап сотрудничества. Тем самым обеспечивается и новый уровень инвестиционного развития территорий, где одним из инструментов конкурентоспособности муниципалитетов могут выступать международные деловые (бизнес] миссии, торговля технологиями, включение научных организаций в международное сотрудничество [4, с. 129-130].

Например, проведенные Российско-Молдавскии Деловым Советом ТПП РФ региональные форумы в Ростове-на-Дону (сентябрь 2017] и Курске (апрель 2019] показали, что «Кишинев выражает заинтересованность в трансферте российских технологий контроля высева семян и технологий точного посева зерновых культур» [5]. Данные технологии могут быть успешно внедрены в АПК Молдовы. Кроме того, бизнес-форумы сопровождаются подписанием крупных внешнеторговых контрактов.

1 Реестр (Перечень] подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ // URL: http://www.e-cis.info/index.php?id=248, дата обращения -30 апреля 2019 г.].

2 Рассчитано автором по данным таможенной статистики РФ.

Таким образом, реинтеграционные процессы и политика активизации межрегионального делового партнерства в сфере АПК для регионов Юга России могут быть существенно ускорены в результате реализации ряда мер:

1. Важно обеспечить межрегиональное сотрудничество необходимой нормативно-правовой базой в форме Соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве регионов с Республикой Молдова.

2. Следует использовать инициативы и предложения государств-партнеров по активизации внешней торговли, создания банков данных о перспективных технологиях, которые могут быть использованы в приоритетных производственных и услуговых сферах.

3. Торгово-промышленные палаты как общественные объединения предпринимателей могут выступить координирующим органом процесса активизации международного межрегионального сотрудничества.

Литература

1. Кутейко Е. Россия нашла новый торговый путь в Европу. 29 августа 2018 г. // URL: https://metagazeta.ru/business/rossiya-nashla-novyj-torgovyj-put-v-evropu/, дата обращения - 24 апреля 2019 г.].

2. Игнатова Т.В., Подольская Т.В. Возможности глобального управления мировой финансовой си-

стемой: реалии и перспективы // Век глобализации. 2014. № 2. С. 119-128.

3. Россия в цифрах. 2018: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2018 - 522 с.

4. Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Управление муниципальной собственностью в аспекте теории

конкурентоспособности территории // Гуманитарий Юга России. 2018. Том. 7. № 2. C. 122-134.

5. Фомина И. Выездное заседание Российско-Молдавского делового совета прошло в Курске // URL: http://www.tppro.ru/news/4468.html, дата обращения - 10 мая 2019 г.].

Yevchenko Natalia Nickolaevna, Doctor of Science (Economics], Professor of the World Economy and Foreign Economic Relations Department, Economic Faculty, Southern Federal University (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected]

FOREIGN ECONOMIC COOPERATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR: DIRECTIONS AND MEASURES TO DEEPEN THE INTERACTIONS OF THE REGIONS OF MOLDOVA AND SOUTH OF RUSSIA Abstract

In the article the need to expand of interregional foreign trade cooperation for the regions are discussed. The directions of interregional foreign economic interaction intensification are proposed, based on the law, regulatory improving and using the potential of business support institutions as the Russian chambers of commerce and industry.

Keywords: foreign trade, agro-industrial products, regions, institutions of stimulating foreign trade in goods and services, external economic cooperation, business support, international cooperation, regional economic systems, foreign trade turnover of Russia and Moldova.

References

1. Kutejko E. Rossiya nashla novyj torgovyj put' v Evropu. 29 avgusta 2018 g. // URL: https://metagazeta.ru/business/rossiya-nashla-novyj-torgovyj-put-v-evropu/, data obrashcheniya -24 aprelya 2019 g.).

2. Ignatova T.V., Podol'skaya T.V. Vozmozhnosti global'nogo upravleniya mirovoj finansovoj sistemoj: realii i perspektivy // Vek globalizacii. 2014. № 2. S. 119-128.

3. Rossiya v cifrah. 2018: krat. stat. sb. / Rosstat. M., 2018 - 522 s.

4. Ignatova T.V., Martynenko T.V. Upravlenie municipal'noj sobstvennost'yu v aspekte teorii konkuren-tosposobnosti territorii // Gumanitarij YUga Rossii. 2018. Tom. 7. № 2. C. 122-134.

5. Fomina I. Vyezdnoe zasedanie Rossijsko-Moldavskogo delovogo soveta proshlo v Kurske // URL: http://www.tppro.ru/news/4468.html, data obrashcheniya - 10 maya 2019 g.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.