Научная статья на тему 'ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ НАЧАЛА 2022 ГОДА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА'

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ НАЧАЛА 2022 ГОДА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
374
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ / ВСЕМИРНАЯ ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мураталиев Д.Р., Пудовкин Г.И.

Цель. В данной работе на первый план выводится проблематика внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2022 году, а также суждения о потенциальных методах защиты российских национальных и экономико-политических интересов, основанных на статистических данных и личных профессиональных наблюдениях. За основу берется период с января 2022 года по 5 марта 2022 года. Методы. Проводится исследование данных Федеральной таможенной службы РФ, Росморпорт и прочих источников, содержащих статистическую информацию по внешнеэкономической деятельности России в восточном направлении и мощностям основных транспортных узлов. Также были применены методы исторического познания, а именно: историко-сравнительный, хронологический и статистический методы. Результаты. В настоящей статье результатом исследования стал вывод основных тезисов по потенциальному будущему развитию не только внешнеэкономической деятельности российской стороны, но и по вопросам развития Дальнего Востока страны, экономической безопасности и независимости, расширения партнерской сети по направлению импорт - экспорт, будущих политических и социальных тенденций. Научная новизна. Эта проблематика является новой в рамках изучения и формирования международных отношений. Более того, последствия событий начала 2022 года еще не сформировались в полной мере и миру еще предстоит ощутить на себе их эффект. Также не стоит обделять вниманием тот факт, что текущие реалии могут измениться в любой момент, тем самым меняя вектор развития не только отдельно взятых держав, но и всего человечества в целом, переставляя фигуры на «Великой шахматной доске» таким образом, что точно предсказать будущие позиции игроков не представляется возможным. Практическая значимость. Настоящая статья несет значимость изучения внешнеэкономической деятельности и международных финансовых потоков как неотделимой части международных отношений, а также тесной взаимосвязи политики и экономики. Современные условия диктуют новые правила подхода к изучению межгосударственных связей, фокусируясь не только на деятельности правительств, но и на работе даже небольших региональных компаний, которые в общей совокупности формируют общую картину текущей международной арены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL ECONOMIC REALITIES IN THE BEGINNING OF 2022 FOR RUSSIAN FEDERATION AND INTERNATIONAL BUSSINESS

Objective. This article highlights the problems of foreign economic activity of the Russian Federation in 2022, as well as judgments about potential methods of protecting Russian national and economic and political interests based on statistical data and personal professional observations. The period from January 2022 to March 5, 2022 is taken as a basis. Methods. The data of the Federal Customs Service of the Russian Federation, Rosmorport and other sources containing statistical information on Russia’s foreign economic activity in the eastern direction and the capacities of the main transport hubs are being studied in this article. Methods of historical cognition were also applied, namely: historical-comparative, problem-chronological and ideographic methods. Results. In this article, the research resulted in the conclusion of the main theses on the potential future development of not only the foreign economic activity of the Russian side, but also on the development of the country’s Far East, economic security and independence, expansion of the partner network in the import - export direction, future political and social trends. Scientific novelty. This problem is new in the framework of the study and formation of international relations. Moreover, the consequences of the events of the beginning of 2022 have not yet been fully formed and the world has yet to feel their effect. Also, one should not neglect the fact that the current realities can change at any moment, thereby changing the vector of development not only of individual powers, but of humanity as a whole, rearranging the pieces on the “Great Chessboard” in such a way that it is not possible to accurately predict the future positions of the players. Practical significance. This article carries the importance of studying foreign economic activity and international financial flows as an inseparable part of international relations, as well as the close relationship between politics and economics. Modern conditions dictate new rules of approach to the study of interstate relations, focusing not only on the activities of governments, but also on the work of even small regional companies, which collectively form the overall picture of the current international arena.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ НАЧАЛА 2022 ГОДА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА»

УДК: 338

O13, P48

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ НАЧАЛА 2022 ГОДА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Ассистент,

кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета

Казань, Россия. Мураталиев Динас Русланович т. dinas@ma.il. ги

Магистрант

Института международных отношений Казанского федерального университета

Казань, Россия.

Пудовкин Григорий Игоревич

pudovkin.grisha@mail. ги

Аннотация

Цель. В данной работе на первый план выводится проблематика внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2022 году, а также суждения о потенциальных методах защиты российских национальных и экономико-политических интересов, основанных на статистических данных и личных профессиональных наблюдениях. За основу берется период с января 2022 года по 5 марта 2022 года.

Методы. Проводится исследование данных Федеральной таможенной службы РФ, Росморпорт и прочих источников, содержащих статистическую информацию по внешнеэкономической деятельности России в восточном направлении и мощностям основных транспортных узлов. Также были применены методы исторического познания, а именно: историко-сравнительный, хронологический и статистический методы.

Результаты. В настоящей статье результатом исследования стал вывод основных тезисов по потенциальному будущему развитию не только внешнеэкономической деятельности российской стороны, но и по вопросам развития Дальнего Востока страны, экономической безопасности и независимости, расширения партнерской сети по направлению импорт - экспорт, будущих политических и социальных тенденций.

Научная новизна. Эта проблематика является новой в рамках изучения и формирования международных отношений. Более того, последствия событий начала 2022 года еще не сформировались в полной мере и миру еще предстоит ощутить на себе их эффект. Также не стоит обделять вниманием тот факт, что текущие реалии могут измениться в любой момент, тем самым

меняя вектор развития не только отдельно взятых держав, но и всего человечества в целом, переставляя фигуры на «Великой шахматной доске» таким образом, что точно предсказать будущие позиции игроков не представляется возможным.

Практическая значимость. Настоящая статья несет значимость изучения внешнеэкономической деятельности и международных финансовых потоков как неотделимой части международных отношений, а также тесной взаимосвязи политики и экономики. Современные условия диктуют новые правила подхода к изучению межгосударственных связей, фокусируясь не только на деятельности правительств, но и на работе даже небольших региональных компаний, которые в общей совокупности формируют общую картину текущей международной арены.

Ключевые слова: мировая политика, международные отношения, внешнеэкономическая деятельность, импорт, экспорт, банковские системы, всемирная логистика.

Конфликт интересов: авторами не заявлен.

EXTERNAL ECONOMIC REALITIES IN THE BEGINNING OF 2022 FOR RUSSIAN FEDERATION AND INTERNATIONAL

BUSSINESS

Assistant,

Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Murataliev Dinas Ruslanovich m. dinas@mail. ru

Undergraduate, Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Pudovkin Grigory Igorevich pudovkin.grisha@mail.ru

Abstract

Objective. This article highlights the problems of foreign economic activity of the Russian Federation in 2022, as well as judgments about potential methods of protecting Russian national and economic and political interests based on statistical data and personal professional observations. The period from January 2022 to March 5, 2022 is taken as a basis.

Methods. The data of the Federal Customs Service of the Russian Federation, Rosmorport and other sources containing statistical information on Russia's foreign economic activity in the eastern direction and the capacities of the main transport hubs are being studied in this article. Methods of historical cognition were also ap-

plied, namely: historical-comparative, problem-chronological and ideographic methods.

Results. In this article, the research resulted in the conclusion of the main theses on the potential future development of not only the foreign economic activity of the Russian side, but also on the development of the country's Far East, economic security and independence, expansion of the partner network in the import - export direction, future political and social trends.

Scientific novelty. This problem is new in the framework of the study and formation of international relations. Moreover, the consequences of the events of the beginning of 2022 have not yet been fully formed and the world has yet to feel their effect. Also, one should not neglect the fact that the current realities can change at any moment, thereby changing the vector of development not only of individual powers, but of humanity as a whole, rearranging the pieces on the "Great Chessboard" in such a way that it is not possible to accurately predict the future positions of the players.

Practical significance. This article carries the importance of studying foreign economic activity and international financial flows as an inseparable part of international relations, as well as the close relationship between politics and economics. Modern conditions dictate new rules of approach to the study of interstate relations, focusing not only on the activities of governments, but also on the work of even small regional companies, which collectively form the overall picture of the current international arena.

Keywords: world politics, international relations, foreign economic activity, import, export, banking systems, global logistics.

Conflict of Interest: no conflict of interest is declared by the authors.

Введение

История неоднократно показывала, как мир может измениться за считанные часы или даже секунды. Одно решение могло кардинально развернуть вектор развития не только одной отдельно взятой страны или региона, но и всего человечества. Ни один правитель по тем или иным причинам не смог избежать завершения своего политического пути, ни одна империя не смогла и не сможет существовать вечно. «Золотой век» любого народа рано или поздно достигал своего завершения. Политические идеологии и философские идеи в конечном итоге либо устаревают и уходят в забвение, либо претерпевают некоторые изменения и формируют новое направление. Весьма простой закон о цикличности жизни и сменяемости ее элементов в общей системе остается фундаментальной основой всего.

На страницах каждого школьного учебника биологии весьма четко описывается появление тех или иных особенностей у животных: мех и шерсть появилась с целью сохранения тепла, клыки и когти у хищников - для нападения, расположение глаз у травоядных - для обнаружения опасностей и т. д. Однако не стоит забывать, что человек точно также подвержен влиянию эволюционных процессов. Безусловно, учитывая современную конъектуру мира и технологическое развитие, у людей не вырастает обильный волосяной покров, так как для этого есть одежда. Больше не нужно обладать вну-

шающими физическими данными - для этого есть боевые искусства или, как бы это странно не звучало, оружие. Нет такой необходимости собственными глазами видеть все на 360 градусов, когда есть Интернет. Тем не менее стоит учитывать, что человек может и не меняется визуально в процессе эволюции, но при этом тем или иным образом приспосабливается под влиянием окружающего мира, внося в него свои коррективы.

Основная часть

Россия на международной арене в данный промежуток истории находится именно в том положении, когда требуются не только изменения, но и доведение ранее начатых процессов до их логического завершения. Речь идет об ориентации политической и экономической деятельности на Азию и Ближний Восток. Очевидно, что в первом случае фокус идет на развитие дипломатических связей со странами региона, в том числе организацию соответствующих мероприятий и перекрестных годов, а также на подготовку новых компетентных специалистов по данному направлению. Однако внешнеэкономическая деятельность выдвигает куда более сложные и комплексные задачи.

Международная экономика завязана на трех основных составляющих -импорт, экспорт и финансовые потоки. Ввоз тех или иных товаров в страну из других государств позволяет экономике сократить затраты в одном направлении, которое может быть и вовсе невыгодным по целому ряду причин, тем самым освобождая мощности для развития приоритетных отраслей. Таким образом Япония, которая не обладает обширной территорией и полезными ископаемыми, остро нуждается в энергии для поддержания своего производства, поставляющего на рынки мира высокотехнологичные механизмы, их комплектующие и автомобили. В 2020 году, который прошел под «эгидой» всемирной пандемии, Страна восходящего солнца достигла отметки экспорта в 641 миллиард долларов США [1]. При этом импорт остановился на отметке в 635 миллиардов долларов США, порядка 30 % которого состоял именно из энергетических или иных ресурсов. Таким образом, баланс ввозимой и вывозимой продукции позволяет Японии сфокусироваться на том, что ей удается лучше и дешевле всего.

Другим достаточно важным примером можно назвать китайский импорт продукции агропромышленного комплекса. Как известно, Российская Федерация и ее сельскохозяйственный сектор в состоянии обеспечить не только собственные нужды в пищевой промышленности, но и предоставлять выгодные условия покупки для других стран, одной из которых является Поднебесная. Большая часть территории современного Китая либо плохо приспособлена к сельскому хозяйству (Северная его часть), либо уже занята огромными производственными мощностями, приносящими в разы больше прибыли. Так, например, в 2020 году по подсчетам Минсельхоза Российской Федерации на китайских партнеров пришлось порядка 13 % всех поставок продукции АПК [2]. При этом только пищевых товаров было экспортировано на сумму около четырех миллиардов долларов США [3]. Из этой информации можно сделать следующие выводы. Во-первых, вышеупомянутая сумма вернулась в денежный оборот России, а также привнесла немалый

вклад в бюджет страны за счет пошлин, НДС и налогов на прибыль компаний-экспортеров. Во-вторых, учитывая население КНР, это далеко не предельные значения. В-третьих, стоит отметить огромные перспективы развития данного направления. Даже в 2021 году, несмотря на засуху и пожары, Россия смогла поставить в Китай продукции АПК на общую сумму порядка 3,5 миллиардов долларов США [4]. При этом для Российской федерации Поднебесная остается лидером списка импортных сделок. Таким образом, экономическое взаимодействие Пекина и Москвы позволяет не только успешно реализовывать произведенные товары, но и направлять денежные потоки внутрь своих держав.

На данном этапе в системе «импорт - экспорт» появляется третья составляющая - циркуляция финансов. Деньги поступают от покупателя в банк, находящийся в стране продавца, тем самым позволяя ему запускать их в работу, а именно осуществлять биржевые сделки, финансировать различные проекты, выдавать кредиты и прочее. Все это позволяет создать благоприятный экономический климат внутри страны, привлекая в нее новые инвестиции. При этом банковский счет продавца остается неизменным до момента начала осуществления новой продажи. Более того, как говорилось ранее, бюджет государства пополняется за счет пошлин, уплаты НДС, налогов и прочего, что, в свою очередь, позволяет выделять средства на реализацию политических и социальных целей державы. Такая циркуляция финансов позволяет сохранить жизнеспособность частного бизнеса и укрепить позиции правительства, тем самым обеспечивая развитие страны во всех направлениях.

Однако стоит учитывать, что вся вышеуказанная система будет функционировать именно таким образом только при идеальном стечении обстоятельств. К сожалению, современная международная обстановка не является таковой, что приводит к возникновению новых вызовов правительству РФ и российскому обществу в целом. В данной ситуации наиболее рациональной выглядит стратегия разворота вектора развития в сторону Востока, который был начат Москвой еще задолго до 2022 года. В этом направлении следует особенно выделить следующие пункты: логистика, финансовые потоки и рынки сбыта продукции.

Далеко не секрет, что торговыми «артериями» на протяжении всей истории человечества всегда являлись торговые пути и транспортные узлы. От их работоспособности и возможностей зависят сроки поставки товаров, общая стоимость продукции для покупателя, а также список отправляемых и принимаемых грузов. В связи с текущими обстоятельствами Европейский союз ввел ряд ограничений в отношении одного из крупнейших и значимых портов России - Новороссийского морского торгового порта [5]. Через НМТП ежемесячно проходит огромное количество товаров. В среднем фактическая пропускная способность Грузового района данного транспортного узла составляет от 1,5 до 2 миллионов единиц в месяц, что делает его весьма значимой частью международной торговли [6]. В данный момент Новороссийский порт временно не принимает и не отправляет грузы, тем самым создавая дефицит ряда товаров в точках назначения и переизбыток внутри страны. Альтернативным вариантом могли бы стать порты Ленинградской

области. Так, например, пропускная мощность Усть-луга составляет порядка 140 000 тысяч тонн в год и 440 000 20-футовых контейнеров [7]. Тем не менее, несмотря на отсутствие прямых ограничений, целевым направлением транспортных узлов вышеупомянутого региона являются европейские страны, что делает их деятельность на сегодняшний день в определенной степени неактуальной. Помимо всего прочего, также невозможным становится осуществление поставок товаров по суше в Европу.

Таким образом, основываясь на вышеупомянутой информации, можно прийти к выводу, что статус транспортных узлов, расположенных на Дальнем Востоке России, а также в Забайкальском регионе, в рамках поставок по суше сильно возрастает. Очевидно, что данное направление развито в меньшей степени, однако, порт Восточный, хоть и проигрывает НМТП по пропускной способности сухих и наливных грузов, превосходит по контейнерной перевалке, которая в среднем составляет порядка 700 тысяч единиц TEU в год [8]. Также стоит учесть возможности МАПП и ЖДПП Забай-кальск - Маньчжурия, через которые проходят ежедневно порядка 2 000 единиц грузовых авто и 1 000 единиц по ж/д линии [9].

Более того, стоит учесть, что текущая международная политическая обстановка сказывается и на крупнейших игроках в сфере логистики. Так, например, датская компания Maersk, которая значительно интегрирована в китайско-российскую торговлю, приостановила свою деятельность в России, что, конечно же, скажется на скорости отправки грузов в контейнерах [10]. Тем не менее даже при таких обстоятельствах можно найти альтернативу. Две из 11 самых крупных морских линий, а именно COSCO и OOCL, контролирует Китай, тем самым оставляя не только иной выход из ситуации, но и выбор между конкурирующими фирмами [11].

Основываясь на данной информации, можно предположить, что количество грузов в портах Ближнего Востока, Индии, Бангладеша, Вьетнама, Китая и т. д. станет только больше, что увеличит их совокупную прибыль, привлечет новые инвестиции в развитие транспортных узлов этих стран, а также даст возможность России беспрепятственно осуществлять свою деятельно по направлению импорт - экспорт.

Следующим этапом после решения логистических задач и доставки товара становится вопрос оплаты и получения финансовых средств за проделанную работу. Как известно, по причине текущей международной обстановки, ряд российских банков был отключен от системы SWIFT, которая позволяет осуществлять обмен информацией между банками в разных странах и проводить платежи в безопасной, стандартизированной форме. Большинство крупных банков уже на протяжении нескольких лет активно используют данную технологию, и современную торговлю, казалось бы, невозможно представить без этого. Однако даже в этом направлении имеется альтернатива. Китай, начиная с 2015 года, продуктивно внедряет и использует свой аналог - CIPS [12]. К китайской системе международных платежей российский банковский сегмент уже давно присматривается, но в нынешних условиях китайская платежная система может стать «спасательным кругом» для целого ряда компаний. Помимо всего прочего, CIPS использует в качестве валюты исключительно юань, что также исключает валютные

риски, связанные с колебаниями доллара и евро на рынке. Более того, данный фактор также может привести к более стабильному ценообразованию на импортные товары внутри Российской Федерации.

Однако система CIPS применима на данный момент только в рамках сотрудничества с КНР. Вполне вероятным в текущей международной ситуации кажется тот факт, что Пекин может начать продвигать свою платежную альтернативу по мере развития и разрастания инициативы «Один пояс -один путь», тем самым расширив зону действия CIPS, но пока это лишь предположение.

С другими странами, как, например, Индия, расчет может производиться через корреспондентский счет или же по средствам аккредитива, который, хоть и увеличивает затраты, но все же дает гарантии выполнения обязательств сторон договора.

Правильно выстроенная логистика, а также налаженные финансовые потоки, позволят функционировать внешнеэкономической деятельности России на близком к прежнему уровню. Остается единственная задача - вопрос рынков сбыта и снабжения. В данном аспекте можно с уверенностью заявить, что большая часть товаров можно перекрыть за счет ближневосточных и азиатских партнеров Москвы. Так, например, Китайская Народная Республика в состоянии полностью закрыть потребности российского потребителя. Основными экспортными позициями Пекина выступают промышленное оборудование, бытовая и электрическая техника, инструменты, товары общего пользования (игрушки, велосипеды, изделия из пластмассы и т. д.), детали и комплектующие и, конечно, значительный выбор автомобилей [13]. Последние в ближайшей перспективе, вероятно, смогут занять весьма прибыльную нишу на российском рынке, привлекая к себе внимание за счет технологичности, относительно невысокой цены и доступности в поставках. Более того, Индия также в состоянии удовлетворить потребности российского общества в технологиях, механизмах, текстиле и химической промышленности, которые являются основными экспортными позициями для Нью-Дели [14]. Стоит признать факт, что ряд товаров, а именно кофе, некоторые фрукты и т. д., будет сложно заменить или сохранить их ценовое значение, так как они крайне сильно зависят от логистики и, зачастую, поступают в РФ через западную границу страны. Тем не менее основные и стратегические потребности России могут быть закрыты через торговлю с Ближним Востоком и Азией, которые также выступают огромными рынками потребления российских экспортных товаров. В первую очередь речь идет о различных энергетических позициях, а именно ядерная промышленность и топливо. По данным Федеральной таможенной службы РФ в 2021 году вышеупомянутая группа товаров составила 71 % российского экспорта в Поднебесную [15]. То же самое утверждение будет справедливым и по отношению к Индии [16].

Таким образом, как можно заметить по вышеуказанной информации, учитывая внешнеэкономическую деятельность только с Пекином и Нью-Дели, можно закрыть большую часть как импортных, так и экспортных потребностей Российской Федерации.

Заключение

Итак, резюмируя все ранее высказанные суждения, можно вывести ряд заключений. Во-первых, несмотря на текущие тенденции развития международных отношений для России, все также остаются альтернативные пути развития как в политическом, так и в экономическом направлениях. Во-вторых, финансирование и денежные потоки будут все больше направляться в сторону Востока, тем самым развивая дальневосточные регионы РФ. В-третьих, потребности, а также возможности азиатских и ближневосточных партнеров Москвы с каждым годом только увеличиваются, что позволит не только закрыть пробел, созданный западными коллегами, но и, возможно, выйти за его рамки. В-четвертых, российский бизнес в сложившейся ситуации будет искать альтернативные способы финансового взаимодействия с другими государствами, тем самым усиливая конкуренцию в данном направлении и ослабляя позиции западных систем. В-пятых, сам разворот на Восток приведет к появлению необходимости подготовки новых компетентных специалистов, способных взаимодействовать с ближневосточными и азиатскими партнерами. В долгосрочной перспективе, учитывая постоянную сменяемость поколений, данный фактор в итоге может привести к еще большей интеграции России в восточные политические и экономические системы. Таким образом, основываясь на вышеуказанных пунктах, в реалиях 2022 года Россию могут ожидать сильные изменения, адаптация к новым условиям, но точно не коллапс всех сфер жизнедеятельности российского общества.

Список литературы

1. Годовая статистика международной торговли товарами (Япония) // Trendeconomy. - URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Japan/TOTAL .

2. Россия в 2020 году показала рекорд по поставкам продовольствия за рубеж // РБК. -

URL: https://www.rbc.ru/business/09/03/2021/604217269a79471196c1131b.

3. Годовая статистика международной торговли товарами (Китай) // Trendeconomy. - URL:

https://trendeconomy.ru/data/h2?reporter=China&trade_flow=Export,Import&part ner=Russia&indicator=TV,YoY&time_period=2020.

4. Торговля между Россией и Китаем в 2021 г. // Russian-trade. - URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2021 -g/.

5. Евросоюз ввел санкции в отношении Новороссийского морского торгового порта // Коммерсант. -

URL: https://www.kommersant.ru/doc/5237328.

6. Группа НМТП. Доступная мощность // НМТП. - URL: http://www.nmtp.info/holding/business/available_power/.

7. Росморпорт. Морские порты (Северо-Западный бассейновый Филиал) // Росморпорт. - URL: https://www.rosmorport.ru/filials/spb_seaports/.

8. Росморпорт. Морские порты (Дальневосточный бассейновый филиал) // Росморпорт. - URL: https://www.rosmorport.ru/filials/vlf_seaports/.

9. Пропускные пункты Забайкальского края // Мининвест. - URL: https://media.75.ru/mininvest/documents/111515/propuska.pdf#:~:text=Пропускн ая%20способность%20составит%3Л%20Транспортные%20средства%3Л,год %20(20%20740%20в%20сутки).

10. Мировой лидер контейнерных перевозок Maersk остановил работу с Россией // БФМ. - URL: https://www.bfm.ru/news/494195.

11. 11 крупнейших контейнерных морских линий мира] // Cargotime. -URL: https://cargotime.ru/nachinayushhij-logist/11-morskix-linij/.

12. Что нужно знать о китайской системе CIPS, или клиринге трансграничных платежей в юанях? // Рамблер. - URL: https://finance.rambler.ru/markets/46517271-chto-nuzhno-znat-o-kitayskoy-sisteme-cips-ili-kliringe-transgranichnyh-platezhey-v-yuanyah/.

13. Структура экспорта Китая // VC. - URL: https://vc.ru/trade/249968-struktura-eksporta-kitaya.

14. Индия импорт и экспорт // Союзконсалт. - URL: https://souzconsalt.com/product/india/.

15. Товарооборот России и Китая в 2021 году побил рекорд // Open-broker. - URL: https://journal.open-broker.ru/radar/rekord-tovarooborota-rossii-i-kitaya/.

16. Годовая статистика международной торговли товарами (Индия) // Trendeconomy. - URL:

https://trendeconomy.ru/data/h2?commodity=TOTAL&reporter=India&trade_flow =Import,Export&partner=Russia&indicator=TV,YoY&time_period=2020.

References

1. Annual statistics of international trade in goods (Japan) // Trendeconomy. - URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Japan/TOTAL.

2. Russia in 2020 showed a record for food supplies abroad - RBC // RBC -URL: https://www.rbc.ru/business/09/03/2021/604217269a79471196c1131b.

3. Annual statistics of international trade in goods (China) // Trendeconomy. - URL:

https://trendeconomy.ru/data/h2?reporter=China&trade_flow=Export,Import&part ner=Russia&indicator=TV,YoY&time_period= 2020.

4. Trade between Russia and China in 2021 // Russian-trade. - URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2021 -g/.

5. The European Union has imposed sanctions on the Novorossiysk commercial sea Port // Kommersant. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5237328.

6. NCSP Group. Available power // NCSP. - URL: http://www.nmtp.info/holding/business/available_power/.

7. Rosmorport. Seaports (Northwest Basin Branch) // Rosmorport. - URL: https://www.rosmorport.ru/filials/spb_seaports /.

8. Rosmorport. Seaports (Far Eastern Basin branch) // Rosmorport. - URL: https://www.rosmorport.ru/filials/vlf_seaports/.

9. Checkpoints of the Trans-Baikal Territory // Mininvest. - URL: https://media.75.ru/mininvest/documents/111515/propuska.pdf

#:~:text=Throughput%20 capaci-

ty%20composes%3A%20transport%20credits%3A,year%20(20%20740°/o20b°/o20s).

10. The world leader in container shipping, Maersk, has stopped working with Russia // BFM. - URL: https://www.bfm.ru/news/494195.

11. 11 largest container shipping lines in the world // Cargotime. - URL: https://cargotime.ru/nachinayushhij-logist/11-morskix-linij /.

12. What do you need to know about the Chinese CIPS system, or clearing cross-border payments in yuan? // Rambler. - URL: https://finance.rambler.ru/markets/46517271-chto-nuzhno-znat-o-kitayskoy-sisteme-cips-ili-kliringe-transgranichnyh-platezhey-v-yuanyah/.

13. China's export structure // VC. - URL: https://vc.ru/trade/249968-struktura-eksporta-kitaya.

14. India import and export // Soyuzconsult. - URL: https://souzconsalt.com/product/india/.

15. The trade turnover between Russia and China in 2021 broke a record // Open-broker. - URL: https://journal.open-broker.ru/radar/rekord-tovarooborota-rossii-i-kitaya/.

16. Annual statistics of international trade in goods (India) // Trendecono-my. - URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://trendeconomy.ru/data/h2?commodity=TOTAL&reporter=India&trade_flow =Import,Export&partner=Russia&indicator=TV,YoY&time_period= 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.